Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ МИХАЙЛОВНА († 9.12.1271, ростовский Княгинин в честь Преображения Господня на Песках жен. мон-рь), кнг. ростовская (1227-1271), одна из младших дочерей Киевского, Новгородского и Черниговского св. блгв. вел. кн. мч. Михаила Всеволодовича , племянница Владимирской св. блгв. вел. кнг. мц. Агафии Всеволодовны , младшая сестра Черниговского и Брянского вел. кн. мч. Романа Михайловича Старого и кнж. Феодулии Михайловны (в монашестве прп. Евфросинии Суздальской), тетка брянского св. блгв. кн. Олега Романовича , жена ростовского и белозерского св. кн. мч. Василия Константиновича . М. М. вышла замуж за кн. Василия (Василька) Константиновича благодаря посредничеству Владимирского св. блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича , который договорился о свадьбе старшего племянника со своим шурином Черниговским вел. кн. Михаилом Всеволодовичем. Этот брак должен был укрепить военно-политический союз рус. князей и подтвердить привилегированные права князей Сев.-Вост. Руси на Новгородский стол в Сев.-Зап. Руси и Переяславскую землю, расположенную в юго-вост. части Ср. Поднепровья. На княжение в последнюю был отправлен младший брат кн. Василька Константиновича - ярославский кн. Всеволод (Иоанн) Константинович . Союз князей распался в 1230-1231 гг. Зимой 1226/27 г. венчание молодых состоялось в Благовещенском соборе Чернигова, а в субботу, 12 февр. 1227 г., они приехали в Ростов, где «бысть радость велиа» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 450; Присёлков. 1950. С. 310; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 108). 18 мая 1231 г. вместе с мужем, горожанами, черным и белым духовенством М. М. встречала перед въездом в Ростов вернувшегося из Киева Ростовского еп. Кирилла II , поставленного на Ростовскую кафедру Киевским митр. свт. Кириллом I (II) . Княгиня неоднократно посещала богослужения в ростовском Успенском соборе и внимательно слушала поучения местного архиерея. 14 авг. 1231 г. она приняла участие в торжествах по случаю великого освящения Успенского собора. По-видимому, в кон. янв.-марте 1238 г. вслед за Ростовским еп. Кириллом II вместе с детьми М. М. укрывалась на Белоозере от монг. изгонных ратей царевича Батыя ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 203). В кон. марта-апр. 1238 г., после возвращения в Ростов, М. М. и еп. Кирилл II приняли экстренные меры по поиску тела св. блгв. кн. мч. Василька Константиновича, казненного захватчиками в Шеренском лесу. М. М. и еп. Кирилл II отправили своих людей к поповичу Андриану, жена которого обнаружила останки князя. Тело кн. Василька Константиновича было перенесено в Ростов и в присутствии его семьи торжественно захоронено в ц. Успения Пресв. Богородицы рядом с останками св. блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 466; Приселков. 1950. С. 318).

http://pravenc.ru/text/2562150.html

ГЛАВА ВТОРАЯ. КНЯЖЕНИЕ ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ТЕМНОГО (1425–1462) Малолетство Василия Васильевича. – Новая усобица дяди с племянником. – Спор в Орде между ними. – Московский боярин Всеволожский. – Хан решает дело в пользу племянника Василия против дяди Юрия Димитриевича. – Отъезд боярина Всеволожского от великого князя к дяде его Юрию. – Возобновление борьбы между дядею и племянником. – Василий попадается в плен к Юрию. – Василий в Коломне. – Продолжение борьбы. – Смерть Юрия. – Василий утверждается в Москве. – Отношения Василия Васильевича к двоюродным братьям, сыновьям Юрия, Василию Косому и Димитрию Шемяке. – Ослепление Косого. – Отношения великого князя к другим удельным князьям. – Отношения татарские. – Плен великого князя у казанских татар и освобождение. – Шемяка овладевает Москвою, захватывает великого князя в Троицком монастыре и ослепляет. – Слепой Василий получает Вологду. – Движения его приверженцев, которые овладевают Москвою. – Продолжение борьбы Василия с Шемякою. – Деятельность духовенства в этой борьбе. – Смерть Шемяки. – Отношения великого князя к другим удельным князьям. – Отношения к Рязани и Твери. – Отношения к Новгороду и Пскову. – События в Литве, борьба ее с Польшею. – Отношения Литвы к Москве. – Татарские нашествия. – Борьба Новгорода и Пскова со шведами и немцами. – Смерть великого князя Василия; его духовная грамота; его приближенные По смерти Василия Димитриевича на столе московском и всея Руси явился опять малолетный, десятилетний, князь Василий Васильевич. Малолетством деда его Димитрия хотел воспользоваться Димитрий суздальский, князь из старшей линии потомства Ярослава Всеволодовича; но Москва была уже так сильна, что, несмотря и на малолетство ее князя, Суздаль, даже поддерживаемый ханом, не мог остаться победителем в борьбе. Теперь, при малолетном внуке Димитриевом, никто из князей не осмеливается спорить за Владимир с потомками Калиты: Нижний, Суздаль принадлежат уже Москве, Тверь давно уже отказалась от всякого наступательного движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Заседание открыто в 5 часов вечера в присутствии Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России генерала А. И. Деникина и следующих членов Собора: Агапита, архиепископа Екатеринославско-го и Мариупольского, Арсения, епископа Приазовского и Таганрогского, Гавриила, епископа Челябинского и Троицкого, Гермогена, епископа Аксайского, Димитрия, архиепископа Таврического и Симферопольского, Иоанна, епископа Кубанского и Екатеринодарского, Макария, епископа Владикавказского и Моздокского, Митрофана, архиепископа Донского и Новочеркасского, Михаила, епископа Александровского, Сергия, епископа Сухумского, Аббати Андрея Ивановича, Абрамова Николая Матвеевича, Апраксина Петра Николаевича, протоиерея Беловидова Петра Ивановича, Верховского Павла Владимировича, Вознесенского Николая Павловича, священника Востокова Владимира Игнатьевича, Гаденко Константина Парфильевича 141 , Гладкого Ивана Ефимовича, Граббе Павла Михайловича, протоиерея Добровольского Михаила Капитоновича, протоиерея Завитаева Ивана Макаровича, Ивановского Александра Иосифовича, священника Карташева Николая Тимофеевича, священника Кожина Василия Ивановича, священника Козлова Ивана Николаевича, священника Конограя Михаила Андреевича, священника Красовского Алексея Федоровича, священника Лаванова Владимира Алексеевича, генерала Левшина Дмитрия Федоровича, священника Ло-мако Григория Петровича, протоиерея Львова Владимира Александровича, Львова Николая Николаевича, протоиерея Малиновского Александра Платоновича, священника Ногатырева Алексея Гаврииловича, Никонорова Иосифа Всеволодовича, священника Николайченко Иоанна Николаевича, протоиерея Окиншевича Кирилла Емельяновича, Оппокова Виктора Владимировича, генерала Павлова Георгия Андреевича, инока Полихрония, Рейнеке Михаила Михайловича, протоиерея Рождественского Александра Петровича, Россиева Павла Амплиевича, священника Свенцицкого Валентина Павловича, Сенько-Поповского Леонида Алексеевича, протоиерея Смирнова Димитрия Андреевича, Сперанского Якова Дмитриевича, Терещенко Ивана Никифоровича, князя Трубецкого Григория Николаевича, протоиерея Хандалеева Василия Павловича, Хомякова Василия Дмитриевича, протопресвитера Шавельского Георгия Ивановича, протоиерея Чернявского Василия Антоновича, генерала Эр-на Николая Францевича, Якушева Петра Самуиловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ II. Успенский собор построен был первоначально в XIII веке в княжение Василия Ярославовича Костромского; но неоднократные пожары и переделки совершенно изменили его первоначальный вид; даже кладка его стен, насколько можем судить о том по нашим наблюдениям и впечатлениям, вынесенным из осмотра его подвалов, носит на себе следы позднейшего времени. Предметов отдаленной старины сохранилось в этом соборе немного. Находящаяся здесь чудотворная икона Федоровской Божьей матери представляет важнейший и древнейший памятник не только Успенского собора, но и всей Костромы (табл. XXXIII). Явление её относится к XIII в. и соединяется то с именем костромского князя Василия Ярославовича Квашни, брата Св. Александра Невского, сына Ярослава Всеволодовича, то с именем Василия Георгиевича, сына Юрия Ярославовича. Год явления в точности неизвестен. Неопределенность показаний первоисточников по этому предмету замечена уже давно и в XVIII в. она была удовлетворительно разъяснена в том смысле, что наименование князя в рукописях Василием Георгиевичем есть явная ошибка, непримиримая с течением исторических событий, и что вместо него нужно читать «Василий Ярославич» (род. 1241 г.); а явление чудотворной иконы следует относить не к 1239 году, а к концу 50-х годов или даже к 60-м г.г. XIII в. 32 . Икона мерой 1 аршин 2½ вершка, в ширину 12 вершков украшена массивной золотой ризой и имеет рукоять, указывающую на то, что в Городце – первоначальном месте её нахождения, она была запрестольной иконой. Краски иконы сильно потемнели, повреждены и исправлены неоднократно. Точных снимков с этой иконы нет. Находящиеся у нас под руками снимки с неё без металлической ризы – один изготовленный лет 15 тому назад г. Поспеловым, другой г. Кларком по копии, сделанной художником Полторацким по поручению Комитета попечительства о русской иконописи, 33 не внушают особенного доверия к себе, они значительно различаются между собой, и это тем более неизбежно, что г. Полторацкий копировал лик Богоматери с оригинальной чудотворной иконы, а доличное с другой иконы Фёдоровской Богоматери, подаренной Государем Михаилом Фёдоровичем в Костромской Успенский собор (табл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Алфавитно-справочный перечень удельных князей русских и членов царствующего дома Романовых. Половина первая. А-И Источник 206. Агафия Владимировна 206. Агафия Владимировна, младшая из трех дочерей Владимира II – Василия Всеволодовича Мовомаха, вел. ин. киевского и всей Руси от второго брака с неизвестной, именуемой, в некоторых сказаниях, Христиной Инговной, королевной шведской 188), жена Всеволодка (Всеволода) Давидовича, князя городейского 570). – О времени и месте её рождения, – сведений нет; выдана за Всеволодка, в 1116 г.; прижив с вин, в течение 25-ти летнего брака, сыновей: Бориса, князя городенского 394), Глеба, князя переяславского 608), Мстислава, князя Городенского ); и дочерей, неизвестных ио имени: Всеволодковну старшую 571) – за Владимиром Давидовичем, князем черниговским 541), а по его смерти, за Башкордом, ханом половецким; Всеволодковну младшую 572) за Юрием (Георгием) Ярославичем, князем туровским ), овдовела 1 февраля 1142 г. Ничего больше о ней неизвестно. 207. Агафия Константиновна 207. Агафия константиновна, дочь, по видимому единственная, Константина Васильевича, князя ростовского (М ), от брака с Фетинией (Аи), дочерью Ивана Даниловича Калиты, вел. кн. московского (Л° 97), вторая жена Любарта-Федора Гедиминовича, князя Волынского.– Летопись именует ее однажды, отмечая, что она выдана замуж, в 1350 г. – Никаких других сведений о ней нет. По родословным же оказывается, чтоеяединствениыйсын,князь Дмитрий, был отцом двух сыновей, Александра и Михаила, родоначальников всех угасших и существующих ветвей фамилии князей Сангушек. 208. Агафия Ростиславовна 208. Агафия Ростиславовна, вторая жена Олега Святославича, князя новгород-северского ), дочь Ростислава-Михаила Мстиславича вел. кн. киевского 67), от брака с неизвестною (быть может, с дочерью Всеволода II Ольговича,, вел. кн. киевского, 57). О времени и месте её рождения – сведений нет; вышла за князя Олега, в Киеве. 19 июня 1165 г.; вместе с мужем, угощала, своего отца, в Чечерске, и вскоре же лишилась его, в 1167 г,; прижив, в течение 15-ти летнего брака, одного сына, Святослава-Бориса, князя рыльского ), овдовела, 18 января 1180 г. – Дальнейших известий о ней нет. 209. Аграфена (Агриппина)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Владимир Мономах Мономах Владимир Всеволодович (1053–1125) – князь Смоленский, Переяславский, великий князь Киевский (с 1113 г.), православный мыслитель, духовный писатель. Сын великого князя Киевского Всеволода Ярославича и дочери византийского императора Константина IX Мономаха, от которого унаследовал почетное родовое прозвище Мономах (греч. – единоборец). Еще при жизни прославился своими «великими» и «малыми» военными походами (только «великих», по его словам, было 83, остальных он даже не упомнил) и мудростью, справедливостью, что нашло отражение в составлении законов, легших в основу знаменитой Русской Правды. Одним из самых выдающихся памятников древнерусской литературы стало «Поучение» Владимира Мономаха , вошедшее в состав «Повести временных лет» под 1096 годом. «Весь строй, вся основная символика и основные идеи «Поучения», – отмечает современный исследователь Сергей Перевезенцев, – глубоко христианские. Многочисленные и объемные цитаты из Псалтири и трудов Василия Великого , приведенные в тексте «Поучения», показывают не только хорошее знание Владимиром Мономахом христианской литературы, но и то, что именно христианские идеи были фундаментом всего мироощущения великого Киевского князя. И главный наказ, который он обращает к своим детям, заключается в том, чтобы они всей душой приняли и исполняли правила христианского благочестия, хранили в своих сердцах истинную веру». В этом отношении характерно само построение «Поучения». В самом начале его Владимир Мономах рассказывает, как в решающей момент, когда к нему приехали послы от братьев с предложением принять участие в усобице, он отказался креста переступати, нарушить крестное целование, которое для него было гораздо важнее, чем все другие доводы. И свое поучение детям он начинает с того, как, взяв Псалтырь и в печали разгнув ее, вынул слова: «О чем печалишься, душа моя?..» Владимир Мономах , как это и было заведено в Древней Руси, гадает по Псалтыри. И все его дальнейшие поучения основаны на этих, собранных и сложенных по ряду изречениях из Псалтыри, что уже само по себе имело сакральное значение. Это не языческий обряд, а именно христианский обычай. Человек принимал важнейшие решения, соотнося свои желания и поступки с выпавшими из Псалтыри Божественными словами.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Герб рода Волконских один из знатнейших рус. княжеских родов, потомков старшей ветви черниговских Ольговичей. Прямым предком В. является св. блгв. вел. кн. Михаил Всеволодович Черниговский († 1246). Его внук, кн. Иоанн Юрьевич, владел «дольницей» в Тарусском княжестве и вместе с родными братьями в 1-й четв. XIV в. принимал участие в продаже Киевскому митр. свт. Петру части родовых земель в верховьях р. Оки, на к-рых в XIV в. возник 1-й в Сев.-Вост. Руси митрополичий город - Алексин. Наследники кн. Иоанна Юрьевича Тарусского и Волконского, князья Феодор и Мстислав Тарусские, в составе войск св. блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского участвовали в битве с ордой Мамая на Куликовом поле, где погибли 8 сент. 1380 г. С кон. XIV - нач. XV в., когда Тарусское княжество окончательно распалось на неск. мелких уделов, а г. Таруса перешел под власть вел. кн. Василия I Димитриевича , стольным городом предков В. стал Волконеск (совр. Тимофеевское городище). Здесь В. построили церкви во имя Пречистой Богородицы и св. князей Бориса и Глеба . В сер. - 2-й пол. XV в. нек-рые В. служили правителям Литовского великого княжества и Воротынского княжества. Представители старшей ветви В., внуки живших в 1-й пол. XV в. князей Константина, Иоанна и Феодора Конинских, на рубеже XV-XVI вв. служили всем родом вел. кн. Иоанну III Васильевичу со своих земель, расположенных в Алексинском и Тульском уездах. В. принимали активное участие в береговой службе и отражении набегов крымских татар, строили осадные дворы в Туле и Переяславле Рязанском. В сер. XVI в. они попадают в Государев двор, к этому же времени относятся первые вклады В. в Троице-Сергиеву лавру . Особым вниманием со стороны В. также пользовался белёвский в честь Преображения Господня муж. мон-рь . В XVI - нач. XVIII в. в обе обители от имени В. неоднократно поступали наиболее крупные денежные и вещевые вклады. Связь с Троице-Сергиевой лаврой позднее помогла В., когда в 1686 г., во время их спора с кн. Оболенскими, власти обители, основываясь на документах своего архива и рукописного собрания, подтвердили их происхождение из рода тарусских князей.

http://pravenc.ru/text/155156.html

Града Ярославля Святыя 236. Святый и благоверный преподобный князь Феодор Ростиславичь и святыя и благоверныя князи чада его Давид и Константин Ярославския чудотворцы. Преставися Святый Феодор в лето 6807 месяца сентября в 19 день Сын Смоленского князя Ростислава Мстиславича, воспитанный в страхе Божием, Феодоп и в молодых летах был боголюбив, а вместе отличался воинскою отвагою и мужеством. У него были два брата, князья Глеб и Михаил. По смерти отца, братья поступили с Феодором несправедливо: дали ему из княжества один только малый город Можайск. Он вступил в брак с дочерью Ярославского князя Василия Всеволодовича, Мариею, единственною наследницею Ярославского княжества, и стал жить в ЯРославле, где Мария родила ему сына Михаила. В 1277 году он и некоторые другие князья, по воле хана Менгу-Темира, отправились с дружинами в Орду, чтобы вместе с войсками хана воевать против Яссов, не хотевших платить дани Татарам. Князья Русские доходили до Дербента и смирили Яссов, взяв богатую добычу и пленников. Воинские подвиги Феодора доставили ему благосклонность в Орде. Мужественная красота, высокий рост и такой же ум его так пленили царицу, что она предложила ему руку дочери своей. Феодор отвечал, что у него есть супруга, дочь князя, и он, как христианин, не может иметь другой. Но когда он с опасностию для жизни отклонял от себя лестное предложение могущественной ханши, теща его княгиня Ксения не пустила его, по возвращении из Орды в Ярославль и объявила, что есть законный князь Ярославский, Михаил. Даже посредничество ордынского посла не могло преодолеть упрямства тещи. Добрый князь не хотел призывать грозного гнева ханского на отчизну, и Господь послал ему другую помощь: смерть братьев доставила ему в 1280 году Смоленское княжество. Тогда он снова отправился в Орду и женился на ханской дочери, нареченной в крещении Анною. Через несколько лет сын его, юный князь Михаил умер. Тогда отец его отправился в Ярославль с супругою и ыновьями Давидом и Константином, родившимися в Орде. Жители Ярославля и теперь не хотели было принять его: но

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЗЯСЛАВ (ПАНТЕЛЕИМОН) МСТИСЛАВИЧ (кон. 90-х гг. XI - нач. XII в.- 13/14.11.1154, Киев), кн. киевский (1146-1149, 1150, 1151-1154), 2-й сын блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича и швед. принцессы Кристины, внук Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха. В крещении княжич был наречен в честь вмч. Пантелеимона , на что имеется ряд указаний в источниках. В летописи сообщается, что шлем И. М. был украшен изображением этого святого (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 438-439). Сохранились списки грамоты И. М. новгородскому мон-рю св. Пантелеимона, согласно которой И. М. по благословению Новгородского еп. св. Нифонта «устроил святому Пантелемону монастырь, и посадил есми в нем игумена Аркадия», и «испрошал есмь у Новагорода святому Пантелемону землю» ( Корецкий. 1955. С. 204-207). Монастырь с таким посвящением был основан в Новгороде или И. М. ( Янин. 1977. С. 62-65; Назаренко. 2001. С. 595-596), или его отцом Мстиславом Великим ( Кучкин В. А. Чудо св. Пантелеимона и семейные дела Владимира Мономаха//Россия в средние века и новое время: Сб. ст. к 70-летию чл.-кор. РАН Л. В. Милова. М., 1999. С. 55). Киевский кн. Изяслав Мстиславич. Гравюра. 1823 г. (РГБ) Киевский кн. Изяслав Мстиславич. Гравюра. 1823 г. (РГБ) И. М. впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1127 г., когда он был отправлен отцом на княжение в Курск. В 1127 г. И. М. участвовал в походе на Полоцкое княжество. После изгнания местных князей в Византию (1129) И. М. занял полоцкий стол (до 1132), тогда же в его владения, вероятно, вошел и Минск. После смерти Мстислава Великого (1132) князь начал борьбу за Переяславль Русский (ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина). Владение этим центром было важным шагом на пути к занятию И. М. киевского стола, связанным с попытками реализации плана Владимира Мономаха, по которому киевский стол должен был принадлежать потомкам Мстислава Великого (против этого плана выступили младшие Мономашичи - дяди И.

http://pravenc.ru/text/293929.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Митр. Киевский (не ранее 14.08.1091/не позднее 1097 - после 1101, не позднее дек. 1104). По происхождению грек. На Киевскую кафедру Н. поставил патриарх К-польский Николай III Грамматик (1084-1111). Сохранилась печать Н. с поясным изображением Божией Матери с Младенцем на левой руке и греч. надписью на обратной стороне: «Печать проедра (синоним архиерея в визант. сфрагистике.- А. М.) России Николая» (Актовые печати. Т. 1. С. 48, 175). В. Л. Янин отметил, что «со времени Николая мы не видим больше на митрополичьих печатях личных эмблем; они заменяются общецерковным символом - изображением Богоматери» (Там же. С. 53; см. также: Литаврин Г. Г., Янин В. Л. Некоторые проблемы русско-визант. отношений в IX-XV вв.//История СССР. 1970. 4. С. 46). Точная дата поставления Н. неизвестна. Его предшественник, митр. Иоанн III , по-видимому, скончался не позднее лета 1091 г. По данным Густынской летописи (20-е гг. XVII в.), Н. занял Киевскую кафедру в 1102 г., однако это не подтверждается данными раннего летописания. Ни Иоанн III, ни Н. не участвовали 14 авг. 1091 г. в торжественном открытии и перенесении мощей прп. Феодосия († 1074) в каменный храм Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) Собором рус. епископов (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 211; Т. 38. С. 85). По мнению некоторых исследователей, Н. прибыл в Киев не ранее 1096 г. ( Присёлков. С. 159; Карпов. С. 326), поскольку под этим годом летописец приводит речь князей Святополка (Михаила) Изяславича и блгв. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, обращенную к кн. Олегу Святославичу: «...да поряд положим о Русьстеи земле пред епископы и пред игумены...». Митрополит здесь не называется, но не исключено, что он мог находиться в то время в Византии, как в 1099 г. (см. ниже), или же упоминание епископов следует понимать в расширительном смысле, включающем первосвятителя. Явно недостоверным следует считать сообщение В. Н. Татищева , по мнению к-рого Н. был русином, поставленным на Киевскую кафедру по инициативе кн. Святополка Изяславича из епископов Полоцких.

http://pravenc.ru/text/2565942.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010