Они же и два крыла орлиных, данные Невесте Христовой Церкви, на которых многие возлетели ко зрению Солнца правды. Они же, наконец, и два мысленные сосца той же матери нашей, Церкви Христовой, сладостью, добродетелью которых, как истинным словесным молоком, многие возросли ко спасению и, наставленные их светозарностью, вошли в Царствие Божие воистину, как бы путем млечным, который в небе, по объяснению ученых, образуется через соединение множества звезд. Ревновавшие путям этой достохвальной двоицы, во-первых, игумены святой чудотворной лавры Печерской, Стефан и Никон, и подвизавшийся еще до существования лавры Варлаам, научат тебя православный читатель, через эту книгу (кроме других, не столь удобных для тебя подвигов) терпению в напастях, потом Ефрем научит ревности ко святым местам, Исаия умножению веры, Дамиан и также Прохор, Марк и Пимен посту, Иеремия наставит пребыванию в монастыре, Матфий стоянию в церкви, Исаий и Никита научат покаянию после искушения, Лаврентий рвению к затворничеству, Алимпий подвигу в рукоделиях, Агапит служению больным, Григорий обращению к покаянию, Моисей и Иоанн страданиям за чистоту, Феофил слезам, другой Пимен терпению в болезни, Феодор и Василий терпению в оклеветании, Спиридон и Никодим псалмопению, Евстратий и Кукша страданию за Христа, Никон Сухий терпению в плену, Афанасий послушанию, покаянию и вере к святому Печерскому монастырю, Святоша пренебрежению славою, Еразм украшению храмов, Арефа благодарению за похищение имущества, Тит любви, Нифонт ревности о православии, наконец, Нестор, Симон и Поликарп научат тебя здесь, православный читатель, не только читать жития святых, преподобных и богоносных отцов наших Печерских, но также изображать их и на самом себе добрыми делами. Усердно желаем, чтобы ты исполнил это и был вписан в книге жизни вечной». Желающие твоему благочестию благой временной и вечной жизни, твои богомольцы, иноки святой великой чудотворной Лавры Печерской Киевской. Изображение иконы Пресвятой Богородицы Киево-Печерской Житие преподобного и богоносного отца нашего Антония, первоначальника русских иноков, начавших подвизаться в пещерах Посланный Промыслом Божиим, он принес в Россию благословение святой Афонской горы, и положил в ней начало совершенному иноческому житию и основал при дивных чудесах святую Печерскую Лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

сначала), многого ради и конечного смирения, не хотяше поставитися в пресвитеры или в игумены. Собравшимся мнихом, числом 12-ть, в них же беша преимущии (т.е. замечательные) сии: Василий, нарицаемый Сухий, пришедший от верх Дубны; другий Яков, нарицаемый Якута (сей бе Якута посольник, его же посылаху на службу и нужную потребу); третий же Онисим, иже бе дьякон. Кельям же зиждемым и тыном огражденным и не зело пространным, вратаря у сущих тут врат пристави, от них же сам Сергий три или четыре кельи своими руками созда, но и прочая вся монастырская делеса, яже братиям на потребу, служаше: овогда на рамех (т.е. плечах) от леса ношаше и, раздробляя на полена, по келиям братьям ношаше, сечаше, и толчаше, и меляше, и хлебы печаше, и варяше, всякую братиям потребу устрояше, и крояше, и шияше, и от источника почерпая воду, на рамех своих в двоих водоносех ношаше и каждому у кельи поставляше, и николи же (никогда) ни часа празден не бываше. И понеже младу ему еще сущу и крепку плотию, бяше бо силен за два человека. И аще что делаше, псалом во устех его всегда бяше: предзрех Господа, предо мною есть выну, яко одесную мене есть, да ся не подвижу. По лете же единем (1345) игумен Митрофан паки прииде к блаженному Сергию и тут живяше и священствоваше несколько лет; таже разболеся и, неколико времени поболев, от сего жития преставися (в 1356 году). Бе же священнолепен и нарочит муж и в седине же светлеяся. И опечалися о преставлении его преподобный Сергий. Тогда братия вся совещавшеся единомысленно и собрашаяся вся вкупе и пришедше глаголаше Преподобному сице: Отче, не можем быти без игумена, да приимеши ты священничества чин и будеши нам игумен и отец. Он же отрицашеся, братия же паки молиша его дважды и трижды. Он же твердою душею и смиренным умом, ни ласканиям повинуяся, ни прещения бояшеся. Братия же восхотеша разъитися разно. Он же, принужден сый, рек им: Выше меры моея есть, якоже вы повелеваете ми; но воля Господня да будет! Аще Бог восхощет и святитель, буди тако; идем во град Переяславль к епископу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Одному немому отроку преп. велел помазать елеем язык; и когда в день воскресный во время святой литургии диакон начал читать святое евангелие, и по обычаю люди воспели: «слава Тебе Господи»,– вместе с другими воспел и отрок и с того времени стал говорить. Все святые встречают душу святого Некоторые из учеников преп. Даниила видели, что пришли посетить его все от века святые, пророки, апостолы, мученики и всех святых лики во свете и славе небесной. Небесные посетители, любезно его облобызавши, повелели ему совершить Божественные Таинства. Также один бесноватый, стоя при столпе, утверждал, что видит много ангелов и святых с неба к преподобному грядущих, которых и по имени называл. Преп. Никон сухий, Печерский Предание себя в волю Божию Преп. Никон попался в плен к половцам; сродники богатые старались выкупить его, но он не согласился, говоря; «если бы Господь хотел, чтоб я был свободен, то не предал бы меня в руки этих беззаконных человеков. Он Сам предает в плен крепость тем, кому хочет; но мы, «аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим?» ( Иов. 2, 10 ). Бог может из рук злодеев чудесно освобождать В плену преп. Никон был в цепях и с подрезанными жилами сидел в темнице, окруженный строгою и многочисленною стражею; и вот в шесть часов утра узник стал невидим и только услышали глас: «хвалите Господа с небес», – он оказался в Печерской церкви, когда пели каноник на литургии. Пленяющий сам делается пленником Половчанин, по заключении мира, пленивший Никона, пришел в Киев и узнал Никона, который рассказал ему все случившееся, и этот, пораженный чудом, обратился с своими спутниками в христианство. 12. Св. Спиридон, епископ Тримифунтский Богатый чрез скупость беднеет, а бедный нуждающийся богатеет Один бедняк во время голода жаловался преподобному на богача, который, собравши хлеб, в голод требовал безбожную за него цену: «не плачь, сказал преподобный, – так сказал Дух Святой: поутру наполнится твоя храмина хлеба, а богатого увидишь умоляющего тебя о принятии тобою хлеба его без платы». Действительно, дождь проливной пошел, подмыл и разрушил житницы богача. Поэтому он стал умолять бедных, чтобы они торопились подбирать даром его хлеб. Так Бог немилосердие богача наказал, нищету же убогого восполнил. Превращение злата в змия и обратно

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Между Лаврскими зданиями было одно достопамятное: это оружейная палата, где хранилось оружие защитников Троицкой Лавры, во время осады 1609 года; по именному указу Елисаветы Петровны, в 1756, все это оружие отдано в ведомство генерал-фельдцейгмейстера графа Шувалова; а потом и самое здание сломано. Часть этого достопамятного оружия находится теперь в Московской Оружейной Палате. В обители св. Сергия многие из Угодников Божиих проходили искус иночества: в XIV веке жили здесь Преподобные: Павел Комельский и Сергий Обнорский; в конце XV века жил Преподобный Корнилий Комельский; а св. Серапион (что после архиепископ Новгородский) был и игуменом; в начале XVI века был здесь игуменом же Преподобный Арсений Комельский; а в половине того века ту же должность занимал св. Герман, бывший после Архиепископом Казанским. В 1437 году здесь пострижен в иночество и по кончине, погребен князь Иван Юрьевич Патрикеев, сын воеводы князя Юрия Патрикеевича и Марии, дочери В. К. Василия Димитриевича, умный вельможа, подпавший гневу В. К. Uoahha III за разные злоумышления. Между погребенными в этой обители, кроме поименованных выше, замечательны: а) инок Варфоломей, б) Василий (Сухий) и в) Исаакий молчальник – ученики св. Сергия, чтимые по богоугодной жизни; г) Дорофей, ученик и келейник св. Дионисия Архимандрита, благочестивый инок; д) Владетель городка Радонежа, давший Преподобному Сергию землю под монастырь, князь Андрей Владимирович, брат Лифляндской Королевы Марфы Владимировны; он погребен в самом Троицком Соборе у южной стены, в углу; е) князь Михаил Львович Глинский, родной дядя Великой Княгини Елены, матери царя Иоанна Грозного; ж) думный дворянин и любимец царя Иоанна, Борис Васильевич Воейков; з) победитель последнего Сибирского царя Кучума, Андрей Матвеевич Воейков же; и) Окольничий Иван Феодорович Басманов, брат известного временщика Лжедимитриева, убитый разбойником Хлопкою, i) Михаил, епископ Смоленский, XIV века, погребенный близ того места, где была могила Преподобного Сергия и к) Никандр, Епископ Ростовский, XVI века.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Л. Вопрос 13 1324 . Людие Божии многоразумныи и разсудительныи, Ияков Григорьев, Прохор Иванов, Мелентий Иванов, Семион Васильев, Стефан Савельев, верою уверяемы, надеждою укрепляемы, любовию к Богу распаляемы и ревностью о церкви Христове, о пречистых тайнах и о священстве, и о благочестии – христианском законе – разгараемы любовью, ложных самочинных лжеучителей, неосвященных и самогубительных, пренебрегателей священнаго чина и ругателей 1325 имена сии, которыи первыи: Иван Дементьев, Ияков Сухий, Илья Яковлев, Данило Артемьев, Родион Марков, Прохор Губатый, Иван Москвитин, Григорий Белохин, Терентий Михайлов, Алексий Соловянин, Максим Андреев. От них возпрямигнул Федосий Васильев – главнейший, Терентий Васильев, Иван Бедра и прочие. Явите нам, кто они какова чину: истиннии ли они учители или ложные преблазнители? И согласно ли учение их и мудрование со святою церковию и со святыми богословцы? Разсмотрите и напишите нам. М. Вопрос 14 1326 . Мнози бо лжепророцы и лжеучители, овчата быти являющесь, волцы суще, уморяюще словесныя овчата Христова. Таковии убо суть вси еретицы. Мнози бо мняху веровать, но неправа, ни якоже рече писание, и понеже они своим ересем последоваша, того ради и погибоша 1327 . Таковии лживии апостоли делатели льстивии, преобразующесь в апостолы Христовы 1328 . Делатели льстивии делают убо да изторгнут насажденная, личину приимши истинны и имении убо, рече, не взимают, да большая возьмут, да душу погубят. (об.) Мнози 1329 бо приидут во имя Мое, глаголюще: Аз есмь Христос, и многи прельстят 1330 . Востанут бо лже-христы, и лже пророы, и лжеучители 1331 . И время приближись, не изыдите убо во след их 1332 . Молим вашу честность: кто есть лже-христи и лжепророки, лжеапостоли, лжеучители, овчата бысть являющесь, и уморяют, и погубляют души, и изторгают насажденное, мнят себе верных и истинных христиан, образ имуще благочестия, силы же отвершесь? Мерзцы суще, мерзостью запустения. И. Вопрос 15. Наш ли еси правоверный, истинный христианин, сын церковный или от противных наших воюющих и ратующих церковь Христову Никониан 1333 ? Или от преблазнителей самочинных неосвященных, пренебрегающих священнический чин и пречистыя тайны, и раздирающих церковное соединение, и осецающих на уды тело Христово, сиречь верных 1334 ? Наш церковный благочестивый священный чин, и догматы и веру Никон патриарх нарушил; крест Христов от Агнца разлучил, и преданное от святых отец чин изменил, и нелепые раздоры учинил. Наставники ваши самочиныи неосвященныи от коего времени стали быть 1335 ? Коего благочестия учители? Коих отцев чин и устав содержат? Кое имеют согласие со святою церковию? Кои тайны содержат? И по коим святым правилом духовные дела действуют? Открыйте нам на письме. Напишите, истинное ли действо их. На неосвященных татей надежду имеют, оставя святую церковь 1336 . Напишите, почто не имеют священнаго чина у себе и пречистых тайн, и хлеба богородична, и доры, и просфиры, и прочих святынь церковных? Кто их лишил и ограбил? Напишите уверение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

«Священноиерей» Матвей Андреев, его беседы с беспоповцами и послания к ним: к истории полемики между старообрядцами в начале XVIII века Источник Предисловие Напечатанные ниже сочинения сообщают несколько новых сведений из истории Феодосиевского согласия и первой полемики поповцев с Феодосиевцами в начале XVIII века. Как известно, Феодосий Васильев († 1711 г.), основатель Феодосиевского согласия, начал распространять своё учение за рубежом, в Невельском уезде, и потом переселился в Великолукский уезд, где поселился в Ряпиной мызе 1 . Здесь этот «главнейший обительный наставник и собиратель» устроил обители, в которых, около 1710 г., собралось братии до 500 человек и сестёр до 700 человек 2 . Из наших материалов узнаём, что в 1710 году была ещё и другая обитель, тоже основанная Феодосием Васильевым, в селе Лыбовке Псковского уезда 3 , в 79 верстах от г. Пскова 4 : в ней была « церковь » 5 . В 1715 г. здесь жил Игнатий Трофимов 6 известный своими спорами с поморцами о титле на кресте; по-видимому, это было его постоянное местопребывание, так как и в 1726 году встречаем его в этом же селе 7 . Учение распространял сам Феодосий Васильев: ему помогал в этом деле Игнатий Трофимов. Последний ездил «по городам и всем странам» 8 ; его ученики Яков Сухий, Илья Яковлев, Родион Марков, Данило Артёмов, Прохор Губатый, Иван Москвитин, Григорий Белохин, Терентий Михайлов, Алексей Словянин, Максим Андреев, Иван Бедра учили в Новгороде и его пределах, во Пскове, в Копорьи, на Ухоре, в Хижах, на Дереве, в Вязовщине, в Полощи 9 . Они проповедовали, что «церкви ныне антихристовы, кресты на них – ловушки сатаны, а попы – волки и души пожирают: а коих крестил, тех и поглотил 10 . Христос уже отъять на земли благодать свою всю, и несть ни коея святыни, и не действует Духа Святаго благодать отступниками ни в крещении, ни в поставлении» по следующей причине: «подаяй и купуя на сребре, священство оба проклятия и анафеме подлежат» 11 . Для более успешного распространения учения, кроме устной проповеди , они писали и раздавали «свитки и цветники лиловыя; в них пишут от самомышления о кончине мира, прелесть простым людям в удивление и на страх, на 209 г. В лицах писал Никон патриарх , последний антихрист, с ним купно сидит царь Алексей. И приводят толкование: от Римского падения, о связании сатаны на 1000 лет, и по разрешении Рима отпаде, второе – унияты по числу 600, и потом, егда исполнися 66, тогда Никон отступил, раздор веры и церкви учинил и всю Россию возмутил» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Однако на практике благословение Патриарха составителями списков имен интерпретировалось вполне произвольно. В 1981 г . по инициативе наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Иеронима (Зиновьева) было установлено празднование Собора Радонежских святых. Список составлялся по тому же принципу, которым руководствовались писатели ХΙХ века и редакторы различных народных календарей, что было в свое время изучено и подробно описано архиепископом Сергием (Спасским). В Собор были включены имена таких неканонизованных подвижников как Афанасий Железный Посох, Варфоломей Троицкий, Василий Сухий, Вассиан Ι (Рыло), Даниил Черный, Дорофей Троицкий и т.д. Были включены имена и таких неканонизованных в то время подвижников, которые были канонизованы позднее, как, например, схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, родители преподобного Сергия Радонежского, преподобные Андрей Рублев и Максим Грек и т.д. В 1981 г . Патриарх Пимен дал благословение на установление дня празднования Собора Радонежских святых, полагая, что он состоит из имен святых, канонизованных Церковью. В 1983 г . был впервые опубликован Собор Новгородских святых, в составе которого оказались более 30 имен неканонизованных усопших, а в 2003 г . к ним произвольно было добавлено еще более 50 имен. В 1983 г . епископ Омский и Тюменский Максим (Кроха) подал рапорт Патриарху Пимену с просьбой учредить день празднования Собора Сибирских святых. 1 октября 1983 г . Патриарх наложил резолюцию: «Согласен. Да благословит Господь сие начинание». Благословение, однако, относилось лишь к учреждению дня празднования Собора, а не к именам из списка, куда было внесено множество имен неканонизованных усопших. В 1985 г . редакция Издательства Московской Патриархии, работая с этим списком имен, охарактеризовала его как не готовившийся к публикации в календаре, по которому работа по его проверке и уточнению не проводилась. Возведенный в сан архиепископа, высокопреосвященный Максим был назначен в 1986 г . управляющим Тульской епархией. Уже через год, в 1987 г ., он подал рапорт Патриарху Пимену с просьбой учредить Собор Тульских святых с празднованием его 5 октября, на что получил благословение.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Сице живый съ братиами, аще и не поставленъ бысть въ прозвитеры, но велми с ними пристояше церкви Божии. И по вся дни пояше съ братиами во церкви и полунощницу, и заутренюю, и чясове, и третий, и шестый, и девятый, и вечерю, и нефимонъ, 647 по реченному: «Седмижды днемь хвалих тя о судьбах правды твоея». 648 Промежю сих частыя молебны, на то бо упразнишася, еже безъпрестани молити Бога, и въ церкви, и в келиахъ, по Павлу глаголющу: «Не престающе молитеся Богу». 649 А на обдню призываше нкоего чюжаго, попа суща саном или игумена старца, и того приимаше и повлеваше ему творити святую литургию: самь Сергий испрьва не хотяше поставлениа презвитерьска или игуменьства приати многаго ради и конечнаго смирениа. Имяше бо в себ кротость многу и велико истинное смирение, о всем всегда подражаа своего владыку Господа нашего Исуса Христа, подавъшаго ся на подражание хотящим подражати его и послдовати ему, рекшему: «Приидте къ мн, вси тружающиеся и обременении, азъ покою вы. Възмте иго мое на ся, и научитеся от мене: яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемь». 650 И таковаго ради смирениа Сергий не хотяше поставлениа поповьства или игуменьства взяти: глаголаше бо присно, яко зачало и корень есть санолюбиа еже хотти игуменьства. Събравшим же ся мнихом не зло множайшим, но яко чисменем до двою на десяте: от них же б единъ старець Василий, рекомый Сухий, иже б въ пръвых от страны пришедый от връхъ Дубны; ин же от них, именем Иаковъ, рекомый Якута – сий б в чину образом яко посолникъ, егоже колиждо отсылаху на службу, яко зло на нужную потребу, без неюже не мощно обрстися; другому же Онисим имя, иже б диаконъ, диаконовъ отець Иелисеа глаголемаго. Келиам же зиждемым и тыном огражденым, не зло пространнйшимь, но и вратаря сущихь ту у врат пристави, от нихже сам Сергий трие или четыре келии сам своима рукама създа. Но и прочаа вся монастырьскаа длеса, яже братиамь на потребу, служаше: ово дрова на раму своею от лса ношаше, и якоже по келиам раздробляя и растесаа, разношаше, на полна разскаа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18. Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма. (И разгорится яко огнь беззаконие, и яко троскот сухий пояден будет огнем, и разгорится в чащах дубравных и пояст, яже окрест холмов вся). Нечестие так вкоренилось, а страсти самолюбия и гордости, разрушающие закон, так сильно развились в сердцах Израильтян и с такой пламенной ревностью они один перед другим совершают преступление, что Господь вынужден обнаружить высшую и сугубую силу Своего гнева: Он само беззаконие Израильтян сделает для них же истребительным пламенем. И как пламя, переходя от терновника ко всякому колючему кустарнику, разливается во всей чаще леса; так гнев Божий, переходя от одного зловредного человека к целым семействам преступников, распространится во всем народе. Плач, вопли, крики, дымящаяся кровь, смрад брошенных трупов, все это будет напоминать треск деревьев, гул вихря и смрад дымящихся лесов, истребляемых пламенем пожаров. Поэтому грубо заблуждаются гордые Израильтяне, говоря: «сикоморы вырублены, заменим их кедрами». Господь истребит как терновый куст, так и кедровый лес. 19. Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего. (За ярость гнева Господня сгоре вся земля, и будут людие яко огнем пожжени: человек брата своего не помилует). Как вредные бесплодные кустарники и негодные травы выжигаются на ниве без остатка, так гнев Господень истребит нечестивых обитателей земли Израильской без пощады. Это всепожирающее пламя – междоусобная борьба в народе Еврейском. Междоусобие – одно из жесточайших общественных бедствий: знакомые со своей страной, обычаями, силами и средствами враги-одноплеменники с большими удобствами поражают один другого, и, при обоюдном сознании равенства сил или слабости, переходят в отчаянный бой, оканчивающейся общею гибелью. Так во время пожара в лесу, деревья, воспламеняясь одно от другого, увеличивают пламя и тем скорее обращаются в пепел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

гл. 6), и в другом месте: заповедь Господня светла, просвещающая очи ( Пс. 18:9 ). И заповедуется нечестивым, что бы уповали на Господа и, оставив грехи, утверждались и опирались на помощь Его. Ст. 11. Вот все вы, возжигающие огонь, препоясанные пламенем, ходите в свете огня вашего и в пламени, возжженном вами; от руки Моей это было вам, с страданиями уснете. LXX : Вот все вы возжигаете огонь и усиливаете пламя; ходите во свете огня вашего и в пламени, возжженном вами. Ради Меня это было вам. С печалию уснете. Нисколько не помогает увещание, и после преступлений нет надежды на спасение. Все уклонились, все сделались непотребными ( Пс. 13 ) все возжигают себе огонь и усиливают пламя. Ибо все имеют в себе сено, дрова, солому, терния и волчцы и плевелы, которые будут преданы вечному огню. Поэтому и в Притчах написано: во мнозех древех растет огнь ( Притч. 27:20 ). Коли же малый огонь охватывает много вещества, то сколько опустошит большое пламя? Также в послании, признаваемом за послание к Евреям, говорится о земле, которая, производя терния и волчцы, негодна и близка к проклятию, а концом его служит сожжение ( Евр. 6:8 ). Итак те кои препоясаны и окружены пламенем и усиливают огонь у себя, призываются к спасению, и говорится им: ходите во свете огня вашего и в пламени, возжженном вами , чтобы чрез кары и наказания вы познали силу Божию и возвратились к спасению. Означает же это опустошение иудейского народа, чрез которое они были преданы римлянам и несут иго рабства доселе. Ибо все это было от руки Христовой и с печалию и страданиями будут засыпать, потому что ни чрез благодеяния, ни чрез мучения они не хотели принять Сына Божия. Поэтому говорит им: идите во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом Его ( Мф. 25:41 ). Это тоже, что и апостол говорит: постиже же на них гнев до конца ( 1Сол. 2:16 ). Этим отделом мы научаемся, что каждый, смотря по качеству греха, возжигает себе огонь и как из находящихся на одном и том же месте и, если можно так сказать, на ложе, одни бывают здоровыми, а другие подвергаются лихорадочному жару, по различию мокрот и слизи испытывая различные мучения: так огонь, возжигаемый грешниками, имеет материал в грехах и в беззаконии, о котором написано: разгорится яко огнь беззаконие и яко троскот сухий пояден будет огнем ( Ис. 9:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010