«Воссия во тьме свет правым: Милостив и Щедр и Праведен» — взывает псалмопевец, ублажая угодников Божиих. И вы святии наши сродницы, возсияли есте нам изобилием многоразличных даров, имиже венча вас подвигоположник Христос. Молитвами вашими ниспосылает нам Господь Свою милость и Божественную благодать да воспеваем вам: Радуйся, преподобный Иоанне Готфский, святителю преизрядный и подвижниче смиренный. Радуйся, яко мощи твоя под спудом в Партените возсиявают в утешение и помощь верным. Радуйся, твердый адаманте Георгие Митиленский и Херсонесский, светлейший образ страдания за Христа являющий. Радуйся, изрядный во иерарсех Алексие Цареградский, чрез Таврию пришедый в Киев и народ в Божественных истинах утвердивый. Радуйся, святейший Фотие, яко благословением твоим правоверие в Таврии укрепивый. Радуйся, богомудре Михаиле, первый митрополите Киевский, пришествием на Русь, Таврическую страну освятивый и князя Владимира в Херсонесе крестивый. Радуйся, сподвижниче святаго Владимира епископе Иоакиме Корсунянине, край Новгородский просветивый и спасению научивый. Радуйся, превыше всех славима Госпоже Всемилостивая, иконою к Тихвину ангелы носимую, Тавриду благодатно осенившая. Радуйтеся, светильницы Церкви нашея, вси святии в земли Тавричестей просиявшии! Кондак 7 Хотение едино имели есте, угодницы Божии Тавричестии, еже Богу благоугождати и спасению душевному ближних благочестно помогати, яко бодрии кормчии вся верныя наставляли есте словом и примером своим, сердцем и усты немолчно воспевая Богу: Аллилуиа! Икос 7 Новое благодатное знамение милости Божией бысть на земли Тавричестей, егда исповедницы от гонителей сосланы и сами пришедшии, насельниками быша градов и весей, дебрей и пещер и гор, истину Православия утверждая, молитвою непрестанною умоляя Содетеля и Бога, того ради восхваляем вас сице: Радуйтеся, затворниче Памво и Никоне Сухий, отцы Киево Печерстии, пребывавшии в пленении у агарян Таврических и зде явившия неизреченное смирение. Радуйся, преподобный Евстратие, иноче КиевоПечерский, сотворивый чудо обращения ко Христу пятидесяти мужей и в Херсонесе с ними душу Богу предавый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-vse...

В 1998 году решением Собора Польской Православной Церкви три насельника Супрасльского монастыря, архимандриты Мирон (Ходаковский), Иаков (Костючук), и Григорий (Харкевич), были возведены в сан епископов. С 1 июля 1999 года по благословению епископа Белостокского Иакова в монастыре опять начала действовать типография. Источник: Открытая православная энциклопедия «ДРЕВО» и " Православие.ру " У Супрасльской обители близ Белостока – самая богатая история из всех православных монастырей на территории Польши. Наряду с Яблочином, она – древнейший памятник Православия и благочестия литовско-русских бояр. Монастырь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы был основан в 1498 Александром Ивановичем Ходкевичем, маршалом Великого княжества Литовского и новогрудским воеводой, при участии епископа Смоленского (впоследствии митрополита Киевского) Иосифа (Солтана). Ходкевич первоначально разместил обитель в своем имении Гродке (Городке), куда, по преданию, пригласил через своего отца, киевского воеводу Ивана Михайловича, иноков Киево-Печерской лавры или афонских монахов. Так как в имении царила суета, то иноки в 1500 решили избрать новое место, прибегнув к древнему способу. Из Гродка по р. Супрасль был по течению пущен деревянный крест с частицей Креста Господня, за ним по берегу шли два иеромонаха и следили, куда крест пристанет. Через 33 км его прибило к берегу в местности «Сухий Груд», при впадении р. Березовки и р. Грабовки в р. Супрасль. От белорусского слова, означающего слияние двух речек, и произошло, как считают, название «Супрасль». При игумене благоверном Пафнутии (Сечене) в обители была выстроена первая небольшая деревянная церковь во имя ап. Иоанна Богослова, освященная 25 мая 1500 епископом Иосифом, и трапезная. В 1505 (или 1503) началась постройка каменного собора с приделами свв. Бориса и Глеба и прпп. Антония и Феодосия Печерских. В 1511 (менее вероятно, в 1516) храм был окончен, и в него Владыка Иосиф пожертвовал список с иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия». Необычной была архитектура пятиглавого собора – углы здания фланкировали четыре высоких круглых башни, увенчанные главками, фасады завершались высокими фронтонами, декорированными арочными нишами и бойницами. По словам известного археолога П. П. Покрышкина, «зодчий, мало знакомый с готикой, стремился придать православной церкви готический стиль и крепостное назначение».

http://sobory.ru/article/?object=19442

6. Память св. святителя Вукола, и св. Иулиана, и Силуана епископа, Лукы дьякона и Мокия четча. 7. Страсть св. Феопемента и дружины его. 8. Память св. пророка Захария, и св. мученика Феодора Стратилата, и св. отца нашего Феодосия. 9. Страсть св. мученика Никифора, и св. епископ Маркияна, и Панкратия, и Филагрия. 10.Страсть св. Харлампия и Порфирия. 11. Страсть св. святителя Власия. 12. Память св. святителя Антония и Мелетия. 13. Память св. отца нашего Мартиниана, и св. Акулы и Прискулы, и св. Еулогия епископа. 14. Память св. отцю нашею Ауксентия и Кюрила, учителя словенскому языку. 15. Страсть св. апостола Онисима. 16. Страсть св. Панфила и Паулента. 17. Страсть св. мученика Федора Тирона. В тъж день св. Маримиании, сестры св. апостола Филипа. 18. Память св. Льва, папы Римьскаго, и Агапия, и Леонта. 19. Страсть св. Максима и Феодота, и св. апостол Архипа и Филимона. 20. Память св. святителя Льва, и св. Садоха, и с ним 128. 21.Память преподобнаго отца Агафона, и Тимофея, Иоана, Захария, Еустафия, и Льва патриарха. 22. Память св. Афанасия исповедника, и св. апостолу Андроника и Уния. 23.Страсть св. священномученика Поликарпа. 24.Обретение честныа главы святаго Иоана Предтеца. 25.Память св. святителя Тарасия, и Маркела, и Александра. 26.Память св. святителя Порфирия, и Стефана, и Галасия, и Николы поместника. 27. Память св. исповеднику Василия и Прохопия, и св. Маркияна Богоносца. 28. Страсть св. Нестера и Фалелея. Месяц март, р[е]комый сухий, имать дний 31. День имать час 12, а нощь 12 1. Страсть св. и преподобныя Евдокия. 2. Страсть св. святителя Феодота и св. апостола Пармены. 3. Страсть св. мученик Еутропия, Клеоники, Василиска. 4. Память св. отца Герасима и св. Иякова, егоже житие зело преславла. 5. Память св. отца Исихия. 6. Стрсть св. Конона градаря, и другаго Конона, и святых 42. 7. Страсть св. епископ Корсуньскых Василья, Еугения, Агафодора. 8. Память св. святителя Феофиликта, святаго апостола Эрма. 9. Страсть святых мученик 40. 10. Страсть св. Кондрата, Кюприяна и дружины его.

http://sedmitza.ru/lib/text/443910/

1. Всецелое предание себя воле Божией В Киево-Печерской Лавре жил некогда благочестивый подвижник, препод. Никон Сухий. Однажды он попался в плен к половцам. Богатые сродники старались выкупить его, но он не согласился, говоря: «Если бы Господь хотел, чтобы я был свободен, то не предал бы меня в руки этих беззаконных людей, – мы же, «аще благая прияхом от руки Господней, злых ли не стерпим?» ( Иов. 2:10 )». Вот всецелое предание себя в волю Господню! И какое дивное чудо сотворил Господь для Своего верного раба! В плену преподобн. Никон был в цепях и с подрезанными жилами сидел в темнице, окруженный строгою и многочисленною стражею. – Но вот в шесть часов утра узник стал невидим, и только услышали глас: «Хвалите Господа с небес», – он оказался в Печерской церкви, когда братия пели причастен на литургии («Ч.-М.» 11 дек.). 2. В чем заключается истинное счастие человека? В том ли заключается счастье, в чем мы его привыкли полагать и полагаем? Счастливым мы обыкновенно называем того, кто занимает почетную должность, имеет высокий чин, владеет большим капиталом, проводит жизнь в неге и роскоши и т. п. Но если взглянем на жизнь очами веры, то увидим, что счастие живет и в кругу людей незнатного происхождения, среди бедности и нищеты, среди голода и холода. Один знаменитый своими познаниями учитель встретил как-то на церковной паперти нищего старца. Изможденное тело его покрывало рубище, и он весь был в ранах. – Добрый день тебе, старец! – сказал нищему в приветствие учитель. Нищий ответил: – Не помню, чтобы день был когда-нибудь несчастным для меня. Учитель продолжал: – Я желаю тебе счастия. Нищий сказал на это: – Несчастливым я никогда не бывал. Удивился учитель и, подумав, что нищий хорошо не вслушался в его слова, присовокупил: – Я желаю, чтобы ты был благополучным. Нищий заметил, что «злополучным» не бывал. – Ужели ты один счастливец между всеми людьми, – в совершенном уже недоумении спросил учитель, – когда земная жизнь полна скорбей и лишений? – Несчастлив тот, – объяснил нищий, – кто ищет счастия; а на земле нет иного счастия, как во всём полагаться на волю Божию; приятное и противное, горькое и сладкое в жизни я принимаю от Бога всегда с любовию и покорностию и желаю только того, что угодно Господу, – а потому всё случается по моему желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Значительную роль в возрождении Православия среди народов Северного Кавказа сыграли созданная в 1745 г. Осетинская духовная комиссия, которая работала главным образом в Кизляре и Моздоке, и присоединение в 1774 г. Северной Осетии к Российской империи. В 1857 г., после учреждения в 1811 г. Грузинского экзархата Русской Православной Церкви, была введена должность «управляющего осетинскими приходами и причтами и духовно-учебными заведениями во Владикавказском военно-осетинском округе», на которую был назначен преподаватель Тифлисской духовной семинарии архимандрит Иосиф (Чепиговский), впоследствии епископ Владикавказский и Моздокский. Он проповедовал на осетинском языке, составил для приходских школ осетинскую азбуку, написал русско-осетинский словарь, перевел на осетинский язык Священное Писание и вероучительные тексты. Его уважительно называют Апостолом Осетии за вклад в просвещение и духовное возрождение осетинского народа. В конце XIX в. Русская Православная Церковь взяла на себя инициативу восстановления христианства на территории бывшей Аланской епархии: были открыты  Александро-Афонский Зеленчукский мужской монастырь (1889 г.) и Преображенский женский Сентинский монастырь (1896 г.), но просуществовали они недолго, в 1930-х гг. монастыри упразднили. За время советской власти в Северной Осетии были закрыты и разрушены почти все храмы. К середине 1940-х гг., когда разрешили открывать православные приходы, в республике действовала лишь небольшая часовня на кладбище на окраине Владикавказа — нынешняя Ильинская церковь. В настоящее время происходит возрождение уникальных святынь, возникших на десятилетия раньше первых христианских храмов Киевской Руси. Примечание 1  В частности, святые мученики-аланы Сухий (Баракад) и его дружина, принявшие мученическую смерть на рубеже I–II вв. в Арме-нии, и прмч. Николай Туальский (XIII в.). А также прп. Христодул, званный Осетином, философ (XII в.), святой Алан Лаворский (VII в.),святой Гоар Аквитанский (VII в.), святая Мария Ясыня, дочь аланского князя Шварна и супруга князя Всеволода Большое Гнездо, и др.

http://e-vestnik.ru/church/nasledniki_dr...

Ибо Благий Владыка, благодетельствуя людям, устрояет, что уготованное беззаконием вещество предается уничтожению. И яко троскот [ ] сухий — говорит Пророк — пояден будет огнем, и разгорится в чащах дубравных. Пока душа бывает подавлена земными страстями, дотоле страсти ее, поражаемые плотским мудрованием, расстилаются, как троскот, взаимно одна другой служа началом и одна от другой рождаясь. Ибо как троскот самое плодущее из былий и рождение его никогда не прекращается, но окончание первого рождения всегда бывает началом следующего, так подобно сему и свойство грехов: один грех следует за другим. От блуда рождается блуд, привычка ко лжи делается матерью лжи, и искусившийся в воровстве легко отваживается на неправое дело, потому что предшествующий грех делается поводом к новому греху. Посему если обнажим грех исповедью, то сделаем его сухим троскотом, достойным того, чтобы пояден был очистительным огнем. Но он разгорается в чащах дубравных. Заметь, что сказано о дубравах в Первой книге Царств. Все люди, бывшие в сражении, взошли в дубраву и изнемогали, не ядя [ ]. Но и Авессалом во время сражения входит в дубраву (см.: 2 Цар. 18, 9). Посему если грех наш не сделается, как троскот сухий, то не будет пояден огнем и не разгорится. И чащами дубравными Пророк называет людей притворных, имеющих ум скрытный, в тайне сердца своего соблюдающих много злого. Потом Пророк присовокупляет, что (19) за ярость гнева Господня сгоре вся земля. Чем показывает, что земное предается карательному огню в благодеяние душе, как и Сам Господь дает разуметь, говоря: Огня приидох воврещи на землю, и хотел бы видеть, аще уже возгореся (ср.: Лк. 12, 49). И будут людие яко огнем пожжени. Не уничтожением угрожает, но разумеет очищение, по сказанному у Апостола: егоже дело сгорит, отщетится; сам же спасется, такожде якоже огнем (1 Кор. 3, 15). Потом Пророк изображает злобу в людях и мятеж, у них уже не прекращающийся и дошедший до совершенной неисцельности. Ибо говорит: человек брата своего не помилует.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Их уложили на оловянное блюдо и положили в алтаре монастырской трапезной церкви. В 1823 году для частиц мощей был устроен ковчег, и они были поставлены для всенародного поклонения. В 1824 году Симеоновский монастырь был упразднен, его храм обращен в приходской, а святые мощи преподобного Афанасия положены в Николаевском соборе. После сооружения в 1865 году в городе Бресте нового каменного Симеоновского собора святые мощи преподобного были перенесены в храм. Богу было угодно даровать им чудотворную силу, о чем свидетельствуют многочисленные чудеса и исцеления. Всецелое утверждение Православия и полная отмена унии – вот в чем видел святой Афанасий свою цель, осуществлению которой посвятил всю жизнь. «Я не пророк, а только слуга Бога Творца моего, посланный согласно с временем, чтобы говорить каждому правду... Он для того послал меня, чтобы я наперед возвестил об истреблении проклятой унии». Такими были слова твердого, непреклонного и вдохновенного борца за Православие, глубоко веровавшего в победную силу истинного исповедания. Не страшила его и мученическая кончина, ибо он провидел исполнение своего пророческого предсказания: «Уния исчезнет, а Православие процветет». Память преподобномученика Афанасия Брестского празднуется также 5 сентября и в день Собора Белорусских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице). Литература: 1 . Дневник Брестского игумена Афанасия (подлинник). ГИМ, Синодальное собрание, 856. 2 . Иосиф, епископ. Святой преподобномученик Афанасий, игумен Брестский. Воронеж, 1899. 3 . Корчинский И. В. Святой преподобномученик Афанасий, игумен Брестский. Гродно, 1915. 4 . Служба с акафистом святому преподобномученику Афанасию, игу мену Брестскому. Варшава, 1929. 5 . Коршунов А. Афанасий Филиппович. Минск, 1965. 6 . Дневник (Диариуш) Брестского игумена Афанасия Филипповича. – Русская историческая библиотека, т. 4. СПб., 1878, стлб. 49–155. 7 . Паевский Л., священник. Город Брест-Литовск и его древние храмы. Исторический очерк. Гродно, 1894. Святаго праведнаго Аарона первосвященника Тропарь, глас 3: Стеблю Левиина корене,/приимый чин древняго Мафусаила,/он бо отча ради к Богу вознесения,/ты же братня ради с Богом беседования,/первосвященный во Израили молебниче о всех,/умоли Бога купно с братом своим боговидцем,/да избавимся от всякия скорби. Кондак, глас тойже: Преиспещрено имый одеяние от честных камений,/процветенный священством, Аароне,/твой сухий жезл процветущий/прообразоваше от Нескверныя Пречистыя Девы Сына Божия рождество,/истиннаго Священнопастыря старейшаго,/Егоже моли со всеми освященными лики,/да спасет ны по велицей Его милости. Сведения о святом Аароне смотри в Книге Исход. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея июль. - 2002./Ч. 1. – 632 с.; Ч. 2. – 516 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слышавше глаголы твоя богодухновенныя, ловцы зверей дивиих, обретшии кущу твою в пустыни, отче Макарие, ангела паче, неже человека, мняху тя быти, и радовахуся зело, сподобльшеся твое благословение и молитвы получити. Ты же хлеб твой сухий с ними разделил еси, и путь им правый указав, слышал еси от них благодарственныя глаголы сицевыя: Радуйся, правило веры истинныя. Радуйся, образе кротости духовныя. Радуйся, человече Божий, преподобием украшенный. Радуйся, воине Христов, враги невидимыя победивый. Радуйся, мира дольняго мудрый странниче. Радуйся, пустыннолюбивый Господень избранниче. Радуйся, великих пустынножителей верный подражателю. Радуйся, древних богоносных отец ревностный последователю. Радуйся, пустыню непроходимую в жилище себе избравый. Радуйся, дебрь блатную славословии Божиими огласивый. Радуйся, богопросвещенный подвижниче. Радуйся, ангелонравный человече. Радуйся, Макарие, великий пустынножителю. Кондак 5 Боготечное светило быв, отче Макарие, к солнцу правды Христу приводил еси человеки, приходившыя к тебе в пустыню послушати от тебе глаголы жизни вечныя. Ибо дадеся тебе от Господа благодать поучения духовнаго, и бысть язык твой яко трость книжника скорописца, начертаваяй на сердцах человеческих спасительныя заповеди Христа Бога, Емуже умиленно пел еси: Аллилуиа. Икос 5 Видев люди, приходившыя к тебе в пустыню, отче Макарие, церковь тамо во имя Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, соорудил еси. И обитель иноческую устроил еси, таже священства благодать восприем, игумен тоя обители был еси, приводяй братию твою пустынную ко спасению. О сем тя хвалим и зовем: Радуйся, непорочный олтаря Господня служителю. Радуйся, Таинств Божественных достойный совершителю. Радуйся, преподобнии руце твои со дерзновением горе воздеявый. Радуйся, молитвы благоумиленныя у престола Божия приносивый. Радуйся, пастырю добрый собраннаго тобою стада пустынных овец. Радуйся, неусыпный делателю винограда Христова. Радуйся, сотворивый и научивый, и того ради велий нареченный во Царствии Небеснем.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Земля не производила бы плодов, если-бы влажность, испаряющаяся от лучей солнечных, по Божественному определению, не восстанавливаемая была ночными росами. Что сказать о плодах? не умирают ли они, когда упадают в землю, и не воскресают ли опять, когда произрастают? Что посеяно, то воскресает, и что умерло, то опять воспроизводится последующим родом. Как земля произрастает плоды, так и человек подчиняется тому же закону. Отчего сомневаться в истине воскресения! Сеется зерно, зерно же и произрастает; в землю упадает яблоко, и произрастает опять яблоко; зерно украшается цветом, облекается кожею: подобает бо тленному облещися в нетленье, и мертвенному облещися в бессмертие (Кор. 15:18). Цвет воскресения есть бессмертие и нетление, ибо что вожделеннее может быть вечного покоя и блаженства? Плоды воскресения многоразличные, смотря по достоинству умершего. Верь, что земля, которая возвращает с избытком брошенные в нее семена, не удержит в себе и человека. Если Божественное провидение так восстанавливает растения, то не более ли оно печется о человеке? Когда не гибнет то, что дано для употребления человеку, то попустит ли Господь погибнуть человеку, созданному по образу и подобию Христа? Если ты не понимаешь, каким образом воскреснут мертвые, то скажу тебе: безумне! ты еже спеши, не оживет, аще не умеретъ: воскресает же всякий сухий плод. У Даниила пророка читаем следующее: и в то время спасутся люди твои вси, обретыися вписаны в книги многие из спящих в землю воскреснут, сии в жизнь вечную, а оные во укоризну и стыдание вечное и смыслящие просветятся как светлость тверди и от праведных многих аки звезды вовеки. ( Дан. 12:1–8 ) хорошо сказано пророком: многие из спящих, дабы ты знал, что смерть не есть вечное состояние бессознательное, но подобное сну, отсюда же видно, что будущая жизнь несравненно лучше той, какую проводим мы на земле, ибо она сравнивается со звездами, и светлостью небес. Евангелие указывает тебе примеры воскресения, Христос воскрешением Лазаря воскресил веру всех людей, когда ты читая, веруешь, то мысль твоя, прежде мертвая, воскресает вместе с твоею верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

л. 101 об. Чин освящению церкви. После л. 103 чит. 140–161. л. 108. Последование малаго масла, творение св. отца нашего Арсениа. Окончание елеосвящения. После л. 139 чит. 104–107. л. 162. Степенна 8 гласов. На конце: По непорочнах трепари (воскресны). л. 177. Полиелеос многомилостивый. Избранные Псалмы. л. 225 об. Святцы, начин. с мес. марта, древнего летосчисления. См. в послесловии 89 показание времени, употребленного попом Упирем на списание книг 16 Пророков. Из сербских Святых нет ни одного, из русских встречается 24 июля: Бориса и Глеба, да в мае прибавлено после тою же рукою: 2-го, Бориса и Глеба, 3-го, Федосья печерьского. Упомянут праздник и пренесения мощей святителя Николая мая 9. Пророка Исаин и Николы, а происхождения честного Креста августа 1 опушен. При месяцах в святцах пишутся римские и славянские названия: Месяць март рекше сухий, априль – березоль, май – травен, июнь – изок, иуль – червен, август – зарев, септеврий – рюин, октябрь – листопад, ноябрь – груден, декабрь – студен, генварь – просинець, февраль – сечен. 256. (1864.) Канонник с прибавлениями, полууст. разный, исх. XV века, в четверть, 178 листов, заглавная заставка цветочная с красками. Заглавие: Святаго Григориа Беседовника книга. Прерывается в начале второй книги. См. 153 л. 1–70. л. 55. Суды Сомомони мало вкратце пишем, якоже рече Писание: бысть Соломан мужь мудр, притчями и гадании и неразрешимыя суды словес деяниа пытанием решитель. Разные сказки о премудрых решениях Соломоновых. См. Оп. Рум. Муз. CCCCLIII л. 328–336. л. 70. Канон молебен к своему ангелу и хранителю души и телу. л. 76 об. Канон Иисусу сладчайшему. л. 81. Канун молебен пресв. Богородици (Параклисис). л. 85 об. Чин како подобаеть пети параклись пресв. Богородици (Одигитрии). После листа 85 одного недостает. л. 89. Канон светейшому Предтечи и крестителю Иоанну. По окончании каждой песни приложена катавасия русского сочинения. л. 98. Канон благодарен пресв. Богородиди с акафистом. л. 109 об. Канон на Благовещение пресв. Богородици, творение Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010