Вещайте теперь, витии; я, могила, заключаю в себе уста великого Амфилохия, связанные молчанием. 109. Другое Вот гробница медоточивого Амфилохия, который некогда превосходил всех каппадокийцев своим красноречием и добросердечием. 110. Вассу Вдали от отечества разбойнической рукой умерщвлен ты, друг Васс, более всех Христу угождавший. Тебя заключает в себе не отечественная могила. Однако же великое имя твое осталось в наследие всем каппадокиянам; оно написано на таких столпах, которые лучше незыблемых. Вот памятник, воздвигаемый тебе Григорием, которого ты любил! 111. Другое 147 Ты, Васс, как Авраам, принял на лоно свое Картерия, несомненного сына твоего по духу. Но и я, хотя бы и сокрыл меня один гроб с моим родителем, неразлучен буду с вашим сотовариществом. 112. Никомиду Отшел от нас ты, Никомид, моя слава. Как же докончат свою жизнь твои дети, – эта чистая чета? Чья рука довершит прекрасный храм? Чей ум воспошлет к Богу совершенную жертву? С тех пор как ты, блаженный, так скоро вступил в общение с пренебесными, чего не потерпел несчастный род человеческий? 113. Другое 148 Посмотри и на могилу Никомида, если слыхал ты о том Никомиде, который, соорудив храм великому Христу, сперва себя, а потом девство чад своих принес в славную, чистую жертву, потому что ничего не нашел у себя лучшего сей иерей и наилучший родитель. За это и вступил он скоро в общение с великой Троицей. 114. Другое Наконец, Никомид, отошел ты в славную жизнь, но очень скоро похищен отселе. Кто же дал на это свой приговор? Царь Христос, чтобы вместе со священной четой своих чад с небес правил твоим народом. 115. Картерию Куда ты, любезнейший из товарищей, достославный Картерий, отошел так поспешно, оставив на земле меня, обремененного трудами? Куда удалился ты, управлявший кормилом моей юности, когда на чужой стороне изучал я слово, – ты, который привязал меня к жизни бесплодной? Без сомнения, для тебя всего вожделеннее Царь Христос, Которым теперь обладаешь. Молния великославного Христа, превосходнейшая ограда благонравия, бразды моей жизни, не забывай Григория, которого образовал ты в добрых нравах, что было уже давно, мой вождь к добродетели, Картерий! 116. Другое 149

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

деле обретения честной главы Пророка и Крестителя Господня Иоанна. Киновия Югитская Югитская киновия находилась в Югите, плодороднейшем месе Келесирии. Основана была она во второй половине IV века келесирийским подвижником Павлом. Она была обширна и благоустроена во всех отношениях. В V веке обитель Павла в Югите далеко была известна и славилась своим внешним устройством и высокою степенью подвижничества ее иноков. 27   О дальнейшей судьбе Югитской киновии неизвестно. Кроме настоятеля Югитской киновии, преподобного Павла, не сохранилось в церковно-исторических сочинениях имен других подвижников, в ней процветавших. Преподобный Павел жил во второй половине IV и в первой – V века. Родом он был из келесирийского селения Телмиссы. Каких лет вступил он на путь подвижничества, неизвестно. Он был в числе первых подвижников Сирии, каковы: Валентин, Феодор, Мароза, и начал во второй половине IV века вести подвижническую жизнь в Келесирии в такое время, когда там еще господствовало язычество, особенно по селениям, а потом в разных местах устроил много общежительных монастырей, между коими важнейшею была киновия в Югите. Из слов Созомена , что Павел, основав общежительные обители, как следовало, руководил их к уразумению любомудрия, т.е. подвижничества, видно, что он обладал духовною опытностью и мудростью, когда чувствовал себя способным руководить других в трудном деле подвижничества. Так же, как другие, современные ему келесирийские подвижники, и Павел жил долго, и так же, как они, ревностно и успешно распространял Христову веру среди жителей язычников. Скончался преп. Павел в Югитской киновии; в ней же был и погребен: там и гроб его, предел жизни долговременной, говорит Созомен; ибо Павел, следуя славному и святому способу любомудрия, дожил до нашего времени. Преподобные Валентин Емесский, Валентин Титтский, Феодор, Мароза, Васс и Вассоний. Эти подвижники были сирийцы: Валентин из Емессы, Феодор и другой Валентин из селения Титты Апамейской номы, Мароза из селения Нехилов, Васс и Вассовий из Келесирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И как значительная пышность собора может быть поводом для многих к презрению и унижению веры, так и многочисленность разглагольствующих язычников или неверующих, особенно еретиков, может привести весьма многих из простых (чего не дай Бог) к отпадению. Когда о тех будут думать, что они достойны того, чтобы рассуждать с ними, о чем им угодно: тогда эти учение правой веры могут свести к разным богохульствам. Ибо иначе зачем избирают этот пункт те, которые до сих пор до такой степени не знают того, о чем мудрствуют, что постоянно нуждаются в собраниях по поводу своей веры? Пергамий, епископ Антиохии писидийской, вооружившись правою верою и отрицая все противное благочестию, подписал то, что постановлено посредничеством всех святых. Милосердие Божие да сохранит тебя на многие лета, христолюбивый и Божиею милостью превознесенный император! Евтропий, епископ города ададского, тоже. Павлин, епископ апамейский, тоже. Ливаний, епископ паральский, тоже. Александр, епископ селевкийский, тоже. Максим 384 , епископ гортинский, тоже. Васс, епископ неапольский, тоже. Флорентий, епископ адрианопольский, тоже. Минофил 385 , епископ метропольский, тоже. Феодор, епископ феодосиопольский, тоже. Маркиан, епископ филомельский, тоже. Евгений, епископ синнадский, тоже. Политиан, епископ созопольский, тоже. Аттал, епископ малинопольский, тоже. Кастин, епископ лименопольский, тоже. XXXVIII. Послание епископов сардийского собора в Лидии к императору Льву Благочестивейшему государю и христолюбивейшему императору нашему Льву, постоянному августу, малый и смиренный собор, собравшийся в митрополии Сардах в вашей Лидии. Недавно принявшие власть вашего благочестия святейшие церкви Божии, основанные в Лидии, на самих первых порах видят увеличение со стороны вашего миролюбия великой заботы и ревности по вере православной. Посему, непрестанно вознося молитвы к Богу за власть вашего благоверия, чтобы Он сохранил вашу жизнь в мире и на многие лета, некоторые приобретают более покойную жизнь себе, своим священникам и своему народу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Святой мученик Емилиан пострадал за Христа при императоре Юлиане Отступнике (361–363). Святой Емилиан, славянин по происхождению, был рабом градоначальника города Доростола во Фракии. В гонениях на христиан, воздвигнутых императором Юлианом, хозяин святого Емилиана вместе со многими отпал в язычество, Емилиан же тайно хранил верность Христу. В 363 году по приказу императора в Доростол прибыл игемон Капитолин, чтобы полностью искоренить христианство. Капитолин возобновил языческие жертвоприношения в капищах и начал розыск тайных христиан. Емилиан, скорбя о поругании святой веры, взял железный молот и, незаметно войдя в пустой языческий храм, в то время, когда все были на пиру по случаю приезда игемона, разбил в нем статуи идолов и раздробил светильники. Язычники, обнаружив разгром, начали искать виновного и схватили ничего не знавшего крестьянина, случайно проходившего мимо. Узнав об этом, святой Емилиан пришел в судилище и открыл чиновникам, что капище разорил он. На требование игемона Капитолина открыть свое имя, Емилиан назвался христианином и тем засвидетельствовал верность Христу. На вопрос, кто научил его разорить храм, святой ответил, что источником его поступка был Сам Бог, Который дал ему необыкновенную силу. Говоря о своей вере, святой Емилиан противопоставлял Величие Бога-Творца бездушию идолов, созданных человеческими руками. Жестокие пытки не сломили твердости духа святого мученика. Тогда игемон велел бросить его в костер. Стоя в костре, святой Емилиан молился, обратившись лицом к востоку, и пламя не могло коснуться его. Когда огонь уже угасал, мученик лег на горящие угли и предал душу Господу. Тело его, не поврежденное огнем, взяли окрестные христиане и с честью погребли вблизи города. Мужество святого мученика побудило и других христиан не скрывать своей веры. После кончины святого Емилиана были замучены исповедники Васс, Максим, Павел, Секунд, Донат, Марин и Юст. Впоследствии в Константинополе был выстроен храм во имя святого мученика Емилиана, куда перенесли его нетленные мощи. В каноне святому мученику Емилиану, написанном преподобным Иосифом Песнописцем (†883; память 4 апреля), говорится, что святые мощи мученика источают миро (Песнь 6-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

p. 177. ed» Paris 1669 p. 1. p. 177. Kinkel. Gescii. der bild. Kiinste. I. taf. 7. e. Lubhe. Gesch. dor Plastic 1. s. 274. Kraus. Roma sott. p. 325 (неполное изображение); его же: Christi. Kunst. р. 117 (также неполно). Буслаев, общ. пон. о русск. иконописи. См. Сборник общ. древне-русск. иск. при Моск. публ. музее 1866 г. стр. 46. 66 В помещенной здесь надписи читаем: Hic depositus est Иши. Bassus, т. с. qui. vixit, annis. XLII. men. II. in. ipsa, praefectura, urbi, neofitus. iit. ad. Deum. VIII. Cal. sept. Evsebio. et. Vpatio. coss. «Здесь положен Юний Васс, который жил 42 года и 2 месяца. Во время своей префектуры в городе (Риме) он отошел, как неофит (новокрещенный) к Богу в 8-й день сентябрьских календ при консулах Евсевии и Ипатии (т. е. 23 августа 359 г.»). Знатная фамилия Бассов, как видно из слов Пруденция (Prudent. Symmach. I.558), была в числе первых фамилий патрициев, принявших христианство . Современник Юния Басса, Аммиан Марцеллин, сообщает также, что он умер вскоре после своего возведения в звание префекта римскаго. Kraus Нота sott. s. 324. 68 Было бы, конечно, несправедливо » предполагать, что изображение Бога Отца под формою человеческою впервые появилось только в 9-згь веке, как утверждают Эмери Давид и Рауль Рошетт: оно было известно по крайней мере в 4–5 в. Примеры: па саркофагах из катакомб Людины и Агнесы, где Бог изображен под образом старца, принимающего жертву Каина и Авеля; также на известном лютеранском саркофаге, на право от входа,– в группе св. Троицы и др. Martigny. Dix. des ant. chr. art. «Sarcophagea» p. 597, также art. «Dieu» p. 209. Там же примеры других подобных изображении. 73 В этом изображении мы имеем между прочим апологию православного способа крещения чрез погружение. Насколько нам известно, нет ни одного памятника древности, где бы можно было видеть обряд крещения чрез обливание или окропление. Сохранившиеся доселе вантистерии, напр. Латеранский в Риме, Флорентинскии, Пизский и др. составляют новое обличение католичества. Правда, католицизм постарался замаскировать истинное значение этих зданий: огромные резервуары в них, служившие для принятия крещаемых, заложены в настоящее время камнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В последнее время появилось много книг и печатных материалов, рассказывающих о братских православных народах. У людей возникает интерес: «А как живет Церковь Христова там, откуда пришло к нам Православие?» Опытом своего паломничества в древнюю и прекрасную, многострадальную и близкую сердцу Сербию делится петербургский священник Дионисий Астахов. Его рассказ о путешествии в Европу с семьей на машине называется «До видженья». «Русское шато» — так называют во французском Монжероне поместье, приобретенное дочерью Ярослава Мудрого b XI beke. За последние 900 лет эта земля видела многое, сейчас здесь снова русский островок с действующей православной церковью. Об истории прихода храма преподобного Серафима Саровского в Монжероне, буднях Русской Православной Церкви в Европе, о заботах священника во Франции — материал Ирины Левиной «Русский замок в Монжероне». «По человеческой немощи разделение или непонимание может быть в нашем приходе: все настолько разные по возрасту, национальности и языку,— говорит настоятель Свято-Троицкой церкви в Балтиморе (США) священник Иоанн Васс. — Но этого нет, Бог милостив, только через Его благодать мы стараемся находить единство, стараемся говорить на одном языке — языке любви». Автор записок об американском приходе Антонина Лагутина так и назвала их — «На языке любви». Тему продолжают «Шотландские встречи» Ольги Джарман, матушки англиканского священника, перешедшего в православие. Несколько лет, проведенных автором в Великобритании или «на Островах», как часто говорят русские, живущие здесь, не только открыли ей мир британского православия, но и британского христианства во всем его многообразии. Богом была подарена редкая возможность — посмотреть на жизнь британцев не глазами туриста, эмигранта, а изнутри. У православия — тысяча лиц. Русское, кенийское, китайское, бразильское... не сосчитать! Приходя на новую землю, христианство врастает в жизнь ее людей. И как знак полного принятия новой веры православные разных рас и национальностей приносят ей в дар свои традиции. В номере, выходящим в Петров пост, редакция предлагает заглянуть на кухни, где с молитвой и любовью готовятся блюда к постному столу. Елизавета Киктенко рассказывает о постных кухнях мира в материале «Путешествие длиною в пост».

http://old.aquaviva.ru/news/2011-06-28/2...

– Монах на монастырь просит, знал к кому прийти! – громко между тем проговорила стоявшая в левом углу девица. Но господин, подбежавший к Алеше, мигом повернулся к ней на каблуках и взволнованным срывающимся каким-то голосом ей ответил: – Нетс, Варвара Николавна, это не тос, не угадалис! Позвольте спросить в свою очередь, – вдруг опять повернулся он к Алеше, – что побудило васс посетить… эти недрас? Алеша внимательно смотрел на него, он в первый раз этого человека видел. Было в нем что-то угловатое, спешащее и раздражительное. Хотя он очевидно сейчас выпил, но пьян не был. Лицо его изображало какую-то крайнюю наглость и в то же время – странно это было – видимую трусость. Он похож был на человека, долгое время подчинявшегося и натерпевшегося, но который бы вдруг вскочил и захотел заявить себя. Или, еще лучше, на человека, которому ужасно бы хотелось вас ударить, но который ужасно боится, что вы его ударите. В речах его и в интонации довольно пронзительного голоса слышался какой-то юродливый юмор, то злой, то робеющий, не выдерживающий тона и срывающийся. Вопрос о «недрах» задал он как бы весь дрожа, выпучив глаза и подскочив к Алеше до того в упор, что тот машинально сделал шаг назад. Одет был этот господин в темное, весьма плохое, какое-то нанковое пальто, заштопанное и в пятнах. Панталоны на нем были чрезвычайно какие-то светлые, такие, что никто давно и не носит, клетчатые и из очень тоненькой какой-то материи, смятые снизу и сбившиеся оттого наверх, точно он из них, как маленький мальчик, вырос. – Я… Алексей Карамазов… – проговорил было в ответ Алеша. – Отменно умею пониматьс, – тотчас же отрезал господин, давая знать, что ему и без того известно, кто он такой. – Штабс я капитанс Снегиревс, в свою очередь; но все же желательно узнать, что именно побудило… – Да я так только зашел. Мне, в сущности, от себя хотелось бы вам сказать одно слово… Если только позволите… – В таком случае вот и стулс, извольте взять местос. Это в древних комедиях говорили: «Извольте взять место»… – и штабс-капитан быстрым жестом схватил порожний стул (простой мужицкий, весь деревянный и ничем не обитый) и поставил его чуть не посредине комнаты; затем, схватив другой такой же стул для себя, сел напротив Алеши, по-прежнему к нему в упор и так, что колени их почти соприкасались вместе.

http://azbyka.ru/fiction/bratya-karamazo...

Антонина Лагутина «По человеческой немощи разделение или непонимание может быть в нашем приходе: все настолько разные по возрасту, национальности и языку,— говорит настоятель Свято-Троицкой церкви в Балтиморе (США) священник Иоанн Васс.— Но этого нет, Бог милостив, только через Его благодать мы стараемся находить единство, стараемся говорить на одном языке — языке любви». Ольга Джарман Несколько лет, проведенных в Великобритании или «на Островах», как часто говорят русские, живущие здесь, не только открыли мне мир британского православия, но и британского христианства во всем его многообразии. Богом мне была подарена редкая возможность — посмотреть на жизнь британцев не глазами туриста, эмигранта, а изнутри. Возможность, которая сопровождает «печальную радость» — быть подругой жизни бывшего англиканского священника, перешедшего в православие... О людях и встречах на Островах я и хочу рассказать. Елизавета Киктенко У православия — тысяча лиц. Русское, кенийское, китайское, бразильское... не сосчитать! Приходя на новую землю, христианство врастает в жизнь ее людей. И как знак полного принятия новой веры православные разных рас и национальностей приносят ей в дар свои традиции. В этом номере, посвященном путешествиям и выходящим в Петров пост, мы предлагаем заглянуть на кухни, где с молитвой и любовью готовятся блюда к постному столу. Несколько точек на карте — несколько стран, у каждой из которых свои традиции поста. Протоиерей Дмитрий Галкин В те дни 22 заставил Иисус учеников войти в лодку и плыть на другую сторону, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. 23 А отпустив народ, взошел Он на гору, чтобы помолиться в уединении. Когда же наступил вечер, Он был там один. 24 А лодка была уже во многих стадиях от берега, и било ее волнами, ибо ветер дул противный.25 А под утро Он пришел к ним, ступая по морю.26 А ученики, видя, что ступает Он по морю, ужаснулись и стали говорить, что это-де призрак, и со страха закричали.27 Но тотчас заговорил с ними Иисус: " Мужайтесь, это Я! Не страшитесь " .28 А Петр сказал Ему в ответ: " Господи, если это Ты, повели, чтобы я пошел к Тебе по водам!«29 Он же сказал: «Иди!» И Петр, выйдя из лодки, ступал по водам и шел к Иисусу;30 но, увидев, какой ветер, он устрашился и начал тонуть, и закричал: " Господи, спаси меня!«31 И тотчас Иисус, протянув руку, поддержал его, и говорит ему: «Маловерный! Зачем ты стал сомневаться?» 32 И когда вошли они в лодку, ветер утих.33 А те, что были в лодке, пали перед ним ниц, говоря: " Ты воистину — Сын Божий! " 34 И переплыв на другую сторону, вышли они на берег в Геннисарет. Мф. 14, 22-34 Перевод Сергея Аверинцева

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/7/

Скачать epub pdf О Гангрском Поместном соборе Предисловие Святой Поместный собор, созванный в Гангре, Пафлагонской митрополии в Малой Азии, состоялся, по мнению Плиния, Страбона и Стефана, в 340 г. [ 104 ] . На него сошлись 13 епископов, имена которых (как они находятся в послании, отправленном этим же Собором армянским сослужителям) суть следующие: Евсевий, Элиан, Евгений, Олимпий, Вифиник, Григорий, Филит, Папп, Евлалий, Ипатий, Проэресий, Василий и Васс. Собрался же Собор против некоего Евстафия, епископа Севастии Армянской [ 105 ] , и его учеников, которые мудрствовали еретически и других учили этим еретическим мудрованиям (эти мудрования раскрывает каждое правило настоящего Собора). Поэтому названные отцы, отлучив и анафематствовав этих еретиков, как видно из вышеупомянутого послания Собора в Армению, издали настоящие правила [ 106 ] , которыми анафематствуют [ 107 ] каждую их еретическую мысль в отдельности. Эти правила утверждаются прямо VI Всел. 2, а косвенно – IV Всел. 1 и VII Всел. 1, и благодаря такому утверждению они некоторым образом получают силу правил Вселенских соборов. 21 правило Гангрского Поместного святого собора с толкованиями Правило 1 Если кто-то станет порицать брак и гнушаться верной и благочестивой женой, разделяющей ложе со своим мужем, или с порицанием отзываться о ней, что она якобы не может войти в Царство Небесное, да будет анафема. (Апост. 5, 51; VI Всел. 13; Гангр. 4, 9,14.) Толкование Как раньше манихеи и прочие еретики [ 108 ] клеветали на законный брак, так впоследствии делали это и ученики скверного Евстафия, о которых божественный апостол пророчески сказал, что в последние времена отступят некоторые от веры... через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак ( 1Тим.4:1–3 .). Поэтому и настоящее правило анафематствует тех, кто осуждает брак и гнушается как нечистой благочестивой женой-христианкой, которая совокупляется со своим мужем-христианином; они говорят, что из-за этого плотского совокупления она не может войти в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Василисса, муч. Егип., с Иулианом и др. ок. 285 года. 8 янв. Василисса, муч. Никомидийская ок. 309 года. 3 сент. Василисса св., жена мученика Мелитинского Евдоксия комита. 6 сент. Василий, еписк. Херсонский, муч. в начале 4 века. 7 марта. Василий, муч. Аполлониадский, с Исавром диаконом и др. 6 июля. Василий, еписк. Амасийский, муч. Никомидийский. 322г. при Ликинии. 20 апр. Василий, пресв. Анкирский, муч. при Иулиане. 22 марта. Василий Анкирский, муч. Кесарийский при Иулиане. 1 янв. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской, ум. 379.      1 и 30 янв. Василий, еписк. Парийский, исповедник при Льве Исаврянине. 12 апр. Василий, Стефан, два Григория, Иоанн и др. мучч. Цареградские при Копрониме, в 707 году. 28 ноября. Василий преп., спостник Прокопия Декаполита, исповедник при Льве Армянине. 28 февр. Василий Новый, преп. Цареградский, ум. 944. 26 марта. Василий преп., живший в гробнице. В субб. с. Василий, преп. Печерский, ум. 1091, с Феодором. 11 авг. Василий и Константин Всеволодовичи, князья Ярославские 13 века. 3 июля. Василий блаженный, юродивый Московский, ум. 1552. 2 авг. Василла дев., муч. Римская, ок. 253 г., с Евненией. 24 дек. Василько, князь Ростовский, умерщвленный татарами Батыя, позже 1238 года. 4 марта. Васой, из 42 мучч. Амморейских, пострад. от Сарацин ум. ок. 840 года. 6 марта. Васса, мученица Геллеспонтская, и чада ее: Феогний, Агапий и Пист, мучч. Едесские при Максимиане. 21 авг. Вассиан, еп. Лавлийский, ум. ок. 409. 10 июня. Вассиан, преп., Цареградский, ум. ок. 450. 10 окт. Васс, Евсевий и др., мучч. Никомидийские в 303 году. 20 янв. Вата монах, муч. Персидский в 4 веке. 1 мая. Вахтисий, муч. Персидский, с Симеоном. 18 мая. Вафусий пресв., из 26 мучч. Готфских в 4 веке. 26 марта. Вендимиан, или Вендиан, преп. Вифинский, учен. преп. Авксентия, прест. в начале 6 в. 1 февр. Венедикт преп., Римлянин, ум. 543. 11 марта. Венедим, муч. Афинский, с Ираклием и Павлином. 18 мая. Вениамин, из 12 патриархов. В нед. Праотец. Вениамин диакон, муч. Персидский, пострадавший при Вараране, ок. 421 года. 13 окт. и 31 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009