В Екатеринославле преосвященному Гавриилу, по Высочайшему повелению, следовало приступить к постройке кафедрального Преображенского собора на том месте, где он был заложен блаженныя памяти Императрицею Екатериною II; он и приступил к этой постройке в 1830 г., – причем митрополит Филарет много содействовал ему своим ходатайством в Св. Синоде, при отправлении денег на постройку этого собора. «Дело о построении собора в ходу, – писал он к преосвященному Гавриилу в первом еще письме своем в Екатеринославль, от 17-го сентября 1828 года. «О деньгах для вашего собора, – писал он в другой раз (в письме от 5-го апреля 1832 года), – я напоминал. Замедление было в министерстве финансов, но теперь ассигнование совершилось. Я просил поспешить остальною исполнительною перепискою. Так поручение ваше по возможности я исполнил» 79 . Письма митрополита, содержавшие вразумления и наставления, как видно, огорчали преосвященного Гавриила, и он иногда подолгу не писал к своему другу и покровителю, а затем сам же упрекал святителя, почему он ему не пишет. На одно из таких писем митрополит отвечает ему так: «Ваше преосвященство сочли полгода моего молчания, и в епитимью мне молчите сами полгода. Приемлю епитимью и, чтобы исполнить оную с послушанием, желаю знать, на сколько времени назначена епитимья, и с тем ли, чтобы и я продолжал молчать, и не смел сказать, что я, празднословя или не празднословя, есмь все равно вашего преосвященства покорнейший слуга» 80 . Между тем в 1830 и 31 годах страшная холера опустошала многие области России и поглощала множество жертв. Преосвященный Гавриил писал в 1830 году к первосвятителю Московскому, что болезнь уже в его области, и просил наставлений, как ему действовать. Митрополит отвечал: «С вами болезнь в одной области, а со мной в одном городе; и в дом мой слегка толкалась, но эконом не пустил ее без лекаря. И я иногда чувствовал себя в преддверии болезни, но еще долготерпит Господь. Впрочем, не укоряйте холеру именем злой. Она уважает доброе. В тридцать холерных больниц, или около сего числа, ходили у меня по чреде, ежедневно, всего до ста священников, и шесть недель холера не трогала ни одного из них. Но не любит она ни излишней дерзости, ни излишней робости, особенно невоздержания; следственно, учите осторожности, воздержанию, упованию на провидение Божие» 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Римский престол надеялся использовать Лжедимитрия в целях насаждения в России католичества. Единственно, что их смутило, было появление Лжепетра, так как была опасность, что у Лжедимитрия не окажется более законных оснований считать себя Царем. Однако и из этого сумели извлечь пользу. В Польше был изготовлен тайный наказ о переговорах с Лжедимитрием о введении в России унии и одним из побуждений к этому было выставлено, что в случае, если окажется живым сын его старшего брата, то, значит, он и должен (по русским порядкам) наследовать престол; но если Димитрий обещает принять унию, то, конечно, римский папа скорее поддержит того, кто более ревностен в делах веры. Лжепетр погиб еше в 1607 году, и Тушинский вор старался отделаться от появлявшихся новых самозванцев. Взаимная борьба между русскими истощала и без того разоренную Россию. Среди обоих разделенных враждою частей ее, как всегда бывает в подобных случаях, стали возникать неудовольствия на своих государей, тем более, что не было всеобщей твердой уверенности в законности каждого из них. Сначала начались волнения среди подданных Шуйского. 17 февраля 1609 года была первая попытка свергнуть его. Говорили, что он несчастлив, что из-за него кровь льется. Заговорщики стали кричать в толпе, собравшейся около Лобного места, что Василий избран незаконно одной лишь Москвой, а не всей Землей. Патриарх Ермоген, всячески старавшийся защитить Царя, возразил, что до сих пор ни один город Москве не указывал, а Москва всем указывала. На этот раз попытка свергнуть Царя не удалась. Однако положение Шуйского становилось все труднее. Польский король, воспользовавшись смутами в России, вторгся в ее пределы и, ссылаясь на родство свое с Московскими Царями, выставил кандидатом на престол своего сына Владислава. Племяннику Царя Михаилу Скопин-Шуйскому удалось при помощи шведского отряда и восставших против самозванца северных областей разбить тушинское войско, и Лжедимитрий бежал в Калугу. Москвичи встретили с восторгом Скопин-Шуйского, сделавшегося народным героем, и надеялись, что он поведет теперь войска на польского короля, осаждавшего Смоленск.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

2. В чём, на Ваш взгляд, актуальность его творчества и личности для нынешнего времени? Публикуем ответы народной артистки СССР . - ВЫ СПРАШИВАЕТЕ, что значит для меня русский писатель М. Горький, что значит это имя для коллектива, который я возглавляю. Вопрос существенный, и мой ответ на него очевиден: Алексей Максимович Горький значит для меня многое. Театр, которым я руковожу 30 лет, носит его имя - Московский Художественный академический театр имени М. Горького. И сложилось так потому, что основатель Художественного театра К.С. Станиславский считал: «Главным начинателем и создателем общественно-политической линии в нашем театре был А.М. Горький». Это мнение определилось и утвердилось 17 сентября 1932 года (в ознаменование 40-летия литературной деятельности великого писателя) в Постановлении Президиума ЦИК СССР о присвоении Московскому Художественному академическому театру имени М. Горького. В своё время именно под влиянием Художественного театра писатель обратился к драматургии. Сближение его с художественниками произошло в апреле 1900 года, когда труппа МХТ приехала в Крым, чтобы показать А. Чехову свои спектакли. Играли в театрах Севастополя и Ялты. А.М. Горький был в это время в Крыму и «буквально влюбился в Художественный театр». «Художественный театр, - писал он позднее Чехову, - это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и всё самое лучшее в Москве . Не любить его невозможно, не работать для него - преступление - ей-Богу!» Когда в октябре 1987 года МХАТ им. М. Горького по решению Министерства культуры СССР получил статус самостоятельного театра, я была единогласно избрана художественным руководителем - директором МХАТ имени М. Горького. И первым спектаклем, который заявил о рождении театра, стал возобновлённый мною спектакль «На дне» по пьесе М. Горького. Сегодня я могу сказать, что все 30 лет работы МХАТ имени М. Горького обязательно имел в своём репертуаре «На дне», и мы сегодня играем созданный незабвенным мастером Валерием Беляковичем один из самых любимых зрителем спектакль нашего театра.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyul/06/gork...

«Со святыми упокой, Христе, – рыдает хор, – душу раба Твоего...» Слово было хорошо задумано и красиво сказано, но это не было то слово, которого все ждали, необходимость в котором чувствовалась. Неприятное впечатление на многих произвело указанное выше выражение: «При нем корабль церковный накренился то слишком влево.. Неприятное и обидное, потому что это ясно навеянное кем-то со стороны утверждение, и самое важное – это же неправда. Кроме того, во всех похвалах Святейшему и не только в речи о.Страхова, не было одного: ни слова о любви, великой любви Святейшего и к Церкви, и к народу русскому и к духовенству, и ко всем право стоящим, и ко всем согрешающим. «Неизреченное чудо...», повеяло вновь ароматом страстей Христовых и священники один за другим читают тропари канона. Очередь подходит все ближе и ближе. «О радости праведник», читает стоящий рядом со мной московский протоиерей. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», – поют священнослужители. И с трепетом я начинаю тропарь: «Кто постоит, Христе, пришествия Твоего страшному прещению.» Боголепно, без торопливости совершался чин отпевания. Настроение было тихое, печальное, я бы сказал даже – унылое! Все чувствовали, кого они теряли, но никто не решался сказать настоящее слово, которое как плотину прорвало бы эту печаль и указало путь накопившемуся чувству. Но этого слова не было, и все почти изнемогали. Чувствовалась усталость и тяжкий душевный гнет. Но вот «Приидите, последнее целование», ...Началось прощание архиереев, а затем священников. «Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, восплачите о мне, братие и друзи...» Отпуст. Мощное: «Во блаженном успении... Великому Господину и отцу нашему Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России...» и хватающее за душу «Вечная память». Слезы выступают на глазах, текут по щекам и никто их не стыдится, так естественны и понятны они при гробе Святейшего. Наступило молчание, точно не решался никто первым подойти, чтоб поднять гроб Святейшего и нести на место последнего успокоения. И вдруг среди этой мертвой тишины раздались слова, кажется, ничего особенного в себе не заключавшие, но которые по своей непосредственности и искренности дали выход общему чувству. Полились слезы, но это уже не были одинокие слезы отчаяния и безисходного горя, не только не облегчавшие душу, а еще более ее угнетавшие, нет. Это были общенародные слезы, слезы умиления и утешения. Точно камень свалился с сердца, точно солнце проглянуло сквозь грозовые тучи и в самой печали указало путь к радости, к надежде. Отвалилась тоска, люди почувствовали себя способными к деятельности и точно торопились выйти на работу для пользы Церкви Христовой во славу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В день праздника преосв. Виссарион, в сослужении тех же лиц, совершил божественную литургию, в конце которой им произнесено было слово о необходимости сердечного проникновения христианскими истинами. После литургии Преосвященный, в мантии и с жезлом, проследовал в студенческую столовую при пении тропаря и благословил трапезу. В 12 ½ часов в актовом зале академии состоялось торжественное собрание. Нужно, впрочем, заметить, что громкий эпитет «торжественное» не особенно подходит к актовому собранию Московской академии; оно не блестит ни расшитыми золотом мундирами, ни звездами, ни лептами и не поражает посетителя особенным многолюдством, собравшейся публики. Благодаря удаленному от столицы положению академии, московская аристократия едва ли даже и ведает об академическом акте; а духовенство Москвы, хотя состоящее, в лице протоиереев и священников, почти всецело из бывших воспитанников академии, мало имеет возможности предпринять на этот день поездку в посад, занятое праздничным богослужением, а также крестным ходом и торжеством в Покровском (Василия Блаженного) соборе. При таких условиях, академический акт имеет всегда характер скромного, почти семейного торжества. Главный контингент его посетителей составляют свои же студенты и профессора, и служащие с их семействами. Из посторонней публики его посещают лишь преподаватели Вифанской семинарии и местной прогимназии с их начальством, некоторые члены лаврской братии и немногочисленные представители посадской интеллигенции и администрации. В минувшем году, в числе посторонних посетителей академического акта можно было, между прочим, заметить ректора Вифанской семинарии архим. Антония, директора прогимназии Н.И. Тихомирова, графа М.В. Толстого , почетного блюстителя академии Н.М. Федюкина, местного полицеймейстера А.А. Крыжова, жандармского начальника Н.В. Васильева и др. – После пения «Царю небесный», экстраординарным профессором по кафедре новой гражданской истории В.А. Соколовым произнесена была речь, имевшая своим предметом возможно полную характеристику английской королевы Елизаветы Тюдор.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Последнее примечание весьма важно. Филарет понимает, что Бог неспроста посылает время от времени юродивых, подобных Филиппушке. Ведь таков был и Василий Блаженный, который не посохом, а своей полнейшей наготой тоже искушал молящихся в храмах и на улицах, и тем не менее в появлении таких причудливых персонажей есть некий таинственный смысл. Юродивые необыкновенным образом оживляли жизнь христианскую, переворачивали с ног на голову устои бренного мира, показывая зыбкость всего, что есть на земле. А это было по сердцу Филарету, всю жизнь проповедовавшему нашу странность в этом мире. Чего стоило, к примеру, излюбленное развлечение Филиппушки, когда он мог подойти к торговцу калачами, взять у него лоток и начать раздавать всем желающим, особенно нищим, голодным! И торговцы не смели препятствовать этому. А к тому же Филиппушка тотчас мог подыскать в толпе богатого зеваку и приказать тому: – Заплати-ка, милейший, за калачи! И богач, краснея от неудовольствия, тем не менее со смехом оплачивал торговцу ущерб. Торговцы зазывали юродивого в свои магазины, и если Филиппушка выбирал себе что-нибудь, толпа, видевшая это, тотчас расхватывала сей товар. Словом, Филиппушка в конце 1840-х еще годов стал всенародным любимцем. Случалось, что он чем-то допекал полиции и его вновь арестовывали, но вскоре выпускали под давлением разгневанных масс. «Филиппа Бог благословит совершить путешествие, -писал по этому поводу Филарет Антонию. – Но поговорите ему, чтобы не домогался быть взят под арест; а если ему это нравится, сказал бы нам, и мы арестовали бы его с любовию, а не с гневом, как полиция». Живя в лавре, Филиппушка продолжал время от времени совершать путешествия, окруженный народом, задерживаемый полицией, которую особенно любил дразнить. «Филиппа определить указом будет ли надежно? – задумывался Филарет в 1850 году, имея в виду, не запретить ли юродивому путешествия из лавры и не определить ли его в качестве послушника. – Перестанет ли он желать странствия? После путешествия в Москву, слышу, он еще ходил куда-то в иную сторону. В теперешнем положении если и возьмут его с его медною или железною птичкою и посадят в клетку, он сим доволен, и нам беды нет. Если можем, извлечем из клетки; а за то не отвечаем, не имея его своим официально. А за определенного послушника должны будем отвечать...»

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

А) относительно состава заупокойного богослужения в седмичные дни мы найдем следующее: а) В определении Московского, 1667 г., собора сказано: «Егда совершается поминовение о усопших, третины, девятины, сорочины, годины, или во ино время восхощет кто поминати родители своя, по вечерни бывает панихида, служба вся, якоже и на погребении, кроме стихир, блаженны, апостола и евангелия, и целования, в конце же службы или по отпусте ходят и на гроб, поюще: Со духи праведных, и прочая; диакон ектению: Помилуй нас, Боже, и прочая; священник молитву: Боже духов, возглас: Яко ты еси воскресение и отпуст по обычаю за упокой. Наутрие совершается святая литургия о усопших, и во святей литургии чтется апостол и евангелие дне и усопшему, святому же на литургии не чтется ни апостол, ни евангелие того ради, от панихиды в вечер оставляется апостол и евангелие, яко да чтется во святей литургии. По заамвонней же молитве абие поют: Со духи праведных, и прочая; таже диакон, кадя над кутиею, глаголет ектению: Помилуй нас, Боже, и прочая; священник молитву: Боже духов, и по возгласе: Яко ты еси воскресение, и абие Буди имя Господне, якоже и в Служебнике напечатано есть на л. 440. По отпусте же святыя литургии ходят и на гроб паки, аще тамо близ есть, и таяжде поют и глаголют, яко и по заамвонной молитве и отпуст за упокой». По смыслу этого постановления главные черты заупокойного богослужения суть следующие: накануне поминального дня после вечерни – панихида (та самая, устав которой изложен в 14 гл. Типикона, а последование в субботней службе 1 гласа Октоиха), и по окончании ее лития на могиле почившего; утром – заупокойная литургия и на ней – заупокойные апостол и евангелие, а по заамвонной молитве лития; по окончании литургии – та же лития на могиле. А так как в постановлении собора они указаны без различия по отношению к дням, то ясно, что применимы в равной степени и к субботним, и к седмичным. Нельзя этого сказать только о воскресных днях, потому что хотя соборным постановлением не исключены и сии дни, но они исключаются из числа поминальных дней, как выше мы уже заметили, Типиконом и Номоканоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Библейские книги были ему знакомы, как древние русские летописи. Знатоки поражались внимательностью, с какой он следил за текущей иностранной литературой по истории, географии, этнографии и другим смежным отраслям знания; для них остается неразрешимой загадкой, где находил время для этого человек, с такой педантической точностью исполнявший свои служебные обязанности, постоянно писавший в периодических изданиях и ежегодно издававший новый том «Истории России». В минуты отдыха он особенно охотно говорил о какой-нибудь замечательной литературной новости, иностранной или русской, часто очень далекой от предмета его текущих специальных занятий. Феноменально счастливая память помогала этой безустанной работе. Казалось, эта память не умела забывать, как мысль, которой она служила, не умела уставать. Наблюдатель, изучив свойства его таланта, образ его мыслей, круг его интересов, наконец с недоумением останавливался перед самым устройством его ума: оно поражало его, как редкий ученый механизм, способный работать одинаково, спокойно и правильно бесконечное число часов, перерабатывая самый разнообразный материал. Он знал тайну искусства удвоять время и восстановлять силы простой переменой занятий. Ни годы, ни житейские тревоги, ни физический недуг не могли ослабить живости его умственных интересов. Прошедшим летом, прикованный болезнью к креслу, он не мог оторваться от только что изданной переписки Погодина со славянскими учеными и знакомым, пришедшим навестить больного и напрасно усиливавшимся сдержать его участие в разговоре, передавал свои воспоминания о Шафарике и народно-литературном движении среди чехов сороковых годов с живостью недавнего впечатления, хотя прошло уже 37 лет с тех пор, как он был в Праге. Вслед за тем показал он только что полученный выпуск географического труда Реклю 368 , где помещен рисунок старинного деревянного храма в Норвегии, близко напоминающего своей архитектурой московский храм Василия Блаженного, готов был без конца рассуждать о происхождении и значении этого сходства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Здесь тоже лишь опущены антифоны и блаженны, самое же пострижение оставлено без изменения, сравнительно с полным чином великой схимы. В южнорусскнх требниках первой половины XVII в., Чин великой схимы излагался вначале в том же виде, как и в московских старопечатных потребниках 569 . Петр Могила для своего евхология позаимствовал рассматриваемый чин из греческих печатных требников 570 . Могилинский чин великой схимы ничем особеным не отличается от современного чинопоследования этого рода, печатаемого в отдельно издаваемых книжицах «чинов пострижений» 571 . д) Чин женского пострижения с умовением ног Вопрос об особом чине женского пострижения, бывшем в наших старых богослужебных книгах, в свое время был одним из самых трудных литургических вопросов. Главное затруднение касалось выяснения происхождения этого чинопоследования. До самого последнего времени (до издания проф. Дмитриевским II т. Описания литург. рукоп. Востока – Εχολγια) не было известно, существовал ли такой чин или, даже, хотя бы, подобный в практике церкви греческой, или церквей южнославянских. Решение вопроса о появлении такого чина в церкви русской велось, поэтому, путем более априорным. Такое решение является весьма любопытным, тем более, что этот априорный путь нашел потом для себя полное фактическое подтверждение. Проф. Красносельцев, несмотря на отсутствие в его время положительных данных к уяснению вопроса о происхождении чина женского пострижения, в разрешении этого вопроса идет замечательно верным путем. С данным чином впервые мы встречаемся в русских рукописях XV в. 572 Но проф. Красносельцев не считает этот век временем первоначального появления чина женского пострижения в нашей богослужебной практике. Разбирая известное правило митрополита Киприана, гласящее, что «постригание чернцем и черницам едино есть«, он понимает это правило не как свидетельство об отсутствии особого чина женского пострижения во времена Киприана, но, как распоряжение этого митрополита – придерживаться однообразного чина, как при пострижении чернецов, так и при пострижении черниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Синодом как единственно правильною и законною канонически церковною организацией в пределах СССР. В ответ на это последовало обращение Св. Синода к Патриарху Дамиану от 10 мая 1926 года с изложением важнейших моментов жизни Православной Церкви в пределах СССР и характеристикой основных начал, целей, задач и методов своей деятельности» 388 . То есть Патриарх Дамиан осознал, что напрасно являл «староцерковникам» «некоторые знаки своего патриаршего внимания», и решил по примеру Фанара явить их обновленцам. Разумеется, не просто так. Находившийся в Иерусалиме архиепископ Анастасий (Грибановский) писал в ноябре 1926 г. архиепископу Рижскому Иоанну (Поммеру) : «Блаженнейш[ий] Дамиан вступил в каноническое общение с живоцерковниками (...) Патриарх не имел недостатка в предупреждениях относительно истинной сущности обновленческого движения в России и, однако, послал его представителям свои приветствия и благословения (...) Его послание носит характер документа, благоприятного только для обновленцев; о тихоновцах там совсем не упоминается. Не подлежит сомнению, что оно внушено чисто практическими мотивами – желанием приобрести чрез обновленческий Синод благоволение советской власти и возвратить конфискованное имущество Сионской Церкви в Москве и Таганроге» 389 . Дополнительные подробности завязывания контактов Иерусалимской Патриархии с московским раскольническим лжесинодом можно было узнать из заметки под названием «Еще антисинодальная провакация» (так, через «а») в печатном органе «автокефальных» украинских обновленцев. «В этом (1926-м. – свящ. А.М.) году, среди Великого поста, прибыл в Синод и новоназначенный в СССР представитель Иерусалимского Патриарха Архимандрит Анатолий и заявил, что Иерусалимский Патриарх желает непосредственно вступить в общение со Всероссийским Священным Синодом через своего отдельного представителя, коего и просил принять с доверием. В ответ на это бывший в конце великого поста Пленум Священного Синода, в составе которого в тот момент находился и Митрополит Харьковский и всея Украины Пимен, все это свидетельствующий как участник и очевидец, послал Иерусалимскому патриарху послание с исповеданием своей вселенско-православной веры, опровержением клевет, распространяемых о нем, и с радостным приветствием по случаю установления еще более тесной и теперь непосредственной связи с представителем престола Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010