По изгнании Изяслава Давыдовича, Мстислав отдал Киев дяде своему, Ростиславу Смоленскому, как старшему в Мономаховом роде. Ростислав, имея себе врага в Изяславе Давыдовиче, вступил в союз с Черниговским Князем, Святославом Ольговичем; но Киевляне, нерасположенные к чужеродным Князьям, и даже опасаясь их, потребовали, чтобы, Ростислав, в обеспечении искренности Князя Черниговского, взял заложником его сына в Киев, и тогда только обещались вступить в союз с Святославом, на что и согласился Ростислав: вот слово летописи: «Ростислав бяще поял у Святослава Всеволода сына его, уверяя Кияны и Берендее, бяху бо не верующе.» (Ипат. 86). Этот факт служит новым доказательством, что граждане и Князь составляли две разные стороны, из коих каждая имела свое самостоятельное значение; и Князь без согласия народа не мог располагать его силами и не мог сетовать на народные требования и объявлять их противозаконными. Князья, как оберегатели народного благосостояния, заботились о процветании городов, и даже, в защиту городских выгод, иногда употребляли военную силу. Так 1157 году Ростислав Киевский посылал войско в степи для встречи и защиты Русских купцов, шедших из Греции, которых тревожили Половцы. Об этом говорить летопись: «Се же уведавши Половци, оже Князи не в любви живуть, шедше в пороги, начаша пакостити Гречником; и посла Ростислав Володислава Ляха с вои, и везведоша Гречники» (Ипат., 93). А в следующем году Князья сами ходили встречать купеческие караваны из Греции: «И стояша у Канева долго веремя, дóндеже взиде Гречник и Залозник, и оттоле възвратишася в свояси» (Там же). Также Мстислав Изяславич созывал Князей против Половцев из видов свободной торговли народа, говоря: «Братье! пожальтеси о Руской земли, оже несуть хрестьяны на всяко лето у веже свои; в уже у нас и Гречьский путь изъотимають, и Соляный, и Залозный; а лепо ны было, братье, поискати отец своих и дед своих пути и своей чести» (Там же 97). Приверженность городов к своим Князьям родовым и долго у них княжившим всего лучше выразилась в встрече Ростислава Смольнянами, когда он 1168 году шел из Киева в Новгород: лучшие фамилии выехали к нему на встречу за 300 верст и потом вышел едва не весь город (Ипат., 94).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Первая такая попытка сделана была в 1067 г. Всеславом, когда он был взят в плен. Но в 1073 г. он завладел Смоленском и сжег его. Глеб Всеславич Полоцкий в 1116 г. захватил Копысь, Оршу и занял Смоленск, за что он был лишен Владимиром Мономахом самого Полоцка и водворен в Минск. Первым князем, положившим основание политической отдельности Смоленска, был сын Мстислава Владимировича – Ростислав, вступивший на княжеский престол вероятно в 1125 г. и княживший 32 года. Он поставил Смоленскую землю на высшую степень политического могущества, какой она уже не достигала потом, чему особенно способствовало то, что он ладил с вечем. Он основал епископскую кафедру, и наделил ее угодьями и привилегиями. Он оказал помощь отцу великому кн. Киевскому, в усмирении Полоцка. Платил дань Ярополку, помогал Всеволоду Ольговичу против Галицкого кн. Владимира, но потом был энергичным защитником прав брата своего Изяслава на Киевский престол. Это побуждало его двинуться с войсками своими к югу в 1147, 49 и 51 г., а в 1152 г. посылал он сына своего Романа. Он охранял Изяслава от нападений Юрия Суздальского и князей Черниговских. В 1147 г. Святослав Ольгович раззорил волости по верховьям Протвы, а потом Угры. А в следующем году Ростислав, с киевскими и смоленскими ратями, двинулся к р. Медведице, где соединился с Изяславом, и потом раззорили берега Волги до впадения Мологи. Смоленск же не был тронут, только отняты были Юрием волости по среднему течению Москвы. Стоя во главе сильной земли, Ростислав явился единственным защитником прав Мономаховичей. В 1154 г. по смерти князя Киевского Ростислав писал Черниговскому князю Изяславу Давидовичу: «Целуй к нам крест, ты сиди в своей отчине, в Чернигове, а мы в Киеве будем». Но этого не случилось. 370 Престол Киевский занял Юрий Суздальский, и Ростислав провожал к нему его супругу, ехавшую чрез Смоленск, и умиротворивши Мономаховичей, возвратился в Смоленск. Когда против Юрия восстали многие князья, Ростислав примкнул к ним, а потом признал Киевским князем Изяслава Давидовича Черниговского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Скончался один из старейших русских скаутов Ростислав Владимирович Полчанинов Ростислав Владимирович Полчанинов 11 октября 2022 года 8 октября в США скончался один из старейших русских скаутов и прихожан Русского православного зарубежья Ростислав Владимирович Полчанинов, не дожив несколько месяцев до своего 104-го дня рождения. Ростислав Владимирович пережил гражданскую и Вторую мировую войну, маленьким ребенком сидел на руках у барона Врангеля, работал в знаменитой Псковской православной миссии и был, вероятнее всего, последним из оставшихся в живых ее участников, перенес трудности жизни в лагере для перемещенных лиц в послевоенной Германии. Новость о кончине Ростислава Владимировича разлетелась по соцсетям русских скаутов со всего мира, и буквально через несколько минут на них появились десятки соболезнований. «Огромное количество людей из России, Европы, США, пишут соболезнования, стихи, делают короткие фильмы», — написала мне Людмила Селинская, дочь Ростислава Владимировича. Всего за несколько дней до кончины Полчанинов дал интервью порталу Православие.Ru, в котором рассказал о своем общении со всеми первоиерархами Русской Зарубежной Церкви. Тогда он уже не мог общаться по телефону, и разговор состоялся с помощью дочери, которая пересказывала слова отца и добавляла детали, которая знала сама. Людмила Ростиславовна написала мне, что и для отца, и для нее самой было важно осветить эту тему. «Несмотря на тяжёлое состояние, нам удалось это сделать. И это тоже воля Божия!» — написала она. Господи, помяни во Царствии Своем новопреставленного раба Своего Ростислава! СПРАВКА Ростислав Владимирович Полчанинов (21.01.1919–08.10.2022) — русский писатель и журналист, общественный деятель русской эмиграции, активист НТС, организатор скаутского движения. Сын полковника Русской армии и участника Белого движения Владимира Павловича Полчанинова (1881–1939). В младенчестве вывезен родителями в эмиграцию, жил в Югославии, где стал участником эмигрантского скаутского движения. В 1931 г. вступил в Национальную организацию русских скаутов (НОРС), в 1934 г. — в общество «Русский сокол». Позднее был одним из руководителей НОРС в Европе. Учился на юридическом факультете Белградского университета. В 1936 г. вступил в Национально-Трудовой Союз Нового Поколения (НТСНП, впоследствии — НТС).

http://pravoslavie.ru/148675.html

«Перед Русской Церковью стоит задача сплочения россиян» Беседа с Р.В. Ордовским-Танаевским Бланко, членом Попечительского совета о нуждах Русской Зарубежной Церкви Ростислав Вадимович Ордовский-Танаевский Бланко – российско-венесуэльский предприниматель, президент корпорации «Ростик Групп», в которую входят семейные рестораны, сеть предприятий быстрого питания «Ростикс», компании, занимающиеся туристическим бизнесом, недвижимостью, и гипермаркеты здоровья. Он принадлежит к двум древним шляхетским родам – Танаевских и Превыш-Квинто. В конце 40-х годов прошлого века семья Ростислава обосновалась в Венесуэле. Его отец, В.Н. Ордовский-Танаевский, создал и много лет возглавлял венесуэльское отделение Организации российских юных разведчиков (ОРЮР). Один из членов большого клана, И.К. Ордовский-Танаевский, служивший в администрации города Валенсии, в 1950 году сумел добиться выделения земельного участка для постройки русского храма. Ростислав родился в 1958 году в Каракасе. Окончил русскую церковно-приходскую школу, учился в британской и немецкой школах, в возрасте 13 лет был принят в высший кадетский корпус Венесуэлы «Марискаль де Аякучо», из которого выпустился с лучшими оценками. Молодой человек проявлял тягу к богослужебной жизни: алтарничал, иподиаконствовал. В 1981 году Ростислав получил диплом инженера-химика в одном из лучших университетов страны – имени Симона Боливара. В начале 1980-х годов Р.В. Ордовский-Танаевский Бланко учредил холдинг «Ростик Интернэшнл». В 1984 году он впервые посетил историческую родину, будучи приглашенным на Ташкентский международный фестиваль азиатского, африканского и латиноамериканского кино: организаторам стало известно, что в Венесуэле живет человек, который владеет русским языком и распространяет кино- и видеопродукцию. В его официальной биографии сказано: «В Москве в 1984 году Ростислав столкнулся с двумя бытовыми проблемами: он не смог приобрести пленку для фотоаппарата и с трудом нашел подходящее место, чтобы пообедать. Вернувшись в Венесуэлу, Ростислав предложил компании “Кодак” развивать бизнес в Советском Союзе. В 1987 году появился фотомагазин “Фокус” на территории СССР».

http://pravoslavie.ru/32180.html

Отец Ростислав: «За все свои поездки в зону СВО я крестил 140 человек». Фото: личный архив иерея Ростислава Икрамова      «Бойцы начинают об этом задумываться и глубоко верить. Для любого верующего человека чудо – это промысел Божий. Когда ты видишь, что обстоятельства складываются так, что они сами по себе просто физически не могли так сложиться, ни в коем случае ты не веришь в то, что это случайность. Ты можешь абсолютно случайно ошибиться адресом, заехать не в ту часть. Люди видят, что приехал священник, и бегут к тебе. Оказывается, они ждали приезда священника, чтобы принять крещение, причаститься. Люди ждали, молились, что, если выживут, приедут домой и окрестятся, будут молиться. И тут Господь исполняет их молитвы – ты «ошибаешься» и поворачиваешь не туда, куда нужно было тебе, но куда нужно было Ему. Ты приезжаешь именно к тем людям, которые тебя ждали. Слушаешь их истории, и мурашки по коже. И думаешь, что, наверное, нужно было где-то ошибиться поворотом, куда-то не туда заехать, чтобы приехать именно к этому человеку, который просил у Бога, чтобы тебя встретить. Вот это настоящее чудо», – рассказывает священнослужитель. Отец Ростислав пробудет в Донбассе еще не меньше недели. Сначала заехал в Донецк, где сортировал гуманитарную помощь. Потом под Херсон к нурлатским и алькеевским военнослужащим. Дальше в Запорожье. «Там военные не только ждут гуманитарную помощь, но и постятся, готовятся к причастию. Два человека ждут крещения. Но там, где двое, там и трое-четверо, это уже как практика показывает. Дальше луганское направление, Сватово, Кременная. Туда повезем медикаменты, генераторы, бензопилы, оборудование для быта. Такая вот обширная программа на две недели, надеюсь, справлюсь и вернусь домой к своим служебным обязанностям», – улыбается отец Ростислав. Отец Ростислав и сейчас в командировке в Донбассе Фото: личный архив иерея Ростислава Икрамова      Все эти поездки, подчеркивает отец Ростислав, стали возможными только при помощи митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла.

http://pravoslavie.ru/156111.html

«Это был один из наиболее выдающихся математиков нашего времени. Его работы являются классическими, они сразу вошли в сокровищницу науки,— заявил сегодня президент РАН Владимир Фортов.— Важно еще и то, что этот человек был ярко выраженной гражданской позиции. Он имел свою нетривиальную точку зрения, часто несовпадающую с общепринятой, но он не скрывал своих взглядов и всегда был озабочен состоянием дел. Его предложения по улучшению и социальных вопросов, и нашей научной жизни всегда были очень важны и точны». Игорь Ростиславович был не только выдающимся русским ученым, но и православным человеком, который в своих трудах с присущей ему основательностью отстаивал традиционные ценности России. Православному сообществу хорошо известен его фундаментальный труд «Русофобия» . Именно Шафаревич ввел в православный дискурс понятие «малый народ». Вне всякого сомнения, с именем Игоря Ростиславовича связана целая эпоха в истории православно-патриотического движения. Редакция «Русской народной линии» выражает искренние соболезнования родным, близким и соратникам покойного. Да упокоит Господь душу новопреставленного раба Божиего Игоря и сотворит ему вечную память! Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 17. Тяжелейшая утрата ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ и Вечная Память рабу Божию Игорю. Лучшей памятью великому мыслителю будет стремление перенять алгоритм его умозаключений. 16. Re: На 94-м году жизни скончался великий русский ученый, мыслитель и патриот Игорь Ростиславович Шафаревич Невосполнимо! Вечная Память и Царствие Небесное! 15. Re: На 94-м году жизни скончался великий русский ученый, мыслитель и патриот Игорь Ростиславович Шафаревич Ужасная утрата. Царствие небесное ! 14. Re: На 94-м году жизни скончался великий русский ученый, мыслитель и патриот Игорь Ростиславович Шафаревич Вечная Память и Царствие Небесное! Также хотел бы выразить свои соболезнования по поводу скоропостижной кончины полпреда России в ООН Виталия Чуркина. Вечная Память и Царствие Небесное!

http://ruskline.ru/news_rl/2017/02/20/na...

Много умных речей говорил Кирилл, но Ростислав не послушался; тогда печатник принялся за другое средство, подействительнее, и вышел на черниговского князя с пехотою; тот не решился вступить в битву и ушел за Днепр. Даниил, услыхавши, что Ростислав приходил на Бакоту с князьями болховскими, пошел немедленно на последних, потому что эти князья также отплатили ему злою неблагодарностию за добро: когда он жил в Вышгороде у Болеслава мазовецкого, то князья болховские прибежали также в Польшу от татар; но Болеслав не хотел принимать их, а хотел ограбить. " Это особенные князья, а не твои ратники " , - говорил он Даниилу, который вступился за них; галицкий князь хотел было даже биться за них с Болеславом, насилу брат его Василько умолил последнего не трогать болховских, которые обещались служить полякам. Но теперь они забыли все это, и Даниил без милости опустошал их землю, оставленную татарами в целости для того, чтоб жители сеяли на них пшеницу и просо; семь городов их взял Даниил и сжег. Но Ростислав черниговский не думал еще отставать от своих враждебных намерений: соединившись с изменником Данииловым, боярином Владиславом, и с рязанским изгнанником, братоубийцею, князем Константином Владимировичем, овладел Галичем, но был скоро выгнан оттуда Романовичами и спасен был от дальнейшего преследования только вестию, что татары вышли из Венгрии и идут на землю Галицкую; Константин с крамольным владыкою перемышльским также принужден был бежать перед дворецким Данииловым, Андреем; Андрей настиг и разграбил гордых слуг владыкиных, разодрал тулы их бобровые, прилбицы (опушки у шапок подле лба) волчьи и барсуковые; тут же попался в плен и славный певец Митуса, который прежде по гордости не хотел служить князю Даниилу. Через три года (в 1245) Ростислав, женившийся между тем на дочери короля венгерского, пришел с тестевым войском опять на волость Даниила, разбил бояр последнего, но был выгнан самим Даниилом. Через несколько времени Ростислав с полками венгерскими в польскими вошел в последний раз в землю Галицкую и осадил Ярославль.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И когда по изгнании его из Киева пригласили туда Ростислава, он не торопился, но сначала отправил бояр – Ивана Ручечника и Якуша, а также двух уполномоченных из Смоленска и Новгорода. Сделавшись великим князем Киевским, Ростислав требовал строгого подчинения себе Мстиславичей, и решения о митрополичьей кафедре по его взгляду. Изяслав поддерживал в России поставленного митр. Клима (Климента), которому отказывались подчиняться епископы Смоленский и Новгородский. Климент писал Ростиславу, но он был солидарен со своим Смоленским епископом. И вот, избран не Константин, поддерживаемый Ростиславом, а третий. В княжение Киевское Ростислав вступил в 1159 г. Достойно еще замечания, что своим вмешательством в дела Полоцкие, через помощь Всеволоду, Ростиславом положено прочное основание протекторату Смоленска над землею Полоцкою, разделившуюся на Полоцкую, Минскую, Изяславскую и Стрижевскую. После себя в Смоленске Ростислав Мстиславич оставил князем сына Романа, а Святослава поставил в Новгороде, Давида же в Новом Торгу. Но последние два вскоре были удалены новгородцами. В 1168г . Ростислав торжественно путешествовал в Новгород, где опять водворился Святослав Ростиславич. Лучшие люди Смоленска встретили его за 300 вер., а перед городом князь Роман с епископом Мануилом, тысяцким Вгнездом, «мал не весь град». Старому князю поднесено было множество даров. Новгородцы встретили его в Луках. Устроив новгородские дела, Ростислав Мстиславич возвратился в Смоленск. Он сделался нездоров. Сестра его Рогнеда уговаривала остаться в Смоленске, но он хотел быть положенным в Печерской лавре и поспешил в Киев, но скончался в Зарубе (Рогнедине), напутствованный своим духовником Семеном. Он тихо скончался 14 марта. Сыновья Ростислава не сумели поддержать политическое влияние Смоленска. Они сиживали на разных столах на юге и в Новгороде, но в трудную пору убегали в свои владения Смоленские, находившиеся под общею властью Смоленского князя и веча. В 1169 г. Роман помогал Андрею Боголюбскому взять Киев, а потом в 1175 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Не случайно и Повесть временных лет проводит мысль, что подлинный «поряд» («обряд») о земле можно сделать именно в Киеве. За нарушение этого принципа она хулит черниговского князя Олега. Изображая его врагом столичных горожан, летописец приводит случай, когда Святополк и Владимир звали Олега на «поряд» о совместной обороне «Русской земли», предлагая оформить его «пред епископы, и пред игумены, и пред мужи отець наших и пред людми градьскыми». Черниговский князь не только отказался, но и обозвал киевлян смердами: «Несть мене лепо судити епископу, ли игуменом, ли смердом» 151 . Мономах бы так не ответил – он дорожил поддержкой городов. И позднее князь не мог править в свободном городе без ряда. Князь Ростислав, уходя из Новгорода на киевский стол, оставил новгородцам своего сына Давыда, но «възнегодоваша новгородци, зане не створи им ряду, н боле роздъра» и изгнали Давыда 152 . Видимо, Ростислав вообще придерживался своеобразного взгляда на ряд. Прибыв в Киев, где по смерти Вячеслава жители «посадиша» его княжить, Ростислав похоронил своего предшественника, распорядился относительно его имущества, присоединил «прок» его дружины к своим полкам и, собрав совет, стал думать о походе на Чернигов. Но оказывается, ряда с Киевом он еще не заключил, и поэтому его мужи не советовали («бороняхуть») ему идти в поход, говоря: «Ты ся еси еще с людми Киеве не утвердил, а поеди лепле в Киев»; утвердишься, будут «люди у тобе укреплены» и воюй 153 . Советники имели в виду военное содержание ряда, т. е. то, что в городе станет княжая «засада» и положение Ростислава на войне будет прочнее. Ростислав не послушал совета и проиграл дело. Во время второго княжения в Киеве Ростислав исправил былое упущение в Новгороде: во-первых, он «урядися» с Андреем Боголюбским относительно своих сюзеренных прав над республикой 154 , во-вторых, после острого конфликта 155 имел «поряд» сее правящей знатью; на переговоры в Луки об этом договоре он пригласил «огнищаны, и гридьбу, и купце вятьшии» 156 . Договор князя с городом упоминается наряду с его соглашениями с вассалами. Киевляне одновременно с князьями звали «от собе» княжить Мстислава Изяславича. Вступив со своими полками в Киев, он «възма ряд с братьею и с дружиною и с кияны» 157 . Такое уряжение с Киевом было формой его освоения князем («освоившу Кыев» 158 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Студент явился. „Вы держите у себя в ящике непозволительные вещи“. – „Никаких запрещенных вещей у меня нет“, отвечает студент, „А это что?“, грозно вопрошает Ростиславов, показывая Никольскому сверток, вынутый из его гардеробного ящика. Никольский отвечал, что „это часть булочного хлеба, который присылают в день именин. Я принес его из дому и положил его в ящик, не считая его недозволительным“. Ростиславов не сдержался от желания сделать выговор Никольскому. „Вы, милостивый государь,“ продолжал он, „непочтительно себя держите пред начальником“. Никольский не понимал, на что делалось указание. – „Как вы руки держите?“ – У Никольского одна рука была опущена вниз, как говорится – по швам, а пальцы другой были между пуговицами застегнутого сюртука. Никольский ничего не говоря опустил и другую руку. – „Ступайте,“ окончил Ростиславов. „Когда пойдете домой, придете взять ваш сверток. Но вы будете наказаны“. Действительно, наказание состоялось. Никольский несколько воскресных дней не был отпущен в дом родителей. Ростиславов не перестал после этого случая продолжать свои „охоты“ на Никольского. Никольский же, со своей стороны, положил себе за правило, так исправно и аккуратно во всех отношениях себя держать, чтобы ни Ростиславов, ни помощники инспектора, ни инспектор, не могли в чем-либо „поймать“ его или сделать ему за что-либо какое-либо замечание. Таким образом, отношения Ростиславова, которые опирались на строй академической жизни, имели с отрицательной стороны то влияние на Никольского, что он приучил себя к положительным правилам в жизни: к исправности, точности и к строгому соблюдению всех правил академического порядка (к легальности своего рода). Если общий нравственный и бытовой строй академической жизни был крайне неблагоприятен для А.Т. Никольского ; то учебная часть в академии и дружеские отношения его с некоторыми товарищами по академии увлекали восприимчивую натуру даровитого и общительного студента. Из товарищей он в особенности был дружен с М.Я. Морошкиным и А.Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010