Член Государственной Думы Григорий Петров, называющий себя православным священником, в телеграмме на имя председателя Думы, опубликованной в печати и подписанной Петровым, как священником, пишет, в соблазн христианам, что Думе «надлежит создать великий храм народовластия с широким простором свободы и высоким куполом вечной Божией правды» 43 . Если бы Григорий Петров заявлял о своём признании народовластия, как юрист или социолог, мы бы могли молчать, предоставив юристам же и социалистам приводить научные доводы против его положений. Но Григорий Петров выступает, как священник; и ранее, в 1905 году, он уже делал попытку обосновать учение о народовластии искажёнными и переделанными по своему усмотрению словами Священного Писания в листках для народа («Русское Слово» 1905 года По долгу звания, по долгу совести мы обязуемся объявить это неслыханное в устах православного священника учение о народовластии вместо боговластия лично принадлежащим ему, Петрову, но не православной Церкви. Объявить это учение его, Петрова, человеческим измышлением, но не учением слова Божия, указания которого для того, кто называет себя православным священником, и в качестве такового говорит, бесспорны и обязательны. Учение Петрова о народовластии прежде всего неразумно, ибо если «властвует народ», то где же его подданные и над кем же он властвует? Учение это опасно в нравственном отношении, ибо прививает народу страшную по своим последствиям похоть власти, ту похоть, от которой более всего желал отвратить Иисус Христос Своих последователей. Учение это не христианское и противно слову Божию, как это мы выше показали; ибо Царь наш и Владыка – Бог, а не народ. Господь воцарися, в лепоту облечеся, – Господь властвует, а не народ; от Бога и власть земная, а не от народа; Бог избирал царей и помазывал, а не народ. Господь возводит и низводит царей, а не народ. Народ в той же мере может избирать царя, как дети избирают отца и мать... Учение о народовластии прямо грозит ниспровержением той вечной Правды Божией, которую Григорий Петров помещает в своей не особенно вразумительной образной речи где-то в «высоком куполе над широким простором свободы великого храма народовластия».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Праздник ТРОИЦЫ — передвижной, он отмечается на 50й день после Пасхи. (В отсчет включается и самый праздник Пасхи.) Отсюда и другое его название — ПЯТИДЕСЯТНИЦА, так как он приходится на седьмое воскресенье после Пасхи. Седьмой от Пасхи четверг именуется СЕМИК. Праздник Троицы издревле был связан с культом растительного мира, большое место в нем всегда уделялось поклонению деревьям и другим растениям, отсюда и обычай украшать дома березовыми ветвями. Один из обрядов описан во второй главе «Евгения Онегина» (строфа XXXV), где о Лариных говорится: …В день Троицын, когда народ Зевая, слушает молебен, Умильно на пучок зари Они роняли слезки три… ЗАРЯ, или ЗОРЯ (другое название — ЛЮБИСТОК), — пахучая травка, которую во время троицкого богослужения следовало оросить слезами, дабы очиститься от грехов. Гоголь, всегда интересовавшийся народными обычаями, записал в своей карманной книжке: «Троицын день и семик — не работают три дня: заплетают венки, поют песни; хороводный праздник, оканчивающийся бросанием венков в реку» . Праздничные гуляния происходили в семик как в селах, так и в городах. «На Ярилином поле по семикам городское мещанство устраивало гулянье» , — пишет А. М. Горький в «Жизни Матвея Кожемякина». В Москве подобные гулянья происходили в Марьиной Роще. Ближайшая после семика суббота считалась РОДИТЕЛЬСКОЙ — день поминовения близких родственников. Сразу после Троицы начинался ПЕТРОВ ПОСТ, длившийся до дня Петра и Павла (29 июня/12 июля). Так как начало этого поста определялось лунным календарем — по Троице, а конец приходился всегда на один и тот же день, то продолжительность поста была различной — от 5 до 42 суток. ПЕТРОВ ДЕНЬ — любимые народом ПЕТРОВКИ, середина лета, время сенокоса: «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос» (Некрасов). Герасим в «Муму» Тургенева «о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…» «Аверкий слег, разговевшись на Петров день» , — так начинается рассказ Бунина «Худая трава»; именно с Петрова дня можно было есть скоромную пищу.

http://azbyka.ru/fiction/chto-neponyatno...

«Шел бы ты себе в другое место за мелочью! – однажды подумал Петров в сердцах. – Надоел, право, со своими нищими». Батюшка только внимательно посмотрел на него и ничего не сказал, но с этого дня разменивать деньги в лавку больше не заходил. И как-то так получилось, что и торговля пошла на убыль. Петров пожаловался приятелю. «А что, отец Иоанн все по-прежнему к тебе ходит за мелочью?» – спросил тот. «Нет, – сказал Петров. – Что-то перестал ходить, давно уже его у меня не видно». Приятель задумался. «Не обидел ли ты батюшку чем-нибудь? Почему он перестал ходить к тебе?» Тут лавочник и вспомнил последнее посещение отца Иоанна и свою досаду на него. Не откладывая дела, он отправился к батюшке. «Что случилось? – спросил его отец Иоанн. – Я ведь больше не отвлекаю тебя от торговли». Тут Петров бросился ему в ноги. «Батюшка, простите!» – воскликнул он. «Встань! – сказал отец Иоанн. – Не меня ты обидел, а моих бедняков, моих нищих, а с ними Бог. Я не сержусь на тебя, но и ты не отворачивайся от просящего, если можешь помочь ему чем-нибудь! Тогда и Господь от тебя не отвернется». Отец Иоанн отслужил по просьбе лавочника молебен и снова стал разменивать у него на медь ассигнации, и постепенно торговля у Петрова опять наладилась. Бесов батюшка тоже видел Однажды отец Иоанн ехал с игуменьей Леушинского женского монастыря Таисией в коляске по набережной реки Невы. Около Николаевского моста они поравнялись с похоронной процессией. «Как страшно умирать пьяницам!» – перекрестившись, сказал отец Иоанн. «Вы знали покойного? – спросила игуменья, полагая, что батюшка говорит о пьянстве покойника, узнав кого-то из родственников, шедших за гробом. «Нет, – ответил отец Иоанн. – Я вижу этих людей в первый раз». – «А почему вы решили, что покойный пил?» – «Я вижу, матушка, бесов, радующихся о погибели души пьяницы…» Бесы русской революции Не только бесов пьянства ясно различал Иоанн Кронштадтский своим просветленным молитвами и самозабвенным служением Богу зрением… Ясно видел он и бесов революции. «Отчего многие русские интеллигенты ненавидят Россию? Отчего желают ей зла и злорадствуют о ее неудачах? – спрашивал он. – Оттого что они отвергли учение матери своей – Церкви… Дети и юноши вообразили сами себя начальниками и вершителями своей судьбы; браки потеряли для многих всякое значение, и разводы по прихоти умножились до бесконечности; многие дети покинуты на произвол судьбы неверными супругами; царствует какая-то бессмыслица и произвол…»

http://pravoslavie.ru/94269.html

В приложении: 7 . Петров Н. Протоколы заседаний Совета Киевской Академии (17 августа 1879 г.) (1–16). Март 1 . Сильвестр, архимандрит. Из чтений по догматическому богословию [продолжение §§ 94–105] (293–362) 2 . Попов К. Тертуллиан , его теория христианского знания и основные начала богословия [продолжение] (363–394) 3 . Певницкий В. Ориген и его проповеди [продолжение] (395–439) 4 . Линицкий П. Наука и религия. О законах мышления [начало] (440–476). Том 2 Апрель 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Толкование на книгу Екклезиаст, к Павле и Евстохии. Перевод двух бесед Оригена на книгу Песнь Песней (89–174) 2 . Тумасов Н. Религиозно-общественные учреждения древнего языческого Рима [продолжение] (477–522) 3 . Певницкий В. Ориген и его проповеди [окончание] (523–563) 4 . Попов К. Тертуллиан , его теория христианского знания и основные начала богословия [продолжение] (564–630) 5 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники в Греции, Фессалии, Эпире и Македонии (631–678) 6 . Н.И. Петров. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (за январь и февраль 1880 г.) (679–692) В приложении: 7 . Расписание испытаний студентам Киевской Духовной Академии за учебный 1879/80 год. (1–8) 8 . Прием воспитанников в Киевскую духовную Академию (1–4) Май 1 . Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе). О граде Божием, книга третья (117–176) 2 . Олесницкий А. Государственная израильская летопись или книги царей херема (3–83) 3 . Попов К. Тертуллиан , его теория христианского знания и основные начала богословия [продолжение] (84–144) 4 . Тьерри А. Несторий и Евтохий, ересиархи V-ro века [продолжение] (145–174) 5 . Н.И. Петров. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии за март 1980 г. (175–180) Июнь 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Шесть книг толкований на пророка Иеремию (175–254) 2 . Попов К. Тертуллиан , его теория христианского знания и основные начала богословия [окончание] (181–235) 3 . Петров Н. Киевская искусственная литература XVIII века, преимущественно драматическая [продолжение] (236–272)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рассматриваемое сочинение о. Петрова, наиболее всех других пришедшееся по вкусу публики, не во всём однако отразило в себе вышеизложенное миросозерцание автора и в некоторых пунктах вносит изменения, немеющие характера усовершенствования 2898 . Ухудшение достигается здесь вообще усиленным развитием и выражением тех или иных взглядов, проводимых о. Петровым в других сочинениях. В правильной и всесторонней формуле прогресса общественное благо есть результат взаимодействия двух факторов: личности и среды. Выдвигая на первый план первый фактор в качестве главного в других сочинениях, о. Петров признаёт значение и последнего фактора. Но в „Евангелии“ определяющим началом жизни объявляется только сердце человека (стр. 127). Вера нашего автора в нравственную мощь человека или его способность к добру принимает в „Евангелии” вид поверхностного оптимизма там, где о. Петров, в своей речи об условиях осуществления царства Божия, перерождение человека понимает в смысле изменения его мыслей и понятий, а не сердца и воли, – по крайней мере говорит языком этического интеллектуализма или рационализма. —634— В других сочинениях покаяние, требуемое Евангелием в качестве условия вступления в царство Божие, понимается в смысле сознания своей виновности или греховности, а здесь евангельское „покайтеся“ значит „передумайте, перемените ваши мысли, измените основную точку зрения, произведите коренную переоценку всех своих воззрений“ и т. п. Средством к коренному нравственному перевороту называется ясное понимание величия Евангелия, усвоение учения евангелия умом, выяснение в сознании обаяния евангельской жизни и т. д. 2899 Подобными выражениями о. Петров даёт повод несочувственной критике упрекать его в рационализме, пелагианизме и т. п., – упрекать несправедливо: в этом же ведь сочинении мы читаем и иные речи, где под перерождением разумеется изменение сердца, перевоспитание воли (в целой главе) „обновление всей духовной природы человека“ 2900 . Неточным выражением взгляда о. Петров производит, таким образом, впечатление (особенно на подозрительную критику), будто воззрения его „покоятся на началах рационализма, который полагает, что царство Божие основано одним учением – Христа“, усиливая это впечатление умолчанием о действии благодати Божией и о значении церкви в деле обновления человеческой души, о чём находим упоминание в других сочинениях 2901 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сохранился список с присяжных листов. Первее всего из присягавших значится архиерей Иннокентий. За ним дома его преосвященства: иеромонах Лаврентий, иеродиаконы Тарасий и Серафим, иподиакон Егор Рещиков; певчие: Димитрий Савастьянов, Григорий Мишенев, Андрей Попов (который был Тобольского архиерейского дому); подьяки: Иван Плотников, Григорий и Михайло Ключаревы, Михайло Яворский и Илья Лавровский. За ними следуют соборяне: протопоп Петр Григорьев, ключарь Василий Федоров, священники: Иосиф Петров и Симеон Афанасьев, дьякон Никифор Петров (сын протоиерея), два дьячка, два пономаря и три сторожа. За соборянами Иркутского Вознесенского монастыря иеромонахи: Корнилий, Стефан, Серафим, Иоанникий, Иона, иеродиакон Симеон, строитель монах Аарон, 13 монахов-послушников, 3 больничных и один дьячок-белец Феодор Лобанов. Посольского монастыря: игумен Паисий, иеромонахи Митрофан и Манассия, иеродиакон Серапион, схимонах Иоанн и 23 монаха. Троицкого Селенгинского монастыря: архимандрит Мисаил, иеромонах Иов, иеродиакон Даниил, казначей монах Иов Трудов, два схимонаха: Нифонт да Корнилий, 20 монахов послушников, 2 подьяка, 4 псаломщика, 1 дьячок и 1 пономарь. Нерчинского Успенского монастыря: игумен Нафанаил, иеромонах Боголеп, иеродиакон Терентий, казначей монах Варлаам, схимонахи Вассиан и Иоасаф, 10 монахов и 1 белец, бывший дьячок Иван Михайлов Попов. Приходские причты города Иркутска: Богородско-Владимирской церкви поп Иван Андреев , дьячок Иван Микушин, пономарь Иван Минеев и сторож Прокопий. Троицкой Петропавловской церкви: поп Илья Иванов (Карамзин) дьячок Иван Литвинов, трапезник Сидор Калимов. Знаменского девичьего монастыря: поп Иаков Максимов, дьячок Алексей Петров Корноков, пономарь Артемон. Троицкой Сергиевской (Крестовской) церкви: священники Иван Карамзин и Влас Миронов, дьячки Максим и Леонтий, свещеносец Григорий Очередин и сторож Василий Андреев. Прокопиевской церкви: поп Иван Петров, диакон Логин Миронов, дьячок Онисим Бобровников, пономарь Марко Родионов, страж Лука Грехнев. Тихвинской Богородской церкви: священники Филипп Васильев и Иустин Иванов, дьякон Тит Григорьев, дьячок Сергей Иванов, пономарь Василий Устюжанин, сторож Ананий Лагунов. Безместный поп Иван Васильев Хром.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Петров Григорий Никифорович, старец — 86 Петров–Батурин — см. Петров–Батурич Петров–Батурич Семен Васильевич (1833–1899) — редактор Азиатского отдела газеты «Голос», прозаик — 213, 232 Петя — см. Мещерский П. Н. Петя, сын И. И. Демкина — 311 Петя, сын И. И. Демиса — 138 Петя, сын А. И. Парвова — 128 Пешехонов — см. Пошехонов Пещуров Алексей Алексеевич (1834–1891) — управляющий Морским министерством (в 1880–х гг.), вице–адмирал; член Государственного совета — 193 Пимен, архимандрит — Пимен (Месняков Петр Дмитриевич) (1810— 1880) — архимандрит Угрешского подворье в Москве; автор неопубликованных «Воспоминаний» (см.: Пимен (Благово). Архимандрит Пимен, настоятель Николо–Угрешского монастыря: Биографический очерк. М., 1881) — 246, 253 Пимен, келейник архимандрита Геласия — 155 Писемский Алексей Феофилактович (1820–1881) — писатель — 294 Платон Костромской — Платон (Фивейский Павел Симонович) (1809–1877) — выпускник (со степенью магистра) Московской Духовной академии (1834); архимандрит (с 1841 г.), ректор Казанской (с 1842 г.), Орловской (с 1843 г.), Тамбовской (с 1847 г.) и Владимирской (с 1852 г.) Духовных семинарий; епископ Старорусский и викарий Новгородской митрополии (с 1856 г.), епископ Ревельский (с 1856 г.) и Костромской (с 1857 г.), архиепископ Костромской и Галицкий (с 1868 г.); духовный писатель — 289 Платон Московский — Платон (Левшин Петр Георгиевич) (1737–1812) — митрополит Московский; законоучитель великого князя Павла Петровича; проповедник и первый историк русской церкви — 136, 284–285 Платон Одесский — Платон Городецкий (Шалюхин Николай Иванович) (1803— 1891) — магистр Санкт–Петербургской Духовной академии (с 1827 г.) и ее инспектор (с 1836 г.), архимандрит (с 1831 г.); ректор Костромской Духовной семинарии и настоятель костромского Богоявленского монастыря (с 1837 г.); епископ Ковенский (с 1843 г.) и Рижский (с 1848 г.); архиепископ Донской (с 1867 г.), Херсонский и Одесский (с 1877 г.); митрополит Киевский и Галичский (с 1882 г.); член Святейшего Синода (с 1882 г.) (см.: Шевелев Ф. Из воспоминаний о высокопреосвященнейшем Платоне, митрополите Киевском и Галичском//Тверские епархиальные ведомости. 1892. 5. Часть неофициальная. С. 94–105; 6. Часть неофициальная. С. 131–138; 7. Часть неофициальная. С. 160–166) — 314

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_59872.html 01 декабря 2008 " Адмиралъ " . Лучше бы этого фильма не было На радио Санкт-Петербургской митрополии " Град Петров " обсудили фильм " Адмиралъ " Источник:  http://www.grad-petrov.ru/Радио " Град Петров " Вышедший на экраны наших кинотеатров в октябре месяце фильм режиссера Кравчука " Адмирал " , посвященный жизни и гибели адмирала Александра Васильевича Колчака, вызвал самые противоречивые отклики среди зрителей. По поводу фильма спорят, одни его принимают, другие отрицают, но с точки зрения участников " круглого стола " на радиостанции " Град Петров " (1323кГц, www.grad-petrov.ru) фильм стал замечательным " информационным поводом " для того, чтобы современное общество задумалось о трагедии гражданской войны. Но может ли подлинное произведение искусства быть всего лишь " информационным поводом " ?... В дискуссии принимали участие: магистр богословия, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, член Синодальной Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви протоиерей Георгий Митрофанов, священник Дмитрий Симонов, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Государственного Университета кандидат исторических наук Кирилл Александров. Профессор Спб Духовной Академии протоиерей Георгий Митрофанов: Сразу хочу оговориться, наша дискуссия не будет иметь характера дискуссии профессиональной. Мы не являемся киноведами, и будем размышлять об этом фильме просто как кинозрители. Причем, кинозрители, наверное, подходящие к этому фильму с различных позиций. Объединяет нас разве, только одно: убеждение в том, что тема, которую поднимает этот фильм, чрезвычайно актуальна не только для нашего киноискусства, но и для нашей страны в целом. А говорить об этом фильме мы будем исходя из того, что, священник Дмитрий Симонов является священнослужителем, образованным, мыслящим, но отнюдь не каким-то профессиональным киноведом. Он посмотрел этот фильм, и фильм произвел на него довольно значительное впечатление. По-своему не менее значительное впечатление фильм произвел и на Кирилла Михайловича Александрова, который, опять-таки, выступает здесь как кинозритель, но является при этом профессиональным историком, занимающимся именно военной историей России ХХ века. И, наверное, уже с этой точки зрения, их подход к фильму будет различен. А я, будучи священником, церковным историком и одновременно уже многие годы своеобразным комментатором отечественного кинематографа в передаче " 25 кадр " на радиостанции " Град Петров " попытаюсь подвести определенные итоги нашей дискуссии, имея в виду как исторический ее аспект, так и аспект чисто кинематографический.

http://religare.ru/2_59872_1_21.html

Митрополит Антоний (Паканич): Петров пост мы должны посвятить тому, чтобы ненависть и злоба ушли из нашей жизни Мы должны осознавать, что злоба и агрессия не те силы души, которые могут привести наше общество к процветанию. 18 июня, 2014 Мы должны осознавать, что злоба и агрессия не те силы души, которые могут привести наше общество к процветанию. Начался Петров пост. Этот пост всегда начинается в понедельник после недели Пятидесятницы и заканчивается 12 июля — в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Православная Церковь призывает к этому посту, приводя пример апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве, «в трудах и в истощении, часто в бдении, в голоде и жажде» готовились ко всемирной проповеди Евангелия. О том, как провести Петров пост, на что обратить внимание православному человеку в эти дни, в интервью «УНИАН-Религии» рассказал управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич). Владыка, расскажите о том, зачем современному человеку поститься? «ПОСТ ИЗМЕНЯЕТ ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА» Церковь установила многодневные посты перед большими праздниками – перед Рождеством, Пасхой, днем святых апостолов Петра и Павла, Успением Божией Матери. Пост установлен Церковью для того, чтобы подготовить душу человека ко встрече великих праздников. Пост изменяет внутренний мир, в это время происходит более глубокое осознание и осмысление того, чем человек занимается. Ведь пост – это не просто ограничение в пище. Это время задуматься правильно ли мы живем, какие у нас ориентиры. Время и осознания и покаяния. Очень важно сохранять телесный пост. Не уделяя этому внимания, человек грубеет. Когда мы воздерживаемся от мясной и молочной пищи, когда ограничиваем себя от увеселений, от собственных слабостей – мы самоорганизовываемся. Наш внутренний мир становится более восприимчив к истине и Слову Христову. Есть такое церковно-славянское слово – «одебеление». Одебеление человеческой природы. Это слово часто употребляется в православном богослужении. Одебеление – в значении чрезмерного нагромождения на себя плотского и мирского. Когда человек проходит через пост, он очищается, становится как бы более прозрачным. Он принимает более легкую пищу, чаще молится, бывает на богослужениях. В дни поста мы чаще бываем на исповеди и причащаемся Святых Христовых Тайн.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-pak...

Одиноким почувствовал себя Аким Петров среди всех этих простых людей, собравшихся в храм помолиться Творцу за свои грехи, выплакать здесь пред Ним свою скорбь. Жутко стало у него на сердце среди благоговейной церковной тишины. Вышел священник из алтаря и перед царскими вратами звучным голосом прочел молитву: «Господи, Владыко живота моего...» Все клали земные поклоны... Но вот на клиросе стройно запели: «Во царствии Твоем помяни нас, Господи...» Вдумался Аким Петров в смысл прекрасной молитвы и сладких евангельских слов, тронули они его огрубелое сердце, в нем заговорило что-то новое, небывалое... напоминали они ему забытые им наставления давно уже умершей матери – жить по Божьи, жалеть людей, молиться о царствии небесном. Рядом с этими воспоминаниями, в глубине его души шевельнулась совесть: «не достоин ты», заговорила она, «царствия Божия, далеко, далеко стоишь ты от него, а удалила от него твоя грешная, безобразная, скотская жизнь». Пал на колени Аким Петров, и из его зачерствелой души вырвался первый, после многих лет безсовестной жизни, покаянный вздох, первый молитвенный вопль... Солнце уже высоко стояло на небе и обильно лило свои ласковые лучи, когда кончилась литургия «преждеосвященных даров», и говельщики стали расходиться из церкви по домам. Шел к себе домой и Аким Петров, но не так, как он обыкновенно ходил по своему селу, гордо посматривая по сторонам, сознавая свое превосходство и силу над односельчанами, но скромно, потупя голову, шел он вдоль улицы. Дома он и не поглядел на свое обычное место стул за буфетом, а прошел в отдельную каморку, достал с полки запыленные, забытые сказания о жизни святых и стал читать их. Читал он, не отрываясь, до самого благовеста к исповеди, и как только раздался первый удар колокола, встал он с лавки, набожно перекрестился и поспешно стал собираться в церковь . В церкви за ширмами уже ждал священник кающихся; первым подошел к нему Аким Петров; долго, искренно беседовал он с своим пастырем и каялся пред ним в своем беззаконии как никогда, ни разу в своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010