Свято-Васильевский женский монастырь (Овруч) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Васильевский женский монастырь - Свято-Васильевский женский монастырь православный женский монастырь Овручской епархии Украинской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Предполагается, что в 997 г. св. равноап. князь Владимир, в крещении Василий, возвел здесь деревянную церковь свт. Василия Великого (своего небесного покровителя), а через 200 лет князь Рюрик Ростиславич, тоже носивший в крещении имя Василия, — одноименный каменный храм. Владея Овручем, Рюрик не раз занимал и Киев, где, имея «любовь несытну о зданьих», строил каменные сооружения. В этой связи вероятно, что церковь в Овруче возводили киевские мастера, включая Петра Милонега — придворного зодчего Рюрика. По мнению ученых, овручский храм имел все черты, присущие каменным церквам Руси рубежа XII–XIII вв.: близкий к квадрату план, 4 опорных столпа, 1 глава со ступенчатым основанием, богатый декор фасадов. На фоне княжеских междоусобиц зодчие той эпохи хотели напомнить о временах единой Руси при правлении Ярослава Мудрого. Символом мощи единой страны был построенный в Киеве при Ярославе Софийский собор, и мотивы его торжественной архитектуры вновь оказались востребованы 150 лет спустя — при возведении сравнительно меньших храмов (вроде овручского). От прочих церквей своего времени овручский храм отличает наличие на углах западного фасада двух башен с винтовыми лестницами на хоры (в XI в. такие башни пристраивали ко многим соборам Руси, но для XII в. известен пока один подобный пример). В XIII–XV вв. святыня пришла в запустение и превратилась в руины (нашествие на Русь монголов в 1237–1241 гг. обернулось для храмов пожарами и разграблением, обложение русичей монгольской данью лишило храмы прежней значительной материальной опеки, а переход Литвы к католичеству после изгнания ею монголов с юга Руси породил запрет 1455 г. на ремонт ветшающих каменных православных церквей). Описание 1519 г. гласит: «Каменная церковь Василиевская, говорят люди старые, была некогда златоверхой, но в незапамятные годы неприятелями огнем сожжена и совсем испорчена и разбита». После того как в народе стали рассказывать о слышимом на руинах благоухании и пении ангелов (некоторые говорили, что видели здесь Пресвятую Богородицу и свт. Николая Мирликийского), на месте древнего храма сменили друг друга 3 деревянные церкви: одна сгорела вскоре после постройки, другую заняли униаты (1596) и затем разрушили казаки, 3-я была разобрана (1784) ввиду угрозы падения древних каменных сводов, но оно случилось позже — в 1842 г. (после него уцелели 3 алтарные апсиды, 2 арки сводов восточной стены и часть северной стены). В 1860 г. начался сбор средств на укрепление руин и создание при них часовни. В 1876–1877 гг. у северной стены древнего храма возвели каменную часовню свт. Василия Великого, а руины укрыли деревянным навесом.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Васильев...

Есть известия, хотя и не вполне доказанные, что дочь Всеволода Янка (Анна) завела при Андреевском женском монастыре в Киеве училище для обучения девиц, что во Владимире Волынском в конце XI в. были училища, ради «смотрения» которых был назначен некто Василий, повествователь об ослеплении князя Василька, что Роман Ростиславич Смоленский, строя училища, держал при них учителей даже греческих и латинских и истощил на них все свое имение, что Галицкий князь Ярослав Осмомысл распорядился, чтобы школы и учителей содержали на свой счет монастыри, что Константин Всеволодович Ростовский постоянно держал при себе ученых людей, покупал греческие книги и составил у себя библиотеку, в которой было до 1000 книг. Некоторые из князей сами лично занимались перепиской книг, например Владимир Василькович Галицкий и княжна Ефросиния Полоцкая. Но главными ревнителями и распространителями христианского образования были, конечно, люди духовные, между которыми всего более было людей, по выражению летописей, «хитрых книгам и учению». Оттого и самые средоточия образования — школы и библиотеки — были при церквах и монастырях. Кроме упомянутых школ в Киеве, Новгороде и на Волыни, в житиях Авраамия Смоленского и Феодосия Печерского упоминаются еще школы в Смоленске и в Курске; наверное, были они и в других местах, где были церкви и монастыри. Духовные же лица заботились главным образом и об умножении книг, усердно занимаясь их перепиской. Книги в то время были еще великой редкостью и стоили очень дорого. Собирание их по своей трудности и ценности, кроме князей, доступно было только богатым владыкам и монастырям. В монастырях на это дело смотрели, как на великий богоугодный подвиг, и некоторые иноки посвящали книжной переписке все время, остававшееся у них от молитвы. Для списывания и собирания книг некоторые монастыри иногда нарочно посылали своих иноков на восток в Константинополь — в монастырь Студийский и на Афон.    Само собой понятно, что, будучи всем обязана церкви, древнерусская книжность вся носила религиозный характер.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Свидетельства источников, по нашему мнению, позволяют говорить не о единичных фактах, а о тесных политических и культурных связях Руси и Венгрии в XI b. Эти связи находили выражение прежде всего в установлении дипломатических контактов и частых династических браках представителей венгерского королевского дома Арпадов и русской княжеской фамилии. Повесть временных лет под 996 г. сохранила сообщение о том, что киевский великий князь Владимир «бе живя с князи околними миром, с Болеславом Лядьскым, и съ Стефаном Угрьскым, и с Андрихом Чешьскым. И бе мир межю ими и любы» 1492 . Никоновская летопись говорит о дипломатических связях между Русью и Венгрией в самом начале XI b.: в 1000 г. на Русь «приидоша послы от... королей Чежьских и Угорских» 1493 . Иллюстрированная хроника свидетельствует о женитьбе венгерского герцога Ласло, по прозвищу Сар (двоюродный брат короля Uшmbaha I, ум. до 1031 г.), на русской княжне 1494 . Их сыновья 1495 герцоги Андрей (будущий король Ahдpeй I) u Лebehme, спасаясь от интриг королевы Гизеллы, бежали в Польшу, откуда перебрались в Киев. На Руси венгерские герцоги находились с 1034 по 1046 г. Здесь Андрей женился на дочери Ярослава Мудрого Анастасии 1496 . С именем этой венгерской королевы исследователи обычно связывают основание двух православных монастырей, первыми обитателями которых могли быть выходцы из русских земель. Один монастырь находился около города Вышгорода, другой – в Тормове (комитат Бихар). В последнем нашли убежище монахи чешского Сазавского монастыря, изгнанные оттуда в 1055 г. за принадлежность к православию 1497 . На венгерской герцогине был женат тмутараканский князь Ростислав Владимирович, внук Ярослава Мудрого. После смерти мужа (1065 г.) великий князь Изяслав разрешил ей возвратиться на родину 1498 . Русский князь Ярослав Святополкович был женат на дочери короля Лacлo I «Святого» 1499 . Повесть временных лет сообщает под 1097 г., что Ярослав Святополкович отправил к венгерскому королю Кальману посольство, которое просило оказать Ярославу помощь в борьбе против князя Володаря Ростиславича 1500 . В 1072 г. король Гeзa I направил на Русь посольство во главе со своим братом Ласло (будущий король Лacлo I «Святой») «просить помощи своих друзей» для борьбы против претендента на королевский престол Шаламона. Миссия будущего короля окончилась неудачей, и он возвратился на родину ни с чем. Рассказ об этом сохранился в Иллюстрированной хронике 1501 . Таковы факты, вполне определенно зафиксированные источниками. Заслуживают внимания также предположения венгерских историков о браке венгерской герцогини и Святослава Владимировича 1502 , который на пути в Венгрию («бежащю ему в Угры») 1503 был убит Святополком в 1015 г., а также о женитьбе венгерского князя Михаила (дядя короля Uшmbaha I «Святого») на русской княжне в конце Х в. Основанием для последнего предположения служат славянские православные имена сыновей Михаила – Васой (Василий) и Ласло (Владислав) 1504 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В киевском Софийском соборе также погребались многие князья. В 1050 г. В соборе была положена жена Ярослава Мудрого, Елена, а в 1054г. – строитель храма, князь Ярослав Мудрый. В 1093 г. здесь был похоронен сын строителя собора, князь Всеволод Ярославич, в том же году здесь было положено тело его сына, Ростислава Всеволодовича. В 1125 г. в Софии был погребен еще один сын Всеволода, Владимир Мономах , а в 1155 г. – его сын, князь Вячеслав Владимирович 1260 . Княжеская усыпальница сложилась в черниговском кафедральном храме. В Спасском соборе Чернигова в 1034 г. был погребен его строитель, князь Мстислав Владимирович. В 1076 г. в храме был положен князь Святослав Ярославич. Здесь же были похоронены его сыновья Глеб (тело перенесено из Заволочья в 1078 г. и положено «за Спасом», т. е. вне храма) и Олег (в 1115г., «оу гроба отца своего»). В 1150 г. тело князя Игоря Ольговича было перенесено в Чернигов и положено у святого Спаса «в тереме». В 1151 г. в соборе похоронили убитого в битве князя Изяслава Давыдовича, внука Святослава Ярославича, а в 1196 г. – правнука, князя Всеволода Святославича. В 1198 г. в Спасском соборе был погребен князь Ярослав Всеволодович, брат Всеволода Ярославича. Там же в 1246 г. похоронен внук Михаила черниговского, князь Борис 1261 . В Новгородском кафедральном Софийском соборе сложилась усыпальница князей, правивших в Новгороде или связанных с ним. Помимо строителя каменного собора князя Владимира Ярославича, погребенного в храме в 1052 г., а также его матери (или, вероятнее, жены) Анны, положенной рядом, в соборе «на левой стране» был в 1096 г. похоронен сын Владимира Мономаха , муромский князь Изяслав. В 1178 г. «в гробници Володимере Ярославича» в южной галерее собора был погребен князь Мстислав Ростислава Безокий, внук Юрия Долгорукого. В 1180 г. в той же части храма был похоронен троюродный брат Мстислава Безокого, Мстислав Ростиславич Храбрый. В 1218 г. в Софии «в головах у деда», князя Мстислава Храброго, был положен княжич Василий Мстиславич 1262 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

кн. Киевского Рюрика Ростиславича - под 1199 г. (Там же. Т. 2. Стб. 710), в некрологе Волынскому кн. Владимиру Васильковичу - под 1288/89 г. (Там же. Стб. 916). С кон. XIII в. такое уподобление уходит из древнерусской литературной практики более чем на столетие. В кон. XIV - 1-й четв. XV в. в «Слове о житии великого князя Дмитрия Ивановича» неизвестный по имени московский книжник использовал формулировку митр. Илариона (БЛДР. Т. 6. С. 226). С сер. XV в., после Флорентийской унии, в условиях крайнего упадка Византии сравнение с К. начинает применяться и по отношению к живущим князьям. В развернутой форме это нашло отражение в «Слове похвальном инока Фомы вел. кн. Тверскому Борису Александровичу» (ПЛДР. Вып. 5. С. 282). Как защитник Православия от унии, К. уподобляется его современник вел. кн. Московский Василий II Тёмный в Послании 1441 г. К-польскому патриарху Митрофану и в Повести Симеона Суздальца о хождении на Флорентийский Собор ( Синицына. 1998. С. 67, 81-82). Позднее «новыми Константинами» достаточно регулярно именовались Московские великие князья и цари, начиная с Иоанна III Васильевича, преимущественно в посланиях им духовных лиц, в т. ч. греч. иерархов (Там же. С. 121-126; Чеснокова. 2011. С. 169-170). После взятия К-поля в 1453 г. турками московские правители оказались хотя и не единственными, но, несомненно, сильнейшими (в сравнении с груз. царями и господарями Валахии и Молдавии) православными государями. Наиболее полное представление о преемстве власти К. московскими государями и даже об их родстве с ним нашло выражение в послании вел. кн. Василию III Иоанновичу (1523-1526), приписываемом в списках старцу псковского Елеазарова мон-ря Филофею ( Синицына. 1998. С. 359). В XVII в. определение «новый Константин» становится по сути частью титула московских государей в формуляре посланий им греч. иерархов, питавших надежду на участие первых царей из династии Романовых (прежде всего Алексея Михайловича) в антиосманской коалиции и призывавших их к освобождению К-поля ( Чеснокова.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Агафии с семейством, а не погребения. 38 По летописям (Лавр и Воскр.) год кончины Михаила Георгиевича 6685 – 1177; Лавр. Лет. говорит притом, что Михаил Георгиевич скончался 20-го июня, в субботу, при заходе солнца; но в 1177 году 20-е июня было в понедельник, в 1176 году в воскресенье, и в субботу оно не было с 1170 г. Историками признается, что Михаил Георгиевич скончался в 1176 году. Может быть, он скончался не во Владимире, а во время объезда по своим владениям в Городце на Волге. Впрочем, в прямом сообщении летописи о кончине Михаила Георгиевича ничего не говорится о том, чтобы он скончался не в столице, а говорится о кончине его в Городце только в приводимой летописцем речи ростовских бояр к князю Мстиславу Ростиславичу, в правдивости которой, притом, есть основание сомневаться. (См. Ист. Госуд. Росс. том 3, прим. 46). Татищев полагает, что Михаил Георгиевич скончался в Юрьевце Поволжском (т. 3, прим. 521). Татищев сообщает еще о сем великом князе, что он никогда не запирал дверей своего дворца, – что он весьма знал священное писание, говорил по-латыни, по-гречески, но никогда не хотел спорить о вере, – что он был ростом мал, сух, имел длинную бороду, кудрявые волосы, кривой нос. Т. 3, стр. 219, 220. 41 Служба св. благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу и житие его – рукопись 1695 года, принадлежащая Владимирскому кафедральному собору. 42 «Памятники древности во Владимире» В. Доброхотова стр. 55. «Владимирский собор – из сочинений А. Н. Муравьева» Влад. Губ. Вед. за 1855 г. стр. 200. «История Влад. кафедр. Усп. собора» протоиерея А. Виноградова (Владимир, 1877) стр. 51. Но в рукописных святцах конца 16 и начала 17 века («Книга глаголемая описание о российских святых, изданная с дополнениями графом М. В. Толстым в Москве в 1887 году), равным образом в сборнике Троице-Сергиевой Лавры 17 века названы только две снохи великой княгини: Мария и Христиана. 45 Протоиерей Василий Косаткин в сочинении: «Св. Благоверный Князь Георгий Всеволодович, Чудотворец Владимирский».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

«Чрез некоторое время, – пишет Анна, – явился в Империи обманщик, принявший на себя его имя. Сосланный за то в Херсон, он был освобожден Половцами и, предводительствуя их толпами, шел во Фракию; но, взятый в плен Греками, испытал, что дерзость не остается без наказания: ему выкололи глаза» (в 1096 году). Сего несчастного и другие Византийские Летописцы именуют самозванцем; но зять Мономахов, убитый в Доростоле, был, конечно, истинным Диогеновым сыном: ибо Владимир, находясь в тесных связях с Двором Константинопольским, не мог, кажется, дать себя в обман лжецу-бродяге. – Вдовствующая супруга Леонова, Мария, скончалась Монахинею в России, где сын ее, Василий, усердно служил Великим Князьям; а города дунайские были скоро возвращены Империи или силою оружия, или вследствие мирных договоров. гг.] Владимир, одолевая внешних неприятелей, смирял и внутренних. Князь Минский, Глеб, не хотел ему повиноваться, сжег город Слуцк, захватывал людей между Припятью и Двиною: за то сын Мономахов, Ярополк, опустошил Друцк и вывел жителей в новый городок, для них основанный. Сам Великий Князь, соединясь с Давидом Черниговским и с Ольговичами, взял город Вячеславль, Оршу, Копыс; осаждал Минск, смирил Глеба и, вновь им оскорбленный, привел его как пленника в Киев, где он и скончался. – Беспокойные Новогородцы, употребляя во зло юность своего Князя Всеволода, мятежными поступками заслужили гнев Мономаха, который, призвав всех тамошних Бояр в Киев, велел им торжественно присягнуть в верности, удержал некоторых у себя, а других заточил. Правые или не столь виновные возвратились домой, узнав опытом, что самый человеколюбивый, но мудрый Государь не оставляет дерзких ослушников без наказания. Уже несколько времени Посадники Новогородские были, кажется, избираемы из тамошних граждан: Владимир, опасаясь их мятежного духа, дал сей сан Киевскому Вельможе Борису. Сын Святополков Ярослав, или Ярославец, Князь Владимирский, ненавидел жену свою, дочь Мстислава, и не боялся огорчать ее деда: Мономах выступил с войском, соединился с Ростиславичами, Князьями юго-западной России, около двух месяцев держал город Владимир в осаде и принудил Ярослава покориться; но сей легкомысленный племянник снова оскорбил дядю, с презрением удалив от себя нелюбимую супругу: он бежал в Польшу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

86 ГВНП; Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XV вв. М.; Л., 1950; Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI вв. М., 1951–1964 гг. Вып. 1–3; Памятники русского права. М., 1953. Вып. 1–2; Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. М., 1952–1964. Т. 1–3; Древнерусские княжеские уставы. М., 1976. 87 Арциховский А. В. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1958–1961 гг.). М., 1963. С. 43–47. 109 Так, в 1229 г. здесь похоронен ярославский князь Феодор Ростиславич Черный (ПСРЛ. СПб., 1885. Т. X. С. 172). В 1345 г. здесь же похоронен его внук – Василий Давидович (Там же. С. 216–217) и др. 112 «… а Садовое ей Сомино же дал есмь княгине свое и манастырь свои Апостолы же создахи и своею силою, а село есмь коупил Березовиче оу Рькви- ча оу Давыдовича Фодорка, а дал есмь на нем 50 гривен коун, а 5 локоть скорлата да броне дощатые, а тое дал есмь ко Апостолом же…» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 904). 114 Каждан Л. П. Византийский монастырь XI-XII вв. как социальная группа//Византийский Временник. М., 1971. Т. 31. С. 50–55. 125 Ищенко Д. С. Древнерусская рукопись XII века «Устав Студийский " … С. 7–8. Рукопись находится в ОР ГИМ – 330. 128 Житие Антония Печерского, писанное не позже 90-х годов XI в., не сохранилось. Оно использовано для составления Начального свода Киево-Печерского патерика. Об этом см.: Шахматов А. А. Житие Антония и Печерская летопись//ЖМНП. 1898. Март, отд. 2. С. 105–149. Захоронение преп. Антония в пещере указано в его памяти… См.: Жития святых на русском языке по руководству Четьих миней св. Дмитрия Ростовского . М., 1910. Кн. 11. С. 281; Житие Феодосия…//Успенский сборник… С. 129. 138 См. об этом: Янин BJJ. Новгородские посадники. М., 1962; Хорошев А. С. Боярское строительство в Новгородском Аркаже монастыре//Вестн. МГУ. Сер. История. 1966. 2. С. 77–82. 144 Повесть о Благовещенской церкви//ПЛДР: XIV – середина XV в. М., 1981. С. 466–467, а также см.: Житие святаго отца нашего Иоанна, архиепископа Новгородского//Жития святых на русском языке… М., 1902. Кн. 1. С. 165.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сообщения автора о князях: Всеволоде Ярославиче, Романе Ростиславиче, Ярославе Владимировиче, княжне Янке, дочери Всеволода Ярославича 5 , что они заботились об училищах и давали на них подаяния, основаны на показаниях Татищевской летописи, а те, по авторитетному мнению Е. Е. Голубинского , суть плод досужего вымысла самого Татищева 6 . Поэтому решительное утверждение, что «русские князья вместе с своими приближенными из лиц высшего сословия, следуя примеру великого князя Владимира Святого, ревностно заботятся о распространении грамотности, как в своих семьях, так и своем государстве, являются первыми водворителями образования на Руси и его главными двигателями: они повелевают открывать школы» ... висит в воздухе, имея своей фактической основой только один пример Ярослава Мудрого. Еще беспочвеннее раскрытие роли духовенства в деле школьного образования. Уже с первого водворения образования на Руси, православное духовенство, говорит автор, является тем сословием, на которое падают по преимуществу все заботы о народном воспитании и обучении. Лица высшей духовной иерархии дают наставления учителям содействуют открытию училищ... Главными же проводниками образования в народную массу являются православные священники, которые, обучившись книжному знанию, по приказанию великих князей, должны были открывать при церквях школы и знакомить детей с учением книжным. Таким образом, кроме своих непосредственных обязанностей, как пастырей церкви русскому духовенству, с первого его возникновения, поручается учреждение школ и учительство в них: приготовляя в своих школах будущих служителей церкви, обучая также всех желающих из народа грамотности и слову Божию, священно и церковнослужители являются первыми русскими народными учителями... 7 . Конечно, в этих словах очень хорошая, радующая благочестивое сердце русского читателя картина, но вот беда: откуда знает все это автор?! Ни древнерусская летопись, ни другие памятники древнерусской письменности не говорят ничего такого. Все это лишь предположения, которые выдаются за факты 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

КОНСТАНТИН И КОСМА (XIII в.), преподобные (пам. 29 июля, в Соборе Новгородских святых - в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), Косинские, Старорусские КОНСТАНТИН КАХА [Костанти Кахи (Кахай), Константин Грузин (Картвели), вмч. (пам. 10 нояб.), груз. князь (768-853) КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ (псевд. К. Р.) (1858-1915), вел. князь, гос. деятель, поэт, драматург, переводчик, почетный член С.-Петербургской АН КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Острожский (Василий) (1526-1608), кн. и магнат, воевода киевский, маршалок Волынской земли, покровитель правосл. Церкви в Речи Посполитой КОНСТАНТИН КОСТЕНЕЧСКИЙ (Костенечкий, Костенецкий, Костенческий; Константин Философ) (1380-1390 - после 1431), серб. книжник болг. происхождения, переводчик, дипломат КОНСТАНТИН МАНАССИ (ок. 1115, по другой версии - ок. 1130 - после 1173-1175, по др. данным - 1187), визант. писатель 98-100 КОНСТАНТИН, МИХАИЛ И ФЕОДОР († кон. XII в.?, Муром), блгв. князья Муромские (пам. 21 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) 100-111 111-113 КОНСТАНТИНОВ ДАР приписываемый св. равноап. имп. Константину Великому (306-337) подложный законодательный акт, изданный в пользу Римского еп. (папы) Сильвестра I (314-335) и его преемников 119-131 КОНСТАНТИНОВСКИЙ Матфей Александрович (1791-1857), прот., проповедник, духовный наставник Н. В. Гоголя, обер-прокурора Синода гр. А. П. Толстого и др. 131-134 КОНСТАНТИНОПОЛЬ [в древнерус. традиции Царьград; ныне Стамбул, Турция], древний и средневек. город на зап. (европ.) берегу прол. Босфор (Боспор Фракийский) 134-193 193-299 299-343 113-114 114-115 КОНСТАНТИН РУССКИЙ [Константин Неаполитанский] († 1742), сщмч. (пам. греч. 26 дек. и в Соборе Афонских преподобных (2-я Неделя по Пятидесятнице)), свящ. 115-117 КОНСТАНТИН ФЕОДОРОВИЧ см. Феодор Ростиславич, Давид и Константин, св. благоверные князья Ярославские и Смоленские (пам. 19 сент., 5 марта) 117--118 КОНСТАНЦА [Кюстендже], город в вост. части Румынии, в Добрудже, на побережье Чёрного м.; важный культурный и церковно-адм. центр Византийской империи

http://pravenc.ru/vol/xxxvii.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010