Михаила черниговского, и отправлен Батыем в Великую Татарию, к хану Сартаку, в 1245 г.; по возвращении от Сартака в орду Батыеву, уговаривал деда исполнить «волю цареву» и поклониться кусту, солнцу, идолам, а бояре, его вызывались за это принять «со всей областью своей» эпитимию, в 1246 г.; был в Ярославле на похоронах своего двоюродного брата, св. Василия Всеволодовича, князя ярославского 444), в 1249 г.; ездил вторично к Сартаку, в 1250 г.; ездил в Орду задаривать Улавчия, управляющего русскими делами, в 1256 и 1257 гг.; после новой поездки в Орду, сопровождал татарских численников в Новгород, в 1258 т.; с честию принимал св. Александра Невского 12) в Ростове, в 1259 г.; отправившись, с семейством, в Орду, чтоб оттуда идти с Татарами на Яссов, ум. в Орде, 16 сентября 1277 г. Тело его погребено в ростовском Успенском соборе. – Был женат, с 1248 г., на Марие Ярославовне княжне муромской ), от брака с которой оставил сыновей: Дмитрия 668). Константина ) и Василия 437). 394. Борис Всеволодкович (Всеволодович) 394. Борис Всеволодкович (Всеволодович), князь городенский, старший из трех сыновей Всеволода (Всеволода) Давидовича, князя городенскато 570), от брака с Атафией Владимировной 206), дочерью Мономаха 53). – Род. в Городне (теперь местечко Городно, между р. р. Стырем и Горынью, в минской губерния), около 1117 г.; вместе с Всеволодом II Ольговичем, великим князем киевским 57), ходил на Владимирка Володаревича (Владимира Владимировича), князя галичского 51), в 1144 г.; вместе с Изяславом II Мстиславиичем, великим князем киевским 106), действовал против Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого,. князя суздале-ростовского 191), в 1150 и 1151 гг.; по смерти Ростислава-Михаила Мстиславича, великого князя киевского 167), помотал Мстиславу II Изяславичу, великому князю киевскому 144), добывать Киева, в 1168 г. – Ум. в Городне, как можно полагать, в 1169 г. – Место погребения тело его не указывается, – Был ли он женат, неизвестно, – Потомства его в родословных не видно. 395.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Летописец не говорит, где княжил Святослав Всеволодович, лишенный владимирского стола, и сын его Димитрий, ибо прежний удел их Суздаль отдан был Невским брату своему Андрею Ярославичу, также лишившемуся Владимира; мы видим после, что этот Димитрий помогает Невскому в войне против Новгорода; наконец, под 1269 годом встречаем известие о смерти Димитрия и погребении его в Юрьеве - знак, что он княжил в этом городе, который держал отец его Святослав по смерти Всеволода III, следовательно, Юрьев, как неотъемлемая вотчина, остался за Святославом и тогда, когда он получил от брата Ярослава Суздаль, По смерти Андрея Ярославича остались сыновья Юрий и Михайла; первого мы видели в Новгороде. В 1249 г. умер последний сын Константина Всеволодовича, Владимир углицкий, оставив двоих сыновей - Андрея и Романа, из которых Андрей умер в 1261 г. В один год с Владимиром умер племянник его Василий Всеволодович ярославский, не оставив сыновей, вследствие чего произошло любопытное явление: прежде, в старой Руси, волости не считались собственностию отдельных князей, но собственностию целого рода, и если какой-нибудь князь умирал, то волость его не переходила даже и к сыновьям, но к старшему в роде или племени; на севере мы видим, что волости начинают переходить прямо к сыновьям, исключая одной старшей волости, Владимирской; но мало этого, понятие о собственности, отдельности владения так утвердилось, что удел, за неимением сыновей, переходит к дочери покойного князя, вследствие чего дочь Василия Всеволодовича начала княжить в Ярославле с матерью, которая стала искать ей жениха. В это время в Смоленской волости княжили трое сыновей Ростислава Мстиславича, внука Давыда Ростиславича: Глеб, которого мы видели союзником Ярослава Ярославича против Новгорода, Михаил и Феодор; по словам летописца, Глеб и Михаил обидели Феодора, давши ему один только Можайск; этого-то Феодора можайского вдова Василия Всеволодовича выбрала в мужья своей дочери, и таким образом один из Ростиславичей смоленских получил в приданое за женою волость суздальских Юрьевичей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Василий Михайлович кашинский пришел к своей матери, великой княгине Евдокии и стал говорить ей: " Бояре брата нашего крестное целование к нам сложили, тогда как они клялись отцу нашему - хотеть нам добра " . Великая княгиня тотчас же отправила своих бояр с боярами младших сыновей к старшему, которому они должны были сказать: " Господин князь великий! вопреки грамоте отца нашего, бояре твои сложили к нам крестное целование, и ты б, господин князь великий, пожаловал, велел своим боярам крестное целование держать по грамотам отца нашего " . Но Иван велел им прямо сказать, что бояре тверские сложили к ним крестное целование по его приказу, и начал с тех пор сердиться на мать, братьев и племянника. Но мать последнего, вдова Бориса Михайловича, родом смольнянка, взяла сына, боярина Воронца и явилась в Тверь к великому князю с оправданием, что она не посылала своих бояр вместе с другими удельными. Эта лукавая лесть, по выражению летописца, понравилась Ивану; он отнял у брата Василия кашинского Луское озеро и отдал его племяннику Ивану Борисовичу. Тщетно Василий чрез владыку тверского Арсения просил у брата общего суда: тот велел отвечать ему: " Суда тебе не дам " . Скоро Иван успел примыслить новую волость к своей отчине: в 1402 году умер двоюродный брат его Иван Всеволодович холмекий и мимо родного брата Юрия отказал свой удел сыну великого князя Александру; в следующем году этот Александр выгнал дядю Василия Михайловича из Кашина; тот убежал в Москву, и великий князь успел на этот раз помирить его с старшим братом; но чрез год, когда кашинский князь приехал за чем-то в Тверь к старшему брату, то последний велел схватить его вместе с боярами; двоюродный брат их Юрий Всеволодович, боясь такой же участи, убежал в Москву; неизвестно, что заставило Ивана выпустить своего пленника и поцеловать с ним крест; но через месяц кашинский князь был уже в Москве, и тверские наместники сидели в Кашине, угнетая его жителей продажами и грабежом. Дела литовские мешали московскому великому князю вступиться в усобицу тверских князей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Князья, изображенные на фоне городских построек на прориси с иконы конца XVIII в. (Атлас,   78 ), были первоначально опознаны в ГРМ как Михаил Черниговский и Михаил Тверской. Однако эта атрибуция вызвала у нас сомнения. Во-первых, город, изображенный на фоне иконы, более всего похож на Ярославль: на рисунке тщательно воспроизведены до сих пор сохранившиеся храмы центральной части города. Во-вторых, изображенная в верхней части прориси Толгская или Ярославская икона Богоматери являлась патрональной святыней города и была молельным образом ярославских князей Василия и Константина Всеволодовичей. 27 В-третьих, известна еще одна прорись из собрания ГИМ с близкой по сюжету композицией конца XVIII в., 28 на которой изображено несколько ярославских чудотворцев: князья Василий и Константин Всеволодовичи и князья Феодор, Давид и Константин Ярославские, стоящие на фоне городских строений в молитвенном обращении к той же Толгской иконе Богоматери. Характер рисунка на листе из собрания ГИМ весьма близок к нашей прориси. Полагаем, что и наш рисунок выполнен тем же автором и что прорись содержит изображения ярославских князей Василия и Константина Всеволодовичей, а не Михаила Черниговского и Михаила Тверского. Тексты иконописных подлинников также не противоречат нашей атрибуции: описания князей отличают их большие бороды и расположение друг к другу (Свод, 95). Равноапостольный князь Владимир представлен в Атласе двумя изображениями: в рост (Атлас,   79 ) и погрудным (Атлас.   80 ). На первом можно видеть тщательно проработанные детали княжеской одежды, характерные для традиционной иконографии. Облик самого Владимира Святославича в иконописных подлинниках послужил образцом для описания многих князей пожилого возраста. Описания изображений Владимира и Агриппины Ржевских (Атлас,   81 ,   82 ) в текстах иконописных подлинников нам не встретились. Приведенные в Атласе изображения можно квалифицировать в рамках малоизвестной иконографической традиции, отражающей местное почитание святых, церковное празднование которым было отменено Синодом в 1745 г. Ближайшим аналогом данного сюжета являются изображения Петра и Февронии Муромских (оба в преподобнических одеждах) и мучеников Адриана и Натальи. Любопытная деталь: на одном из рисунков (Атлас,   82 ) князь Владимир Ржевский изображен босым (!?).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Князь Константин Святославович Муромский, отец святых князей Михаила и Феодора. † 1129 21 мая; Князь Константин Всеволодович Ярославский, брат святого князя Василия. † 1257 3 июля; Князь Константин Ярославский, живший в начале XIV в., сын святого князя Феодора 19 сентября и 5 марта; Князь Михаил Всеволодович Черниговский. † 1246 (замучен татарами) 20 сентября и 14 февраля; Князь Михаил Муромский, сын святого князя Константина. † 1129 21 мая; Великий Князь Михаил (в схиме Матфей) Ярославович Тверской. † 1318 (замучен татарами) 22 ноября; Великий Князь Мстислав (во крещении Феодор) Киевский, сын Великого Князя Владимира Мономаха . † 1132 15 апреля; Князь Мстислав (во крещении Георгий) Ростиславович Новгородский Храбрый. † 1180 14 июня; Князь Никола Святоша Давидович Черниговский, первый инок из князей. † 1143 14 октября; Равноапостольная Великая Княгиня Ольга, во крещении Елена. † 957 11 июля; Князь Олег (в иночестве Леонтий) Романович Брянский, внук святого Великого Князя Михаила Черниговского. † 1280 20 сентября; Князь Петр (в иночестве Давид) Муромский. † 1228 25 июня; Князь Петр, Царевич Ордынский, Ростовский чудотворец. † 1290 30 июня; Княжна Предислава (в иночестве Евфросиния) Полоцкая. † 1173 23 мая; Князь Роман Глебович Рязанский. † 1207; Князь Роман Олегович Рязанский. † 1270 (замучен татарами) 19 июля; Князь Роман Владимирович Угличский. † 1285 3 февраля; Великий Князь Ростислав (во крещении Михаил) Мстиславович Киевский Набожный (Блаженный). † 1168 14 марта; Великая Княгиня Соломонида (в иночестве схимонахиня София), разведенная супруга Василия III. † 1542 16 декабря; Княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния) Муромская. † 1228 25 июня; Князь Ярополк (во крещении Петр) Изяславович Владимиро-Волынский. † 1086 22 ноября и 25 мая; Князь Феодор Фоминский Красивый, из Князей Березуйских (Смоленских). † 1381; Князь Феодор Муромский, живший в XII в., сын святого князя Константина. 21 мая; Князь Феодор Ярославович Новгородский Чермный, брат святого Великого Князя Александра Невского. † 1233 5 июня;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В Ярославле произошло нечто подобное, но здесь князь восторжествовал. Ярославль был, вероятно, в какой-то степени таким же городом “ремесленников и торговцев”, “мизиньих людей”, новым городом по отношению к старобоярскому Ростову, каким был по отношению к тому же Ростову город Владимир4. Во время правления Федора княжество благоденствовало. На его территории не велись феодальные войны, сюда не заходили грабительские татарские рати. Также спокойно чувствовало себя соседнее, дружественное и родственное княжество Ростова Великого. А это много значило в то неспокойное время. Главнейшими добродетелями князя в мирные времена правления считались в древней Руси правосудие, благотворительность, благочестие вместе с храмоздательством. Этими качествами Федор отличался в полной мере, так что даже народ сложил о нем песни, которые пели “калики перехожие”. Вот отрывок из народного эпоса о Федоре: “Все он суд правый правил, Богатых и сильных не стыдился, Нищих и убогих не гнушался...”1 Прибавлю к этому свидетельство жития, согласно которому Федор божественным книгам прилежал день и ночь, много заботился о благолепии церквей, украшал их иконами и книгами, воздвигнул много новых храмов, часто ездил в Спасский монастырь, где кормил братию и оделял ее милостыней3. Период правления Федора в Ярославле длился 39 лет – со дня его первого брака в 1260 году до смерти в 1299 году. Если он иногда покидал город – предполагается, что Федор около 10 лет провел в Орде, – то, несомненно, что и оттуда он мог оберегать свой удел от нашествий татарских. При такой продолжительной и, как только что выяснено, благотворительной деятельности ярославского князя, кажется удивительным, что имя его отсутствует в том списке ярославских князей, который приводится у Титова20. Там, после Василия Всеволодовича и Константина Всеволодовича, стоит Мария Васильевна, а после нее Давид Федорович, т. е. сын Федора от второго брака, самого же Федора нет. Не выпало ли имя Федора из списка вследствие тонкой мести бояр, не любивших Федора и не поставивших его имя в список в свое время?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

227. Александр Андреевич, первый удельный князь мезецко (мещовско)-борятинский (по названию волости Борятинской, на р. Клетоме, мещовского уезда калужской губернии), старший из пяти сыновей Андрея Всеволодовича Шутиха, первого удельного князя мезецкато 308), правнука св. Михаила Всеволодовича, князя черниговского 138).–Именуется только в родословных. из которых видно, что он жил в XIV в, и оставил сыновей: Григория 629), Дмитрия 663), Федора ) и Льва ), удельных князей мезецко-борятинских. 228. Александр Андреевич 228. Александр Андреевич, удельный князь оболенско-тро-стенский, племени князей черниговских, младший из трех сыновей Андрея Константиновича, кн. торусско-оболенского 329), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в XV в. и, почитаясь родоначальником князей Тростенских , угасших в 1607 г., оставил сыновей: Тимофея, Андрея, прозванием Голодный, и Ивана, прозванием Колышевский, князей Тростенских, служивших уже Москве. 229. Александр Борисович 229 . Александр Борисович, княжин тверский, младший из двух сыновей Бориса Александровича, вел. кн. тверского 387), от второго брака с Анастасией Александровно й, княжной Глазатой-суздальской 276). – Род. и ум. в Твери, в одном и том же 1455 г. 230. Александр Васильевич 230. Александр Васильевич , кн. суздальский, старший из двух сыновей Василия Андреевича, кн. суздальского 435), от брака с неизвестной. О времени и месте его рождения – сведений нет; вместе с Иваном Даниловичем Калитой, первым вел. кн. московским 97), ходил, по приказанию Узбека, хана кипчакского, на Тверь, которая взята л княжество тверское опустошено, в 1327 г.; преследуя, с тем же Калитой, Александра Михайловича, вел. кн. тверского 10), являлся к Пскову, усмиренному проклятием св. Феогноста, митрополита всероссийского, и удалением Александра, в 1429 г,; ум. неизвестно где, в 1338 г, – по утверждению, так называемой «Бархатной книги», бездетным. Примечание. Князя этого почитают некоторые сыном не Андреевича, но Михайловича , хотя последний ум. в 1309 г., а его отец женился (и не ведать, чтобы вторично) в 1304 г. – Слич. 482. 231. Александр Васильевич

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

По преданию, вошедшему в летописи, грамоты и чиновники Царского венчания, шапка сия названа Мономаховою от того, что в 1116 году прислана в Россию из Греции к Великому Князю Киевскому Владимиру Всеволодовичу Мономаху с прочим Царским чином: крестом животворящего древа, цепью златою и св. бармами. По сказанию книги о гербах и печатях, не согласному с Хронологией, Константин Мономах (1042) прислал оный Великому Князю Владимиру Всеволодовичу. 931 Но в грамоте утвердительной Константинопольского Патриарха Иоасафа и 36 Митрополитов и Епископов 1564 года сказано: «Владимир, супруг Царевны Анны, сестры Царя Багрянородного Мономаха, венчан Митрополитом Ефесским и Антиохийским, посланными из Царяграда с дарованными регалиями». 932 Из сего сказания, основанного на свидетельстве Греческого летописца, открывается, что Царский чин прислан был Великому Князю Владимиру по брачному его свойству с домом Мономаха и что предание смешало Византийского Мономаха с Русским. Чиновник венчания на царство Uoahha IV и сына его Феодора подтверждает, что шапка с крестом и бармами дарованы Греческим Царем Константином Мономахом на поставление Великим Князьям Русским. Хотя даже в другой избирательной грамоте Бориса Годунова на царство и повторено прежнее сказание, но как она не согласна с первою 933 и с вышеприведенными свидетельствами: то мы остановимся на предании, присвояющем сие Царственное отличие просветителю Руси св. крещением. В душевных грамотах Великих Князей от Иоанна Калиты до Uoahha III шапка золота, цепь золотая с крестом и бармы отказывались старшему сыну. 934 И Царь Иоанн IV в 1572 году завещевал своему сыну весь чин Царский, который возлагаем был на Феодора Иоанновича, на Бориса Годунова, на Василия Шуйского, Михаила, Алексия и Феодора. Когда же надобно было в 1682 году венчать вместе двух Царей братьев, Иоанна и Петра: тогда же сделали другой такой же чин Царский – другую Мономахову шапку, которая в последний раз употреблена была при короновании обоих Государей. При торжественных случаях возлагали на себя сие заветное наглавие Государи Российские; наименование его обратилось в нарицательное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

При нем же учреждена епископия в Твери, и первым архипастырем там был блаженный епископ Симеон. Кафедра его была прежде в Полоцке, но неустройство и распри литовских князей принудили его переселиться в Тверь, принадлежавшую к той же епархии. Великий князь Ярослав Ярославич принял его с любовью и наделил новую епископию богатыми имениями и угодьями. Блаженный Симеон управлял паствой, как один из лучших пастырей Церкви. По свидетельству летописи, он хорошо знал священные книги, благотворил нищим и сиротам, без боязни говорил правду князьям и вельможам. 51 Он пережил благотворителя своего Ярослава, заложил при сыне и преемнике его князе Михаиле соборный храм в Твери и мирно почил 3 февраля 1289 года. Незадолго перед тем угас великий светильник Церкви Русской: блаженный первосвятитель Кирилл преставился в глубокой старости 9 декабря 1280 года в Переяславле-Залесском, при объезде северных епархий. Тело его перевезено было во Владимир, а потом в Киев и заключило собою ряд первосвятительских могил в Софийском соборном храме. В продолжении многолетнего святительства (1243–1280) он старался восстановить разрушенное опустошителями, водворять мир между враждующими, оберегать вверенное ему стадо от влияния римского, исправлять беспорядки в жизни духовенства и народа, утвердить управление Церкви на правилах Соборов и святых отцов. Преемником его был Максим, родом грек, присланный Патриархом из Царьграда. Между тем княжение Ярославское перешло из рода великого князя Константина Всеволодовича в род князей Смоленских. Это произошло следующим образом. Феодор Ростиславич, по прозванию Черный, сын Смоленского князя Ростислава Мстиславича женился на дочери последнего князя Ярославского, святого Василия Всеволодовича, Марии, единственной наследнице княжества Ярославского. Он был воспитан в страхе Божьем, чуждался распрей и ссор, хотя отличался мужеством и знанием ратного дела. Только неудовольствия с братьями, которые дали ему из всего княжества Смоленского один небольшой городок Можайск, заставили его жить в Ярославле, где теща, княгиня Ксения, не хотела уступить ему власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Отбросив имена епископов Феодора и Илариона и князей Владимира и Бориса, мы перенесёмся с Аврамием в весьма позднее время. Он жил, во-первых, в то время, когда в Ростове была целая семья удельных князей. После св. Бориса при Владимире Ростов не имел своих удельных князей до начала XIII века, до 1207г., в котором он получил своего нового первого князя в лице Константина Всеволодовича, старшего сына великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Целая семья князей в Ростове является только с правнуков этого Константина Всеволодовича, детей его внуков Бориса († 1277) и Глеба († 1278), от сына Василия или Васильки, убитого Татарами в 1237г.). Во-вторых, преподобный Аврамий постригся в монахи, и первое некоторое время подвизался в Валаамском монастыре. Но Валаамский монастырь, как мы видели выше, основан в первой половине XIV века, именно – основатель его преподобный Сергий пришёл жить на Валаам в 1329 году. В житии не сказано, т. е. оно не знает, при самом ли Сергии постригся и подвизался Аврамий в Валаамском монастыре, или уже после его смерти, последовавшей, впрочем, в неизвестном году. Но, во всяком случае, он постригся в монастыре уже совсем устроенном и, следовательно, спустя то или другое довольно значительное время после 1329г. На основании второго, сейчас указанного признака, ранним пределом монашеской жизни Аврамия является конец первой – начало второй половины XIV века. После раннего предела мы не можем указать позднего до конца XV – начала XVI века, когда Аврамий является уже в святцах, о чём скажем ниже; но есть решительные основания полагать, что он жил именно во второй половине XIV века. В 1385г. митрополиту Московскому Пимину сопутствовал в путешествии в Царьград «Аврамей, игумен Ростовский, Низкий 1476 , и мы почти не сомневаемся, что этот Аврамий Низкий и есть наш преподобный Аврамий. Житие Аврамия, как всякому очевидно из нашей его передачи, в весьма значительной части своей есть не что иное, как воспроизведение устных позднейших легенд о нём; но чтобы легенды и притом слишком, так сказать, отважные и оригинальные могли сложиться, для этого нужно было пройти достаточному времени; между тем житие написано не позднее 1534 года, ибо одна летопись, писанная в этом году, упоминает о нём 1477 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010