Как видим, Горсей излагает еще одну версию. На ее легендарность указал еще Η. М. Карамзин в «Истории государства Российского»: «Но это было зимою, а зимние тучи не громоносны». Но в любом случае записки Горсея чрезвычайно» важны. Во–первых, это единственный из иностранных авторов, кто своими глазами наблюдал Николу Псковского. Во–вторых, следует обратить внимание на то, что юродивый бранил Грозного кровопийцей и пожирателем христианского мяса. Эта мимолетная фраза — источник того парадоксального жеста, который народная молва вскоре навечно связала с Николой Салосом и Грозным. Флетчер, побывавший в Москве через шестнадцать лет после Горсея, услышал и записал уже окончательный, отшлифованный вариант легенды. По Флетчеру, Грозный пожаловал Николу каким–то подарком. В ответ юродивый прислал царю кусок сырого мяса. Царь простодушно удивился: ведь был пост, а не мясоед. Тогда Никола сообщил разгадку: «Да разве Ивашка думает… что съесть постом кусок мяса какого–нибудь животного грешно, а нет греха есть столько людей, сколько он уже съел?» Этот парадокс увенчал здание легенды и стал каноническим в картинах юродского протеста. Приуроченный к опричному погрому Новгорода, он вошел в Житие Василия Блаженного (хотя тот умер значительно раньше). Василий будто бы позвал царя Ивана в убогий вертеп под волховским мостом и предложил гостю «скляницу крови и часть сырого мяса». Обличения царя юродивым, по всей видимости, нельзя считать случайностью. Скорее это была система. Народ ждал их, и юродивые не обманывали его ожиданий. Церковная реформа Никона и укрепление абсолютизма означали закат юродства. Однако власти все же не решались открыто выступить против этого издревле вкоренившегося в национальное самосознание феномена. Прямой удар по юродству нанес только Петр I. Если в ого молодые годы, при последнем патриархе Адриане, юродство Христа ради еще более или менее уважалось Церковью (так, в 1698 г. были открыты мощи Максима Московского, подвизавшегося в XV в.), то в период преобразований ему было отказано в праве на существование. Петр всех юродивых его времени объявил «притворно беснующимися». Дело не кончилось рационалистическим неприятием юродства. Были предписаны репрессивные меры. В одном из типичных документов эпохи — в «обещании, чинимом архиереями при поставлении их в сей чин» (1716 г.) читаем: «Паки обещаваюся притворных беснующих, в колтунах, босых и в рубашках ходящих, не точию наказывать, но и градскому суду отсылать». Репрессивный мотив постоянно звучит в узаконениях петровского, а потом аннинского времени. Так, в 1737 г. Синод приказал отыскивать, ловить и «отсылать в светский суд» разных «суеверцев», в том числе «притворных юродцев и босых и с колтунами». Если в XVII в. юродивых губили за дерзкие речи, то в XVIII в. хватали уже за колтуны и наготу, то есть за самый юродский облик.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Нас Борис ослепил и обманул: мы прежде его признали царем и по смерти хотели присягать его детям, стоять против Гришки Отрепьева; но теперь нам дали другой образец присяги, где не поминалось о Гришке, а чтоб мы стояли против тебя, прироженого нашего государя, царя Димитрия Ивановича, и не признавали тебя за государя своего; так мы уразумели, убереглись и однолично все положили, чтоб ты, наш государь прироженый, шел и воцарился на столице блаженной памяти отцов твоих. Ныне, вместо присяги Борисовым детям, мы учиняем присягу тебе, а бояр, что держатся Бориса, перевязали; а в Москву послали мы знатных людей объявить, что мы все признали тебя наследным и законным своим государем, чтоб и в Москве, подобно нам, принесли тебе присягу на послушание» 201 . Димитрий принял их чрезвычайно любезно, обнадеживал милостью, вполне извинял их за то, что они до сих пор были его врагами, и вообще обворожил ласковым обращением. Ивана Годунова, как родственника Борисова, посадили в тюрьму в Путивле. Вслед за этими депутатами приехал в Путивль Басманов. Выехав из обоза, этот главнокомандующий встретился с Запорским и от него узнал, что грамота о прибытии польского войска была фальшивая и написана самим Запорским. Басманову стало стыдно своего легковерия, хотя он не раскаивался более, что передался новому царю. Когда он явился к Димитрию и принес повинную, Димитрий принял его дружелюбно; оба сразу узнали, поняли друг друга. Димитрий стал дорожить им, потому что видел в нем человека способнее и умнее других. Привязался к Димитрию и Басманов, когда увидел, что Димитрий умеет ценить преданность, дружбу и ум. Басманов, важнейший до сих пор враг Димитрию на пути к московской короне, теперь сделался его первым советником. Димитрий отправил Басманова снова к войску приводить его к присяге. Вслед за ним и сам он отправился из Путивля, 24 мая 202 . По дороге спешили явиться к нему навстречу бояре: Шереметев, Василий Голицын, Михайло Салтыков и другие; с ними приходило несколько сот человек бить челом новому государю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Возможность такого самоопределения была заключена в богообразной природе человека; но его духовная самостоятельность не исключала и избрание другого пути – самоутверждения, автономности, самовольного направления жизни, что, по существу, означало противление воле Божественной, утерю свободы и порабощение греху. Это означало нарушение духовного мира с Богом, ибо всякое противление есть вражда и разъединение. Естественно, что уклонение от источника мира – Бога одновременно вызывало утерю и внутреннего мира человека, как того богообразного состояния и соотношения сил человеческой природы, которые были свойственны ей при сотворении. В грехопадении человек не потерял своих духовных свойств и сохранил ту же самую физическую организацию, с которой осуществила его в бытии воля Божия. И тем не менее он стал другим человеком по своему нравственному состоянию, потому что его падение осуществило то противление тела и духа, которое, как закон его греховной природы, подчинило его физическому закону греха ( Рим. 7:18–23; 8:5–8 ; Гал. 5:17 ) и одновременно поставило его в ненормальное отношение к Богу и миру. Потеря духовного мира состояла, прежде всего, в том, что люди, вынуждаемые жить по закону физических потребностей, все-таки должны были судить свою жизнь по нравственному закону духовного совершенства. Прямое следствие отсутствия мира – страх перед Богом вселился в души людей вместо благодатной любви. Призванный к блаженному общению с Богом и отвергнувший этот призыв в удалении от Бога, человек, по словам Московского митрополита Филарета, «рождается под грозным небом. Зачатый в беззакониях, осужденный на смерть прежде рождения, поставленный в противоборстве со всею природою, мстящею своему владыке за покорение себя суете, имея в разуме вождя, в наибольших опасностях наиболее слепотствующего, в сердце друга, часто изменяющего, в совести – судию, коего бдительность ужасна для чувственности, а усыпление – для духа, что есть бедный пришелец земли, как не язвенный воин, принужденный в одно время сражаться и с внешними врагами и с внутреннею немощью?.. Счастлив, если среди сих бедственных обстоятельств, наконец, он почувствует, что нет безопасности на земле без примирения с небом!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sarych...

Назначение Никона «печаловником» за всех и каждого состоялось, по-видимому, довольно поздно. Да и не все из угнетенных имели случай воспользоваться его «печалованием». Наконец, Никон, хотя и друг царя, не смел еще касаться постановлений государственных, утверждаемых указами царскими, из которых особенно был народу не по сердцу указ 7 февраля 1646 г., о прибавочной пошлине на соль и запрещении свободной торговли табаком. И хотя в указе этом говорилось ясно: «указали мы и бояре приговорили: для пополнения нашия казны, служилым людям на жалованье, чтоб против поганых бусурманов Крымских и Нагайских людей стать и православных крестьян от тех поганых заступить, положити на соль новую пошлину за все старыя пошлины и за проезжие мыты 76) перед прежним с прибавкою на всякой пуд по две гривны; а иные мелкие поборы со всей земли и прежния соляныя всякия пошлины и проезжие мыты указали везде отставить» 66 , народ видел только новость – и негодовал, приписывая ее внушению лихоимных вельмож. Главнейший из них, Морозов, чуял опасность и, чтоб отстранить ее по крайней мере от себя, указал своему царственному питомцу на двух красавиц, дочерей незнатного дворянина Ильи Даниловича Милославского, – и 16 января 1648 года царь Алексей обвенчался с старшей Милославской, Марией Ильиничной, во избежание новых чародейств, тихо; а 10 дней спустя женился и старик Морозов на младшей сестре царицы, Анне, сделавшись, таким образом, свояком царским. Из даров, поднесенных венценосным новобрачным и хранящихся до сих пор в Московской Оружейной палате, замечательнее прочих: кубок серебряный весом 11 ф. 2 зол., от боярина Бор. Ив. Морозова; рукомойник серебряный с подписью: «государю челом ударили Ярославские посадские люди 1648 года января 19»; корабль серебряный 77 ) золоченый, на поддоне подпись: «государю челом ударил Василий Иванович Стрешнев 67 , в 1648 году» 68 . В день брачного венчания царя «на него государя подано платья: сорочка тафтяная с ожерельем, третьего наряду, с порты тафтяными червчатыми; пояс, шелк червчат с золотом; зипун, отлас бел, у него обниз середняя с каменьем; кожух, камка бурская, по червчатой земли в цветах шолки: бел, зелен, да лазорев с золотом, на соболях, нашивка жемчюжная, пуговицы обнизаны жемчюгом; пояс золот кованой; шуба русская, бархат венедицкой (венецианский), шолк червчат да зелен, круги серебрены велики репьями, в них круги золоты невелики островаты, листье золото, пуговицы золоты с каменьем и с жемчюги (отнеты были от платно от отласнаго, от червчатаго аксамичнаго 78) , на время); шапка горлатная большая, новая; колпак большой, весь обнизан жемчюгом и с запоны, и с большия казны с Казенного Двора, отца его государева, блаженныя памяти государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всеа Русии; штаны, камка червчата куфтерь; башмаки шиты волосеным золотом 79 ) и серебром по червчатому сафьяну; ичетыги 80) , сафьян червчат.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_90088.html 02 ноября 2011 Павел Миронов День народного единства в столице Источник:  http://www.gudok.ru/sociaty/?pub_id=414454 Гудок Столица порадует своих жителей и гостей праздничными шествиями, историческими реконструкциями и спортивными праздниками 4 ноября в России в шестой раз отмечается День народного единства. В этот день 1612-го года бойцы народного ополчения восстали против польских интервентов и свергли польское правительство. Руководили восстанием Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский: монумент в их честь стоит сегодня на Красной Площади, возле собора Василий Блаженного. В 2011-м году Москва отметит этот день широкими народными гуляниями: в учреждениях культуры состоятся концерты, в парках пройдут массовые гулянья, поклонников физкультуры ждут на стадионах и открытых площадках в крупнейших парках города: Измайловском парке, Сокольниках, Коломенском, Парке Культуры им. Горького и других. Так в столице на территории Московского городского дворца детского (юношеского) творчества будет организован спортивно-развлекательный праздник " Спорт нас объединяет " : представители многочисленных народностей, проживающих на территории РФ, будут состязаться в различных спортивных состязаниях и покажут совместные выступления. В празднике примут участие представители национальных общин, землячеств и других общественных объединений, сотрудники представительств субъектов Российской Федерации, международных, общероссийских детских и молодежных организаций, коммерческих структур, осуществляющих свою деятельность в России. В Москве ожидаются праздничные шествия, в том числе марш русских националистов в Люблино, шествие антифашистов на набережной Тараса Шевченко и акция молодежного движения " Наши " на территории ВВЦ. Последнее из перечисленных обещает быть самым зрелищным: в конце своего " Русского марша " " Наши " обещают устроить праздничный карнавал для более чем 10 тысяч гостей. В числе тех, кто поддержит идею Дня народного единства на сцене " Наших " , шоумен Михаил Галустян, певица и ведущая канала PostTV Юля Ковальчук, режиссер Егор Кончаловский, а также телеведущая и член Общественной Палаты РФ Тина Канделаки.

http://religare.ru/2_90088_1_21.html

Антоний 28 января 2021, 21:50 Дорогая сестра Карина, ну тут - у кого что на уме. Думаю, мало кому из читателей что-то подобное в голову пришло. А вот на что Вы меня сподвигли - так это разобраться, выпускают ли подобный срам на Руси. И с сожалением убедился: да. Виной всему, конечно, голодоморные 90-е, бандитская эпоха развала промышленности, нищеты и насаждения разврата. Эпоха, которая вынудила работавшего на космос доктора В. Канунова начать " проектировать " стыдобину. Детали брали на заводе " Темп " , микромоторы за копейки скупали на предательски разоренных заводах Оборонной Промышленности. Изделия собирали " по 30 штук за ночь, а днём продолжали работать в институте " . Для чего я это пишу? Чтобы помнили - что такое 90-е. Анна 28 января 2021, 20:17 Не очень весело, на самом деле. Это своеобразный портрет “как бы верующих” людей...хороший портрет. Василий 28 января 2021, 17:02 На самом деле все серьезно.Если человек побеждается животным нечистым страхом,то он побеждается и прочими нечистыми страстями.А если побеждается страстями(а он об этом может даже и не знать),то блаженная участь такого человека в вечности под большим вопросом.И случается такое за неверие,маловерие,суеверие,веру в себя.Выход из этой ситуации через покаяние,пост и молитву.Спаси Христос всех нас! Карина 28 января 2021, 11:23 Так много про грех речь шла весь рассказ, что с находкой именно в ванной продолговатого предмета, оставшегося именно после молодой женщины, как-то неприятно повеяло. Все-таки, в современных реалиях живем (нет, не из личного). А насчет бесовских страхований, зря все смеются. Ох, зря. Те еще реалии жизни. Кто сталкивался, тот поймет. И не про совпадения речь, а когда реально понимаешь и знаешь, что к чему, вернее, кто это. Не зря " трезвитесь и молитесь " . Не знаешь, откуда нападет. Даже на с детства верующего, годами воцерковленного и не пассивного в этом плане человека. Страх нечеловеческий, не то слово. Но и притом молитва сразу из глубин, как никогда раньше. Отступает. Правда.

http://pravoslavie.ru/136953.html

Другая сцена перенесена в московскую корчму. Хозяин корчмы был зол и «ропотлив»: «Всем ругательно обычаем своим бесовским глаголаше: „Чорт да поберет! " ». Зашел в корчму жалкий пропойца, трясущийся с похмелья, вытащил медную монету и потребовал вина. Народу было великое множество, только поспевай подносить, и хозяин отмахнулся от пьяницы. Тот никак не отставал, и «корчемник же… нали вина скляницу и даетему, с сердца глаголя: „Приими, пияница, чорт с тобою! " ». С этими словами в скляницу вскочил скорый на помине бес (заметил это, конечно, только провидец–юродивый). Пропойца поднял чарку левой рукой, а правой перекрестился. Тут бес «бысть силою креста палим и жегом аки огнем и выскочи из сосуда и… побеже из корчемницы». В голос захохотал Василий Блаженный, озадачив пьяную       123 братию: «почто плещет руками и смеется?». Пришлось юродивому рассказать о том, что было ему «явлено». Оба эти рассказа—весьма невысокого художественного качества.  Это особенно бросается в глаза, если сопоставить их с другими эпизодами жития. И все же включение их в повествовательную ткань нельзя считать ни прихотью, ни ошибкой агиографа. Его привлекали не тривиальные сюжеты, ничего не раскрывающие в юродстве, а общая для обоих рассказов тема смеха. Смехом начинается первый эпизод, смехом кончается второй. В итоге получается цепное построение, вставленное в своеобразную рамку. Все это несет идеологическую нагрузку: грешным   девицам смеяться нельзя, смехом они губят душу,  а юродивому—можно («когда смеется лицо твое, да не веселится вместе и ум твой»), Осмеяние мира — это прежде всего дурачество, шутовство. Юродивый «все совершает под личиной глупости. и шутовства. Но слово бессильно передать его поступки. То он представлялся хромым, то бежал вприпрыжку, то ползал на гузне своем, то подставлял спешащему подножку и валил его с ног, то в новолуние глядел на небо, и падал, и дрыгал ногами».  Авва Симеон, поступив в услужение к харчевнику, раздавал всем бобы и не брал за них денег — за что, конечно, был бит хозяином. Прокопий Вятский на рынке отнял у торгаша корзину калачей, высыпалих на землю и топтал ногами. Арсений Новгородский, получив от Ивана Грозного мешок серебра, наутро бросил его к ногам царя, сопроводив этот жест такой шутовской фразой: «Вопиет убо у мене в келий, и спати мне крепко сотворит»   (обыкновенный шут закончил бы эту фразу словами: «… и спати мне не дает»; но юродивый ночью обязан бодрствовать и молиться, почему здесь и употреблен антоним). Симон Юрьевецкий как-то раз бесчинствовал в доме воеводы. Его прогнали в шею, и тогда он прокричал: «Заутра у тебе с сеней крава свалится!». И действительно, назавтра упала с крыльца и убилась до смерти воеводская жена Акулина. Это не столько пророчество, сколько грубое дурачество (не нужно быть пророком, чтобы обозвать коровой толстую и неповоротливую Женщину), выходка шута, а не подвижника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=919...

О. Василий Руднев был рукоположен в священники Космодамианской церкви Высокопреосвященным Иоанникием митрополитом Московским 2 августа 1868 года. А тремя годами ранее в 1865 году он был избран действительным членом Общества любителей духовного просвещения, которое оценило его активное участие в духовных изданиях. Это общество стремилось противодействовать распространению в Российской империи атеистических идей и настроений. Председатель Общества протоиерей И. Н. Рождественский так разъяснял цели и характер своей организации: «С 1863 года существует наше общество. Оно образовалось под влиянием особенных обстоятельств того времени. То было время наплыва с Запада в Россию противохристианских идей и богоборных доктрин. Эти идеи и доктрины, выдаваемые за последнее слово науки, нашли себе подготовленную почву в некоторых усердных чтителях науки, сперва немногих, так называемых передовых, а потом и многих зауряд. Под их влиянием и их усердием явились в переводах на русский язык Бокль и Дарвин, Фейербах и Штраус и другие. Материалистические и атеистические идеи и учения их сделались доступны всем грамотным людям и стали увлекать в бездну безверия, а иногда и не юношей, с одной стороны тем, что мнимо-научным путем очень просто решали великие вопросы духа, производя все живущее из первоначальной клеточки, неизвестно откуда и как появившейся, а особенно тем, что освобождала человека от всякой нравственной ответственности, признав его за облинялую обезьяну. Такие учения возмущали совесть, оскорбляли здравый смысл, нравственное и религиозное чувство. Желание противодействовать, по возможности, разливу этих зловредных учений подало мысль об образовании сего Общества, так как единичные силы и разрозненные их действия представлялись для того недостаточными. Блаженной памяти митрополит Филарет одобрил эту мысль, дал Обществу то наименование, которое оно доселе носит, и сам написал основные положения об учреждении Общества любителей духовного просвещения, впоследствии Высочайше утвержденные».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/a...

После такой трогательной речи, в которой старец-святитель кротко выразил: как должны быть осмотрительны державные правители в своих приговорах и решении судьбы своего народа, и что милосердие и снисходительность более всего упрочивают могущество царей, великий князь умилился и возвеселился сердцем. Особенно обрадовало его предсказание об освобождении от татарского ига всей русской земли, имеющее совершиться при сыне его. Маститая старость, и какое-то небесное вдохновение, отражавшееся на спокойном лице говорившего святителя, поселяли в душе князя несомненную уверенность в истине предсказания, ибо князь знал, что непогрешительно всякое слово, исходившее из уст святителя. Тогда же Василий Васильевич с радостию обещал архиепископу отложить всякий гнев на его паству великого Новгорода и даровать ему мир, сказав, что он все забывает и все прощает своей отчине – Новгороду; только просил, чтобы твердо было обещание св. Ионы сыну его против орды, и о том же умолял его блаженный Иона митрополит. Старец на это отвечал: «аще два от вас совещаета о всякой вещи, ея же аще просита, будет вама от отца моего, иже на небесех ( Мф.18:19 ); молящеся же отпущайте, аще что имате на кого» ( Мк.11:25 ). После этого оба святителя, со всеми своими духовными чадами, обещали усердно молиться, чтобы князь восприял свободу от мучительства князей ордынских, и чтобы в руке его укрепилась хоругвь русская. Когда беседа кончилась, вдруг, к удивлению всех, святитель Иона заплакал и плакал горько. Великий князь и митрополит, недоумевая о такой внезапной скорби святителя, пожелали узнать, чтобы такое так сильно могло опечалить его? Тогда Иона открыл им близкое падение Новгорода и сокрушение всей его гордыни, «Кто озлобит людей моих, всенародное множество», говорил старец в духе ведения, «или кто смирит такое величие града моего, если только не возмутит их междоусобие, и лесть неправды не расточит их и не развеет лукавства! Обаче во дни мои да даст Господь мир, тишину и благословение людем моим» 700 . И действительно, во время святительства его все окрестные страны держали мир с великим Новгородом, во всех областях Новгородских царствовала глубокая тишина, самые граждане сохраняли между собою взаимную любовь, не производя никаких беспорядков и крамол. Благоплодна была даже самая земля паче прежних лет 701 . Тогда же архиепископ, предвидя, что пастве его – Новгороду не удержать своей независимости, просил обоих князей даровать самосудную грамоту любимой его обители Отенской, дабы она свободна была от насилия и притеснений наместников княжеских и других властей. Оба князя с полною готовностию исполнили просьбу архиепископа Ионы и даровали ему просимую грамоту, скрепленную двумя позлащенными печатями, с изображениями обоих государей. Эта грамота состояла в том, что Отенская обитель имела право распоряжаться землями и угодьями, дарованными ей в разное время, а также и прикрепленными к ней селами с крестьянами и монастырскими работниками, своим судом, т. е. судом игумена и братии 702 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Когда при голубых небесах и ярком блеске солнечных лучей наступило утро 24-го числа, весь посад принял весёлый праздничный вид. Дома разукрасились флагами, а Московская улица и путь, ведущий через площадь к монастырским воротам, были усыпаны песком, или цветами и зеленью. И местные жители, и московские приезжие, и пешеходы-богомольцы, как из окрестных деревень, так и из дальних губерний, все потянулись почти сплошною толпою к окраине посада по направлению к Москве. Народ расположился по обеим сторонам дороги; не только все окна попутных домов, но часто даже заборы и крыши были заняты людьми; а многие толпы двинулись совсем за город и пестрыми живописными группами рассыпались по московскому шоссе на пространстве четырёх или пяти вёрст за посадом. Вся эта народная масса в торжественно-благоговейном настроении часто и напряженно устремляла свои взоры вдаль по шоссе: она ждала оттуда появления тех мирных крестоносцев, которые, три дня тому назад начав свой славный семидесятиверстный путь, в двенадцать часов должны были приблизиться к воротам лавры. И было что посмотреть при встрече этого знаменитого крестного хода! Кого сподобил Господь быть участником или свидетелем этого чудного зрелища, тот никогда, конечно, не забудет пережитых им высоких впечатлений. Не красивую только торжественную церемонию представлял собою этот ход; нет, со стороны торжественности он совсем не поражал зрителя, как что-либо грандиозное. Москва, по крайней мере, часто видала и видит крестные ходы с большим количеством и хоругвей и духовенства; в нём не было даже и того, что, на взгляд москвича, составляет как бы необходимую принадлежность всякого торжественного крестного хода, – не было видно во главе его ни архиерея, ни архимандрита. Но при всем том можно смело сказать, что другого столь же величественного хода никому из зрителей никогда не удавалось видеть на своём веку. Не в размерах и блеске процессии заключалось его величие, а в необычайном подъеме религиозного духа, в том, почти до восторга доходившем, возбуждении, каким дышала вся составлявшая его народная масса, и которое производило на зрителей неотразимое потрясающее впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010