В 1718 г. приписаны были еще все селения, лежащие ниже Воронежа по рекам Дону, Донцу, Хопру, Бузулуку, Медведице и Айдару, и крепости Бахмутская и Хоперская со всеми монастырями и часовнями, прежде бывшие в ведении архиереев Сарских и Подонских, и еще город Павловск, Донецкий Предтечев монастырь и новонаселенные слободы по реке Тулушве. В 1720 г. отчислены были от Рязанской епархии еще города Тамбов, Козлов и Борисоглебск с их округами. Хотя в 1758 г., при восстановлении архиерейской кафедры в Тамбове, все приписные от нее города были отчислены от Воронежской епархии, но при учреждении ­штатов в 1765 г. приписаны были еще города к Воронежской епархии, именно: от Крутицкой – Ливны и Черкасск, от Коломенской – Ефремов, от Рязан­ской – Лебедянь, Сокольск и Романов в степи, от Белогородской – Усердь и Ольшанск. В епархии считалось до 800 церквей, духовенства обоего пола более 15 000 человек и всего православного населения более 800 000. Само образование епархии из городов приписных от других епархий, из случайных поселений людей всякого рода, большей частью бродяг и раскольников, уже показывает, что в епархии не могло быть твердого порядка, ни в духовенстве, ни в народе. К этому присоединилась еще скудость средств содержания архиерейского дома. Вот что доносил ­Государыне святитель Тихон: «По прибытии моем в Воронеж, я нашел, что архиерейский дом строением неокончен, как и судейская при Консистории камера и около дома ограда каменная на 111 саженях, да семинарские училищные покои, сенные здания обветшали и требуют починки, также в соборной архиерее­престольной Благовещения Пресвятой Богородицы церкви иконостас, святые иконы и ризница весьма обветшали, притом же колокол в 300, второй в 120, третий в 15 пуд, в пожарный случай разбиты. А чем бы оное все исправить, таковых сумм в оном архиерейском доме не находится, ибо с имеющихся за тем архиерейским домом вотчинных крестьян (коих состоит по минувшей второй ревизии в подушном окладе 1361 душа), никаких денежных сборов никогда не бывало и ныне нет, а состоят те крестьяне на пашне, сенокосе и на заготовлении дров и прочих работах».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Село Кузьминки находилось на территории современной Липецкой области, недалеко от Липецка. Ныне село Ленино в Липецкой области, фактически вошло в состав Липецка. Монашеское имя деда Дугина Ивана Ануфриева. Воронежская старина. Вып. 8. Воронеж, 1909. С. 287. Палея Толковая. М., 2002. С. 13. Там же. С. 57. Там же. С. 120. Город Сокольск вошел в черту современного Липецка. В настоящее время территория города Таврова и его верфей вошла в состав Воронежа Змаевич Матвей Христофорович (Матия Крстов) – черногорец, участник Гангутского сражения, сподвижник Петра I. Полное собрание законов Российской империи. Т. 8. С. 301–302. Ныне село Колыбельское в Липецкой области. В 1729 г. он находился при гетмане Данииле Апостоле, в конце 1730 расследовал донос на Апостола, а в 1734 г. в связи со смертью гетмана получил вновь указ ехать на Украину. ПСЗ. Т. 8. С. 284–285. 5567. Агеева О. Г. Императрица Всероссийская Анна Иоанновна. М., 2015. С. 41–41. ПСЗ. Т. 8. С. T. 8. С. 465–466. 5761. Курукин И. В., Никулина Е. А.Повседневная жизнь Тайной канцелярии. М., 2008. С. 50, 63. «Доношения» священника Саввы Дугина   1 1728 г. (в составе документа 1731 г., июля 10 и позднее).– Справки из бывшего Преображенского приказа и Московской адмиралтейской канторы о «доношении» С. И. Дугина на управителя Липских заводов стольника С. Я. Коровина и сокольского поповского старосту священника церкви в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы Никиту Комягина   (Л. 167). По справке в бывшем Преображенском приказе. В прошлом 728-м году июня в 17 день во оной приказ прислан из Воронежской губернской канцелярии при отписке Сокольского уезду села Кузминки покровской поп Сава Дугин, да Липских заводов управитель стольник Степан Коровин, да города Сокольска церковной поповской староста церкви Казанские Богородицы поп Никита Комягин. А при той отписке доношение вышеписанного попа Дугина за ево рукою. А в отписке написано. Оное-де доношение на Воронеж в губернской канцелярии получено июня 1-го дня того ж году. Подписано к подаче в оною канцелярию о государственных нужных и важных делах. А в том доношении написано. Майя-де 25-го дня того ж году был он, Сава, в Липской завоцкой канторе и уведомился от мастеровых людей и от прочих об оном Коровине, что он касается блаженные и вечнодостойные памяти его императорского величества интересу множество. И не токмо интересу, но не какое действо чинит. И ныне чинит ко измене, также и к руганию на его императорское величество и к трате российскому войску и кораблям, и о истреблении заводов и мастеровых людей, также и богохулении и чина священнического и смертноубивстве, и протчих важных дел, в чем он ясно докажет. И он же знает, что вышеписанной церковной староста Комякин утаил у себя многое число зборные казны.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074361/

Территория Воронежской епархии была выделена из состава епархий Рязанской (города и острожки Воронеж, Елец, Коротояк, Землянск, Урыв, Романов, Орлов, Усмань, Костёнск, Талецкий) и Белгородской (Коротояк). Однако по вопросу о принадлежности Белоколодска, Данкова, Лебедяни и др. населенных пунктов у М. были споры с Рязанскими митрополитами из-за несоответствия данных писцовых книг с реальными границами уездов, к-рые в свою очередь по решению церковных Соборов 1674-1675 гг. должны были совпасть с границами епархий. В борьбе за спорные территории М. пользовался поддержкой патриарха и царского дома. В 1684 г. Толшевский Преображенский мон-рь патриаршим решением был оставлен в составе Воронежской, а городок Дёмшинск - в составе Рязанской епархии. В 1694 г. предметом спора стал г. Усмань с уездом, но вопрос решен не был. Сложности возникли из-за нежелания местного населения переходить в др. епархию, к-рая была ближе к епархиальному начальству. В 1699 г. территориальные споры Воронежского и Рязанского владык завершились по решению царя Петра I от 9 апр. 1699 г. о приписке к Воронежской епархии Усмани, Дёмшинского острожка, Белоколодска с уездами и дворцовой волости с. Мокрый Буерак с приселками в Лебедянском у. Офиц. причиной послужила близость этих городов к Воронежу, а также то, что Рязанская митрополия была богаче Воронежской. Города Романов, Сокольск, Данков и Лебедянь остались в Рязанской епархии. Тем же царским указом из Белгородской митрополии к Воронежу был приписан в церковном отношении г. Острогожск с уездом, а позднее и Дивногорский мон-рь. В кон. XVII в. территория Воронежской епархии продолжала увеличиваться за счет освоения юж. земель: патриаршая грамота от 30 янв. 1696 г. закрепила под властью М. поселения по течению рек Осередь, Битюг и Икорец (ранее принадлежали Рязанской епархии). В том же году к епархии были причислены города Азов, Таганрог и Новопавловск и М. получил титул «епископ Воронежский и Азовский». Особенностью Воронежской епархии было то, что она находилась на границе с землями Донского казачьего войска и украинскими епархиями, среди ее населения был большой процент казачества. Положение епархии также усложняло слабое церковное освоение края: на момент учреждения епархии в ней насчитывалось лишь 182 церкви и 17 мон-рей.

http://pravenc.ru/text/2563404.html

В 1718 г. приписаны были еще все селения, лежащие ниже Воронежа по рекам Дону, Донцу, Хопру, Бузулуку, Медведице и Айдару, и крепости Бахмутская и Хоперская со всеми монастырями и часовнями, прежде бывшие в ведении архиереев Сарских и Подонских, и еще город Павловск, Донецкий Предтечев монастырь и новонаселенные слободы по реке Тулушве. В 1720 г. отчислены были от Рязанской епархии еще города Тамбов, Козлов и Борисоглебск с их округами. Хотя в 1758 г., при восстановлении архиерейской кафедры в Тамбове, все приписные от нее города были отчислены от Воронежской епархии, но при учреждении штатов в 1765 г. приписаны были еще города к Воронежской епархии, именно: от Крутицкой — Ливны и Черкасск, от Коломенской — Ефремов, от Рязанской — Лебедянь, Сокольск и Романов в степи, от Белогородской — Усердь и Ольшанск. В епархии считалось до 800 церквей, духовенства обоего пола более 15 000 человек и всего православного населения более 800 000. Само образование епархии из городов приписных от других епархий, из случайных поселений людей всякого рода, большей частью бродяг и раскольников, уже показывает, что в епархии не могло быть твердого порядка, ни в духовенстве, ни в народе. К этому присоединилась еще скудость средств содержания архиерейского дома. Вот что доносил Государыне святитель Тихон: «По прибытии моем в Воронеж, я нашел, что архиерейский дом строением неокончен, как и судейская при Консистории камера и около дома ограда каменная на 111 саженях, да семинарские училищные покои, сенные здания обветшали и требуют починки, также в соборной архиереепрестольной Благовещения Пресвятой Богородицы церкви иконостас, святые иконы и ризница весьма обветшали, притом же колокол в 300, второй в 120, третий в 15 пуд, в пожарный случай разбиты. А чем бы оное все исправить, таковых сумм в оном архиерейском доме не находится, ибо с имеющихся за тем архиерейским домом вотчинных крестьян (коих состоит по минувшей второй ревизии в подушном окладе 1361 душа), никаких денежных сборов никогда не бывало и ныне нет, а состоят те крестьяне на пашне, сенокосе и на заготовлении дров и прочих работах».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Они в особых челобитных писали, что «Митрофан, быв на епископстве, без указу патриарша, своим изволом владел городами Рязанской епархии: Усманью, Романовым, Белоколодском, Донковом и Лебедянью, посылал в те города грамоты, чтобы в церковной службе и во многолетии именовали его епископа, а рязанских митрополитов имя упразднили; отчего в народе учинилось смущение великое». Полагают, что епископ Митрофан некоторое время владел Ряжском, так что епархия его чуть не подходила к г. Рязани 844 . Челобитной рязанских митрополитов не оставили без внимания и постарались прекратить «учинившееся великое народное смущение». Особым царским указом окончательно определено, что должно принадлежать Рязанской и что Воронежской епархии. В бытность свою во время похода в Воронеже в 1699 году 9 апреля Петр Великий указал приписать в епархию святителя Митрофана «бывшие города Рязанской епархии: Усмань, острожки – Демшинский и Белоколодезь с уездами и дворцовую волость село Мокрый Боерак с приселками» на том основании, что Рязанская митрополия «не скудна и довольствоваться ей без тех городов и волости мочно». Был и другой мотив присоединить эти места к Воронежской епархии: «те города с уезды и волость к Воронежу в ближних верстах». Рязанскому митрополиту велено отослать в Воронеж окладные книги отошедших церквей 845 . Митропол. Авраамий получил царский указ 7 мая и немедленно выполнил предписание, отослав книги с подъячим Полиевктом Калиником, присланным из Воронежа, о чем и сообщил царю грамотой в особой челобитной. Патриаршая грамота с изложением царского указа пришла в Рязань через полмесяца 846 . К слову сказать, царь с патриархом начинают расходиться по церковным делам: патриарх отстает от государя-царя. Города Романов, Сокольск, Донков и Лебедянь после царского распоряжения удержались за Рязанской епархией. За ней они оставались впредь до учреждения штатов в 1764 году 847 . Г. Елец, около 500 лет принадлежавший Рязанской епархии, навсегда отошел от неё 848 . Одновременно с рязанскими городами город Острожск с уездом из Белгородской митрополии петровским указом по церковным делам отписан к Воронежу 849 . Нужно прибавить, что указами 1699 г. о присоединении старых городов к Воронежской епархии не определился весь рост её. Со времени Петра стали заселяться южные привольные степи. В 1686 году для охранения воронежских границ по рр. Икорцу, Битюгу и Айдару поселено много переведенцев. Через 10 лет последовал указ, которым к переведенцам из Воронежа, Ельца и Коротояка выселено значительное количество жителей из украинских и центральных городов – русских и черкасов. Вследствие переселений к началу XVIII в. успела образоваться новая линия сторожевых и жилых пунктов по направлению к Тамбову и от Коротояка до донских казачьих городков 850 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Липецк. Церковь Рождества Христова в Студёнках. Карта и ближайшие объекты По данным Историко-статистического описания Тамбовской епархии 1911 год, «церковь каменная, теплая, построена в 1869 на средства прихожан. Приход открыт в 1792 году. Школы: земская и церковно-приходская, законоучителю в земской школе 48 рублей в год. Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковнаго имущества и метрическия книги с 1792 года». Штат церкви в это время: 2 священника, диакон и 2 псаломщика, «у причта 66 десятин. Причтоваго капитала 703 рубля. Церковный дом у одного священника». Статья на сайте:  Русские Церкви Возведена в 1859–1869 годах по проекту и под руководством инженера Тамбовской палаты государственных имуществ М. Ставицкого на средства прихожан. Храм двухпрестольный: главный алтарь освящен в честь Рождества Христова, правый придельный в трапезной — во имя Святителя Николая Чудотворца. Объемно-пространственная композиция храма восьмерик на четверике, с примыкающими к нему трапезной и низкой полукруглой апсидой. Северный и южный фасады храмовой части поделены на три прясла вытянутыми плоскими пилястрами, которые завершаются килевидными закомарами. Восьмигранный высокий подкупольный барабан, где широкие грани чередуются с узкими, прорезан вытянутыми окнами и завершается восьмигранной главкой. Колокольня увенчана высоким восьмигранным шпилем. Ее нижний четырехгранный ярус держит второй, восьмигранный, с гранями разной ширины. Плоскости широких граней прорезаны большими проемами звона. Вытянутые, устремленные вверх формы храма придают его довольно крупному объему легкость и стройность. Здание Христорождественского храма типично для второй половине XIX века, его архитектурный декор выполнен с использованием барочных, классических и древнерусских элементов. Статья на сайте Храмы Росси Церковь Рождества Христова — православный храм Липецкой и Елецкой епархии. Расположена в бывшем селе Студёнки, ныне входящее в состав города Липецк. Студёнки – историческая часть в Правобережном округе Липецка. Расположены между улицей Гагарина, рекой Студёновкой и посёлком Трубного завода. В составе Липецка с 1 февраля 1933 года. Прежде, как минимум с XVII века, тут находилось село Большие Студёнки (или просто Студёнки). Название дано по реке Студёновке. В состав Больших Студёнок входила Ниженка, которая располагалась по ту сторону дороги на Сокольск (ныне – Студёновская улица). Название Ниженки появилось потому, что она находилась в низовье реки Студёновки и, соответственно, ниже остальной части села.

http://sobory.ru/article/?object=15895

В 1720 году еще от Рязанской епархии к Воронежской приписаны были города Танбов, Козлов и Борисоглебек со всеми их округами и принадлежащими к ним монастырями и пустыньками; ибо Танбовская епархия, учрежденная вместе с Воронежской в 1682 году, продолжалась только до начала 18 столетия и после быв уничтожена, паки приписана к Рязанской. В 1749 году от бывшей Танбовской епархии приписано к Воронежской еще несколько церквей. Но в 1758 году, когда возобновлена паки Танбовская епархия, то все приписные от нее сии города и церкви паки обращены к Танбовской епархии. До издания духовных штатов Воронежский архиерейский дом имел за собой крестьян 1600 душ в селах Боршеве, Карачуне и Архангельске. При учреждении духовных штатов в 1765 году еще приписаны были к Воронежской епархии города из других епархий, и именно: из Крутицкой Ливны и Тернавск; из Коломенской Ефремов; из Рязанской Лебедянь, Сокольск и Романов в степи, из Белоградской Усерд и Ольшанск. Сверх сего с 1775 года еще от Московской епархии приписан был Воронежской город Новосиль: но напротив того по Дону крепости Св. Димитрия, Таганрог, Азов и Бахмут отошли в новоучрежденную Славенскую епархию. С 1788 года города Ефремов, Новосиль и Ливны паки отписаны от Воронежской епархии а с ними еще город Елец. В 1798 году указом Св. Синода от 19 июля от Белоградской епархии приписаны к Воронежской два города: Валуйки с округой и одним монастырем, да Ливенск, оставшийся без уезда. До 1799 года считалось в настоящей Воронежской епархии всех 826 церквей, из коих 430 в Воронежской губернии, 99 в Слободской Украинской, 143 по рекам Дону, Донцу, Хопру, Бузулуку, Медведице и другим казацким селениям, 6 в Саратовской губернии, 140 в Танбовской и 8 в Рязанской. Духовенства во всей епархии по ведомости за 1798, год значится: архимандритов 3, игуменов 1, игумений 2, строителей 4, монашествующих 71, кроме вдовых попов и белиц; протопопов штатных 15, заштатных 4, священников штатных 1044, заштатных 65, диаконов штатных 558, заштатных 15, причетников 1580, семинаристов 421, праздных церковников 2667, заштатных 58.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Петров пост — зачем? В бытность мою на сельском приходе зашел я как-то домой к прихожанам своим, это аккурат в неделю перед праздником Петра и Павла было. В доме никого, в летней кухне тоже пусто, хотя на печи большая кастрюля с водой греется, даже собака куда-то пропала, не лает… 28 июня, 2013 В бытность мою на сельском приходе зашел я как-то домой к прихожанам своим, это аккурат в неделю перед праздником Петра и Павла было. В доме никого, в летней кухне тоже пусто, хотя на печи большая кастрюля с водой греется, даже собака куда-то пропала, не лает… Зачем нужен Петров пост? В чём разница между нами до и после него? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин. Петров пост в этом году короткий. Пасха поздняя была, поэтому и от  Троицы до праздника апостольского, 12 июля, расстояние по времени совсем небольшое. Но даже эта краткость временная недоуменных вопросов, в том числе и от прихожан, не убирает. И ведь действительно: лето, отпуск, дача, а для сельчан и труды нелегкие. На угодьях и усадьбах уже урожай, прежде всего фруктов, ягод и овощей, поспел. Какое тут ограничение в еде, усиленная молитва и частое посещение храма Божьего? Логически, кажется, верно, но почему же «петровки» (так в простонародье Петров пост называли и называют) свято нашими предками чтились и соблюдались? Трудились меньше? Отнюдь нет. Намного больше и тяжелей. Грешили чаще? Тут и отвечать не надо, свойство греха с каждым поколением преумножаться никуда не делось. Мы прекрасно видим и знаем, что многие дела и поступки, которые раньше считались низменными, пошлыми и откровенным святотатством сегодня возводятся в ранг обычности и даже достижения. Иное руководство к стремлению соблюдать апостольский пост присутствовало: сознание того, что только тогда труды с заботами во благо пойдут, когда в тебе внутреннее содержание с внешним состоянием в симфонии пребывать будут. В бытность мою на сельском приходе зашел я как-то домой к прихожанам своим, это аккурат в неделю перед праздником Петра и Павла было. В доме никого, в летней кухне тоже пусто, хотя на печи большая кастрюля с водой греется, даже собака куда-то пропала, не лает.

http://pravmir.ru/petrov-post-zachem/

Скоромное в эти дни совсем запрещено есть, рыба дозволена только два раза во всю Четыредесятницу – в Благовещение и в Вербное воскресение, по субботам же и воскресеньям разрешено употреблять масло и вино. Обыкновенная пища в эти дни – сухоядение, есть – однажды в день и то не досыта, но старым и малым и матерям грудных младенцев можно есть два раза в день 1 . б) Пост Петров, иначе апостольский , начинается всегда спустя неделю после Пятидесятницы, или Троицына дня, и продолжается до 29-го июня, то есть до дня первоверховных апостолов Петра и Павла. Он установлен как в воспоминание того, что святые апостолы постились, приготовляясь на дело евангельской проповеди , так и в уважение к апостолам Петру и Павлу, которые в это время томились в темницах и в узах, а 29-го июня мученически скончались. Продолжение Петрова поста бывает не одинаково, смотря по тому как – рано или поздно – бывает Пасха. Самый большой Петров пост бывает шесть недель, а самый короткий – неделя со днем. Что же касается до пищи, то Петров пост менее строг, чем Великий. в) Успенский, или Богородичный пост всегда начинается с 1-го августа и продолжается две недели, то есть до 15-го августа. Этот пост установлен для достойного приготовления к празднику Успения Божией Матери, Которая перед Своим переселением на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Строгостью правил пощения Успенский пост превосходит посты Петров и Рождественский, но менее строг, чем Великий. г) Пост Рождественский, который иначе называется Филиппов , потому что он начинается с 14 ноября, то есть с того дня, в который празднуется память святого апостола Филиппа, и продолжается до 25 декабря, то есть до дня Рождества Христова. Этот пост установлен для того, чтобы христиане приготовились к достойному сретению имеющего родиться Господа. Правила пощения, предписанные Церковью в Рождественский пост, так же строги, как и в Петров. Все эти четыре поста, о которых мы говорили, называются постами многодневными, потому что они продолжаются не один, а много дней, но есть посты и однодневные .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Есть мнение, что Петров пост существует для тех, кто не постился Великим постом, а тем, кто постился, его соблюдать необязательно. Правда ли это? Отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска: - Мнение о том, что Петров пост установлен для тех, кто по каким-либо причинам не мог поститься в течение Великого поста, основывается на фрагменте из «Апостольского предания» священномученика Ипполита Римского: «Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня [Пасхи], то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы». Это самое древнее упоминание о «посте после Пятидесятницы». Оно относится к первой половине III века и никак не связывает этот пост с именами апостолов Петра и Павла. Впоследствии, уже об «Апостольском посте», говорится в «Апостольских постановлениях», творениях Афанасия Великого, Амвросия Медиоланского, Феодорита Кирского и других святых отцов. В разное время этот пост имел неодинаковую продолжительность, иногда он соблюдался до праздника Успения, то есть соединялся с Успенским постом. Возможно, в эпоху святого Ипполита Римского традиция Апостольского поста только начинала складываться. Однако впоследствии Петров пост утвердился в христианской Церкви в качестве обязательного канонического установления, никак не связанного с другими постами церковного календаря. Таким образом, пост апостолов Петра и Павла не отменяется и для тех, кто усердно постился в течение всего Великого поста. Петров пост приходится на период отпусков. Разрешает ли Церковь в это время ездить на отдых? Как быть с отпускными развлечениями: от всего нужно воздерживаться или только от скоромной еды? Отвечает священник Николай Генсицкий, ключарь Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова: - А разве среда и пятница не приходятся на период отпусков? Я бы сформулировал так: период отпусков у некоторых людей приходится на Петров пост. Теперь это выглядит честнее, и мы можем рассмотреть заданные вопросы более объективно.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/28/post...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010