Закрыть itemscope itemtype="" > Храм надо спасать! Герой России Вячеслав Бочаров о суворовском храме 11.02.2013 1020 Время на чтение 3 минуты 9 февраля я в очередной раз присутствовал на собрании инициативной группы по воссозданию храма свт. Василия Великого, построенного на средства великого русского полководца Александра Васильевича Суворова . Этот храм расположен в селе Кистыши недалеко от древнего города Суздаля, что во Владимирской области. Это село имеет более чем 500-летнюю историю. Петр I подарил его деду Суворова, Ивану Григорьевичу, который начинал военную службу в Стремянном стрелецком полку. Затем село перешло в наследство отцу Суворова – Василию Ивановичу, который и поставил там деревянную церковь в честь своего небесного покровителя свт. Василия. Но когда село перешло во владение А.В.Суворова, он, на месте старой деревянной церкви, возвел каменную. Как ни удивительно, но в архивах сохранилась записка священника Михаила Иванова от 11 мая 1780 г. епископу Суздальскому и Юрьевскому, в которой сообщалось: «Показная церковь Василия Великого от давнего построения пришла в крайнюю ветхость. В место коей возымел намерение его высокопревосходительство нашего села Кистоши помещик господин генерал-поручик и кавалер Александр Васильевич Суворов построить новую каменную в тоже наименование с приделами по левую сторону пророка Божия Ильи, а по правую Александра Невского, на которую от него приготовлено немало». Разрешение на освящение придела во имя св. Александра Невского датировано 14 ноября 1782 г. Так что в селе Кистыши мы имеем полуразрушенный храм, построенный на средства самого А.В.Суворова. Это ли не историческая и культурная ценность Российского государства! И если говорить о сохранении воинских традиций, то надо в первую очередь сохранять вот такие ценности. Ведь здесь молился Генералиссимус А.В.Суворов! Суворов, который не проиграл ни одного сражения, Суворов, память о котором чтут даже в далекой для нас Швейцарии. Мало того, в Швейцарии есть музей Суворова и установлен великолепный памятник полководцу.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/11/hr...

Падение Галича А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) Капитуляция Углича привела к очередной передышке, во время которой обе враждующие стороны пытались накопить силы для нового раунда борьбы за власть в Северо-Восточной Руси. Основные их усилия были направлены на консолидацию сил, которые могли бы противостоять противнику. При этом перед Василием II и Дмитрием Шемякой стояли, естественно, разные задачи. Московский великий князь стремился к полному подчинению (если не к ликвидации) своего противника, а Дмитрий Шемяка пытался сохранить свои позиции, не рассчитывая (во всяком случае в обозримом будущем) добиться великого княжения. Победоносная канонада тверских и московских пушек под Угличем оказала свое действие на тех княжат, которые приглядывались, примеривались, выбирая себе позицию в ходе развернувшихся в 1445—1446 гг. событий. Летом и осенью 1447 г. Василию II удалось заключить ряд докончаний, имевших целью создать коалицию князей, направленную против Дмитрия Шемяки. 19 июня 1447 г. договор был заключен с князем Михаилом Андреевичем. В нем князь Михаил жалуется половиной Заозерья («отчины заозерьских князей половина») и сотней деревень из другой половины. Правда, часть из них должна быть отписана на великого князя «против» переданной Михаилу Андреевичу половины Кубены. По сентябрьскому докончанию 1447 г. с князем Иваном Андреевичем вторая половина Заозерья отошла к нему. Заозерье (за Белоозером) и Кубена (к северу и востоку от Кубенского озера) были частью Ярославского княжества, «занозой», отделявшей великокняжескую Вологду от Новгорода. Старейший князь в Ярославле Александр Федорович Брюхатый твердо придерживался ориентации на Василия II. Но во время войны великого князя московского с Василием Косым в 1435 г. он попал в плен к вятчанам и был препровожден на Вятку. Где он находился в 1447 г., неизвестно. Его дядя Дмитрий Васильевич (младший брат его отца) княжил в Заозерье. В том же 1435 г., идя с Вологды, он напал на Василия Косого, но был им разбит. На дочери князя Дмитрия Васильевича был женат Дмитрий Шемяка. Словом, Заозерье было беспокойным краем, и Василий II предпочел его отдать своим союзникам, чем оставить в «уделе» у союзного Шемяке князя Дмитрия. Когда же сын князя Дмитрия Андрей взял у своего дальнего родича князя Ивана Дея в приданое Кубену, то великий князь (до лета 1447 г.) отобрал и ее.

http://sedmitza.ru/lib/text/438790/

Повесть о том, как Святая Русь фашистов победила. Великой Отечественной посвящается… Источник: Татьянин День Современный православный читатель избалован рассказами о чудесах на войне. Но даже среди многочисленных изданий, посвященных тому, как в разное время Господь спасал русских воинов от смерти, а Россию от гибели, документальная книга В.П. Решетникова «Защитник своей Родины» занимает особое место. Это объединенные в повесть рассказы-воспоминания солдата, призванного в армию за год до начала Великой Отечественной и прошедшего ее до конца, побывавшего в фашистском плену, много раз оказывавшегося на волосок от смерти. Рассказы о том, как в самых опасных военных ситуациях хранил Бог его жизнь. Еще в детстве Василию несколько раз снился «старичок с белой бородкой», который велел ему выучить молитву – в первом сне «Живый в помощи», во втором – «Верую». Родители Васи были неграмотные, и названные молитвы он переписал у знакомой старушки. Она-то и сказала ему, что этот старичок – святитель Николай. После многолетнего перерыва святой приснился ему уже во время войны, когда Василий умирал от истощения в бараке смертников. «Подошел ко мне, сел рядом и стал гладить меня по голове. И говорит: «Трудно тебе, трудно. Тяжело, знаю. Но надо терпеть. Домой все равно придешь». И немного мне улыбнулся». Этот сон укреплял Василия в тех ситуациях, которые, казалось, грозили неминуемой смертью. И действительно – каждый раз, вопреки всему, Решетников выживал, хотя много раз попадал под прямой обстрел, несколько раз шел по заминированным участкам, один раз прямо у его ног разорвалась граната и т.п.. «В рубашке родился», – говорили про него однополчане и, шутя, прибавляли: «И, наверно, еще и в штанах». А Василий копил в своей душе эти свидетельства помощи Божией, хранил их много лет и, наконец, решился записать. Его обращение к редакции с просьбой о публикации трогает своей какой-то детской простотой и, одновременно, горячей верой: «Убедительная просьба пропустить мои рассказы в церковный журнал. Для меня будет великая радость прославить Бога за Его милость ко мне. В настоящее время я уже десятый год болею, немного хожу на костылях. Писал в постели лежа, со слезами. Ради Бога, помогите мне в этом деле. Что-то, может быть, не так написанное мною – так можете поправить своим умелым мастерством. Пусть молодое поколение знает силу и милость Божию…».

http://pravoslavie.ru/36810.html

Тридцать первый день. Поучение 5-ое. Канун праздника в честь св. Василия Великого. (На всенощном бдении). (Уроки из его жизни: а) скромность в одежде, б) единомыслие с св. церковию и в) приготовление к исходу из здешней жизни). I. Вся христианская церковь издревле усвоила св. Василию, архиепископу Кесарии каппадокийския, прославляемому в нынешних церковных песнопениях и чтениях, название «Великого». Чем он приобрел такое название? В чем состоит величие св. Василия? Это нам покажет жизнь его. Св. Василий родился в Кесарии каппадокийской в 329 году, в конце благочестивого царствования св. Константина равноапостольнаго. Родители его назывались: Василий, отличавшийся сколько своими добродетелями, столько образованностию, и Эмилия, которую св. Григорий Богослов называет «питательницею бедных». Первоначальное понятие о науках св. Василий получил от отца, а первыя наставления в вере и доброй нравственности – от своей благочестивой матери. Еще в юных летах св. Василий отличался необыкновенными успехами в науках и степенным нравом; он был красноречив, не учась еще правилам витийства, был мудрецом или философом, когда еще не слушал уроков философии. Однакож юный мудрец не обольщался своими успехами, но желал достигнуть большего совершенства. С этою целью он отправился сначала в Константинополь, а потом в Афины, где жили тогда знаменитые риторы и философы. Здесь нашел он второго себя, – самого искреннего, вернаго, неизменного и достойного друга в лице св. Григория, впоследствии архиепископа константинопольского и богослова вселенского. Василий и Григорий были образцом истинного священного дружества. Одинаково одаренные от Бога душевными талантами, они оба одинаково стремились к усовершению себя в добродетели, подкрепляя и поощряя друг друга в этом святом стремлении. Во всю свою жизнь они сохранили самую горячую любовь и самое глубокое уважение друг к другу. Живя в Афинах, городе еще на половину населенном язычниками, Василий и Григорий сохранили себя чистыми от языческих суеверий и пороков, удалялись суетных удовольствий и шумных забав, которым предавались их товарищи по образованию; святые друзья знали в Афинах только две дороги: одну в церковь , другую – к учителям. Успехи их в науках были изумительны. Чрез несколько лет св. Василий должен был оставить Афины и с глубокою горестию расстаться с своим другом Григорием, которого афиняне умолили остаться в их городе, чтобы преподавать правила красноречия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Часть первая Твёрдость Василия Великого 1 Евсевий, градоначальник Кесарийский и родственник царский, вздумал одну вдову, молодую и богатую, по имени Вестиана, отдать в супружество своему любимцу, который несколько раз без успеха старался получить руку её. Как скоро Вестиана узнала, что ей предстоит насилие, немедленно ушла в церковь и объявила святому Василию, сколь бедственны её обстоятельства. Защищать беззащитных было приятнейшим удовольствием для угодника Божьего. Он приемлет вдовицу под своё покровительство. Разгневанный градоначальник повелевает воинам окружить церковь , исполнители беззаконной воли его повсюду ищут Вестиану, не уважая святыни. Идут в дом святого Василия, но, сколько ни искали её, труд их был напрасен; ибо святой Василий, опасаясь, чтоб Вестиану с наглостью не исторгли из церкви, приказал тайно проводить её в девический монастырь к сестре своей, преподобной Макрине. Раздражённый Евсевий призывает к себе святого Василия, делает ему жестокие укоризны и клянётся пытками заставить его сказать, где сокрыта жертва его насилия. «Я готов на все казни, – отвечает ему святой, – повели растерзать меня, повели источать по капле хладную кровь мою, но тайны не открою; моё тело в твоих руках, но дух мой в руке Божией». Может быть, в самом деле, смертью праведника кончился бы гнев и ярость градоначальника; но граждане узнали, что великий святитель их в опасности. Вдруг не только граждане, но и жёны, даже дети, вооружившись кто чем мог, устремились к дому градоправителя, требовали крови его за святого отца и пастыря своего. Злодей ужаснулся, ярость переменил на отчаяние. А Василий Великий , выйдя к народу напомнить ему долг подчинённости, представил, сколь ужасны следствия бунта, и среди благословений народных возвратился в дом свой. Где столь непоколебимое великодушие против насилия? Где столь надёжное покровительство для невинности, и сверх того, где толикая кротость против своего гонителя?.. О, христиане! Возьмите пример с Великого Василия. Непамятозлобие Василия Великого

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

24. 1382 г. Грамота суздальского архиепископа Дионисия псковскому Снетогорскому монастырю о соблюдении правил иноческого общежития Из синодального сборника XVI века 562, л. 404 об.–407. По той же самой рукописи грамота эта издана была в Актах Исторических, т. I, 5. О времени написания ср. известие в первой новгород. летоп. под 1382 г. Богу споспешающу 1243 и слово утвержающу, Слова ради, и Святым Духом свершающу, якоже заповеда всесвятой патриарх вселенский, пекийся душами человеческими, учить, и наказать, управить, по божественным заповедям евангельским, добре живущая укреплять и благословить, совратившаяжеся возвратить на путь правый, сиречь, на добродетельное житие, еже уставиша святые и богоносные Отцы общее житие, по великому Пахомию, еже ангел Божий 1244 , и по великому Василию, еже два чина вписа мнишского жития, пустынный и общее житие, еже похвали 1245 паче пустынного, и святой Ефрем тако пишет, и святой Иоанн, божественной Лествицы списатель, наипаче утверди и украси различно премудростными наказаниями. Пришедшую же ми посланием всесвятого патриарха вселенского в богохранимый град Псков о исправлении отлучившихся 1246 соборной апостольской Христовой 1247 церкви, и на утвержение священником и честным монастырем, и всем христоименитым людям, и слышахом о честном монастыре Пресвятой Богородицы, еже именуется Снетная Гора, общеживущим, и возрадовахся душой зело, и возвеселихся по премногу, с тщанием идох, и видих, и благослових от вселенского патриарха, и обретох я не исправляющегося во всем божественного писания и богоносных Отцов уставы, ово творящя, ово же оставляюща, о божественном общем житии, и о свершении мнишского устава и о высоте бесстрастия. Умолен бых от преподобного игумена, ту 1248 суща[и] яже о Христе братии, направить совратившаяся и наказать ненаказанные, аз Дионисий, архиепископ суздальский, по повелению всесвятого патриарха вселенского, воззрев в Номоканон, во правила святых Отцов, яже о божественном общем житии, понових и уставих препущеная небрежением, в обиду святых Отцов уставы, якоже рече правило еже в 5-м 1249 соборе: «мнихом ничтоже подобает своего иметь, но все свое предать монастырю во власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

30-го числа Собор трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Каждый из трёх вселенских учителей и святителей отличался высокими, истинными достоинствами: Василий был глубок словом, Григорий высок, Златоуст обилен; и каждый имел у себя особенных чтителей и подражателей. Об особенных чтителях св. Василия Великого св. Григорий Богослов говорит: «такова доблесть Василия, таково величие славы, что многие, подражая даже его телесным качествам, обращали их для себя в средство к славе. Таковы были у Василия бледность лица, тихость походки, медленность в речах, необычайная задумчивость и углубление в себя; что во многих, по причине неискусного подражания и неправильного разумения, сделалось угрюмостью. Таковы же были у Василия и вид одежды, устройство кровати, приёмы при вкушении пищи; и всё это делалось у него просто. И ты увидишь многих Василиев по наружности; это – изваяния, представляющие тень Васильеву; ибо много сказать, чтоб они были и эхом. Эхо, хотя есть окончание только речений, однако же, повторяет явственно; а эти люди более отстоят от Василия, нежели сколько желают к нему приблизиться. Справедливо же ставилось в немалую и даже в великую честь, если кому случалось или близким быть к Василию, или прислуживать ему, или заметить на память что-либо им сказанное или сделанное». Народ, а особенно люди сильнейшие и умнейшие, подозревая Евсевия, епископа Кесарийского, в удалении Василия – мужа по жизни и красноречии славнейшего, и любя его, думали оставить своего епископа и собираться особо. В своём месте и Григорий Богослов имел у себя особенных чтителей. Он сам о себе говорит: «что со мною делается? Меня влекут туда и сюда; входят о трудах моих в тяжбу, без милосердия требуя с меня слова, как некоего долга, любят меня больше, нежели я сами себя. Все говорят, что не перестанут докучать мне, пока от малой искры не воспламенится огнь слова. А некоторые из них обещают уже и выгоды от моих слов, поставляют мне на вид большие награды; во-первых, ту, что они сами себе сделают добро, предав себя Богу и мне в плодоношение слова, – потом ту, что через переписку окажется добро и всем присутствующим здесь, то есть, моему клиру и моей пастве, с коими я поступил бы очень несправедливо, если бы не имел усердия благодетельствовать им всеми мерами».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Январь Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 1 января Явление Богоматери св. Василию Великому Св. Василий Великий, славный учитель вселенской церкви, скончавшийся в 379-м году, был однажды свидетелем дивного и в то же время страшного чуда от иконы Богоматери и великомученика Меркурия. Это чудо произошло при следующих обстоятельствах. Во время жизни святителя римской империей управлял нечестивый император Юлиан Отступник. Язычество, господствовавшее прежде во всей римской империи, в начале IV-ro века, во время славного царствования императора св. Константина Великого, было побеждено христианством, но не уничтожено окончательно. В продолжение трех веков языческий мир относился с страшной ненавистью к нарождавшейся и быстро увеличивавшейся Христовой церкви; в продолжение трех веков он собирал все свои силы и направлял их к тому, чтобы уничтожить юное, но все возрастающее и крепнущее христианское общество. Сколько раз языческий мир по своей слепоте воздвигал на христиан ужасные гонения! Сколько раз он обагрял столицу своей языческой культуры кровью ни в чем не повинных последователей Христа! Нет никакой возможности пересказать все ужасы и зверства, сопровождавшие гонения, а тем более невозможно указать даже приблизительно количество пострадавших в империи за веру Христову, так как кровь святых мучеников лилась всюду. Но вот это ужасное и тяжелое для христиан время миновало. Вместе с победами Константина Великого над своими врагами и с его воцарением было утверждено законным путем и право христиан открыто исповедывать свою веру во Христа. Казалось, что церковь Христова утвердилась непоколебимо и время гонений отошло в область прошлого... Но в действительности язычество только притаилось и ждало удобного момента. Оно готовилось дать христианству еще одно, последнее и, может быть, самое ужасное, сражение на жизнь и смерть. Ждать пришлось недолго.

http://sedmitza.ru/lib/text/440275/

IV. Сношения с Востоком при царе Феодоре Иоанновиче Грамотою своею Константинопольскому Патриарху Иеремии Царь Феодор Иоаннович извещал: что Божиим судом отца его, блаженной памяти Великого Государя, Царя Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси, во иноках Ионы, в животе не стало, а после себя благословил он его всеми своими государствами, и он, Царь Феодор, с Божиею помощию, по благословению отца своего, на своих государствах учинился Государем, и к нему Патриарху, по отце своем, Великом Государе, послал своей милостыни с посланником своим Борисом Благим, сорок соболей и шестьсот рублей деньгами, да по монастырям Царьградским двести девяносто рублей, и по рукам нищим велено раздать шестьдесят рублей, и потому просил Вселенского пастыря и учителя, поминать, блаженной памяти отца его, и вписать имя его в синодик, с его прародителями, по тому списку, какой был послан к Царьградскому Патриарху Иоасафу, и вместе с тем матерь его, благочестивую Царицу Анастасию, и брата его, Царевича Ивана, во вседневных проскомидиях; о здравии же Царском и его Царицы и Великой Княгини Ирины, и о всем православном государстве просил молить Господа, его Пречистую Матерь и всех Святых, чтобы щедротами Божиими все Христианство было в тишине, а Государю бы даровал Бог победы на враги. Грамота писана в Августе 1584 года. (Стат. список 2 лист 142) И на Св. гору Афонскую, в лавру Хиландарскую, послана была грамота эклесиарху Григорию, чтобы ризы, которые были предназначены от блаженной памяти отца его ради поминовения Царевича Ивана в Пантелеимонов монастырь, были бы переданы, по случаю запустения монастыря сего, в лавру Ватопедскую, для поминовения отца его. (Лист 146) Старцы Афонские и Палестинские, бывшие в Москве, были отпущены чрез Смоленск вместе с посланником, и о них писана была грамота воеводе Василию Ивановичу Шуйскому, будущему Царю. В ней упомянуты: лавры Св. Афанасия Афонского Архимандрит Феофан с двумя братиями; старец Матфей из лавры Св. Саввы и Архангельского монастыря священник Кирилл с двумя братиями, и еще со Св. горы, из обители Котлумуша, два старца и два из Ксиропотама, Игумен Дионисий Кастамонитский со старцем; из Антиохии соборной Патриаршей церкви Архимандрит Исаия с диаконом; из Сербской земли, обители Благовещенской, Архимандрит Кирилл с двумя старцами, и из Солуни, Верийского Никольского монастыря старец Ксенофонт; (когда же прибыли они в Москву, из дел не видно.) Это показывает, как обширны были тогда наши сношения церковные с Востоком. (Лист 150)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

XII. Примечательные окрестности монастыря Радонеж (Городок). Хотьков монастырь. Крестовская часовня, или место «У креста». Вифанский монастырь с семинарией. Гефсиманский скит с пустыней Параклита. Корбуха. Радонеж (Городок) Маленький город, или городок, Радонеж, в настоящее время – село Городок, составлял вторую родину преподобного Сергия после Ростова. От переселения из Ростова и до пострижения в монашество преподобный прожил в нем со своими родителями около семи лет. Бывший городок, а нынешнее село находится в четырнадцати верстах от лавры по направлению к Москве, в двух верстах вправо от Московского шоссе и от находящегося на шоссе села Воздвиженского, на берегу реки (речки) Пажи, текущей из-под Хотькова монастыря, от которого село в пяти верстах. Радонеж как село и с названием Радонежское упоминается в первый раз в духовной грамоте великого князя Ивана Даниловича Калиты, писанной в 1328 году: великий князь в своей грамоте отдает село Радонежское в удел своей княгине с меньшими детьми, под которыми разумеются две дочери. После смерти великой княгини, в 1331 году, и по новому разделу Радонеж достался в удел младшему сыну Ивана Даниловича, Андрею Серпуховскому, причем он был сделан городом с подчинением ему известной волости (известного уезда) и причем в нем посажен был княжеский наместник. После смерти князя Андрея Ивановича, в 1353 году, Радонеж достался его сыну Владимиру Андреевичу, двоюродному брату Дмитрия Ивановича Донского и его знаменитому соучастнику в Куликовской битве. После смерти князя Владимира Андреевича, в 1410 году, Радонеж достался в удел, и уже не как придаток к другим городам, а как главный, а вместе и единственный город, его младшему сыну Андрею Меньшому, который, по сейчас сказанному, был именно князем Радонежским и который имел в Радонеже, как в единственном своем городе, и свою столицу. После смерти Андрея Владимировича бездетным, в 1426 году (погребен в Троицком соборе лавры), Радонеж достался его племяннику, Василию Ярославичу Боровскому. В 1456 году, когда великий князь Василий Васильевич отнял удел у Василья Ярославича, Радонеж вместе со всем уделом вошел в состав великого княжения.

http://sedmitza.ru/lib/text/438600/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010