192-193 ВАСИЛИЙ ДАВИДОВИЧ ГРОЗНЫЙ (кон. XIII - нач. XIV в), св. блгв. кн. ярославский., (пам. 13 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) 193-194 194-195 195-196 196-200 ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 200-203 ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) 203-204 ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) 204-206 ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых) 206-209 ВАСИЛИЙ МИРОЖСКИЙ († 1299), игум., прмч. (пам. 4 марта, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ВАСИЛИЙ МСТИСЛАВИЧ († 1218,), кн. блгв., (пам. 4 окт. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 210-212 212-214 214-216 216-217 ВАСИЛИЙ СОКОЛОВСКИЙ (XVI - XVII вв.), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) 217-218 ВАСИЛИЙ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ († после 1669), юродивый Христа ради (пам. 3 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) 218-219 219-220 220-222 ВАСИЛИСК (Гаврилов Василий Гаврилович; 1740-1824), прп. (пам. 29 дек., в Соборе Брянских святых и в Соборе Екатеринбургских святых) 222-223 223-224 ВАСИЛИССА мц. Коринфская (пам. 10 марта, 16 апр.) - см. в ст. Кодрат, мч., и др. мученики Коринфские 224-225 225-229 ВАСИЛЬЕВ Александр Александрович (1867 - 1953), византинист, арабист, исследователь истории Причерноморья, один из родоначальников научного византиноведения в США 229-230 230-231 231-232 232-235 235-236 237-238 236-237 ВАСИЛЬЕВСКИЙ ЧИН иконостас, созданный в 20-х гг. XV в. для собора в честь Успения Пресв. Богородицы во Владимире

http://pravenc.ru/vol/vii.html

Жена пресвитера считалась неплодной, на самом же деле она была девой, ибо они жили в чистоте уже сорок лет и строго хранили свою тайну. Встретив святителя Василия Великого с великой честью и сотворив ему поклон, жена взяла у него благословение. Благословив ее, святитель Василий спросил: «Здорова ли ты, Феогния?». Она ужаснулась, что святитель назвал ее по имени, и ответила: «Здорова, святой отче, раба твоя». Святитель спросил: «Где же Анастасий, брат твой?» Она ответила, что ее муж ушел пахать. Но святитель Василий опять сказал, что Анастасий ее брат и этим привел ее в трепет, ибо проник он в тайну их жизни. Когда святитель Василий встретился с Анастасием, пресвитер умыл его ноги и они приветствовали друг друга о Господе. Затем святитель Василий направился в храм и стал убеждать пресвитера Анастасия совершить службу. Но пресвитер говорил, что меньший от большего благословляется и поэтому не дерзал начинать служить. Василий Великий сказал ему на это: «Ко всем своим добрым делам приложи и послушание» и этим убедил его совершить литургию. За службой, во время пресуществления Святых Даров, достойные видели, что Святой Дух в виде огня окружал пресвитера и алтарь. Причастившись, все воздали славу Богу и пошли к пресвитеру вкусить пищи... Святой Василий начал расспрашивать пресвитера о его жизни и делах. Анастасий называл себя грешником и по смирению говорил, что он не достоин никакой добродетели, что вместе с женой своей он трудится, чтобы платить подати и для пропитания нищих и странников. Святитель Василий сказал пресвитеру, чтобы он называл свою жену сестрой, ибо она сестра его. Так как пресвитер умалчивал о своих добродетелях, то святитель Василий, встав, направился к одной из комнат в его доме. Пресвитер стал просить святителя не входить в эту комнату, говоря, что в ней хранится их имущество. Но святитель Василий сказал, что потому он и пришел, что в этой комнате их имение. Так как пресвитер все же не отпирал дверей, то архиепископ словом своим отворил двери, вошел в комнату и нашел там тяжело больного человека, о котором никто не знал, кроме пресвитера и его жены. И святитель спросил пресвитера, почему он хотел скрыть это свое богатство. Анастасий отвечал, что он боялся, чтобы больной не согрешил против архиепископа словом, ибо он гневлив и раздражителен. Архиепископ сказал пресвитеру, что тот хорошо потрудился для больного, но в эту ночь он сам хочет послужить ему, чтобы получить награду вместе с пресвитером. Оставшись на ночь с больным, врач недугов – святитель Василий молил Бога, исцеляющего все недуги и все болезни, об исцелении больного. Утром он вывел, больного совершенно здоровым, прославляющим Бога, святого Василия и Доброго пресвитера Анастасия. Пролог ( 80, 116–117 ). «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу»

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

501, Василий Ярославич, князь муромский, племени князей рязанских, младший из двух сыновей Ярослава Юрьевича (Георгиевича), князя муромского ), от брака с неизвестной. – Летопись Воскресенская, наименовав его при перечислении – и весьма обстоятельном – князей рязанских, добавляет; «преставися князь Василей Ярославич муромский» в 1345 г., а Никоновская указывает, что он ум. схимником и тело его погребено в Борисоглебском-Ушенском монастыре, бывшем в 10 верстах от Мурома, на р. Юшне, и упраздненном с 1764 г. – Никаких других сведений о нём нет. – Примечание. Князь этот, в родословных у Карамзина пропущеный, у г. Соловьёва не упоминается вовсе. 502. Василий Федорович 502. Василий Федорович первый удельный князь козловский, старший из трёх сыновей Федора меньшего Константиновича, князя фоминско-березуиского ), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что жил в XIV в. и оставил единственного сына Ивана 810), князя козловского. 503. Василий Федорович 503. Василий Федорович, князь моложский, племени князей смоленских, старший из четырёх сыновей Федора Михайловича, в иночестве Феодорита, князя моложского ), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, указывающих, что он жил в XV в, и оставил одного сына, Дмитрия, прозванием Слепый, князя Моложского, уже не удельного. 504. Василий Федорович 504. Василий Федорович, удельный князь ромодановский (по главной волости княжения, в нынешней Владимирской губернии), младший из пяти сыновей Федора Андреевича, князя стародубского ), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в XV в. и оставил сыновей: Василия; Ивана, прозванием Телеляш; Семёна: Юрия (Георгия); Федора; Михаила и Бориса, князей Ромодановских, уже не удельных, представителей рода, угасшего в 1730 г. 505. Василий Федорович 505. Василий Федорович, княжич рязанский, старший из двух сыновей Федора Олеговича, князя рязанского ), от брака с Софией Дмитриевной, княжной московской ), дочерью Дмитрия Ивановича Донского, великого князя московского 71). – Род, в Рязани, около 1390 г,; ум, там же, при жизни отца, в 1407, Место погребения тела его – не указывается. 506. Василий Федорович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

И вот, отец Василий уже пострижен в рясофор. Я приезжаю летом, и мы идем мимо Казанского храма по направлению к его келии — он позвал меня и дал мне артос, большую такую часть артоса. Отец Василий идет, а я спрашиваю: «Батюшка, а кто же святой у тебя?» — «Василий Великий», — сказал он и остановился, остановился возле скверика, где сейчас скамеечки: «Ты знаешь, какой это святой? — и поднял вверх палец. — Это единственный святой, которому поют припевы: Величай, душе моя, во иерарсех Василия Великаго. И застыл с этим поднятым пальцем. Потом опустил палец, и мы пошли дальше. Отец Василий так по-детски непосредственно мог выразить свои чувства, переживания неподдельные и удивительное благоговение ко всему церковному. Отец Василий был человеком остроумным, общительным, и хотя держался очень скромно, но все равно всегда был в центре внимания Помню, как-то оказались мы в одном доме в Козельске. Я еще не был в монастыре, а отец Василий уже был в рясофоре. Праздновали какое-то событие, и собралось много старых знакомых, всем хотелось увидеть отца Василия, кто-то сел и поехал за ним. Он сразу согласился, потому что была Пасха. В монастыре, видимо, было послабление некоторое, и можно было отлучиться. Поехали, «погрузили», привезли — и прямо за стол. За столом еще была мать Л.: ее тоже таким же образом «выкрали» из Шамордино. Они (отец Василий и мать Л.), одетые в черное, заняли первенствующие места, а мы все, миряне, ниже сидим. За столом отец Василий не произнес ни слова, но съел большое количество икры. Раздавали икру в маленьких розеточках. Он свою съел одним махом. Кто-то из соседей тут же передвинул ему свою — он съел и вторую розеточку. В центре стола стояло блюдо с черной икрой — его к нему пододвинули, и он начал из него есть ложкой, молча, спокойно и без малейшего стеснения. Вид у него был очень измученный— монах после Великого поста. Помню, в доме этом были мощи св. Василия Блаженного (а отец Василий в рясофор был пострижен в честь святителя Василия Великого). Ему хозяин показывает, что там, на стене рядом с Божницей, в сумочке, в которой носят дарохранительницу, находится часть мощей. Отец Василий молча кивнул, перекрестился — и продолжил есть икру.

http://pravmir.ru/mucheniki-optinskie-ob...

Пребывание Святых в пустыне По принятии Св. Крещения, Св. Григорий жил дома для состарившихся родителей; Св. Василий путешествовал по Египту и Палестине, и изучал у Христианских пустынников примеры строгих добродетелей, и власти духа над плотью. По возвращении в Каппадокию, он удаляется в уединенное, приятное место соседней области Понта, голосом дружбы призывает туда Григория; здесь оба изнуряют плоть постом, бдением, молитвою и телесными трудами, и углубляются в познание Св. Писания и творений предшествовавших им Отцов Церкви и толкователей Св. Писания. Памятником их занятий осталось, составление ими из оных, извлечение под именем Добротолюбия. Сим примером Св. Василий и Св. Григорий показали возможность совмещать ученые богословские труды с подвигами иночества, и положили начало воспитания и образования юношества при монастырях; ибо к ним собралось множество учеников, которые желали жить по их примеру и руководству. Св. Василий написал для них многие нравоучения о благочестии, называемые Аскетическими, и монашеский устав. Сей устав впоследствии сделался законом для всего монашества восточного. В правление Юлиана, оба они посвящены были в пресвитеры. Св. Григорий против своей воли рукоположен был в Назианзе своим отцом; Св. Василий в Кесарии –епископом Евсевием. После сего они еще раз сошлись в своей любимой пустыне: Григорий, удаляясь от невольно возложенного на него пресвитерства, Василий от малодушной зависти своего епископа. Но скоро повиновение отцу вызвало Григория из пустыни; Василий оставил ее, вызванный на помощь своим епископом, когда, в правление Валента, Церкви угрожало сильное гонение от ариан. Василий сделался правою рукою и единственным советником своего Архипастыря; Григорий, содействуя престарелому своему отцу, укреплял и Василия в его подвигах частою перепискою с ним. Св. Василий на престоле епископском По смерти Евсевия, Св. Василий, особенно содействием отца Св. Григория, был поставлен архиепископом Кесарии Каппадокийской. Видя настоящие бедствия Церкви и сознавая ответственность свою, как Пастыря одной из старших Церквей, Св. Василий укрепил себя сношением со Св. Афанасием Александрийским , у коего нашел себе лестное ободрение, с Дамасом Папою Римским, с соседними епископами и впоследствии со Св. Амвросием Медиоланским .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Так же как и Василий, Григорий родился и вырос в семье не только верующей, но поистине святой. Его мать Нонна . и брат Кесарий были прославлены Церковью как чтимые святые. При этом Василий и Григорий по своему характеру несколько отличались друг от друга. Григорий был поэтической натурой, жаждавшей одиночества. Василий также ценил одиночество, к тому же он был весьма слаб здоровьем, однако в жизни ему пришлось проявлять себя деятельным организатором, способным вести за собой других. Они оба стремились к духовной жизни, молитве, искреннему общению с Богом, глубоко вникая в смысл жизни и смерти. Разговаривая с одним из учителей философии Афинской школы, Василий сказал: – Сущность философии в том, что она заставляет нас думать о смысле смерти. Это было совсем не похоже на тот подход к философии, которому обучали в школе. Через несколько лет Василий решил, что он получил все, что ему могла дать школа. Он не стал возвращаться в Каппадокию, а отправился в Египет, где поселился в пустыне вместе с несколькими отшельниками-монахами, проводившими время в молитве. Григорий же остался в Афинах и стал преподавать в высшей школе. Правила для монашеской жизни святого Василия Великого . Недолго пробыл св. Василий в Египте. Ему пришлось вернуться в Кесарию Каппадокийскую, чтобы помогать там уже состарившемуся архиепископу Евсевию, который вскоре рукоположил его во пресвитера. Нелегко было св. Василию, привыкшему к уединенной, монашеской жизни в Египте, отдаться живой церковной деятельности. При этом он хорошо понимал опасность для Церкви арианского учения, тогда как архиепископ склонялся на его сторону. Святой Василий понял, что присутствие его в Кесарии не приносит пользы, и он решил опять уединиться, но на этот раз не в Египте, а в пустынном месте недалеко от родного города. А поселился он не один. К нему присоединилось несколько единомышленников, и св. Василий стал трудиться над созданием нового типа церковной общины-монастыря. Монастырь отличается от уединенного скита, в котором живет отшельник. В Египте св. Василий познакомился с монашеской жизнью, и она произвела на него сильное впечатление. В монастыре бывало обычно несколько зданий, в которых жило около тридцати монахов. Внутри монастыря были храм и трапезная (столовая), библиотека, кухня, пекарня, больница и мастерские для рукоделий. Все монахи носили одинаковую одежду, каждый день совершались определенные богослужения. Литургия совершалась два раза в неделю. Монахи жили по три человека в одной «келье», спали, обычно сидя. Каждый монах должен был уделять время чтению и обучению чему-нибудь. Безграмотные должны были научиться читать. Все монахи были обязаны трудиться на общую пользу: плести корзины на продажу, работать в огороде, печь хлеб, ухаживать за больными. Каждый день в столовой подавались обед и ужин. Не разрешалось пить вино и есть мясо. От всех требовалось совершенное послушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Февраля 13 (26) Священномученик Василий (Горбачев) Составитель священник Игорь Бычков Священномученик Василий родился в 1885 году в селе Нарышкино Сердобского района Саратовской губернии (ныне Пензенская область) в семье крестьянина Григория Горбачева. Из детства батюшки известен такой случай: господам понравился маленький Василий и его сестра, потому что оба они были белокуры и кудрявы. Они захотели взять их себе на воспитание, но родители отказались, несмотря на то, что в семье было пятеро детей. Василий окончил церковноприходскую школу, полюбил пение в церковном хоре и охотно прислуживал в храме. Он обладал музыкальными способностями: имел хороший слух и голос. Когда скончалась мать, отец захотел женить сына против его воли, так как в семье не хватало женских рук. Василий покинул родной дом и ушел в Иверский Страстной монастырь города Саратова, а оттуда попал в Москву – в Свято-Данилов монастырь, где был сначала певчим, а потом послушником. В 1908 году в саратовской обители иеромонах Таврион подарил ему небольшое Евангелие и надписал: «Читать каждый день по главе или по десять стихов». Это Евангелие отец Василий всю жизнь носил с собой. В 1913 году епископ Верненский Иннокентий (Пустынский) взял Василия к себе в город Верный (ныне Алма-Ата) в качестве эконома архиерейского дома. Здесь он в совершенстве овладел церковным пением и стал руководителем большого церковного хора. Во время Первой мировой войны Василий Горбачев служил в армии, был псаломщиком в полковой церкви, а также выполнял хозяйственные поручения. Однажды, в 1917 году, он ехал по церковным делам в поезде, который был остановлен какими-то военными, по-видимому местными бандитами, и его, как служителя Церкви, повели на расстрел, но вдруг налетел отряд регулярной армии, и он остался жив. Отец Василий вспоминал: «Я помолился Богу, и ничего со мной не случилось». Видимо, не настал еще час Василию пострадать за Христа. Бог сохранил его для служения в священном сане. В 1918 году Василий женился на Вере Афанасьевне Трофимовой и был рукоположен во диакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Василий же сказал ему: — Зови ее сестрою своею, как это и есть на самом деле, и скажи мне о добродетелях твоих. Анастасий отвечал: — Я ничего доброго не сделал на земле. Тогда Василий сказал: — Встанем и пойдем вместе, — и, восстав, они пришли к одной из комнат его дома. — Открой мне двери эти, — сказал Василий. — Нет, святитель Божий — сказал Анастасий, — не входи туда, потому что там нет ничего, кроме хозяйственных вещей. Василий же сказал: — Но я и пришел ради этих вещей. Так как пресвитер все-таки не хотел открыть дверей, то святой открыл их своим словом и, вошедши, нашел там одного человека, пораженного сильнейшею проказою [ 52 ], у которого уже отпали, изгнивши, многие части тела. О нем не знал никто, кроме самого пресвитера и жены его. Василий сказал пресвитеру: — Зачем ты хотел утаить от меня это твое сокровище? — Это человек сердитый и бранчивый, — отвечал пресвитер, — и потому я боялся показать его, чтобы он не оскорбил каким либо словом твою святость. Тогда Василий сказал: — Добрый подвиг совершаешь ты, но дай и мне в эту ночь послужить ему, дабы и мне быть соучастником в той награде, какую ты получишь. И так святой Василий остался с прокаженным наедине и, запершись, всю ночь провел в молитве, а на утро вывел его совершенно невредимым и здоровым. Пресвитер же с женою своею и все, бывшие там, увидев такое чудо, прославляли Бога, а святой Василий после дружеской беседы с пресвитером и поучения, данного им присутствовавшим, возвратился в дом свой. Когда о святом Василии услышал преподобный Ефрем Сирин [ 53 ], живший в пустыне, то стал молить Бога о том, чтобы Он показал ему, каков есть Василий. И вот однажды, находясь в состоянии духовного восторга, он увидел огненный столп, которого глава доходила до неба, и услышал голос говоривший: — Ефрем, Ефрем! Каким ты видишь этот огненный столп, таков и есть Василий. Преподобный Ефрем тотчас же, взяв с собою переводчика, — ибо не умел говорить по-гречески, — пошел в Кесарию и прибыл туда в праздник Богоявления Господня. Став вдали и незамеченный никем, он увидел святого Василия, шедшего в церковь с великою торжественностью, одетого в светлую одежду, и клир его, также облаченный в светлые одежды. Обратившись к сопровождавшему его переводчику, Ефрем сказал:

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

429. Василий Александрович, князь пронский, младший из двух сыновей Александра Михайловича, князя пронского 254), от брака с неизвестной. – Летопись упоминает о нем только раз, отмечая, что он ум. в 1351 г., (а не в 1350 г., как показано у Карамзина, и не в 1349 т., как значится у г. Соловьева). – Потомства его в родословных не видно. 430. Василий Андреевич 430. Василий Андреевич, удельный князь вяземский, второй из четырех сыновей Андрея Афанасьевича, князя вяземского 295), от брака с неизвестной, – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в половине XIV века и оставил сыновей; Ивана 806), и Петра ), удельных князей вяземских. 431. Василий Андреевич 431. Василий Андреевич, удельный князь вяземский, старший из трех сыновей Андрея Владимировича Долгой-Руки, первого князя вяземского 303), оть брака с дочерью Мстислава -Бориса Романовича Старого, вел. кн. киевского ), неизвестной по имени. – Все сведения о нём ограничиваются тем, что он наследовал отцу, убитому Татарами, на р. Калке, 31 мая 1224 г. и, от брака с неизвестной оставил сыновей: Афанасия 375) Романа ) и Юрия (Георгия ) князей вяземских. 432. Василий Андреевич 432. Василий Андреевич, прозванием Слепой , князь мезецкий (мещовекий). торусской ветви князей черниговских, младший из пяти сыновей Андрея Всеволодовича Шутихи, первого удельного князя мезецкого 308), от брака с неизвестной, праправнук св. Михаила Всеволодовича Черниговского 138). – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в XIV в. и ум. бездетным. 433. Василий Андреевич 433. Василий Андреевич, прозванием Щербатый , удельный князь оболенский, племени князей черниговских, средний из трех сыновей Андрея Константиновича, князя торусско-оболенского 329). от брака с неизвестной, – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в исходе XIV и ум. в начале XV в., оставив сына Василия, который не был уже удельным, писался первый князем «Щербатово» и почитается родоначальником князей Щербатовых . 434. Василий Андреевич

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

5. Петр Бенедиктов. 25. Павел Добряков. С правом на получение степени магистра, если, по выслуге двух лет в дух. училищном ведомстве, с одобрением по должности и поведению, представят вновь свои сочинения, свидетельствующие об усовершенствовании их познаний. Константин Квятковский. Василий Гиляровский. Иеродиакон Антоний Говоров. Иоасаф Шеметилло. Петр Ганкевич. Василий Розен. Константин Дьяков. Иван Пестовский. 10. Павел Охотин. 30. Иван Поталицын. Иван Богомолов. Михаил Морошкин. 15. Василий Барсов. Филитер Павловский. Иван Черепнин. Федор Беляев. Иван Баландович. – кандидата: Александр Ростиславов. 45. Александр Снежницкий. Федор Войтковский. Николай Органов. Лев Суходольский. Гавриил Любимов. Иван Корженевский. Сергей Пушнов. Климент Чехович. 35. Лев Митропольский. 50. Дмитрий Грибоедов. Иван Сперанский. Николай Шавров. Иван Орнатский. Афанасий Базарянинов. Феофил Малеванский. Иван Другов. Владимир Эмаусский. Вячеслав Вишневский. 40. Василий Судакевич. 55. Михаил Фалютинский. Иван Катаев. Михаил Боголюбов. Иван Зверев. Владимир Гостунский. 56. Федор Кустов. XVII-ro курса Со степенью магистра: 10. Иван Приклонский. Моисей Голубев. Павел Алексеев. Василий Никитин. Петр Никитский. Михаил Розанов. Николай Бенедиктов. 5. Иеромонах Леонтий Лебединский. Павел Колоссовский. Семен Рубцов. Константин Опатович. Садоф Ставровский. Василий Гречулевич. Василий Смарагдов. Николай Ростиславов. Аркадий Лашкевич. 20. Глеб Лебедев. – кандидата: Семен Ширский. С правом на получение степени магистра по выслуге в дух.-училищном ведомстве двух лет, с одобрением по должности и поведению. 40. Яков Громов. Григорий Писаревский. Алексей Вельдемановский. Василий Вердиш. Платон Колежинский. Василий Парвицкий. Фома Яцкевич. 25. Александр Моригеровский. 45. Мелитон Фомин. Яков Чичкевич. Николай Бровкович. Василий Флеров. Александр Вишняков. В тех же правах, если по выслуге двух лет в дух. ведомстве, с одобрением по должности и поведению, представят вновь каждый свое сочинение, относящееся до духовной учености.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010