В XIX в. в Пскове ежегодно в праздник Преполовения совершался крестный ход из Троицкого собора с образом В. М. и Чирской иконой Божией Матери на р. Великую, где освящалась вода. Во главе осеннего крестного хода, учрежденного в 1813 г. в память избавления Псковской и С.-Петербургской губерний от нашествия франц. войск, торжественно несли мечи В. М. и Довмонта, икону В. М. и ковчег с частицей мощей святого. 27 нояб. в Пскове ежегодно совершался крестный ход вокруг города в память о В. М. После революции 1917 г. мощи князя были вскрыты, драгоценная рака конфискована. В наст. время св. мощи почивают в одной из уцелевших рак XIX в. на прежнем месте в псковском Троицком соборе. А . В . Назаренко, В . И . Охотникова Агиография Наиболее древними агиографическими памятниками, относящимися к В. М., следует считать проложные редакции Жития и Слова об обретении мощей (древнейший список - РГБ. Рум. 397. Л. 359-360 об., 353 об.-354 об.; XVI в.), составление к-рых было связано, по-видимому, с переложением мощей В. М. в 1368 г. В нач. 50-х гг. XVI в. псковский свящ. Василий (Варлаам) составил на основе этих текстов, а также псковских летописных известий и устных рассказов «неложных мужей псковских старейших», из к-рых называет некоего «старца клирика Ивана», более полное жизнеописание В. М., состоящее из Жития, Слова об обретении мощей и описания чудес; последнее (21-е) чудо датируется 1550 г. Житие в новой редакции вошло в Царский список Великих Миней Четьих свт. Макария , митр. Московского (под 11 февр.), позднее в Тулуповские и Милютинские Минеи. В лит. отношении свящ. Василий, составляя Житие В. М., ориентировался на Жития блгв. кн. Феодора Ростиславича Чёрного, Александра Ярославича Невского, его произведение обнаруживает также сходство с Житием прп. Михаила Клопского в редакции В. М. Тучкова, Словом иером. Пахомия Логофета на перенесение мощей свт. Петра , митр. Московского, а также Житием свт. Петра в редакции свт. Киприана , митр. Московского. Житие В. М. в «Книге Степенной царского родословия» (9-я гл., 5-я степень) является результатом многоступенчатого редактирования текста Жития в редакции свящ. Василия (первоначально этот текст, в к-ром были сокращены предисловие и послесловие, авторские отступления и комментарии, был дополнен по Никоновской летописи, затем подвергался др. переработкам).

http://pravenc.ru/text/155468.html

М. не упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия (Кальнофойского) (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Киево-Печерских пещерах, а также не указан в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг (хотя там перечисляется целый ряд почивающих в киевских пещерах церковных иерархов). Впервые мощи М. указаны на планах Ближних пещер 1744-1769 гг. (Дива печер. С. 127). Свт. Меркурий, еп. Смоленский. Фрагмент гравюры. 1756 г. Гравер Василий Белецкий (РГБ) Свт. Меркурий, еп. Смоленский. Фрагмент гравюры. 1756 г. Гравер Василий Белецкий (РГБ) Затруднения в отождествлении М. с одним из исторических лиц в XIX в. приводили к тому, что интерпретации и домыслы некоторых авторов нередко выдавались ими как установленные исторические факты. В «Истории российской иерархии» (1807) М. был указан 6-м Смоленским епископом после Симеона , упоминаемого в летописи под 1197 г. (ИРИ. Т. 1. С. 160-161; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 702); в «Словаре историческом рус. святых» (1836) также отмечалось, что «когда (М.- М. П.) хиротонисан, неизвестно», но «он был преемником епископа Смоленского Симона, о к-ром говорится, что в 1097 г. (правильно в 1197 г.- М. П.) погребал он князя Смоленского Давида Ростиславича; следственно, Меркурий жил в XII столетии» (СИСПРЦ. 1836. С. 181). Между тем и по летописным данным, и по списку-помяннику Смоленских владык в Требнике смоленского происхождения (ГИМ. Син. 377. Л. 226 об., ок. 1518 г.) преемником Симеона был свт. Игнатий ; М. в помяннике не упоминается ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 224). Митр. Евгений (Болховитинов) полагал, что М.- Смоленский епископ, «убиенный от татарского хана Батыя в 1247 г.» (Описание Киево-Печерской лавры. С. 109). Гр. М. В. Толстой считал, что М. «жил в XIII в. и вместе со своею паствою испытал ужасы нашествия Батыя» (Описание о российских святых. С. 13). Того же мнения придерживался и архиеп. Филарет (Гумилевский) : «Не сомневаемся,- писал он,- что святой епископ Смоленский Меркурий был тот самый епископ Смоленский, о котором упоминается в летописях при нашествии Батыевом 1238 года без имени его»; церковный историк полагал также, что М. «на смоленской кафедре был преемником блаженного епископа Лазаря... До посвящения в сан святительский подвизался он в Печерской обители, где по примеру других питомцев пещеры нашел себе и последний покой» ( Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 527). Однако, согласно упоминавшемуся списку-помяннику Смоленских владык, преемником еп. Смоленского Лазаря был Афанасий (поставлен в 1225/26 г.). Афанасий или следующий за ним епископ, Иоанн, видимо, и был Смоленским архиереем времени Батыева нашествия (см. также: Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 212).

http://pravenc.ru/text/2563006.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (в монашестве Варлаам; после 1565, Крыпецкий во имя св. Иоанна Богослова мон-рь?), псковский свящ., автор житий, служб, похвальных слов святым (преимущественно русским, связанным с новгородско-псковскими землями). Сведения о В. известны исключительно из его произведений. Писательская деятельность В. приходится на 40-60-е гг. XVI в. и связана с митр. св. Макарием . Можно предположить, что рукоположение В. во священника совершил сам святитель, будучи архиепископом Вел. Новгорода и Пскова (1526-1542). Позднее, овдовев, В. принял монашество с именем Варлаам. Из описания чудес в созданном агиографом житии прп. Саввы Крыпецкого , к-рые совершились в 1557-1564 гг., явствует, что в эти годы В. был иноком Крыпецкого во имя св. Иоанна Богослова муж. мон-ря , возможно, здесь он и скончался. Наиболее ранним трудом В. является житие прп. Евфросина Псковского ( 1481), составленное в 1547 г. по просьбе иноков псковского Елеазарова мон-ря во главе с игум. Феодосием в связи с канонизацией прп. Евфросина на Соборе 1547 г. Основным источником для автора явилась первоначальная редакция жития святого кон. XV - нач. XVI в., в к-рой большое место уделено вопросу двоения аллилуия . В. систематизировал первоначальное житие в хронологическом порядке и сделал нарративные дополнения, взятые из творений Епифания Премудрого и иером. Пахомия Логофета . В житие включены послание прп. Евфросина Новгородскому архиеп. св. Евфимию II (Вяжицкому) и ответ святителя, а также молитвы преподобного к Пресв. Богородице и перед кончиной. Завершает житие описание посмертных чудес святого, составленное на основании монастырских записей и рассказов очевидцев. Труд В. был включен свт. Макарием в Успенский и Царский списки Великих Четьих Миней (ВМЧ). Вскоре после Собора 1547 г. В. составил также 4-ю редакцию жития блгв. кн. Александра Ярославича Невского , прославленного Собором. За основу автор взял текст из Псковской II летописи, кроме того, он использовал выписки из житий блгв. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского и Новгородского архиеп. Иоанна, написанных Пахомием Логофетом, а также из жития ярославских князей Феодора Ростиславича и его сыновей Давида и Константина, созданного иеромонахом ярославского Спасо-Преображенского мон-ря Антонием. Молитва, к-рую кн. Александр Невский произносит перед боем, заимствована В. из Сказания о Мамаевом побоище. В конце жития В. обращается к святому с традиц. просьбой о молитве за царя, князей, бояр, войско и всех правосл. христиан, в т. ч. за себя - «многогрешнаго, и грубаго, и недостойнаго раба Божиа Василиа... написавшаго тебе малое сие гранословие». В. знал о чудесах, совершавшихся от мощей кн. Александра Невского, но в житии их не описал. Творение В. включено в Царский список ВМЧ.

http://pravenc.ru/text/150691.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Дмитрий Шемяка от 1433 до 1446 года Из всех врагов, восставших против великого князя в день его свадьбы, самым жестоким был Дмитрий Шемяка. Ни дядя Юрий, ни сын его Василий Косой, ни даже мстительный боярин Иван Дмитриевич не причинили столько зла великому князю, как этот двоюродный брат его. Правду сказать, и он сам не всегда был справедлив и очень часто заслуживал те несчастья, какие терпел. Именно Шемяка был, кажется, назначен Богом, чтобы показать великому князю, что еще и в здешнем мире зло бывает наказано. Свадебные праздники Василия Васильевича были, кажется, последними приятными днями для этого несчастного государя: не прошло и месяца после них, как Юрий Дмитриевич со своими сыновьями уже изгнал его из Москвы и, из милости дав ему в удел город Коломну, объявил себя великим князем. Правда, княжение его продолжалось только несколько месяцев, и Василий опять возвратился в Москву, но Юрий мог бы стать для него опасным, если бы вскоре потом не умер. Однако с ним не умерли все враги Василия, и сыновья его Косой и Шемяка имели точно такие же честолюбивые намерения, как и отец их. Косой как старший первым объявил свое право на великокняжеский престол и, наняв Вятчан, уже пошел с ними к Москве; но великий князь с верными Москвитянами, чрезвычайно любившими его, победил своего гордого брата и тогда же обесславил себя ужасным злодейством, напоминавшим России XII век и несчастного Василька Ростиславича: приказал ослепить Василия Косого! Такой жестокий поступок уменьшил любовь Русских к великому князю и извинил несколько все зло, каким впоследствии отомстил ему Шемяка за несчастье брата. Сначала этот хитрый князь не показывал Василию своей ненависти и даже вместе с ним называл врагом Отечества бедного слепца; но все это было только для того, чтобы получить в свое владение те богатые уделы, которыми великий князь хотел вознаградить его за несчастье Косого. Как только новые области были ему отданы, он начал думать о мщении и недолго искал подходящего случая: в России, окруженной со всех сторон врагами, такие случаи были нередки.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Витовт явился, и бояре сдали ему город вместе с женою Юрьевою, дочерью Олега рязанского. Витовт отослал княгиню в Литву вместе с некоторыми боярами, других бояр, самых сильных себе противников, казнил смертию, посадил в городе своих наместников, а жителям дал большие льготы, отводя их тем от князя Юрия, чтоб земля Смоленская не хотела последнего и не любила. В Москве сильно рассердились или по крайней мере показали вид, что рассердились, когда узнали о сдаче Смоленска; желая, как видно, сложить всю вину на самого Юрия и поскорее освободиться от него, Василий сказал ему: " Приехал ты сюда с обманом, приказавши смольнянам сдаться Витовту " , и Юрий, видя гнев московского князя, уехал в Новгород, где жители приняли его и дали тринадцать за городов; Юрий и новгородцы целовали друг другу крест - не разлучаться ни в жизни, ни в смерти; если пойдут какие иноплеменники на Новгород ратью, то обороняться от них князю Юрию с новгородцами заодно. Так пало знаменитое княжество Ростиславичей, отчина Мстислава! Но ни псковичи, ни новгородцы не надеялись одними собственными силами управиться с Витовтом и потому послали просить защиты у московского князя. Мы не знаем, какие были уговоры у Василия Дмитриевича с Витовтом относительно Смоленска, уже прежде принадлежавшего литовскому князю; нет ничего странного, что Москва действовала нерешительно в смоленском деле. Но нападение на псковские волости показывало ясно, что Витовт, ободренный вторичным взятием Смоленска, не хочет удовольствоваться этим одним примыслом, и московский князь не хотел ему уступать Пскова и Новгорода: Василий разорвал мир с тестем за псковскую обиду, отправил брата Петра в Новгород; потом, сложивши вместе с тверским князем крестное целование к Витовту, собрал полки и послал их в Литовскую землю: они приступали к Вязьме, Серпейску и Козельску, но безуспешно. Витовт за это велел перебить всех москвичей, находившихся в его владениях; но здесь уже отозвался разрыв с московским князем: до сих пор те из южных русинов и литвинов, которые были недовольны новым порядком вещей, начавшим утверждаться со времени соединения Литвы с Польшею, должны были сдерживать свое неудовольствие, ибо негде было искать помощи, кроме иноверного Ордена: сильный единоверный московский князь находился постоянно в союзе с Витовтом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В каком виде был воздвигнут первый Успенский храм, сведений не имеем. Но, кажется, нельзя сомневаться в том, что основатель его, просвещенный Константин, храм этот устроил благолепно и украсил богато. Величественный Собор Успенский в Ростове и Преображенский в здешнем Спасском монастыре, построенные тем же Константином, могут служить тому доказательством 8 . Нельзя также думать и того, чтобы Всеволод, сын Константина, и дети его Василий и Константин Всеволодовичи и другие удельные князья ярославские не прилагали попечения о благоустройств ярославского Успенского Собора, как ближайшего к их дворцу. Так, Успенский Собор, по всей вероятности, представлял много замечательного и по своей архитектуре и в других отношениях, но летописи об этом молчат. Впрочем, молчание это очень понятно. Тогдашнее время представляло одни грозные события. Полчища монгольские, как стаи диких зверей перебегали из одного места в другое, опустошая города и селения, а потому и внимание летописцев обращено было на одни кровавые происшествия. История показывает нам, что в один февральский месяц 1237 г. свирепые монголы сожгли 14 городов, в числе их и Ярославль 9 . Быть не может, чтоб в это время не пострадал и Успенский Собор. Здесь можно думать, что он лишился многих драгоценностей: икон, сосудов, священных облачений, книг и проч. В половине XIII столетия Успенский Собор сделался усыпальницей ярославских князей. В нем погребены два сына первого ярославского удельного князя Всеволода Константиновича, Василий и Константин, просиявшие в последстви нетлением своих мощей и чудотворениями 10 . В 1278 г. Успенский Собор был свидетелем бракосочетания князя белозерского Михаила Глебовича с дочерью ярославского князя Феодора Ростиславича Черного. Таинство брака совершал епископ ростовский (святой) Игнатий 11 . Вот одно из светлых событий, совершившихся в ярославском Успенском храме, записанное летописцем. Затем, впродолжение более двух столетий, о ярославском Соборе не находим почти никаких сведений. Летописи повествуют только о том, что в 1501 г. пожар опустошил древнейшую часть Ярославля – Рубленый Город, и что при этом сгорели дворец княжеский и Успенский Собор, построенный Константином 12 . Этим ограничиваются все известия о первом ярославском каменном соборном храме, существовавшем 286 лет. Второй храм

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

А после из тех же князей ростовских еще Василий Темкин, который здесь за него страдал, с сыном своим по его повелению зарублены опричниками его, отборными катами. Еще убит князь Петр, по прозванию Щенятев, внук князя литовского Патрикея. Был он человек весьма благородный и богатый, но, оставя все богатство и большое имущество, избрал монашество и возлюбил бескорыстную жизнь в подражание Христу. Однако и там велел мучитель мучить его, жарить на железной сковороде, раскаленной на огне, и втыкать иглы под ногти. И в таких мучениях тот скончался. Убил он также братьев его из того же рода, известных князей Петра и Ивана. В эти же годы убиты мои братья князья ярославские, происходящие от князя смоленского святого Федора Ростиславича, правнука великого Владимира Мономаха . Их имена: князь Федор Львов, человек выдающейся храбрости и святой жизни, с молодости и до сорока лет служил он ему верно, не раз одерживал светлые победы над погаными, обагряя руки свои кровью, вернее же, освящая их кровью басурман, истинных врагов креста Христова; другой князь Федор, внук славного князя Федора Романовича, который помог его (Ивана Грозного) прадеду, находясь в Орде у хана, губителя нашего – были тогда князья русские в рабстве у ордынского хана и власть получали из его рук, – так что был тот возведен на трон с его помощью. Вот как вспомнил он и заплатил за службу и доброжелательство наших прародителей к его прародителям! Наши князья ярославские никогда не покидали в бедах и несчастьях его прародителей как истинно верные и доброжелательные братья, происходящие по роду от того же славного и блаженного Владимира Мономаха . За этим князем Федором была его двоюродная сестра, дочь князя Михаила Глинского, славного рыцаря, которого без вины погубила его (Ивана Грозного) мать: был он ей дядей и обличал ее в беззакониях. Погубил он (Иван Грозный) немало и других князей этого рода. Одного из них, Ивана Шаховского по имени, он убил собственноручно булавой в городе Невеле на пути в Полоцк. Потом князей Василия, Александра и Михаила Прозоровских по прозванию и других князей этого же рода, прозванных Ушатыми, этого же рода князей ярославских, братьев их родственных, всем родом уничтожил, потому что, думаю, были у них большие вотчины, верно, поэтому и уничтожил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следы чествования преподобного Варлаама Хутынского († 1193) в Новгороде и вообще в Новгородской епархии находим еще к концу XIII и в начале XIV в., а не позже половины XV в. уважение к памяти преподобного проникло и в Москву. Но церковное празднование в честь его (6 ноября) началось в Москве и затем по всей России только с 1461 г., после того как Новгород посетил великий князь Василий Васильевич и над одним из отроков его совершилось великое чудо у мощей преподобного Варлаама; тогда же сам великий князь соорудил в Москве и первую придельную церковь во имя преподобного Варлаама. А в 1471 и 1480 гг. преподобный Варлаам числится в ряду чудотворцев русских в посланиях самого митрополита и Собора русских иерархов. Канон преподобному известен по рукописи 1462–1490 гг. В 1463 г. совершилось открытие мощей князя ярославского и смоленского Феодора Ростиславича Черного († 1298) и сынов его – Константина и Давида. Все они дотоле покоились вместе поверх земли в склепе под церковию Спасского монастыря в Ярославле. Игумен и священники ярославских церквей по взаимном совещании решили было положить мощи князей с честию в землю на том же месте и дали знать о своем намерении старейшине города князю Александру ярославскому. Князь изъявил свое согласие и хотел устроить каменную гробницу, покрыть ее дорогим покровом и поставить у гробницы свечи. Но когда собрались священники, иноки, миряне и князь и подняли мощи, от них тут же совершилось несколько чудес, которые поразили всех. Велели звонить в колокола, стеклось множество народа, начали поклоняться мощам и лобызать их и уже не опустили их в землю, а оставили в прежнем гробе на поклонение и лобызание всем. Возвестили о случившемся епархиальному владыке Трифону Ростовскому, но он не поверил. А между тем чудеса продолжали совершаться более и более, и, слыша о них, Трифон нашелся наконец вынужденным послать в 1467 г. ростовского протоиерея Константина для обследования дела. Протоиерей также был одержим неверием и с дерзостию приступил к освидетельствованию мощей, но был поражен невидимою силою, повержен на землю и онемел.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В Софийском соборе опочивают мощи Святых Угодников Божиих: 1) храмоздателя, князя Владимира Ярославича Новгородского, открыто в гробнице из белого мрамора; 2) матери его Анны (Ингегерды, или Ирины), супруги в. к. Ярослава I, первой из княгинь, постригшейся в иночество, также открыто; 3) первоначального основателя Софийской церкви и первого новгородского епископа, Иоакима, прибывшего в Россию с царевною Анною, в 992 году; 4) Князя Мстислава Ростиславича, храброго внука Мономахова; 5) Князя Феодора Ярославича, старшего брата св. Александра Невского, перенесенные сюда из Юрьева монастыря в 1614 году; 6) Луки, второго епископа новгородского, обретенные и перенесенные сюда в 1558 году; 7) Антония Архиепископа; 8) Мартирия Архиепископа; 9) Аркадия Епископа; 10) Симеона Архиепископа 11) Василия Архиепископа; 12) Никиты Епископа; 13) Иоанна Архиепископа, 14) Григория Архиепископа и 15) Германа Епископа. Тут же погребены многие знаменитые лица, как-то: князь Изяслав, сын Владимира Мономаха ; князь Мстислав Ростиславич, внук Юрия Долгорукого; князь Василий Мстиславич, правнук Ростислава I; Стефан Твердиславич, посадник новгородский XVI века; архиепископы Новгородские XVI века: Митрофан, Спиридон, Далмат и Климент; архиепископ же XIV века Давид; епископ Феофил, ревностно защищавший Новгородцев в бедственные для них времена и пострадавший, вместе с Пименом, при царе Иоанне IV; первый новгородский митрополит, Александре; митрополит же Иов, восстановитель просвещения в Новгородской епархии, которою управлял с 1697 по 1716; Архиепископ Феофан (Прокоповиче) , знаменитый богослов и вития времен Петра I; митрополит Димитрий (Сеченов), отличный проповедник; Митрополит Гавриил, пользовавшийся уважением Екатерины II, и митрополит же Амвросий (Подобедов) . В верхней части храма, под особою главою, помещаются так называемые в древности церковные полати, или особое отделение на хорах, где в обширных покоях, под сводами, за железными затворами, находятся книгохранилище и ризница, наполненная редкостями, сбереженными от минувших веков; тут хранятся: лампада Корсунская, известная под названием лампады св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Феодор Черный, Смоленский, блгв. Описания иконы Феодор Черный, Смоленский, блгв. - житие Святой благоверный князь Феодор Ростиславич Черный, Смоленский, Ярославский (память 19 сентября, 5 марта и 23 мая по старому стилю) Внук Владимира Мономаха, родился около 1237-1239 гг. С юных лет отличался смирением, строгой нравственностью и благочестием. При разделе отцовского наследства Феодор получил только маленький городок Можайск. Терпеливо перенося обиду, в короткое время умный и добрый князь сделал свой удел и людным и не бедным, заслужив благоговейную любовь народа. В 1260 г., женившись на ярославской княжне Марии Васильевне, св. Феодор становится князем Ярославским. От этого брака у него родился сын Михаил. В 1277 г. князь участвовал и отличился ратными подвигами в осетинском походе, чем привлек особое расположение к себе хана Менгу-Тимура. Три года пробыл святой князь в Орде, а когда вернулся на Русь, оказалось, что его супруга умерла, а теща, княгиня Ксения, не впустила его в Ярославль, и св. Феодор должен был опять возвратиться в Орду. Здесь он женился на дочери хана,[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Ярославль. 1560-е.] Святые Феодор, Давид и Константин с житием в 36 клеймах. Икона. Ярославль. 1560-е гг. 132 х 108. Из церкви ярославских чудотворцев Спасо-Преображенского монастыря. ЯГИАХМЗ. Ярославль. Файл 10738.jpg:   Размер: 1413x1800, 2.54 MPix, 289 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (155) , (4) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 10739.jpg:   Размер: 529x1268, 0.67 MPix, 139 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (114) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Ярославские чудотворцы (благоверные князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин). Икона. Русь. 2-я половина XVII в. Из Троицкого собора Варницкого монастыря. Государственный Ростово-Ярославский музей.

http://pravicon.com/icon-3078

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010