В это время в зале поднялся шум и послышались возгласы: «Поп агитацией занимается... поп зазнается, чего с ним возиться – пулю ему». Председатель суда сделал попытку прервать речь подсудимого, но отец Василий перебил его и сказал: «Дайте мне докончить, это мое право, – и, обращаясь к судьям, закончил: – Я принимаю ваш вызов, и какое бы наказание вы ни вынесли мне, я должен его пе­ренести твердо, без страха, даже смерть готов принять, ибо нет на­грады выше, чем награда на небесах» . Завершив последнее слово, отец Василий поклонился залу, и суд удалился на совещание, а священник углубился в чтение книги. 12 августа 1922 года отцу Василию был зачитан приговор, его об­винили в содействии деникинцам, выразившемся в том, что он «при­зывал население к активной борьбе с варварами-большевиками, как гонителями, по его, Зеленцова, выражению, Евангелия и Пра­вославной Церкви, предлагая населению поддерживать кто чем может Добровольческую армию», в разглашении телеграммы ОГПУ, имевшей, по мнению суда, «характер государственной тай­ны», в сокрытии церковных ценностей храма кадетского корпуса. «Для полноты характеристики личности священника Зеленцова, – читал обвинитель приговор, – необходимо указать, что Зеленцов с высшим образованием, хорошо разбирается в происхо­дящих исторических событиях, дает себе полный отчет в своей де­ятельности... Вся деятельность Зеленцова, на протяжении четырех лет направленная к борьбе с советской властью, а равно и заявле­ние гражданина Зеленцова, что своих убеждений он не меняет, за­ставляет революционный трибунал рассматривать гражданина Зеленцова как определенного, нераскаявшегося контрреволюцио­нера и врага трудящихся масс, а посему революционный трибунал, руководствуясь интересами республики и революционной совес­тью, приговорил: гражданина Зеленцова Василия Ивановича – расстрелять» . При последних словах приговора в зале поднялся шум и разда­лись крики: «Убийцы проклятые!» – «Будьте вы прокляты!» – «Ба­тюшка, дорогой, спаси вас Христос!» – «Отец Василий, благосло­вите нас!»

http://fond.ru/kalendar/91/vasiliy/

При Свято-Николаевском соборе города Комсомольска работает воскресная школа, где преподают семинаристы. В этом же соборое они раз в неделю поют на клиросе. Это обязательная часть обучения в семинарии. Инспектор семинарии священник Сергий Яблуновский: «От обмирщения нас удерживает главное — частая совместная молитва. И причастие Святых Христовых Тайн». Полтавская семинария располагается в здании бывшего детского сада и окружена многоэтажками. Поначалу у семинаристов возникали неприятности с местной молодежью, иногда очень неспокойной. Но сейчас жители окрестных домов стали терпимей, проблемы почти исчезли. В семинарском домовом храме св. Нестора Летописца ворота алтаря расписаны студентами иконописного отделения. В здании семинарии старые деревянные окна чередуются с современными пластиковыми. Учение — свет! Рабочий момент репетиции  семинарской рок-группы «Мгновение вечности». На время Великого поста участники группы приостанавливали репетиции. Заканчивать репетиции минимум за час до службы — строгое правило участников рок-группы. Иначе сосредоточиться на молитве трудно. А вдумчивая молитва для семинаристов — главное. Спекталь «Хитроумный идальго» семинарской театральной студии. Студентки регентского отделения учатся своему искусству под руководством матушки Сусанны. До принятия пострига она сама была регентом, а ее приходской хор стал лауреатом международного конкурса. Могилы князей Кочубеев в Свято-Николаевском храме поселка Диканька. Главное послушание семинариста — пост и молитва. Но работать на кухне тоже приходится. Молитва перед памятником епископу Василию (Зеленцову). В 1920-х годах был епархиальным миссионером Полтавской епархии. Расстрелян 1930 году. Прославлен РПЦ в лике святых как новомученик. Студенты семинарии еженедельно навещают приют для сирот города Комсомольска. Когда семинаристы играют с детьми, малыши настолько рады, что забываешь, что перед тобой сироты... Казацкий конь на берегу Днепра. Элемент монументальной композиции «Тарас Бульба». Село Келеберда, Полтавская обл.

http://foma.ru/po-puti-postoyannogo-risk...

25 июня 1925 г. Патриарший Местоблюститель митр. Крутицкий сщмч. Петр (Полянский) подписал 2-ю запретительную грамоту на Б., к-рый запрещению вновь не подчинился. В июле по благословению архиеп. Григория (Лисовского) к митр. Петру (Полянскому) был отправлен прот. Иоанн Богданович с отчетом о положении дел на Украине и с прошением о канонической автокефалии. Митр. Петр не счел возможным удовлетворить прошение. Вскоре Глуховский еп., вик. Черниговской епархии, Дамаскин (Цедрик) составил краткое «Суждение о лубенском расколе», но оно не было достаточно авторитетно аргументировано. Изобличением раскола архиеп. Григорий поручил заняться новопоставленному Прилукскому еп. Василию (Зеленцову) . Составленный им проект «Постановления Собора православных епископов Украины о лишении сана главарей Лубенского раскола и отлучении их от Церкви» был разослан укр. архиереям, одобрен и подписан экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым), архиеп. Полтавским Григорием (Лисовским), епископами Кобелякским Николаем (Пирским), Прилукским Василием (Зеленцовым), Елисаветградским, управляющим Одесской епархией, Онуфрием (Гагалюком) , Сумским, временно управлявшим Харьковской епархией, Константином (Дьяковым) , еп. Александровским, управлявшим Екатеринославской епархией, Стефаном (Андриашенко), Мариупольским Антонием (Панкеевым) , Каневским Василием (Богдашевским) , Черкасским, вик. Киевской епархии, Филаретом (Линчевским) , Сквирским, вик. Киевской епархии, Афанасием (Молчановским), Радомысльским, вик. Киевской епархии, Сергием (Куминским) , Уманским, управлявшим Киевской епархией, Макарием (Кармазиным) (по числу подписавших его архиереев документ получил название «Постановление 13-ти»). Перед тем как рассылать проект на подпись, архиеп. Григорий предпринял последнюю попытку призвать Б. к покаянию и направил ему копию постановления. Б. заявил, что не подчинится ему. Еп. Василий представил «Постановление 13-ти» на утверждение Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) , к-рый подписал его 5 янв. 1926 г. 19 янв. «Постановление 13-ти» и резолюция митр. Сергия были оглашены в Троицкой ц. Полтавы. Получив определение Собора правосл. епископов Украины, деятели лубенского раскола (Б. и Соколовский) отправились в нач. марта 1926 г. в Москву, где подали жалобу и просьбу о пересмотре их дела, но не в органы управления канонической Церкви, а в раскольнический григорианский Временный высший церковный совет (ВВЦС) . Резолюция архиеп. Григория (Яцковского) от 8 марта 1926 г. 84 «объявляла «Постановление 13-ти» отклоненным» и «рекомендовала Экзарху Украины перерешить дело в новой инстанции». В нач. 1927 г. Б. созвал духовенство Полтавы и представителей от мирян в Павленки (пригород) на общее собрание (присутствовали также «архиереи» Сергий Лабунцев и Макарий Крамаренко). На повестке дня стоял единственный вопрос: примирение с канонической Церковью, поэтому на собрание был приглашен архиеп. Григорий (Лисовский), к-рый отказался прибыть.

http://pravenc.ru/text/153631.html

Страха не имея ниже трепета, повергся в блато смрадное священный мученик, и вниде в светлыя чертоги Небесныя, взывая: Господа пойте, дела, и превозносите во вся веки. Ина слава солнцу и ина луне; такожде и оваго святаго мощи всяк возмогает лобзати, твое же, Василие, честнейшее и многострадальнейшее тело точию Бог весть, где лежит. Обаче кланяемся пред иконою твоею святою, яко самому тебе сущу с нами, и величающе дивнаго во святых Своих Бога, зовем: Господа пойте, дела, и превозносите во вся веки. Богородичен: Леностию греховною омрачен, и недугами страстными обложен, камо бежу или к кому возопию? токмо, по Бозе, к Тебе, Дево Богородице. Тя прошу: помози ми, недостойному, избави мя от мук молитвами Твоими. Песнь 9. Ирмос: Странствия Владычня, и безсмертныя трапезы на Горнем Месте, высокими умы, вернии приидите насладимся, возшедша Слова, от Слова научившеся, егоже величаем. Иоанна восприемь Предтечу яко соратника, и Илию споборника, устремился еси, Василие, на тьмы безбожных врагов с мечем веры, плевелы посекая и всех научая веровати в Бога Истиннаго, егоже величаем. Язык умолкает восхвалити по достоянию все терпение твое и мужество, святе, имиже всяк язык просветил еси, ведуще, яко несть скиф ниже иудей, ниже еллин для Господа, егоже величаем. Преподобен в житии, злат в словесех, велик в мужестве явился еси, Василие, смиренно служа Богу Единому, егоже величаем. Богородичен: Образ Твой древле видев патриарх яко лествицу, на нейже Господь утверждашеся; ныне же, ликующе, купно со всеми пророки, рцы, Иакове: радуйся, Дево, пророческое сбытие; радуйся, Еюже Господь на землю сниде; радуйся, Ковчеже Завета Вечнаго; радуйся, Истинная Богородице и Приснодево. Светилен: Юже древле Давид прорече, приял еси, Василие, смерть честну пред Господем, яко преподобный и праведный, потщався же Богови воздати и житие твое, обрел еси мзду болезней твоих в Светлом Царствии Небеснем. На хвалитех: стихиры, глас 1. Подобен: Н ебесных чинов. Невещественных житию поревновав,/яко Михаил Архистратиг/устремился еси на диавола,/и того под ногу поправ,/торжествуя, Василие, взывал еси:/кто, яко Бог наш!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ужасаюся изрещи, каковыя страдания телесныя претерпе священномученик, егда ввержен бысть в бездну смрадну и зловонну. Взираю же на бездну грехов моих, токмо и молюся, глаголя: Василия молитвами, Господи, от тли мя возведи. Богородичен: Чистая Голубице Непорочная, Дево Неискусобрачная, молися к Сыну Твоему и Господу, очистити мя от всякия скверны. Кондак, глас 4. Елеем милости Христовы всяку душу уврачевав,/и растерзав яко паучину козни велиаровы,/копием Слова Божия диавола умертвил еси, святе,/и прославился еси в Царствии Небеснем,/отче священнейший. Икос: Нем ко лживым словесем,/и глух являяся ко оглаголанию,/не таяся отверзал еси уста твоя в защищение истины,/и во утешение печальных,/и в проповедании Евангелия;/и тако вторый Василий Великий явился еси,/отче священнейший. Песнь 7. Ирмос: Отроцы в Вавилоне пещнаго пламене не убояшася, но посреде пламене ввержени, орошаеми пояху: благословен еси, Господи Боже отец наших. Имже образом желает елень на источники водныя, возжелел еси, отче, Горнейшаго Царствия, егоже ради вся дольняя презрев, смерти вкушением жизнь вечную обрел еси, взывая: благословен еси, Господи, Боже отец наших. Камень неколеблемый Христа в сердце Твоем положив, возвел еси на Том храм души твоея, Василие, от ветров сопротивных невредимый и водами нечестия нерушимый; егда же бури злобныя на тя налегаху, точию взывал еси: благословен еси, Господи, Боже отец наших. Апостольскою стезею шел еси, отче, просвещая сердца верных Духом Божественным, егоже дарований обильных сам сподобился еси; и научая коегождо взывати: благословен еси, Господи, Боже отец наших. Богородичен: Велия слава Твоя, славно и величествие Твое, о Мати Безмужная, и неизреченно море чудес Твоих, от негоже ми каплю улучити молюся. Песнь 8. Ирмос: За законы отеческия блаженнии в Вавилоне юноши предбедствующе, царюющаго оплеваша повеление безумное, и совокуплени имже не сваришася огнем, державствующему достойную воспеваху песнь: Господа пойте, дела и превозносите во вся веки. Агнца себе уготовал еси, Василие, в жертву Богови, восклицая: Господа пойте, дела, и превозносите во вся веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Полтаве в 75-летие расстрела местного духовенства молитвенно помянули мучеников за веру 4 июня, 2013. Новостная служба Полтавская область — один из наиболее пострадавших регионов от сталинской политики тоталитарного режима. По данным историков, начиная с 1929 года, на Полтавщине было репрессировано больше 400 тыс. жителей. 4 июня. ПРАВМИР. 2 июня 1938 года в урочище Трибы под Полтавой по приговору «особенной тройки» НКВД было казнено около 40 последних представителей Полтавского духовенства и монашества.Среди них были казнены епископ Митрофан (Русинов), 38 человек полтавского городского духовенства и игуменья Козельщинского монастыря, в настоящее время прославленная в лике преподобномучениц Олимпиада (Вербицкая). 2 июня 2013 года, к 75-й годовщине этого трагического события по завершении поздней Божественной Литургии в Макариевском кафедральном соборе, по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Полтавского и Миргородского Филиппа, была совершена панихида по расстрелянным священнослужителям. Служение панихиды возглавил благочинный Полтавского городского округа протоиерей Иоанн Корниенко в сослужении городского духовенства, сообщает  пресс-служба Полтавской епархии . Заупокойное богослужение совершили возле памятника Священномученику Василию (Зеленцову), который также пострадал за веру Христовую в годы гонений на Святую Церковь. По окончании панихиды благочинный Полтавского районного округа протоиерей Александр Антонюк обратился к собравшимся со словом наставления на тему мученичества в Церкви Христовой. После поминальных служб в кафедральном соборе духовенство и миряне отправились в урочище Трибы Полтавского района, где в далеком 1938 году происходили события жестокой расправы над Полтавским духовенством. Там, около могилы, которая находится на невысоком песчаном холме в лесу, построен памятный знак. Он являет собой несколько крестов, которые словно вырастают из холма. После возглашения Вечной памяти, духовенство и миряне «едиными устами и единым сердцем» воспели заупокойные песнопения.

http://pravmir.ru/v-poltave-v-75-letie-r...

Отец Василий в Полтаве занимался миссионерской деятельностью, обходя окраины города для просвещения сектантов, баптистов, католиков и евреев. Кроме того, помогал неимущим. Знавшие отца Василия рассказывали о нем: «Он так нежно и кротко по-христиански умел подойти к страдающему человеку, так по-матерински обласкать унывающую и страждущую душу, что невольно покорял заблуждающихся, которые говорили: “вот это действительно христианин”». Отец Василий еще и содержал на своем иждивении четырех сирот, детей умершего брата. При Троицкой церкви отец Василий организовал Покровское Христианское общество молодежи в противовес государственной атеистиеческой политике. Троицкий собор Полтавы Отец Василий вдохновенно служил, причем он старался привлечь к службе всех молящихся. Со временем его прихожане  изучили церковное богослужение настолько, что могли свободно участвовать в нем. Воскресными вечерами в Троицком храме устраивались духовные беседы с чтением акафиста, когда пел весь народ. Во время кампании 1922 года  по изъятию церковных ценностей  под предлогом помощи голодающим отец Василий выступил против ограбления властями церквей. Он обратился к прихожанам своего и других храмов с призывом жертвовать хлеб для голодающих, а к властям – с просьбой сообщить, сколько нужно хлеба. «Мы дадим вам вдвое и втрое больше, но не трогайте наших храмов», – говорил он, обращаясь к представителям власти. Призывая в своих проповедях к оказанию помощи голодающим, он выступал противником передачи безбожникам богослужебных предметов, будучи уверен, что они до голодающих не дойдут. Власти не приняли предложение священника о замене богослужебных предметов пожертвованиями, и началось массовое ограбление храмов. В это время к отцу Василию попала телеграмма начальника Полтавского ГПУ Линде, отправленная вышестоящему начальству в Харьков, в которой тот отчитывался о ходе кампании по изъятию ценностей на 29 апреля 1922 года и, в частности, сообщал о намерении ГПУ приступить к арестам духовенства. Ознакомившись с телеграммой, отец Василий немедленно сообщил о ее содержании духовенству.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-va...

Определили: Принять к сведению. II. Резолюции Его Высокопреосвященства, последовавшие на журналах собраний Совета Академии: а) 2 сентября 1900 года: „1900 г. Сент. 19. По ст. V. Экстраординарный профессор Академии Иван Андреев увольняется от должности лектора английского языка и на его место определяется и. д. доцента Академии Илья Громогласов . По ст. X. Мещанина Павлова разрешается допустить к слушанию академических лекций по указанным им предметам. По ст. XI. Действительные студенты Академии: Николай Богданов, Георгий Богословский, Николай Остроумов , Григорий Шаповаленко, Полиевкт Якубовский, Николай Арбеков. Владимир Беляев, Димитрий Грацианский, Александр Другов, Василий Зеленцов и сербский уроженец Савва Попович утверждаются в степени кандидата богословия. По ст. XV. Г. Таланкина, бывшего студента Казанской Духовной Академии, не препятствую принять в число своекоштных студентов IV курса Московской Духовной Академии. Прочее утверждается“. б) 28 сентября 1900 года: „1900 г. Окт. 10. По ст. IX. Профессорским стипендиатам Петру Минину, Алексею Малинину и Александру Платонову, и помощнику библиотекаря Академии Василию Протопопову разрешается переработать их кандидатские сочинения на соискание степени магистра богословия. Прочее утверждается“. —297— Определили: 1) Резолюции Его Высокопреосвященства сообщить лицам, которых они касаются, и Правлению Академии – для зависящих распоряжений. 2) Об утверждении действительных студентов Академии Николая Богданова, Георгия Богословского, Николая Остроумова , Григория Шаповаленко, Полиевкта Якубовского, Николая Арбекова, Владимира Беляева, Димитрия Грацианского, Александра Другова, Василия Зеленцова и сербского уроженца Саввы Поповича в степени кандидата богословия сообщить (и сообщено) в Учебный Комитет при Святейшем Синоде. III. Сданное Его Высокопреосвященством прошение студента Московской духовной семинарии Сергея Ильинского: „Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Отец и Архипастырь! Желая получить высшее богословское образование в Московской Духовной Академии, я был подвергнут установленным приёмным испытаниям в августе месяце текущего года. По списку я занимаю 49 место, а всего принято 48 студентов, и, таким образом, я первый оказался из не поступивших. Страстное и исключительное желание служить Церкви Божией, стоя на твёрдой почве науки и знания, масса труда и волнений, пронесённых мною, как на подготовке, так и на самих приёмных испытаниях, и место, занимаемое мною в списке державших приёмные испытания, побуждают меня просить Вас, Ваше Высокопреосвященство, как своего Милостивейшего Отца и Архипастыря, о зачислении меня в число студентов во вверенную Вам Московскую Духовную Академию“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1923 году Крестовоздвиженский мужской монастырь был закрыт, опечатан был и монастырский соборный храм. После того, как в церкви обители были основательно разграблены и осквернены, в них новая власть разместила клуб посёлка железнодорожников " Красный путь " и, а также городской и областной архив. С 1933 года строения бывшей обители использовались для нужд детской трудовой колонии НКВД для сирот и беспризорных, а позже - Полтавского государственного педагогического института. В 1933 году великолепный иконостас Крестовоздвиженского собора и иконостасы других храмов были демонтированы, а частями деревянного каркаса и иконами топили тогда печи " вселившиеся насельники " . С 1942 по 1960 год в небольшом помещении ютились до 90 монахинь, которые 8 июля 1960 года комсомольцами были насильно вывезены в Лебединский Николаевский монастырь, что на Черкассщине, а часть монахинь размещены в доме престарелых. Конечно же, Крестовоздвиженский собор для богослужений был закрыт, к тому же он сильно пострадал в 1943 году при отступлении гитлеровцев из Полтавы. За счёт Церкви и пожертвований в 1956 году он был восстановлен из руин, но по-прежнему стоял без крестов и был закрыт. С 1960 до 1991 года в соборе и зданиях монастыря чего только не было! И овощехранилище, и общежитие пединститута, и психбольница, и гараж с мастерскими, и склад объединения " Медтехника " . После того, как 19 декабря 1991 года оставшиеся здания монастыря были переданы УПЦ Киевского Патриархата, Крестовоздвиженский собор подлежал срочной реставрации, после окончания которой, в нём стали проходить все праздничные службы. В соборе находятся все самые важные святыни обители: особо ценная икона " Упование всех концов Земли " , список принадлежавший новомученику Василию Зеленцову, а также мощи святителя Иллариона и епископа Афанасия, обретённые чудесным образом и оказавшиеся нетленными. В отдельном киоте - личные вещи епископа Афанасия. С сайтов: женский монастырь в Полтаве и excurskharkov.narod.ru/1/poltava.files/cruz.htm

http://sobory.ru/article/?object=14195

Тобольск. Церковь Димитрия Ростовского при Тобольской духовной семинарии. Димитриевская церковь /// Объект утрачен Домовая церковь.  Утрачена.   Престолы: Димитрия Ростовского Год постройки:1892. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тюменская область, Тобольский район, г. Тобольск Координаты: 58.20089, 68.253995 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Со времени перевода в 1770 году семинарии в Тобольский Знаменский монастырь, воспитанники семинарии посещали богослужения в ветхом монастырском храме в честь Казанской иконы Божией Матери, где они помещались в притворе, отделяемом от главной части храма арками. Св. Синод, указом от 24 апреля 1884 года, предписывал преосвященному Василию (Левитову): " оказать свое архипастырское содействие к тому, чтобы помещение воспитанников семинарии в монастырской церкви, в которой они собираются, было, по возможности, более удобное, дабы учащиеся могли видеть отправление служб церковных и слышать читаемое и поемое в церкви " . Вследствие распоряжения епископа Василия, воспитанников стали помещать в церкви впереди сторонних посетителей, в главной части храма. Но здесь оказалось возможным поместить лишь 2/3 воспитанников. Кроме того, мера не вызвала сочувствия у монастырской братии, так как недопущение сторонних молящихся до главной части храма повлекло за собою уменьшение кружечного сбора и прибыли от продажи свечей. Это заставило ректора о. Петра Головина войти в училищное правление с предложением об устройстве для семинарии своего домового храма в стенах казенного корпуса. Записка о. ректора была заслушана на педагогическом собрании Правления семинарии 20 мая 1891 года, которое постановило просить преосвященного Иустина (Полянского) войти к обер-прокурору Св. Синода с ходатайством о разрешении на устройство храма. 6 сентября 1891 года от Св. Синода были получены разрешение на строительство и ассигнование в размере 1400 рублей. Храм был освящен 27 января 1893 и помещался в главном каменном корпусе семинарии. Перестал действовать после закрытия семинарии в 1919 году. Известные настоятели: Александр Дулебов (1892 - апрель 1905), Николай Зеленцов (? - 1 июня 1912) и.о., Николай Овчинников (24 сентября 1912 - 5 марта 1915). Святыни, хранившиеся в храме: образ свт. Димитрия Ростовского с частицей св. мощей (приобретен старанием ректора семинарии о. Николая (Богоявленского)). Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=58433

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010