архим. Агапит Глава VIII Враждебные отношения к св. Василию Евстафия, Епископа Севастийского и вредные последствия клевет, разносимых им повсюду. Уклонение Евстафия в ересь арианскую. Неприязненные отношения к св. Василию приморских Епископов и примирение с ними. Неприязненные отношения к св. Василию Назианзской паствы и ее Архиепископа, и вразумление их св. Василием. Принесение в Кесарию разных мощей св. мучеников, и слово св. Василия в честь св. мученика. Назначение в Каппадокию нового наместника, и изгнание св. Григория Нисского , брата св. Василия. Заточение в ссылку Евсевия Епископа Самосатского, и Мелетия Архиепископа Антиохийского. Заботливость св. Василия об умиротворении Восточной Церкви при содействии Валентиниана, Императора Западной Империи. Переписка с западными Епископами и убеждения св. Василия относительно их главного Епископа, добытые последствиями этой переписки. Предсказание св. Василия о скором окончании владычества ариан. Исполнение этого предсказания. Смерть Валента и возвращение из заточения православных Епископов на прежние их кафедры. Кончина св. Василия и торжество его погребения. Повесть об особых духовных дарованиях св. Василия, проявившихся еще при его жизни на земле. Умиротворив Епископов, недовольных его занятием Архиепископского престола в Кесарии, утвердив мирные отношения с Анфимом, епископом Тианским, хотя и с пожертвованием половины своих владений, победив и в некоторой степени, преклонив на свою сторону враждовавших против него Императора и первого при нем вельможу – Модеста, доставив покойный приют множеству бедных больных и увечных, устроив много мужеских и женских обителей, дававших приют ревнителям благочестия, возвысив нравственное состояние своей паствы и утвердив ее в непоколебимой преданности православной вере, что оставалось св. Василию, как не радоваться о могущественном содействии благодати Божественной всем его благим предприятиям? Казалось бы так. Но не таков суд Божий. Сказано: много скорби праведным ( Пс. 33, 20 ). И этот суд Божий особенно должен был совершиться над св. Василием, который при первом вступлении в иноческую жизнь, сам себя лишил всех земных радостей, на которые имел право и которыми мог пользоваться, как украшенный блистательными способностями и высоким образованием и вместе как наследник богатых имений, остававшихся в его распоряжении по смерти родителей. Раздав все свое имение бедным, посвятив все свои силы душевные и телесные на служение Богу и Его святой Церкви, св. Василий жаждал только одной славы на небе и преблагий Господь, милосердым оком призирая на его святое желание, не хотел убавить и одного луча из того блеска славы, которая ожидала его на небеси и потому попустил ему испить чашу горести до дна.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Документы Письмо Патриарха Алексия II епископу Сергиевскому Василию, 5 мая 2006 12.05.2006 19:30 ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ 5 мая 2006 г.                                               119034 Москва, Чистый пер.5 Его Преосвященству Преосвященнейшему Василию, Епископу Сергиевскому, Управляющему Сурожской епархией   Ваше Преосвященство, дорогой Владыка! Ознакомился с двумя Вашими письмами, поступившими с двухнедельным перерывом. Полностью одобряю содержание первого из них, в котором вы свидетельствуете о своей преданности Русской Православной Церкви, а также подробнее освещаете планы строительства нового русского храма в Лондоне, выражаете намерение придать характер общецерковного торжества предстоящему празднованию 50-летия храма Успения Божией Матери и Всех святых в качестве кафедрального собора Сурожской епархии, говорите о намерении пригласить архиереев всех епархий Московского Патриархата в Западной Европе и тепло отзываетесь о готовности Преосвященного митрополита Кирилла возглавить праздник. Что же касается Вашего письма, датированного вторым днем Пасхи Христовой, то нельзя не удивиться резкому отличию его содержания от предыдущего обращения. Здесь высказаны совсем другие оценки ситуации и другие практические предложения. Нам понятны и вызывают сочувствие затруднения, связанные с новой реальностью, сложившейся в Великобритании в результате прибытия за короткое время множества русскоязычных верующих, о чем Вы пишете во втором Вашем письме. Да, ситуация сложилась непростая, представляющая определенный вызов для епархии и требующая ответственных пастырских решений. Но ведь предлагаемое Вами разделение епархии по национальному и культурному признаку никоим образом не может привести к преодолению противоречий, к исцелению существующих болезненных явлений и укреплению Православия на Британских островах. Разделения в русском церковном рассеянии случались, как известно, и раньше. Но в ХХ веке они вызывались катастрофическими для Русской Церкви обстоятельствами, гонениями и безбожной диктатурой на Родине. Притом эти вынужденные разделения всегда мыслились как временные, и сегодня они, благодарение Богу, успешно преодолеваются; достаточно указать на плодотворное развитие диалога с Русской Зарубежной Церковью. Вы же, напротив, предлагаете из-за временных напряжений закрепить навсегда либо на неопределенно долгое время разделение паствы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Жил я в Кесарии у святого епископа Василия и провёл у него в киновии 9 лет. – Василий с молодости проходил постническую жизнь и соблюдал чистоту души и тела. Наедине говорил он мне: «хочу я, друг, оставить епископию; помысл понуждает меня отправиться в Новгород, чтобы видеть святые места, поклониться образу святой Софии и принять приветствие от епископа Василия. Я возбранял ему то и говорил, что не следует ему без откровения Божия отваживаться на то. Он молился Богу о сём, и, когда заснул после утреннего пения, ангел Божий показал ему собор святой Софии и все церкви Новгорода. Пробудясь от сна, он пришёл ко мне и рассказал, как явился ему ангел и показал все церкви города. Я удивился, и мы прославили Бога. Он заповедал мне никому не говорить о том. Написав послание к епископу Василию своей рукой и приготовив в почесть многие иконы и одеяния святительские, украшенные золотом, он заставил меня отправиться с посланием к епископу Василию в Новгород, чтобы описать образ святой Софии, и какие где стоят монастыри и церкви. По благословению святителя отправился я в путь, и помощью Божией, под покровом св. Богородицы, мы сохранены были в пути. Когда помолился я в церкви образу св. Софии, то пришёл к святителю за благословением. Увидев меня, он поклонился до земли, и я едва упросил его преподать мне благословение, и вручил ему послание Кесарийского Василия. Святитель принял послание с уважением, как и чудотворные иконы и святительские одеяния. Он с удовольствием облачился в присланные ему одеяния, отслужил молебен и приказал мне жить с ним. По повелению Кесарийского Василия, списал я образ святой Софии и описал все церкви и монастыри, какие есть в городе. Получив послание епископа Василия, отправил я прежде себя с купцами, с которыми пришёл в Новгород; Кесарийский епископ Василий писал в послании к Новгородскому Василию и о мне грешном. И вот после того, как с Василием Кесарийским прожил я много лет в киновии, с Василием Новгородским провёл четыре года. Из писем узнал я, что духовный настоятель и учитель Кесарийский Василий отошёл ко Господу, в вечные жилища. А 6860 (1352) г. пастырь и учитель Новгорода и Пскова, добропеснивая цевница, голубь Царя Небесного, епископ Василий оставляет епископию и летит в вечные обители ко Господу, Которому служил верно. Я грешный своими руками одел в готовые одеяния святое тело великого святителя Василия Новгородского, и много пролил слёз.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Новый летописец (IX) К оглавлению 188. Об осаде города Коломны. Вор же Тушинский, видя крепкое [осадное] сидение Московского государства и умыслив выморить [Москву] голодом, послал под Коломну полковника Млоцкого со многими литовскими людьми, чтобы перекрыть к Москве путь, чтоб невозможно было ниоткуда запасам пройти. Млоцкий же пришел под Коломну и город Коломну осадил. 189. О казни Крюка Колычева. На боярина Крюка Колычева сказал Василий Бутурлин царю Василию, что он умышляет царю Василию [сотворить зло] и в Тушино отпускает [людей]. Царь же Василий повелел его схватить, и многих людей с ним перехватал, и его и многих людей пытал; и после пытки его повелел казнить на Пожаре, а которые в его деле были, [тех] посадили по тюрьмам. 190. О дороговизне хлебной в Москве и о приезде Мартьяша Мизинова. В Москве была хлебная дороговизна великая: покупали четь ржи за семь рублей. И многие люди пошли в Тушино, а иные хотели идти; к царю Василию приходили с шумом: «Докуда в осаде сидеть и голод такой терпеть?» Царь же Василий их укреплял, разговаривая с ними. Они же того не слушали. В то же время пришли из Тушина ротмистр Мартьяш Мизинов да князь Роман Гагарин и начали во весь мир говорить, чтобы не прельщались на дьявольскую прелесть: «Точно истинный Вор, а дело все литовского короля, который хочет православную христианскую веру попрать; а то в таборах подлинно ведомо, что пришли в Новгород немецкие люди, а Литву от Новгорода отбили прочь». Люди же в Москве в ту пору были в великой шаткости, многие хотели к Тушинскому Вору идти и, слыша такие речи от перебежчиков, укрепились в Москве, ни один с Москвы не поехал в Тушино. 191. О побоище Бобовского. Пришел в таборы полковник Бобовский с литовскими людьми и с великим хвастовством, и на Ружинского гетмана стал шуметь, что до сих пор не сумел Москву взять, и пошел на Москву с великим хвастовством. Царь же Василий, возложа упование на Бога, повелел боярам идти с Москвы против них. И был бой великий, и по милости Всещедрого Бога и Пречистой Богородицы и молитвою московских чудотворцев сделалось по пророческому слову: «Лук сильных изнеможет, а немощные препояшутся силою». Божией милостью тех литовских людей побили наголову, а остальных топтали до таборов, едва в таборах со страху устояли. Царь же Василий воздал молитву Богу и повелел петь молебны, видя такой дар Божий.

http://sedmitza.ru/lib/text/439336/

Регент любительского хора композитор Вячеслав Римша в Серафимовском храме более 20 лет. «Моей старшей сестре обратиться к батюшке Василию порекомендовал отец Иоанн Крестьянкин, когда она ездила в Псково-Печерский монастырь, — рассказывает Вячеслав Евгеньевич. — И в 1985 году мы впервые пришли в Серафимовский храм. Но я не сразу стал сюда ходить, колесил года полтора по другим храмам. Потом подумал, что мне нужен духовный отец, подошел к отцу Василию: «Батюшка, будьте моим духовником». А он улыбнулся: «Славочка, я тебе давно говорил, ходи ко мне». Отец Василий знал, что я музыкант: на службах пели мою «Херувимскую». Как-то батюшка подошел ко мне и к еще одному нашему прихожанину: «Ребята, я тут в Оптиной пустыни был, могилка отца Амвросия цела. Съездили бы. Там и до меня недалеко (родина отца Василия — город Болхов в Орловской области. — Т. К.), посмотрели бы, как батька живет». А я тогда даже не знал, что такое Оптина пустынь: литературы не было, и монастыря самого не было. На его территории располагалась какая-то сельскохозяйственная артель, а могилку старца Амвросия только расчистили от всякого хлама... Но тогда мы никуда не поехали. Прошла зима, и друг мой Дима говорит: «Я прочитал большую статью в „Литературной газете“, там написано, что в Оптиной пустыни была первая Литургия. Давай поедем!» Ближе к лету мы поехали, потом ездили туда пять лет. Я мог поехать на два летних месяца: работаю в музыкальной школе, летом каникулы. Оставался в Оптиной до Успения. В первый же год съездил и в Болхов. Когда сказал об этом отцу Василию, глаза у него загорелись, он отвел меня в сторонку, усадил на скамейку и стал расспрашивать: «Ну, скажи, вот ты приехал, куда ты пошел? Направо? Налево?» Каждый шаг мой хотел узнать! (Смеется.) На второй год, когда я собирался в Оптину, батюшка стал мне объяснять, где в Болхове гостиница. Я сказал, что мне гостиница не нужна, потому что я утром приеду и вечером уеду! Приезжаю в Болхов и иду брать обратный билет на автобус до Белева. А в кассе говорят: «Не будет сегодня автобуса, сломался!» Тут я вспомнил подробный рассказ батюшки, как найти гостиницу. Там и переночевал. А потом уже я и в дом отца Василия ходил, познакомился с его сестрой и ее мужем Константином. Константин отвел меня на кладбище, показал могилу отца батюшки Василия и по всему кладбищу провел.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/1/69...

9 мая 2006 г. " Голубь над Святым Престолом " . О единственном священнике-ветеране Московской епархии В Русской Православной Церкви еще служат священнослужители — ветераны Великой Отечественной войны. Протоиерей Василий Брылев, настоятель храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в селе Большое Свинорье — единственный священник-ветеран Московской епархии. В 2006 году отцу Василию исполнилось 82 года, но этот удивительный  человек до сих пор полон энергии и сил. Он регулярно ведет богослужения, участвует в миссионерской деятельности, встречается со школьниками, выступает с проповедями на массовых праздниках. Как драгоценный Божий дар расценивает отец Василий возможность активно участвовать в жизни прихода и благочиния. Но непросто досталась ему эта награда. Жизнь была для отца Василия постоянным испытанием веры. Детство на хуторе в Сумской области он вместе с матерью и несколькими братьями и сестрами провел без отца, которого посадили в тюрьму за отказ вступить в колхоз. Тогда у семьи Брылевых отобрали и зерно, и скот, и орудия труда. Летом приходилось питаться травой, а зимой с пропитанием помогали добрые люди. Но, несмотря на тяготы того страшного времени, семья Брылевых не мыслила своей жизни вне Бога и Церкви Христовой. Из воспоминаний отца Василия: «Бывало, идем на службу, от голода еле на ногах стоим, а до храма —  девять километров. Идем мимо колхозного поля, где зерно растет, а кушать хочется, мы говорим матери: можно ли нам сорвать несколько колосков? А она отвечает, что нельзя: они у нас все отняли, а мы не будем у них воровать...» Когда началась Великая Отечественная война, Василию было 16 лет. Зимой 1942 года ему исполнилось 18, и он сразу пошел на фронт. Из воспоминаний отца Василия: «Всю зиму мы ни разу не снимали с себя одежду, днем и ночью сидели в окопах, а мороз тогда был до 30 градусов. Бывало, заснешь от усталости или около костра разморит, потом просыпаешься, а встать не можешь — ноги отнимаются от холода...» Отец Василий был участником тяжелейшей битвы под Ржевом и знаменитой битвы на Курской дуге. В своей роте он был чуть ли не единственным верующим.

http://e-vestnik.ru/society/golub_nad_sv...

     С самого начала моего служения в Пюхтицком монастыре я стал обращать внимание на пожилого священника, по некоторым деталям поведения которого можно было заключить, что он появляется в обители главным образом для решения каких-то важных для него хозяйственных вопросов. По территории монастыря он передвигался стремительно, не так, как священники, приезжавшие в обитель помолиться. Его можно было часто видеть оживлённо беседующим с матушкой игуменьей вблизи какого-нибудь начатого монастырского строительства, будь то новая гостиница или ограда из природного камня вокруг монастыря. Вскоре я узнал, что священника зовут отец Василий Борин и что он восстанавливает в 20 километрах от Пюхтиц, в селе Васкнарва (старое русское название – Сыренец) каменный храм Ильи Пророка, сильно пострадавший во время войны от бомбёжки, а сам служит рядом в деревянном храме – в наспех сооружённой временной постройке, чудом простоявшей не один десяток лет. Митрополит Алексий поддерживал и морально, и материально отца Василия в деле строительства, и, по-видимому, с матушкой игуменьей у них была договорённость помогать отцу Василию. Надо сказать, что игуменья Варвара, будучи сама большой энтузиасткой в деле церковного строительства, весьма сочувственно отнеслась к почину отца Василия. Вскоре от кого-то я узнал, что отец Василий занимается отчитыванием бесноватых. О том, что есть какой-то специальный чин или чины отчитывания, я не имел тогда никакого представления, но одержимых, или бесноватых, как их обычно называли в монастыре, мне уже доводилось в то время видеть. Можно было догадаться, что это были, так сказать, «транзитные» паломники, которые, держа путь к отцу Василию Борину в Васкнарву на отчитку, не могли миновать монастырь. Как правило, эта беспокойная категория паломников появлялась на монастырской службе в сопровождении одного-двух родственников и, бывало, с порога заявляла о себе, строя молящимся страшные гримасы и ведя с кем-то невидимым чересчур эмоциональный диалог, сопровождающийся подчас воплями и стонами.

http://pravoslavie.ru/140143.html

Акафист святым священномученикам Василию, Ефрему, Евгению, Елпидию, Агафодору, Еферию и Капитону, в Херсоне епископствовавшим Источник Акафист святым священномученикам, в Херсоне епископствовавшим 1 Кондак 1 Избранные угодницы Божии, святители и мученики Христовы – Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, в Херсоне епископствовавшие, всю страну нашу учением своим просветившие и землю нашу кровью вашей осветившие, яко имущии дерзновение ко Господу предстательством и молитвами вашими у Престола Божия, от всяких нас бед свободите и петь вам научите: Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие. Икос 1 Ангелы земные и человеки небесные, Священномученики седмочисленные, Престолу Небесного Царя и Владыки вселенной предстоящие и нас грешных на земле сущих наставляющие, услышите молитвы наши с похвалами от всей души к вам возносимые: Радуйтеся, заступники наши и предстатели у Господа Бога предобрые; радуйтеся, первозванному Апостолу Андрею ревностные подражатели. Радуйтеся, по стопам его, освятившим область нашу, шедшие; радуйтеся и венцы мученические, якоже он, стяжавшие. Радуйтеся, безбоязненные веры Христовой проповедницы; радуйтеся, мужественные истинного учения исповедницы. Радуйтеся, за проповедание веры и жизни своей не пощадившие; радуйтеся, души свои за имя Христово положившие. Радуйтеся, во глубины сатанинские дерзновенно прийти возревновавшие; радуйтеся, мрак языческого многобожия в земле нашей рассеявшие. Радуйтеся, от Солнца правды лучами все концы ее озарившие; радуйтеся, и ныне нам благодатным светом своим светящие. Радуйтеся, Священные Отцы, за Христа кровь свою излившие! Кондак 2 Видяще многобожное мучительство идолопоклонства в земле нашей, души человеческие, по Образу Божию бывшие, во образ демонский претворявшее, возревновали есте, Отцы Святые, о спасении люте погибавших, и вся красная мира отвергше, бодрено приидосте научити их единому истинному Богу петь: Аллилуйя! Икос 2 Разум совершен стяжавшее, идеже возсия мирови свет разума, наченше от Иерусалима, по слову Христову, изыдосте, Богомудрые учители наши, с вещанием и глаголами жизни вечной во всю землю, да просветите во тьме и сени смертной сидящих, и петь всех похвальные песни вам научите: Радуйтеся, великие таинники благодатного учения небесного; радуйтеся, сосуды избранные, в них же хранятся глаголы живота вечного.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ К числу весьма важных вопросов в Церкви Христовой, бесспорно, принадлежит вопрос о римском папстве. Представляя собой многовековой и довольно сложный церковно-гражданский организм, римское папство интересует нас в данном случае лишь со стороны своей чисто церковной жизни. Последняя, как известно, всецело вытекает из главной папской доктрины о «верховном главенстве (приматстве) римского епископа в Церкви (Вселенской)». Сознавая всю важность этого учения в деле управления Вселенской Церковью , римское папство силится обосновать его, между прочим, на творениях св. отцов Церкви. Одним из самых видных церковных деятелей на Востоке во второй половине IV-ro века был св. Василий, почему его взгляд на власть и положение римского епископа в Церкви Христовой весьма важен для выяснения вопроса о том, действительно ли обладают безусловной справедливостью ссылки римского папства на творения св. отцов Церкви как на одно из доказательств своего приматства в Церкви Вселенской. Рассматривая творения св. Василия Великого , мы видим, что он специально не занимался решением данного вопроса, так как притязания римских пап на главенство в Церкви еще не получили определенной формы, да и церковные события не давали особенных поводов к обнаружению подобных притязаний. Тяжелая борьба христианства с язычеством до Константина Великого (до 313 г.) подавляла развитие церковной жизни и сосредоточивала на себе всю деятельность Церкви Христовой. Там, где решался вопрос о жизни и смерти, (между язычеством и христианством), там не было места вопросу о первенстве и равенстве (среди христиан). Торжество христианства над язычеством при Константине Великом доставило спокойствие Церкви Христовой, и ее предстоятели занялись устройством вверенных им церквей. Церкви – Восточная и Западная – зажили каждая своей жизнью, чему способствовала и отдаленность одной от другой. Так было до появления в Восточной Церкви чисто религиозных смут. Появление и быстрое распространение на Востоке ересей привело современную Василию Великому Восточную Церковь в крайне печальное состояние: истинному учению Христову грозила опасность быть извращенным, и Восточная Церковь резко разделилась на два враждебных лагеря, причем православный лагерь все более и более редел. Такое печальное положение Восточной Церкви вызвало Василия Великого на борьбу с еретиками и поставило его в число самых первых поборников Православия. В трудной и неравной по численности лиц борьбе с еретиками Василий Великий пришел к мысли о необходимости прибегнуть к помощи западных епископов, славившихся верностью православию (см. 66 п. св. Вас. Вел. к Афан., Арх. Алек., в 371 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/v...

Глава 7. Церковные дела. Второе патриаршество Фотия Постепенное развитие кирилло-мефодиевского вопроса происходило в обстановке тогдашних отношений между патриархатом и Римским престолом, между Западной и Восточной империей. Поэтому нам предстоит здесь рассмотреть эти отношения со времени удаления с патриаршего престола Фотия и возведения Игнатия. Этот большой церковный переворот произошел 25 сентября 867 г. и был выражением новых политических взглядов царя Василия. Патриарх Фотий пользовался громадным значением среди духовенства и народа, имел большие связи и в высших слоях византийского общества, его удаление было довольно опасным шагом для правительства, но, как известно, царю Василию казалось необходимым пожертвовать Фотием, дабы восстановить отношения с Римским престолом, от которого он много ожидал для осуществления своих планов в Южной Италии и Сицилии. Бывшему патриарху назначен был для пребывания один из монастырей на Босфоре, в селении Стения 162 , в заливе того же имени, где, однако, он подчинен был строгому надзору и лишен сношений с внешним миром. Но ему была предоставлена свобода переписываться с его почитателями и друзьями; в этой переписке он жалуется, между прочим, на тяжелые условия заключения. Из этой переписки можно также видеть, как высоко было его влияние в клире, которое нисколько не было поколеблено бывшим против него Собором и осуждением. На его стороне оставались кроме митрополита Григория Асвесты наиболее значительные представители малоазиатского духовенства: Захария Халкидонский, Евсхимон Кесарийский, Георгий Никомидийский , Амфилохий Кизикский, Захария антиохийской Писидии, Михаил Митиленский, Иоанн Ираклийский и др. – все это были иерархи, стоявшие во главе обширных епархий, которые составляли вторую, неофициальную Церковь в империи. Превосходное и в качестве литературного произведения, и как свидетельство настроения автора письмо Фотия к царю Василию весьма живыми красками рисует положение бывшего патриарха 163 . «Выслушай меня, всемилостивейший государь! Я не защищаюсь ныне ни старой дружбой, ни страшными клятвами и взаимными соглашениями, не ссылаюсь и на помазание и царское венчание, ни даже на то, что из наших рук ты приобщался страшных и чистых тайн, ни на узы, которыми связывает нас мое духовное усыновление твоего милого дитяти 164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010