VII. IV Крестовый поход: плоды разделения Церквей Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Runciman, A History of the Crusades; Runciman, The Great Schism; Papadakis; Meyendorff, Ideological Crises; Previte-Orton; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Vasiliev; Шмеман, Исторический путь. 1. Византийская империя временно оказалась спасена. Но дела ее шли очень плохо. В 1190 г. Исаак Ангел был наголову разбит болгарами, вновь провозгласившими независимость. В 1195 г. его низверг и ослепил родной брат Алексий, воцарившийся под именем Алексий III Ангел Комнен Дука. Но громкое имя не помогло новому императору - он оказался еще более бесталанным правителем, чем его брат. Болгарское царство, возглавляемое царем Калояном (1197-1207), росло. Он одерживал над византийцами одну победу за другой и гордо назвал себя Грекобойцей в подражание Василию II Болгаробойце. Экономика Империи разваливалась, казна была пуста. Война шла на всех фронтах. В богословском аспекте правление Ангелов представляет интерес спором о Евхаристии. Вопрос стоял о Теле Христовом, которому мы причащаемся. Является ли оно нетленным - каким оно стало после Его страстей и воскресения, - или тленным, как до Его страстей? Иными словами, вопрос был в том, подвержена ли Евхаристия тем же физиологическим процессам, что любая пища, принимаемая человеком, или не подвержена. В Константинополе прошел собор под председательством Алексия Ангела, на котором было признано, что евхаристическое Тело Христово во всех отношениях является нетленным. Итак, политически это было время упадка и распада. Но по-прежнему Константинополь оставался самым великолепным городом христианского мира, живым музеем и самым роскошным рынком, где можно было найти все и встретить представителей всех народов; центром производства, искусства, науки и образования, местом хранения ценностей наследия древних цивилизаций. И по-прежнему Империя была самым культурным и цивилизованным государством мира. Архитектура, мозаики, мрамор, дворцы, церкви были несравнимы, и все, имеющееся на Западе, - лишь бледное подражанием им. Творческая сила византийцев была далеко не исчерпана, так же как патриотизм и отвага. Несмотря на кризис, Византия продолжала оставаться форпостом и твердыней в защите христианства против ислама. И все, даже самые плохие императоры, понимали, что защита европейской цивилизации и христианства от ислама возможна не при помощи дышащих на ладан христианских анклавов в Палестине, которые были озабочены лишь проблемой собственного выживания, а только при сохранении Империи, которая уже более пяти веков успешно сдерживала исламское давление на Европу.

http://sedmitza.ru/lib/text/434808/

VII. Христианство и Рим Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Chadwick; Previte-Orton; Jones; Meyendorff, Imperial Unity; Мейендорф, Введение; Runciman, Byzantine Civilization; Runciman, Byzantine Theocracy; Runciman, The Medieval Manichee. 1. Как мы помним, римские епископы наотрез отказались принять 3-й канон II Вселенского Собора и ряд других его решений. Каким же образом римские епископы развили в себе такое осознание собственной значимости? Вернемся к правлению западного императора Валентиниана I. После смерти папы Либерия (366) в Риме оказалось два враждующих папы, Урсиний и Дамас (Дамасий). Каждого из них поддерживала фракция римского населения. Борьба между ними приобрела весьма ожесточенный характер. В одной из потасовок между двумя партиями, происходившей в храме, погибли 137 человек. В конце концов при помощи городского префекта победил Дамас , но престиж римской кафедры сильно ослабел. Следующий префект обвинил Дамаса в человекоубийстве, и тому удалось закрыть уголовное дело лишь при помощи дорогих подарков. Его нравственный авторитет от этого не укрепился. В качестве компенсации Дамас всячески подчеркивал возвышенное духовное достоинство наследников св. Петра. Он строил и украшал многие церкви. Но самый известный памятник, оставшийся после него, - это новый латинский перевод Библии, Вульгата, заказанный им знаменитому далматскому лингвисту, экзегету и переводчику блж. Иерониму. Возможно, именно из-за слабости позиций у себя дома Дамас писал такие заносчивые, с отказом от компромисса письма св. Василию Великому, пытавшемуся восстановить церковный мир. Дамас вел роскошную жизнь. Его приемы, по мнению многих современников, роскошью превосходили императорские. Многие современники папы, как христиане, так и язычники, критиковали его за мирское честолюбие, снобизм и жажду пробиться в высшее общество. Именно к папе Дамасу были обращены слова богатого римского аристократа Претекстата, который был жрецом многих языческих культов: «Назначьте меня римским епископом, и я завтра сделаюсь христианином». Многие критики Дамаса называли его «щекотатель дамских ушек», имея в виду обихаживание им богатых матрон.

http://sedmitza.ru/lib/text/434724/

XVII. Н. В. Синицына. Нестяжательское учение преподобного Максима Грека Известно, что в первохристианской письменности, а равно и у таких отцов Церкви, как святые Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Амвросий Медиоланский , имеются чрезвычайно резкие осуждения частной собственности. Однако при ближайшем рассмотрении можно видеть, что вся энергия этих осуждений относится не столько к собственности, сколько к собственникам, в которых клеймится эгоизм и черствость при пользовании собственностью. От собственника требуется известное поведение – именно исполненная доброжелательства помощь бедным и вообще полезное и разумное пользование богатством, причем высшим достижением будет полный отказ от собственности во имя освобождения от хозяйства. С. Н. Булгаков Слова С. Н. Булгакова, сказанные в 1916 году 646 , помогают понять воззрения не только преп. Максима Грека и других «нестяжателей» XVI века, у которых проповедь «нестяжания» обращена к монашеству по преимуществу, но также и тех, которые адресуют ее православному обществу в целом (например, Ермолай Еразм). Все эти авторы основывали свои представления на учении отцов Церкви. Сказанное С. Н. Булгаковым об «этическом регулировании пользования собственностью» применимо при анализе ряда сочинений преп. Максима Грека : «Христианство проповедует свободу от собственности и попускает последнюю лишь при условии этического регулирования пользования ею» 647 . В более поздней работе С. Н. Булгакова появились новые мотивы в оценке хозяйства и собственности 648 . Среди сочинений преп. Максима Грека имеется комплекс, который можно определить как «главы аскетические», он посвящен монашеской жизни и монастырским порядкам, притом во всех трех частях христианского мира того времени. Мир святогорского монашества предстает в «изложении-послании» великому князю Василию III об афонских монастырях – первом сочинении, написанном в Москве (1518–1519). Русскому монашеству посвящен цикл сочинений, созданный уже во второй период, в 30–40-е годы XVI века. Обращенные к монашеству, эти сочинения написаны в форме, которая позволяет распространить предлагаемые автором нормативы и на мирское общество. Нищенствующие монастыри латинского обряда (доминиканский, картузианский, францисканский) были ему известны в Италии (1492–1505), но их описания сделаны уже в России, тоже во второй период.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

  разделы   рассылка  распечатать Николай Головкин " Два Рима падоша, а третий стоит... " В Москве завершились XVI Международные Рождественские образовательные чтения Источник:  Столетие. ру Одним из ключевых мероприятий чтений стала международная научно-богословская конференция " Москва – Третий Рим: формула единения и примирения " . Эта конференция, организованная Фондом " Андреевский Флаг " , прошла в рамках его программ – Международной духовно-просветительской программы " Под звездой Богородицы " и духовно-патриотической программы " Москва – Третий Рим " – в Круглом зале " Президент-отеля " . Форум осмысливал завет старца Филофея и попытался ответить на вопросы: Третий Рим – это могущество военное или духовное? Что нас может сегодня сформировать, консолидировать как нацию, как народ? По значимости для России, для судеб человечества Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь занимает особое место в мировой истории. Более пяти столетий назад (около 1510 года) его игумен старец Филофей в период отнюдь не мирного сосуществования двух средневековых христианских цивилизаций – Восточной и Западной – написал послание великому князю Василию III, в котором была развита уже сформулированная им ранее теория " Москва – Третий Рим " . Биографические сведения о старце Филофее крайне скудны. На основании имеющихся данных можно лишь утверждать, что родился он около времени взятия Константинополя, т. е. в середине XV в., жил в княжение Василия Ивановича и в начале царствования Ивана IV. Можно также предполагать, что умер старец Филофей вскоре после 1547 года. А около 1448 года в еще только строящуюся среди псковских лесов пустыньку была принесена из Константинополя Цареградская икона Божией Матери. По преданию в Константинополь, этот образ был в свою очередь доставлен из Рима в 1051 году – накануне раскола единой Церкви и отпадения латинян от Православия. В 1439 году в Италии на Флорентийском соборе была подписана церковная уния, которая переводила Православную Церковь под власть Папы Римского. Византия пошла на это соглашение, надеясь на военную помощь Европы в борьбе с турками-османами.

http://religare.ru/2_50311.html

  разделы   рассылка  распечатать Храм Воскресения Христова в Кадашах Источник:  Сайт храма Воскресения Христова в Кадашах Напротив Кремля, за слободой Садовники, Царицыным лугом и Болотом, в Замоскворечье, располагалась одна из самых больших и богатых слобод в Москве в XVII в. – дворцовая Кадашевская слобода. Ее исторические границы проходят по современным Кадашевской набережной, улицам Б. Ордынке и Якиманке. С запада Кадашевская слобода граничила с Голутвинской слободой, с востока с ней соседствовали Стрелецкие слободы, а с юга – Всполье и Казачьи слободы. Название слободы произошло от села Кадашево, о котором впервые упоминается в завещании великого князя Ивана III сыну Василию в 1504 году. Распространено мнение, что в названии села было отражено главное занятие его жителей в XV-VXI веках – изготовление кадей (бочек). Однако, это не находит подтверждения в документах. На территории Кадашевской слободы находилось несколько храмов. В XV веке были построены церковь Воскресения Христова в Кадашах, а также церковь Иоакима и Анны, давшая название улице Якиманке. Она находилась на юго-восточной окраине Кадашевской слободы, на современном пересечении Б. Полянки и Б. Якиманки, первоначально она была деревянная, а в конце XVII в. заменена каменной. До наших дней она не сохранилась. В XVI-м веке в Кадашевской слободе были построены еще несколько деревянных храмов: церковь Григория Неокесарийского на Полянке, церковь Николы в Толмачах и церковь Космы и Дамиана в Кадашеве, которая была возведена во время царствования Ивана Грозного в связи с основанием Государева хамовного двора. Все храмы были перестроены на каменные во второй половине XVII века. К сожалению, церковь Космы и Дамиана не сохранилась – она стояла в начале Б. Полянки у Малого Каменного моста. Thumbnail Центром Замоскворечья еще до образования Кадашевской слободы стал храм Воскресения Христова. Переписная книга 1631-1632 гг. указывала местоположение Кадашевской слободы между Болотом, Полянской площадью, на востоке – Ордынкой, а на западе – Якиманкой.

http://religare.ru/2_87317.html

архим. Агапит Глава IV Вступление на престол Валента, сильно покровительствовавшего арианам. Его покушение овладеть Кесарийскою Церковью , с тем, чтобы передать в управление арианам. Примирение св. Василия с Евсевием, и его усилие вместе со св. Григорием к отражению всех нападений Валента и арианских епископов. Безуспешность покушений Валента и его удаление от Кесарии. Попечительность св. Василия о всех делах церковных и его ревность в проповедании слова Божия. Беседы его на шесть дней творения мира, и извлечение из них некоторых мыслей, особенно служащих к опровержению новейших возражений со стороны геологов и астрономов. Беседы на Псалмы, и извлечение из них более назидательных мыслей и особенно служащих к уяснению текста. Толкование на 16 глав пророка Исаии, и извлечение более назидательных мыслей. Беседа о том, что не Бог виновник существующего зла в мире, из которой сделаны некоторые извлечения в разрешение тех вопросов, которые доселе тревожат пытливые умы некоторых из наших современников. Попечительность св. Василия о бедных во время голода, постигшего Каппадокийскую область, и его живое и поучительное слово к богатым о вспомоществовании бедным. Попечительность св. Василия об освобождении Восточной Церкви от нападений ариан и его заботливость об устройстве монастырей в Кесарии и других местах. Св. Василий, вступив в свою Понтийскую обитель, скоро почувствовал, что любящим Бога все споспешествует во благое. Тишина уединения монастырской жизни скоро показала ему, насколько пустынная жизнь превосходит городскую в удобствах для жизни подвижнической и насколько способнее водворить мир душевный даже при обуревании самыми неприятными обстоятельствами жизни. Время впрочем скоро показало, что и самая скорбь послана св. Василию для того только, чтобы явить Евсевию и всей его Кесарийской пастве, насколько его мудрое и облагодатствованное слово полезнее для Церкви и могущественнее самой власти епископской. Валент, крещенный Евдонием, предстоятелем арианской церкви в Константинополе 81 , вступив в управление Восточною Империею, решился доставить арианам полное торжество над православием , и вследствие этого многих уже православных епископов изгнал и сослал в заточение, а церкви их предоставил в управление арианским епископам. Так как доселе почти одна только Кесарийская церковь оставалась правоверною и не подчинялась насилию ариан, поэтому Валент (в Июле 365 г.), взяв с собою арианских епископов, сам предпринял поход в Кесарию с целью непременно подчинить независимую доселе Кесарийскую церковь власти ариан. Полагаясь на неопытность Кесарийского Архиепископа, на отсутствие св. Василия, могущественного противника ариан, и на то, что Кесарийская церковь вследствие разногласия между Евсевием и св. Василием разделилась между тем и другим, Валент решительно полагал, что личным своим присутствием непременно одержит победу и достигнет давно желанной цели 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Афанасий Александрийский , Кирилл Иерусалимский , Василий Великий , Григорий Богослов Том 1 Том 2 Том 3 Содержание От составителя Общая библиография Святитель Афанасий Александрийский Жизнь Творения. Догматические Библиография. Творения, оригинальный текст Слово o воплощении Бога-слова и o пришествии его к нам во плоти Окружное послание. Поместным сослужителям, возлюбленным господам К Серапиону, епископу Тмуисскому, послание 1 Пасхальные послания Святитель Кирилл Иерусалимский Жизнь Творения Библиография. Творения, оригинальный текст Слова тайноводственные Святитель Василий Великий Жизнь Творения. Догматические Библиография. Творения, русский перевод Святитель Григорий Богослов Жизнь Творения. Слова на догматические темы Библиография. Творения, оригинальный текст Слово 11. Говоренное брату Василия Великого, святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к св. Григорию Богослову, по рукоположении его в епископы Слово 18. Говоренное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия, к которому обращено вступление в Слово Слово 20. О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы Слово 21. Похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому Слово 27. Против евномиан и о богословии первое, или предварительное Слово 28. О богословии второе Слово 29. О богословии третье, о Боге Сыне первое Слово 30. О богословии четвертое, о Боге Сыне второе Слово 31. О богословии пятое, о Святом Духе Слово 40. На святое Крещение Слово 43. Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской Слово 44. На неделю новую, на весну и на память мученика Маманта Слово 45. На Святую Пасху Песнопения таинственные. 1. О началах Стихотворения. Стихи о самом себе, в которых св. Богослов скрытным образом поощряет и нас к жизни во Христе Послание к пресвитеру Кледонию против Аполлинария – первое Послание к Кледонию против Аполлинария – второе Послание к Нектарию, епископу Константинопольскому     Настоящее издание осуществляется в рамках реализации программы Круглого стола по религиозному образованию в Русской Православной Церкви, созданного Отделом Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата в сотрудничестве со Всемирным Советом Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Битягово. Церковь Воскресения Словущего. Карта и ближайшие объекты Церковь Воскресения Словущего с приделом Казанской Божией Матери построена на средства Н.О. Телепнёва в 1665-71 гг. Храм и придел объединены общей трапезной с престолом Алексия. Колокольня 1868 г. В 1883 г. здание подверглось частичной перестройке по проекту К.А. Козьмина. Ныне храм отремонтирован и действует. С восточной стороны к церкви примыкает обширный некрополь со старинными белокаменными надгробиями. Битягово. Церковь Воскресения Словущего. Первое упоминание о селе Битягово встречается в духовной грамоте великого князя Ивана Даниловича Калиты в 1339 г. Село возникло на месте древнейшего поселения славян-вятичей, вблизи сохранились их древние курганы. Ранее оно находилось на правом высоком берегу реки Рожайи (теперь Рожайки), где была построена и деревянная церковь в честь Воскресения Христова. Новое село Битягово, уже как помещичья усадьба, образовалось на левом берегу реки. Здесь вновь была построена деревянная Воскресенская церковь. В 1627 году село Битягово - место церковное, помещичье, крестьянских дворов не было. В 1646 году в селе Битягово было уже 12 дворов крестьянских, в которых жили 28 человек, а в 1678 году насчитывалось 18 дворов. 1638 году церковные земли села Битягово числились на оброке у Телепневых, а с 1646 года село Битягово - вотчина Степана Васильевича Телепнева. С.В. Телепнев - сын известного государственного деятеля России, заведующего Оружейной палатой, стольника Василия Григорьевича Телепнева. Иван Степанович Телепнев - внук В.Т. Телепнева, в 1670-1671 годах построил в селе Битягово каменную церковь Воскресения Христова, существующую до наших дней Церковь Воскресения Христова с приделом во имя Казанской Божией Матери, была освящена в 1680 году в царствование Федора Алексеевича Романова. Задержка в освящении была из-за постоянных разъездов храмосоздателя - стольника, заведующего Оружейной палатой Ивана Степановича Телепнева. После кончины Ивана Степановича Телепнева, согласно его завещанию, село Битягово в 1687 году было продано душеприказчиком князю Василию Васильевичу Голицыну, известному государственному деятелю России.

http://sobory.ru/article/?object=01157

В знаменитой семье Тверских Князей Михаил Александрович занимает едва ли не первое место; он, своим умом, благородством характера и твердостью воли, далеко, оставил за собою и деда, и отца. Те едва не погубили Тверского княжения в то время, когда оно было первенствующим на Руси, и когда Москва и Литва только что начинали выходить на поприще истории; он же умел поддержать свое княжество, и даже привести его в возможно цветущее состояние и уважение от соседей в то время, когда Тверь была уже сильно потрясена и ослаблена, и когда Литва и Москва развили свое могущество на счет соседей. Богу угодно было приготовить Михаила к великой деятельности многими несчастьями и многими трудами с первых дней юности. Михаил родился в 1333 году, в то время, когда отец его, Александр Михайлович , бежавший из Твери, проживал изгнанником во Пскове; от святой купели принял Михаила знаменитый Новгородский Архиепископ, Василий, приехавший тогда во Псков по церковным делам. Через четыре года несчастному Александру Михайловичу удалось воротиться в Тверь и получить Ханский ярлык на достоинство Великого Князя, за Александром вскоре выехало из Пскова и его семейство; но непродолжительно было счастье Александра: деятельный и хитрый соперник его, Иван Данилович Калита, Великий Князь Московский, успел оклеветать его перед Ханом Узбеком, и Александр, вызванный в Орду, погиб там от рук палача, по повелению Ханскому, в 1339 году. Михаил остался после отца на шестом году; он прожил в печальном семействе отца на попечении у вдовы матери и старших братьев около двух лет, потом в 1341 году, на восьмом году от рождения, его отправили в Новгород на воспитание к его крестному отцу, Архиепископу Новгородскому, Василию. 1 Архиепископ Василий поручил крестника одному своему протодьякону, мужу ученому и благочестивому, который так умел направить волю и развить способности своего воспитанника, что Михаил полюбил книжное учение и с большою охотою прилежал к книгам, нежели к детским играм; по свидетельству жизнеописателя, он постоянно посещал церкви и внимательно слушал священнослужение, любил беседу с мудрыми мужами, и особенно часто ходил к своему крестному отцу, и с жадностью и наслаждением принимал от него поучения. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/m...

(В крещении Петр), древнерус. строитель и архитектор (кон. XII - нач. XIII в.). Письменные источники сообщают о единственном произведении М.- каменной подпорной стене с вост. стороны Михаило-Архангельского собора киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила монастыря . В основе летописных текстов лежат составленные игум. Выдубицкого мон-ря Моисеем Речь (энкомий) по случаю завершения строительства стены и Похвала вел. кн. Киевскому Рюрику (Василию) Ростиславичу. Благодаря этим литературно-ораторским произведениям известны точные даты работ. Стена была заложена Рюриком Ростиславичем в 1199 (6707) г. 10 июля, в день памяти 45 мучеников Никопольских, а 24 сент., в день памяти равноап. первомц. Феклы Иконийской освящена, затем был устроен пир и игум. Моисей произнес торжественную речь стоя на стене («Не на брезе ставше, но на стене твоего создания»). Это строительство рассматривалось монастырскими властями как благодеяние (соборный храм обители находился на обрывистом осыпавшемся берегу Днепра, к-рый стена укрепила) и проявление любви вел. князя к месту, рядом с к-рым располагалось наследное загородное владение его семьи. Помимо риторических приемов и лит. образцов речь игумена интересна его личными впечатлениями и приведенными им отзывами киевлян, наблюдавших за строительством стены. Так, игум. Моисей сравнил князя-строителя с пророками и царями-строителями из ВЗ и христианской истории. Возможно, настоятель монастыря был начитан и в произведениях, описывающих храмоздательство благочестивых государей. Упоминание о том, что монастырская церковь подвешена на золотом волосе, спустившемся с неба, вызывает в памяти сравнение, использованное Прокопием Кесарийским для описания купола Великой ц. в К-поле, возведенной имп. Юстинианом: казалось, что он спущен с неба «на золотом канате». У жителей Киева прочность опорной стены создавала ощущение, что церковь как бы возвращается в обитель, отступая от прибрежного склона. Исследователи считают, что в период от XV до нач. XVII в. стена М. обрушилась вместе с вост. частью собора.

http://pravenc.ru/text/2563218.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010