Напротив, г. Василь и 4 церкви его округа, 7 церквей в Макарьевском окр., 2 – в Починковском и 7 – в Ардатовском – все Нижегородского наместничества – находились в других епархиях. Им удобнее быть в Нижегородской епархии. Тогда же епископ Дамаскин узнал от благочинных, что по указу 17 мая 1788 г. из Владимирской епархии в Казанскую епархию отписаны села Симбирского наместничества: Ардатовского на Алатыре окр. – Розоватово, Никулино, Курмышского – Болтнино, а в Тамбовскую епархию отписаны Пензенского наместничества, Шешкеевского окр. села Сучкино и Лемдеевский Майдан. Все они внутри Нижегородской епархии, ближе к Нижнему, чем к Казани и Тамбову. Поэтому епископу Дамаскину хотелось, чтобы дальние села были отписаны от его епархии, а ближние приписаны к ней. Св. Синод 17 января 1789 г. отказал просителю, ссылаясь на то, что, преследуя «общую цель» распределения епархий по губерниям и руководясь указом 6 мая 1788 г., он занят распределением церквей только Суздальской и Владимирской епархий, между тем как Дамаскин возбудил дело о приходах, принадлежавших к другим епархиям и наместничествам. 840 Отказав епископу Дамаскину, Св. Синод не трудился 16 января 1790 г. приписать к Костромской епархии два села Вятской епархии Ветлужского заказа, ведомства Яранского Дух. Правления – Какшинское в 245 верстах и Хмелевское в 305 верстах от Вятки. Вследствие бездорожья туда нельзя было посылать указов и наблюдать за тамошним духовенством и прихожанами, к тому же Ветлужский заказ вошел в состав Костромской епархии, а самый город Ветлуга, Унженской области, входил в состав Костромского наместничества. 841 Очевидно, в упорядочении территорий центральных епархий введением их в границы губерний Св. Синод был больше заинтересован, чем отдаленными от центра и окраинными епархиями, в состав которых входили церкви в самых глухих углах тогдашней России, хотя польза дела требовала обратного отношения к окраинной церковной жизни, всегда и во всем терпевшей больше неудобств чем центр. На заводе во время народного бунта сожгли церковь во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Правописание Русское. 459 (но преж. кат. 509). Минея служебная, Февраль, в 4-ю д., бум., полууставом, 170 л., XVI в. На первых листах внизу вкладная подпись о пожертвовании сей книги в 1603 г. патриархом Иовом в церковь Трехсвятительскую. См. 497 и др. Список сей совершенно сходен с 508. Но службы Русским святым Димитрию Вологодскому и Алексею митрополиту совсем нет. Паремий не имеет 475 . Правописание Русское, но изредка встречаются и юсы. См. л. 22. 460 (по преж. кат. 507). Минея служебная, Февраль, в 4-ю д., бум., полууставом, 287 л., XVI в. На первых листах внизу подпись: о пожертвовании сей Минеи патр. Иовом в Церковь Ризположенскую 1594 г. См. 506. Список совершенно сходен с 508. Только службы пр. Димитрию Прилуцкому и св. Алексию митрополиту положены не на конце ркп., а наряду. В службе пр. Димитрию помещены оба канона, положенные в печ. Минее. Служба св. Алексию, л. 128, имеет в надписании своём следующее: (@състави же с по гна. пресщеннаго архиеппа кевьскаго и все рси и прора з еже немъ честнаго собора стительска. Волею же блголюбиваго и вседержавнаго гдр. великаго кнз василь васильевич. и все рси@). В канонах и стихирах прошения приносятся о Великом Князе, а не о Царе. Все паремии те же и того же перевода, что и в 508 476 . Правописание Русское. 461 (по преж. кат 184). Минея служебная, Февраль, в лист, бум., полууставом, переходящим в скоропись, 340 л., XVII в. Список сходен с предшествующими, по первоначальному письму: но в нём сделаны перемены и исправления в XVII ст., при печатании Богослужебных книг. Из многочисленных указаний видно, по каким рукописям производилось исправление. Всего чаше встречается название Миней Владимирской и Троицкой. Троицкая Минея называется харатейною: л. 85. 96 об. Кроме того ещё упоминаются: (@софе блгов@) л. 251, Богородицкая харатейная, конечно Успенского Собора, л. 98., Алексиевская 126, Симоновская, Андрониевская 319 об., Вознесенская 105 об., Свияжская 50. В некоторых случаях обращались и к прежним изданиям разных Богослужебных книг, и к другим ркп. кроме Миней. Напр. л. 176 замечено, что правлено (@с стихаралей@), л. 183. (@з знаменна@).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

При этом Выговский представил и лист Сигизмунда I к воеводе Киевскому князю Андрею Каширскому, приказывающий ему – дать Выговским ввод в эту землю, а также указчий лист, выданный им этим воеводою (Архив, ч. 3, т. 1, стр. 314–318). Ещё оно – под именем села Выгова или иначе – Давыдков – упоминается в акте от 1682 года 26 марта в духовном завещании дворянина Илии Кубылинского, по которому он передаёт своё имущество: земли в селе Выгове, иначе – Давыдках, (we wsi Wyhowie, alias Dawydkach) своей жене Анастасии урожд. Мелекевской и изъявляет желание, чтобы останки его были похоронены в церкви св. Архистратига Михаила, в селе Меленях; отказывая в пользу этой церкви часть своего имущества, завещатель желает, чтобы по нём отслужен был сорокоуст (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 148). Ещё – под именем села Копищ, некогда называемого Выговом (..., wsi Kopiszcz, qoundam ab antiquo Wyhowa) – упоминается в акте от 1694 года 23 августа в жалобе дворянина Андрея Матияшкевича, владельца этого села Копищ, на Киевского мечника Павла Трипольского о том, что, с его ведома, вывезены были из села Копищ в село Трипольского Клочки крестьяне Моисей, Мартын и Василь, которые потом, с казаками Палея, напали на Матияшкевича и родных его, грабили их и били (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 307). Заметим, между прочим, что ныне ополяченная фамилия Трипольских – есть издревле русская православная. Так, в 1647 году Степан, Парфён, Феодор и Александр Трипольские принимали участие в избрании Печерского архимандрита и Киевского митрополита. В 1699 году Павел Трипольский протестовал против притеснения православия католиками, в 1691 году он записался в Луцкое братство. В 1724 году род Павла Трипольского внесён был в помянник Луцкого братства (Архи, ч. 2, т. 1, стр. 341–348; ч. 4 т. 1, стр. 348 и предисл., стр. L). Ещё село Выгов – под именем просто села Выгова – упоминается в акте от 1719 года 16 ноября в жалобе дворян Василия и Ивана Волковских на дворянина Юрия Ходаковского о том, что он вызывал истцов дважды на поединок во время «канунов» (о значении слова «канун» см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Позже И. Е. Евсеев посвятил ГБ доклад на XV Археологическом съезде в Новгороде (1914) и ряд страниц в «Очерках» (1916, с. 10–22), а в диссертации Герда Фрейдгофа (Freidhof 1972a) дана хорошая лингвистическая характеристика языковых черт тех частей ГБ, которые были заново переведены при подготовке издания Острожской библии. В 1915 г. при основании Комиссии по научному изданию славянской Библии И. Е. Евсеев начал подготовку к публикации рукописи ГБ. В революцию эта работа остановилась, набранные в Московской синодальной типографии листы были уничтожены. В 1992 г. Издательский отдел Московского патриархата и Музей Библии осуществили роскошное, богато иллюстрированное фототипическое издание Нового Завета из кодекса ГБ (в серии «Русская Библия», т. 7–8). Безвременная кончина весною 1994 г. архимандрита Иннокентия (Просвирнина) , руководившего этой работой, не оставляет надежды на то, что в скором будущем появятся тома, содержащие ВЗ, равно как задуманный научный комментарий к ГБ. ГБ принадлежит к числу тех немногих славянских рукописей, об истории создания которых имеются кое-какие сведения. В выходной записи (ГИМ, Син. 915, л. 1) сказано: в лето 7007 (1499) написана бысть книга сиа, глаголемая библия, рекше обеих заветов ветхаго и новаго, при благоверномъ великом князе иване васильевиче, всея руси самодерьжце, и при митрополите всеа руси симоне и при архиепископе новгороцком генадии, в великом нове городе, в дворе архиепископле, повелением архиепископля архидиакона инока герасима . а диаки, кои писали, се их суть имена василь ерусалимьскои, гридя исповедницкои, климент арханьгельскои. Архиепископ Геннадий Гонзов был весьма заметной церковной и литературной фигурой своего времени. Из названных непосредственных участников работы в истории русской письменности хорошо известен Герасим Поповка (см. Лурье 1988а). Некий гость (купец) Василий совершил хождение в св. Землю в 1465–1466 гг. и описал его в своих записках (Белоброва 1988), на старости лет он мог стать дьяком с прозвищем Иерусалимский. Рукопись конца XVI в. РНБ, Пог. 84 (л. 360 об.) содержит важные сведения о главном участнике работы над ГБ – Вениамине: «Макавейскыа с латинскаго языка лета 1-го по семи тысящых (­1493) повелением господина преосвященаго архиепископа Генадиа от некого мужа честна презвитера, паче же мниха обители святаго Домника именем Вениамина, родом словенина, известие ведуща латинъскы язык и граматику, ведуща же отчасти и греческаго языка и фрязска» (Ркп. Погодина, с. 70). Из наблюдений над языковыми особенностями переведенных Вениамином книг А. И. Соболевский (1903, с. 254–259) сделал вывод, что он был хорват, а церковнославянский язык знал по глаголическим богослужебным книгам. В Новгород он мог прибыть из славянского католического монастыря в Праге или Кракове, где с XIV в. с помощью хорватских клириков возобновилось славянское богослужение. Известно, что Вениамин выполнил в Новгороде некоторые другие литературные труды (Лурье 19886).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

И другие известные сербские монастыри еще со времени Паисия поддерживали связи с Россией. В августе 1629 года состоялась первая поездка в Россию монахов монастыря Студеница. Об их поездках есть свидетельства вплоть до начала XVIII Монахи монастыря Милешева прибыли в Путивль первый раз 20 июля 1627 года и приезжали периодически вплоть до 1688 года, когда монастырь пострадал и вскоре подвергся сильным разрушениям. Еще более существенно он был разорен только в 1735 году, а кельи сгорели в Привилегии, которыми обладал монастырь Милешева, перешли на монастырь Пакра, а с него на монастырь Пива. Еще с конца XVI века ведут свое начало связи монастыря Крушедола с Россией, которые поддерживались вплоть до конца XVIII Монастырь Беочин установил первый раз связи с Россией в декабре 1622 года, а монастырь Бешеново 29 августа 1638 года. 17 сентября 1638 года в Россию прибыли монахи из монастыря Хопово. Братия монастыря Троноша также направила в Россию посольство, которое прибыло туда 27 сентября 1625 года. В правление патриарха Паисия в Россию отправился и Вршацкий епископ Антоний, который появился там как посланник патриарха Паисия. По мнению Стефана Димитриевича визит Антония в Россию имел и политическую миссию, а не был только обычным поиском милостыни для пострадавших церквей Печской «Столь прекрасному приему Антония при дворе естественно способствовали его добродетели, политические сообщения и разговоры с царскими приближенными и с самим царем Михаилом Феодоровичем, хотя из этих разговоров на бумаге отражено только то, что «государь молил епископа о Василь Попович также подчеркивал, что просители, в основном выдающиеся церковные деятели, давали во время бесед полезные сведения об обстановке и событиях в Турции и в странах, через которые они О характере этих политических миссий, о предложениях, которые наши церковные люди делали русскому царю и его правительству мы не знаем почти ничего, потому что высказывания такого характера не заносились в протоколы «Записывалось в основном только то, что касалось переезда через границы и количества полученной ими Высказывания политического характера делались устно. Радослав Груич видит связь между отъездом Антония в Россию и прерванными переговорами патриарха Паисия с Римом. Когда он не имел там успеха, то «начал обращать больше внимания на православную

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Княгиня спрашивала, много ли жертвуют нн Храм, — сказал: «Совсем мало». Должно быть, собирается сама пожертвовать; при прощании сказала, что до отъезда в Японию еще увидимся. Сидели после обеда в Красной Гостиной, обитой шелком; на стене — большая картина Архангела Михаила, освещенная двумя лампами. Княжна, по-видимому, — очень простая и милая; князь — молодой офицер, серьезно высматривающи й. Минут тридцать пять после обеда княгиня, княжна и князь, вставши и раскланявшись, ушли к себе. За обедом мне пришлось сидеть по правую руку княгини, между ею и княжной. В разговоре все время держались русского языка. Утром с отцом Исаиею отправились в Мраморный дворец к Обедне. По приезде он стал совершать проскомидию, а я осматривал дворец; ротонда, где посредине — яшмовая ваза, направо — парадная столовая (зала, где на хорах певчие спевались к Литургии), налево — семейная комната, несколько зал с книгами и коллекциями монет и медалей, сад и белая зала, где посреди — орган (и каждую пятницу бывают концерты), модели судов, разных машин, пушек, оружие (плеть, которою разбойник убивал до смерти, штык, которым в Риме часовой убил бешеного быка, и прочее), вещи, поднесенные Великому князю, — два гусара, кадет со штурвалом (серебряные группы), каменные пресс-папье и прочее до бесконечности. В церкви — частицы Животворящего Креста, разных мощей, камней от Гроба Господня и Божией Матери, крест из дерева, срезанного самим Великим князем в Палестине, палец Святой Мученицы Марины, в день которой в 1857 г. Великий князь спасся при крушении; маленькая молельная посредине церкви с множеством молитвенников на аналоях и сиденьями для Великого князя и Александры Иосифовны. В церкви были сам Константин Николаевич и его дети — Константин и Димитрий; Великая княгиня больна рожею на лице и ноге. На Великой Эктении поминали Царскую Фамилию до детей Великого КНЯЗЯ Константина Константиновича; на Великом Выходе — до Наследника с детьми, как и везде. Певчие — хороши; иконопись — строго византийская. После службы, продолжавшейся час с четвертью, мы с отцом Исайей выпили по чашке кофе в семейной. Илья Александрович Зеленый звал на будущее воскресенье, чтобы представить Великим князьям. Заехали к Ивану Василь-евичу Рождественскому — поздравить его с Ангелом, где застали Чистовича и Нильского; к Жевержееву, где наверху закусили икрой и сардинками; к Протоиерею Парийскому, у Рождества на Песках, который ждал меня обедать, пригласив и серебряных дел мастера Груздева; он у двух женщин своего прихода на Миссию выпросил тридцать пять рублей, которые тут же и сдал мне. В восьмом часу пришел Александр Николаевич Виноградов; вызывается, даже на свой счет, при предполагаемом жалованье, взять техника-живописца в Японию; зашел вновь приехавший чередной Архимандрит отец Аркадий Филонов (смоляк), сосед.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

В 1553 году в Москве были крещены казанские царевичи Утемиш-Гирей и Едигер-Махмет. «Таким образом, создавались благоприятные условия для активной христианизации Казанского края: в глазах местного населения прежние «законные» властители ханства уже не могли служить знаменем борьбы за веру» 43 . Следующим шагом спустя три года после присоединения Казани явилось учреждение новой епархии в Русской Церкви с кафедрой в покорённом граде 44 . Для этого в Москве был созван Собор «о многоразличных чинех церковных и о многих делах ко утверждению вере христианской» 45 . Это были напряженные дни в жизни Митрополита Макария. Одновременно было принято решение об открытии епархии в Казани, которой решением Собора было установлено второе место после древнейшей Новгородской кафедры. Первым Казанским архиепископом был избран Селижаровский игумен Гурий. Никоновская летопись подробно говорит о суждениях по поводу Казанской кафедры. «И царь и великий князь и Митрополит Макарей со всеми архиепископи и епископи и со всем священным Собором Русскым по священным правилом изобрали в Казаньское царьство на утверждение вере и приговорили быти и архиепископу, а на Свияге быть архимариту и игуменом, а в Казани у архиепископа архимарит же и игумены; архиепископу быти под его областию город Казань со окрестными улусы, город Свиага з Горною стороною, Василь-город, Вятцкая земля вся. И уложил благочестивый царь и великий князь Иван архиепископу и всем церквам обещанное Богу изо всех доходов Казаньскому земли десятое, а сперва Митрополит и все владыки и монастыри пособьствуют Казаньскому архиепископу денгами и хлебом» 46 . Таким образом, в новоучреждённой Казанской епархии происходит возрождение церковной десятины, появившейся на Руси после её Крещения при князе Владимире († 1015; пам. 15 июля). Источники, повествующие о хиротонии первого Казанского святителя, различны. Кроме летописей и жития Святителя об этом говорится в протокольных записях дипломатических переговоров. 1 февраля 1555 года святитель Макарий принимал прибывшего литовского посланника Юрия Тышкевича. Посланник первоначально сообщил о себе, что «он закона греческого» и выразил скорбь о межгосударственных нестроениях. «И Митрополит, выслушав у него речи, велел ему сести, да молвил ему: пане Юрьи! ныне тебя ести не зовем, зашли нас дела духовные, хотим Бог даст в неделю поставити в паству Казанской земли архиепископа; и ты Бог даст в неделю на поставленье буди и у Пречистые Богородицы обедни слушай, а у нас хлеба ешь. И отпустил его на подворье» 47 , где он остановился.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И скажет Господу: «Господи, вот и зима пришла, все нароботались, напаслись… благослови их. Господи, отдохнуть, лютую зиму перебыть, Покров Мой над ними будет». Вот тебе и — Покров. Так вот что это — Покров! Это — там, высоко, за звездами: там — Покров, всю землю покрывает, ограждает. Горкин и молитвы Покрову знает, говорит: «сама Пречистая на большой высоте стоит, с Крестителем Господним и твоим Ангелом — Иван-Богословом, и со ангельскими воинствами, и держит над всей землей великий Покров-омофор, и освящается небо и земля, и все церкви засветятся, и люди возвеселятся». А я — увижу? Нет: далеко, за звездами. А один святой человек видал, дадено ему было видеть и нам возвестить, — в старинном то граде было, — чтобы не устрашались люди, а жили-радовались. – Потому, милок, и не страшно нам ничего, под таким-то Покровом. Нам с тобой не будет ничего страшно: роботай-знай — и живи, не бойся, заступа у нас великая. Теперь, ложась спать, я молюсь Богородице-Казанской, — темная у нас икона в детской. Молюсь и щурюсь… Вижу лучики — лучики лампадки, будто это на небе звездочки, и там, высоко, за звездами, — сверкающий омофор-Покров. И мне ничего не страшно. Если бы увидать — там, высоко, за звездами?!   Вот и канун Ивана-Постного, — «усекновение Главы Предтечи и Крестителя Господня», — печальный день. Завтра пост строгий: будем вкушать только грибной пирог, и грибной суп с подрумяненными ушками, и рисовые котлетки с грибной подливкой; а сладкого не будет, и круглого ничего не будет, «из уважения»: ни картошки, ни яблочка, ни арбуза, и даже нельзя орешков: напоминают «Главку». Горкин говорит, что и огурчика лучше не вкушать, одно к одному уж пусть. Но огурчики длинные?.. Бывают и вовсе круглые, «кругляки», а лучше совсем не надо. Потому, пожалуй, в канун огурцы и солят. На нашем дворе всю неделю готовятся: парят кадки и кадочки, кипятят воду в чугунах, для заливки посола, чтобы отстоялась и простыла, режут укроп и хрен, остропахучий эстрагоник; готовят, для отборного засола, черносмородинный и дубовый лист, для крепкости и духа, — это веселая работа. Выкатила кадушки скорнячиха; бараночник Муравлятников готовит целых четыре кадки; сапожник Сараев тоже большую кадку парит. А у нас — дым столбом, живое столпотворение. Как же можно: огурчика на целый год надо запасти, рабочего-то народу сколько! А рабочему человеку без огурчика уж никак нельзя: с огурчиком соленым и хлебца в охотку съешь, и поправиться когда нужно, опохмелиться, — первое средство для оттяжки. Кадки у нас высокие: Василь-Василич на цыпочках поднимается — заглянуть; только Антон Кудрявый заглядывает прямо. Кадки дымят, как трубы: в них наливают кипяток, бросают докрасна раскаленные вязки чугунных плашек, — и поднимается страшное шипенье, высокие клубы пара, как от костров. Накрывают рогожами и парят, чтобы выгнать застойный дух, плесени чтобы не было. Горкину приставляют лесенку, и он проверяет выпарку. Огурчики — дело строгое, требует чистоты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Очень нелегкой выдалась та памятная, теперь уж такая далекая весна, принесшая людям столько тревог в их и без того трудной жизни. Только окончилась долгая мучительная война, в деревни, в местечки, на хутора понемногу возвращались молодые мужики и парни, гордые своими победами над белыми, немцами, поляками, в островерхих буденовских шлемах, разбитых ботинках с обмотками, с тощими вещмешками на плечах, но с огромной надеждой на новую, отвоеванную у старого режима жизнь. Предстояло браться за землю, пахать и сеять, чтобы было что есть на следующий год. Земля ждала работников и будто даже готовилась к своему извечному делу — родить людям хлеб. С благовещенья дружно пригрело солнце, за неделю согнало снег, стало тепло и почти сухо в поле. На вербное воскресенье Степанида с Петроком собрались в церковь и немного повздорили с утра, решая, одеваться или идти налегке, как летом. Петрок пригрелся на солнце, ему было жарко в сатиновой рубашке, и Степанида едва заставила его накинуть на плечи поддевку. Слегка осерчав друг на друга и примолкнув, они вышли из истопки, чтобы стежкой через озимые направиться в местечко. Старик Яхимовский стоял на дворе возле завалинки, сутулый, сгорбленный, в своем черном кафтане с густым рядом аккуратно застегнутых пуговиц, опирался на фасонную, с перламутровым украшением палку и несколько странно, вроде как с завистью смотрел им вслед выцветшими старческими глазами. Как раз за неделю до того он пустил их на хутор, потому что в Петроковой семье на Выселках им уже стало невмочь, Степанида сразу не поладила со свекровью и накануне попросилась у пана Яхимовского в истопку, все равно она уже хозяйничала на усадьбе, а новый батрак Петрок будет ей в помощь, куда же деваться им без хаты, без своей земли и хозяйства. Раньше с весны отправлялся Петрок по фольваркам батрачить, теперь же неизвестно было, какие где будут заработки. Степанида ласково так попросила, и, наверно, учтя ее четырехлетнюю преданность хутору, Яхимовский согласился, сказал: живите, места хватит, истопка теплая. Тем более весна на дворе.

http://azbyka.ru/fiction/znak-bedy-vasil...

235. Брат Судиши не выплатил свой долг Жадку, и за это Жадко добился от властей конфискации имущества у Судиши. Судиша называет это грабежом, поскольку он не был поручителем за брата, и обращается κ Нажиру за защитой. 676. Β этой грамоте, как и в предыдушей, речь шла ο мерах воздействия на злостного должника. 624. Имя адресата могло быть как Чернь, так и Черень. 717. Автором грамоты, вероятно, является игуменья Варварина монастыря, который находился в непосредственной близости κ месту нынешних раскопок. 682. Как и предыдущая, эта грамота связана с жизнью Варварина монастыря. И Харитания и Софья – явно монахини. 657. Β этой грамоте, сходной по тематике с двумя предыдущими, Варварин монастырь уже непосредственно назван. Очевидно, в деревне, где находится Олфимья, под ее присмотр была оставлена телка, принадлежащая Варварину монастырю. 731. По предположению А. А. Гиппиуса, Ярина – сваха. Письмо представляет собой ответ родителей жениха (фактически – матери) на предложение свахи, с которым она обратилась несколькими днями раньше κ самому жениху. Образная формула, завершающая письмо, – обещание вознаграждения. 9. Эта грамота получила широкую известность. Большую дискуссию в свое время вызвал вопрос ο том, кем она написана – мужчиной или женщиной. Предложенный перевод основан на представлении ο том, что Гостята – женщина. Василь, κ которому она обращается за помощью, – ее брат (или, может быть, дядя). Письмо, вероятно, пришло в Новгород из другого города (куда Гостята была выдана замуж); об этом говорит, в частности, слово «приезжай». 603. Эта и три последующие грамоты связаны с фигурой Олисея Гречина. Ее содержание и содержание двух следующих грамот 549 и 558), а также обнаружение на той же усадьбе следов живописной мастерской позволили В. Л. Янину отождествить Олисея Гречина с художником Гречином Петровичем, который, согласно летописному рассказу, в 1196 г. расписал фресками не сохранившуюся до наших дней Пречистенскую надвратную церковь в новгородском кремле. Β то же время обстановка усадьбы характеризует Олисея Гречина как богатого священнослужителя, а грамоты 502 и 603 указывают на его причастность κ так называемому смесному суду князя и посадника, в котором заседали авторитетные светские и духовные лица. Отсюда возможность отождествления Олисея Гречина также с летописным Гречином, который в 1193 г. был одним из претендентов на пост новгородского архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010