77. 63 . Василько Константинович, князь Ростовский, взятый Татарами в плен в битве на Сити и потом убитый ими, погребенный в Ростовском соборе. Местное празднование памяти в Ростове началось, вероятно, не позднее празднование памяти Георгия Всеволодовича 274 . 64 . Меркурий воин, мученик Смоленский, скончавшийся (как принимается) 24-го Ноября 1238-го года и погребенный в Смоленском соборе. О начале местного празднование может быть сказана только то, что оно установлено до начала XVII века, ибо в 1609-м году жители Смоленска называли св. Меркурия своим первым угодником 275 . По некоторым спискам «Книги глаголемой», напр. Погодинскому Московской Духовной Академии, Меркурий, мученик Смоленский, также находится в Киевских пещерах, как и Меркурий, епископ Смоленский. В списках о нем говорится: «Пятый (sic) мученик Меркурий воин, Смоленский чудотворец, иже пострада в лето 6747 от безбожного царя Батыя, во гробе в Киев приплыл, его же память празднует святая церковь Ноября в 24 день» (По Истории Иерархии, – I, 292, мощи мученика Меркурия также почивают в Киеве. А Датскому посланнику при Петре Великом Юсту Юлю в 1711-м году говорили в Печерском монастыре, что епископ Смоленский [не называемый Юлем по имени] умирая завещал, чтобы гроб с его телом был пущен по Днепру и унесен рекою, куда случится, и что гроб принесло в Киев, под Печерский монастырь, почему покойника и привои в монастыре и поставили в пещеры в качестве святого, см. Записки Юста Юля в Чтен. Общ. Ист. и Древн., 1899 г., kh. III, стр. 345). 65 и 66. Князья Ярославские Василий Всеволодович, скончавшийся 8-го Февраля 1249-го года (тесть Феодора Ростиславича, о котором мы говорим в домакариевских святых под 32), и брат его Константин, скончавшийся неизвестно когда 276 , погребенные в Ярославском соборе. Местное празднование памяти установлено более или менее вскоре после 1501-го года, когда обретены их мощи 277 . Должно думать, что кн. Константин Всеволодович умер неизвестно когда ранее брата своего Василия, ибо если бы умер позднее, то остался бы после него наследником, тогда как наследницей после Василия осталась его дочь (братья были сыновьями первого Ярославского князя Всеволода Константиновича, сына Ростовского князя Константина Всеволодовича, умершего Владимирским великим князем в 1218-м году и бывшего сыном вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим Блаженнейший митрополит Владимир совершил богослужения в киевских храмах 9 апреля 2012 г. 13:24 7 апреля 2012 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении архиепископа Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра  и киевского духовенства совершил Божественную литургию в Никольском храме Покровского женского монастыря г. Киева. За Литургией Блаженнейший владыка удостоил ряд клириков Киевской епархии богослужебных наград. Права ношения второго наперсного креста были удостоены: благочинные Вышгородского и Киево-Святошинского округов г. Киева протоиерей Димитрий Денисенко и протоиерей Василий Русинка, настоятель Покровского храма на Приорке протоиерей Борис Удовенко. Благочинный Киевской епархии по делам монастырей игумен Иларион ( Каменский) был возведен в сан архимандрита. В слове после богослужения Блаженнейший владыка, в частности, сказал: «Божия Матерь первая ходатайствует о нас, молится о нас. Я всегда знал, что молитвы имеют огромное значение, но то, что случилось со мной, еще раз убедило, что молитва есть величайший дар Божий. Я благодарю вас за ваши молитвы, которые вы возносили во время моей болезни. Пусть милосердный Господь воздаст вам Своими милостью и щедротами и пошлет каждому мир, здоровье и спасение». В канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы 6 апреля Блаженнейший митрополит Владимир совершил всенощное бдение в трапезном храме во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских в Киево-Печерской лавре. 8 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил Божественную литургию в киевском Спасо-Преображенском храме на Теремках. Его Блаженству сослужили архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр и епископ Васильковский Пантелеимон . За богослужением Блаженнейший владыка удостоил ряд клириков храма богослужебными наградами. В частности, протоиерей Андрей Дудченко был награжден правом ношения креста с украшениями, протодиаконы Ростислав Воробей и Иоанн Гичун — правом ношения камилавки.  Блаженнейший митрополит Владимир наградил благотворителя храма Романа Шведа орденом святителя Николая Чудотворца и поздравил верующих с праздником Входа Господня в Иерусалим. По материалам официального сайта УПЦ Патриархия .ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2149955.ht...

в связи с решением ростовского тысяцкого Георгия оковать раку прп. Феодосия. Согласно «Слову о поковании раце преподобнаго отца нашего Феодосия Печерьского» (в КПП), для этих целей было выделено 500 гривен серебром и 50 гривен золотом. Под 1128 г. Лаврентьевская летопись сообщает: «Преяша церковь Дмитрия печеряне, и нарекоша ю Петра, съ грехом великим и неправо» (Там же. Стб. 299). Исследователи по-разному интерпретируют это известие. П. Г. Лебединцев , М. Д. Присёлков , Я. Н. Щапов относят его на счет Димитриевского мон-ря, основанного кн. Изяславом, но Голубинский, Д. Н. Слюсарёв, М. К. Каргер полагают, что речь идет о ц. св. Димитрия, располагавшейся рядом с Киево-Печерским мон-рем. Мнение о поглощении Печерской обителью Димитриевского мон-ря представляется более аргументированным. Оно основывается на свидетельстве статьи 1158 г. Ипатьевской летописи о крупных пожертвованиях в пользу Киево-Печерского мон-ря, сделанных кн. Ярополком Изяславичем и его дочерью, вдовой минского кн. Глеба Всеславича. После 1128 г. сведения о Димитриевском мон-ре в источниках отсутствуют. В списке печерских игуменов («О игуменех печерских отъ начала бывших») в качестве преемников Тимофея названы Пимен и Акиндин. Однако источник этих сведений неизвестен. С 1168 г. в летописи упоминается игум. Поликарп, исполнявший важные поручения киевских князей (под 1170, 1171), а также участвовавший в торжественной встрече в Киеве смоленского кн. Романа Ростиславича (под 1174). После кончины игумена летом 1182 г. в обители произошли волнения: братия не могла выбрать нового настоятеля. Только после общего молебна в Успенском соборе было принято единодушное решение: «Послемся к Васильеви попови на Щьковицю, абы былъ намъ игоуменъ и оуправитель стадоу черноризиць Федосьева манастыря Печерьского» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 627). Василий был удивлен решением печерян, считая себя недостойным такой чести, но в итоге согласился. Пострижение и поставление было совершено в Киево-Печерском мон-ре митр. Никифором с участием епископов Лаврентия Туровского и Николая Полоцкого.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Церковь поставлена на ровном месте, на левом берегу р. Рожай. Сооружена она равносторонним крестом в один этаж. Стены выложены из кирпича, а пахринский белый камень пошел на их облицовку снаружи. Шатровые своды церкви и глава на глухом фонаре были покрыты железом. Главу венчал 8-конечный железный крест. В церковь вели три двери, устроенные с западной стороны. Алтарь от храма отделяла каменная стена с тремя пролетами. Трапеза была выполнена в виде палаты, отделенной от храма глухой стеной, имевшей один пролет. В стенах строители сделали специальные впадины, в которых можно было устанавливать иконы. Пол повсюду выложили лещадью, а стены расписали богатой живописью. Одновременно с церковью построена и кирпичная с белокаменной облицовкой колокольня, в которую вел ход из притвора. Видимо, в новопостроенную церковь наиболее ценную утварь перенесли из старой деревянной. Здесь примечателен обложенный золоченым серебром кипарисовый крест с мощами, на задней стороне которого было вычеканено: «Мощи пресвятого Даниила мученика, Христофора, Федора Стратилата, животворяща древа, Амвросия Медиоланского, Иоанна Златоустного, Андрея Первозванного, Иакова брата Господня, евангелиста Матфея, Антония Великого, преподобного мученика Пантелеимона, Никиты и Игнатия Богоносца». Надпись на рукоятке креста гласила: «Лета 1505 марта 1 дня строил сей животворящий крест преосвященный Амвросий, митрополит Рязанский и Муромский в поминовение души своей и вечный помин». Был в церкви еще один старинный кипарисовый крест с мощами, также обложенный золоченым серебром, но без надписи. Среди ее утвари находился серебряный вызолоченный потир, надпись по краям которого гласила: «Лета 1702 июня в 24 день построил сосуд в церковь Пресвятой Богородицы Одигитрии по обещанию своему стольник князь Федор Юрьевич Ромодановский в подмосковную свою вотчину в село Богородское». Прихожанами церкви были последние представители рода Ромодановских — князь Иван Федорович, унаследовавший от отца титул «князя-кесаря», внук известного историка статский советник Ростислав-Михаил Евграфович Татищев, известный тем, что в 1812 году за свой счет обмундировал и вооружил для Московского народного ополчения 66 своих крестьян, его зять Иван Федорович Похвистов. Последний на сельских выселках построил несколько кирпичных дворов для крестьян, а в усадьбе — каменный мост, обновил церковь и перестроил ее колокольню. При нем были обновлены резной трехъярусный иконостас и царские двери с накладкой на них разноцветной фольги, перекрыта и окрашена в зеленый цвет крыша. С 1870 года в церковной сторожке крестьянин села Андрей Иванов обучал началам грамоты сельских детей, а в 1898 году в селе была открыта земская школа, в работе которой деятельное участие принимал священник Василий Васильевич Успенский.

http://sobory.ru/article/?object=02585

В древних летописях 22 повествуется, что благоверный князь особенно заботился о церквах Божиих в Ярославле. Чувство глубокого благоговения к дому Божию, любви и ревности к благолепию храма Божия побуждали благочестивого князя воздвигать и благоукрашать величественные храмы. Феодор Ростиславич построил в Ярославле несколько церквей, наделил их священными и богослужебными книгами и дорогой утварью, святые иконы украсил драгоценными камнями и жемчугом. Среди забот и попечений о делах княжества своего чтение Священного Писания , благоговейное размышление о Боге и Спасителе были любимым занятием князя Феодора. Он любил весьма часто присутствовать при богослужениях, и щедрые руки его всегда были простерты к бедным и требующим помощи. Особенно любил он с благоверными супругой и детьми своими посещать ярославский Преображенский монастырь. Об этой любви князя Феодора к монастырю Спасителя свидетельствует и благочестивый внук его Василий Давидович: в грамоте своей он, согласно с грамотой своего деда, определяет инокам Спасского монастыря жалованье по два рубля и дает многие преимущества 23 . Благоверный князь Феодор много заботился и о благосостоянии города Ярославля, который он распространил и обвел земляным валом. Отягчаемый неусыпной заботливостью по управлению своим княжеством и между тем никогда не оставляя мысли о спасении своей души, князь Феодор мало-помалу приблизился к маститой старости и стал чувствовать близость смерти. В сентябре 1299 года он лежал уже больным. Тогда последним его желанием было принять иноческий образ и в нем отойти к Богу. Чувствуя истощение сил и близость кончины, Феодор призвал жену и детей, старшего из которых Давида благословил родовой иконой Богоматери (называемой Тихвинской, впрочем лишь по сходству изображения ликов Богоматери и Младенца), затем завещал им всегда иметь в сердце страх Божий, законы Господни сохранять, жить в мире и любви, творить милость и правду и быть защитниками и помощниками сирых и убогих. В пятницу, 18 дня сентября, рано утром ударили в колокола на дворе храма [Пре]святой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Сын князя ростовского Константина Всеволодовича Всеволод, владевший Ярославлем, оставил по себе наследником князя Василия, который по кратковременном княжении в Ярославле скончался в 1261 году 4 в престольном городе Владимире, куда он зимой отправился (в феврале) для свидания с великим князем Александром Невским. Отсюда тело его, в сопровождении двоюродных его братьев Бориса и Глеба Ростовских и самого князя Александра, было перенесено в Ярославль и Кириллом, епископом Ростовским, погребено в соборной Успенской церкви на северной стороне. Василий Всеволодович не оставил после себя сыновей: вследствие этого обстоятельства дочь Василия Мария как единственная наследница Ярославского княжества начала княжить в Ярославле вместе с матерью, княгиней Ксенией, к которой за малолетством Марии и перешла великокняжеская власть. Несколько лет Ксения властвовала в Ярославле; между тем княжна достигла совершеннолетия и мать ее стала искать ей жениха. В это время в Смоленской волости княжили трое сыновей Ростислава Мстиславича: Глеб, Михаил и Феодор, которому достался один только Можайск. Этого-то Феодора Можайского Ксения, по совету своих родичей Бориса и Глеба Васильковичей Ростовских, избрала супругом своей дочери – это было около 1267 года 5 – и таким образом один из Ростиславичей смоленских получил в приданое за женой волость суздальских Юрьевичей. Можайский князь Феодор вскоре переехал в город Ярославль, наследие своей супруги, и княжил в нем вместе с тещей. Казалось, что этот союз брачный был счастливый; но теща Феодора любила быть первой, была женщина надменная, с характером жестким и причиняла много неприятностей в семейной жизни молодой четы. Несмотря на это, благопокорный своей судьбе, в уповании на помощь Божию и вследствие продолжавшихся неудовольствий со стороны братьев, князь Феодор продолжал жить и княжить в Ярославле, где имел утешение видеть Божие на брак свой благословение в рождении от Марии сына Михаила. «Сам же князь [по словам древней летописи – И.Б.] 6 живяще благочестно и богоугодно, измлада бо Христа возлюби и Пречистую Его Матерь; повелику чтяще священники, яко слуги Божия, и мнишеский чин вельми любляше и нищих миловаше, еще же от всякия неправды отгребашеся и якоже изящен воин во всем угождая своему Владыце, и бысть око слепым и нога хромым, отец сирым и вдовицам заступник, алчущим кормитель, нагим одежда, всем комуждо в нужде и беде помогая».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

По совершении погребального чина в Спасо-Преображенском монастыре (построен Константином Всеволодовичем) вблизи его, под сводами Входоиерусалимской церкви, и положено было тело почившего князя-инока и схимника 26 . Достойным преемником князя Феодора был старший сын его Давид, который вместе с престолом своего отца наследовал и добродетели его. Он был много озабочен делами правления по своему уделу, вступил в благословенное супружество, от которого родился сын и наследник Василий, прозванный «Грозные очи», ибо был мужественного вида, строгого взора, твердого характера и страшен был врагам своими победами. Родился у них и другой сын Михаил, который получил в удел город Мологу с принадлежащими ему землями. Между детьми своими Давид 27 пред смертью разделил свою отчину, вручивши скипетр княжения старшему Василию (умер [в] 1345 году), и в мире преставился в 1321 году – после двадцатидвухлетнего княжения, в продолжение которого города и веси Ярославского княжества наслаждались правдой и милостью, миром и благоденствием. О младшем брате Константине в летописях сохранилось краткое известие, что он, не будучи правителем, был для всех высоким образцом благопокорности и совершеннейшей любви христианской. До конца жизни благочестивый Константин пребыл девственником и с миром почил о Господе. Оба брата при жизни своей выражали желание быть положенными по смерти там же, где покоился блаженный их отец Феодор, именно в монастыре Спасо-Преображенском. Здесь же Господу благоугодно было прославить тела этих праведников еще на земле. Открыто это прославление совершилось в 1463 году при архиепископе Ростовском Трифоне во времена последнего князя ярославского Александра Феодоровича (умер [в] 1471 году), о котором биограф говорит: «Блаженному Феодору бе правнук» 28 . Обстоятельства прославления угодников Божиих были таковы 29 . Честные тела блаженного Феодора и детей его Давида и Константина оставались более столетия в склепе под церковью Входа Господня в Иерусалим, не быв преданы земле. Летопись под 1463 годом говорит: «В Ярославле в монастыре святого Спаса лежали поверх земли три князя: князь Феодор Ростиславич Смоленский и Ярославский, сыновья его Давид и Константин; князь Феодор – человек большого роста, и те у него под мышками».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

5 апреля 1996 г. были освящены и установлены на звоннице Воскресенской церкви семь колоколов. Их отливали в Воронеже на частные средства. Самый большой колокол весил 150 килограммов, гораздо меньше, чем его знаменитый предшественник. Работа по восстановлению томского Царя-колокола началась в 2001 г. Средства на его отлив собирались всем миром. Нашлись люди, которые были готовы жертвовать крупные суммы, чтобы над городом вновь прозвучал знаменитый благовест. 31 августа 2004-го в честь 400-летия Томска состоялось торжественное открытие копии знаменитого колокола, и в тот же день он впервые огласил своим басом всю округу. " Образы России " , http://www.culture.ru/ В 2016 г. по благословению Митрополита Томского и Асиновского Ростислава была начата роспись верхнего придела Воскресенской церкви. Цель - воссоздать Воскресенскую церковь в том благолепном виде, в котором она радовала томичей в XIX в. Расписывают храм мастера из г. Владимира. По промыслу Божию, это тот же город, из которого приезжали расписывать мастера храм в середине XIX в. Следуя документам Томского архива, датированным октябрем 1849 г., живописные фрески Воскресенской церкви были созданы летом того же, 1849 г., одним из иконников Владимирской земли «Аркадием Васильевым Рудаковым, вольноотпущенным живописцем». На втором этаже храма сохранились остатки этих росписей. За 2016 г. был расписан алтарь. В средней части расписана центральная арка для того, чтобы все прихожане и гости храма могли увидеть необыкновенную красоту, которую придает храму роспись. Воскресенская церковь приобретает постепенно благолепный вид, возвышающий к Небу. В центре росписи алтаря, на горнем месте - образ Христа, Спаса Нерукотворного. Вокруг Него, в благоговейном преклонении, запечатлены Пресвятая Дева Мария, святой Иоанн Предтеча, святые Архангелы Михаил и Гавриил, ангельские силы, творцы Литургии - святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. Все они изображены на фоне сияющего чистого неба, причем свет струится от образа Спасителя, освещая все вокруг. Напротив иконы Христа на арке - Евангельские слова Господа: «Аз есмь Свет миру. Ходяй по Мне не имать ходити во тьме».

http://sobory.ru/article/?object=03543

Но московские князья, получивши первенство, изменяют поведение предшествовавших князей относительно Новгорода: они оставляют в покое его быт, не допускают только дальнейшего распространения новгородских прав, например освобождения от митрополичьего суда, и все внимание обращают только на то, чтоб получить с Новгорода как можно больше денег, овладеть его главными доходами, получаемыми с Заволочья. Калита сталкивается враждебно с Новгородом, и всякий раз за деньги, за то, что хочет взять с него больше положенного; он делает также первую попытку овладеть Заволочьем; сын его Симеон Гордый начинает княжение походом на Новгород из-за денег, из-за того, что новгородцы не хотят позволить ему собирать дань на Торжокских волостях. Димитрий Донской идет на Новгород, когда вследствие Тохтамышева нашествия он чувствует большую надобность в деньгах; Василий Димитриевич возобновляет попытку Калиты, хочет овладеть Заволочьем; Темный берет с Новгорода богатые окупы; но Темный уже сильнее всех своих предшественников, он освободился от родичей, собрал их уделы, у него нет соперников ни в Твери, ни в Нижнем, он не боится ни Литвы, ни Орды и потому может думать уже о последнем ударе Новгороду, об уничтожении его старого быта; он действительно думает об этом, но смерть мешает исполнению думы. Уже давно, по всем вероятностям во второй четверти XII века, посадник в Новгороде стал выборным и занял место подле князя при суде и раздаче волостей, хотя при этом князь не потерял влияния при избрании посадника и не лишился права требовать его смены, объявивши только вину его: так, мы видим, что в 1171 году князь Рюрик Ростиславич отнял посадничество у Жирослава и выгнал его из города; князь Святослав Мстиславич не мог сделать того же с посадником Твердиславом, потому что вопреки условию хотел лишить его должности без вины; в описываемое время Александр Невский настоял на том, чтоб посадник Анания лишен был должности; брат Невского Ярослав требовал, чтоб трое бояр были лишены должности; новгородцы упросили его простить этим людям и удовольствоваться тем, что должность тысяцкого отдана была по его воле человеку, ему преданному.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Из внуков Святого Князя Давыда Феодоровича, старший, удельный князь Ярославский Василий Ваилий, вместе с двоюродным братом своим (по матери) Дмитрием Донским, ходил походом на князя Тверского в 1375 году, а младший, князь Роман Васильевич, основатель города Романова, отличился в битве Куликовской. Внук князя Василия Васильевича, князь Александр Фёдорович, променял своему правнучатному племяннику Иоанну Великому княжение Ярославское на разные вотчины в великом княжении Московском в 1463 году. Двое двоюродных братьев его, князь Александр Иванович 123) и князь Яков-Воин Иванович 125), служили воеводами в войсках правнучатного брата своего Великого Князя Василия Темного, и оба убиты под Казанью, в битве на Арском поле, в 1455 году. Племянник их, князь Данило Васильевич, ходил, с московским войском, в 1469 году, против Казанцев и нанёс им поражение; сын его князь Давыд Данилович Хромый, был боярином князя Юрия Иоанновича (сына Иоанна Великого) и воеводою во многих походах. Внучатный брат его, князь Петр Семёнович Кривый, находился наместником в Вязьме, в 1529 году, а из двух сыновей его, старшей, князь Иван Петрович, был воеводою во Владимире на Клязьме в 1543 году, и в Василь-городе в 1556 году, а младший, князь Борис Петрович, убит на приступе при взятии Казани. Брат Святого Князя Феодора Ростиславовича, князь Глеб Ростиславович, был удельным князем Смоленским. Близкое соседство Литвы, быстро возвышавшейся под рукою великих и мудрых Государей дома Гедиминова, угрожало беспрестанною опасностию княжению Смоленскому. Тщетно правнук Глебов, последний удельный князь Смоленский Юрий Святославович старался, брачными союзами, отвратить опасность и приобрести дружбу двух могущественных соседей: Москвы и Литвы. Сестру свою Анну он выдал за Великого Князя Литовского Витольда Кейстутьевича, а дочь Анастасию, за князя Юрия Дмитриевича, брата Российского Великого Князя Василия Дмитриевича 71 ... Час княжения Смоленского пробил! Витольд, не обращая никакого внимания на близкие узы родства, овладел Смоленском в 1404 году, и князь Юрий Святославович бежал в Москву, а из Москвы хотел бежать в Орду, и кончил жизнь, в 1407 году, скитаясь в степях Рязанских.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010