Скачать epub pdf 7.02 Служба священномученику Василию (Зеленцову), епископу Прилукскому Творим бдение, идеже храм Василия, или аще изволит настоятель. На малей вечерни: На Г осподи, воззвах: стихиры, глас 3. Подобен: в елия мученик твоих. Велия мученика Твоего, Христе, сила:/в нечисто бо место ввержен быв,/испрашивает всем очищения,/верно совершающим память его. Велия крепость твоего, Василие, дерзновения:/пред судом представ безбожных,/низложил еси тех хуления,/верою Троическою подвигся о благочестии. Велия вера твоя, и славно благочестие;/темже святому житию твоему страдание срастворив, священнейше,/предстал еси Святей Троице,/моляся за еже спасти град твой и вся люди. Велий еси ты, Василие, мученик,/и благочестив иерарх,/и ходатай непостыден/всем верою поющим тя. Слава, глас 6. Самогласен: Чудна во иерарсех,/и светла в мученицех,/воспеваем тя, Василие,/любовию зовуще:/радуйся, града нашего украшение,/радуйся, веры укрепление,/радуйся, любве Христовы сосуде,/радуйся, пастырю добрый,/радуйся, отче треблаженнейший,/не престай моляся о всех нас. На стиховне: Стихиры, глас 8. Самогласны: Христовы словеса/благоразумно уяснив,/и тыя исполняя прилежно,/положил еси, Василие,/душу твою за други твоя. Стих: П раведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Безчисленных чудес/и изцелений чающе,/собираемся вси ныне/у иконы святаго,/и приемлем токи благодати. Стих: Н асаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут. Вся, яже на земли,/во уметы вменив,/возжелал еси, отче, небеснаго,/еже улучив,/молишися непрестанно о нас. Слава, глас тойже. Приидите, восприимем свет,/истекающь от иконы священномученика Василия,/и, просветившеся сиянием Божественным,/узрим величествие Господа,/во святых Своих дивнаго. Тропарь, глас 1 Святое житие твое/украсив венцем мучения,/возшел еси, радуяся,/к небесным обителем./И ныне, предстоя Святей Троице,/священномучениче Василие,/моли за град Твой,/и вся люди, совершающия память Твою. На велицей вечерни: На Г осподи, воззвах: Стихиры, глас 6. Подобен: А нгельския предыдите

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf 8.05 Служба прп. Василию Поляномерульскому На велицей вечерни поем Б лажен муж, 1-й антифон. На Г осподи, воззвах, стихиры, глас 1: Подобен: О дивнаго чудесе: Днесь благодать Божия избранный сосуд Свой прославляет светло, призывая верныя достойно восхвалити великаго подвижника, богоноснаго Василия, изряднаго наставника во бранех духовных, присно молящагося Владыце всех о последующих житию его и учению. О божественная любы, Христа возжелев, измлада Тому последовал еси; постом и бдением плоть твою изнуряя, душу непрестанною сердечною молитвою освятил еси; темже смиренный и кроткий подвижник воистину явился еси, словесы и делы наставляя ученики твоя держатися теснаго пути спасения. Богоносе отче Василие, терпения столп был еси, светильник воздержания, благодати сосуд, молитвы ко Христу непрестанныя учитель и делатель, в отеческих писаниях искусен, монахов наставник духовный. Ныне же на Небесех моли Владыку всяческих, даровати Церкви Своей мир и миру велию милость. Слава, глас 6: Преподобне отче, внимая словесем Господним, последовал еси Тому, крест твой на рамена подъяв, житие твое с велиим смирением и непрестанною молитвою трудолюбно претекл еси. Темже благодать Святаго Духа в сердце твоем стяжал еси и блаженство непреходящее предвкусил еси, сего ради наследник достоин Царствия Небеснаго явился еси. Ныне же предстоя Христу Богу, не престай в молитве за ны, духовныя чада твоя, да избавит нас от всякаго обстояния и спасет души наша. И ныне, праздника или Догматик, глас тойже: Кто Тебе не ублажит, пресвятая Дево? Кто ли не воспоет Твоего пречистаго Рождества? Безлетно бо от Отца возсиявый Сын единородный, Тойже от Тебе Чистыя пройде, неизреченно воплощься, естеством Бог сый и естеством быв Человек нас ради, не во двою лицу разделяемый, но во двою естеству неслитно познаваемый. Того моли, Чистая, Всеблаженная, помиловатися душам нашим. Вход. Свете тихий. Прокимен дне. Чтения 3. Притчей Соломоновых чтение Память праведнаго с похвалами, и благословение Господне на главе его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь РПЦ в 1945–1990 гг. 879. Католическая богословская печать о течениях в Русской Церкви//ВРЗЕПЭ. 1951. 6. С. 39–40. Мнение «Herder-Korrespondenz» о выступлениях в печати архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого) по поводу негативных тенденций в приходской жизни. 880. Кожа А., прот. Миротворчество Русской Православной Церкви/Свящ. А. Кожа//БТ. 1987. Сб. 28. С. 181–191. 881. Питирим (Свиридов), митр. Крутицкий и Коломенский. Слово, произнесенное... 10 июля 1955 г. в русском патриаршем храме Успения Пресвятой Богородицы в Лондоне по случаю пребывания в Англии делегации РПЦ/Архиеп. Питирим//ВРЗЕПЭ. 1955. 24. С. 294–295. О совр. положении РПЦ. 882. Сергеенко А., прот. О положении Церкви в России: Докл. члена церковной делегации, побывавшей в Сов[етском] Союзе//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 7–21. 883. Филарет (Вахромеев), митр. Минский и Слуцкий. Интервью с руководителем передач первой программы французского телевидения архим. Иоанном (Ренето)//ВРЗЕПЭ. 1980/1981. 105/108. С. 132–136. Совр. жизнь РПЦ. 884. Шпиллер В. Д., прот. Письмо. архиеп. Брюссельскому и Бельгийскому Василию (Кривошеину) [от 02 янв. 1967 г.]//ВРЗЕПЭ. 1967. 58. С. 107–109. О трудностях совр. приходской жизни, процессе насильственной секуляризации и возникающем напряжении в церк. кругах. 885. Шпиллер В. Д., прот. Письмо [архиеп. Брюссельскому Василию (Кривошеину) ] от 30.12.1971//ВРЗЕПЭ. 1972. 77. С. 95–96. О совр. церк. жизни. 886. Шпиллер В. Д., прот. О современной организации и жизни наших православных церковных приходов: (К предстоящим собеседованиям с деятелями христианских церквей США во время ответного визита делегации РПЦ, февр. 1963 г.)//БСб. 1999. 4. С. 303–317. 887. Языкова И. К. «Отец Александр Мень и мать Мария (Скобцова) – свидетели для XXI века»: [Междунар. конф. Рига, 29–30 сент. 2000 г.]/И. Я.//Страницы. 2000. Т. 5. 3. С. 475–477. См. также 1372, 2813. Архиерейские и Поместные Соборы (1944–1990); постановления Священного Синода 888. Архиерейский Собор РПЦ. 1990, янв. Обращение. ко всем верным чадам Русской Православной Церкви/Предисл.: Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский//ЦиВр. 1998. 1(4). С. 35–40.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сочинения Федора Ивановича Карпова Подготовка текста, перевод и комментарии Д. М. Буланина Федор Иванович Карпов – русский дипломат, один из руководителей восточной политики России. Его деятельность приходится на конец XV – первую половину XVI в. (первое упоминание о Карпове относится к 1495 г., когда он был «постельничим» Ивана III во время поездки великого князя в Новгород; к 1545 г. его уже не было в живых). Вместе с тем Федор Карпов – один из наиболее оригинальных и образованных русских публицистов своего времени, с мнением которого считались выдающиеся писатели XVI в. – Максим Грек , Николай Булев, инок Филофей, митрополит Даниил. В его посланиях встречаются имена античных авторов – Гомера и Аристотеля, в послание митрополиту Даниилу включены цитаты из Овидия. На сегодняшний день известно семь посланий Карпова, из которых в настоящем издании публикуется четыре: два – Максиму Греку , одно – митрополиту Даниилу и одно – иноку Филофею (остальные три послания напечатаны в кн.: Буланин Д. М. Античные традиции в древнерусской литературе XI–XVI вв. München, 1991). Кроме того, Карпову принадлежит Похвальное слово Василию III, напечатанное Н. Н. Розовым (Похвальное слово великому князю Василию III//Археографический ежегодник за 1964 год. М., 1965. С. 278–289). Однако при характеристике его литературной деятельности следует учитывать, что многие сочинения писателя не сохранились. О них мы узнаем из ответных посланий Максима Грека , которые свидетельствуют о разносторонних интересах Карпова: астрология, философия, богословие в равной степени привлекали его внимание. Максим Грек называет писателя «премудрым» и «пречестнейшим»; «разумным мужем» назвал Федора Карпова князь А. М. Курбский. Переписку с Максимом Греком , включающую два послания Максима и одно послание Карпова, обычно датируют 1518–1519 гг. Это наиболее раннее свидетельство о литературных наклонностях Федора Карпова. Переписка возникла в связи с полемикой между Максимом Греком , афонским старцем, только что приехавшим в Москву для перевода Толковой Псалтири, и Николаем Булевым, уроженцем города Любека, придворным врачом великого князя Василия III.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фряново. Церковь Воскресения Словущего. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм Воскресения Христова во Фрянове: трехсотлетняя история утраченного памятника деревянного зодчества Деревня Фряново по документальным данным стала селом к 1680 году. Пустошь «Фрязиново», купленная в период 1584-1586 годов конюшенным дьяком Шеметом Ивановым и его племянником Грабышем Ивановым сыном Баскакова, постепенно стала деревней. Как следует из Писцовых книг, деревня до 1617 года была продана дяде следующего владельца деревни и в 1617 году перепродана им его племяннику дъяку Разрядного приказа Андрею Варееву. По свидетельству братьев Холмогоровых, в 1648 году деревня меняет своих владельцев: " В 7156 (1648) г., деревнею владели Тимофей Желябужский и Андрей Николаевич Демский " . Т. Желябужский вскоре отдал свою половину деревни в приданое дочери Анне. Но вместе с преждевременной кончиной последней в 1649 г., ее часть досталась её родным братьям Василию и Ивану Тимофеевичам Желябужским. В 1659 г. Иван Тимофеевич отдает половину Фрянова в залог Кириллу Федорову Кутузову. Как свидетельствуют Холмогоровы: " В 7188 (1680) г. вотчина Кирилла Кутузова отписана на великого государя и того же года половина села Френева, принадлежавшая Кутузову, отказана стольнику Василию Тимофееву Желябужскому, а другая половина того села находилась во владении у Ивана Юрьевича Бахметева " . Первое свидетельство о существовании деревянной церкви во Фрянове Холмогоровы относят именно к 1680 году: " Церковь Воскресения Христова в селе Фряневе в 1680 г. была деревянная " шатровая вверх " с двумя приделами Пресвятые Богородицы Казанския и Св. Андрея Критскаго не освященными " ; " в церкви Божие милосердие: образы местные, да трои царския двери, а книг в ней нет, у церкви два колокола " . Описание церкви взято Холмогоровыми из так называемых «Отказных книг», хранящихся сейчас в фонде Поместного приказа Российского государственного архива древних актов (РГАДА, ф. 1209). В 1699 г.

http://sobory.ru/article/?object=41924

110. Нам ли молиться за него? Три дня чествовала Русская Православная Церковь великого священномученика за отечество святейшего Патриарха Гермогена; три дня молилась о упокоении его души в Цар­стве Небесном и возглашала ему вечную память. Бог привел мне быть участником этого светлого торжества Православия – души народ­ной, и я вынес самые отрадные впечатления с этого праздника православного русского пат­риотизма. Хочу поделиться ими со своими читателями. Торжество началось вечером 17-го февраля парастасом в Успенском соборе – этом доме Пресвятой Богородицы, за который душу свою положил святейший первосвятитель России. Здесь, с этого священного амвона, на котором стояли мы, недостойнейшие иерархи – преем­ники его святительского служения в Церкви Русской, раздавалось его грозное слово, обли­чавшее изменников Православной вере и Отечеству; с сего амвона он призывал Божие благо­словение защитникам и верным сынам Отечества; отсюда гремело его проклятие тогдашним эсэрам, эс-декам и кадетам. Эти священные своды оглашались его пламенными речами о любви и верности к несчастной Родине, к престарелому, безвольному царю Василию Иоан­новичу, горячим призывом к защите святой веры Православной. Здесь и почивает он ныне своими нетленными мощами, в укромном уголке собора, о бок с шатром над ризою Господ­ней, почивает не в могиле, а вот под этим надгробием, в гробу фиолетового бархата. Богу, дивному во святых Своих, благоугодно было возбудить в сердцах Русского народа особенную веру в его молитвенное заступление именно в наши многоскорбные дни, когда современные Салтыковы – Милюковы, Масальские – Долгоруковы и вся их компания готовы распродать нашу матушку – святую Русь оптом и в розницу не только полякам, финляндцам, но и презренным иудеям по самым дешевым ценам. В такое то время и восстает из своего гроба трехсотлетний великий покойник, восстает живым чудотворцем, напоминая русским православным людям их долг пред Родиной, пред святою своей верой, пред Церковью-матерью и Царем-Самодержцем, встает и вещает гласом знамений и чудесных исцелений:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

1827 г. Мое учение под руководством Михаила Васильевича было очень непродолжительно. Начав 1 декабря 1826 года со второй половины азбуки, где содержатся все славянские слова, которые обыкновенно печатаются сокращенно – под титлами, где затем показаны славянские цифры, означаемые буквами алфавита и где, наконец, изъяснены строчные и надстрочные знаки препинания и ударения, в роде следующих: оксия, вария, камора, краткая, звательца, титла, слово-титло, апострофы, кавыка, ерок, запятая и проч., я скоро прошел часослов, а к весне следующего 1827 года окончил и Псалтирь. Затем мне следовало приступить к упражнению в искусстве чистописания: но я не знаю, по каким соображениям, вероятно, экономическим, меня не оставили уже у Михаила Васильевича, который писал очень красиво, а перевели к зятю Василию Александровичу на Пустыньку, как обыкновенно называли уединенную местность, где находилась помянутая выше единоверческая церковь , при которой зять мой был пономарем. У зятя, в продолжение двух-трех летних месяцев, я оказал довольно порядочные успехи в чистописании. Между тем, приближалось время поступить мне в школу. Но прежде, чем оставить родной кров, я изложу здесь краткие сведения о моей родине и ее окрестностях. Село Горицы, где я родился, находится от уездного города Шуи в расстоянии 17 верст по почтовому Костромскому тракту; расположено на правом берегу реки Тезы. Название свое получило от гористого местоположения. Местность очень красивая. Дома моей матушки и ее брата занимали в селе едва ли не самое лучшее местоположение. Они стояли особняком. Мимо нашего дома с левой стороны проходила из села Иванова большая купеческая дорога в Нижний Новгород; а с правой стороны дома моего дяди лежал довольно глубокий овраг, отделявший оный от обширной поляны. С восточной стороны, перед окнами, под горой протекала река, а за ней раскинуто версты на две большое село Дунилово. Вблизи нашего дома, к северу, над рекой, на высокой горе красуются два каменных храма, обнесенные обширной каменной оградой. Из двух церквей одна зимняя, теплая, а другая летняя, холодная.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1. Феодосий Преемником св. Ионе, по его избранию и по соборному определению, назначен был один из старейших между иерархами русскими, архиепископ Ростовский, Феодосий. Побуждением к такому избранию было желание устранить всякие смуты и недоумения в наследовании престола митрополии: потому что в юго-западной Руси явился тогда свой митрополит, Григорий, ученик Исидоров, присланный из Рима, и король Польский Казимир предлагал В. князю Московскому принять его на место престарелого Ионы 1 . По кончине св. Ионы, пастыри великороссийской Церкви не замедлили собраться в Москву, для поставления Феодосия (9 мая 1461 г.), а отсутствующие прислали свои повольные грамоты на то 2 . Вместе с сим они повторили данное еще при жизни св. Ионы обязательство не отступать от союза с Церковью Московскою и не входить ни в какие сношения с незаконным митрополитом, явившимся в Литовской Руси 3 . Число епархий, оставшихся за митрополией Московскою, было невелико: но их архипастыри пребыли неизменно-верными своему обету. Между ними первое место занимал архиепископ Новгородский св. Иона. Другую архиепископию, в Ростове, предоставлено было занять Спасскому игумену в Москве Трифону, который еще будучи настоятелем Кирилова Белоезерского монастыря показал свое усердие к В. князю Василию Васильевичу, во время его борьбы с мятежным племянником. – Затем следовали епископы. Суздальский Филипп, заступивший потом место митрополита Феодосия, – Рязанский Евфросин, – Тверской Геннадий, – Коломенский Геронтий, будущий преемник митрополита Филиппа, – Сарский Вассиан, в то время имевший пребывание в Москве на Крутицах, и Пермский св. Иона. О прежнем служении митрополита Феодосия 4 известно, что он около десяти лет был архимандритом Чудова монастыря 5 , и потом возведен на кафедру Ростовскую (1454 г.). На другой год после своего поставления, он подвергся было осуждению за то, что в навечерие Богоявленьева дня, случившееся тогда в воскресенье, разрешил мирянам мясоядение, а инокам употребление сыра, яиц и рыбы. Митрополит, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

24. 1382 г. Грамота суздальского архиепископа Дионисия псковскому Снетогорскому монастырю о соблюдении правил иноческого общежития Из синодального сборника XVI века 562, л. 404 об.–407. По той же самой рукописи грамота эта издана была в Актах Исторических, т. I, 5. О времени написания ср. известие в первой новгород. летоп. под 1382 г. Богу споспешающу 1243 и слово утвержающу, Слова ради, и Святым Духом свершающу, якоже заповеда всесвятой патриарх вселенский, пекийся душами человеческими, учить, и наказать, управить, по божественным заповедям евангельским, добре живущая укреплять и благословить, совратившаяжеся возвратить на путь правый, сиречь, на добродетельное житие, еже уставиша святые и богоносные Отцы общее житие, по великому Пахомию, еже ангел Божий 1244 , и по великому Василию, еже два чина вписа мнишского жития, пустынный и общее житие, еже похвали 1245 паче пустынного, и святой Ефрем тако пишет, и святой Иоанн, божественной Лествицы списатель, наипаче утверди и украси различно премудростными наказаниями. Пришедшую же ми посланием всесвятого патриарха вселенского в богохранимый град Псков о исправлении отлучившихся 1246 соборной апостольской Христовой 1247 церкви, и на утвержение священником и честным монастырем, и всем христоименитым людям, и слышахом о честном монастыре Пресвятой Богородицы, еже именуется Снетная Гора, общеживущим, и возрадовахся душой зело, и возвеселихся по премногу, с тщанием идох, и видих, и благослових от вселенского патриарха, и обретох я не исправляющегося во всем божественного писания и богоносных Отцов уставы, ово творящя, ово же оставляюща, о божественном общем житии, и о свершении мнишского устава и о высоте бесстрастия. Умолен бых от преподобного игумена, ту 1248 суща[и] яже о Христе братии, направить совратившаяся и наказать ненаказанные, аз Дионисий, архиепископ суздальский, по повелению всесвятого патриарха вселенского, воззрев в Номоканон, во правила святых Отцов, яже о божественном общем житии, понових и уставих препущеная небрежением, в обиду святых Отцов уставы, якоже рече правило еже в 5-м 1249 соборе: «мнихом ничтоже подобает своего иметь, но все свое предать монастырю во власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

26-е Святого священномученика Василия, епископа Амасийского Ликиний, управлявший Восточной Римской Империей то время, как Константин был властителем на Западе, соблюдал мир с своим соправителем в первое время по разделении империи; он даже из угождения Константину, покровителю христиан, также издал несколько указов в их пользу, но, утвердившись в своей власти, он открыто стал на стороне язычников и преследовал христиан в областях, находившихся под его управлением. В это время много женщин христианок сделались жертвами его беспутного права. Между прочими обратил он своё внимание на одну молодую девушку – христианку, по имени – Глафиру, находившуюся при дворе его супруги – Констанции. Он поручил одному царедворцу передать Глафире, что она так дорога ему, что он желает жениться на ней и готов удалить свою супругу Констанцию... Оскорблённая и испуганная таким предложением чистая христианка поспешила сообщить о нём Констанции и просила защитить её от незаконных замыслов Ликиния. Чтобы спасти молодую девушку от преследований Ликиния, Констанция распустила слух, что Глафира заболела и умерла, между тем, тайно удалила её из Никомидии. Переодетая в мужское платье, сопровождаемая верными служителями, Глафира, после продолжительного путешествия, прибыла в Понтийский город Амасию. Этот город так понравился ей, что она пожелала остаться в нём. Случайно познакомились она и её спутники с здешним жителем – христианином Квинтием, который, узнав, что они–христиане, предложил им помещение у себя в доме, познакомил их с другими христианами, бывшими в городе, и с самим епископом Василием, всеми уважаемым за его святую жизнь. Когда Глафира рассказала ему о причине, заставившей её уехать из Никомидии, то епископ посоветовал ей избегать всякого знакомства, опасаясь, что если какой-нибудь неосторожный разговор подаст повод догадываться и узнать, кто она, то ни ей самой, ни другим христианам в городе не избежать будет преследований. Не смотря однако же на это предупреждение и разные предосторожности, опасения епископа оправдались. – В это время был он занят постройкой первой христианской церкви в Амасии. Глафира отнеслась к этому делу с полным сочувствием, пожертвовала на храм все богатые подарки, которыми наделила её Констанция, расставаясь с ней, и сверх того отправила к Констанции письмо, в котором, извещая, где и как она устроилась, просила её доставить средства для окончания строящейся церкви. Констанция сочувственно отозвалась на это письмо, прислала щедрые дары в церковь и при этом сама написала Василию, прося его не оставлять своим покровительством Глафиру...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010