Взглянем теперь, что происходило в других княжествах во время этой первой половины борьбы между Москвою и Тверью. В год смерти великого князя Андрея Александровича (1304) вспыхнул мятеж в Костроме: простые люди собрали вече на бояр, и двое из последних были убиты; в следующем году в Нижнем Новгороде черные люди избили бояр князя Андрея Александровича; но в том же году возвратился из Орды князь Михаил Андреевич и перебил всех вечников, которые умертвили бояр. Здесь представляется вопрос: кто был этот князь Михаил Андреевич? До сих пор утверждено было мнение, что все князья суздальские происходят от Андрея Ярославича, брата Александра Невского, в таком порядке: Андрей - Михаил - Василий - Константин - Димитрий и т. д. В самом деле, летопись говорит, что после Андрея Ярославича осталось двое сыновей - Юрий и Михаил. Юрий умер в 1279 году, и вместо него садится в Суздале брат его Михаил; потом летопись упоминает о смерти сына Михаилова Василия в 1309 году; потом встречаем Александра и Константина Васильевичей суздальских, которых легко принять за детей Василья Михайловича. И действительно, в большей части родословных эти князья показаны происходящими от Андрея Ярославича. Но вот под 1364 годом читаем в летописи известие о кончине князя Андрея Константиновича суздальского, и этот князь называется потомком не Андрея Ярославича, но Андрея Александровича, сына Невского, в таком порядке: Андрей - Михаил - Василий - Константин. В известии о кончине брата Андреева, Димитрия Константиновича, повторена та же родословная. Эта последняя родословная объявлена ошибочною; утверждено, что князь Михаил Андреевич был сын Андрея Ярославича, а не Александровича, у которого детей не было, кроме Бориса, умершего при жизни отца. Но на чем же основано такое утверждение? Основываются на том, что по смерти Андрея Александровича бояре, не имея государя, уехали к Михаилу тверскому. Но если б Михаил Андреевич был сын Андрея Александровича, то бояре последнего могли по разным причинам отъехать к Михаилу тверскому, имея за собою право отъезда.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

(7) Василий. Во 2-м издании Истории Рос. Иерархии о нем сказано то же, что и в 1-м. Но в летописях, по Никон. списку III. 217, древн. 1775 г. I. 230, также у Карамзина Ист. Рос. Госуд. IV, пр. 397 хиротония его означена не под летом 1360, a 1361 (6869) «того же лета преосвященный Алексей митрополит всея Руси пойде в Тверь и постави Василия игумена Спасского в епископы в Тверь». Этот Спасский Загородский монастырь находятся в Твери Ист. Рос. Иерарх. IV. 128. В обеих тех летописях под летом 1366 (6874) сказано: «в Твери бысть розмирье князю Василию Михайловичу, да князю Еремею с братаничем князем Михаилом Александровичем про удел князя Семена Константиновича. И того же лета по митрополичью благословению и повелению судил их владыка Василий и отвратил князя Михаила Александровича». Там же, под летом 1367 (6875) «Князь Василий Михайлович и сын его Михайло и князь Еремей приставом митрополичим позвали в Москву на суд пред митрополита владыку Василия, что их судил в уделе княже Семенов не по правде. И тако на Москве про тот суд владыце Василью сотворися протор велик. Князь же Василий со всею Кашинскою силою приехаша во Тверь, и к городу ратью ходиша, привели с собою в Московскую рать, градов не вземше, возвратишася назад, извоеваша точию власти и села, а рать Московская и Волоцкая извоеваша села Тверския на сей стороне Волги, церковныя волости св. Спаса, епископия Тверския поплениша вся и пожгоша». «Месяца октября в 27 день, князь Михайло тверский прииде из Литвы с ратию и пошел к Кашину, и сретоша его послы от князя Василия Михайловича и от владыки их Василия Тверского в Андреевском селе; и тако мир сотвори в том месте». Под летом 1369 (6877): «Князь Михайло Васильевич Тверской ездил на Москву к митрополиту Алексею на своего Василия владыку тверского жаловатися». В обеих тех летописях под летом 6881 сказано: «то еже зимы преставися Василий, епископ Тверский». (8) Евфимий Вислен, Вислин. Хиротонию его в 1374 году марта 9-го утверждают: Карамзин. Ист. Рос. Госуд. V, примеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

352 Село Студянка – под именем Студенки, как имение пана Ивашки Илинича – упоминается в акте около 1477 года, в котором Ивашко Илинич свидетельствует, что имения свои: одно возле Кременца, – село Студенку, отчину свою, а другое – село по имени Грузкую возле Волковыйска, заменил с паном Невером Волчкевичем и с его детьми Олизаром, Панасом и Немиркою на его сёла: Чернавчицы и Турную, причём Ивашко придал за это Неверу ещё 100 коп грошей (Archiwum ks. Sanguszkw t. 1, стр. 73). Ещё оно – как имение князя Василия Константиновича Острожского – упоминается в акте от 1545 года 21 июля в описи Кременецкого замка, в числе городень которого упоминаются «две городни князя Василия Константиновича, с имений его – Птичей, Студенки, Белогородки в с прочих приселков» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 200 и 209). Ещё оно упоминается в акте от 1563 года 22 апреля в донесении вижа о вручении слугой Троцк. каштеляна Григория Ходкевича Киевскому воеводе князю Константину Острожскому позва к королевскому суду по делу его с Ходкевичем относительно сёл: Мощеницы, Малой Мошеницы, Студенки в Ступни (подробности дела не означены) (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,037, стр. 10, п. 16). 353 В Шепетинской церкви есть чудотворная икона Богоматери – на узкой доске; черты лика Богоматери выразительны с тремя запёкшимися на левой ланите слезами, наподобие воска. Слёзы ли это или следы ружейного выстрела татар, сжёгших древнюю церковь , бывшую на месте нынешнего приходского кладбища, – достоверно неизвестно. Село Шепетин – очень древнее. 354 Село Хорупан – как имение пана Яна Монтовта – упоминается в акте от 1566 года 20 апреля в жалобе пана Яна Монтовта о грабеже рогатого скота в его сёлах: Пекалах и Хорупанах земянами Антоном и Дмитром Яловицкими и земянами Титом и Петром Хомяками (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,040, стр. 10, п. 19). 355 Село Головчицы – как имение князя Юрия Васильевича Острожского – упоминается в акте от 20 апреля 1448 года, в котором князь Юрий Васильевич продаёт «делницу свою иванскую» брату своему князю Ивану Васильевичу Острожскому «за полседманацат коп грошей, первое село Мятин, другое село Головчичи, а Подборци, а Детиничи со всем с тым, што к тым селам здавна тягнет вечно и непорушно, ему и детем его» (Archiwum ks. Sanguszkw, t. 1, стр. 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

9 Октября в Союзе писателей России проходило торжественной собрание русских патриотов, посвященное 100-летию Земского Собора во Владивостоке, 85-й годовщине кончины Михаила Константиновича Дитерихса и 95-летию со дня рождения Митрополита Иоанн (Снычева). Ваша молитва об узнике не будет напрасной! Президиум Приамурского Земского Собора. Владивосток, 1922 год Проведение торжества благословил Приморский Старец — Митрополит Вениамин (Пушкарь), его видеообращение доставил в Москву помощник Владыки — Игорь Анатольевич Романов, который совместно с нашей великолепной поэтессой Ниной Васильевной Карташёвой вел торжественное собрание. На мой взгляд, наиболее яркими и содержательными были выступления Олега Анатольевича Платонова и Василия Вадимовича Бойко-Великого. Уже после собрания в кабинете Василия Владимировича Дворцова мы пообщались с Олегом Анатольевичем Платоновым и Владимиром Николаевичем Крупиным . Тогда-то Олег Анатольевич и посетовал, что судебные разбирательства всё ещё тянуться. Но наш мужественный соотечественник не уступает врагу, продолжает публиковать на РНЛ частями «Терновый мой венец: Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам». В мемуарах О.А. Платонова — яркие обличения русофобов, история борьбы с русофобией, идеологи которой и пытаются осудить русского патриота за «экстремизм». Конечно, для укрепления сил Олегу Анатольевичу крайне нужна наша молитвенная поддержка. А на следующий день я оказался на другом более скромном торжестве — чествовании в «Добрыне» у В.В. Бойко-Великого 75-летия моего старшего Друга, военного историка Бориса Глебовича Галенина. Поскольку большая часть приглашенных были участниками предыдущего вечера в Союзе писателей России, поделился с собравшимися, о чем говорил Олег Анатольевич Платонов для узкого круга уже в кулуарах вчерашней встречи. А тут и Василий Вадимович подтвердил, что и на него и прямо, и косвенно в последние недели судебное давление усилилось. По хорошо известному читателям «Русской Народной Линии» « банковскому делу » Василий Вадимович был освобожден из СИЗО под домашний арест последним из обвиняемых, хотя как «фигурант» в следственном деле уже был переведен на третьестепенные позиции. Кстати, освобождение Василия Вадимовича из застенка стало большой неожиданностью для следователей, которые явно рассчитывали политически активного патриота, в отличие от профессиональных банкиров, держать за решеткой и дальше .

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/14/nu...

418. Бельская, княгиня Мареа Васильевна, жена боярина князя Ивана Дмитриевича Бельского, единственная дочь боярина князя Василия Васильевича Шуйского, прозванием Немый, от брака с Анастасией Петровной ), дочерью Петра Кайдакула Ибрагимовича, царевича казанского, внукой, по матери, Евдокии 714), Ивана III Васильевича, великого князя московского 95). – О времени и месте её рождения сведений нет; лишилась отца в октябре 1538 г.; выдана царем Иваном IV Грозным 96), своим двоюродным дядей, за князя Бельского, 8 ноября 1555 г,; прижив, в этом браке, сыновей: Василия, Ивана, Федора и дочь Анастасию, умерших в младенчестве, да дочь Анну, бывшую неизвестно за кем, овдовела 24 мая и ум. 2 октября 1571 г. – Тело её погребено в суздальском Рождество-Богородицком соборе. 419. Василисса Васильевна 419. Василисса Васильевна, третья из четырёх дочерей Василия Дмитриевича, великого князя московского, 45), от брака с Софией Витовтовной, в иночестве Евфросинией, княжной литовской 180), жена; в первом браке – Александра Ивановича Брюхатого, князя Суздале-нижегородского 245), с 1417 г.; во втором – Александра Данииловича Взметня, князя суздале-нижегородского 237), с 1418 г. Ум. неизвестно где, до 1440 г., оставив, от первого брака, сына Семена ). Никаких других сведений о ней нет. 420. Василисса Ивановна 420. Василисса Ивановна, в иночестве феодора, жена Андрея Константиновича, князя суздале-нижегородского 328). Дочь – если верить её «Житию» – киевлянина Ивана Киасовского, оть брака с Анной, известной только по имени, причтенная православной церковью к лику святых. – Род. в Твери, в 1329.; вышла за князя Андрея, в 1353 г.; основав «при князи своем» Зачатейский монастырь в Галиче-костромском (упраздненный с 1764 г.), овдовела бездетной, в 1365 г.; раздав, всё имущество на церкви и нищим, а слуг и рабов отпустив на волю, постриглась в своем монастыре, с именем Феодоры, в 1369 г.: «живяще же – повествует летопись – в молчании, тружаяся рукодельем, поклоны творя, молитвой и слезами, стоянием нощным и неспанием, многажды и всю нощь без сна пребывая, овогда через день, овогда через два, иногда же и пять дней не идя, в мовню (баню) не ходя, в срачице (сорочке) не ходя, но власяницу на теле своем нося, пива и меду не пия, на пирех и в а свадьбах не бывая, из монастыря не исходя, злобы ни на коего же не держа, ко всем любовь имея», ум. в Галиче, в 1377 г. Тело её погребено там же, в бывшем Зачатейском монастыре, но могила не указывается. 421. Василисса Семеновна

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДМИТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ БОРИСА И ГЛЕБА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии), в г. Дмитрове Московской обл. Основан в вост. предместье города у дороги, ведущей к Троице-Сергиеву мон-рю (впосл. лавра). В XVII в. считалось, что Д. м. находится «в Дмитрове на посаде» (РГАДА. Ф. 281. 3924), в XVIII в.- «при городе Дмитрове... от города в версте» (Там же. Ф. 280. Оп. 3. 57. Л. 2). Дмитровский во имя святых Бориса и Глеба мон-рь. Фотография. 2006 г. Дмитровский во имя святых Бориса и Глеба мон-рь. Фотография. 2006 г. Точное время основания Д. м. неизвестно, возможно, мон-рь возник между 1310 и 1334 гг. Впервые упоминается в духовной грамоте 1467-1472 гг. дмитровского удельного кн. Георгия (Юрия) Васильевича († 1473): князь передал «Борису Глебу» с. Новое, купленное у Троице-Сергиевой обители, «и с хлебом, что в земли. А что в том селе и в деревнях серебра на людех, ино того серебра половина Борису Глебу, а другая половина тем христианом, на коих то серебро» (ДДГ. С. 223). В 1840 г., очевидно, во время ремонтных работ под жертвенником Алексиевского придела Борисоглебского собора было найдено каменное закладное распятие с нечеткой надписью. В XIX в. дата на надписи определялась как 1388 г., в связи с чем в 1888 г. отмечалось 500-летие Д. м. Историки XX в. датировали крест иначе: М. Н. Тихомиров - 1462 г., Г. В. Попов - 1447 г. Археологические раскопки близ Борисоглебского собора выявили кладбище с погребениями XIV-XV вв. Менее вероятными ориентирами для датировки являются легендарные известия, опубликованные Тихомировым, относящие основание Д. м. к XIII в., а также доводы Н. Н. Былова об одновременном основании г. Дмитрова и мон-ря. Однако ни один из историков не обратил внимания на тот факт, что из всех князей, управлявших дмитровскими землями до XV в., святые Борис (в крещении Роман) и Глеб (в крещении Давид) были небесными покровителями лишь у кн. Бориса Давидовича, сына галицко-дмитровского кн. Давида Константиновича († 1280) и правнука св. блгв. вел. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича . Кн. Борис Давидович управлял Дмитровским уделом после смерти дяди, галицко-дмитровского кн. Василия Константиновича (после 1310). Под 1334 г. в Рогожском летописце сообщается: «...а князь Борис Дмитровьскый в Орде мертв» (ПСРЛ. Т. 15. Ч. 1. Стб. 47). Т. о., не исключено, что Д. м. основан в 1-й трети XIV в., между 1310 и 1334 гг., что не противоречит и археологическим данным.

http://pravenc.ru/text/178614.html

1) Василий Михайлович 1, сын Михаила Ярославича Тверского. 1319–1368 г. По смерти в. князя Тверского Константина Михайловича, с 1348 г. Василий Михайлович правил Тверским княжеством. При нём, в 1327 г. Кашин вторично был, разорён татарами, ходившими вместе с князем Московским, Иваном Даниловичем, на Тверь. (Географ. Слов. Щокотова). 2) Василий Васильевич, сын Василия Михайловича, 1347–1362 г. (Он назван Кашинским князем в Ник. лет. IV. 5. Вел. и удельн. кияз. Сев. Руси. Экземплярск. т. II. стр. 525). 3) Михаил Васильевич, сын. Василия Михайловича, 1368–1373 г. Он вместе с отцом своим и Еремеем Константиновичем. в 1367 г. ходил па Тверь, но города не взяли, а только пограбили Тверскую волость. (Экземпл. стр. 527). 4) Василий Михайлович II сын Михаила Васильевича, 1373–1382 г., участвовал в походе Московского князя Дмитрия Ивановича на Тверь в 1375 г. При заключении мира выговорена была для Василия полная самостоятельность в управлении уделом и Тверской князь Михаил Александрович не должен входить ни в какие дела по управлению Кашинским княжеством. По смерти бездетного Василия Михайловича II, Кашин, перешел в семейство Михаила Александровича Тверского, который и отдал, его сначала сыну своему Александру, а потом Борису. 5) Александр Михайлович Ордынец сын Михаила Александровича, у 1389 г. Ордынцем. назван, потому, что долгое время жил, в Орде. Семейства после него не осталось, да неизвестно, был ли и женат. 6) Борис Михайлович, сын Михаила Александровича, у 1395 г. 7) Василий Михаилович III, сын Михаила Александровича, 1399–1425 г., у него было нелюбье со старшим братом Иваном Михайловичем Тверским, который сначала отнял у пего озеро Лугское и Ерусалимскую слободку в самом Кашине, а потом и его самого выгнали из Кашина. 8) Иван Борисович, сын Бориса Михайловича, 1399–1413 г. В 1485 году Кашин вместе с Тверью подчинился Московскому кня­жеству, а в 1504 году сделался удельным городом сына Uoahha III Юрия. Рождества Богородицы, что на болоте, существует от древних времён, прежде была припи­сана к Воскресенскому собору, как кладбищенская. При этой церкви родился и был священником митрополит Сарский и Подонский Серапон (f 1652 г.), почивающий под спудом в Калязине монастыре. Здесь погребены и родители его. Есть в ней несколько икон, замечательных древностью, одна из них – Божьей Матери всех Скорбящих радость принадлежала женскому Рождественскому монастырю, в давнее время сгоревшему, и найдена в пепле после пожара; задняя сторона её обгорела, а лик Божьей Матери оказался неповреждённым. По исправлении обгорелой стороны, икона внесена была в церковь и поставлена в особо устроенном для неё киоте; от прихожан церкви она пользуется особым почитанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VIII) Константин II Борисович, третий сын Бориса-Ярослава Васильковича, князя Ростовского, и княгини Марии Ярославны Муромской, родился 30 июля 1255 года, женат был два раза. Первая жена его, неизвестная по имени 7 , померла в 1299 году; от нее были дети: Александр князь Угличский, Василий (род. в 1291 году, † около 1316 г.) и, кажется, дочь (в 1297 году вышедшая в замужество за Юрия III Даниловича, Великого Князя Московского с 1319 г. по 1322 г.) 8 ;вторая жена его из Орды, дочь какого то «Кутлукорткы»; с 1286 г. князь Ростовский; в 1293 г. князь Угличский; а в 1294 г. снова князь Ростовский; † в Орде в 1307 году IX) Александр II Константинович, первый сын Константина II Борисовича, князя Ростовского и Угличского и княгини, неизвестной по имени, родился в 1286 году; с 1294 года князь Угличский; в 1302 году вступил в брак с княжною неизвестного имени 9 и имел сына Юрия; с 1307 г. князь Ростовский, † неизвестно когда 10 . X) Юрий I Александрович, единственный сын Александра Константиновича, князя Угличского, и княгини неизвестного имени; родился в 1303 году; князь Угличский, а с 1316 г. вместе и Ростовский;† 30 мая 1320 г.; потомства не оставил. После смерти князя Юрия Александровича Угличское княжество перешло во владение Ростовских князей: Феодора и Константина Васильевичей. XI) Феодор Васильевич, старший сын Ростовского князя Василия Константиновича († около 1316 г.) и княгини неизвестного имени, родоначальник старшей линии князей Ростовских, родился около 1310 года; с 30 мая 1320 г. князь Ростовский Сретенской стороны и вместе князь Угличский; в 1326 г. женился на княжне Марии († 21 ноября 1355 г.), имел от нее сына Андрея; † 28 марта 1331 года. XII) Константин Васильевич, младший сын Ростовского князя Василия Константиновича и княгини неизвестного имени; родоначальник младшей линии князей Ростовских; род. около 1312 года; с 30 мая 1320 года князь Ростовский Борисоглебской стороны Ростова и вместе князь Угличский; в 1328 году женился на княжне Марии Иоанновне (дочери Великого Князя Московского Иоанна Даниловича Калиты, умершей 2 июня 1365 г.) и имел от нее детей: Иоанна, Глеба, Василия, Александра, Владимира, Агафию (была второю супругою Волынского князя Любарта – Василия Гедеминовича), Марию (была в замужестве за Андреем Ивановичем, князем Боровским) и Василису (бывшую в замужестве за Димитрием Константиновичем, князем Суздальским; она в монашестве носила имя Ирины и была матерью жены Великого Князя Димитрия Донского); в 1360 году полный князь Ростовский до 1364 г.; в сем же году выехал из Ростова в Устюг; † от моровой язвы, свирепствовавшей в 1365 г. в Твери и Ростове и погребен в Ростовском Успенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

689. Васильевский – Кесарийский, женский, ныне приходская церковь в гор. Торжке, Тверской губ. Ужо существовал в XVI ст. и до Литовского разорения был женским; по возобновлении его в нем поселены монахи; в 1690 г. снова обращен в женский и приписан к Воскресенскому мон. в Торжке, а в 1764 г. обращен в приход. “Ист. Рос. Иер.» III, 503; “Памятн. кн. Твер. губ. на 1865 г.», Отд. III, 81; Отд. IV, 20 (опись 1625 г.); Токмаков, “Справ. указат. ист. матер.», I, 19 (в Архиве Мин. Иностр. Дел сохранилась грамота); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 475, 30; “Архив ист. и практ. свед. относящ. до Росс., 1860–61 г.», IV, 5 (Заметки о г. Торжке). 690. Васильевский – Мячковский, мужской, ныне село Мячкова Слободка, Владимирской губ., Гороховецкого у., в 7 вер. к сев.-вост. от Гороховца по Нижегородскому шоссе, на левом берегу р. Клязьмы, при озер. Мячковском и Долгом. Основан в половине XIV ст. преп. Евфимием Суздальским на пленившем его месте, заросшем густым лесом и окруженным водою. В 1764 г. упразднен и обращен в приход. В оставшейся церкви во имя св. Василия Великого и преп. Евфимия, которая построена в 1679 г., сохраняется древний посох преп. Евфимия. “Владимир. сборн.», 1857 г., 115; “Ежегодник Владим. губ. стат. Комит.», т. II, Отд. II, 63; “Владим. губ. вед.», 1851 г., 25 (Грам. патр. Иоакима, 1678 г., на построение двух камен. церквей); 1854 г., 32 (мон. быв. во Вл. губ.), 51 (описание); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 711, 46; “Акты истор.», I, 25 (Ж. гр. 1418 г. Нижегор. В. ко. Алекс. Иоан. Спасо-Евф. м-рю об освобожд. приписного к нему Горохов. св. Василий на Клязьме м-ря людей от пошлин и повинн.), 70 (Ж. гр. 1462 г. Спасо-Евфим. м-рю об управлении), 76 (Ж. гр. после 1462 г. Спасо-Евф. м-рю о неловлении для него рыбы с запрещ. ставиться в пустыни у св. Василия и брать людей, кормы и невод); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 199. 691. Васильевский – Трех – Святительский, мужской, ныне церковь Трех-Святителей в Киеве, на горе, у древнего Боричева взвоза. Когда основан неизвестно, но церковь св. Василия построена св. кн. Владимиром тотчас после крещения киевлян на том самом холме, где во дни язычества стоял Перун и другие богатые истуканы. Существование около церкви Васильевского м-ря свидетельствуется тем, что в 1231 г. игумен его Афанасий присутствовал при посвящении духовника в. кн. Василько Константиновича, Кирилла, на Ростовскую епископию. При нашествии татар в 1240 г. м-рь потерпел общую участь, и церковь оставалась в развалинах, пока не отдана Братскому м-рю, который в 1693 г. снова возобновил и определил строителя с братиею. В 1786 г. м-рь обращен в приход. “Полн. собр. лет.», I, 194; “Ист. Рос. Иер.», VI, 436; Ратшин, 147; Закревский, “Летоп. и опис. гор. Киева», 76; “Пут. по Св. мест. Русск.», II, 97; Строев, “Спис. иер. и наст.», 30; Макарий, “Ист. Р. Ц.», I, 48; III, 50; “Акты к ист. Ю. и 3. Р.», III, 40 (Челобит. 1646 г. игум. Брат. м-ря о возобнов. храма).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ МИХАЙЛОВНА († 9.12.1271, ростовский Княгинин в честь Преображения Господня на Песках жен. мон-рь), кнг. ростовская (1227-1271), одна из младших дочерей Киевского, Новгородского и Черниговского св. блгв. вел. кн. мч. Михаила Всеволодовича , племянница Владимирской св. блгв. вел. кнг. мц. Агафии Всеволодовны , младшая сестра Черниговского и Брянского вел. кн. мч. Романа Михайловича Старого и кнж. Феодулии Михайловны (в монашестве прп. Евфросинии Суздальской), тетка брянского св. блгв. кн. Олега Романовича , жена ростовского и белозерского св. кн. мч. Василия Константиновича . М. М. вышла замуж за кн. Василия (Василька) Константиновича благодаря посредничеству Владимирского св. блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича , который договорился о свадьбе старшего племянника со своим шурином Черниговским вел. кн. Михаилом Всеволодовичем. Этот брак должен был укрепить военно-политический союз рус. князей и подтвердить привилегированные права князей Сев.-Вост. Руси на Новгородский стол в Сев.-Зап. Руси и Переяславскую землю, расположенную в юго-вост. части Ср. Поднепровья. На княжение в последнюю был отправлен младший брат кн. Василька Константиновича - ярославский кн. Всеволод (Иоанн) Константинович . Союз князей распался в 1230-1231 гг. Зимой 1226/27 г. венчание молодых состоялось в Благовещенском соборе Чернигова, а в субботу, 12 февр. 1227 г., они приехали в Ростов, где «бысть радость велиа» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 450; Присёлков. 1950. С. 310; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 108). 18 мая 1231 г. вместе с мужем, горожанами, черным и белым духовенством М. М. встречала перед въездом в Ростов вернувшегося из Киева Ростовского еп. Кирилла II , поставленного на Ростовскую кафедру Киевским митр. свт. Кириллом I (II) . Княгиня неоднократно посещала богослужения в ростовском Успенском соборе и внимательно слушала поучения местного архиерея. 14 авг. 1231 г. она приняла участие в торжествах по случаю великого освящения Успенского собора. По-видимому, в кон. янв.-марте 1238 г. вслед за Ростовским еп. Кириллом II вместе с детьми М. М. укрывалась на Белоозере от монг. изгонных ратей царевича Батыя ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 203). В кон. марта-апр. 1238 г., после возвращения в Ростов, М. М. и еп. Кирилл II приняли экстренные меры по поиску тела св. блгв. кн. мч. Василька Константиновича, казненного захватчиками в Шеренском лесу. М. М. и еп. Кирилл II отправили своих людей к поповичу Андриану, жена которого обнаружила останки князя. Тело кн. Василька Константиновича было перенесено в Ростов и в присутствии его семьи торжественно захоронено в ц. Успения Пресв. Богородицы рядом с останками св. блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 466; Приселков. 1950. С. 318).

http://pravenc.ru/text/2562150.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010