Священником соделывает человека только Бог в Церкви, через благодатное, ведущее от Апостолов, таинство священного преемственного рукоположения. Непрерывная цепь, начало которой положил Христос и передал Апостолам, те в свою очередь, своим ученикам и так до епископа наших дней, получившего преемство через рукоположение ранее посвященных архиереев. Через руки апостола – епископа Божественная благодать Святого Духа сходит на новопосвященного. Как человек есть творение Божественных рук («Руце Твои сотвористе мя и создасте мя» Пс.118:73 ), так и священство есть нечто творимое, совершаемое в Таинстве хиротонии – проручествования, рукой Божией, через руки епископа-апостола. Мистическое раскрытие сущности священства, его Богочеловеческое основание (отношение Бога и человека) имеет прекрасную аналогию в Ветхом Завете. Проток Исаия к своему высокому служению был призван особо торжественным видением. Он видел Бога, сидящего на Престоле высоком и превознесенном, окруженного множеством серафимов, восхваляющих Господа. Исаия в покаянии воззвал: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами». Шестикрылый Серафим, взяв клещами с жертвенника горящий уголь, коснулся уст пророка со словами: «Вот это коснулось уст твоих и беззаконие твое удалено от тебя и грех твой очищен». И услышал пророк Исаия голос: «Кого мне послать? И кто пойдет для нас?» И воскликнул пророк, пораженный величием Господа: «Вот я – пошли меня». В этих немногих ветхозаветных строках пророчески содержатся все элементы христианской хиротонии: 1–4: созерцание величия Божия – ставленник духовными очами зрит Бога (Вера в Бога); 5: покаянное чувство – исповедь ставленника перед хиротонией «за всю жизнь»; 6: горящий уголь, взятый с жертвенника клещами – возложение рук епископа и дарование Благодати св. Духа; 7: очищение от беззаконий и грехов – соделование, вновь посвященного «новой тварью»; 8: зов Божий – призвание к пастырскому служению; согласие на посланничество – добровольное апостольство (посланничество на пастырство).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Сильный восточный ветер, посрамляя своего «хозяина» Сета, приносит в дельту Нила саранчу, поедающую все уцелевшее от града. Фараон опять раскаивается, но потом вновь ожесточается. Осязаемая тьма – хамсин – покрывает Египет, посрамляя самого солнечного бога Ра, не могущего дать света «покровительствуемому» им народу и своему «сыну» – фараону. Последний ставит условие – народ может выйти на служение, но без имущества, чтобы потом вернуться к нему в дом рабства. После отказа Моисея три триады казней, имевших природные, но направляемые волей Бога Израилева причины, прекращаются. Наступает время для сверхъестественной кульминации всего повествования – избиения первенцев. Установление Пасхи Последняя казнь и связанное с ней установление Пасхи связана с требованием Единого Бога об освобождении Своего первенца среди народов земли – ветхозаветной общины спасения. Невыполнение его приводит к гибели всех первенцев в земле египетской: от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице ( Исх. 12:29 ). От погибели избавлены лишь первенцы израильские, дома которых, отмеченные кровью жертвенного агнца, обошел стороной ангел-губитель: откуда наименовался праздник – Пасха (др.-евр.: песах – «Он миновал, пропустил, переступил»). Приносимый в жертву агнец символизировал выкуп за еврейских первенцев, опресноки – быстрый выход из Египта, горькие травы – четырехвековое рабство. Ветхозаветная Пасха имела и нравоучительное значение: святитель Григорий Нисский видит в смерти первенцев умерщвление греха, а святитель Димитрий Ростовский изводит из этого события следующую аккомодацию: «В тяжкие грехи впал некогда богопротивник фараон, не хотевший отпускать из Египта людей израильских, однако и нехотя отпустил. Кто же уговорил столь ожесточенного? Кто умягчил каменное сердце? Кто научил отпустить их? Смерть первородных египтян, в одну ночь умерщвленных повсюду рукою Ангела; смерть была его учителем» 208 . Важнейшим, однако, является прообразовательное значение ветхозаветной Пасхи. О том, что Пасха ветхозаветная прообразовала новозаветную, а заколаемый агнец – Христа, Агнца Божия, берущего на Себя грех мира (см.: Ин. 1:29 ), мы имеем согласное свидетелство, восходящее к апостолам. Подобно тому, как кровь пасхального агнца спасла от истребления еврейских первенцев, так все человечество, по словам святого апостола Петра, избавлено от суетной жизни драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас (ср.: 1Пет. 1:18 – 20 ). По словам же апостола Павла, Пасха наша, Христос, заклан за нас ( 1Кор. 5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Согласно рассматриваемому тексту, началом грехопадения прародителей были искусительные речи змия, который есть древний змий, называемый диаволом и сатаною ( Откр. 12:9 ), позавидовавший чести человеков 38 . В обращенных к праматери словах он предлагал путь оббжения, не требующий трудов. Ева соглашается с похотью плоти (дерево хорошо для жизни ( Быт. 3:6 )), похотью очей (оно приятно для глаз (там же)) и гордостью житейской (вожделенно, потому что дает знание (там же)). Не поборов искушения, приложившегося, соответственно, ко всем трем составным частям человеческой природы, жена нарушает заповедь о невкушении плодов древа познания добра и зла и к этому же привлекает своего мужа. «Здесь были и гордость, потому что человек восхотел находиться во власти более своей, нежели Божией; и поругание святыни, потому что не поверил Богу; и человекоубийство, потому что подвергнул себя смерти; и любодеяние духовное, потому что непорочность человеческой души нарушена убеждением змия ( Быт. 3:4 ); и татьба, потому что воспользовался запрещенным древом; и любостяжание, потому что возжелал большего, нежели скольким должен был довольствоваться» 39 . Бог, однако, не сразу подвергает прародителей наказанию, ищет их покаяния, возглашая: Адам, где ты? ( Быт. 3:9 ). Но Адам, «вместо того чтобы исповедать вину свою и умолять Милосердого, прежде нежели произнесет Он на него определение суда, говорит: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, ибо увидел, что я наг, и скрылся ( Быт. 3:10 )... Обвиняет же подобную себе жену: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел ( Быт. 3:12 )... Когда же Адам не хотел исповедать своей вины, тогда Бог обращается с вопросом к Еве и говорит: что ты это сделала? ( Быт. 3:13 ). И Ева , вместо того чтобы умолять со слезами и принять на себя вину, как бы не желая исходатайствовать прощения себе и мужу, не говорит, какое обещание дал ей змий и чем убедил ее, говорит же просто: змей обольстил меня, и я ела (там же). Когда оба были спрошены и открылось, что не имеют они ни покаяния, ни истинного оправдания, тогда обращается Бог к змию, но не с вопросом, а с определением наказания. Ибо, где было место покаянию, там сделан вопрос, а кто чужд покаяния, тому изречен прямо приговор суда. И, что змий не мог принести покаяния, это можешь уразуметь из того, что, когда Бог сказал ему: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами ( Быт. 3:14 ), тогда змий не говорит, что не сделал этого, потому что боится солгать, но не говорит также, что сделал, потому что чуждо ему покаяние» 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Точно так же и обрезание, практиковавшееся в стране Исхода фараонами и жрецами и запрещенное всем иным, было заповедано как знак Синайского завета. Особым видом Божия Домостроительства был и закон о посвящении Богу и выкупе первенцев (см.: Исх. 13, 11–16 ): теперь в жертву приносились только первенцы животных, а не дети, как то бывало у родственных израильтянам западных семитов. В свете археологических же данных совершенно нелепо выглядят обвинения законодательства Моисеева в особой жестокости. Душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. [Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему.] ( Втор. 19, 21 )? Но наказания в соседних языческих культурах периода Патриархов бывали не только сравнительно жестокими, как, например, в Законах Хаммурапи (старовавилонский период: первая половина XVIII в. до Р.Х.), действовавших на родине Авраама («Если человек выколол глаз сыну человека, [то] должны выколоть ему глаз… Если он переломил кость человеку, [то] должны переломить ему кость… Если человек выбил зуб человеку… [то] должны ему выбить зуб»), – наказания были куда более жестокими. Так, в Древнем Египте грабителей гробниц и храмов сажали на кол, прелюбодеев отдавали на съедение крокодилу. За другие преступления следовали такие наказания: 100 ударов, пятьдесят ран, отрезание языка, отрезание носа и ушей, каторжные работы. Декрет фараона, угнетателя израильтян Сети I, кроме отрезания носа и ушей, предусматривает и наказание в 100 ударов и в пять «рваных ран». Также в сторону большей жестокости наказаний отличаются от Закона Моисеева законы другой части цивилизованного мира времен Моисея – Междуречья. Приводимые ниже сравнения хорошо показывают человеколюбивый, насколько это было в то время возможно, характер Синайского законодательства. Итак, сравним. «Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него [обвинение в] убийстве, но не доказал его, [то] обвинитель его должен быть убит» (Законы Хаммурапи). Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды ( Исх. 23, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Этот обычай фарисеи основывали на следующем тексте Священного Писания: и да будут, слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими ( Втор. 6, 6–8 ). Как раз о тфилин говорил Спаситель фарисеям: все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих ( Мф. 23, 5 ). Хранилищами названы тфилин, а одеждами – талит, вошедший во всеобщее употребление еще в персидские времена, как показывает изображение из Персеполя (см. рис. 114). Это небольшой кусок ткани, своего рода шаль, которой фарисеи покрывали голову во время молитвы. Окаймляла эту «шаль» бахрома из белой и голубой нити, сплетаемой в кисти, – цицит. Использование этой части одежды основано опять-таки на буквальном понимании Священного Писания, в частности книги Числа. Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти ( Чис. 15, 38 ). Воскрилиями в Евангелии названы как раз эти кисти. На иудейском буквализме основано использование мезузы – продолговатого футляра, в который вложен пергамент с текстом Священного Писания: и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих ( Втор. 6, 9 ). Мезузы прибивали как к наружным косякам дома, так и к внутренним. Ессеи Вплоть до середины XX в. сведений о движении ессейства было ничтожно мало, что связано с замкнутым, скрытым образом жизни сектантов (только благодаря трудам Филона Александрийского и Иосифа Флавия, который, кстати, согласно его жизнеописанию, в молодости принадлежал к ессейству, религиоведы могли изучать это направление иудаизма послепленного периода). Однако открытие свитков Мертвого моря, частично принадлежавших этой общине, позволило по-новому взглянуть на нее. Возникновение секты ессеев относят к 197–196 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

103-летний Ростислав Полчанинов (†8.10.2022): «Я преподносил Врангелю цветы...» In memoriam 8 октября 2022 г. Ростислав Владимирович мирно отошёл ко Господу 7 октября портал Православие. Ru опубликовал воспоминания 103-летнего Ростислава Владимировича Полчанинова , посвященные его знакомству со всеми семью Первоиерархами Русской Зарубежной Церкви. А уже на следующий день Ростислав Владимирович, незадолго до этого перенесший коронавирусную инфекцию, мирно отошёл ко Господу . Мы призываем читателей помолиться об упокоении новопреставленного раба Божия Ростислава и в память об этом замечательном человеке публикуем интервью, которое было взято ещё в прошлом году и ждало лишь нужного часа для своей публикации... Ростислав Владимирович Полчанинов Перед Ростиславом Полчаниновым прошла едва ли не вся история русской эмиграции. В свои 103 года он отлично помнил людей и события, о которых мы теперь в основном можем только читать или смотреть фильмы. Ребенком он дарил цветы и сидел на руках генерала Врангеля, в организацию русских скаутов вступил 90 лет назад, устраивал встречу в Сараево одному из основателей Русской Зарубежной Церкви митрополиту Анастасию (Грибановскому). «Я родился в Новочеркасске в 1919 году, а покинул Россию вместе с армией Врангеля 15 ноября 1920 года. Конечно, я этого не помню, даже смешно говорить об этом — мне и двух лет не было. Но дальнейшие события я помню достаточно хорошо», — рассказывает Ростислав Владимирович, с улыбкой добавляя, что на память он не жалуется. Несмотря на то, что почти всю свою более чем вековую жизнь Полчанинов провел вне России, ему удалось сохранить русские корни, православную веру, русскую культуру и язык, которые он передал и своим дочери и внуку. О том, как удалось сберечь эту русскость, Ростислав Владимирович поведал в интервью Православие.ру. Врангель поднял меня под потолок — впечатление было грандиозное — В детстве вам довелось побывать на руках у генерала Врангеля — сейчас уже мало кто может похвастать этим. Помните, как это произошло?

http://pravoslavie.ru/148678.html

«Сейчас мы привезли большой груз – две машины. Там противодроновые сетки, тактические носилки, инструменты, продукты, медицина. Этот груз мы будем развозить по нашим землякам-бойцам. Это херсонское и запорожское направления, Сватово, Кременная. В течение двух недель я здесь буду развозить все адресно», – рассказал отец Ростислав. Как отметил иерей Ростислав Икрамов, существует программа от Московского патриархата, где священник, пройдя определенную подготовку – медицинскую, тактическую, подает заявление об окормлении военнослужащих. Потом по необходимости синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами направляет прошедших подготовку священнослужителей в длительные командировки в зону СВО. Отец Ростислав был в двух таких поездках, каждая по месяцу. Отец Ростислав: «Работа как на приходе – служишь литургии, крестишь, причащаешь». Фото: личный архив иерея Ростислава Икрамова      «Работа как на приходе – служишь литургии, крестишь, причащаешь. А так – это же наши люди, наши прихожане, которых мобилизовали. Всегда радостно видеть их, узнавать, как они справляются с трудностями, как живут, что им нужно», – рассказывает священнослужитель. Линия фронта – лучшее место для проповеди, уверен отец Ростислав. Именно там, как нигде в другом месте, ощущается быстротечность жизни, а с души слетает все наносное, временное. Отец Ростислав: «Там военные не только ждут гуманитарную помощь, но и постятся, готовятся к причастию». Фото: личный архив иерея Ростислава Икрамова      «За все свои поездки в зону СВО я крестил 140 человек. Очень много людей обращаются к вере. Когда человек неподвластен страданиям и беды обходят его стороной, он меньше задумывается о духовной составляющей. Здесь, когда человек постоянно рискует, находится на грани, он больше думает о вечном, о вере. Надеюсь, что потом это будут наши достойные прихожане, которые станут и на службы ходить», – говорит иерей Ростислав. По словам отца Ростислава, духовная поддержка для бойцов на передовой важна и неоценима. Это возможность узнать о Боге, о том, почему именно так произошло в их жизни, почему они промыслом Божьим оказались в зоне военных действий.

http://pravoslavie.ru/156111.html

13. Re: На 94-м году жизни скончался великий русский ученый, мыслитель и патриот Игорь Ростиславович Шафаревич Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего Игоря во Царствии Твоем, и прости ему вся согрешения вольная и невольная, и сотвори ему вечную память. 12. Re: На 94-м году жизни скончался великий русский ученый, мыслитель и патриот Игорь Ростиславович Шафаревич УПОКОЙ, ГОСПОДИ НОВОПРЕСТАВЛЕННОГО РАБА ТВОЕГО ИГОРЯ, И ПРОСТИ ЕМУ ВСЯКОЕ ПРЕГРЕШЕНИЕ ВОЛЬНОЕ ЖЕ И НЕ ВОЛЬНОЕ, И ДАРУЙ ЕМУ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ НЕБЕСНОЕ! Многим обязан в понимании России, Русского народа и себя лично благодаря публицистике Игоря Ростиславовича! Великий Русский мыслитель!!! Выше всех наших наших мыслителей! Верно, неутомимо и бесстрашно излагал свои бесценные труды в эпоху гнёта ига иудейскаго. К великому сожалению, так же как и И.А.Ильин, востребован ограниченным кругом Русского образованного общества. Надеюсь на Всемилостивого Бога, яко не оставит Землю Русскую осиротевшей и воздвигнет ей мужей подобных Игорю по сердцу Своему! 11. Re: На 94-м году жизни скончался великий русский ученый, мыслитель и патриот Игорь Ростиславович Шафаревич Вечная Память 10. Re: На 94-м году жизни скончался великий русский ученый, мыслитель и патриот Игорь Ростиславович Шафаревич Царствия небеснаго и Вечная память Великому Русскому Мыслителю! Жаль, что остающиеся завязли в спорах и разделениях. Хотя бы в эти дни будем вместе! 9. Re: На 94-м году жизни скончался великий русский ученый, мыслитель и патриот Игорь Ростиславович Шафаревич Вот, наверное, у профессиональных патриотов личности вроде Шафаревича вызывали(-ют) диссонанс: вроде и патриот, а в то же время диссидент, вроде за Русь, а в то же время общался с Сахаровым, Солженицыным и пр. У профессиональных патриотов такое в голове не укладывается. Царствие Небесное... 8. Царствие небесное! Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/02/20/na...

Первым делом Ростислава было урядиться с сестричичем своим (племянником от сестры), Святославом Всеволодичем; он сказал ему: " Даю тебе Туров и Пинск за то, что ты приехал к отцу моему Вячеславу и волости мне сберег, за то и наделяю тебя волостию " ; Святослав принял это наделение с радостию. Нужно было богатою волостию привязать к себе сына Воеволодова, потому что на той стороне Днепра дядья его уже действовали заодно с Юрием суздальским; еще до приезда Ростислава в Киев они стали пересылаться с Юрием, следствием чего было движение сына Юрьева Глеба со множеством половцев на Переяславль: мы видели, что этот князь был послан отцом в кочевья привесть как можно более варваров. Переяславля взять Глебу не удалось, но он взял Пирятин на реке Удае. Ростислав и Святослав Всеволодич выступили к Днепру и стали собирать дружину, как пригнал к ним посол от Мстислава Изяславича переяславского с вестию, что половцы уже у города и стреляются с жителями; тогда Ростислав немедленно отрядил сына своего Святослава в Переяславль, куда тот и успел пробраться. На другой день половцы начали крепче приступать к городу; но когда узнали, что к Мстиславу пришла подмога, то испугались и ушли за Сулу. Узнав о бегстве половцев, Ростислав, по совету с братьею, решился, не заходя в Киев, идти прямо на Изяслава Давыдовича черниговского: " Нужно нам, - говорил Ростислав, - предупредить Юрия, либо прогнать его, либо мир заключить " . Киевские полки и торки под начальством трех князей - Ростислава, Святослава Всеволодича и Мстислава Изяславича перешли уже Днепр у Вышгорода и хотели идти к Чернигову, как вдруг прискакал к Ростиславу гонец из Киева и объявил: " Отец твой Вячеслав умер " . " Как умер? - сказал Ростислав, - когда мы поехали, он был здоров? " Гонец отвечал: " В эту ночь пировал он с дружиною и пошел спать здоров; но как лег, так больше не вставал " . Ростислав тотчас же поскакал в Киев, похоронил дядю, роздал все имение его духовенству и нищим и, поручив остальные дела все матери своей, вдове Мстиславовой, отправился опять на ту сторону Днепра.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Дмитрий Иванович Ростиславов (1809–18.02.1877) История Русской Православной Церкви Дмитрий Иванович Ростиславов Профессор и инспектор Санкт-Петербургской духовной академии, церковный историк, писатель. Биография Сын сельского священника, Ростиславов родился в 1809 г., в Рязанской губ., Касимовского уезда, в селе Полищах. По окончании первоначального воспитания в касимовском и рязанском духовных училищах, Ростиславов прошел курс рязанской семинарии, откуда и переведен, в числе лучших учеников, окончивших в ней курс, в С. петербургскую духовную академию. По окончании курса академического в 1833 г., он был назначен бакалавром, т. е. адъюнкт-профессором по курсам физики и математики. Любовь профессора к предметам своих лекций, ясность и общедоступность изложения привлекали в аудиторию многочисленных слуша­телей. Стараниями Ростиславова был устроен в Спб. Ду­ховной Академии довольно полный физический кабинета и собрана была библиотека по части физики и математики. Расстроенное здоровье его вынудило подать в отставку в 1852 г., и Дмитрий Иванович удалился на постоянное жительство в Рязань и здесь, как только здоровье его поправилось, он вновь обратился к образованию юношества: в стенах семинарии вскоре открыты были им лекции по физике, астрономии, метеорологии, физической географии и геологии. Слуша­телей собиралось так много, что он перенес свою аудиторию в зало благородного собрания, где и читал лекции в 1860, 1861, 1862 и 1866 гг. В конце 1850-х и в начале 1860-х гг. возбужден был высшим правительством ряд вопросов относительно преобразования духовно-учебных заведений. Д. И. Ростиславов был приглашен подать свои замечания и соображения о переменах к улучшению духовных училищ как в учебном, нравственному так и в экономическом отношениях. С увлечением Дмитрий Иванович принялся за дело, и обширная записка была представлена им директору канцелярии синода, И. С. Гаевскому; но записка эта была возвращена ему с отзывом, что она, по своему направлению, не может получить дальнейшего хода. Труд этот, однако, не остался втуне: он был издан вскоре М. П. Погодиным в Лейпциге, под заглавием «О духовных училищах в России”. Книга была встречена с большим сочувствием и, бесспорно, имела влияние при преобразовании духовно-учебных заведений. Этот успех поощрил Дмитрия Ивановича к дальнейшим трудам, и в 1865 г. он отпечатал в Лейпциге новый замечательный свой труд: «Черное и белое духовенство в России». Тот и другой труды положительно достигли цели, ибо при преобразованиях, какие затем последовали по отношению к образованию духо­венства, многое исправлено по указаниям Д. И. Ростиславова.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostis...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010