Боголеп новый чудотворец града Чернояра от рода болярска † 7200 и положен бысть в соборной церкви. 209. (Погод. 7140 КСоф. 7146. Филим. от Астрахани 300 поприщь 29 июля).     Боголеп см. Лонгин.     Борис Даниилович. 209. (Назван нижегородским, поставлен во владимирских святых, — вероятно, сын Даниила московского).     Варлаам пр. начальник Владычного монастыря Введения Пресв. Богороднцы в Серпухове, ученик св. Алексия митрополита в лето 6800. 209. (КСоф. в лето 6900. Филим. преставление его 5 мая. Истор. Р. Иерарх. † 6883 (1375).     Варлаам пресвитер керецкой (корецкой, по другим керенской) веси чудотворец Кольского острогу у моря окиана. 209. КСоф. (Погод. и Филим. память его 6 ноября).     Варлаам игумен махрищский, ученик св. Стефана махрищского, † 6900. 209. Погод. КСоф.     Варфоломей ученик пр. Сергия радонежского в Лавре его. 209 и др.     Варфоломей блаженный келарь, Иоанн златый и Игнатий иконник быша в лето 6950 (Погод. 6908 И вместо Н.). Чти об них в житии св. Ионы митрополита и Иосифа высоцкого и положены в Симонове монастыре на Москве. КСоф. Погод.     Василий пр. новгородец, ученик св. Зосимы, соловецкий. 209. КСоф.     Василий юродивый солвычегодский. 209. КСоф. (Филим. 3 июля).     Василий князь преставился в лето 6726. Мощи под спудом в Соф. соборе. КСоф. (Это Василий сын Мстислава Владимировича, погребенный в новгород. соф. соборе в приделе Богородицерождественском в 1218 году. Опис. Новгор. Архим. Макария 74 стр.).     Василий сухий ученик пр. Сергия Радонежского в Лавре его. 209 и др.     Василий см. Никон.     Васса или Василисса, супруга князя нижегородского Андрея Константиновича (умер 1365 г. выше), в иноках Феодора в Нижнем Новгороде в Зачатском монастыре, его же и созда и ту преставися, потом принесена бысть в соборную церковь и положена на правой стране у западных врат. 209. КСоф. (Филим. 28 мар. Карамз. V, примеч. 4).     Вассиан, пр. печерекий. КСоф. Погод.     Вассиан владимирский см. Прохор.     Вассиан начальник Преображенского монастыря ва Онеге реце каргоцольский. Филим. 3 сентября один. В начале XIV в. основан сей монастырь. Ист. Росс. Иер. IV:344. Слов. истор. о св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Чудотворная икона, которую принес на своих руках святой Василий, осталась в Рязани и доныне находится здесь в кафедральном соборе. Она называется Муромской, а в память того, что перед нею молился святой Василий, оскорбленный напрасным обвинением своей паствы, именуется еще «Моление святого Василия». Не имеется сведений о том, как протекла жизнь и деятельность святого Василия в Рязани, но можно думать, что и здесь он претерпел ряд скорбей, лишений и огорчений. Княжество Рязанское в то время окраинное, близкое к Орде, много терпело от нападений татар. В 1277 году татары приходили на Рязань и, наделавши много зла, возвратились домой. Прошло десять лет и случилось новое бедствие: Элортай из Орды приходил ратью на Рязань, Муром и Мордву и, сотворив много зла, ушел восвояси. Ужасы татарского нашествия вместе с верной паствой своей пережил и святой Василий. Возможно, что в его время перенесены были из Старой Рязани, разоренной татарами, в Переяславль Рязанский столица княжества и престол епископии. Так говорится в службе святому Василию, где изображается «шествие святителя на мантии по водам в богоспасаемый град Переяславль». То же самое утверждают и местные предания. Рассказывают, будто сторож церкви Бориса и Глеба, старец благочестивой жизни, целую неделю мел и чистил в церкви и вокруг нее перед прибытием святителя в Переяславль Рязанский. Священники спросили его; почему он так хлопочет. Старец отвечал: «Великий гость пребудет к нам». Другое предание гласит, что в Переяславле Рязанском торжественно не встречали святого Василия. Первыми увидали его на реке Трубежу на мантии с образом Богородицы две женщины, пришедшие на реку за водою. Переселение святого Василия из Старой Рязани в Переяславль Рязанский, по одному известию, произошло в 1291 году. Недолго пастырствовал святой Василий в Переяславле: в 1295 году он скончался. Честные мощи его были погребены в храме святых Бориса и Глеба. Память святителя Василия стала праздноваться издавна. 10 июня 1609 года архиепископ Рязанский Феодорит открыл нетленные мощи святого Василия и перенес их торжественно из Борисоглебской церкви в собор Успенский (ныне Рождественский). Они положены под спудом. С тех пор началось его местное чествование. Прибегающие с верою к раке мощей его получают помощь и заступление. Чаще всего обращаются к святому Василию отправляющиеся в путь, особенно по водам, веруя, что он спасает в пути — на суше от напастей, на водах от потопления. Празднование святителю Василию, кроме 12/25 апреля, совершается еще 10/23 июля, 31 мая/13 июня и в Неделю Всех святых. Апрель 15 Сухий мученик и 16 его сподвижников

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

– «Сказания и повести о Куликовской битве, М., Наука, 1982, с. 346–47»). 4 . «Молчит про него и про его брата Ослябю и житие Сергия Радонежского». Автор не знает элементарного исследовательского принципа: отсутствие какого-либо факта в том или ином документе не является аргументом против достоверности этого факта, а лишь поводом для изысканий и объяснений. Житие преподобного Сергия было написано Епифанием Премудрым в 1418 г. и в 40-е годы того же столетия было переработано Пахомием Лагофетом. Текст состоит из нескольких десятков страниц. Он не вместил и сотой доли того, что совершил великий святой. Приведу только три примера. В Житии, составленном Епифанием Премудрым , ничего не говорится о миротворческих делах преподобного Сергия, которые оказали влияние на процесс объединения русских княжеств под властью Московского великого князя Димитрия Иоанновича. Так в 1365 году он посетил Нижний Новгород и склонил князя Бориса Константиновича повиноваться великому князю Димитрию Иоанновичу, требовавшему возвращения ему Нижнего Новгорода. Преподобный Сергий примирил с великим князем Московским и Рязанского князя Олега. Последний не раз нарушал договоры, вступая в сношения с врагами русской земли. Димитрий Иоаннович, следуя заповеди Христовой, несколько раз предлагал Олегу мир, но тот отвергал все предложения великого князя. Тогда он обратился к преподобному Сергию с просьбой склонить Олега к примирению. В 1385 году смиренный игумен пешком отправился в Рязань и долго беседовал с Олегом. Рязанский князь умилился душою: он устыдился святого мужа и заключил с великим князем мир. Не сказано и том, что преподобный Сергий был восприемником детей великого князя Димитрия Иоанновича. Даже духовная князя скреплена подписью преподобного. В ней был навсегда установлен порядок владения великокняжеским престолом: власть великокняжескую должен был наследовать старший сын. 5 . Лев Рудольфович пишет: «В синодике – поминальном перечне – Троицкой обители имя Александра Пересвета отсутствует (как, впрочем, и его брата – Родиона Осляби)». Неужели автор никогда не слышал, что святые значатся не в синодиках, а в патериках? С XIV века начался формироваться Патерик Троице-Сергиевой обители, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: преподобный Сергий, игумен Радонежский… преподобный Митрофан-игумен, старец (до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий (до 1392; память 1/14 января).. преподобный воин схимонах Александр Пересвет (8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (14 в.; память 7/20 сентября) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«О ученицех преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, Троицкого чудотворца». «1. Преподобный Афанасий, игумен Радонежский, а подобием сед, брада поуже и покороче Власиевы. Риза преподобническая. Иже на Высоком в Серпухове». «2. Преп. Никон, игумен Радонежский, а подобие зде, ноября 16 дня» (то есть, в самом Подлиннике по месяцослову). «3. Преп. Симон, безмолвник. Сед, брада подоле Иоанна Богослова, курчеват. Риза преподобн.». «4. Преп. Савва, игумен Сторожевский. Подобие писано декабря 3 день». «5. Преп. Василий Сухий. Сед, брада Николина, раздвоилась. Риза препод.». «6. Преп. Андроник, игумен Московский. Подобие июня 13 день» (то есть смотри в подлиннике по святцам). «7. Преподобный Серий, игумен Нурменский. Подобие писано октября 7 день». «8. Преп. Макарий. Надсед, брада Василия Кесарийского. Риза препод.». «9. Преп. Авраамий, игумен Галицкий. Сед, брада космочками, как у Предтечи, власы с ушей. Риза препод.». «10. Преп. Анисим. Сед, брада пошире Николиной, раздвоилась. Риза препод.». «11. Преп. Григорий Голутвин. Сед, брада Власиева. Риза препод.». «12. Преп. Никифор, игумен Боровский. Сед, брада покороче Власиевы, власы с ушей. Риза препод.». «13. Преп. Аникий. Сед, брада пошире и круглея Сергиевы. Риза препод.». «14. Преп. Епифаний диякон. Сед, брада пошире и короче, власы с ушей. Риза препод.». «15. Преп. Мефодий, игумен Песношский. Надсед, брада подобием Козмина. Риза препод.». «16. Преп. Павел, игумен Обнорский. Подобие писано января в 10 день». «17. Преп. Роман, игумен Кирхапский. Сед, брада не раздвоилась, власы с ушей. Риза препод.». «18. Преп. Иаков. Сед, брада шире Николины. Риза препод.». «19. Св. архиепископ Феодор Ростовский. Писан». (То есть подобие его описано). «20. Преп. Михей. Сед, брада короче Власиевы. Риза препод. Инде: рус, брада Козмина». «21. Преп. Елисей. Сед, брада поменьше и уже Николины. Риза препод.» Перечни Северных Святителей дополнены в этом Подлиннике – южным, Киевским, который разделен на стороны, на правую и левую, и особенно отличается большими подробностями в изложении подобий, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Кондак, гл. 4. Явися апостольский честный сей праздник, просвещая нас, и греховную мглу прогоняя, зовущим: явися свет, и прииде избавление. Муч. Саввы Готфского. Св. Савва, будучи готфом и проживая в Готфии среди рода лукавого и развращенного, блистал как яркая звезда в мире, подражая святым. Он был правоверен, благоговеен, готов ко всякому послушанию в праведном деле, кроток, прост в слове, но не в разуме, говорил за истину, заграждал уста идолопоклонникам; не был горд, но вел себя, как подобает смиренным, молчалив, не продерзлив в слове, весьма ревностен ко всякому благому делу. Он «пел в церкви с великим тщанием» (некоторые полагают, что он был церковным певцом), не заботился об имуществе и стяжаниях кроме необходимого, трезвен, воздержен во всем, целомудрен, всегда постился, в молитве пребывал, был чужд тщеславия, возбуждал всех к благому произволению, делал пристойное и не творил неприличного. До конца жизни своей он сохранил веру «любовью поспешествуемую», никогда не колебался безбоязненно говорить о Господе и явно исповедовал себя христианином среди язычников Готфян – своих соотечественников. В 372 г. св. Савва был схвачен ими и после различных тяжких мучений потоплен (в 5 день по Пасхе, 12 апр.) в реке Муссове (в Валахии). Мощи его впоследствии перенесены в Каппадокию полководцем скифским Сараном. Св. Василий Великий благодарил за это последнего письмами, дошедшими до нашего времени. Память муч. Саввы в Прологе положена под 15 апр. Мучч . и Ученицы Петра и Павла, они по христианской любви предавали погребение тела мучеников, пострадавших за Христа. При Нероне они после мучений были обезглавлены. Мощи их в Риме, в храме Богоматери «Умиротворительницы». Грузин. – Св. муч. Cyxiя и (дружины его) 16 сподвижников Месукевийцев, пострадавших в начале II века. Из рода вельмож Альбании (нынешняя Бакинская и Елизаветпольская губернии и часть Алазанской долины в Кахетии), родственник Албанской царицы Сатенеки, св. Сухий у источника р. Евфрата был крещен учеником св. ап. Фаддея. Вместе с ним крестились и другие вельможи: Лукиан, Полиевкт, Кодрат, Ивкирион, Мимнанос, Фока, Нерангиос, Дометиан, Андрей, Хоримос, Виктор, Талалос, Иордан, Анастасий, Иаков и Феодорит. Сподобившись св. крещения, все они решили оставить мир и удалились для подвигов на гору Сукакети, проводя там св. жизнь несмотря на все настойчивые убеждения детей царицы Сатенеки возвратиться ко двору. Новый царь Албании послал своего военачальника Барнацаса (Барама) к св. Сухию и его сподвижникам с требованем, чтобы они отреклись от Христа. Свв. подвижники остались непреклонны. Тогда царь предал их жестокой казни и они были умерщвлены на месте их подвигов. На их могилах священномуч. Григорием (см. 30 сент.) был основан храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

И царствующаго пророка Давида: Боже, приидоша языцы в достояние твое, оскверниша церковь святую твою, положиша Иерусалим, яко овощное хранилище. Положиша трупия рабов Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным 219 . Блажени суть, иже Христа ради мучени и закалаемы. Глава 17. Объявление и извещение о лжеучителех самочинных, неосвященных, коварных, лицемерных, богопротивных развратников и преблазнителей, тайных татей и сокрытых волков, и хищников, и сводителей, душ християнских губителей Дойде к нам странным, о христоименитыи людие, от наших стран чрез посланных от вас правоверных боголюбцев Семена Васильева и Стефана Савельева 220 в лето 7218 (1710) 221 скорбный и плачевный глас и толико скорбный, яко истинным боголюбцем и братолюбцем по Христову словеси братскаго падения паче своея души предпочитающи скорбети и оплакивати и о смерти отступления от правыя веры и святыя соборныя церкви благочестивых церковных догматов. Паки слышим от них, яко по возмущении, и нарушении, и превращении правыя веры и святыя соборныя апостольския церкви, матери нашея, Никона патриарха отступлении, в настоящия сия времена последня и плачевная по грехом нашим велик пламень злохитренных многоглаголанных и пестрообразных ересей лютых разгореся от богопротивных развратников коварных и лицемерных преблазнителей, самочинных и неосвященных лжеучителей, и самогубителей, и сводителей в Новгородских странах и 222 в Хижах на Дереве и во иных местах 223 . (об.) По чину величества их нарицаются староверцы и обительныя большаки, наставники, учители, духовники, крестители, избранники, честныя рабы Христовы 224 . По именом главнейшии: Яков Сухий, Илья Яковлев, Родион Марков, Данило Артемьев, Прохор Губатый, Иван Москвитин, Григорий Белохин, Терентий Михайлов, Алексей Соловянин, Максим Ондреев. И от них воспрямигнул Федосий Васильев, главный обительный наставник и собиратель, который во обители братии 500 и женскова полу 700 имел. Имел быть в них игумном и большаком, который вербу освящал, в Велик День со кресты ходил, в 50-цу на листу корпели, и молитвы читал, яко же поп, и кадилом кадил; он же попов и старцов разстригал и перекрещивал и духовныи дела творил, на дух исповедь принимал, и прощал, и разрешал, проводы, понахиды отпевал и молебны служил, молитвы родильницам давал, и домы очищал, и брачных разводил, женитву запрещал, от сообщения с миром в ядении и питии запрещал 225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Вопрос 13. Наш церковныи благочестивыи священныи чины и догматы Никон патриарх нарушил, крест Христов от Агнца разлучил, наставники и учители ваши, имущии образ благочестия, силы-же его отвергшеся, Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся его. И о сем яви нам, почто пречистыя тайны и священства, хлеб богородичен, и доры, и просфиры, и святая вода, и прочих святынь не имеют. Кто их лишил таковыя благодати или кто ограбил? О сем яви нам 900 . Вопрос 14. Он, Никон, патриарх поставлен своими Русскими митрополиты и епископы, всем священным собором в лето 7160-го июля 25, а в лето 7161 и 7162 изменил святый чин, и благолепоту святыя церкви ограбил, и книги пременил, и страхом и мучением народ устрашил и в новизну преклонил. Обительныя большаки и учители ваши 901 , кои были в Новегороде, во Пскове, в Копорье, на Ухоре, в Хижах, на Дереве: Яков Сухий, Илья Яковлев, Родион Марков, Данило Аретемьев, Прохор Губатый, Иван Москвитин, Григорий Белохин, Терентий Михайлов, Алексей Славянин, Максим Андреев 902 , от них возпрямигнул Феодосий Васильев главнейший учитель, Терентий Васильев, Иван Бедра и причие. Явите нам, едино-ли были в них мудрование и согласие со святою церковью 903 . Чесо ради они церковь духовную, души християнские ограбили и святых тайн и священства лишили. Яви нам. Вопрос 15. Почто, о блазии, или что пострадаете? Остависте Христову овчарню Восточную святую церковь , в ней-же возсиявает и препочивает солнце правды Христос, отнюду же вселенную просвети 904 . Почто убо, двор сей добраго пастыря оставльше, в соборище неосвященных лжеучителей и преблазнителей самочинцов вскочисте? Кая знамения и кая чюдеса видесте? Которыя святыни от неосвященных получисте. Явите нам таковыя прелести. Вопрос 16. Рцы нам, о раскололюбче, что убо видяше? От святых отец, и святых апостол, и от самого Спаса Христа пречистых тайн отбегосте, священнаго чина и матери своея любимыя святыя церкви отлучистеся и преблазнителем неосвященным поверили, кои по свиткам и цветником лицовым учили о кончине мира и о антихристе. И о сем явите нам, что во учении их не явилось-ли неправды или коея лжи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Преподобный Никон, Игумен Печерский. Март, 23 1088 Святитель Иоанн, митрополит Киевский. Август, 31 1089 Преподобный Исаакий, затворник Печерский. Февраль, 14 ок.1090 Святитель Исаия, епископ Ростовский. Май, 15 1090 Преподобный Григорий, Печерский чудотворец. Январь, 8 1093 Преподобный Стефан Печерский, Епископ Владимиро-Волынский. Апрель, 27 1094 Преподобный Агапит Печерский, Безмездный Врач. Июнь, 1 1095 Преподобномученик Евстратий Печерский. Март, 28 1097 Преподобномученики Василий и Феодор Печерские. Август, 11 1098 Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский. Январь, 28 ок.1098 Святитель Савва, Архиепископ Сурожский. Апрель, 2 ранее XII в. XII в. Преподобный Григорий иконописец, чудотворец Печерский, Сподвижник Преподобного Алипия. Август, 8 XI-XII в. Преподобные братья Алфановы: Климент, Кирилл, Никифор, Никита И Исаакии. Май, 4 XI-XII вв. Преподобный Никон Сухий (Сухой), Печерский. Декабрь, 11 XII в. Преподобный Сильвестр Печерский. Январь, 2 XII в. Преподобный Макарий Печерский. Январь, 19 XII в. Преподобный Савва Печерский. Апрель, 24 XII в. Преподобный Онисим, Затворник Печерский. Июль, 21 XII в. Преподобный Анастасий Печерский. Январь, 22 XII в. Преподобные Спиридон и Никодим, Просфорники, и преподобный Анатолий Печерские. Октябрь, 31 XII в. Преподобный Феофан, постник Печерский. Октябрь, 11 XII в. Преподобный Онуфрий (Молчаливый) Печерский. Июль, 21 XII в. Преподобный Прохор Лебедник, Печерский Чудотворец. Февраль, 10 1107 Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский. Январь, 31 1108 Преподобный Пимен Многоболезненный, Печерский. Август, 7 1110 Преподобная Анна Киевская. Ноябрь, 3 1113 Преподобный Нестор летописец, Инок Печерский. Октябрь, 27 1114 Преподобный Алипий иконописец, Печерский. Август, 17 1114 Преподобный Исаия, Печерский чудотворец. Май, 15 1115 Святитель Мина, епископ Полоцкий. Июнь, 20 1116 Святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский. Октябрь, 10 1122 Преподобные священномученик Кукша и Пимен Постник, Печерские. Август, 27 между 1114 и 1123

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

14. Радонеж По Троицкой дороге, от Воздвиженского на левой стороне, верстах в трех, видна каменная одноглавая церковь села Городок или Городец, прежний Радонеж-городок. Саженях во ста от церкви к западу, на холме, обтекаемом излучистой Пажей, уцелел еще земляной вал, имеющий фигуру неправильного четвероугольника; самая большая длина его 70 саженъ. С каждой его стороны идут вниз к реке сходы, заросшие, как и все бока холма, кустарником. На восток в валу заметно место главного входа в городок, где, по преданию, были ворота. Все пространство в средине этой осыпи недавно обращено в пашню, а дотоле здесь не ходила ни коса, ни соха, ни плуг. Здесь был уездный городок Радонеж, который, по соседству с лесным урочищем Белые боги на левом берегу Пажи, причисляется Ходаковским к местам языческих мольбищ. Кстати заметим здесь, что название Радонеж нередко повторяется в Русском мире, как напр.: в Новгородском уезде был Радонежский монастырь, на правом берегу Волхова, и народное поминовение усопших во вторник Фоминой недели называется Радунец и Радуница. В конце XIV века, Радонеж и Радонежское, был селом, которое В. К. Иоанн Калита, пред отъездом своим в Орду, завещал в удел Великой Княгине своей Елене с малыми детьми, а пред смертью своей, отказал меньшему сыну своему Андрею; от него уже оно переходило к другим Князьям. Село это, в начале XV века, именуется уездным городком, где, по свидетельству Св. Епифания Радонежского, стояла еще церковь Рождества Христова в прежнем своем виде. Городок же в этом уезде был тоже, что детинец, крепостца, какие находились и в других уездах. Не только этот оборонительный городок, но и вся область, весь уезд назывались Радонежем, и не один Преподобный Сергий от пребывания своего в Радонеже городке и в Радонежской области, но и Преподобные его сподвижники и ученики именовались Радонежскими: Св. Никон, Михей, Исаакий, Василий сухий, Симеон безмолвник, Епифаний премудрый , Иоанникий, Мартирий, Онисим, Иаков, Елисей, Наум и Варфоломей. 38 Радонежской волостью издревле управляли Княжеские волостели; они судили и рядили чудотворцовых, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Любимый келейник преп. Сергия, «возливавший», по выражению Епифания, «воду на руце его». Он один из всех сподвижников Сергиевых удостоился видеть Матерь Божию, посетившую своего избранника. Ум. еще при жизни своего аввы, в 1385 году, мая 6. Мощи его почивают под спудом в небольшой церкви, устроенной «в честь явления Богоматери преп. СЕргию, при котором (видении) удостоился быть Михей» (Житие. преп. Сергия, сост. от. Никоном, стр. 186). 195. Преподобный Исаакий молчальник бысть ученик святаго Сергия чудотворца Преподобный Сергий желал поставить его строителем новооснованной обители на Киржаче, но любитель безмолвия упросил старца благословить его на подвиг молчания. По отзыву летописца, преп. Исаакий отличался незлобием, необыкновенною кротостию и послушанием, любил читать священное писание, и смиряя тело свое строгим постом, стяжал благодатный дар слез (Ник. Лет. IV, 152). Он удостоился видеть ангела, сослужившего преп. Сергию. Ум. зимою 1387 года (Ист. Рос. Гос. V, прим. 137) и погребен близ Троицкого собора, к востоку. Не канонизирован. 196. Преподобный Симон безмолвник бысть ученик святаго Сергия чудотворца 197. Преподобный Василий Сухий бысть ученик святаго Сергия чудотворца 198. Преподобнии отцы Иоанникий и Макарий ученицы быша святому отцу Сергию чудотворцу 199. Преподобнии отцы Анисим, Иаков и Елисей ученицы святаго Сергия чудотворца Симон вероятно екклисиарх, видевший благодатный огонь, при причащении преп. Сергия. Василий, пришедший с верховьев реки Дубны (Сочин. митр. Платона, XIX, 141), один из первых сподвижников преп. Сергия в его тяжкой пустынной жизни. Иоанникий упоминается в житии, написанном Епифанием. Макарий – соученик Исаакия в видении Ангела. Онисим с сыном Елисеем – Ростовцы, сподвижники преп. Сергия в первоначальных отшельнических подвигах. Иаков – земледелец, который между братией назывался уменьшенным именем – «Якута»; он служил братии в роде рассыльного; впрочем, замечает Епифаний, его посылали в мир только по крайней нужде, и потому не часто. Все не канонизированы, но некоторые из них изображены на иконе преп. Сергия с учениками, в Троицком соборе Лавры. 200. Преподобный Епифаний диакон премудрый бысть ученик святаго Сергия чудотворца

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010