Закрыть Самоцветный детский рай Иконописная школа Ростислава Гирвеля. Часть IV Валерий Лепахин   03:00 19.11.2008 731 Время на чтение 7 минут Часть I Часть II Часть III Когда я впервые увидел иконы, написанные учениками Ростислава Гирвеля , то почувствовал что попал в самоцветный рай, из которого никак не хотелось уходить. Там все было чисто и непосредственно, там горели живьем духовным пламенем небесные краски, там царствовал Дух, там все призывало к молитве. Но ведь главное предназначение иконы в том и состоит: икона должна призывать на молитву. Картина предполагает любование, восхищение, мечтательность, иногда сожаление о том, что так в жизни не бывает, а икона утверждает реальность духовного мира и открывает путь к нему. И детская икона тоже способна на это. По иконам детей видно, что учитель дает свободу ученикам и, вероятно, видит свою задачу не в том, чтобы учить в прямом смысле, а направлять детский талант. Как трудно бывает ручейку пробиться сквозь препятствия и превратиться в полноводную реку! А иногда ведь достаточно в двух-трех местах щепочкой углубить русло. Думается, что основа методики Ростислава Гирвеля коренится именно здесь. Да и что значит " учить детей " ?! Ведь нередко и мы, взрослые, можем у них поучиться. Во всяком случае позавидовать свободному владению всей гаммой иконописных красок и какому-то бесстрашию перед цветовой палитрой, перед работой локальным цветом. Трудность преподавания иконописи состоит в том, что легко всю работу свести к шаблонному копированию хороших образцов или к заполнению краской прорисей. Ведь еще совсем недавно даже в серьезных научных трудах по истории искусства прориси и иконописные подлинники называли шаблонами. Но в иконописи нет шаблонов, если же они появляются, то губят икону. Итак, нет шаблона, но есть церковный канон, который является иконописным преданием. Насколько важна роль Священного предания в православном богословии, настолько же важно значение иконописного предания в церковном искусстве. Канон здесь проявляется в том, чтобы научить детей мыслить иконописным цветом и иконной линией, чтобы иконописный мир был для них такой же реальностью, как мир окружающий, видимый. Иконы учеников Ростислава Гирвеля свидетельствуют о том, что на его занятиях и в помине нет никакой шаблонизации, но есть открытое усвоение церковного иконописного предания, есть радостное познание духовности иконописного мира изнутри.

http://ruskline.ru/analitika/2008/11/19/...

Все знают огромное количество брошюр, которые издаются: 1147 вопросов на исповеди, которые переписываются людьми буквально. Хочется сказать иной этим людям, которые переписали ее: зачем извели столько бумаги, пожалейте дерево, которое ушло на эту бумагу! В последний день богословской конференции , после доклада митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла о Таинствах Церкви , состоялась дискуссия, посвященная практическим аспектам совершения Таинств. Началась она с краткого изложения результатов работы по секциям, в ходе которой были сформулированы основные актуальные вопросы и сложности. Предлагаем прослушать сообщения, сделанные по результатам заседения секций. Скачать файл mp3 Прослушать он-лайн:  Таинства Крещения и Миропомазания Протоиерей Ростислав Снегирев рассказал об итогах работы секций, посвященных Таинствам Крещения и Миропомазания. Основные вопросы, сформировавшиеся в результате работы секции, были следующие: Вопрос первый и, очевидно, самый болезненный – вопрос об оглашении. Необходимо ли оглашение? По отношению к кому: к детям или взрослым? Какие могут быть исключения из правила об оглашении? По каким стандартам его проводить, ведь на различных приходах, где оглашение существует, практика различна: некоторые его продолжают до года, некоторые ограничиваются беседой перед Таинством Крещения. Отец Ростислав отметил, что издаются различные пособия по оглашению, в связи с этим возникают вопросы, нужны ли они, применять ли их и кто должен их утверждать? Отсюда вытекает следующий вопрос, насколько применимы эти правила не только по отношению к одному человеку, который собирается принять Крещение, но и к данному приходу. Ведь есть приходы, куда люди приезжают из деревень. Им, чтобы приехать и совершить Крещение, нужно выбрать один день. Наоборот, в многоштатных больших приходах   Крещение – это довольно-таки отделенное от всего остального круга служб богослужение, большое количество крещаемых. Еще один вопрос, на который обратил внимание о.Ростислав — вопрос административный – должно ли оглашение быть административно введено со стороны священноначалия как обязательная часть подготовки перед Крщением? О. Ростислав напомнил, что в процессе дискуссии на секции по этому вопросы высказывались самые противоположные мнения, начиная с того, что нужно прещениями пригрозить тем, кто не будет совершать оглашения, и наоборот до того, что нужно оставить оглашение на усмотрение каждого священника, как это и существует сейчас.

http://pravmir.ru/tainstva-cerkvi-slozhn...

являлся именно Ростислав (Аввакум) Мстиславич, свидетельствуют даже Смоленские грамоты. В самом деле, все дошедшие до нас экземпляры 2-й половины XIII–XIV вв.— «В», «С», «D», «E», «F» — почему-то имеют ссылку на договор «А» 1229 г., заключенный Мстиславом (Федором) Давидовичем а не на «К» (Договор неизвестного смоленского князя), как нам сейчас известно, заключенный Ростиславом (Борисом) Мстиславичем. Очевидно, смоленские князья 2-й половины XIII–XIV вв. в своих договорах ссылались бы на экземпляр «К», если бы их предком был Ростислав (Борис). К тому же, очень вероятно, что именно договору заключенному Ростиславом (Борисом) предшествовал самый первый договор заключенный еще в 1210 (1212?) г. князем Мстиславом (Борисом) Старым Ссылка же во всех договорах 2-й половины XIII–XIV вв. именно на договор, заключенный Мстиславом (Федором), может свидетельствовать только о том, что все смоленские великие князья являлись его потомками (т. е. происходили от Ростислава (Аввакума)). Обращает на себя внимание и то, что многие потомки князя Романа (Бориса) по мужской линии также имели крестильное имя Борис. Потомки же князя Давида (Глеба) имели только имя Глеб. Поэтому очевидно, что даже крестильные имена, даваемые Романовичами и Давидовичами своим сыновьям, являются свидетельством того, что предком великих смоленских князей 2-й половины XIII–XIV вв. был именно Ростислав (Аввакум), в свою очередь являющийся внуком Давида (Глеба) Когда же Ростислав (Аввакум) княжил в Смоленске? Под 1239 г. летопись сообщает: «Ярославъ иде Смоленьску на литву и литву побъди и князя ихъ ялъ, а смоляны оурядивъ, князя Всеволода посади на столе, а сам со множеством полона с честью отиде в свояси» Л. В. Алексеев полагал, что текст летописи не вполне ясен П. В. Голубовский склонялся к тому, что один из литовских князьков захватил Смоленск «не без участия смольнян» Что же могло произойти в Смоленске на самом деле? Вероятно, после смерти Мстислава (Федора) смоленский стол по праву старшинства в роде должен был перейти к Ростиславичам, потомкам Романа (Бориса).

http://sedmitza.ru/lib/text/4099825/

После провала украинского " контрнаступления " , Россия готовится сама перейти в стратегическое наступление. Таковое ведётся масштабно, на максимальную глубину и с наиболее широким охватом. Информационное стратегическое наступление по принципам проведения ничем не отличается от обычного военного. Только в информационном плане мы украинское " контрнаступление " уже отбили и можем начинать своё стратегическое наступление без паузы, не дожидаясь армии, а помогая ей работой на упреждение», – заключил Ростислав Ищенко. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 5. Внутренние предатели всегда опаснее внешнего врага Запад дважды победил Россию в ХХ веке- сперва в Феврале 17-го, а потом в 91-м. И, что примечательно, в обоих случаях ему не пришлось вести открытые боевые действия против нас, всё было сделано руками внутренней пятой колонны. 4. Ответ на 2, Кожухевич: " Запад собирается аккуратно оставить Украину. Общественное мнение уже готовят для этого " Ростислав Ищенко на РНЛ, 26.04.2016 Антисоветчик уличил антисоветчика. 3. Ответ на 2, Кожухевич: " Запад собирается аккуратно оставить Украину. Общественное мнение уже готовят для этого " Ростислав Ищенко на РНЛ, 26.04.2016 Качество и глубина экспертного анализа просто ошеломительная. ))) 2. " Запад собирается аккуратно оставить Украину. Общественное мнение уже готовят для этого " Ростислав Ищенко на РНЛ, 26.04.2016 1. Ростик, красавец! Ростик, красавец! Подробнее: Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Как сын главной героини " Интердевочки " стал её испытанием Жуткие привычки из СССР, которые портят жизнь сейчас многим Владельцы квартир, с начала мая вас ждет важное преобразование Певца Майданова увезли на скорой из театра с тяжким отёком Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/14/ch...

Закрыть itemscope itemtype="" > На 94-м году жизни скончался великий русский ученый, мыслитель и патриот Игорь Ростиславович Шафаревич 20.02.2017 2238 Время на чтение 6 минут В воскресенье, 19 февраля, на 94-м году жизни скончался великий математик, мыслитель и общественный деятель Игорь Ростиславович Шафаревич , сообщает «Коммерсант» . Его основные труды были посвящены алгебре и теории чисел, он считается основоположником советской школы алгебраической геометрии. Одновременно Игорь Шафаревич был ярким православным мыслителем, который оставил заметный след в истории русской патриотической мысли. Игорь Ростиславович Шафаревич родился в 1923 году в Житомире, в семье университетского преподавателя теоретической механики. Довольно скоро семья переехала в Москву , где школьник Игорь Шафаревич увлекся математикой. «Математика меня поразила каким-то чувством необыкновенной красоты, довольно скрытной,— вспоминал он позже.— Один величайший математик написал даже на эту тему книгу: что в математике есть некая красота конструкции, которую если не почувствовать, то этого всего не усвоить. И это такое же эстетическое чувство как в музыке, рисовании». Уже в девятом классе Игорь Шафаревич написал свои первые работы по теории чисел. Ознакомившись с ними, математик Борис Делоне посоветовал мальчику поступать на мехмат МГУ. Закончив школу в 1940-м году, подросток сдал экзамены экстерном и был зачислен сразу на последний курс. В 17 лет он окончил МГУ, в 19 —защитил кандидатскую диссертацию, в 24 — докторскую. С 1944 года он начал преподавать на механико-математическом факультете МГУ, с 1946 года работал в Математическом институте имени В.А.Стеклова Академии наук СССР . «Я слушала лекции Игоря Ростиславовича по алгебре как студентка мехмата. Аудитория всегда была забита. Он всегда был ходячей легендой на мехмате»,— вспоминала президент Русского общественного фонда Александра Солженицына Наталия Солженицына. В 1958 году Игорь Шафаревич был избран членом-корреспондентом АН СССР, в следующем году получил Ленинс кую премию по математике за открытие общего закона взаимности и решение обратной задачи теории Галуа.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/02/20/na...

При великом князе Изяславе II Новгородцы выпросили себе князем его сына Ярослава Изяславича. Этот князь был дольше других их государем, потому что они любили его отца, который приезжал к ним из Киева. Народ, давно не видавший у себя великих князей, был в восхищении от приезда Изяслава, особенно когда он на другой день дал пир всем гражданам и сам обедал вместе с ними. Городище — то место, где был этот праздник, — и теперь еще известно в Новгороде. Не прошло и пяти лет, а ветреные Новгородцы уже забыли и Изяслава Мстиславича, и его сына. Третий внук Мономаха, Ростислав Мстиславич, приехал по их желанию княжить в Новгород. Но этот князь после смерти Изяслава II был призван Киевлянами заступить на его место при старом Вячеславе. Радуясь великому княжеству, Ростислав спешил в Киев и оставил Новгородским князем своего сына Давида. Гордые Новгородцы не любили князей, которые оставляли их, хотя бы и ради великокняжеского престола: они тотчас же изгнали Давида и выбрали князем Мстислава, другого сына Юрия. В это самое время исполнилось самое приятное желание Юрия Владимировича. Мы говорили уже об этом: он вступил с победой в Киев после смерти Вячеслава. Ростислав же Мстиславич, едва успев приехать в Киев, должен был уже выехать и уступить силе Юрия. С досадой поехал он назад в Новгород, но там ему стоило больших трудов примириться с народом, который разделился на две стороны: одна, Торговая, защищала своего нового князя — Мстислава Георгиевича; другая, Софийская, хотела прежнего — Ростислава. Добрый Мстислав Юрьевич, не желая, чтобы за него проливали кровь невинных, уступил свой престол Ростиславу и уехал ночью из Новгорода. Вот какие беспорядки творились у дерзких Новгородцев, а они были так безрассудны, что не винили себя в этом, а еще хвалились своим гибельным своеволием! Дерзость их была так велика, что они сами выбирали себе епископа. Ростислав Мстиславич был Новгородским князем до тех пор, пока Киевляне после смерти Юрия Владимировича во второй раз не призвали его на свой престол. Уезжая, он оставил у них сына, Святослава. Беспокойные Новгородцы изгнали бы и этого молодого князя, но через некоторое время помирились с ним.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Рогволод поклялся, что забудет все прошлое; но, как обыкновенно водилось в городах, у Ростислава между полочанами были также приятели, которые дали ему знать, что остальные сбираются схватить его. Положено было позвать его обманом на братовщину к святой богородице к старой на Петров день и тут его схватить; но Ростислав, предуведомленный, как сказано выше, приятелями, поддел броню под платье, и заговорщики не смели напасть на него тут, но на другой день опять послали звать его к себе на вече: " Приезжай к нам, князь! - велели они сказать ему, - нам с тобою нужно кой о чем переговорить " . Ростислав отвечал послам: " Ведь я вчера был у вас: что ж вы со мною ни о чем не говорили? " Несмотря, однако, на прежнее предуведомление, он поехал на этот раз в город, (а жил он тогда на загородном дворе в Белчице, в трех верстах от Полоцка, на другом берегу Двины). Но не успел Ростислав еще доехать до города, как встретил отрока своего, который сказал ему: " Не езди, князь! В городе на тебя вече, уже дружину твою бьют и тебя хотят схватить " . Ростислав возвратился, собрал дружину на Белчице и пошел полком в Минск, к брату Володарю, опустошая Полоцкую волость, забирая скот и челядь. Рогволод, по зову полочан, приехал княжить на его место и не хотел оставить Глебовичей в покое: собрал большое войско из полочан, выпросил у Ростислава смоленского на помощь двух сыновей его, Романа и Рюрика, с боярином Внездом, полками смоленскими, новгородскими и псковскими и пошел сперва к Изяславлю, где затворился Всеволод Глебович; этот Всеволод был прежде большим приятелем Рогволоду и потому, понадеявшись на старую дружбу, поехал в стан к Борисовичу и поклонился ему; Рогволод принял его хорошо, но не отдал назад Изяславля, который следовал, как отчина, Брячиславу Васильковичу, а дал вместо того Стрежев; потом Рогволод отправился к Минску, но, простоявши под городом 10 дней без успеха, заключил с Ростиславом мир и возвратился домой. Глебовичи, уступая на время силе, скоро начали опять действовать против остальных двоюродных братьев: в 1159 году овладели опять Изяславлем, схватили там двоих Васильковичей, Брячислава и Володаря, и заключили их в Минске.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

У Германского короля Людовика Немецкого было три сына; уже давно в королевской семье происходили раздоры по поводу раздела владений. Двое из современников сохранили нам известия, что „весной 865 года король Людовик составил проект раздела всех земель Германского королевства между своими сыновьями: Карламану, старшему из сыновей, предоставлял он Баварию с пограничными марками против Славян и Лангобардов; Людовику, второму сыну, – восточную Франконию, Саксонию и Тюрингию; Карлу, младшему из сыновей, – Аламаннию и Рецию. Все сыновья должны вступить во владение предоставленными им землями еще при жизни отца и быть вполне независимыми в делах малой важности; разрешение же всех важнейших вопросов, назначение епископств, аббатств, графств, равно как и управление королевскими имениями король удерживал за собою 280 . Подражая в этом случае своему отцу, Людовик Немецкий имел несчастие испытать те же неудовольствия, которые пережил благочестивый Людовик: такое разделение поселило раздор между братьями и возбуждало неудовольствие против отца то в одном, то в другом из его сыновей. Старший сын не раз уже и прежде отказывал отцу в послушании, вследствие чего должен был скрываться в землях южных Славян, терпел немилость отца, даже содержался однажды в темнице около года; даже носились слухи, будто бы Карломанн при жизни отца стремится к германской короне 281 . Двое младших сыновей, Людовик и Карл, посягали на жизнь отца 282 . Этими семейными раздорами воспользовался Ростислав. В 865 году один из вассалов Людовика, второго сына короля, был обвинен в изменнических сношениях с Моравским герцогом; в начале следующего года сам Людовик решился восстать на отца, – подымал Саксонию и Тюрингию, призывал Моравского герцога произвести нападение на Баварию 283 . Уже давно двор Ростислава был убежищем для всех недовольных Германским королем и подпавших его немилости: Чешский князь Славита 284 нашел радушный прием у Моравского герцога; первые сановники короля спасались при дворе Ростислава; Карломанн вел с ним переговоры, когда восстал против отца; теперь его брат, Людовик, прибегает к тому же Ростиславу 285 . Моравский герцог откликнулся на призыв Людовика напасть на Баварию, но неудачно: Карломанн, старший сын короля, прежний союзник Ростислава, „принудил его к миру“ 286 . Влияя на врагов короля, которых Ростислав находил, как мы видели, даже между сыновьями Людовика Немецкого, тревожа короля в самих его владениях, Ростислав достигал одной, важной для него цели: Германский король не мог собрать свои силы против Моравской земли, и Моравский герцог выигрывал время для укрепления своей независимости, которая никогда не была официально признаваема Германией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ростислав Ищенко: «Большевики и " родили " современную русскую нацию» 25.04.2024 21:02:41 «В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы», - пишет политолог Ростислав Ищенко в статье «Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма», опубликованной на сайте издания Украина.ру . По его словам, «мигрантофобия существовала тогда, когда часть общества, не интересуясь никакими аргументами и поплёвывая на объективные обстоятельства, угрюмо твердила, что " Москву превратили в Москвабад " , не предлагая, по сути никаких альтернативных решений». «Сейчас же мы имеем дело со становлением русского национального сознания, которое в политике выливается в развитие идеологии русского национализма. Вернее будет сказать – в развитие нескольких близких, но разных идеологических течений, каждое из которых именует себя русским национализмом и претендует на первородство», - пояснил эксперт. «Говоря о русском национализме (в его классическом стиле, а не в маргинальных течениях прошлых лет, являвшихся скорее элементами светской тусовки, в рамках которой " радикальные националисты " спокойно частным образом дружили с не менее " радикальными " либералами и вместе пытались третировать власть) следует иметь в виду, что развитие националистических идей в России серьёзно отставало по сравнению с Западной Европой, а на определённом этапе (в конце XIX – начале ХХ века) было вторичным по отношению к ней. В этом месте можно было бы удариться в рассуждения об " особом русском пути " , но он не особый и не русский», - считает политолог. «Как раз Россия двигалась по магистральному пути всего человечества, - отметил он. - Начиная с Ивана III, а особенно с Ивана Грозного российские власти строили военно-бюрократическую империю римско-византийского образца, резко отличавшуюся от классического феодализма Западной Европы. Рубежными для России были средина-конец XV века, когда чисто феодальные силы проиграли будущему Ивану III, выступавшему в качестве соправителя и регента своего батюшки Василия II Тёмного феодальную войну, а также начало XVII века, когда феодальными силами была предпринята попытка реванша, с опорой на Европу (внутри страны они уже были лишены серьёзной поддержки)».

http://radonezh.ru/2024/04/25/rostislav-...

Во время составления жития Климента Моравии, как самостоятельного государства, давно уже не существовало. Между тем Феофилакту было известно несколько городов с именем Μραβος в Болгарии и Паннонии; (ср. письмо к Таронитопулу, скопскому дуке). 630 И вот, под влиянием этого, под пером его Морава паннонского жития, превращается в какой-то мало понятный ему самому Μραβος. Не найдя в паннонском житии указания на город, в котором находилась кафедра Мефодия, и последовательно читая об епископстве его в Паннонии и Моравии, он предпочел соединить их вместо, представляя себе, очевидно, Морав городом Паннонии (ср. выражение Πανονας συμπσης κρατοντα в приложении к Коцелу IV). И это, однако-ж, нисколько не помешало ему, вслед за паннонским житием, разграничивать Паннонию и Моравию, как два отдельные государства с отдельными князьями. д) По словам греческого жития, Мефодий, будучи епископом Моравским, наставлял и вразумлял Моравского князя Ростислава (IV). Это сообщение исторически неверно, потому что, как видно из жит. Мефодия (X), в его епископство в Моравии князем был уже Святополк. Оно находится в зависимости от соединения автором Моравии и Паннонии в одну страну, епископом которой Мефодий сделался, по его представлению, с того момента, когда получил хиротонию в Риме, т. е., действительно, в царствование Ростислава. Если при этом иметь в виду совершенную неясность представлений автора о географических пределах не только Моравии и Паннонии, но и тогдашней —600— Болгарии, то станет понятным и другое нелепое сообщение, – будто Мефодий одновременно вразумлял и поучал трех князей: Ростислава Моравского, Коцела Паннонского и Бориса Болгарского (ib.). е) По греческому житию, Мефодий занимал архиерейскую кафедру 24 года (VI), тогда как в действительности, как можно заключать из жития его, в архиерейском сане он был около 14–15 лет. Это сведение греческого жития не раз уже вносило путаницу в Кирилло-Мефодиевскую хронологию; на основании его Ваттенбах относил смерть Мефодия даже к 892 году. 631 Возможно двоякое объяснение дела. Или фраза: τταρτον μν πρς τ εκοστ τος τ ρχιερωσν μπρψας представляет собою испорченное место, которому следует предпочесть соответствующее выражение в κ. и Ορ. Κρ.: εκοσιτσσαρας χρνους πομανε τ μπισθευθν ατ πομνιον, если только оно восходит к подлиннику Афанасия, а не исправляет древний текст. В таком случае здесь речь идет о 24 годах всей деятельности Мефодия между славянами. 632 Или же, если признать общепринятое чтение первоначальным, здесь нужно видеть ошибку автора, которая явилась вследствие неудачного приведения к единству хронологических данных, извлеченных из паннонских житий и из того источника, который послужил ему для дальнейших частей жития. Н. Туницкий Страхов П.С. Антисоциалистическая религиозность [Рец. на:] Булгаков С.Н. Два града: Исследование о природе общественных идеалов. М., 1911. Т. 1–2//Богословский вестник 1911. Т. 1. 3. С. 601–615 (2-я пагин.). (Начало.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010