Преподобный Иоасаф был сын Димитрия Васильевича, владетельного князя Заозерского, одного из потомков св. Феодора Ростиславича Черного, князя Смоленского и Ярославского. Правнук св. Феодора Ярославский князь Василий Васильевич, современник и сподвижник Донского на Куликовской битве, оставил после себя пятерых сыновей: Иоанна, Феодора, Симеона, Димитрия и Воина. При разделе братьями отцовского наследия Симеон получил в удел волость Новленскую, а Димитрий земли около Кубенского озера. На северном берегу его, неподалеку от устья реки Кубены, на возвышенной и красивой местности, там, где ныне среди деревни Чиркова – находится каменная часовня, были терема и палаты князя Димитрия Васильевича, по месту жительства называвшегося Заозерским. Предки его, князья ярославского дома, славились благочестием и набожностью, любили строить церкви и монастыри, уважали и почитали духовенство и сами нередко постригались в монашество 123 . Таков был и родитель пр. Иоасафа благоверный князь Димитрий Васильевич. Никто усерднее его не посещал церкви, построенной им в честь своего ангела, великомученика Дионисия, и находившейся неподалеку от его жительства, никто и не молился в ней с таким усердием и слезами, как он. Князь как-бы предчувствовал свою мученическую кончину и просил себе помощи на то у своего ангела-великомученика. Когда пр. Дионисий вознамерился на пустынных берегах речки Глушицы основать монастырь и послал к нему инока просить в том помощи, то князь не только с радостью уступил землю под строение обители, но послал своих мастеров и рабочих для построния церкви и келий и даровал братии обильную милостыню. В тоже время князь вспомоществовал и другому постриженику Спасокаменного монастыря пр. Александру при устроении им обители на речке Куште, не в дальнем расстоянии от места его жительства, – радуясь тому, что в его владениях являются такие великие подвижники и молитвенники. Супруга князя Мария не уступала ему в делах милосердия и благотворительности, она питала особенное уважение и веру к пр. Александру, часто посещала его пустыню и, по смерти своего супруга, доставляла все необходимое для новоустроявшейся обители. Тяжело было для России тогдашнее время: народ страдал то от недорода хлеба и голода, то от мора и поветрия, то князья ссорились между собою и производили кровопролития, часто приходили татары, жгли и грабили города и селения, особенно в местах пограничных. Впрочем Заозерский князь в своих отдаленных владениях, защищенных непроходимыми лесами и болотами, не испытывал ничего подобного. Любимый и уважаемый соседними князьями – братьями, равно и всеми своими подданными, от души ему преданными, – он спокойно и счастливо проводил жизнь в кругу своего семейства. У него было три сына: Симеон, Феодор и Андрей и дочь Софья, служившие ему утешением и радостью; Симеон был уже на возрасте, а Андрей новорожденным младенцем 124 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4 . МОЛДАВСКИЙ, 7151 или от Р. Х. 1643 года при Царе Михаиле Феодоровиче, о подтверждении книги Православного Исповедания. Смотри предисловие Патриарха Нектария при книге Православного Исповедания. 5 . АФОНСКИЙ, 7057 или от Р. Х. 1649 года, при Царе Алексие Михайловиче, о книге Сербского Иеромонаха Дамаскина, объявленной православной Российской, но оказавшейся еретической. Упоминается о нём в Проскинитарии Арсения Суханова . 6 . KOHCTAHTUHONOЛЬCKUЙ IV, 7162 или от Р. Х. 1654 года о делах Российский Церкви. Смотри предисловие Увета Духовного и книгу Скрижаль. 7 . СОБОРЫ, бывшие у Патриархов Константинопольского, Антиохийского, о признавании Св. Синода Всероссийского равным Вселенским Патриархам. Смотри грамоты помянутых Патриархов в Патриаршей библиотеке. Отделение II. О Святых мужах, прославившихся в Российской Церкви Примечание. Российская Церковь с принятием православной Христианской веры от Восточной Церкви Греческой, вместе приняла от оной и почитание памяти угодников Божиих, в Месяцесловах Греческих дотоле числившихся. Но кроме оных почитает ещё многих и у себя, с десятого века прославленных, из коих некоторые означаются под числами во всех Великороссийских и Малороссийских Месяцесловах, Прологах и Четьих Минеях; другие в одних только Прологах и Четьих Минеях, а некоторые в одних только Месяцесловах Малороссийских, Четьих Минеях и Патерике Печерском, яко признанные Малороссийскими церквами во время отделения оных от Московской иерархии. Сверх того, многие ещё не напечатаны ни в каких Месяцесловах; но память их издревле творится при местах, где почивают мощи их; а некоторым из них совершаются даже особые положенные службы. Так, например, в Новгородском Софийском соборе Святыми почитаются многие тамошние Епископы и Архиепископы, как то: Иоаким, Лука, Герман, Аркадий, Григорий, Мартирий, Антоний, Феоктист, Василий, Моисей (коему в Новгородским Сковородском монастыре при мощах его и особая служба совершается), Симон, Геннадий, Пимен; а также и из Князей Новгородских, Княгиня Анна, супруга Великого Князя Ярослава Владимировича, Владимир. Ярославич, сын её, и Князь Мстислав Ростиславич, коих троих мощи в Новгородском Софийском соборе открыто почивают. Сверх того, многие начальники Новгородских монастырей и частные угодники почитаются во святых, из коих иным давно сочинены и особые службы. Хронологический список Святых мужей Российской Церкви, означенных в Великороссийских и Малороссийских Месяцесловах, также Прологах и Четьих Минеях, или в одних только Прологах, либо Четьих Минеях и Патерике Печерском

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Во время I-й мировой войны в обители жили эвакуированные члены Духовного Собора Почаевской Лавры. В 1930-х годах монастырь упразднили, в каменном Преображенском храме разместили склад, в братском корпусе — сельскую школу. В 1939 г. уничтожили Богоявленский храм, в 1941 г. Преображенский храм открылся как приход, в 1990 г. братский корпус был возвращен Церкви, в 1993 г. приход обращен в монастырь. Дата основания: 1575. Адрес: с. Тригорье, Житомирский р-н., Житомирская обл., 12422 Телефоны: +38(0412) 46-20-04 Подробнее... Свято-Георгиевский Городницкий мужской монастырь и женский монастырь иконы Пресвятой Богородицы " Утоли моя печали " [ править править код ] Свято-Георгиевский Городницкий ставропигиальный монастырь Городницкий во имя Великомученика Георгия Победоносца ставропигиальный мужской монастырь был известен уже с середины 16 века. Во время Северной войны (1700-1721 гг.) Городница была разрушена. Храм был сожжен, монашеская община погибла. В 1891 году при церкви основан женский монастырь. В 1914 г. небольшая женская община была упразднена, учрежден мужской монастырь. Во время трагических послереволюционных событий прошлого века, в 1923 г. монастырь был закрыт, Георгиевский собор разорен,а его корпуса разрушены. Симеоновская церковь взорвана. Лишь после Великой Отечественной войны в 1945 было разрешено открыть Свято-Георгиевский храм как парафиальную церковь. Монашескую же жизнь (в то время тайную в условиях государственного атеистического режим) удалось возродить здесь лишь в 1979 году. Дата основания: 1891. Адрес: пер. Монастырский, 1, пгт. Городница, Новоград-Волынский р-н., Житомирская обл., 11714 Телефоны: +38(04141)6-53-52 Подробнее... Свято-Васильевский женский монастырь (Овруч) [ править править код ] Свято-Васильевский женский монастырь Предполагается, что в 997 г. св. равноап. князь Владимир, в крещении Василий, возвел здесь деревянную церковь свт. Василия Великого (своего небесного покровителя), а через 200 лет князь Рюрик Ростиславич, тоже носивший в крещении имя Василия, — одноименный каменный храм. В XIII–XV вв. святыня пришла в запустение и превратилась в руины. В 1860 г. начался сбор средств на укрепление руин и создание при них часовни. В 1876–1877 гг. у северной стены древнего храма возвели каменную часовню свт. Василия Великого, а руины укрыли деревянным навесом.

http://azbyka.ru/palomnik/Житомирская_об...

9. Митрополит Афоний скончался в Хутынском монастыре 6 апреля 1653 года, а погребен в Мартириевскои паперти 234 . Кроме угодников сих, почивающих поверх земли и под спудом, по сказанию летописей и по оставшимся надписям на гробницах и на стенах, 235 в новг. Соф. соборе погребены новгородские князья и святители. В Мартириевской паперти остались записанными на гробницах имена: Мстислав Ростиславич, Василий Мстиславич. О первом князе известно по летописям, что он был внук в. к. Георгия, умер 20 апреля 1178 года, за два года до смерти соименного ему троюродного брата св. Мстислава Ростиславича, и погребен в притворе св. Софии 236 . А о втором Василии известно, что он был сын князя Мстислава Андреевича и погребен 1218 года, в Богородице-Рождественском приделе 237 . В соборе также погребен в 1095 году князь Изяслав, сын Момонахов , но в каком именно притворе, неизвестно; 238 а в придельной церкви Архидиакона Стефана, находившейся у северной стены собора, погребена княгиня Александра, 239 супруга св. благоверного князя новгородского Владимира Ярославича, скончавшаяся в молодых еще летах 240 . Из святителей новгородских погребены в Мартириевской паперти собора, по надписям и летописям 241 : 1. Митрополит Александр (+ 1591 г.) 242 2. Митрополит Варлаам (+1601). 3. Митрополит Евфимий ( + 1697). 4. Митрополит Иов (+1716). 5. Архиепископ Феофан Прокопович (+1736). 6. Архиепископ Стефан Калиновский (+1753). 7. Митрополит Димитрий Сеченов (+1767). В Корсунской паперти, по настенным надписям имен, списанных в 1836 году с прежних гробниц, погребены святители новгородские: 1. Митрофан архиепископ (+1223) 243 2. Спиридон архиепископ (+1249) 3. Далмат архиепископ (+1271). 4. Климент архиепископ (+1299). 5. Давид архиепископ (+1324). 6. Феофил архиепископ (+1481). 7. Исидор митрополит (+1619). 8. Макарий митрополит (+1627). 9. Киприан митрополит (+1635). В приделе Усекновения честной главы Иоанна Предтечи : 1. Архиепископ Серапион П. Курцов (+1552). 2. Митрополит Гавриил Петров (+1801).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Града Ярославля Святыя 236. Святый и благоверный преподобный князь Феодор Ростиславичь и святыя и благоверныя князи чада его Давид и Константин Ярославския чудотворцы. Преставися Святый Феодор в лето 6807 месяца сентября в 19 день Сын Смоленского князя Ростислава Мстиславича, воспитанный в страхе Божием, Феодоп и в молодых летах был боголюбив, а вместе отличался воинскою отвагою и мужеством. У него были два брата, князья Глеб и Михаил. По смерти отца, братья поступили с Феодором несправедливо: дали ему из княжества один только малый город Можайск. Он вступил в брак с дочерью Ярославского князя Василия Всеволодовича, Мариею, единственною наследницею Ярославского княжества, и стал жить в ЯРославле, где Мария родила ему сына Михаила. В 1277 году он и некоторые другие князья, по воле хана Менгу-Темира, отправились с дружинами в Орду, чтобы вместе с войсками хана воевать против Яссов, не хотевших платить дани Татарам. Князья Русские доходили до Дербента и смирили Яссов, взяв богатую добычу и пленников. Воинские подвиги Феодора доставили ему благосклонность в Орде. Мужественная красота, высокий рост и такой же ум его так пленили царицу, что она предложила ему руку дочери своей. Феодор отвечал, что у него есть супруга, дочь князя, и он, как христианин, не может иметь другой. Но когда он с опасностию для жизни отклонял от себя лестное предложение могущественной ханши, теща его княгиня Ксения не пустила его, по возвращении из Орды в Ярославль и объявила, что есть законный князь Ярославский, Михаил. Даже посредничество ордынского посла не могло преодолеть упрямства тещи. Добрый князь не хотел призывать грозного гнева ханского на отчизну, и Господь послал ему другую помощь: смерть братьев доставила ему в 1280 году Смоленское княжество. Тогда он снова отправился в Орду и женился на ханской дочери, нареченной в крещении Анною. Через несколько лет сын его, юный князь Михаил умер. Тогда отец его отправился в Ярославль с супругою и ыновьями Давидом и Константином, родившимися в Орде. Жители Ярославля и теперь не хотели было принять его: но

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Древняя греческая церковь допускала гробы умерших поставлять только в притворах или папертях церквей. Но не внутри самых церквей: почему в папертях стояли гробницы Константина великого , Констанция, Юстиниана, Тиверия и других греческих императоров. Гробницы св. князя Владимира Ярославича и матери его Анны, супруги в. кн. Ярослава Владимировича, первоначально, до 1654 г., стояли в западной или Корсунской паперти новгородского Софийского собора 48 а не внутри его; новгородские князья Мстислав Ростиславич и Василий Мстиславич погребены в южной или в так называемой Мартириевой паперти того же собора. в папертях же сего собора, а не в самом соборе, погребены и святители новгородские. в Киевомихайловском монастыре гробницы в. Князя Святополка и его супруги также в паперти западной соборнаго храма св. Михаила. в паперти собора (южной), а не внутри собора, погребены и в Киевософийском соборе киевские митрополиты как древняго, так и нового времени. Следовательно поставление гробницы Ярослава в алтарной части св. Софии было бы не в обычае древнего периода русской церкви. По свидетельству Стрыйковскаго, гробница Ярослава в XYI веке стояла не во Владимирском, а в Георгиевском приделе. Тоже повторит и Гизель в Синопсисе. Захария Копыстенеский в своей Палинодии 1621 года говорит, что Ярослав погребет выше дверей великой церкви, т. е. недалеко от западных дверей главного входа в церковь , следовательно не в алтарной части. Из этих свидетельств трёх лиц, из которых два очевидца, выходит, что гробница великого князя Ярослава до времени Петра Могилы стояла в западной части Георгиевскаго придела, не далеко от входных дверей, а оттуда в половине XYII века передвинута в устроенный Могилой алтарь во имя св. Владимира и по тесноте места, для удобства священнодействия в сем приделе, вдвинута в южную его стену, вырубленную для сего до половины. Тогда же закладена и дверь, которою Владимирский придел соединялся с Георгиевским. Нет нужды опровергать предположение г. Закревскаго, будто гробница Ярослава составлена из частей двух гробниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

П.В. Долгоруков Князья Одоевские Помещаем здесь родословие потомству Святого Благоверного Князя Михаила Черниговского, до разделения его на различные фамилии. отцовский КОЛЕНО I: Великий Князь Рюрик † 879 КОЛЕНО II: Великий Князь Игорь Рюрикович † 945 КОЛЕНО III: Великий Князь Святослав Игоревич † 972 КОЛЕНО IV: Великий Князь Святой Владимир (во Святом крещении Василий) Святославович Равноапостольный † 1015 КОЛЕНО V: Великий Князь Ярослав Владимирович Великий † 1054 КОЛЕНО VI: Князь Святослав Ярославич Черниговский † 1076 КОЛЕНО VII: Князь Олег Святославович Черниговский † 1115 КОЛЕНО VIII: Князь Всеволод Ольгович Черниговский † 1146 КОЛЕНО IX: Князь Святослав Всеволодович Черниговский † 1194 КОЛЕНО X: Князь Всеволод Чермный Святославович Черниговский † 1215 КОЛЕНО XI: Святый Благоверный Князь Михаил Всеволодович Черниговский, замучен по повелению Батыя в орде за отказ поклониться кумирам Монгольским, 20 сентября 1246 года. Церковь Православная причла его лику Святых, и нетленные мощи его почивают в Москве, в Архангельском соборе. КОЛЕНО XII: Князь Ростислав Михайлович, сперва князь Новагорода-Великого, потом Бан Мачвы и Бан Бознанский. Женат на княжне Анне Венгерской 35 Князь Роман Михайлович Черниговский и Брянский † 1275 Князь Симеон Михайлович Глуховский и Новосильский Князь Мстислав Михайлович Карачевский Князь Юрий Михайлович Торусский Княжна Мария-Феодулия Михайловна † 1271; за Князем Василием Константиновичем Ростовским КОЛЕНО XIII: Князь Михаил Ростиславич, Бан Мачвы и Бан Бознанский † 1269 Княжна Кунгута (Кунигунда) Ростиславовна, за Королём Богемским Оттокаром II Княжна Агриппина Ростиславовна, за Лешком Черным, Князем Краковским и Герцогом Польским Князь Михаил Романович, родоначальник угасших князей Осовицких Князь Олег Романович Княжна Ольга-Елена Романовна, за князем Владимиром Васильевичем Галицким Князь Роман Семёнович Новосильский и Одоевский Князь Тит Мстиславович Карачевский и Козельский Князь Андриан Мстиславович Звенигородский † 1339 Князь Всеволод Юрьевич Торусский

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Из бояр других юго-западных князей упоминаются бояре Владимира Мстиславича трепольского - Рагуйло Добрынич и Михаил, которые спорили с Василем Настасьичем, обвинявшим их князя во враждебных замыслах против Мстислава Изяславича; потом эти Рагуйло и Михаил вместе с третьим боярином Завидом отъехали от него, когда он без них замыслил опять вражду на киевского князя; обоих первых - Рагуила и Михаила - мы видели прежде: они вместе с своим князем старались защитить Игоря Ольговича от убийц; Рагуил был тогда в сане тысяцкого при Владимире; упоминаются луцкий боярин Онофрий и дорогобужский Гаврило Васильевич в послах от князей своих к Изяславу Давыдовичу. Из черниговских бояр Святослава Ольговича упоминается известный нам Жирослав Иванкович, старый боярин Вячеслава и Юрия; естественно, что по смерти последнего Жирослав отъехал к Святославу Ольговичу, постоянному и единственному приятелю Юриеву; потом упоминается Георгий Иванович, брат Шакушанов, которого Святослав отправлял в послах к Давыдовичу в Киев с увещанием не вступаться за Берладника; по всем вероятностям, он же и был тысяцким в Чернигове во время смерти Святославовой; у сына Святославова, Олега, упоминается боярин Иван Радиславич. Из северских бояр Святослава Всеволодовича упоминается Киянин, имя указывает в нем выходца из Киева. Из переяславских бояр в битве с половцами упоминается Шварн, по некоторым известиям воевода князя Глеба, по другим - богатырь. Из смоленских бояр Ростислава Мстиславича упоминается Иван Ручечник в послах от своего князя к южным князьям, звавшим Ростислава на стол киевский; потом Внезд, как видно, тысяцкий смоленский, занимающий место после князя и епископа; его видим также вместе с смоленскими князьями в походе на помощь полоцкому князю Рогволоду против родичей. Из вышегородских бояр Давыда Ростиславича упоминаются Василь Настасьич, тысяцкий вышегородский Радило, быть может, тот самый, которого мы видели прежде в дружине Изяслава Мстиславича, и Василий Волкович; потом, как видно, двое братьев Бориславичей отъехали от Мстислава киевского также к Давыду; имя одного из них, Петр, может указывать нам в нем одно лицо с упомянутым прежде боярином Изяславовым Петром Борисовичем, или Бориславичем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

в качестве регентши при своем малолетнем сыне Святославе; умерла в 969 г. Ольга была первой христианской правительницей Руси. Крещеная в 954/955 г. в Константинополе, она снова прибыла в столицу империи в 957 г. и дважды, 9 сентября и 18 октября, была торжественно принята императором Константином VII Багрянородным. Ольга имела контакты и с двором германского короля Оттона I, куда “Елена, королева Руси” (“Helena, regina Rugorum”) отправила посольство в 959 г., в ответ на которое в Киев прибыл немецкий миссийный епископ Адальберт (961 г.), впоследствии архиепископ магдебургский. Дошедшие до нас сведения об Ольге не имеют единого происхождения, а почерпнуты из целого ряда источников. Особой похвалы княгиня удостоена митрополитом Иларионом в связи с прославлением им князя Владимира: “Ты же с бабою своею Ольгой принесоша крест от нового Иерусалима Кон- стантинаграда, по всей земли своей поставиша, утвердиста веру”. Такой взгляд дал толчок к почитанию Ольги и ее канонизации в первой половине XIII в. (день поминовения – 11 июля) [ср. выше, прим. 76. – Прим. изд. (К.А.)]. Рюрик, полулегендарный скандинавский конунг второй половины IX в., согласно сказанию, внесенному в Повесть временных лет на рубеже XI и XII вв., был приглашен славянскими и финскими племенами на княжение в Новгород и стал основателем древнерусского княжеского дома. Рюрик (Василий) Ростиславич, сын Ростислава Мстиславича, родился около 1140 г., умер в 1212/1213 г. Многократно занимал киевский стол: в 1173, 1180–1181, 1194–1201, 1203/1204, 1205/1206 гг. и еще несколько раз, пока не был вынужден окончательно удовлетвориться Черниговом. Во время киевского княжения Святослава Всеволодовича (1180–1194) Рюрик также имел большое влияние на политику Киева. Его собственное правление в Киеве, особенно после 1200 г., продемонстрировало, насколько к этому времени фактически уже ничего не значащими стали притязания на старейшинство со стороны князя, сидящего в столице Руси. В этой ситуации титул “великого князя”, принятый Рюриком по примеру владимиро-суздальского великого князя Всеволода, ничего не мог изменить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Есть известия, хотя и не вполне доказанные, что дочь Всеволода Янка (Анна) завела при Андреевском женском монастыре в Киеве училище для обучения девиц, что во Владимире Волынском в конце XI b. были училища, ради «смотрения» которых был назначен некто Василий, повествователь об ослеплении князя Василька, что Роман Ростиславич Смоленский, строя училища, держал при них учителей даже греческих и латинских и истощил на них все свое имение, что Галицкий князь Ярослав Осмомысл распорядился, чтобы школы и учителей содержали на свой счет монастыри, что Константин Всеволодович Ростовский постоянно держал при себе ученых людей, покупал греческие книги и составил у себя библиотеку, в которой было до 1000 книг. Некоторые из князей сами лично занимались перепиской книг, например Владимир Василькович Галицкий и княжна Ефросиния Полоцкая. Но главными ревнителями и распространителями христианского образования были, конечно, люди духовные, между которыми всего более было людей, по выражению летописей, «хитрых книгам и учению». Оттого и самые средоточия образования — школы и библиотеки — были при церквах и монастырях. Кроме упомянутых школ в Киеве, Новгороде и на Волыни, в житиях Авраамия Смоленского и Феодосия Печерского упоминаются еще школы в Смоленске и в Курске; наверное, были они и в других местах, где были церкви и монастыри. Духовные же лица заботились главным образом и об умножении книг, усердно занимаясь их перепиской. Книги в то время были еще великой редкостью и стоили очень дорого. Собирание их по своей трудности и ценности, кроме князей, доступно было только богатым владыкам и монастырям. В монастырях на это дело смотрели, как на великий богоугодный подвиг, и некоторые иноки посвящали книжной переписке все время, остававшееся у них от молитвы. Для списывания и собирания книг некоторые монастыри иногда нарочно посылали своих иноков на восток в Константинополь — в монастырь Студийский и на Афон. Само собой понятно, что, будучи всем обязана церкви, древнерусская книжность вся носила религиозный характер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010