Завещание Дмитрия Донского А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) 27 февраля 1425 г. умер великий князь владимирский и московский Василий I Дмитриевич, оставив свой удел, «примыслы» и великое княжество единственному сыну Василию, которому еще не исполнилось и десяти лет (родился он 10 марта 1415 г.). Положение малолетнего великого князя на престоле было непрочным. Живы были его удельные дядья — Юрий, Андрей, Петр и Константин Дмитриевичи. Старший из них, Юрий Дмитриевич, сам претендовал на великое княжение. Князь Юрий считал, что порядок наследования не мог быть установлен Василием I, ибо он определялся духовной их отца — Дмитрия Донского. Юрий Дмитриевич полагал, что, согласно этому завещанию, после смерти Василия великокняжеский престол должен был наследовать именно он, князь Юрий, как старший в роде Ивана Калиты. Однако вопрос был не таким простым, как это казалось князю Юрию. Составляя в 1389 г. завещание, Дмитрий Донской писал в нем: «...благословляю сына своего Василия своею отчиною, великим княжением». Победа, одержанная на Куликовом поле, и успехи объединительного процесса сказались уже в том, что великий князь Дмитрий считал великое княжение «своею отчиною» и не передавал вопрос о его судьбе на усмотрение ордынских царей. Правда, о том, как строить отношения с Ордой, в случае если наследник умрет, он умалчивал. Всего не предусмотреть во время, чреватое всякими неожиданностями, да и нужно было верить в лучшее. Вот ведь сумел сам князь Дмитрий достичь многого. Может быть, с Божьей помощью и князь Василий (если тому даст Бог живота) достигнет не меньшего, а там и Всевышний, может быть, «переменит Орду», и все как-нибудь обойдется. Но «на Бога надейся, а сам не плошай», — гласит мудрая пословица. Поэтому на всякий случай (чего не бывает в эти смутные времена) князь Дмитрий решил обеспечить судьбу своей семьи хотя бы за счет более или менее верного — удела, которым он сам владел «по старине», восходящей к порядкам его деда Ивана Калиты. Поэтому Дмитрий Донской писал: «А по грехом, отъимет Бог сына моего, князя Василья, а хто будет под тем сын мой, ино тому сыну моему княж Васильев удел, а того уделом поделит их моя княгини». У князя Дмитрия к тому времени кроме Василия было еще четверо сыновей — Юрий, Андрей, Петр и болезненный Иван. Вскоре после составления духовной появился на свет и Константин (16 мая 1389 г.). Так что ясности добился великий князь Дмитрий весьма относительной.

http://sedmitza.ru/lib/text/438772/

Закрыть itemscope itemtype="" > «Василиада» - православная больница. История и уроки для современности 29 мая/11 июня - память Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1961) 09.06.2022 995 Время на чтение 10 минут Доклад на Пятой международной научно-практической конференции «Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого)» (г. Железнодорожный, пос. Купавна, 6 июня 2013 г.)   Конференция посвящена 30-летию со дня основания 32 Центрального Военно-морского клинического госпиталя им. Н.Н.Бурденко ( http://www.rus-nh.ru/new%202.html ) и 90-летию архиерейского служения Святителя Луки Я уже третий год подряд приезжаю в ваш госпиталь на конференции и не устаю удивляться этому огромному учреждению. Здесь работает масса врачей, большой штат квалифицированного персонала. Все службы оснащены специальным оборудованием. Ваша задача - лечить, облегчать страдания больных. Но не только это. Во всем мире работают больницы - большие и маленькие. Они призваны обслуживать больных. А ведь так было не всегда! Врачи - да, они были, а больницы - нет. Ни в древности, у язычников, ни у римлян. Когда же появились больницы? Мало кто знает, что больницы - это изобретение церкви. И можно с уверенностью сказать, что это изобретение церкви есть воплощение христианской любви к человеку. Церковь, видя нужды людей и их страдания, не могла оставаться безучастной. Любовь всегда найдет способ послужить ближнему. В истории христианства IV век был поворотным. Прекратились гонения, Церковь могла вздохнуть свободно. Остановлюсь лишь на двух великих примерах: судьбах Св. Василия Великого и Иоанна Златоуста. Эти Святые, помимо издания своих богословских трудов, проводили, говоря современным языком, огромную социальную работу. Масштаб ее поражает. И один, и второй глубоко знали социальные проблемы своего времени и не просто их декларировали и давали советы по их решению, они их решали своим собственным жертвенным служением человеку. Расскажу вам одну историю из близкого к нам периода. Как-то великий русский богослов отец Георгий Флоровский делал доклад по социальной проблематике перед членами одного из профсоюзных объединений Франции. Прекрасный доклад поразил всех тем, как православный священник столь глубоко разбирался в вопросах деятельности профсоюзов. Предположили, что он, наверное, переделал учение Маркса на христианский лад. Рабочие восторженно аплодировали. А Флоровский в заключение сказал, что все аплодисменты предназначаются не ему, а Святому Василию Великому, ибо выступление было построено на тексте одной из проповедей Св. Василия. Своей актуальности мысли этого Святого не теряют до сих пор.

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/13/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Встреча с Василием Бойко-Великим Автор «Русской Народной Линии» посетил недавнего узника СИЗО 27.05.2021 2833 Время на чтение 13 минут 23 Мая по официальному разрешению следствия и надзорных органов мне было позволено посетить одного из лидеров православно-патриотического движения, просветителя-издателя церковно-исторической литературы и производителя высококачественной молочной продукции под именем «Русское Молоко» Василия Вадимовича Бойко-Великого, который только что провел один год и одиннадцать месяцев узником СИЗО и 13 Мая решением судьи Московского городского суда Сергея Геннадьевича Подопригорова, с учетом возраста, состояния здоровья, лояльного поведения в заключении и высокой общественной репутации обвиняемого был определен содержанием под арестом дома . Наша встреча была четко ограничена хронологическими рамками — с 16:30 до 19:30. Чтобы не терять драгоценного времени, подошел к квартире ровно к половине пятого. Мы обнялись, радостно похристосовались, Василий Вадимович тут же позвонил по телефону «смотрящему» за соблюдением режима ареста и сообщил, что с разрешения следствия к нему в гости пришел историк Леонид Болотин. Надо отметить, что накануне — в день Святителя Николая, Мирликийских Чудотворца, 22 Мая Василию Вадимовичу было разрешено посетить и храмовую службу в церкви Святителя Николая в Кадашах. — Впервые за два года был на Божественной Литургии почти свободным человеком. Народ в храме узнавал меня, с сочувствием и здоровым любопытством поглядывал… В тюрьме есть хороший Никольский храм, очень благоустроенный, настоящий, благочинный, но практически его я смог посещать только 4 раза за два года. Во-первых, службы там далеко не каждодневные. Во-вторых, тюремное начальство направляет на службу сидельцев только из одной камеры, реже — из двух, то есть 10 верующих или максимум 20 человек, хотя храм мог бы вмещать свободно около сотни заключенных даже с учетом карантинных норм. В-третьих, бывали случаи, когда мои сокамерники направлялись в храм, а мне надо было участвовать либо в очередных судебных заседаниях или же в следственных действиях. Так что в тюремном храме на службах за всё время побывал 7 или 8 раз. Батюшки очень хорошие, духовно опытные. Их несколько из разных Московских храмов, они служат в череде. Так что за годы сидения редко попадал на исповедь к одному и тому же Священнику. Духовная поддержка и духовные советы для сидельцев очень важны. Так, один мой сокамерник рассказывал о том, что расспрашивал Священника, как ему держать себя во время следствия. На что Отец отвечал ему: «Старайтесь говорить правду, но в первую очередь о себе самом. И не надо перекладывать вину на подельников, о них лучше молчите. Бог им Судья, а не вы…» Конечно, при таком истинно духовном подходе большинство заключенных держали себя на исповеди с полным доверием, облегчали душу покаянием и в грехах, а кто-то и в совершенных преступлениях с совершенным доверием, будучи уверенными в сохранении тайны исповеди.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/27/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Наследники Невского 12 сентября - перенесение мощей св. блгв. кн. Александра Невского (1724) 11.09.2016 2061 Время на чтение 9 минут Святой благоверный князь Александр Невский.Худ.П.Корин В финале историко-биографического фильма «Александр Невский» (1938), рассказывающем о великом князе Александре Ярославиче Невском, под командованием которого русские воины смогли победить в битве с ливонскими рыцарями Тевтонского ордена в 1242 году на Чудском озере, новгородцы бурно отпраздновали победу. Во время застолья Александр Ярославич, давая напутствия отпущенным кнехтам, так перефразировал Евангелие от Матфея: «Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская Земля!» Эти слова великого русского воина и святого актуальны и сегодня. В 2007-2008 годах Фонд «Андреевский флаг», в пресс-службе которого я работал, проводил Международную духовно-просветительскую программу « Под звездой Богородицы » - восемь крестных ходов, посвящённых воссоединению Русской Православной Церкви в Отечестве и рассеянии. В марте 2007-го, перед началом программы «Под звездой Богородицы», я с группой сотрудников Фонда совершил паломничество на специальном автобусе по маршруту Москва -Псков-Москва. Мы побывали в древней обители - Спасо-Елизаровском монастыре на Псковщине. Пять столетий назад его игумен старец Филофей написал послание великому князю Василию III, в котором развил уже высказанную им ранее пророческую идею о том, что «Москва - это Третий Рим». На станции Дно, где в марте 1917 года был разыгран трагический фарс с отречением Святого Царя-Мученика от престола, совершили молебен ему и установили большой деревянный поклонный крест. И вот мы в скорбном молчании стоим у монумента «Купол» в деревне Черёха Псковской области, призванного увековечить память о подвиге наследников святого благоверного князя Александра Невского - 84-х воинов 6-й парашютно-десантной роты 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/12/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Порт-Артурская икона " Торжество Пресвятой Богородицы " на зауральской земле Доклад на Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтениях (28-29 октября 2008 г.) 24.09.2009 649 Время на чтение 24 минут " И возвратилась в дом Свой... " Лк. 1, 56 На сцене нашего зала рядом с уважаемым президиумом мы, участники чтений, можем созерцать совершенно необычную храмовую икону, изображающую Святую Деву Марию. Пред вами предстала Божия Матерь, стоящая Своими стопами на берегу морского залива на двух поверженных и обломанных самурайских мечах. Она одета в синий хитон, верхнее облачение коричневого цвета, а из-под убруса свисает разноцветный пояс. Вокруг головы яркое сияние, в руках Богородица держит белый плат с ликом Христа Спасителя. Позади Божией Матери находится горящий город и бескрайний океан. Выше Богородицы в облаках справа стоит Архангел Михаил с огненным мечом, слева - Архангел Гавриил с цветущей ветвью в руке. Между ними Херувимы держат царскую корону. Еще выше в окружении Небесных Сил Бесплотных восседает Господь. Весь фон или перспектива иконы: золото-чеканная. Данный образ был доставлен специально на нашу конференцию в Шадринск из поселка Мишкино благодаря членам оргкомитета: Советнику губернатора В.В.Усманову и Шадринскому благочинному о.Василию (Семенову). I. Значение иконы для Российского государства " Мукою четырнадцати поколений научились мы духовно отстаиваться в беде и смуте... все вновь начинать " ни с чего " ; из ничего создавать значительное, прекрасное, великое...и быстро доводить возрожденную жизнь до расцвета... " , - писал великий русский философ Иван Ильин, которому и посвящена наша конференция. Роль иконы и, прежде всего, чудотворной, в жизни человека, в истории России, в истории русской Церкви, русского искусства и литературы неоценима. Главная функция иконы молитвенная. Она сделалась живым органом, местом встречи между Творцом и людьми. Трудно перечислить все описанные в литературе чудеса, совершаемые чудотворными иконами. Силою Первообраза они излучают нетварный фаворский свет, останавливают стихийные бедствия (в т.ч. пожары: например, чудотворная Абалакская икона в г.Куртамыше). Они мироточат, плачут, темнеют (от предчувствия скорби), источают кровь. Иконы обновляются, являются людям в видениях, тонком сне, плавают по воде (местная икона Николая Чудотворца из с.Утятское), стоят в воздухе. Не горят в огне, погребенные под обломками обрушившегося храма (замечательный пример - икона Казанской Божией Матери, находящаяся в нашей Курганской епархии в с.Чимеево). Но, самое главное, иконы неожиданно являются нам при различных обстоятельствах: из-под земли, из воды, в ветвях деревьев или могут быть просто принесены другими людьми, избранными Богом. Этот случай и касается нашего повествования о Порт-Артурской иконе.

http://ruskline.ru/analitika/2009/09/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Признание в любви О вечере памяти Кобзаря Василия Александровича Жданкина (СПб, 16.10.2019) 14.11.2019 852 Время на чтение 11 минут Конечно, главный итог жизни человека подводят на Небесах. Наши итоги – они наши. Но в этот день все, собравшиеся в концертном зале Александро-Невской лавры на вечер памяти, были единодушны. Единодушны в любви к воину Христову, выдающемуся Кобзарю Василию Жданкину. Зал был переполнен, сидели на дополнительно принесённых стульях, стояли в проходе. Братья и сёстры пришли отдать долг великому современнику, носителю и защитнику духа русского мира. Василия Жданкина Господь благословил прекрасным голосом, величайшим исполнительским мастерством, умом, мужественной и чистой душой. Через старцев Господь благословил его говорить людям правду. Во всеуслышание произносить то, что хранит сердце каждого русского человека. Благовествовать историческое и культурное единство русского мира. Вечер был организован стараниями Ирины Валентиновны Болдышевой. Он собрал друзей со всей России: из Омска, Костромы, Москвы, Петербурга и даже из Сербии. Многие знали Василия Жданкина десятилетиями. Участвовали в общих концертах, ездили по России, вместе жили, отдыхали, общались в быту, где особенно видны личностные качества человека. Воспоминаниями и размышлениями делились братья и сёстры: священники, музыканты, политические деятели, писатели. Каждый со своей стороны видел Василия Жданкина и независимо составлял суждение в соответствие со своим душевным и духовным опытом, но во всех словах сияло удивительное единство в оценке личности. Все видели силу, праведность, искренность, великий талант и огромный вклад в дело единения Русского мира. Тепло сердец слушателей и аплодисменты согревали каждого выступавшего. Вечер начался литиёй. Служили иерей Сергий Рысев и протодиакон Владимир Василик в сопровождении детского хора имени преподобного Иоанна Дамаскина. «Вечную память» пропел весь зал. А завершило службу пасхальное: «Христос Воскресе!». На сцену поднялся Владыка Феодосий (Гажу), давний друг Василия Жданкина. Будучи игуменом монастыря святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, он регулярно приглашал Кобзаря на Царские дни, затем уже как епископ к своей новой пастве – в столицу Кирзизии Бишкек, и в последние годы – в Омскую митрополию. Владыка Феодосий приехал отпевать Василия Жданкина в Почаевскую лавру.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/14/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Трус, пекущийся о себе самом, никогда не станет героем» Беседа с протоиереем Серафимом Недосекиным о святом Георгии и Великой Победе 06.05.2021 831 Время на чтение 10 минут В преддверии Дня Победы и к престольному празднику храма Святого великомученика Георгия Победоносца, что на Поклонной горе, продолжаем публикацию интервью с настоятелем храма протоиереем Серафимом Недосекиным. Протоиерей Серафим Недосекин у Смоленской иконы Божией Матери – Отец Серафим, вы служите в месте воинской славы. Та же акция «Бессмертный полк» собирает миллионы по стране и за рубежом. Это же практически христианское исповедание того, что у Бога все живы (ср. Мф. 22, 32). Многие ли сейчас воцерковляются через соприкосновение с опытом новомучеников и исповедников Церкви Русской, а памятуя о своих павших, приходят в храм? – Конечно, люди обращаются. Погибшие на фронтах войны – это же тоже мученики. Когда в детстве к моим родителям приезжали священники-собратья с семьями, мы, дети, между собою перезнакомились. Знаю священников отца Кирилла Каледу и его брата Иоанна. Мы общаемся. Многие такие истории рассказывали они. Да и мой брат, отец Павел , входил в комиссию по канонизации новомучеников. Постоянно передавал нам что-нибудь порою ошеломительное из тех лет, что сохранилось в данных архивов или собрано по свидетельствам. Сначала была война против своего народа, потом война со внешним врагом, – но и там, и там война. Перестаешь как-то идеалистически представлять: вот, мол, святой… Святые – это такие же люди, как и мы с вами. Они жили на этой же земле. Состояли из той же плоти и крови. Каждый вел свою внутреннюю борьбу. Главное – каков итог жизни человека. Иногда бывают просто мистические истории. У нас в храме как-то появилась икона святителя Василия Острожского. И вот приходит женщина и чуть ли в обморок не падает. Вообще-то она просто сюда на Поклонную гору, в музей, зашла, так как у нее в Великую Отечественную войну воевал отец, погиб, – таких потомков к нам много идет. Еще и потому, что именно у нас хранятся Книги памяти погибших в войну. И вот она решила подняться в храм. А до этого была в Черногории и там молилась святителю Василию, а после его икону всюду искала-искала… А тут пришла, смотрит: вот он! «Ой, а откуда это у вас эта икона?!» – стала расспрашивать. – «Такой-то, – объясняю, – нам пожертвовал ее». А это, оказывается, ее знакомый… Видимо, все эти совпадения выстроились для нее в какую-то внутренне глубоко пережитую промыслительную цепь событий, что она была совершенно потрясена. Часто именно так человек и обращается к глубинной, внутренней вере.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/06/trus_p...

Закрыть Вы — соль Земли Русской, Дорогие Соратники! Будьте стойкими и не отчаивайтесь! Выступление на конференции «Столетие славного явления Державной иконы Божьей Матери в Царском селе Коломенском. Клятвопреступный бунт 1917 года» 20.03.2017 1171 Время на чтение 12 минут По материалам выступления на конференции «Столетие славного явления Державной иконы Божьей Матери в Царском Селе Коломенском. Клятвопреступный бунт 1917 года. Подвиг Императора Николая II и будущее Русского Царства» 17 Марта 2017 года. Сегодня утром вернулся из поездки в Санкт-Петербург, где в области (увы, до сих пор «ленинградской»), в приходе храма Святых Царственных Мучеников в Сологубовке, настоятелем там известный православный царист Протоиерей Александр Захаров, проходила международная конференция «Почитание Царственных Мучеников и прославление царских слуг в России и зарубежье». В самом завершении форума ведущий конференции - главный редактор «Русской Народной Линии» Анатолий Дмитриевич Степанов выразил общую благодарность организаторов и участников конференции выдающемуся российскому православно-патриотическому общественному деятелю Василию Вадимовичу Бойко-Великому, который не только обезпечил проезд иногородним, иностранным участникам конференции (в том числе и мне), но и пожертвовал Христа ради средства на приобретение технических устройств для связи конференции по скайпу с другими участниками, которые по тем или иным обстоятельствам не могли лично присутствовать. Так, со своими приветствиями по прямой видеосвязи обратились Владыка Вениамин (Пушкарь), Митрополит Владивостокский и Приморский; Епископ Егорьевский Владыка Тихон (Шевкунов) ; Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель монастыря Рукумия (Сербия) Игумен Симеон . Из-за организационной оплошности, к сожалению, не удалось связаться с самим Василием Вадимовичем... Но я имею честь передать горячую благодарность ему от всех участников той конференции ... На ней я собирался выступить с сообщением, которое готовил и к той конференции, и к нашему собранию. Из-за его объемности хотел прочитать часть выступления в Сологубовке, а другую здесь - в Коломенском . Но так получилось, что в ходе вчерашней конференции возникли полемические поводы вокруг титульного наименования Святого Государя Николая Второго «Страстотерпец», якобы умаляющего духовный Подвиг Государя, а также терминов «отрешение», «отречение» и «свержение Самодержавия». Участник конференции Владыка Митрофан (Баданин), Епископ Североморский и Умбский, предложил принять некое обращение от всех участников конференции, которое предлагало бы обоснование предпочтения употребления того или иного термина. Поскольку вопрос мне видится весьма трудоемким и неоднозначным, чтобы избежать поспешных решений, вместо подготовленного текста я выступил с импровизированным рассуждением по данным темам, кстати, используя примечание В.В.Бойко-Великого к моей книжке «Странствия по времени: Древняя Русь сквозь призму " Повести Временных Лет " » относительно титула «Страстотерпец».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/20/vy...

Закрыть Крестные ходы как училище соборности В свете учения свт. Николая Сербского Александр Сороковиков   10:25 09.08.2022 536 Время на чтение 7 минут Фото: из личного архива Если говорить о крестоходном, иначе – Богомольческом движении, получившем новое дыхание в России 90-х годов, то, главная его парадигма – крестный ход как монастырь в движении, исчерпала себя еще десять-двенадцать лет назад. Отсюда не приходится удивляться, что численность участников многодневных крестных ходов стала стремительно падать, так как крестоходцы всё менее видят на таких шествиях братскую взаимоподдержку и христианское к себе отношение. Напротив, они всё более встречают требования, как по-армейски жесткой дисциплины, так и по-монастырски безпрекословного послушания. Разумеется, на крестных ходах нужны, и послушание и дисциплина, но, доведённые до абсолюта и поставленные во главу угла, они приводят к обратному результату. «Народ Божий» перестаёт принимать участие в таких крестных ходах. Совершенно иную задачу поставил для Богомольческого (крестоходного) движения свт. Николай Сербский. Главная парадигма возглавляемого им Богомольческого движения состояла не в формальном руководстве народной инициативы, но в возрождении национального духа, и возвращения «народа Божьего» в лоно Православной Церкви. Свт. Николай Сербский поставил перед собой задачу, ни много ни мало – возродить и духовно укрепить, очень серьезно пострадавший во время Первой мировой войны сербский народ. Средством для такого возрождения было избрано всё более набиравшее силу (начиная с 1920 года) Богомольческое движение в Сербии. Святитель Николай с самого начала обозначил задачу крестных ходов – стать школой для возрождения души народа, стать училищем для возрождения соборности. Масштабные крестные ходы в Сербии, в период после Первой мировой войны, были изначально народной инициативой. Православные люди, потерявшие в военные годы своих родных и близких (а по статистике, начиная с 1912 года, когда началась Балканская война, каждый второй взрослый мужчина был убит), эти православные люди собирались группами и совершали крестные ходы по монастырям, которых в Сербии, и до сей поры великое множество. Должно отметить, что сербский народ как-то по особому монахолюбив, и монахолюбие это проявилось в нём с древних времён, когда сербские крали и деспоты строили монастыри, в которых устраивали фамильные усыпальницы. Вспомним, что главный сербский святой свт. Савва Сербский принадлежал к царскому роду. А также о том, что именно ему было суждено утвердить Сербскую Православную Церковь как Церковь Поместную. А потому, не случайно, что в Сербии, монастырей на душу населения больше, чем в других странах. Также, не случайно, что на Престольные праздники в некоторые обители до сей поры приезжают по 300 тыс. богомольцев, а к свт. Василию Острожскому в Черногорию приезжают на день его памяти по 600 тыс. человек.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/09/kr...

ЗАПАДНЫЕ ЭКЗЕГЕТЫ ПЕРВЫХ ЧЕТЫРЕХ ВЕКОВ Западные отцы того времени в большей или меньшей степени следовали методам восточных экзегетов и находились в большой зависимости от них самих и их методологии. Тертуллиан 86 , наряду со св. Августином – величайший богослов Африки, доказывает в произведении Против иудеев ( Adversus Judaeos ), что старый Израиль отстранился от Спасителя, потерял благодать ( χρις) и не в состоянии найти духовный смысл Ветхого Завета. Ветхий Завет требует духовного толкования, так как духовный смысл – единственно правильный смысл. [Св.] Ипполит Римский 87 был современником Оригена , и его влияние на Западе оставалось громадным вплоть до средневековых мистиков. В экзегезе он использовал и типологический, и аллегорический методы, которые в это время были распространены на Востоке, где, судя по всему, он и получил образование. Из ветхозаветных книг он толковал Книгу пророка Даниила, Песнь Песней; в произведении О благословениях Исаака, Иакова и Моисея он применял типологию, а в Истории Давида и Голиафа и в Проповедях на псалмы дополнил типологический смысл аллегорическим. В толковании на Книгу пророка Даниила под четырьмя царствами он подразумевает вавилонское, персидское, греческое и римское, а в Песне Песней понимает, вслед за Оригеном , под женихом – Христа, а под невестой – Церковь . Иногда он называет и душу невестой Христовой, полной любви. Этим методом пользовался св. Амвросий Медиоланский 88 . (Толкование Книги пророка Даниила сохранилось в старославянском переводе.) Толкуя притчу о Сусанне, под Сусанной он понимает прообраз пречистой невесты Христовой – Церкви, которую преследуют два народа: евреи и язычники; Сусанна – «образ» Церкви, а ее муж Иоаким – Христа, сад около ее дома – это общность святых ( κοινονα γων), посаженная, как деревья, посреди Церкви, город Вавилон представляет собой целый мир, а два старца – обрезанных евреев и безбожников, преследующих Церковь . Св. Амвросий Медиоланский в экзегезе следует Оригену и св. Василию, в догматике – [св.] Афанасию Великому , Дидиму Слепцу и [св.] Григорию Богослову , а в катехетике – [св.] Кириллу Иерусалимскому . Он всему дает символическую окраску. Экзегезой он занимался в проповедях на Шестоднев, а также на другие главы Книги Бытия и псалмы (PL 14) 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010