Павел, 1885 – Архимандрит Павел. Краткие известия о существующих в расколе сектах, об их происхождении, учении и обрядах, о каждой с замечаниями. М., 1885 Панченко, 1973 – Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII в. Л., 1973 Панченко, Успенский, 1973 – Панченко А.М., Успенский Б.А. Иван Грозный и Петр Великий: Концепция первого монарха//ТОДРЛ, т. XXXVII. Л., 1983 Патерик, 1702 – Патерик Киево-Печерский. Киев, 1702 Пекарский, 1865 – Пекарский П.П. Материалы для истории иконописания в России. [Отдельный оттиск]. [СПб., 1865] Пернштейн, 1876 – Иоанн Пернштейн. Донесение о Московии. М., 1876 Петерсон, 1971 – Pemerson Th.G. The Survival of Byzanminism in 18 Century Greek Painting//Allen Memorial Art Museum. Bulletin, vol. XXIX, 1971, Петкович, 1965 – Петкович С. Зидно сликарство на 1557–1614. Нови Сад, 1965 Петров, 1866 – Петров П.Н. Сборник материалов для Императорской Академии художеств за сто лет ее существования. Часть 3. СПб., 1866 Петров, 1902 – Петров Н.И. Коллекция старообрядческих икон и других священных предметов из Стародубья, собранная В.Н. Фальковским//Труды Киевской духовной академии, 1902, янв. Петров, 1911 – Петров Н.И. Один из способов похищения древних икон путем подмена их позднейшими копиями//Искусство. Киев, 1911, Пирсол, Солтер, 1973 – D. Pearsall, Е. Salter. Landscapes and Seasons of the Medieval World. Toronto. Buffalo, 1973 Писарев, 1904 – Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. Казань, 1904. Репринт. М., 1991 Побединская, Уханова, 1985 – Побединская А.Г., Уханов И.Н. Произведения мстерских художников М.И. Дикарева и О.С. Чирикова в собрании Эрмитажа//Культура и искусство России XIX века. Новые материалы и исследования. Сб. статей. Л., 1985 Покровский, 1895 – Покровский Н.В. Сийский иконописный подлинник. Вып. 2. М., 1895 Покровский, 1899 – Покровский Н.В. Лицевой иконописный подлинник и его значение для современного церковного искусства//ПДПИ, CXXXIV. см., 1899 Покровский, 1900 – Покровский Н.В. Очерки памятников христианской иконографии и искусства. СПб.. 1900

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Почему нельзя игнорировать Петров пост 16.06.2020 629 Время на чтение 3 минуты Источник: Православная жизнь Митрополит Антоний (Паканич) рассказал о важности Петрова поста для верующих. Начинается Петров пост в понедельник, через неделю после Троицы. Дата начала поста не зафиксирована и зависит от Пасхи. Пост может длиться от одной до шести недель. В этом году Петров пост начинается 15 июня и продолжается до 11 июля. «Отправить в игнор» Петров пост не является таким строгим, как Великий. Однако это не повод его игнорировать. Во все дни поста, кроме среды и пятницы, разрешается вкушать рыбу. Болеющие, беременные и люди в возрасте могут поститься не так строго, как предписано в Уставе. Благодаря летнему сезону, на который выпадает пост, можно активно использовать для приготовлений блюд овощи, грибы, ягоды и фрукты. Петров пост соблюдали христиане еще с первых веков существования Церкви. Окончательно он утвердился уже позднее, во времена, когда в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Смысловой центр поста Так, в «Апостольском предании» III века, раскрывающем перед нами во всей полноте картину жизни Церкви в тот период, существует упоминание о Петровом посте. В то время этот пост восполнял, компенсировал Великий пост всем тем верующим, кто не смог соблюсти Его перед Пасхой. Об этом говорится в 33-й главе «Апостольского предания»: «Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня Пасхи, то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы». На протяжении 50 дней после Пасхи поститься считалось невозможным. «Петровским» пост наименовался позднее, и его смысловым центром стало подражание апостолам в их служении, которые постом и молитвой готовились к своей величайшей миссии – проповеди Евангелия. Метафизика в действии Но до осуществления возможности апостольской проповеди миру святые мужи вначале прошли сложный путь личного познания Бога и рождения истинной веры в своем сердце.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/16/pochem...

Но от монашества Петров не ушел. Великороссы Димитрий Сеченов и Гедеон чрезвычайно дорожили всеми талантливыми великороссами и тянули их вперед. Петров был для них такая находка, которую они не желали легко выпустить из рук. Заметив Петрова в синодальной типографии, Гедеон сразу оценил его и решил в себе, что он выведет его на дорогу. Он принудил его принять место в академии, ведшее за собой пострижение. Но Петров не постригался. Последовал указ об этом Синода, Петров не постригался. Гедеон в Синоде настаивал на своем требовании, и последовал вторичный указ, причем было прибавлено, что «уже отговоркам внимать не будут» и чтобы Петров немедленно ехал в Петербург к Гедеону для пострижения. В 1759 году, 29 лет от роду, Петров пострижен Гедеоном с наименованием Гавриилом. Сеченов и Криновский стали так быстро возвышать его, что через два месяца он был ректором семинарии и лавры наместником. Три года он усиленно работал и по семинарии и над громадным хозяйством лавры, еле успевая принять раз в день пищу, состоящую из кашицы с сухарями. Чрез 3 года Гавриил сделан ректором академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря. По смерти Гедеона, поведшей за собой перемещение архиереев, он был назначен на Тверскую епископскую кафедру, на 83 году возраста, а в Петербурге ему поручали важные дела. Раз императрица Екатерина шла с ним рядом в крестном ходу и все время беседовала, и потом отозвалась, что он, «муж острый и резонабельный». Она посвятила ему, в виде особого к нему уважения, свой перевод книги Мармонтеля Велизарий, причем в посвящении значилось: «Мы уверены, что сие сочинение вашему преосвященству понравится, потому что вы мыслями, как и добродетелию, с Велизарием сходны». Покровители Гавриила выдвинули и другое духовное светило — Платона Левшина , тоже великоросса и тоже воспитанника Московской академии. Платон рано прославился в Москве своей проповеднической деятельностью, которая началась в академии беседами с народом по катехизису, происходившими обыкновенно пред обедней.

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Cioni P. Gorky and “the Gospel of the new faith”//Philological Class. 2018. 2 (52). С. 72. Пименов В. Ю. «Исповедь» М. Горького как манифест богостроительства//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. 2–2 (16). С. 169–170. Стейла Д. Богостроительство и авторитаризм: проблема соотношения большевизма и религии//Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2019. Т. 37. 1–2. С. 546–547 К этому времени свящ. Г. Петров был автором двух брошюр, которые явно не могли быть близки М. Горькому: «Церковь Лейб-гвардии Егерского полка во имя священномученика Мирона: Чтение для народа»/Сост. свящ. Григорий Петров. СПб., 1896; «Соль земли [об истинно-христианской жизни и назначении человека]». СПб., 1896 (под псевдонимом). Щелкунов А. В. Формула добра и красоты. М.: Новый ключ, 2013. С. 13. Костромин К. А. Слово — оружие литератора: священник Григорий Петров//Коломенские чтения. 2015. Сб. ст./Под ред. Е. И. Жерихиной. СПб: Лики России, 2016. С. 115. Петров Г. С., свящ. Евангелие как основа жизни. Изд. 19-е. СПб., 1904. С. 9. Там же. С. 18. Kenworthy S. M. An Orthodox Social Gospel in Late-Imperial Russia//Religion and Society in Central and Eastern Europe, Vol. I. Maiami: Maiami University, 2006. P. 19. Петров Г. С., свящ. Евангелие как основа жизни. Изд. 19-е. СПб., 1904. C. 112; Эти призывы он будет повторять из книги в книгу вновь и вновь, пока в последний раз они не прозвучат в основной книге Г.С. Петрова «Финляндии, стране белых лилий» [ Петров Г. С. Финляндия, страна белых лилий/Пер. М. Витухновской. СПб: Европейский дом, 2004. С. 69-70]. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в 24 томах. Т. 1: 1888–1899. М.: Наука, 1997. С. 329. Там же. С. 335–336. Там же. С. 338. Гитович Н. И. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова. М.: Главное издательство художественной литературы, 1955. С. 576. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в 24 томах. Т. 1: 1888–1899. М.: Наука, 1997. С. 348.

http://bogoslov.ru/article/6193256

К вопросу о времени восстановления в правах митрополита Арсения (Мацеевича) и бывшего священника Григория Петрова//XV Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы 2005 г. М., 2005. Т. 1. С. 335). Однако восстановление Петрова в сане в то время уже не могло произойти по причине вступления его во второй, не венчанный, гражданский брак. В конце 1920 г. эмигрировал в Сербию, потом переехал во Францию. В 1923 г. закончил перевод своей книги «Страна болот: Финляндские впечатления» (М., 1910) на сербский язык, вышла под названием «Задари живота»(«Созидатели жизни»). Получив большую популярность, переведена на болгарский язык. В 1925 г. опубликована в Болгарии уже после смерти автора «В страната на белите лилии» («В стране белых лилий»), выдержала 14 изданий. В 1928 г. ее перевели на турецкий язык. В Турции книга переиздавалась 16 разот 12 до 25 тыс. экземпляров. В 2004 г. издана в РФ, см.: Петров Г.С. Страна болот: Финляндские впечатления. М., 1910; Он же. Финляндия, страна белых лилий/Авт. вступ. ст. и пер. М.А. Витухновская. СПб., 2004. О Г.С. Петровесм.: Петров Г.С. Письмо священника Григория Петрова митрополиту Антонию.СПб., 1908; Преображенский И.В. Новый и традиционный духовные ораторы о.о. Григорий Петров и Иоанн Сергиев, Кронштадтский. СПб., 1902; Руманов А.В. Священник Г.С. Петров, член Государственной думы: Биографияи история ссылки в монастырь. М., 1907; Фирсов С.Л. Священник Григорий Спиридонович Петров//Российская интеллигенция на историческом переломе. Первая треть XX века: Тезисы докладов и сообщений науч. конф. С.-Петербург. 19–20 марта 1996 г. СПб., 1996. С. 208–211; Кривошеева Н.А. К вопросу о времени восстановления в правах митрополита Арсения (Мацеевича) и бывшего священника Григория Петрова//XV Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы 2005 г. М., 2005. С. 334–335; Витухновская М. Григорий Петров: «Будьте строителями жизни»//Родина.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

4 радиопередачи января: Цикл Год памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского » в рамках программы «Душеполезные чтения». Радиостанция « Град Петров ». 1323 кГц в Петербурге. Ежедневно в 13.00//Фома. - – январь 2009. – С.92-93. – (рубрика « Путеводитель. 4 радиопередачи января »); Цикл « К 90-летию со дня рождения А. И. Солженицына » в рамках программы «Литературные чтения» и «Лекторий». Радиостанция « Град Петров ». 1323 кГц в Петербурге.  Каждое воскресенье, в 21.40 (повторение в понедельник, в 15.10)/Рекомендует Юлия Осинская , руководитель издательского отдела официальной радиостанции Санкт-Петербургской епархии «Град Петров»//Фома. - – январь 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 4 радиопередачи января »); Бог и человек в мировой литературе. Радиостанция « Град Петров ». 1323 кГц в Петербурге. Каждую пятницу, в 21.40 (повторение в субботу, в 15.30)/Рекомендует Юлия Осинская //Фома. - – январь 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 4 радиопередачи января »); «Фома» – программа для тех, кто хочет верить. Радиостанция « Говорит Москва ». 3-я кнопка радиотрансляционной сети или 92.0 FM в Москве. Каждую среду, после 21.00. Автор и ведущая программы Алла Митрофанова //Фома. - – январь 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 4 радиопередачи января »). Передача «Фома» – это вечерний разговор об актуальном и вечном, о вере и сомнениях, о церковной и нецерковной жизни. Автор и ведущая программы Алла Митрофанова . Каждую первую среду месяца на вопросы слушателей отвечает священник Игорь Фомин . Последняя среда месяца – время главного редактора «Фомы» Владимира Легойды .   5 дисков января:   Представлены диски: «История Древней Руси». Ю. А. Соколов . Вып. 1. - Студия «Град Петров». Формат: CD-ROM (mp-3). Рекомендует Юлия Осинская //Фома. - – январь 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 5 дисков января »); Первый выпуск издания курса лекций по истории Древней Руси петербургского историка и постоянного автора радио «Град Петров» Юрия Алексеевича Соколова. Охвачен период от древнейших времен до основания Киева. Это не сухое изложение фактов и событий, а красочный рассказ о далеком прошлом.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-69-y...

Какой, однако, о. Петров неотступный последователь за Толстым!.. Недаром, с другой стороны, сектанты говорят об о. Петрове: «вот, это наш проповедник» ... Чем же, по крайней мере, сам о. Петров объясняет такой, совсем необычный для православного пастыря, характер своего проповедничества? Некоторый ключ к уразумению этого можно находить вот в чем. Однажды, доказывая заслуги графа Толстого в интересах христианства, о. Петров высказал ту мысль, что своими трактатами на евангельские темы Толстой привел светское общество к Евангелию, заставил его читать Евангелие, размышлять над ним, поучаться из него нравственной жизни 6 . «Нас-де, церковников, общество не слушает, а Толстого послушало: в этом его и заслуга». Вот, вероятно, чтобы заставить себя слушать, о. Петров так и боится набросить на себя и малейшую тень церковности. Но та масса слушателей, которую имеет о. Петров, говорит-ли о том, что он достигает своей цели именно тем, что упорно открещивается от всякой церковности? – Позволяем себе усомниться. И вот живое основание для нашего сомнения. Кому неизвестен отец Иоанн Сергиев (Кронштадтский) и как проповедник, истолкователь слова Божия? По характеру своих духовных бесед и в храме, и в общественных собраниях, и в частных домах о. Иоанн – оратор, в теснейшем смысле слова, традиционный и, как таковой, диаметрально противоположен о. Петрову. Вот, для примера, одно из поучений о. Иоанна (18 Апреля 1902 г.) на Леушинском подворье на дневное евангельское чтение – «Беседа Иисуса Христа с Никодимом». В этом поучении применительно к содержанию Евангелия, о. Иоанн развивает мысли о необходимости для всякого христианина таинств крещения, покаяния и причащения, вопреки учению толстовцев, пашковцев и др. еретиков и горячо призывает всех не внимать басням еретиков, а крепко держаться учения и верований православной Церкви. Произнесение такого или подобного поучения было бы для о. Петрова таким же неподходящим делом, как, напр., ношение при мундире прокурора священнической камилавки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

Очень значима серия его эскизов для журнала «Пламя» 1919 года. Сохранились только три листа – «Целование Иуды», «Отречение Петра» и «Распятие». Для Петрова-Водкина была важна тема предательства. И Иуды, и Петра, который трижды отрекся, как и Христос предсказал. Момент, когда художник работает над этой серией эскизов, совпал с его личными переживаниями. Был разгром эсеров, взяли Иванова-Разумника, а в его записной книжке нашли адреса людей, с кем он сотрудничал, в том числе адрес Петрова-Водкина, и художника на один день арестовали. И все эти настроения вылились в рисунках. Здесь тему предательства Петра Петров-Водкин представляет как независящие от человека обстоятельства, которые толкают на крайности и которые сложно выдержать. Вот такое было настроение. И художник много рисует распятого Христа. 5 самых ярких картин дореволюционного периода «Купание красного коня», 1912 год Здесь четко видна связь с древнерусским искусством, Петров-Водкин обратился к теме всадников, которая возникает в новгородских иконах, в частности, иконах Георгия Победоносца. И современники это прочитали. Но у Петрова-Водкина была чисто художественная задача – соединить несоединимое, показать в единстве движение и статику. Кстати, эскизы он писал со своего племянника и коня по кличке Мальчик. Красный цвет коня – из-за желания оторваться от быта, сделать символического всадника, мифологического, нездешнего. Конь – как судьба. Смотрит косым глазом – и грозный, и торжественный. Что ждет этого юношу? Когда началась Первая мировая, Петров-Водкин уверял, что он предвидел эти события. Доказать это, конечно, нельзя, но видимо, он просто чувствовал в жизни и тревогу, и радость, хотел символически показать эту сложность судьбы людей. «Мать», 1913 год С одной стороны, мы видим обычную крестьянку. Причем в ранних эскизах было лицо девушки, но все-таки Петров-Водкин выбрал чуть более грубоватое лицо по чертам, старше. Он не хотел делать идеализированный образ. Для него эта крестьянка воплощает Россию, народную, крестьянскую. Петров-Водкин пытался обобщить портретный образ матери до образа символического – страны.

http://pravmir.ru/creative/petrov-vodkin...

Не будет ли такая федерация напоминать удельного устройства Руси с его кровавыми междоусобицами, закончившимися порабощением России монгольской орде? Кто, кроме врагов России, или безмозглых доктринеров, может предлагать план расчленения, а чрез то и ослабления России? Когда Давид с приближенными ночью прокрался в стан Саула, проник даже в палатку последнего, то Авесса просил позволения у Давида заколоть спящего Саула, этого личного врага и гонителя Давидова, но Давид воспретил ему, говоря: Не убивай его, ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным? Меня да не попустит Господь поднять руку мою на помазанника Господня ( 1Цар.26:9–10 ). И кого же сравнивает с Давидом священник Петров? Тех, которые рвали, топтали русские национальные флаги, поднимали красный флаг – символ резни и крови, поносили царя, пели революционную марсельезу, издавали дикие вопли: «крови! крови»! били и убивали осмеливавшихся сказать слово в защиту царя, проявлявших патриотические чувства, любовь к России и к русским, называли их презрительно черносотенцами. Царь и русское правительство – Голиаф; социалисты, анархисты, революционеры, убийцы из за угла, жиды и жидовствующие враги России и русского народа – Давид. Только свящ. Петров и мог сделать такое сравнение. Точно в насмешку над самим собой, или над здравым смыслом читателей свящ. Петров оканчивает свою статью словами Христа: «Познайте истину, и истина вас сделает истинно свободными. (Слова «истинно» в этом евангельском изречении нет; свящ. Петров восполняет слова Христа своими словами). Сам то свящ. Петров держится ли истины; уважает ли и любит ли истину? Он – деятельный сотрудник Русского Слова; а в какой иной газете печаталось больше лжи, особенно в октябре, ноябре и декабре 1905 года, как не в Русском Слове? Скажи мне, с кем ты знаком, и я скажу, кто ты. Свящ. Петров перечислил с полдюжины свобод, но опустил еще одну – свободу лжи. В газетах, особенно либеральных, ложь и прежде текла ручьями, а с дарованием свободы печати в газетах, подобных Русскому Слову, она полилась реками – мутными, грязными, зловонными, угрожая залить, затопить, задушить смрадом все живое и доброе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Одновременно с указом 1696 г. о заселении воронежской окраины, Митрофану воронежскому патриаршей грамотой от 30-го января позволено ведать в своей епархии поселившихся по рр. Осерду, Битюгу и Икорцу от верховьев до устья 851 . Таким образом, состав и пределы Воронежской епархии установились и более или менее определились далеко не сразу. Вследствие колонизационного движения в придонских областях и возникавших недоразумений между рязанскими владыками и святителем Митрофаном дело затянулось почти на двадцать лет. Область ведения епископа Митрофана обозначилась только на конце XVII в. и то ненадолго, не так, как это замечено об Устюжской и Холмогорской епархиях. В 1699 году территорию Воронежской епархии составили города: Воронеж, Елец, Землянск, Костенск, Орлов, Коротояк, Усмань, Демшинск, Белоколодск с дворцовой волостью и Мокрый Боерак, г. Острожск и поселения по р.р. Осерду, Битюгу и Икорцу. К прежним 182 церквам в 1699 году прибавилось 28 церквей 852 . Поселки по Осерду, Битюгу и Икорцу образовали южную границу Воронежской епархии по левую сторону р. Дона; по правую сторону южной границей была р. Тихая Сосна с г. Острожском. От среднего течения её прямая линия через Быструю Сосну на г. Елец по правобережью реки Дона обозначала западную границу Воронежской епархии, отделявшую ее – на юге от Белгородской митрополии – к северу от Крутицкой и соседней с ней Коломенской архиепископии. Северная граница новоучрежденной епархии не заходила за реку Мечу, северный правый приток Дона: там был город Лебедянь Рязанской епархии. От устья Мечи через Демшинский и Усманский уезды к верховьям Битюга и Осерда шла северо-восточная граница, отделявшая Воронежскую епархию от Рязанской (города Романов и Сокольск) и восточная, отделявшая ее от Тамбовской. К юго-востоку лежали «дикия поля», колонизация которых – дело Петра Великого и тогда только что начиналась. На Тамбовскую епископию 26 марта 1682 года посвящен Леонтий, игумен городецкаго покровского авраамиевского монастыря 853 . По соборному определению его епархию составили только три города: Тамбов, Козлов и Доброе Городище 854 . Тамбовская епархия из вновь открытых была самой малой по своей территории. Она занимала места по верховьям р. Воронежа, где стояли Козлов с Добрым Городищем, и по р. Цне до реки Вороны, где был Тамбов с его округом. К югу и юго-востоку лежали дикия поля, до которых, впрочем, дошла очередь колонизации 855 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010