Ростиславов способен был прибегать для приобретения сведений о том или другом студенте даже к непозволительным в нравственном отношении средствам. При указанных выше отношениях обер-прокурора, графа Протасова к академии, во время ректорства Афанасия в петербургской академии, уважалась одна внешность, господствовало укрывательство и лицемерие, процветало подобострастие и наушничество. Все эти характерные черты порядка и жизни академии крайне не нравились Александру Никольскому , при его прямой, открытой и правдивой натуре. Он не мог примириться и сжиться с такими явлениями. Он держал себя всегда исправно во всех отношениях; но был неспособен принижаться и смиренно лицемерничать перед кем бы то ни было. При сознании своей исправности и при нерасположении к приниженному виду, он казался Ростиславову слишком свободным студентом, „зазнающимся сынком петербургского протоиерея“, не подходящим под уровень своих товарищей. При частых сношениях Ростиславова со студентами в качестве бакалавра, эконома и помощника инспектора, легко возможны были между Ростиславовым и Никольским столкновения. Ростиславов искал случая – показать свою власть по отношению к Никольскому каким-либо замечанием в его неисправности; но Никольский всегда умел так себя держать, что мог свободно показать Ростиславову несправедливость его замечаний. Произошел один случай, после которого Ростиславов стал положительно преследовать студента Никольского. Случай этот был следующий. Ректор Афанасий объявил Ростиславову, как эконому, свое неудовольствие на то, что воздух в студенческих спальнях по утрам бывает слишком испорчен. Замечание ректора было совершенно верно: вентиляции в спальнях почти вовсе не существовало, за исключением форточек в окнах. Вследствие замечания ректора о воздухе в спальне, Ростиславов распорядился, чтобы по утрам, перед тем временем, как должен быть звонок к вставанию студентов, в спальнях открывались форточки. При исполнении такого распоряжения, студенты должны были вставать утром и одеваться при открытых оконных форточках даже осенью и зимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

За это Данило расправился с бологовскими князьями, которые вывели его наконец из терпения. Он в особенности был зол на них за то, что они поладили с татарами. Татары оставили покойно этих князей на земле их для того, чтобы они сеяли на них пшеницу и просо. Продолжая злобствовать против Данила, они надеялись на покровительство татар. Данило имел право упрекать их в неблагодарности к себе, так как ранее этого времени он избавил их из рук мазовецкого князя Болеслава и даже чуть было не воевал из-за них с Болеславом. Теперь, наказывая их за союз с Ростиславом, он вступил с войском на их землю, взял и предал огню города их: Деревич, Губин, Кобуд, Кудин, Городец, Божьский и Дядьков. Ростислав беспокоил Данила до самого 1249 года. Он женился на дочери венгерского короля Белы и с помощью тестя надеялся овладеть Галичем. В эти распри вмешались и поляки, так как другая дочь Белы была за князем Болеславом; на этом основании Данило помогал сопернику Болеслава Конраду, женатому на его родственнице. Наконец, после долгих мелких драк произошло решительное сражение 1249 года. Ростислав с войском, составленным из русских, венгров и болеславовых поляков, подступил к городу Ярославлю. Венграми начальствовал воевода Фильний, прозванный русскими «прегордый Филя», тот самый, который был некогда разбит Мстиславом Удалым. Хвастливый Ростислав говорил: " Если бы я знал, где теперь Данило и Василько, с десятью воинами поехал бы на них! " Между тем он устроил военную игру (турнир) и сразился с каким-то Воршем. Под ним споткнулся конь: Ростислав упал и повредил себе плечо. Это сочтено было дурным предзнаменованием. Тем временем Данило с Васильком шли против него. За ними на помощь следовали литва и поляки конрадовой стороны; тут было также несколько русских князей, пришедших на службу к Данилу. Им на дороге также было предзнаменование: над их войском собралась целая туча орлов и воронов и с криком кружилась над войском. " Это знамение на добро " , - говорили русские. Битва произошла 17 августа.

http://sedmitza.ru/lib/text/435570/

Немного времени спустя Доброслав нажаловался на Григория, говоря: «Он тебе не верен». Он действовал против него, потому что хотел сам держать всю землю. Они рассорились и поехали с великой гордостью. Доброслав ехал в одной сорочке, красуясь, на землю не смотря, а галичане шли у его стремени. Даниил и Василько, видя его гордость, большой гнев на него обрушили. Доброслав же и Григорий подстерегали друг друга. Даниил понял, что речи их полны обмана, что они не хотят подчиняться его воле, хотят его власть другому передать, и, посоветовавшись с братом, был вынужден, видя их беззаконие, повелеть их схватить. В год 6749 (1241). Ростислав, собрав князей болоховских и остаток галичан, пришел в Бакоту. Тогда в Бакоте был Кирилл-печатник, посланный князем Даниилом и Васильком, чтобы описать грабительства нечестивых бояр и успокоить народ. Когда они столкнулись у ворот города, Ростислав отступил, надеясь уговорить Кирилла речами многими. Кирилл же отвечал Ростиславу: «Так-то ты воздаешь своим дядьям за их благодеяния! Разве ты не помнишь, как король угорский изгнал тебя из этой земли вместе с отцом твоим? И как мои господа, твои дядья, принимали твоего отца, оказывая ему великие почести, и Киев тебе обещали, Луцк дали, и твою мать, сестру свою, отняли из рук Ярослава и отцу твоему вернули?» И другими мудрыми словами говорил ему много. Убедившись, что Ростислав его не послушает, Кирилл вышел на него с пешими воинами. Узнав об этом, тот пошел прочь. Так Кирилл мудростью и силой удержал Бакоту, Ростислав же ушел за Днепр. Услышав о приходе Ростислава с болоховскими князьями на Бакоту, Даниил внезапно устремился на них, города их предал огню, срыл их оборонительные валы. Василько же князь остался стеречь землю от литовцев, а свое войско послал с братом. Даниил же, взяв много пленников, возвратился и захватил болоховские города: Деревич, Губин, Кобуд, Кудин, Городец, Бужск, Дядьков. Пришел Кирилл, печатник князя Даниила, с тремя тысячами пехотинцев и тремястами конников и помог им взять город Дядьков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великая Моравия при Ростиславе была на вершине своего могущества. Вероятно, долго князь думал, куда отправиться за миссионерами – в Рим или же, пройдя в два раза больший путь, с трудом пробираясь через Карпаты и Балканы, в Константинополь? Он выбрал Константинополь, хотя рядом процветала обращенная в христианство империя Каролингов (с немецкой династией, правящей до 911 г.), бывшая гарантом безопасности Рима, а в ней тоже миссионерствовали баварские епископы. Решение может показаться странным. Но Ростислав, скорее всего, боялся принятия христианства с Запада, поскольку знал, что вместе с ним попадет в политическую зависимость от Германии. А он хотел независимого существования своего государства. Константинополь же был далеко, оттуда не шла угроза зависимости. И для Константинополя миссия в общем-то не означала политического подчинения земель. Пример? Веком позднее обращенная в христианство Киевская Русь никогда не стала частью Византии, хотя находилась тогда в соседстве с Восточной Римской империей. Кроме того, на Востоке – на берегах Босфора, в Малой Азии, на берегах Эгейского и Черного морей – процветали культура, наука, цивилизация. Византийская империя вошла во второй период своего расцвета в правление македонской династии, которая выступила на политическую арену вместе с кирилло-мефодиевской миссией и пребывала на ней около двухсот лет. Тогда Константинополь был тем, чем для всего мира стал Париж в XIX и начале XX веков. Запад же только пытался отряхнуть мрак междулетий. Империя Каролингов импортировала из Византии все тогдашние современные идеи, моды и товары. Святой Ростислав Великоморавский Итак, Ростислав, вероятно, хотел принадлежать к лучшему миру. И вот он строил свое могущество в Микульчицах, опираясь на миссию с Востока, что не очень-то нравилось баварским епископам и конкуренту в борьбе за трон, сыну брата – Святополку. Мы ходим по земле, по которой ступали Ростислав, святые братья Кирилл и Мефодий и их многочисленные ученики. Сегодня здесь растут только трава и деревья. Сокровища хранятся в земле, а часть их – в музее, который был основан тут в пятидесятых годах прошедшего века. Нигде в мире не открыто и не сохранено большего количества памятников кирилло-мефодиевской миссии, чем здесь, в нескольких километрах от современных Микульчиц, на берегу Моравы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Реестр русских князей Приводдится по изданию: Грушевский М.С. Иллюстрированная история Украины. М., Сварог и К. 2001 г. С. 529-531. Князья Киевские 1 Олег, княжил приблизительно до 913 или 914 2 Игорь, приблизительно 914— 946 3 Ольга, как регентша, приблизительно 946— 960 4 Святослав, сын Игоря, приблизительно 960— 972 5 Ярополк, сын Святослава 972— 979 6 Владимир, сын Святослава 979—1015 7 Святополк, сын Владимира 1015—1019 8 Ярослав, сын Владимира 1019—1054 9 Изяслав, сын Ярослава 1054—1068 10 Всеслав, из князей полоцких 1068—1069 11 Изяслав (9) во второй раз 1069—1073 12 Святослав, сын Ярослава 1073—1076 13 Изяслав (9) в третий раз 1076—1077 14 Всеволод, сын Ярослава 1077—1093 15 Святополк, сын Изяслава 1093—1113 16 Мономах, сын Всеволода 1113—1125 17 Мстислав, сын Мономаха 1125—1132 18 Ярополк, сын Мономаха 1132—1139 19 Вячеслав, сын Мономаха 20 Всеволод, внук Святослава (12), из черниговских князей 1139—1146 21 Игорь, брат Всеволода (20) 22 Изяслав, сын Мстислава 1146—1149 23 Юрий, сын Мономаха 1149—1150 24 Изяслав (22) во второй раз 25 Юрий (23) во второй раз 26 Изяслав (22) и Вячеслав (19) вместе 1150—1154 27 Ростислав, брат Изяслава (22) 28 Изяслав, внук Святослава (12), из черниговских князей 1154—1155 29 Юрий (23) в третий раз 1155—1157 30 Изяслав (28) во второй раз 1157—1158 31 Ростислав (27) во второй раз 1159—1161 32 Изяслав (28) в третий раз 33 Ростислав (27) в третий раз 1161—1167 34 Мстислав, сын Изяслава (22) 1167 --1169 35 Глеб, сын Юрия (23) 1169—1171 36 Владимир, сын Мономаха (16) 37 Роман, сын Ростислава (27) 38 Михалко, сын Юрия (23), из суздальских князей 39 Рюрик, сын Ростислава (27) 40 Ярослав, сын Изяслава (22) 41 Роман (37) во второй раз 1175—1176 42 Святослав, сын Всеволода (20), из черниговских князей 1176—1180 43 Рюрик (39) во второй раз 1180—1181 44 Святослав (42) во второй раз 1181 1194 45 Рюрик (39) в третий раз 1194-1200 46 Ингвар, сын Ярослава (39) 1200?—1202 47 Рюрик (39) в четвертый раз 48 Ростислав, сын Рюрика (39) 1204—1205 49 Рюрик (39) в пятый раз

http://sedmitza.ru/lib/text/443874/

Михаил Горбаневский: Чтобы менять названия улиц, надо менять закон Владимир Ростиславович является одним из создателей фонда «Возвращение», и не раз выступал вместе с этим фондом с инициативами о замене названий отдельных улиц. Больше всего он выступал против названия «Войковская». 8 июня, 2012 Владимир Ростиславович является одним из создателей фонда «Возвращение», и не раз выступал вместе с этим фондом с инициативами о замене названий отдельных улиц. Больше всего он выступал против названия «Войковская». Назвать две улицы Москвы в честь великого российского князя Сергея Александровича и почитаемой православной святой, княгини Елизаветы Федоровны предложил министр культуры РФ Владимир Мединский. Комментирует известный российский языковед, специалист по проблемам топонимики, доктор филологических наук, профессор кафедры общего и русского языкознания Российского университета дружбы народов Михаил Горбаневский. фото Романа Ромадова — Скажу честно, что этим предложением Владимир Мединский меня, с одной стороны, не удивил, а с другой, удивил, и даже очень. Дело в том, что я общался с Владимиром Ростиславовичем в предыдущие годы как раз в связи с судьбой географических названий, поэтому его точка зрения мне достаточно хорошо известна. Владимир Ростиславович является одним из создателей фонда «Возвращение», и не раз выступал вместе с этим фондом с инициативами о замене названий отдельных улиц. Больше всего он выступал против названия «Войковская». Конечно, убийство государя для любого нормального человека является кровавым преступлением, тем более — убийство детей. Но если подойти к этой теме с точки зрения теории и практики топонимики, нужно иметь в виду следующее. Мы строим правовое государство, и Владимир Ростиславович и сейчас, и тогда входил в Единую Россию, и в прошлом составе Думы какое-то время возглавлял комитет по культуре. Словом, человек долгое время участвовал в принятии законов, и должен понять, что основой топонимической деятельности у нас является закон, и министр должен хорошо это знать.

http://pravmir.ru/mixail-gorbanevskij-os...

Но напрасно немцы надеялись в Ростиславе встретить более покорного себе слугу. Ежели Моймир казался подозрительным только, то Растиц сделался очень скоро положительно опасным. Действительно, поставивши задачею своей жизни возвратить независимость княжеству своему, он наполнил свою землю прежде всего крепостями и вступил в дружеские связи с соседними болгарами. Не ушло это, конечно, от внимания немцев, и еще в 855 г. Ростислав должен был выдержать нападение короля Людовика. Но поход последнего своими неудачами только способствовал независимости Моравии, которая сделалась теперь прибежищем не только славян, недовольных тиранией немецкой, но и самых немцев, восстававших против своего короля. Как ни пользовался фактически самостоятельностью моравский князь, тем не менее немецкий король не думал отказаться от господства и неоднократными войнами постоянно стремился возвратить Моравию к прежней покорности. В 864 г. удалось было ему принудить Ростислава дать обет верности, но через два года, возбужденный сыном короля, также Людовиком, Ростислав отказался снова от покорности. Это вызвало короля на самую упорную войну, продолжавшуюся с лишком два года. Первый, 868 год, она ограничилась отдельным и неудачным походом; зато в 869 году объем ее расширился на огромное пространство, так как с мораванами соединились чехи и сербы-лужичане. С трех сторон двинул на Моравию силы свои Людовик, предводительствуемый троими его сыновьями. Несмотря на разграбление и опустошение страны, на плен и убийства, Ростислав умел удержаться в своем укреплении и тем побудил неприятеля к миру на выгодных для себя условиях. Таким образом, с 870 годом Ростислав достигнул вершины своего могущества и славы и мог бы с успехом употребить мирное время на утверждение благосостояния народного. К несчастью, властолюбивый племянник его, Святополк, князь нитранский, успел гораздо скорее погубить своего дядю, в котором обнаружились такие прочные залоги объединения славян и спасения их от завоеваний иноземных. Недовольный зависимостью от Ростислава, он захватил его и выдал немцам. В Регенсбурге, на сейме, он присужден был на смерть, но король Людовик, сохранивши ему жизнь, приказал выколоть глаза и заключить в один из немецких монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но, держа Изяславича во время неудач отца его, новгородцы вдруг выгнали его в 1154 году; о причинах летописец молчит; видно только одно, что Ярослав нарушил наряд, т. е. был причиною борьбы сторон, для примирения которых новгородцы призывают из Смоленска Ростислава Мстиславича - знак, что они не хотели разрывать с Мстиславичами и киевским князем: не мог Ростислав без согласия старшего брата занять Новгород. Но и Ростислав не установил наряда; позванный в Киев по смерти Изяславовой, он оставил в Новгороде сына Давыда при самых неблагоприятных обстоятельствах, при сильном неудовольствии на последние его распоряжения; новгородцы, говорит летописец, рассердились на Ростислава за то, что он не установил у них порядка, но еще больше наделал смуты, и показали по нем путь сыну его, взявши к себе в князья Мстислава, сына Юриева; утверждение самого Юрия на столе киевском утвердило и сына его на столе новгородском. Но мы видели, что Юрий недолго был спокоен в Киеве, недолго спокойствие могло сохраняться и в Новгороде: союз всех Мстиславичей и Давыдовича против Юрия, как видно, послужил знаком к восстанию стороны Мстиславичей и в Новгороде; еще в 1156 году отнято было посадничество у Судилы и отдано старому Якуну Мирославичу; в 1157 году встала злая распря между жителями Новгорода: вооружились против князя Мстислава Юрьевича и начали выгонять его, но Юрьевич успел уже приобрести приверженцев: торговая сторона вооружилась за него, и едва дело не дошло до кровопролития. Приезд двоих Ростиславичей, Святослава и Давыда, и бегство Юрьевича дало торжество стороне Мстиславичей. Через три дня приехал в Новгород сам Ростислав из Смоленска и на этот раз успел примирить стороны: зла не было никакого, говорит летописец; уезжая из Новгорода, Ростислав оставил здесь сына Святослава, а Давыда посадил в Торжке, как видно, для оберегания границы со стороны суздальской. Касательно внешних отношений по-прежнему продолжалась борьба с пограничными варварами, на юге - с половцами, на севере - с финскими племенами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Уладившись с племянником, Ростислав въехал в Киев в 1159 году и сел на столе отцовском и дедовском; а Мстислав получил из киевских волостей Белгород, Торческ, Триполь. Имея одного врага в Изяславе Давыдовиче, князья киевские и черниговские должны были необходимо соединиться и действительно скоро съехались в Моравске на великую любовь, по выражению летописца; князья обедали друг у друга без всякого извета и дарились: Ростислав дарил Святослава соболями, горностаями, черными куницами, песцами, белыми волками, рыбьими зубьями; Святослав отдаривал Ростислава барсом и двумя борзыми конями в кованых седлах; летописец счел нужным прибавить, что князья - Мономахович и Ольгович - угощали друг друга безо всякого извета; странен и подозрителен казался этот союз в Киеве, не ждали здесь ничего доброго от Святослава Ольговича, постоянного врага Мстиславичей, постоянного союзника Юрьева, не думали, чтоб он мог забыть убийство брата своего, Игоря, Чтоб успокоить киевлян и берендеев, Ростислав должен был взять к себе Всеволода, сына Святослава Всеволодовича, взамен своего сына Рюрика, которого отправил к Святославу в Чернигов на помощь против Давыдовича. Последний не остался сидеть спокойно в земле вятичей: он набрал множество половцев и стал с ними по Десне, но принужден был ограничиться одним опустошением сел, потому что войска Ольговича не пустили его через реку. Несмотря на то, однако, оба Святослава - и дядя и племянник, видели недостаточность своих сил и послали в Киев за новою помощию, Ростислав отправил к ним Ярослава Изяславича луцкого, Владимира Андреевича дорогобужского и галицкий отряд; Давыдович испугался и ушел с половцами в степь, но на дороге нагнал его гонец от черниговских приятелей, которые велели сказать ему: " Не уходи, князь, никуда; брат твой Святослав болен, а племянник его пошел в Новгород-Северский, отпустивши дружину " . Получив эту весть, Изяслав немедленно поскакал к Чернигову, а Святослав Ольгович ничего не знал и стоял спокойно перед городом в палатках с женою и детьми, как вдруг пришли сказать ему, что Изяслав уже переправляется через Десну, и половцы жгут села; Святослав тотчас же выстроил полки, послал возвратить с дороги Владимира Андреевича и Рюрика, и те явились в тот же день вместе с галичанами. Таким образом, Изяславу не удалось напасть врасплох на Ольговича: тот ждал с многочисленными и выстроенными полками, а берендеи между тем напали на половцев и побили их; видя, что половцы бегут раненые, а другие тонут в Десне, Изяслав спросил: " Что это значит? " и, получив в ответ, что у города стоят сильные полки, бросился опять за Десну и потом в степь, а союзники стали опустошать занятые им волости; но Изясляв скоро опять явился с толпами половцев, из Черниговской прошел в Смоленскую волость и страшно опустошил ее. Половцы повели в плен более 10000 человек, не считая убитых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Разделы портала «Азбука веры» 13 Окт 2022 На 104м году жизни скончался общественный деятель русской эмиграции, организатор скаутского движения, активист НТС, журналист и писатель Ростислав Полчанинов В Избранное Фото: pravoslavie.ru 8 октября в США скончался один из старейших русских скаутов и прихожан Русского православного зарубежья Ростислав Владимирович Полчанинов, не дожив несколько месяцев до своего 104-го дня рождения, сообщает «Православие.Ru» . Он пережил гражданскую и Вторую мировую войну, маленьким ребенком сидел на руках у барона Врангеля, работал в знаменитой Псковской православной миссии и был, вероятнее всего, последним из оставшихся в живых ее участников, перенес трудности жизни в лагере для перемещенных лиц в послевоенной Германии. Ростислав Владимирович Полчанинов родился 21 января 1919 года. Сын полковника Русской армии и участника Белого движения Владимира Павловича Полчанинова (1881–1939). В младенчестве вывезен родителями в эмиграцию, жил в Югославии, где стал участником эмигрантского скаутского движения. В 1931 г. вступил в Национальную организацию русских скаутов (НОРС), в 1934 г. — в общество «Русский сокол». Позднее был одним из руководителей НОРС в Европе. Учился на юридическом факультете Белградского университета. В 1936 г. вступил в Национально-Трудовой Союз Нового Поколения (НТСНП, впоследствии — НТС). Во время Второй Мировой войны направлен руководством НТС на оккупированную территорию в Псков, где работал в Псковской православной миссии и создал скаутский отряд из местной молодёжи. В 1943 г. в Пскове женился на Валентине Петровне Наумовой. Один из руководителей подпольной деятельности русских скаутов-разведчиков в Европе. 28 апреля 1945 г. провёл первый сбор дружины русских скаутов-разведчиков в Нидерзаксверфене (Германия). В 1945–1951 гг. — в Западной Германии. Участвовал в деятельности НТС, Организации российских юных разведчиков (ОРЮР), возглавлял Союз югославянских скаутов в изгнании. В США с 1951 г. Работал рабочим на фабрике в Нью-Йорке, затем, в 1967–1983 гг., на радиостанции «Свобода», где, в частности, вёл еженедельные передачи «Духовная музыка всех времён и народов».

http://azbyka.ru/news/na-104-m-godu-zhiz...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010