Давид взял одного слугу и скрылся тайком, и спрятался в пещере, называемой Мухли. И пробыл там 7 месяцев, непрестанно повторяя: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его» 37 . Царь же Саул жаждал обезглавить его и послал по всей земле искать его. И обыскали горы и пещеры, и болота – и не нашли. Приходили и к той пещере, где скрылся Давид, но, увидев пещеру, заросшую паутиной, удалились. Жена его облачилась во власяницу и, припав к земле, плакала. И явился ангел Господень Давиду и сказал ему: «Выйди и стань на месте, называемом Сухий, и будет там Господь с тобою». Вышел Давид, одержимый страхом великим, и стал на месте, где велел ему господь, и творил молитву: «Боже, святой владыко, небесный царь, взгляни ныне с высоты безмерной своей». И видели все люди Давида и единогласно приветствовали его. Саул же услышал это и, рассвирепев, вскочил на коня и погнал его на Давида. Тот взял камень и вложил в пращу, и, обратившись к небу, помолился и метнул, и попал Саулу в око 38 . И пал царь. Давид извлек меч его и убил его. И прославился. И сел царем на престоле Саула. И родил с женою своею Авессалома Красноглава 39 . И умерла жена Давида. И после того стал он кровожаден и немилостив, блудник и душегубец. Был некто муж справедливый и знатный по имени Урия. Имел он красивую жену. И Давид возжелал ее. Она же не хотела, ибо была верна Богу и мужу своему. Давид посла Урию на битву, чтобы погубить его. И убили его. И разгневался за то Бог, и послал ангела и пророка Дафана, чтобы обличил его пророк, а если он не покается, чтобы убил его ангел безжалостно. И предстал пророк пред Давидом, говоря: «Рассуди меня, господин, судом своим». Царь промолвил: «Говори, что у тебя». Сказал пророк: «Один человек имел двести десять овец, я же имел одну. Он погубил меня и смерти предал, и овцу мою взял, а потом и Соломона 40 она ему родила». Давид сказал: «Воистину, такой человек достоин лютой смерти». Пророк сказал: «Это ты и есть». Давид пал ниц и, оглядевшись, увидел ангела в образе воина, держащего меч, и взмолился: «Помилуй меня, Боже, по великой милости твоей». И на Соломона показав, промолвил: «Грех мой всегда предо мною» 41 . И тогда отвел ангел меч от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ожидании от вас ответа. Яков Ильич 1022 гостит у нас уже другую неделю и с женой“. Рождественский жил в это время в Москве у своего отца, игумена Амвросия. В первых числах сентября я был уже во Владимире и готовился слушать уроки по философии, математике, физике и проч. В среднем отделении нашей семинарии было также, как и в низшем, три параллельных класса. Мы из 2-го класса низшего отделения, в полном составе, перешли во 2-й класс среднего отделения. Преподавателями у нас были: по философии Максим Терентьевич Лебедев, по математике и физике – Михайла Михайлович Соловьев, по французскому языку – Михайла Якимыч Смирнов. M. Т. Лебедев окончил в 1825-м году курс в Петербургской дух. академии под 8 в первом разряде, но вышел из академии с званием старшего кандидата с правом, однако ж, на получение степени магистра по выслуге двух лет. Надобно, впрочем, заметить, что и все прочие перворазрядные воспитанники этого курса, в том числе и Новгородский митрополит Исидор († 1892 г.), оставили академию с такими же правами. Какая была этому причина, мне не случилось ни от кого слышать. Профессор Лебедев слыл у нас серьёзным мыслителем, но, к сожалению, не обладал свободным даром слова; притом голос имел тихий и выговор несколько гугнивый, так что на самом близком расстоянии с —112— 1836 г. трудом можно было его слышать. Поэтому его преподавание не приносило для нас большой пользы, тем более что он не всегда своевременно приходил в класс и был к ученикам излишне снисходителен. Официальным учебником по предмету философии у нас продолжала ещё быть система Баумейстера, но на практике она стала уже выходить из употребления. Ещё в 1834 году преосвященный Парфений спрашивал Новгородского владыку Серафима: „Что проекты на проекты Устава для духовных училищ?.. А дряхлого Баумейстера не сменяют вышеопытные? А сухий Бургий не на пенсии“? и проч... 1023 . Нам профессор давал, для изучения, составленные им самим, вероятно по руководству академических лекций, записки на латинском языке. У меня сохранились эти записки, тщательно мною переписанные. Вот их содержание: После краткого введения в философию –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Которым все Его хотенье совершалось. Заразы перед Ним стремительно текли И смерть с погибелью на месть врагам влекли. 6. Всемощный, став тогда на месте превысоком, Измерил землю всю величественным оком, Воззрением Своим языки устрашил И гор там, и холмов вершины сокрушил. Так вечно шествуяй, любезному народу Повсюду открывал в пути его свободу, Так всех тиранов им под ноги покорил И их селения и кровы им дарил! 7. За пагубныя сих народов развращенья И за несносныя евреев удрученья От ига рабскаго преславно свободил И в Хананею их как вождь препроводил. Здесь ефиопскую разил несметну силу, Израильских врагов предав Гофониилу , Там Гедеоновой Он крепостью руки Все мадиамские в конец разбил полки. 8. На суше славен Ты и славен над водами, О! Боже, шествуяй предвечными следами! Но я дерзну спросить Тебя, царей Царя: На реки ль гневен Ты, иль гневен на моря, Что двигались они, бежали и боялись И, видевши Твой зрак, как будто изумлялись? Ах! Нет, о! Господи, един Твой есть предмет Провесть Своих сынов свободными от бед. Ты , вседши на коней, соделал им спасенье И в чудное привел язычников смятенье, Где, видя, Господи, священный Твой кивот, Вострепетали вдруг громады быстрых вод. 9. Сугубой силою Ты лук Свой напрягая, Гонителям отмстил, народ Свой сберегая, И как Ты клялся Сам их предкам и отцам, Реками разделил всю землю их птенцам. 10. Взирая на сие, не токмо человеки, И горы поболят, и все моря и реки, Как будто бы они сбиралися родить, Как Ты благоволил их мимо проходить. Изсякли пропасти, глас бездны издавали, Надменны высоты вверх руки воздевали, И волны, огустев по обоим сторонам, Сухий открыли путь израильским сынам. 11. Там солнце и луна вождю повиновались, Где стрелы все Твои, как молнии, взвивались, Как яркий солнца луч, блистало копие, Пока не кончилось отмщение Твое. 12. Ты с бранию вступал в пределы хананеев И с яростью губил язык сей, как злодеев, Престолы опроверг и каждый твердый град В наследие Своих оставил верных чад. 13. Пришел Ты, Господи, спасти Твоих избранных,

http://azbyka.ru/fiction/svyashhennaya-p...

Скончался в Господе раб Божий Никифор, святейший наш Митрополит, месяца Февраля 19, инд. 5, года 6620 (1112). Вместо Никифор можно читать и Нифон. В летосчислении, в конце, после κ видны ещё две буквы οε, которые, обе вместе, явно не могут принадлежать ему; но и предположив первую цифрой 9, а вторую – крестом, завершающим надпись, остаётся ещё задача согласить год с индиктионом; потому что 6629 году соответствует 14-й, а не 5-й индиктион; 5-й же индиктион падает на 6620 год. Полагать надобно, что означенная прибавка к надписи имеет какой-нибудь другой посторонний смысл. τελει θη ν Κυρ γι τατος μν Μητροπολ της κριος Γε ργιος Ξηρς, μην ανουαρ ι, μρ κυριακ ρ... νδ... τ. , ςχ. Скончался в Господе святейший наш Митрополит господин Георгий Сухий, месяца Января 18, в воскресенье в... часу, инд... года 6690. От кудреватости почерка в надписи многое сделалось неразборчивым. Так, самое имя можно читать и Георгий, и Сергий. Вероятнее впрочем, Георгий. Название месяца также сомнительно, индиктион тоже может быть читаем различно. 6690-му году соответствовал инд. 15; в надписи же ничего похожего на это число не видится. Вообще красивое на вид письмо это, употребительное доселе на Востоке, исследователю древности представляется совсем в другом свете, и не оставляет в душе его другого чувства, кроме досады. 82. τελει θη ν Κυρ γι τατος μν Μητροπολτης κριος Γε ργιος Βορτζης, μην Μα ς, μρ β, ω σ ρ ς, νδ. , τους , ςχ . Скончался в Господе святейший наш Митрополит господин Георгий Вурци, месяца Мая 6, в понедельник, в 6 часу, инд. 8, года 6698 (1190). Здесь те же самые несообразности дня седмичного с числом месяца, неразрешимые для меня по причине неуверенности в названии месяца. В 1190 году 6-е Мая приходилось в воскресенье, а не в понедельник. Из других же месяцев только Ноябрь шестым числом приходился в понедельник. Но надпись едва ли даёт возможность видеть в ней Ноябрь. Вместо Вурци можно читать и Вирци. 83. τελει θη ν Κυρ γι τατος Μητροπολ της μν κα πρτιμος κριος Νικλαος γιοθεοδωρ της, μην Μα, μρ β, νδ. , τους , ςχπγ.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

– Народные игры и потехи, доныне единообразные в землях Славянских: борьба, кулачный бой, беганье взапуски – остались также памятником их древних забав, представляющих нам образ войны и силы. В дополнение к сим известиям заметим, что Славяне, еще не зная грамоты, имели некоторые сведения в Арифметике, в Хронологии. Домоводство, война, торговля приучили их ко многосложному счислению; имя тма, знаменующее 10000, есть древнее Славянское. Наблюдая течение года, они, подобно Римлянам, делили его на 12 месяцев, и каждому из них дали название согласно с временными явлениями или действиями природы: Генварю Просинец (вероятно, от синеты неба), Февралю Сечень, Марту Сухий, Апрелю Березозол (думаю, от золы березовой), Маию Травный, Июню Изок (так называлась у Славян какая-то певчая птица), Июлю Червен (не от красных ли плодов или ягод?), Августу Зарев (от зари или зарницы), Сентябрю Рюен (или Ревун, как толкуют: от рева зверей), Октябрю Листопад, Ноябрю Груден (от груд снега или мерзлой грязи?), Декабрю Студеный. Столетие называлось веком, то есть жизнию человеческою, во свидетельство, сколь предки наши обыкновенно долгоденствовали, одаренные крепким сложением и здравые физическою деятельностию. Сей народ, подобно всем иным, в начале гражданского бытия своего не знал выгод правления благоустроенного, не терпел ни властелинов, ни рабов в земле своей и думал, что свобода дикая, неограниченная есть главное добро человека. Хозяин господствовал в доме: отец над детьми, муж над женою, брат над сестрами; всякий строил себе хижину особенную, в некотором отдалении от прочих, чтобы жить спокойнее и безопаснее. Лес, ручей, поле составляли его область, в которую страшились зайти слабые и невооруженные. Каждое семейство было маленькою, независимою Республикою; но общие древние обычаи служили между ними некоторою гражданскою связию. В случаях важных единоплеменные сходились вместе советоваться о благе народном, уважая приговор старцев, сих живых книг опытности и благоразумия для народов диких; вместе также, предпринимая воинские походы, избирали Вождей, хотя, любя своевольство и боясь всякого принуждения, весьма ограничивали власть их и часто не повиновались им в самых битвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Ящик уподобляется кивоту завета, в котором находились: стамна с манною, скрижали завета, жезл Ааронов. О знаменовании ящика и высоком назначении его говорится в молитвах, находящихся в «Чине благословения новаго кивота, или иного коего сосуда, или коего-либо хранилища, крестообразно или инако к хранению мощей сооруженнаго», именно: «Боже Богом и Господи Господень, Творче и Создателю вся видимыя и невидимыя твари, иже рабу Твоему Моисею повелел еси, по образу, показанному ему на горе, кивот от древес негниющих составити, и златом чистым обложити, в немже стамну златую, небесную в себе имущую манну, и скрижали завета перстом Твоим Божественным написанныя, во свидетельство будущему роду сохранити, яже вся образ бывши нынешним, воплощением Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, исполнишася, егда тело Его действом Святого Духа от пречистыя Девы зачатое и одушевленное, исполнением божества всего исполнил еси. Тебе смиренно молим Вседержителю Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, из Него же всякое отечество на небеси и на земли именуется, яко да сей кивот (или кивоты), или сосуд (или сосуды), к сохранению мощей святых Твоих сооруженный (или сооруженных), молитвами и предстательством тех же святых Твоих, небесным Твоим благословением благословиши и освятиши» и т. д. (Дополн. Требн., изд. в Киеве, 1862 г., л. 62 на обор. и 63). Подобное говорится и в другой молитве, именно: «Владыко Боже Отче Вседержителю, иже при Моисеи угоднице Твоем роптание людем утоляя, священство же Аароново благоугодное Тебе быти утверждая, жезл его сухий прозябнути, и цвет плодоносный произвести сотворил еси, и сей в кивоте завета в знамение Твоея силы, и чудотворения вложити повелел еси, иже и нам образование бысть Христа Твоего, его же на крестном жертвеннице смертию изсушение, и тридневным воскресением процветение, церкви же смертию Его прозябение, и нощию и днию плодоносное процветете сим прообразил еси: Тебе всемилостиваго Строителя и Промышленника человеческаго рода прилежно молим, призри на сосуды сия, к хранению мощей святых угодников Твоих сооруженныя, и благодатию Твоею всеосвящающею, в окроплении воды сея священные благослови и освяти и идеже аще сия отнесени и храними будут, молитвами и предстательством святых Твоих, их же мощи в них сокрыются, оттуда всякое сопротивное обстояние отжени, вся же полезная и благая тамо умножи и сохрани, яко да вернии людие Твои богатыя милости и щедроты, и благодеяния Твоя в малой части мощей святых Твоих якоже в целом их теле получивше, благодарение Тебе должное воздают, и жития их подражательми быти потщатся ходатайством их, и с ними и наследники царствия Твоего быти да сподобятся. Благодатию и щедротами» и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Известно, что не в порядке естества изменяться в другой вид человеческим членам и потом опять принимать прежнее состояние, тогда как рука Моисея убелялась подобно снегу и вдруг была восстановлена. «Скажешь: Бог восхотел, и изменил руку. Там Бог, восхотев, может совершить; ужели же не может здесь? То чудо было только для египтян, а сие чудо даровано вселенной» 389 . А таких явлений Священная История содержит очень много. По воле Божией простой жезл Моисея превратился в змия и даже стал страшен самому властителю. «Кто прежде держал этот жезл, тот побеже от него, как от змия ( Исх.4:3 ); потому что жезл действительно стал змием». Он принял все его свойства: имел зубы и змеиные глаза… И если все это так, то пусть скажут противящиеся истине, что труднее: деве родить или жезлу стать живым существом? 390 . «Из жезла раждаются глаза, которые видят, а из девического чрева не родится ли младенец, когда угодно сие Богу?…» 391 . Столь необыкновенное явление произошло и с жезлом Аарона. По словам Бытописателя, он/жезл/в одну ночь произвел то, что другие дерева производят по истечении многих лет 392 . Жезл, как говорится, «прозяб», хотя всякому известно, что сухое дерево, с которого снята кора, если бы положить его и в самую реку, произрасти не может. «Но поскольку Бог не с естественными соображается свойствами, но Сам есть Творец естеств, то неплодный, сухий, лишенный коры жезл прозяб, процвел и принес плод – орехи ( Чис.17:8 ). Посему Тот, Кто жезлу ради пробразующего Архиерея преестественно даровал плод, не мог ли ради истинного Архиерея даровать Деве, чтобы родила?» 393 . Но иудеи, противоречащие истинному учению, этими примерами не убеждаются и не отступают от своих неправильных выводов. Поэтому следует напомнить им и о других находящихся в Священном Писании необычайных, но уже более близких к сверхъестественному рождению явлениях. Впрочем, пусть они сами скажут: «… кем рождена в начале Ева ? Какая матерь зачала ее безматернюю?» Писание говорит, что она произошла из ребра Адама. А если это так, то нельзя ли признать, что и дева может родить без мужа? 394

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Ноев бо ковчег, сохранивый семя второму миру от всеродного потопа оного, сию образоваше. Спасе бо от потопа душевнаго, не останок рода малый, но всю вселенную. Но и сень Авраамова сию являет, яко в последняя времена от семене его воплотися Бог: И тоже (являет) лествица оная Иакову в Харране явившаяся, на ней же Господь утверждашеся, и ангели божии восхождаху и нисхождаху по ней... Сего ради ныне не к тому небо – особь и земля особы, посреде же средостение, еже созда преступление (Адамово); но обо едино суть, не сущей стене разделяющей, и человеком, яко ангелом божиим, не возбранен небесный всход, ниже ангелом на землю к человеком нисход... Но и купина оная, явившаяся на горе Моисею, что ино прописаше, разве отроковицу сию; неопально бо при божества огнь в естестве тленном... В преславном, же оном превождении чермного моря безсеменное назнаменовася Девы зачатие и паче слова рождение. А еже паки по естеству на первый образ устроение воде явственне показа девства ея сохранение... Но и многочестная оная свидения сень (скиния) и иже в ней сосуды То образи беху, скрижали, стамна, кадильница, трапеза, свещник... Таже жезл Ааронов сухий и невлажно процветший что ино проявляше, токмо без сочетания неизреченное рождество; Прейдем отсюда на Гедеоново руно, еже на гумне приимшее росу в невремя росы, и узрим гумно убо вселенную, руно же Марию, росу же Еммануила, прохладившего сгоревшее естество Адамово . Отсюду прейдем на Давида и Соломона, и узрим тамо явственнейшая о ней проречения. Что убо рече Давид: Предста царица одесную тебе в ризах позлащенных одеяна, преиспещренна... Но и другий образ пророчества премудрый являет муж, глаголя: премудрость созда себе храм. От которых камений; от которых древ, ливановых и кедровых; ни от которых, разве от чистыя сея отроковицы... Пóйдем на великогласного оного Исаию, и видим того с трепетом стояща, и ужасное оно видение зряща на престоле высоце и превознесенне Господа седяща. И смотри: что сказоваше клеща, ею же угль нося Серафим пришед коснуся устнам пророчим; что ино, разве клеща Сию являше.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Часто в проповедях святителя Димитрия можно наблюдать драматизм, выраженный в прениях. Так, например, слово в неделю страшного суда, часть 2, стр. 12, проповедник очень наглядно показал взаимные прения добрых и злых дел в человеке по воскресении. «Внидет душа… в страшное свое тело… соединится с ним… яко с ненавистным врагом, с смердящим, червми ядомым псом, и с змеиным, яда исполненным трупом: тогда начнет едино другому досаждати, едино другом клеветати, проклинати. Речет душа к телу: проклято ты, … проклята ты окаянная душе моя, яко ты зле управляла мя еси, и разумом твоим, от Бога тебе данным, яко бороздами и уздою… не воздержала мя еси» 143 . Другая внешняя особенность проповеди также как и у южно-русских проповедников, выражалась главным образом в переложении библейских событий на современные нравы 144 . Проповедь на сыропустную неделю свят. Димитрий к слушателям заканчивает так: «Хотел бых еще лучшее вкушение любви вашей предложити, манну… но желею тех, иже к запустным нынешним трапезам спешат, да не продолжится время моим моим убогим подчиваньем; обаче краткими словесы советую: аще кто во всятую четыредесятницу начнет поститься до захождения солнечного, то и сухий хлеб будет ему яко манна. Ибо пост и худую пищу сладит, и горькую редьку с хреном в мед и сахар вменяет». Далее, укоряя сзых постников, сравнивает их с медведем: «мнози обыкоша в пощениях своих гневатися, и яритися, и роптати по подобию медведя, иже во время зимнее в ложищи своем лежя, ничесоже ясть, токмо лапу свою сосет, а мурчит непрестанно» 145 . Проповеди свят. Димитрия, будучи сходны с внешней стороны с южно-русскими проповедями по своему построению, источникам и изложению, отличаются близостью к современности. Читая проповеди свят. Димитрия всегда чувствуется увещательный характер. Каждое поучение его растворено глубоким пастырским чувством, дышит искренностью, простотой, сердечностью и производит неотразимое влияние на своего слушателя. При изложении своих мыслей и их обосновании он неизменно пользовался Священным Писанием, толкуя его в буквальном и духовном смысле. Схоластика получила от него свою дань лишь во внешнем оформлении проповеди – ее построении и в художественных средствах языка. Но и с этой стороны схоластики у него меньше, чем у других его современников. «Можно сказать, говорит М. Поторжинский, что его проповеди составляют нечто среднее между свято-отеческими проповедями и схоластическими: к первым они примыкают по своему содержанию и по духу, а к последним по форме и только от части» 146 . Способ изложения, источники

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

К внешним приемам проповедей святителя Димитрия нужно отнести также драматизм. Приводя слова Спасителя: «блажени кротцыи, яко тии наследят землю», – проповедник говорит: «О, Господи милостивый! вси у Тебя рабы твои счастливы, все на небеси ублажени, едини токмо несчастливы кротцыи, земным точию дарствованы от Тебе блаженством. Еда ли блаженство земное соравнится небесному блаженству? Пожалей, Господи, помилуй и кротких, и их возьми на небо в блаженство горнее; рцы: блажени кротцыи, яко и тех есть Царство Небесное. – Но Господь наш моего ради непотребного моления словеси Своего святаго, в Евангелии записаннаго, не переменит» 258 . Другая особенность проповедей святителя, так же как и у других южно-русских проповедников, заключалась в обращении от библейских событий к современным нравам. Проповедь на Неделю сыропустную святитель Димитрий заканчивает таким обращением к слушателям: «Хотел бых еще лучшее вкушение любви вашей предложите, манну... но жалею тех, иже к запустным нынешним трапезам спешат, да не продолжится время моим убогим подчиваньем; обаче краткими словесы советую: аще кто во святую четыредесятницу начнет постится до захождения солнечного, то и сухий хлеб будет ему, яко манна. Ибо пост и худую пищу сладит, и горькую редьку с хреном в мед и сахар вменяет». Далее, укоряя злых постников, сравнивает их с медведем: «Мнози обыкоша в пощениях своих гневатися, и яритися, и роптати по подобию медведя, иже во время зимнее в ложищи своем лежа, ничесоже ясть, токмо лапу свою сосет, а мурчит непрестанно» 259 . Святитель Димитрий оставил богатое гомилетическое наследие, которое и в настоящее время полезно для пастырей в деле святого благовестия и просвещения. Исполняя свое архипастырское служение, он и ныне предстает пред Церковью как искусный проводник, «златословесный учитель, иже всем вся написа, яже к наставлению, да всех приобрящет, якоже Павел Христу» 260 . Педагогическая деятельность святителя Димитрия Знакомство с проповедями святителя показывает, какое большое значение он придавал образованию. Особенно это важно было для священников, которые по сложившейся тогда традиции готовили своих детей себе в преемники и потому должны были заниматься их духовным образованием с детских лет. Однако пастыри ростовские проявляли в этом вопросе удивительное нерадение, что очень огорчало ревностного архипастыря. Он понимал, что при таком положении дел, когда иереи небрегут о воспитании собственных детей, им тем более не до того, чтобы заниматься духовным образованием своих прихожан. А потому святитель Димитрий сам позаботился, со свойственной ему рачительностью, об открытии в Ростове школы для духовного образования юношества 261 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010