Воззрите на сие непорочное тело, пригвожденное к древу проклятия, повешенное между неба и земли, пронзенное глубокими язвами и все кровию облитое; воззрите на сию главу, обложенную венцем, из терния сплетенным и преклоншуюся о тяжести скорбей более мучительных, нежели терновые иглы; воззрите на погасшие, погруженные во слезах очи Его, но последний взор свой благопризрительно кидающие на нас… 528 Сии простертые руки объемлют и поддерживают мир над бездною, изрытою под ним его развратом. Сей угасающий взор еще испускает луч милосердия и, будучи устремлен горе, тысящекратно повторяет молитву, не только за виновных мучителей, но и еще более за совиновный человеческий род воссылаемую: Отче! отпусти им ( Лк.23:34 ). Сия Божественная кровь... 529 С точки зрения стилистики различие с митрополитом Платоном и близость к Братановскому очевидны 530 , но было бы ошибкой думать, что в отношении последнего учитель Василий Дроздов был лишь подражателем: Табл. 4 Братановский Свт. Филарет 1. Се невинность предана. Праведник вменен с беззаконными. Свет, истина и живот восхищен от среды… Иисус распят. Жестокосердие, торжествуя над жертвою мщения своего, кровь его, вопиет, на нас и чадех наших 531 . 2. Человек существует! С каким попечением милостивое провидение промышляет о первых слабостях его, как он приходит в свет! 533 2. Человек рождается под грозным небом. Зачатый в беззакониях, осужденный на смерть прежде рождения, поставленный в противоборстве со всею природою, мстящею своему владыке за покорение себя суете… – что есть бедный пришлец земли, как не язвенный воин, принужденный в одно время сражаться и с внешними врагами, и с внутреннею немощию? 534 3. Благочестие и вера… паки отверзаются небеса; паки низливаются на человека те высочайшие Божие благодеяния, которые столько возвышают блаженный жребий его, что он делается уже больше не своим, но весь Божиим 535 . 3. Может ли правосудный Бог без пламеннаго гнева взирать на ежеминутнаго преступника? Может ли благий Творец с хладным пренебрежением внимать стоны бедствующей твари? Правосудие пробуждает мстительные громы, благость удерживает руку, готовую пустить их 536 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Сострадание св. юродивых выражалось в их жалостливости к ближним и состояло прежде всего в том, что они оказывали сильное нравственное влияние на ближних, как отчасти уже и было замечено: гнев их смиряли своим терпением, обиды – молчанием, грехи, содеянные против себя, прощали с молитвою за обидевших и по апостолу: «с плачущими плакали, с радующимися радовались» 561 . Препод. Исаак Сирин говорит: «тот милостив, кто когда услышит, или увидит что-либо опечаливающее брата его, возгорится сердцем, а равно и тот, кто будучи заушен братом своим, не возимел столько бесстыдства, чтобы отвечать и опечалить сердце его. Милостивый не только дает людям милостыню, но и с радостью терпит от других неправду и милует их 562 . Это одна сторона сострадательности св. юродивых к ближним. Другая сторона характеризует их со стороны их жалостливости к людям и особенно плохим в нравственном отношении. Св. юродивые, как истинные нищелюбцы, забывали о самих себе, сами терпели всевозможные лишения, памятуя лишь о нуждающихся и не имущих, потому что для них не составляло большей и совершеннейшей любви, как злострадать со други своими и душу свою положить за брата своего. Св. Симон Юрьевецкий из чувства жалостливости к бедным крестьянам со всяким усердием и немедленно исполнял все дела, какие ему поручали: беспрекословно молол хлеб в ручных жерновах, рубил дрова в лесу и носил их на себе: каждый день много воды носил на своих плечах и помогал в работе всем, кому требовалось 563 . Жалостливость св. юродивых рельефно выступает на фоне их нравственной деятельности в тех их поступках, которыми характеризуются их отношения к блудницам и вообще к подонкам общества, когда они спускаются до настроения этого презренного другими класса людей, чтобы знать и их мысли и чувствования. Св. Василий блаженный (московский) вращается среди пьяниц, сидящих в бражных тюрьмах 564 ; св. Симон Юрьевецкий часто посещал кабаки 565 ; св. Андрей находится в обществе блудниц 566 . Конечно, такое поведение св. юродивых и можно только объяснять их сострадательностью к этим погибающим людям, которых они пытались исправлять и исправляли, о чем речь будет ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А для изображения С. И. Гамалеи 296 , правителя канцелярии московского главнокомандующего, у меня не найдется и слов: хотелось бы видеть такого человека, а не вспоминать о нем. Я недоумеваю, каким образом под мундиром канцелярского чиновника, и именно русской канцелярии прошлого века, мог уцелеть человек первых веков христианства. Гамалее подобает житие, а не биография или характеристика. Сомневаюсь, сердился ли он на кого-нибудь хоть раз в свою жизнь. Во всем мире только с одним существом он воевал непримиримо – это с своим собственным, с его пороками и страстями, и с какими страстями! – с нюханьем табаку, например, и т. п. Когда ему предложили обычную в то время награду за службу крепостными в количестве 300 душ, он отказался: ему-де не до чужих душ, когда и с своею собственной он не умеет справиться. Слуге, укравшему у него 500 руб. и пойманному, он подарил украденные деньги и самого его отпустил с Богом на волю; но он не мог простить себе ежегодной траты 15 руб. на табак, которую считал похищением у бедных, и постарался победить столь преступную привычку, обратив новое сбережение на милостыню. Блаженный в лучшем смысле этого слова, которого современники справедливо прозвали «Божьим человеком»! И другие члены кружка были проникнуты тем же новиковским или лопухинским духом; это были лучшие, образованнейшие люди московского общества: князья Трубецкие и Черкасский, И. П. Тургенев 297 и другие, между которыми и Московский университет имел своих представителей в лице куратора Хераскова 298 и нескольких профессоров. Среди этого товарищества просвещения и благотворительности радушною хозяйкой на Покровке и в подмосковном Очакове, самоотверженною пособницей и ободрительницей в каждом деле и затруднении кружка являлась царившая в нем энергичная княгиня Варвара Александровна Трубецкая, урожденная княжна Черкасская, одна из прекраснейших русских женщин прошлого века, у которой ни дух времени, ни светское образование, ни таланты и влияние на окружающих не ослабили силы и непосредственности христианского чувства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Инок, воин и шут. Кинчев на сцене — шут. Он сам так себя называет. Но стоит-то он на том же рубеже, что и воины и иноки Руси. Он тоже защищает Русское Православие, Светлую Русь. И при слове инок он кланяется, высказывая тем свое свое почтение к монахам — в том числе и к тем, которые его клеймят «сатанинским отродьем». Ругань как подарок к юбилею «Всё-ли можно воцерковить?» — ставит вопрос в своей статье Людмила Ильюнина ( . Нагим ходил по московским морозам Василий Блаженный. Кстати, Людмила Ильюнина в своей статье упоминает, что на кинчевский концерт надо было пробираться по мокрому снегу. Могу свидетельствовать: в зале было прохладно, сквозняки были преизрядные. Так что с «голым торсом» Кинчев стоял отнюдь не ради своего удовольствия. Работа у него такая. Если бы с его обращением поменялось всё — всё в его творчестве, и знаменные распевы заменили бы рок-аккорды, а стилизованный кафтан прикрыл бы его татуировки — то он потерял бы всю свою аудиторию. А, значит, и все свои миссионерские возможности. Человек выставляет себя на сквозняки (и в буквальном смысле, и в переносном) ради людей, а не ради «ячества». Вообще одежда миссионера — особый и интересный вопрос. При разговоре о том, «како надлежит одеватися христианину», я вспоминаю ехидные слова христианского и гонимого писателя третьего века Тертуллиана, которыми он начинает свой трактат «О плаще»: «Мужи карфагеняне! Я радуюсь, что вы столь процветаете во времена, когда имеется приятная возможность обращать внимание на одежду. Ибо это — досуг мира и благополучия. Благо снисходит от властей и от небес». К одежде Тертуллиана в ту пору цеплялись все: христиан раздражал его плащ (форменная одежда профессиональных философов, которые в ту пору были, конечно, язычниками и врагами Церкви), а обычных язычников — то, что римскую тогу он променял на греческую одежду. Спустя сто лет такая же проблема возникла у константинопольского философа Ирона, из школы киников обратившегося в христианство. «Форма одежды» у учителей философии не поменялась: плащ киника и неостриженные длинные волосы. Поскольку в большинстве своем философы были язычниками и преподавали учения античных (то есть языческих) мыслителей, то естественно, что для христиан четвертого века встретить человека с длинными волосами в церкви было столь же подозрительно и необычно, как в конце 80-х годов встретить там же человека с голубыми гэбистскими погонами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2277...

Что он злодей, не сын её. Тот свят, Тот в небесах, среди блаженных ликов, И молится о страждущей Руси; А это вор, расстрига, чернокнижник! Стрельцы. Не верьте им: они безбожно лгут. Не выдадим! Голос из народа. О, храбрые стрельцы! Одни ли вы измените России И Русской вере? Мы клянёмся вам, Что он злодей. Стрельцы, побойтесь Бога! За изверга мечей в крови родной Не обагряйте! Стрелец. Этому я верю; Он наш стрелец, и честен, и правдив, И никогда во лжи не примет клятвы. Другие. Товарищи, не верьте! Другие. Вся Москва Противу нас. Ведь мы одни не сладим: Так из чего же биться? Голос в народе. Э, друзья! Что медлим здесь? Зажжём посад стрелецкий, Убьём их жён, раздавим их детей. Стрелец. За мной, за мной! Дома свои избавим От пламени! (Уходят). Один. Ох, жалко молодца! Как был удал! Я рад бы головою Лечь за него. (Уходит). Димитрий (опомнясь). Оставили меня. Всему конец! Нет силы, нет защиты, И нет меча, чтоб грудь свою пронзить! Князь Куракин. Ну что ж, Отрепьев? Говори, винишься ль? Покаешься ль в обмане ты своём? Димитрий. На площади, пред внемлющими народом, Я истину открою. Валуев. Ну, пора! (Валуев и Воейков стреляют). Димитрий. О Господи! Будь кротким судиею Моих грехов (падает). Валуев (продувая ружье). Я долг свой заплатил. (Вбегают князь Скопин и Ляпунов). Князь Скопин-Шуйский Где Самозванец? (видит труп) Вы его убили? Бегите прочь! О горе вам и стыд! Вы правый суд в злодейство обратили (народ уходит). Ляпунов. Безмолвен, мёртв и хладен он лежит У наших ног. Как пылок был в сраженьях, Как полон дум, и пламени, и сил! Мне жаль его. Князь Скопин-Шуйский. Он был обманщик дерзкий, И не его престол Российский был. (На улице крик). Да здравствует Василий, царь Московский! Ляпунов. Что, князь Скопин, ты слышишь? Князь Скопин-Шуйский. Это что? Без выбора, без земского собора? Пойдём туда, Прокофий (уходит). Ляпунов (один). Шуйский князь! Неправдою и ты достиг престола. И эту кровь я пролил для него? О падший вождь! Я каюсь пред тобою. Но день придёт для мщенья твоего,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Посланный возвратился на землю и исполнил данное Лазионом приказание, а бесы разошлись, чтобы прельщать людей. Видя все это, блаженный со слезами умолял «остати всем игр бесовских от лести дьявола, наипче же свое имение дают бесу лукавому иже соуть русалия, иние же скоморохом». Таким образом ни в каком случае не следует ничего давать музыкантам, ибо дающие приравниваются к кумирослужителям, как говорится далее в слове. Слово «русалии», поставленное в заглавии приведенного эпизода из жизни св. Нифонта, не достаточно выясняется из содержания самой статьи. Из вышепериведенной выдержки выходит, будто бы писатель называет русалиями – беса (имение дают бесоу лоукавому иже соуть русалия). Очевидно, это место неудачно переведено с греческого, или же переводчик неудачно вставил в перевод слово «русалия». В данном случае вернее понимать под словом «русалия» – пляшущую под музыку сопельника толпу, или просто пляску.   §107. Отношение светской власти Духовенство всегда относилось к играм и плясками неодобрительно. Гражданская власть, как мы сказали раньше, считала музыку и зрелища делом дозволенным. Но это было в первые века нашей христианской эры, когда наши князья руководились придворными традициями византийских императоров. Потом связь древнй Руси с Византией стала слабеть. В правящих сферах возобладало аскетическое направление. Некоторое время гражданские власти безмолвствовали относительно светских развлечений. Но по мере того, как крепнет Московская Русь, московские власти начинают вменять себе в обязанность следить за религиозной и нравственной сторонами жизни своих подданых. Такое явление заметно со второй половины 15 века. Жалованной грамотой (1470 г.) Дмитровского князя Юрий Васильевича запрещалось играть скоморохам в Инобожеских селах Троицкого монастыря 1099 . В уставной грамоте, Артемовского стана Переяславского уезда, крестьянам, данной великим князем Василием Ивановичем в 1506 г. значится: «а скоморохам у них в волости играти не освобождаем» 1100 . Гражданские власти, восставая против скоморохов, в принципе принуждены были делать уступку вкоренившемуся обычаю и разрешали играть скоморохам «не сильно». «А скоморохом у них ловчей и его тиун по деревням сильно играти не освобождает», говорится в уставной грамоте 1509 г. Дмитровского князя Юрия Иоанновича: «кто их пустит на двор добровольно, и они тут играют; а учнуть у них скоморохи по деревням играти сильно, и они их из волости вышлют вон безпенно» 1101 . Великий князь Василий Иоаннович в 1522 г. запрещал по деревням ездить попрошатаям и играь скоморохам, попрошатаи и скоморохи подвергались великокняжескому суду 1102 . По уставной Онежской грамоте, данной великим князем Иваном Васильевичем в 1536 г., скоморохи, игравшие в волости сильно, высылались вон из волости 1103 . Ограничиетльные меры против скоморохов предпринимались в 1558 г. Старицким князем Владимиром Андреевичем 1104 и царем Иваном Васильевичем в 1554 г. 1105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Но приходится слышать, что рок — это распущенность, это матерщина.. . — Матерящегося попсового кумира Филиппа Киркорова нам всем доводилось видеть. Я же ни разу из уст Кинчева или Шевчука матерщины не слыхал. Самое крепкое словечко Кинчева — " грязь " . А для Шевчука, кажется, нет хуже ругательства, чем " попса " . — Но разве могут быть у православного человека, тем более человека, несущего в своей речи православные идеи, голый торс, руки, разрисованные татуировками, и короткие шорты? — Может ли проповедник быть обнаженным? В истории христианства известен голый миссионер: пресвитер Юлиан, поехавший с миссией в Эфиопию, где из-за невыносимой жары с 9 утра до 4 часов дня он вел свои беседы с язычниками нагим, сидя в пещере по шею в воде... А в итоге — " обучил и крестил царя, его вельмож и много народа с ними " [ 1 ]. Нагим ходил в московские морозы Василий Блаженный. Кстати, могу свидетельствовать, что на зимних концертах в зале прохладно и сквозняки гуляют преизрядные. Так что с " голым торсом " Кинчев стоит отнюдь не ради своего удовольствия. Работа у него такая. Вообще, одежда миссионера — особый и интересный вопрос. При разговоре о том, " како надлежит одеватися христианину " , я вспоминаю ехидные слова христианского гонимого писателя III века Тертуллиана, которыми он начинает свой трактат " О плаще " : " Мужи карфагеняне! Я радуюсь, что вы столь процветаете во времена, когда имеется приятная возможность обращать внимание на одежду. Ибо это — досуг мира и благополучия. Благо снисходит от властей и от Небес " [ 2 ]. К одежде Тертуллиана в ту пору цеплялись все: христиан раздражал его плащ (форменная одежда профессиональных философов, которые в ту пору были, конечно, язычниками и врагами Церкви), а обычных язычников — то, что римскую тогу он променял на греческую одежду. Спустя сто лет такая же проблема возникла у константинопольского философа Ирона, из школы киников обратившегося в христианство. " Форма одежды " у учителей философии не поменялась: плащ киника и неостриженные длинные волосы. Поскольку в большинстве своем философы были язычниками и преподавали учения античных (то есть языческих) мыслителей, то естественно, что для христиан IV века встретить человека с длинными волосами в церкви было столь же подозрительно и необычно, как в конце 80-х годов встретить там же человека с голубыми гэбистскими погонами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1037...

Спрашивают: «Это ты принес?» Я говорю: «Да нет, я даже не знал, куда нести». – «А мы здесь неделю уже не были». Как тут оказались три гвоздики – так и осталось загадкой. Я помолился, как мог, Василию Блаженному: «Святой Василий Блаженный, одного прошу: помоги мне написать диссертацию. Все есть, а не пишется, и все». Между тем руководитель этой стройки никак не мог успокоиться, он повел меня по всем приделам, начал рассказывать, показывать, в общем, только к обеду я освободился. У меня, правда, был какой-то подъем, вдохновенное состояние. Я приехал, пообедал, сел и, никуда не заглядывая, просто начал писать. К вечеру был готов первый параграф. На следующий день я отдал его машинистке и начал писать второй – за день его закончил. Потом третий параграф. В общем, писал каждый день по параграфу. Причем у меня появилась твердая уверенность, сажусь – и знаю точно, как и что писать, практически никуда не подглядываю – все данные привожу по памяти. Так за неделю я написал полностью первую главу, со всеми выводами. Вторая неделя – вторая глава, третья неделя – третья, заключение и библиография. В четвертую неделю я материал вычитал, подправил, и за месяц все было готово – ни прибавить, ни убавить. Конечно, это произошло по молитвам Василия Блаженного, потому что так быстро, никуда не подглядывая, я никогда не писал. И так же быстро защитился. Причем накануне у меня к несчастью испортились отношения с председателем Ученого совета. Недоразумение просто вышло, можно сказать, комический случай: я шел за ним по коридору академии и громко чихнул. От неожиданного громкого чиха у него подкосились ноги, и, грозно посмотрев на меня, он сказал: «Ну, я тебе припомню». И все знали: если он припомнит – то припомнит. А как голосует он, так голосует весь совет. На защите я помолился и пошел уж как есть. К счастью, его в самом начале совета куда-то вызвали, и до самого конца его не было, так что голосовали без него, и все прошло хорошо: проголосовали члены Ученого совета единогласно. И уже после защиты меня пригласили в Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Встречи у товарища Лыщикова

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Только вот помним ли мы об этом? И кто же избирается Господом — в назидание многим — для этой немыслимой миссии, да ещё и в лихое время: человек могучего здоровья, обладающий к тому же богословским образованием вкупе с энциклопедической начитанностью? Нет, всё происходит совсем не так: им оказывается небольшого росточка женщина, незрячая от рождения, ещё и лишённая в ранней юности способности самостоятельно передвигаться. Вот так, без аттестатов и дипломов — но наделённая от Бога такой жертвенной любовью к ближним, ко всем нам! Да-да, это блаженная московская старица Матрона, святая молитвенница и скоропослушница, заступница наша пред Спасителем и Его Пречистой Матерью за всех, прибегающих к её защите и предстательству! Оттого и поём в акафисте блаженной: «Радуйся, храм Божий любити нас научающая; радуйся, во ограду церковнуюрасточенныя овцы собирающая» (Икос 6). А ещё: «Поюще многая и дивная твоя чудеса, мати Матроно, восхваляем Бога, даровавшего граду Москве и Отечеству во дни безбожия и гонения ти, непоколебимый столп благочестия и веры» (Икос 12). Как же дивно сбылись на ней вещие слова Апостола, услышанные им от Самого Господа: «…ибо сила Моя совершается в немощи» ( 2Кор. 12:9 ). Воины Христовы Стать русскими… Это, наверное, ещё и поменьше жаловаться: на власти, на погоду, на ближних, да мало ли на что?! В том числе и на судьбу, памятуя о том, что судьба значит — Суд Божий, который мы сами для себя по мере своей жизни готовим: словами, мыслями, поступками. Как уместен здесь сердечный возглас поэта Игоря Северянина: Что толку охать и тужить – Россию нужно заслужить! И если не хватает ещё в ком-то сил полюбить ближнего своего за то, что он русский, то, может, попытаться найти силы, чтобы пожалеть его… Памятуя о том, что быть истинно русским человеком во все времена дело непростое, а слово жалеть всегда воспринималось русским сердцем сродни понятию любить. «Любите и жалейте друг друга» — эти слова завещал написать на собственном надгробии мудрый старец, наш с вами современник, игумен Никон (Воробьёв + 1963)…

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

поиск:   разделы   рассылка Павел Миронов День народного единства в столице Источник:  Гудок Столица порадует своих жителей и гостей праздничными шествиями, историческими реконструкциями и спортивными праздниками 4 ноября в России в шестой раз отмечается День народного единства. В этот день 1612-го года бойцы народного ополчения восстали против польских интервентов и свергли польское правительство. Руководили восстанием Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский: монумент в их честь стоит сегодня на Красной Площади, возле собора Василий Блаженного. В 2011-м году Москва отметит этот день широкими народными гуляниями: в учреждениях культуры состоятся концерты, в парках пройдут массовые гулянья, поклонников физкультуры ждут на стадионах и открытых площадках в крупнейших парках города: Измайловском парке, Сокольниках, Коломенском, Парке Культуры им. Горького и других. Так в столице на территории Московского городского дворца детского (юношеского) творчества будет организован спортивно-развлекательный праздник " Спорт нас объединяет " : представители многочисленных народностей, проживающих на территории РФ, будут состязаться в различных спортивных состязаниях и покажут совместные выступления. В празднике примут участие представители национальных общин, землячеств и других общественных объединений, сотрудники представительств субъектов Российской Федерации, международных, общероссийских детских и молодежных организаций, коммерческих структур, осуществляющих свою деятельность в России. В Москве ожидаются праздничные шествия, в том числе марш русских националистов в Люблино, шествие антифашистов на набережной Тараса Шевченко и акция молодежного движения " Наши " на территории ВВЦ. Последнее из перечисленных обещает быть самым зрелищным: в конце своего " Русского марша " " Наши " обещают устроить праздничный карнавал для более чем 10 тысяч гостей. В числе тех, кто поддержит идею Дня народного единства на сцене " Наших " , шоумен Михаил Галустян, певица и ведущая канала PostTV Юля Ковальчук, режиссер Егор Кончаловский, а также телеведущая и член Общественной Палаты РФ Тина Канделаки.

http://religare.ru/2_90088.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010