Сооруженный памятник сей торжественно открыт в 1836 году 4 Октября 72 , в день воскресный, при многочисленном стечении народа, с крестным ходом из Борисоглебского собора, освящением воды и совершением молебна в честь почивавшего здесь Святого Василия. После сего, в знак торжества, крестный ход совершен был вокруг собора 73 . Празднование Святого Василия в неделю всех святых В настоящее время Церковь Рязанская почитает Святителя Василия с особенным благоговением. Вследствие указа Святейшего Синода, состоявшегося 1810 года, она совершает празднование ему с молебном и всенощным пением в неделю Всех Святых 74 . Для сего имеется полная служба Святителю Василию с хвалебными песнями на все случаи всенощного бдения, с каноном и молитвами 75 . Преосвященные Владыки не пропускают ни одного года, чтобы в торжественный день сей не воздать чести и прославления Первопрестольнику своему. Сами присутствуют при всенощном бдении в соборе Рождественском, где почивают мощи святого, с сонмом пастырей обстоять честную раку его и возносят хвалебные песни в честь святого, сами совершают Литургию и молебен. В Борисоглебском соборе, в этот достопамятный день, бывает еще пред Литургией крестный ход к месту обретения мощей Святителя Василия, и там совершается молебен ему при большом стечении народа. В день перенесения мощей его 10-го Июня Не забыт любовью усердных христиан и день перенесения мощей Святого Василия. Чувство живой веры в ходатайство его пред Богом и искренней признательности к благодеяниям, от него полученным, благоговейно почитают 10-е июня молебном и всенощным пением 76 . А церковь , воспоминая благодатный день сей, в хвалебных песнях молится ему: «течение благочестно совершив, к Богу преславно духом пришел он, нам святые мощи твоя в память и освящение оставил, их же ныне честное принесение празднующие, молимся от страстей треволнения нас сохранить 77 ». Чествование Святителя Василия по особенному усердию верующих Не ограничиваясь сими днями памяти Святителя Василия, Церковь Рязанская и верные сыны её во всякое время молятся ему с несомненною верою, как своему заступнику и ходатаю пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

CXXI, 1068;1088). Cf. Glucas, 545), по понятным мотивам, рисует роль Василия в самых привлекательных чертах и совершенно снимает с него ответственность за цареубийство: Василий навлек на себя гнев Михаила тем, что пытался удерживать его от порочной жизни, а его друзья, опасаясь за жизнь Василия и интересы государства, убили Михаила. Но даже Генезий (Genes. p. 112; P. G. CIX 1136), благосклонный к основателю новой династии и хорошо осведомленный в придворных отношениях, не находит возможным всю вину сваливать на Михаила. Он отмечает, что слухи ходили разные: одни говорили, что Михаил замышляет убить Василия: другие, что он сохранял к нему расположение, хотя завистники и старались возбудить вражду между ними. И если Генезий приписывает убийство Михаила не Василию, а его друзьям, то и он оговаривается, что, по слухам, друзья советовали Василию покончить с Михаилом и, следовательно, Василий о их планах был осведомлен. Наконец, продолжатель Георгия, вполне независимый в своих суждениях, определенно свидетельствует против Василия (Georg. Contin. 1068; P. G. CIX. Leo Gramm. 250 (P.G. 1081). Pseudo-Symeon 683; P.G. CIX, 745). По нему, Василий составил заговор против императора, о чем последний получил предостережение от какого-то монаха, но не придал ему значения, не принял мер самозащиты и пал жертвой заговора. Версия Продолжателя Георгия о роли Василия наиболее надежна. 1526 Это не было накануне смерти Михаила, как ошибочно полагал J.Pargoire. Les Saint-Mamas De Consmanminople, р. 300. Известия Русс. Археол. Института в К-поль, 1904 (IX). 1527 Порфирогенет передает, что на жизнь Василия было сделано даже покушение, когда на охоте, по приказанию Михаила, один из воинов, целясь в зверя, бросил в него копье (Theoph.Cont. Lib. V, сар. 24; Lib. IV, сар. 43). Покушение, однако, сомнительно: если бы Михаил так далеко зашел в своей вражде, он принял бы против Василия какие-либо предосторожности, чего он не сделал. Брошенное копье могло быть простой случайностью. Но если невероятно, чтобы Михаил организовал заговор на Василия, то уже совершенно недопустимо, что бы в таком заговоре мог, из мести за Варду, принять участие Фотий, как думает Gasquet, L’empire byzantin et la monarchie franque.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А даст Бог сыну моему держать Новгород Нижний да Муром». Во второй духовной грамоте великий князь благословляет сына Василия утвердительно своею отчиною, великим княжением; о Новгороде же Нижнем говорит опять предположительно: «Если мне даст Бог Новгород Нижний, то я благословляю им сына моего князя Василия». В третьей грамоте утвердительно благословляет сына примыслом своим Новгородом Нижним и Муромом; но о великом княжении Владимирском говорит опять предположительно: «А даст Бог сыну моему великое княженье». Замечательнее всего в этих духовных то обстоятельство, что великий князь приказывает сына тестю Витовту, братьям Андрею, Петру и Константину, равно как троюродным братьям, сыновьям Владимира Андреевича; но ни в одной грамоте не говорится ни слова о старшем из братьев Юрии Димитриевиче – знак, что этот князь еще при жизни Василия Димитриевича постоянно отрицался признать старшинство племянника, основываясь на древних родовых счетах и на кривотолкуемом завещании Донского, где последний говорит, что в случае смерти Василия удел его переходит к старшему по нем брату; но здесь, как и во всех других завещаниях, разумеется кончина беспотомственная, ибо речь идет о целом уделе Василиевом, которого отчинная часть по крайней мере, если исключим великое княжение Владимирское, должна была переходить к сыновьям покойного; притязания брата Юрия, как видно, и заставили Василия в последней своей духовной грамоте сказать предположительно о великом княжении; в третьей грамоте нет также имени Константина Димитриевича в числе князей, которым Василий поручал своего сына. На первом плане в княжение Василия Димитриевича стоят, бесспорно, отношения литовские. Почти в одно время со вступлением на московский стол Василия в Литве окончательно утверждается тесть его Витовт; оба ознаменовывают начало своего княжения богатыми примыслами: Василий овладевает Нижним Новгородом и Муромом, Витовт – Смоленском. Примыслы эти достались им нелегко, не вдруг, и на берегах Волги и на берегах Днепра не обошлось без борьбы, довольно продолжительной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Святой Василий Великий пас церковь Божью восемь лет шесть месяцев и шестнадцать дней, а всех лет житья его было сорок девять. Новокрещенный же еврей, увидев святого умершим, пал на лицо его и со слезами сказал: — Воистину, раб Божьи Василий, ты и теперь не умер бы, если бы не захотел сам. Погребенье святого Василия представляло знаменательное событие и показывало, каким высоким уважением пользовался он. Не только христиане, но и иудеи, и язычники толпами стремились на улицу в великом множестве и настойчиво теснились ко гробу почившего святителя. На погребенье Василия прибыл и святой Григорий Назианзин и плакал много по святом. Собравшиеся сюда архиерей воспели надгробные песнопения и погребли честные мощи великого угодника Божья Василия в церкви святого мученика восхваляя Бога, Единого в Троице, ему же слава во веки. Тропарь, глас 1: Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие отче преподобне: моли Христа Бога спастися душам Кондак, глас 4: Явился еси основание непоколебимое церкве, подая всем некрадомое господство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне. 1 Каппадокия — провинция Римской империи, находилась на востоке Малой Азии и известна была во времена Василия Великого образованностью своих жителей. В конце XI века Каппадокия подпала под власть Турок и доселе принадлежит им. Кесария — главный город Каппадокии; церковь кесарийская издавна славилась образованностью своих архипастырей. Св. Григорий Богослов, здесь положивший начало своему образованию, называет Кесарию столицей просвещения. 2 Император Константин Великий царствовал от 324 до 337 года. 3 Отец Василия, по имени также Василий, известный своей благотворительностью, был женат на знатной и богатой девушке Еммелии. От этого брака родились пять дочерей и пять сыновей. Старшая дочь — Макрина, после безвременной смерти своего жениха, осталась верною этому благополагавшемуся союзу, посвятив себя целомудрию (память ее 19 июля); другие сестры Василия вышли замуж. Из пяти братьев один умер в раннем детстве; три были епископами и причислены к лику святых; пятый погиб на охоте. Из оставшихся в живых старшим сыном был Василий, за ним следовал Григорий, впоследствии епископ Нисский (память его 10 января), и Петр, сначала простой подвижник, потом епископ Севастийский (память его 9 января). — Отец Василия, вероятно, незадолго перед кончиной принял сан священника, как об этом можно заключать из того, что Григорий Богослов называет мать Василия Великого супругой иерея.

http://pravmir.ru/svyatitel-vasilij-veli...

Только благодаря твёрдости св. Василия, Кесарийская Церковь была спасена от арианства. Один этот подвиг делает имя его славным в истории христианства. Велик был святитель Василий по своей благочестивой жизни, велик в своей ревности о славе Божией, таким же он был и в своих проповеднических трудах. Всего восемь лет управлял св. Василий Кесарийский паствой. Скончался он в 379 году, в возрасте 49и лет. Проповедническое наследие св. Василия, дошедшее до нас, не велико: 9 бесед на Шестоднев, 13 бесед на псалмы и 25 слов на разные случаи — всего 47 проповедей. Современники и отцы последующих веков высоко ценили красноречие св. Василия. Св. Григорий Богослов говорит: “Когда читаю нравственные и деятельные слова его (Василия), тогда очищаюсь в душе и теле, делаюсь угодным для Бога храмом, органом, в который ударяет Дух, песнословцем Божией славы и Божия могущества и чрез то преобразуюсь, прихожу в благоустройство, из одного человека делаясь другим, изменяюсь божественным изменением. А когда имею пред собою его обличительные слова на еретиков, тогда вижу содомский огонь, которым истребляются лукавые и беззаконные языки.” Патриарх Фотий (†891), отличный знаток ораторского слова, даёт высокую характеристику проповедям св. Василия. “Во всех словах своих, — пишет он, — великий Василий превосходен. Есть ли кто другой, который, как он, особенно владеет языком чистым, изящным, величественным; в порядке и силе мыслей за ним первое место; убедительность соединяет он с приятностью и ясностью. Речь его так плавна, как поток, вышедший из своего источника. Кто хочет быть отличным гражданским оратором, не нужен ему ни Демосфен, ни Платон, если он принял себе за образец и изучает слова Василия.” Общее направление всего проповедничества св. Василия Великого — нравственно практическое. Всё внимание великий вития обращал, прежде всего, на правила христианской жизни, назидание; нравственная польза пасомых — такова главная цель проповедей св. Василия. В седьмой беседе на Шестоднев он сам говорит: “У меня одна цель, всё обращать в назидание Церкви.”

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

Несмотря на свое предназначение для монашествующих, аскетические наставления святого Василия и для всех христиан могут служить руководством к нравственному усовершенствованию и истинно спасительной жизни. г) Литургические труды святого Василия Общее предание Христианского Востока свидетельствует, что святой Василий составил чин литургии, то есть, упорядочил, изложил письменно и привел в однообразный устойчивый вид Литургию, сохранившуюся в церквах от Апостольского времени. Об этом говорит целый ряд свидетельств, начиная с святого Григория Богослова , который в числе трудов святого Василия упоминает εχω ν διατξεις, и святого Прокла Константинопольского , который сообщает о сокращении продолжительности служения святым Василием и затем святым Иоанном Златоустам , до соборов Трулльского и Седьмого Вселенского. Текст литургии святого Василия засвидетельствован с начала VI века, и списки его согласны между собою в существенном, чем доказывается происхождение его из одного оригинала. Но в течение столетий в нем несомненно произошли и многие изменения в подробностях, так что в новейших научных изданиях сопоставляется древнейший и позднейший текст его. Кроме того, святой Василий ввел в своем округе обычай, по-видимому, заимствованный из Антиохии, пения псалмов на два хора, с чем, однако, не согласились, например, в Неокесарии, ссылаясь на то, что такого порядка не было при святом Григории Чудотворце (подробности см. в письме святого Василия к Неокесарийским клирикам – Письмо 207-е). д) Беседы Святой Василий Великий принадлежит к выдающимся проповедникам христианской древности. Его красноречие отличается восточным очарованием и юношеским энтузиазмом. «Кто хочет быть совершенным оратором, – говорит Фотий (Bibl., cod. 141), – тот не нуждается ни в Платоне, ни в Демосфене, если он изберет Василия в качестве образца. Его язык богат и красив, его доказательства сильны и убедительны». Беседы святого Василия причисляются к лучшим произведениям проповеднической литературы. В издании мавринцев 24 беседы признаны более или менее удостоверенными и 8 подложными; однако это мнение не может считаться окончательным, и здесь необходимо точное исследование: так, 17-я беседа, на день Святого мученика Варлаама, вероятно, неподлинна, а две из «подложных» бесед («На Рождество Христово» и против тех, которые обвиняли святого Василия в тритеизме) находят защиту у новых исследователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Григорием, Р. Сорабжи упоминает, в частности, св. Иринея Лионского , Оригена , Плотина , а также брата свт. Григория Нисского свт. Василия Великого. Тем не менее, как представляется, уже взгляды свт. Василия существенно отличаются от его предшественников в этом отношении; и хотя свт. Василий не развивает тему бесконечного приближения к Богу так подробно, как свт. Григорий, его аскетическое учение и учение о богопознании представляет собой полноценную доктрину о динамическом элементе психики, в то время как доктрины св. Иринея, Оригена и Плотина лишь содержат его определенные элементы. Это и позволяет Р. Сорабжи ставить свт. Василия в один ряд с другими сторонниками этой позиции . Связать это можно с тем, что учение о человеческой психике у свт. Василия системно и встроено в целостную философско-богословскую доктрину. В качестве аргумента в пользу данного утверждения попробуем показать взаимосвязанность и взаимодополнительность различных аспектов этого учения. Рассмотрим сначала учение о психической жизни человека свт. Василия, опираясь на его «Правила» для монахов; затем — его учение о богопознании. Для описания того, как понимается психика человека в таких специфических текстах, как «Пространные» и «Короткие правила» свт. Василия, предназначенных для поучения монахов о том, как правильно следует вести аскетическую жизнь, мы будем отталкиваться от соответствующих концепций Августина — представителя той же эпохи, но, в отличие от свт. Василия, предшественника новоевропейской, декартовской модели сознания. В числе основных понятий, посредством которых свт. Василий описывает динамику психической жизни человека в аскетическом ракурсе — «расположение» ( дйЬиеуйт) и «память Божия» (мнЮмз Иеп). Отношение «расположения» к психическому акту («движению души») можно сравнить с отношением потенции к деятельности: в душе появляется расположение и приводит ее в движение . В этом смысле расположение ответственно за внеситуативную направленность психологического акта, обретающего свое конкретное осуществление в данной ситуации.

http://bogoslov.ru/article/660631

О причинах происшедшего можно только строить более или менее правдоподобные предположения. Между князем Михаилом и князем Василием была существенная разница уже в том, что первый был лицом совершенно безынициативным, чего нельзя было сказать о последнем. Князь Василий не лишен был военных способностей (в 1449 и 1451 гг. ему поручались самостоятельные военные экспедиции против Дмитрия Шемяки). Он обладал опытом организаторской деятельности. В 1446 г. Василий Ярославич стал в Литве центром притяжения сил сопротивления Дмитрию Шемяке и сделал много для организации победы Василия II. Однако через 10 лет после этого попал в заточение. В условиях борьбы за власть в 1446 г. великий князь охотно использовал достоинства князя Василия Ярославича, а вот позднее они стали казаться ему весьма опасными. Удел князя Василия находился на юго-западных рубежах Московского великого княжества. В середине 50-х годов XV в. в Литве образовалась группа князей-эмигрантов и их бояр, готовая выступить против Москвы. В таких условиях побег в Великое княжество Литовское князя Василия Ярославича мог привести к повторению событий 1446 г. С той только разницей, что на этот раз движение могло быть направлено против Василия Васильевича, а не в его поддержку. Таков мог быть ход мысли Василия II, когда он из-за превентивных соображений решил «поймать» князя Василия. Не внушало доверия и родство Василия Ярославича с рязанскими князьями (женой его дяди Ивана была сестра великого князя Ивана Федоровича). 1457 год в Северо-Восточной Руси прошел без каких-либо примечательных событий. Ничего особенно существенного летописцы не сообщают читателям. Разве что 29 сентября сгорел весь Муром, а 22 октября-Москва (выгорела треть столицы). 10 марта 1458 г. умер новгородский архиепископ Евфимий. Его смерть была тяжелой потерей для Новгорода. В смутные 30—50-е годы, направляя церковно-политическую жизнь Господина Великого Новгорода, он сумел добиться многого, и прежде всего сохранения основ новгородской самостоятельности.

http://sedmitza.ru/lib/text/438796/

—130— Князева Александра , Панова Павла, Фаворитова Павла, 25) Ефимова Федора, Благовещенского Сергея, Фортунатова Василия, Воинова Сергея, Баржицкого Михаила, 30) диакона Попова Николая , Фомина Николая, Рождественского Евгения, Харитонова Сергея, Иовлева Александра, 35) Лимачева Василия, Воскресенского Василия, Вязовского Василия, Смирнова Петра, Уарова Петра, 40) Соколова Петра, Никонова Алексея, Казанского Платона, Иллювиева Павла, Попова Николая и 45) архимандрита Михаила, сербского уроженца. б) в III курс – студентов II курса: 1) Кудрявцева Николая, Калишевича Евстафия, Тихомирова Василия, Поспелова Ивана, 5) священника Васильева Иоанна, Соколова Александра, Назарьева Николая, Звездинского Николая, Сныткина Михаила, 10) Черкасова Владимира, Макова Василия, Триодина Александра, Чубарова Михаила, Зверева Александра, 15) Протопопова Николая, Концевича Николая, иеродиакона Христофора (Либермана), Афонского Федора, Попова Павла, 20) Самарянова Александра, Рождественского Григория, Ключева Алексея, Соловьева Владимира, Соловьева Сергея , 25) Теплова Василия, Околовича Николая, Наумова-Сергиева Сергея, Скворцова Николая, Занкевича Аркадия, 30) Смирнова Дмитрия, Вещезерского Ардалиона, Суханова Александра, Пятницкого Владимира, Нечаева Николая, 35) Красновского Ипполита, Новицкого Макария, Литвиненко Александра, Соколова Владимира, Ярославцева Петра, 40) Лебедева Сергея, Давыдова Алексея, Снегирева Александра, 43) Георгиевича Георгия, боснийского уроженца, и 44) – вне списка – Машковского Виктора. в) в IV курс – студентов III курса: 1) Нечаева-Косташ Петра, Голощапова Сергея, Флоренского Павла, священника Салагора Павла, 5) Махаева Николая, Дубенского Александра, Соколова Виталия, Волосевича Михаила, Беляева Бориса, 10) Нарского Бориса, Борисова Пантелеимона, священника Ремизова Николая, Белоусова Евгения, Лисицына Вячеслава, 15) Успенского Василия, Авраменко Ивана, Назаркевича Полиевкта, Бабакова Николая, Соболева Христофора, 20) Смирнова Николая, Трембовецкого Владимира, Обновленского Ивана, Хадзарагова Петра, Соколова Владимира, 30) Добросердова Александра, Троицкого Петра, Беневоленского Ивана, Витальского Александра, Гусева Сергея, 30) Владимирского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Западные ученые, анализируя аскетическое учение свт. Василия, приводили для него античные параллели и делали в связи с этим выводы об исключительной зависимости св. Василия от поздней античной философии. Так, по мнению Грибомона, самые яркие встречающиеся места о воздержании (Asc. fus. 16, 17) «литературно приукрашены» и имеют более платонический, чем библейский, характер . Даже если не согласиться с этой оценкой, влияние стоической морали на учение св. Василия о добродетелях (имеющий одну добродетель обладает всеми) и грехах (малые грехи столь же тяжелы сколь и большие) более чем очевидно. Однако, несмотря на близкое формальное сходство аскетическое учение св. Василия не сводимо к античным прообразам. В «Житии св. Антония», написанного свт. Афанасием Александрийским в те же годы, что и аскетический корпус св. Василия, сказано, что прп. Антоний «прибавлял бдения к бдениям, воздержания к воздержаниям, посты к постам» , т. е. во 2-й половине IV в. воздержание стало осознаваться как одна из важнейших монашеских добродетелей. Так, и у св. Василия Великого воздержание стало отождествляться с недавно введенной монашеской жизнью —- в чем, прежде всего, и заключается отличие его учения с доктриной стоиков. «Ты вышел из своей келльи? Значит, оставил воздержание» (ξλθες γρ σου τς κλλης; πλιπες τν γκρτειαν), — укорял святитель непослушного монаха . В учении св. Василия о воздержании можно выделить несколько тем: 1. Воздержание Бога и святых. В 366 послании говорится о том, что «плодом воздержания является приобщение Богу». «Воздержание — это отречение от тела и обет пред Богом». Оно уводит от всего тленного и становится путем к жизни и нетлению. Воздержание приводит к единению с Богом, Который является воздержанием как имеющий все в Себе и потому ни к чему не стремящийся. Иисус Христос тоже может быть назван воздержанием, будучи Сам истощен аскетическими подвигами до такой степени, что ходил невесомо по водам и по земле . Он начал Свое явление миру с воздержания , которое проявлялось не только во время поста, но и во время вкушения пищи, и в таком случае было синонимично с некой высшей самодостаточностью . «Если бы в нас была малая толика воздержания, мы были бы выше всех». Из-за невоздерждания ангелы ниспали с небес, и воздержанием люди могут достичь «высочайших веков» .

http://bogoslov.ru/article/496399

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010