В.Я. Саврей Раздел III. Святитель Григорий Богослов: Осмысление «Силы таинства» Лекция 7. Духовный путь христианского философа Жизнь святителя Григория Назианзина ( Григория Богослова ) (ок. 328–390) не была так насыщена событиями, как жизнь его друга и соратника святителя Василия Великого . По своему характеру, который он сам живописует в своих поэмах, св. Григорий представлял собой полную противоположность св. Василию. Он тяготился организаторской деятельностью, не имел административных навыков и постоянно, даже в самые тяжелые для православия дни, стремился к уединению. Единственное, что по природе объединяло двух друзей, – это их владение словом и любовь к слову. Однако в старости св. Григорий Богослов , сетуя на свое вынужденное молчание (он был изгнан сначала из Константинополя, затем из Назианза), видел в этом и наказание за чрезмерную уступчивость своему влечению к проповеди . Таков был умственный строй человека, по праву считающегося «одним из величайших ораторов Древней Церкви» 70 . Его произведения вошли в историю христианства как памятник живой, необычайно динамичной и яркой мысли. Основным стилистическим признаком, отличающим их от писаний большинства святых отцов, является напряженная работа мысли над тем, что философы XX в. назвали бы экзистенциальными проблемами человеческого бытия. Это более всего роднит св. Григория Богослова с его не менее значительным современником преп. Ефремом Сирином . Пафос автобиографических трудов св. Григория Богослова – тяжелая борьба с грехом за собственное совершенство. «Говорят, что есть страна, где нет ни зверей, ни болезней; о, если бы нашлось где место, свободное от греха, чтобы мне туда убежать!» (Плач и моление ко Христу, 3). Совершенство, которое обещает Святитель человеку, весьма велико – стать «богом по благодати», сопричислиться к «ангельским чинам», созерцать Святую Троицу. «Никогда не покину надежды, – пишет он, – что увижу сияние воедино сочетаваемой Троицы, когда достояние Великого Бога, теперь смесившееся с плотью, а прежде образ Божий, вступит в единение с небесным» (Плач о душе своей, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

Ваулово. Успенский Вауловский скит. Вауловский скит - Архиерейское подворье Храмы скита: Карта и ближайшие объекты УСПЕНСКИЙ СКИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ИОАННОВСКОГО МОНАСТЫРЯ, 1903 – 2003 Из письма святого праведного Иоанна Кронштадтского к игумении Леушинского монастыря Таисии: " Ваулово и его первые владельцы Старинное село Ваулово Романова-Борисоглебского уезда Ярославской губернии с начала ХУ1 века принадлежало знаменитому дворянскому роду Алябьевых. Первый из известных нам представителей этой фамилии, Александр, приехал из Польши к великому князю Московскому Василию Ш и был пожалован имениями в Муромском уезде. Его внук Венедикт по прозванию Голова в жалованных грамотах под 1573 годом именуется «Голова Афанасьев сын Алябьев», а его дети «писаны в детях боярских» по тому же городу Мурому. В дальнейшем род числился уже по Ярославской губернии. Алябьевы не случайно избрали Ваулово местом устроения своей усадьбы: село располагалось недалеко от Волги, в одиннадцати верстах от древнего города (или посада) Романова, названного так в конце ХШ века по имени его основателя святого благоверного князя Романа Угличского (название Романов-Борисоглебск город получил лишь в 1822 году). Изначально Романов строился как небольшая крепость, а позднее превратился в тихий живописный волжский городок с великолепными храмами, над созданием и украшением которых работали лучшие мастера ярославской художественной школы. Его отвесно спадающие к Волге берега летом покрывались ковром густой травы, сохранявшей свой ярко-зеленый цвет благодаря множеству подземных ключей. Село Ваулово тоже расположено в живописной местности. Раскинувшееся в низине, оно окружено холмами и тенистыми рощами. Истинным украшением его является небольшая речка Вздержиножка (или Сдержиножка, как по-своему называл ее отец Иоанн Кронштадтский) с заросшими кустами берегами и переброшенным через нее мостиком. Один из первых владельцев Ваулова, князь Василий Яковлевич Алябьев, построил в селе деревянную церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1729 году она сгорела, и спустя двадцать лет на ее месте племянник князя полковник Афанасий Иванович Алябьев построил новую – каменную, двуглавую, в честь Успения Пресвятой Богородицы, с приделом в честь Святителя Николая Чудотворца. Освятили ее в 1751 году. Спустя несколько лет, в 1767 году, в Ваулове появилась теплая зимняя одноглавая церковь во имя преподобного Александра Свирского. Устроителем ее был племянник Афанасия Ивановича поручик Василий Алексеевич Алябьев. Вблизи этой церкви Алябьевых и хоронили (могилы их не сохранились).

http://sobory.ru/article/?object=18409

Вместе с этими документами, вполне благоприятными для посольства Мелетия, он предоставил царю донесение думного дворянина Ивана Чаадаева, которое поставляло в большое сомнение только что приведенные патриаршие грамоты. Чаадаев доносил царю, что он посылали к гетману нарочного и писал, к воеводам Петру Скуратову и Василию Кикину, объявляя им, что едет дьякон Мелетий с грамотами по важным государевым делам, чтобы они оберегли его от неприятеля и велели бы проводить за Днепр. Но Мелетий 26 Апреля писал ему, Чаадаеву, что казаки, присланные для его обереженья от гетмана, в Черкасах ограбили его, и листы, которые он вез от четырех патриархов, у него похитили. Чаадаев отправил к гетману майора Ивана Сипягина и велел говорить ему, чтоб листы и другие вещи, которые у Мелетия похищены, сыскать 137 . В похищении скарба и патриарших листов у Мелетия участвовали с казаками войсковой есаул Нужной, лубенский полковник Гамалей и переяславский полковник Данко. Сипягин говорил гетману: «если каких вещей сыскать нельзя, или из корысти казаки не захотят отдать, и о тех бы вещах не объявлять в войске пока листы сыщутся, а сыскать бы одни листы, выкупая, если бы пришлось, дорогою ценою». – «Не знаю, как мне тот грабеж и сыскивать; войско велико» – отвечал Брюховецкой. – «Говорят, что многое из покраденного – продолжал Сипягин – досталось, гетман, тебе; старшины и казаки передали тебе подушки золотые, ножики, чернильницу». – Эти вещи Брюховецкой отдал Сипягину и сказал, что многие вещи были отобраны у казаков и положены в церковь , а та церковь сгорела. Сипягин слышал, что под тем местом и скрыня была, а листы все были за печатью патриаршею, и из тех листов сысканы только три листа, – «по этим листам – говорили Сипягин – можно сыскать и остальные листы; я слышал от войскового есаула, что те все листы были у Савицкого, писаря есаула Нужного; нужно бы его сыскать». – «Он отъехал в Мошны» – был дан ответ Сипягину. Гетман хотел о том писать, а потом замолчал и никакого ответа не дал. Сипягин расспрашивал у есаула Нужного, и он ему сказал: которые листы сысканы и принесены к гетману, те листы он, Нужной, взял у писаря переславского. Сипягину казалось, что поэтому можно бы сыскать те листы, так как и лошадей Мелетиевых он видели у войскового писаря Захарки; но для того и не сыскивали при нем, Сипягине, что многим покорыстовался писарь Захарко и сам гетман 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Глава 1. Жизненный путь св. Григория Жизнь Григория хорошо документирована – прежде всего благодаря тому, что он много писал о себе самом. 1 Среди его автобиографических произведений основное место занимает книга под общим названием «О себе» (Peri heautou). Она содержит девяносто девять стихотворных произведений, в том числе монументальную поэму «О своей жизни» (Peri tou heautou Bion; De vita sua). Кроме того, автобиографическими являются некоторые Слова Григория – как те, что посвящены отдельным событиям его собственной жизни (иерейской хиротонии, удалению в пустыню, удалению с епископского престола), так и те, что посвящены его ближайшим родственникам и друзьям (отцу, брату Кесарию, сестре Горгонии, Василию Великому ). Обширная переписка Григория тоже проливает свет на некоторые детали его биографии. Начиная жизнеописание св. Григория, мы обращаемся к самому святителю словами, написанными в его честь столетия назад: От богословныя и высокия мудрости твоея исполни мой ум убогий и страстный, яко да воспою житие твое, отче. Не могу бо слово принести тебе, аще не ты подаси ми крепость слова, и разум и мудрость, яко да от твоих твоя принесу тебе, и от богатства добродетелей твоих, оттуду обрящу вину, и увенчаю честную и святую главу твою, с верными взывая: Радуйся, отче, богословия уме краснейший! 2 Ранний период Детство и юность Будущий святитель родился недалеко от города Назианз на юго-западе Каппадокии в фамильном имении своего отца, тоже Григория, епископа местной церкви. Григорий Назианзен -старший, богатый и влиятельный аристократ, в молодости принадлежал к малоизвестной секте ипсистариев, в которой элементы язычества были перемешаны с иудаизмом: последователи этого учения отвергали идолопоклонство и жертвоприношения, но поклонялись огню и светильникам, почитали субботу, но отвергали обрезание. 3 Позже, главным образом под влиянием жены, он принял христианскую веру, обратился к отцам Никейского Собора 325 г. с просьбой о Крещении и был крещен архиепископом Каппадокийским Леонтием. 4 Вскоре он был избран пресвитером и затем епископом Назианза, преемником Леонтия. Он управлял епархией в течение весьма долгого времени, сочетая кротость пастыря со строгостью администратора. 5

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава 3. Святитель Григорий Богослов Святитель Григорий Богослов (Назианзин) родился около 330 г. в Арианзе, недалеко от города Назианза в Каппадокии, от которого он и получил прозвание Назианзин. Его отец был епископом назианзским, мать Нонна – очень благочестивой христианкой. Родители дали Григорию блестящее воспитание. Он учился сначала в Кесарии Каппадокийской, а потом в Кесарии Палестинской, где все еще существовала школа, основанная Оригеном . Свое образование он продолжил в Александрии и, наконец, в Афинах, где Григорий встретился и на всю жизнь подружился с Василием Великим . В своей речи на смерть друга он с большим чувством вспоминает годы совместного учения в Афинах: Когда же по прошествии некоторого времени открыли мы друг другу желания свои и предмет их – любомудрие, тогда уже мы стали друг для друга все – и товарищи, и сотрапезники, и родные; одну имея цель, мы непрестанно возрастали в пламенной любви друг к другу. В таком расположении простирались мы вперед, имея содейственниками Бога и свою любовь. Нами водили равные надежды и в деле самом завидном – в учении. Но далека была от нас зависть, усерднейшими же делало нас соревнование... Казалось, что одна душа в обоих поддерживает два тела. У обоих нас одно было упражнение – добродетель и одно усилие – до отшествия отсюда, отрешась от здешнего, жить для будущих надежд... Нам известны были две дороги: одна – это первая и превосходнейшая, вела к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая – это вторая и неравного достоинства с первой, вела к наставникам наук внешних. У других бывают иные прозвания, или отцовские или свои, по роду собственного звания и занятия, но у нас одно великое дело и имя – быть и именоваться христианами... («Слово надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской») Григорий крестился, вернувшись домой по окончании своего учения в Афинах. Тогда же он решил предаться аскетическому образу жизни. Вместе с Василием они попытались создать полумонашескую интеллектуальную общину в имении отца Василия. В общину входил также и Евагрий Понтик, ставший впоследствии знаменитым аскетом в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Глава II. Выбор книги для перевода. Кому могла принадлежать инициатива в этом деле. Избрание Максима Грека и его назначение. Отношение к этому делу патриарха § I Мы видели, какое важное значение имели в книжном деле для России Константинополь и Афон 199 , в особенности последний, так как здесь в большом числе жили славянские монахи и книжная деятельность в славянских переводах была гораздо значительнее. Получив начало в глубокой древности, «Афонская гора» достигла наибольшего развития именно в то время, когда другие монастырские пункты, вследствие тяжелых внешних условий, начали терять свое значение, т. е. в к. XII и нач. ХШ в. Расположенная вдали от бурных событий времени, она начала приобретать славу главного центра византийской монастырской жизни. К этому времени уже вся гора была, покрыта монастырями и представляла как бы особое монастырское царство 200 . Но и для Греции Афонская гора имела важное значение, как владевшая множеством древних греческих рукописей, почему туда посылали за книгами из Константинополя, когда греки готовились на собор в Феррару, а, после падения Константинополя, она стала главным хранилищем и складом книг 201 . Со времени завоевания Греции турками сообщение России с Афоном стало затруднительнее и опаснее. Так, в грамоте властей Ватопедова монастыря к вел. кн. Василию Ивановичу, об отправлении к нему инока Максима, говорится, что посол княжеский Василий Копыл, вследствие «многих и великих трудов, искушений и убытков, постигших его от безбожных агарян, едва дошел к нам смиренным здрав» 202 . Не смотря, однако, на трудность сообщений, настоятельная потребность в материальной поддержке греческих монастырей только изменила характер этих отношений: вместо прежних известий о переводах и списывании книг на Афоне и в Византии, чаще встречаются известия о приходе греческих монахов из разных монастырей за милостыней в Россию. Особенным же покровительством у князей пользовался Пантелеймонов монастырь, как «строение великих князей русских, начиная от Великого Владимира» 203 , но и прочие афонские монастыри получали «подаянье милостивно, на откуп от бусурманского царя» 204 , так как подвергались нападениям со стороны турок и даже обязались, во избежание того, платить оброк в 280 рублей 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

ГЛАВА ПЯТАЯ. ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ РУССКОГО ОБЩЕСТВА ВО ВРЕМЕНА ИОАННА III Смерть и завещание Uoahha III . – Договор сыновей Иоанновых при жизни отца. – Титул Uoahha III . – Форма обращений вельмож и служилых людей к великому князю. – Печати. – Казна великокняжеская. – Богатство удельных князей. – Доходы великокняжеские. – Образ жизни великого князя. – Сравнительное положение великих князей московского и литовского. – Князья и бояре в Москве. – Крестоцеловальные записи. – Новые придворные чины. – Двор великой княгини. – Богатство князей-бояр. – Кормления. – Поместья. – Войско в Северо-Восточной и Юго-Западной России. – Приказы. – Города Юго-Западной России. – Магдебургское право. – Внешний вид русского города. – Пожары. – Сельское народонаселение. – Юрьев день. – Сельское народонаселение в литовских владениях. – Бедствия. – Торговля. – Искусства. – Почты. – Церковь . – Ересь жидовская. – Иосиф Волоцкий . – Меры к улучшению нравственности духовенства. – Заботы о грамотности. – Богорадное житие в монастырях. – Поучения. – Материальное состояние духовенства. – Вопрос: следует ли монастырям владеть населенными имениями? Связь русской церкви с восточною. – Состояние православного духовенства в литовских владениях. – Судебник Uoahha III и судебник Казимира литовского. – Народное право. – Общественная нравственность. – Литература. 27 октября 1505 года умер Иоанн III, на 67-м году от рождения, на 4-м – княжения, пережив вторую супругу, знаменитую Софию, только двумя годами и несколькими месяцами. В завещании своем Иоанн, подобно предшественникам, поделил волости между пятью сыновьями: Василием, Юрием, Димитрием, Семеном и Андреем; но старшему, Василию, дано 66 городов, и в том числе самые значительные: Москва, Новгород, Псков, Тверь, Владимир, Коломна, Переяславль, Ростов, Нижний, Суздаль, Муром, кроме того, волости князей Мезецкого, Новосильских, Одоевских, Белевских, Щетинина, Заозерье, Заволочье, Югра, Печора, Пермь Великая, князья Мордовские, вся Вятская земля с арскими князьями, жалованная вотчина князя Бельского (Лух и проч.), Корельская земля с Лопью, лешею (лесною) и дикою, Поонежье и Двинская земля, тогда как всем остальным четверым сыновьям вместе дано менее половины городов, именно только 30.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Документы О ситуации в Сурожской епархии Сообщение службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 15.05.2006 15:01 В марте 2006 года Преосвященный епископ Сергиевский Василий, управляющий Сурожской епархией, обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию с просьбой благословить постройку нового православного храма в Лондоне в русском архитектурном стиле. Епископ Василий указывал, что в Лондоне теперь живет примерно сто тысяч русскоязычных православных людей из бывшего Советского Союза. Необходимость в новом храме широко признается и духовенством и мирянами. «Русские православные будут счастливы и горды настоящим русским храмом в британской столице», – подчеркивал епископ Василий. Он также просил благословения Святейшего Патриарха на проведение торжеств в ознаменование 50-летия кафедрального собора в Лондоне. Святейший Патриарх направил епископу Василию положительный ответ, благословив предложенные начинания. В письме от 10 апреля епископ Василий выразил благодарность Святейшему Патриарху за ответ на его обращение: Ваше  Святейшество! Разрешите поблагодарить Вас за Ваше письмо от 3 апреля 2006 года и за Ваше Первосвятительское благоволение по случаю празднования 14 октября 2006 года пятидесятилетия нашего служения в соборе Успения и Всех святых на Энисмор Гарденс в Лондоне. Мы так счастливы, что Владыка митрополит Кирилл Смоленский и Калининградский принял наше приглашение и приедет на празднование пятидесятилетия. Его участие преобразит празднование в великий праздник, и мы сделаем все, чтобы это стало событием, в котором все наши епархии в западной Европе приняли бы участие. Я полностью согласен, что было бы желательно отпраздновать одновременно и открытие Пушкинского дома, нового культурного центра. Я буду делать все от меня зависящее, чтобы это осуществить. Разрешите Вам выразить, Ваше Святейшество, самую глубокую благодарность за Ваше благословение нашего проекта создать в Лондоне храм в русском стиле. Хорошо известны проблемы, возникшие в прошлом в связи с владетельством церковных зданий, построенных на российские средства, а потом отторгнутых по той или иной причине. Поэтому, в данном случае, я предлагаю установить отдельный фонд ( trust ), который будет являться держателем этого недвижимого имущества во имя Московской Патриархии. Такой фонд должен быть благотворительным, с целью облегчения налоговых обязательств, приносимого в Великобритании для благотворительных организаций.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Е.Н. Погожев Святой Филипп митрополит Митрополит Московский Филипп происходил из знаменитого рода и от рождения своего был предназначен к высокому званию. Дом Колычевых славился знатностью и богатством. Отец будущего святителя, боярин Стефан Колычев, был приближенным человеком к великому князю Василию Иоанновичу. Не менее, чем знатностью своей и богатством, выделялся он благочестием. Супруга его, Варвара, украшала дом мужа своею праведною жизнью, охраняла его непрестанною молитвою и призывала на него благословение Божие своим постоянным милосердием к сирым и убогим.      . Впоследствии, когда ее сын ушел из мира, приняла и она иночество и схиму под именем Варсонофии. … Раннее зимнее, морозное утро, лучше сказать – конец ночи. Далеко еще до зари. Узкие, московские улочки и проулки погружены в глубокую темноту. Но вот, ночная тишина нарушается первыми тихими ударами колоколов. Заблаговестили к заутрене, и стали перекликаться между собой «сорок сороков» московских церквей. Тут и там появляются пешеходы и спешат они с фонарями в руках в соседние приходские храмы. А у богатых бояр в их привольно раскинутых усадьбах бывали обыкновенно свои домовые церкви. Идет служба и у Колычевых. Старший сынок Феодор пробрался в церковь за матерью, и любо ему стоять среди таинственного мрака, в котором чуть озарены одинокими огоньками лампад темные лики церковных икон. Любо ему слушать то, что читают из тяжелых, больших пергаментных книг про Бога, про Его святых. И какое-то тихое счастье сходит под это мерное чтение, под однообразный распев «Господи, помилуй» в эти часы на душу ребенка. Феодор, родившийся пятого июня 1507 года, был первенцем Колычевых. Благочестивые родители воспитывали его с чрезвычайною заботою. Как только он достиг семилетнего возраста его начали учить грамоте. Мальчик с особенною любовью погрузился в изучение Священного Писания . Строки священных книг были для него тем же, что для других детей лакомство. После первоначальной подготовки дома его посылали учиться в духовное училище. И здесь он учился с той же охотой, любя учение больше всех прочих занятий. Детских игр он вовсе избегал. Подрастая, он удалялся от общества шумных, падких на развлечения сверстников своих и искал общества почтенных мудрых людей. От них он старался узнать о всем, что было доброго в прежние времена, и о славных великих делах лучших русских людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ересь папизма Наша Святая Православная Церковь осознает, что она одна является Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью ; она чувствует всегда большую ответственность за сохранение неизменной и неподдельной апостольской веры и предания. Поэтому по отношению к различным ересям она сохранила строгое отношение, не соглашаясь и не договариваясь с ними даже в небольших и второстепенных вопросах, считая, что если вера будет нарушена в малом, то это неизбежно отразится и на большом. По святителю Григорию Нисскому , «не христианин тот, кто не принимает всего таинства истинного образа благочестия» 7 , а по святителю Василию Великому , «и в малом отступлении большой грех» 8 . Уклонения в вере не только изменяют богословие Церкви, но нарушают и саму духовную и церковную жизнь и поэтому ставят под угрозу и спасение человека. Вера и жизнь взаимосвязаны, поэтому, если будет нарушена вера, это неизбежно отразится и на жизни. Церковь , отвращаясь от ереси, любит еретиков, относится к ним милостиво и предпринимает различные усилия к их обращению. И если они раскаются, то использует самую широкую икономию 9 , чтобы облегчить их возвращение в лоно Церкви. Такую же позицию заняла изначально Церковь и в отношении папизма. Церковь ощущала, что уклонение в папизме состоит не только в наличии иной системы церковного управления или иных церковных обычаев, но что происходит глубинная подмена евангельского духа. Византийские богословы не были фанатиками или экстремистами, когда в опровержении ереси Filioque 10 писали толстые труды. Добавка «и Сына» к исхождению Святого Духа вводит во Святую Троицу два начала, или полусавеллианство 11 , принижает значение Святого Духа и искажает всю триадологию, как правильно заметил Владимир Лосский : «Если в первом случае (Filioque) вера ищет уразумения, чтобы перенести Откровение в сферу философии, то во втором (в православной триадологии) – уразумение устремляется к реальностям веры, чтобы преобразиться во все большем и большем раскрытии себя навстречу тайнам Откровения. Ибо если Троичный догмат есть столп и утверждение всякого богословия и принадлежит той области, которую греческие отцы называли областью θεολογα – богословия по преимуществу, то понятно, почему разногласие по этому вопросу – каким бы незначительным оно ни казалось на первый взгляд – имеет столь решающее значение» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010