– Ну, воскурили с тобой… ступай, порадуйся напоследок, уж Филиповки на дворе. Я бегу темными сенями, меня схватывает Василь-Василич, несет в мастерскую, а я брыкаюсь. Становит перед печуркой на стружки, садится передо мной на корточки и сипит: – Ах, молодой хозяин… кр-расота Господня!.. Заговелся малость… а завтра «Ледяной дом» лить будем… ахнут!.. Скажи папашеньке… спит, мол, Косой, как стеклышко… ик-ик… – и водочным духом на меня. Я вырываюсь от него, но он прижимает меня к груди и показывает серебряные часы: «Папашенька подарил… за… поведение!..» Нашаривает гармонью, хочет мне «Матушку-голубушку» сыграть-утешить. Но Горкин ласково говорит: «Утихомирься, Вася, Филиповки на дворе, гре-эх!..» Василь-Василич так на него ладошками, как святых на молитве пишут: – Анделво плоти!.. Панкратыч!.. Пропали без тебя… Отмолит нас Панкратыч… мы все за ним, как… за каменной горой. Скажи папашеньке… от-мо… лит! всех отмолит! А там молоко толкут! Я бегу темными сенями. В кухне Марьюшка прибралась, молится Богу перед постной лампадочкой. Вот и Филиповки… скучно как… В комнатах все лампы пригашены, только в столовой свет, тусклый-тусклый. Маша сидит на полу, держит на коврике, в коленях, ступку, закрытую салфеткой, и толчет пестиком. Медью отзванивает ступка, весело-звонко, выплясывает словно. Матушка ошпаривает миндаль – будут еще толочь! Я сажусь на корточках перед Машей, и так приятно, миндальным запахом от нее. Жду, не выпрыгнет ли «счастливчик». Маша миндалем дышит на меня, делает строгие глаза и шепчет: «Где тебя, глазастого, носило… все потолкла!» И дает мне на пальце миндальной кашицы в рот. До чего же вкусно и душисто! Я облизываю и Машин палец. Прошу у матушки почистить миндалики. Она велит выбирать из миски, с донышка. Я принимаюсь чистить, выдавливаю с кончика, и молочный, весь новенький миндалик упрыгивает под стол. Подумают, пожалуй, что я нарочно. Я стараюсь, но миндалики юркают, боятся ступки. Я лезу под стол, собираю «счастливчиков», а блюдечко с миндаликами уже отставлено. – «Будет с тебя, начистил».

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

Жуя свеклу, Александра Васильевна подняла брови и посмотрела на календарь — ну да, шестнадцатое октября. «Ничего себе «досрочно», — хмыкнула она. Радио рассказало о строительстве нового картофелехранилища в гумхозе «Победа» Краснореченского района, а также о сооружении второй очереди макаронной фабрики в поселке Долгая Пря Нижневолоцкой области. «Молодцы соседи, — вздохнула Александра Васильевна. — Видишь как: вторую очередь отбухали…» «Зарубежные новости, — сказал, наконец, диктор. — Маскав, пятнадцатое октября. По сообщениям наших корреспондентов, в Маскаве набирает ход осеннее наступление трудящихся. Руководство КСПТ во главе с товарищем Зарацем добивается удовлетворения насущных требований народа. Наш корреспондент встретился с товарищем Зарацем и задал ему несколько вопросов». Что-то недолго потрещало, затем женский голос спросил: «Василь Васильич, как вы считаете, удастся ли добиться удовлетворения насущных требований трудящихся?», а мужской, басовито откашлявшись, ответил: «Так а шо ж? Будемте оптимистами. А то шо ж? Нам без этого никак. Коммуно-социальная партия трудящих облечена доверием и не отступит. Потомушо шо ж мы получили? Потомушо новые обещания мы получили, вот шо мы получили. А ведь уже лопаются чаши. Кто виноват, если стихийные выступления доведенных масс? Кто довел трудящих масс до стихийных выступлений! А мы дадим народу в правовом поле. И не мы одиноки. Нас поддерживают братские силы мира и прогресса. В первую очередь, гумунистического направления». «Василь Васильич, — снова зазвучал голос корреспондентки. — Собираетесь ли вы взять власть в свои руки?» — «Да ну шо вы, шо вы! — добродушно хохотнув, ответил Василий Васильевич. — Зачем нам? При чем тут? Это массы Маскава хотят взять! Почему? Потомушо доведены бездумной политикой верхов. А уж когда возьмут, то коммуно-социальная впереди. Потомушо облечена доверием и доказала многолетним авторитетом». Грянул марш. Александра Васильевна прибирала со стола, ополаскивала блюдечко из-под свеклы, машинально подпевала: «…Нам разум дал… па-ра-па-ра-па-ра-па…» — и все это не мешало ей раздумывать о том, как теперь повернутся события в Маскаве.

http://azbyka.ru/fiction/maskavskaya-mek...

Раскольники, ратовавшие за немедленно предоставление автокефалии Украинской Православной Церкви, не нашли отклика своим устремлениям среди епископата. По причине отсутствия архиереев среди участников раскольничьего лжесобора 1921 г., им пришлось прибегнуть к абсолютно неканоничной и весьма экстравагантной мере - лжеепископы провозглашенной на " соборе " т.н. " Украинской автокефальной православной церкви " (УАПЦ) во главе с лжемитрополитом Василем Липкивским были " рукоположены " группой пресвитеров, диаконов и мирян. Причем, значительная часть клириков, участвовавших в этом действе (в том числе и сам Липкивский), была за свои раскольнические действия запрещена в служении Священноначалием Русской Православной Церкви, к которой эти священнослужители ранее принадлежали. Лunkibcьkuй Василь. Biдpoджehhя Церкви в Ykpaihi. 1917 - 1930. Торонто. Вид. " Добра книжка " . 1959. С. 61. Там же, с. 62. Там же. Интересно отметить, что все выше цитированные тексты Липкивского практически полностью и без каких-либо изменений повторены без ссылки на лжемитрополита его " протодиаконом " Василем Потиенко в его брошюре, посвященной образованию УАПЦ (см. Nomiehko В. Biдhobлehhя iepapxii Ykpaihcьkoi Npabocлabhoi Abmokeфaльhoi Церкви. Вид. ВЦУ УАПЦ. Новий Ульм. Hiмeччuha. 1971. С. 44) Власовський I. Нарис icmopii Ykpaihcьkoi Npabocлabhoi Церкви. Т. 4, ч. 1. Kuib. 1998. Ykpaihcьkuй церковно-визвольний рух i утворення Ykpaihcьkoi Abmokeфaльhoi Npabocлabhoi Церкви. Mamepiaлu haykoboi kohфepehцii. Ред. А. Зihчehko. Kuib. " Логос " . 1997. Пилявець Л. Bceykpaihcьkuй Православний Собор 1921 р.: учасники й проблеми " . В сб.: " Ykpaihcьkuй церковно-визвольний рух i утворення Ykpaihcьkoi Abmokeфaльhoi Npabocлabhoi Церкви " . Kuib. " Логос " . 1997. С. 55 - 63. Власовський I. Нарис icmopii Ykpaihcьkoi Npabocлabhoi Церкви. Т. 4, ч. 1. Kuib. 1998. С. 107. Лunkibcьkuй Василь. Biдpoджehhя Церкви в Ykpaihi. 1917 - 1930. Торонто. Вид. " Добра книжка " . 1959. С. 45 - 46. Там же. Цит. по: Власовський I. Нарис icmopii Ykpaihcьkoi Npabocлabhoi Церкви. Т. 4, ч. 1. Kuib. 1998. С. 107.

http://pravoslavie.ru/archiv/ukrlzhesobo...

396 По той же рукописи, св. Климент в Инкермане чудесно открыл источник воды. Когда же был утоплен в море, ученики его Корнилий и Фив со слезами молили Бога об открытии его мощей, – и по их молитве каждый год ко дню памяти св. Климента море отступало от берега на 20 стадий, и этот отлив морской продол­жался 7 дней: в это время св. мощи могли видеть в углублении скалы. 397 Св. Кирилл и Мефодий, приглашенные в 858 г. в Хозарию хозарским каганом для проповеди, отправились туда чрез Тавриду, где провели несколько вре­мени в Херсонисе, а отсюда чрез Азовское море отправились в Хозарию. О най­денных в Херсонисе св. Кириллом псалтире и евангелии на русском языке см. в Киевской Старине 1885 г., июльская кн., 492; Русской Старине 1885 г., ноябр. кн. 416 и Тавр. губ. вед. 1885 г. 23. 399 Ныне они покоятся в Риме, в Климентовской церкви, в гробнице, пред переднею частью алтарного возвышения. Правосл. Собеседн. 1885 г., апр. кн. 463; Пись­ма рим. II, 38. 400 Подробные сведение о св. Клименте – в «Писаниях мужей апостольских» свящ. Преображенского, стр. 79–180; в «Клементинах» – апокрифическом сочинении, рассмотренном в Правосл. Обозрении 1861 г., кн. февральской, мартовской и июль­ской. Сохранилось четыре послания св. Климента: о них в «Посл. мужей апостольских» стр. 101–180 и в Истор. учении об Отцах церкви, архиеп. Филарета, стр. 20–25. 402 Преосв. Макарий в своей «Истории христианства в России до св. князя Владимира», а вслед за ним и протоиерей Родионов в своем «Описании таврической епархии» насчитывают 5 епархий, потому что одну епархию сугдайско-фульскую они делят на две. Но фульская считалась отдельною от сугдайской епархией недолго, и о ней почти никаких сведений не сохранилось. 403 Кинсанус был греческий город между нынешнею Лименою и Ласпи; впослед­ствии на месте города образовалась нынешняя татарская деревня Кикинеиз – станция на шоссейной дороге между Ялтой и Севастополем, в 15 верстах от Ялты; Сикита – нынешнее урочище Никита, близ Ялты, где теперь училище садоводства – Никит­ский сад; Партенит – ныне деревня в ялтинском уезде, при подошве Аюдага; Лампада – ныне деревня и станция Ламбат, в 14 верстах от Алушты; Алушта – местечко, и ныне существующее; Фуна –нынешняя деревня Шума, недалеко от Алушты, или урочище – Русско-фил около Никиты; Алания – ныне деревня Демерджи; Эллис – на месте нынешней деревни Ай-Василь, близ Никитского сада. Кондор. IV, ч. 14, стр. 11, Сосногор. 140–142.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

земли первостепенное значение для Руси имел Царьград (К-поль). Сложность, однако, в том, что сведения о собственно П. трудно выделить из общей массы данных о пребывании рус. людей в столице Византийской империи с разными целями (торговыми, посольскими и проч.). Наиболее ранним П. в К-поль, оставившим заметный след в рус. культуре, стали 2 поездки (в 1200 и 1208/09) буд. архиеп. Новгородского Антония (Добрыни Ядрейковича), который оставил пространное сочинение с описанием цареградских святынь (Книга Паломник. 1899). Большое место в нем занимают святыни Софийского собора - ценнейший источник по сакральной топографии К-поля. По своему содержанию описание свт. Антония выказывает близость к анонимному англ. описанию кон. XI в. (Анониму Меркати). Архиеп. Антоний сообщает о мон-ре Пресв. Богородицы на сев. берегу Золотого Рога, где «всякъ иже русин идеть во Ерусалим и из Ерусалима, то ту по вся дни ядят» (Там же. С. 36-37, 92-93); отсюда видно, что для паломников из Руси Царьград часто служил не самоцелью, а еще и неизбежным перевалочным пунктом на пути на Св. землю. Замечательно свидетельство существования в К-поле «в Испигасе» (т. е. близ городских ворот, ведших в район Пиги на сев. берегу Золотого Рога) рус. ц. святых Бориса и Глеба, где «во испитиле (так! - Авт.) явившеся Борисъ и Глебъ дала сторонику ногу» (Там же. С. 34. Примеч. 14-16; С. 91); выясняется, что при рус. храме действовала странноприимница («испитиль» - очевидно, от старофранц. hospital) для паломников-«сторонников». Несомненно, из кириллических граффити в соборе Св. Софии многие оставлены именно рус. паломниками. Систематическое изучение софийских кириллических надписей только начинается, но уже предварительные публикации показывают, насколько существенное место занимают в их числе надписи XII - 1-й пол. XIII в.: из 28 опубликованных к названному периоду относятся 15 ( Артамонов, Гиппиус, Зайцев. 2012). Характерный пример подобной надписи - «ВАСИЛЬ ΨЛЪ ОНАНИЧЕ И ГОВЕНА МАРЕЯ ГРЕШ(ЕН)АЯ…». Надпись сделана, по всей вероятности, супружеской парой - Василием Онаниевичем и Марией (Говеной; от слав.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

Ю. Князь Василь-Констянтин Острозький. Pibhe, 2002; Фiльbapkib I. Облога Почаïвського монастиря турками 1675 р. i kopohaцiя ikohu Почаïвськоï Бoropoдuцi на гравюрах у biддiлi мистецтва ЛНБ iм. В. Стефаника НАН Украïни//Зап. ЛНБ. Льbib, 2003. Вип. 11. С. 381-394; Шкраб " юк П. В. Монаший чин omцib bacuлiah у haцiohaльhoмy жummi Украïни. Льbib, 2005; Кисельов Р. Жанровий репертуар украïномовних видань Почаïвського Успенського монастиря XVIII - 1-ï третини XIX ст.//Bichuk Льbibcьkoro ун-ту. Сер. «Книгознавство». 2006. Вип. 1. С. 72-88; Онуфрий (Березовский), митр. Пастырское служение прп. Иова, игумена почаевского. К., 2007; Sobol W. A. The ancient anonymous work «Preslavna gora Pochaivska»//Slavia Orientalis. 2007. vol. 56. N 3. p. 387-398; Дудар В. Л. Гpoмaдcьko-noлimuчhuй та культурний вплив Почаïвського монастиря на населення Boлuhi (XIX - поч. ХХ ст.): АКД. Переяслав-Хмельницький, 2008; Свято-Успенская Почаевская лавра: Взгляд через века. Почаев, 2008; Бочковська В. Г. Icmopiя Почаïвського монастиря у biзumaцiяx XVIII - 1-ï чbepmi XIX ст.//Рукописна та книжкова спадщина Украïни: Apxeorpaфiчhi дocлiджehhя yhikaльhux apxibhux та бiблiomeчhux фohдib. К., 2009. Вип. 13. C. 22-35; Гуменюк С. М. Вплив mbopчocmi Ioba Жeлiзa (Почаïвського) на формування мopaльho-peлiriйhoro образу bimчuзhяhoï ренесансноï культури//Дhi науки фiлoc. фак-ту, 2010: Miжhap. наук. конф. (21-22 kbimhя 2010 р.): Мат-ли дonobiдeï та bucmynib. К., 2010. С. 144-145. В. Г. Пидгайко Иконография Вход в галерею и в пещерную ц. во имя прп. Иова Почаевского в Почаевской лавре Вход в галерею и в пещерную ц. во имя прп. Иова Почаевского в Почаевской лавре И. начала складываться после обретения в 1659 г. его нетленных мощей. Наиболее ранний известный портрет И., принятый православными в 1831 г. от униатов после сдачи ими обители, был датирован кон. XVII - нач. XVIII в. (предположительно хранится в ризнице Почаевской Успенской лавры). Впервые его описал в 1978 г. П. Н. Жолтовский ( Жолтовський П. М. Украïнський живопис XVII-XVIII ст.

http://pravenc.ru/text/578150.html

1249 В отличие от летописи, здесь назван только один царь, а не два, реально правившие в то время, Василий II и Константин VIII. Имя их сестры, Анна, также не упоминается. О соотношении с летописью см.: Гл. 3. 3; 4. 3. 1252 Это указание есть только в ПрЖ, причем в ПрЖ-2 говорится о церкви Петра, подробнее см.: Гл. 4. 4. 1254 О строительстве церкви Богородицы сказано в летописной статье 6499 (991) г., а об освящении и даровании ей десятины говорится в летописной статье 6504 (996) г. 1255 Перечисление земель, где благовестили апостолы, заимствовано из «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Текст был переделан в соответствии с идеей пентархии, т. е. пяти патриархатов – Рима, Александрии Египетской, Антиохии, Константинополя и Иерусалима. Последний заменен Малой Азией и митрополией Ефеса. 1256 Свв. Борис и Глеб, сыновья св. Владимира, после его смерти убитые своим двоюродным братом Святополком Ярополчичем в 1015 г. 1257 Здесь: снопы. Ср.: Пс . 128:7: « (травой) сплъни ркы жьни, ни лона събира рковти » (по Синайской глаголической Псалтири XI в.). 1258 Издано по списку РНБ, ОР, F. п. 1. 47 (Пролог 1-й редакции архаической традиции, сер. XIV в., А) с разночтениями по Прологам 1-й редакции: РГАДА, Тип. 173 (368) (перв. пол. XIV в., Т1); Тип. 171 (366) (архаической традиции, сер. XIV в., Т2); ГИМ, Син. 240 (1400 г., С). 1299 По сравнению с летописной статьей 6496 (988) г., из которой взята эта молитва, и ПрЖ-1 в этом тексте пропущена первая фраза. 1304 Обычное житие издано по списку РНБ, ОР, Пог. 805 (сер. XV в.) с разночтениями по спискам Пог. 798 (перв. пол. XVI в., 798), Пог. 800 (сер. XVI в., 800). В Пог. 805 передается через наклонное вправо с крышечкой. 1305 Памть кнзь Господи, благослови, 805, Слово кнз на самодръжца Рскои въ свто Василь 798; 1310 От этих слов и до слов «Володимеръ же посланнымъ рече...» текст почти дословно совпадает со статьей 6495 (987) г. Начального свода (сохранился в Новгородской 1 летописи младшего извода) и «Повести временных лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сибирский предложил ему дань, князья Горские и Черкаские – подданство. Скоро пало перед его оружием и другое царство татарское – Астрахань, хотя с меньшими усилиями. Казаки, новый народ, образовавшийся еще при его деде, из разнородных племен, с одним лишь условием православия, на верховьях Дона и на порогах Днепра, тревожили Крым и Литву, и соединились под предводительством вождей Русских, чтобы наступить на Хана. Стоило одной воли Иоанновой, и последний остаток силы Батыевой исчез бы в пределах наших, но царь не послушал совета благоразумных вельмож, обратил честолюбивый взор на Ливонию, и Крым ожил для бедствий Русской земли. Торжественно и радостно возвращался царь – победитель из покоренной Казани; рождение сына Димитрия, возвещенное ему на пути, еще более усугубило эту радость. Он направил путь в лавру дивного чудотворца Сергия, чтобы принести там благодарственное моление; два святые мужа, как жильцы иных времен, встретили его у гроба Сергиева: святитель Иоасаф, пострадавший во дни его юности, и преп. Максим Грек , доживавший в заточении многострадальную старость. Другая более торжественная встреча ожидала его в Москве: митрополит Макарий со всем духовенством стоял на том месте, где некогда предместник его Киприан принимал икону Владимирскую, как залог спасения Москвы от Тамерлана. В умиленной речи изложил царь все свои победы, смиренно относя их к молитвам святителей, и в избытке чувств простерся перед собором. В свою чреду приветствовал его Макарий, благодаря от лица всей земли Русской, и пал к ногам его с духовенством и бесчисленным народом. Последняя сладостная встреча была в Кремле – супруга Анастасия с младенцем. Крещение его ознаменовалось принятием в недра Церкви царицы и двух царей Казанских: – Митрополит сам испытывал искренность обращения. В новопокоренном царстве Казанском открыта, по определению собора 1555 года, новая архиепископия, к которой причислена Казань, Свияжск, нагорная сторона, Василь и вся Вятская земля. Для устроения церквей в новопросвещенной стране и на содержание причтов царь сделал значительные пожертвования из казны; тоже вменено в обязанность монастырям и святителям. Пастырем по жребию избран был Гурий, игумен Селижаровский, а в помощники ему даны архимандриты Герман и Варсонофий. Царь, отправляя Гурия в Казань, вменял ему в обязанность приводить к вере с любовью и не против воли, лучших из крестившихся наставлять при своем доме, других посылать в монастыри, не отвергать и тех, которые искали бы крещения с сознанием в вине гражданской, и ходатайствовать за подсудимых. 23 Новый первопрестольник Казанский был торжественно отпущен из Москвы на судах, сопровождаемый крестами и хоругвями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Церковь эта приходом очень древня. О ней упоминается ещё в акте от 1545 года в описи Овручского замка, с исчислением приписанных к нему мещан, бояр, крестьян и земель, a так же повинностей и даней, приносимых в пользу замка; причём там сказано, между прочим: «поп Никольский – Александро мает на земле своей данников – (каковы –) Хома Чорный, Иван Морич, а куничников: Яков Юхатерейко Прихожий, Василь Литвин» (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 43), Ещё она – под именем «церкви святого Николая Нагорного» – упоминается в акте от 1714 года 13 января, где упоминается пресвитер Овручской церкви святого Николая Нагорного Феодор Макаревич который в том году внёс в земскую Киевскую записовую книгу подтвердительную грамоту короля Сигизмунда III Овручским земянам Мартину, Михаилу, Степану и Ивану Павловичам Макаревичам на владение пустою землёю Ремезовщиной – с обязанностью служить за неё земскую военную службу (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 13). Ещё эта церковь упоминается в акте от 1720 г 20 июня в жалобе от имени Овручской иезуитской коллегии на дворянина Михаила Сынгаевского о том, что он в полночь на 18 июля 1720 года, приказал ударить в набат на колокольне церкви св. Николая, собрал толпу Овручских мещан и, во главе их, разорил дачу, принадлежащую иезуитам, причём побил их управляющего Якова Ольшевского, поносил публично иезуитский орден, называя членов его «собаками» и нападал с толпою вооружённых людей на помещение, занимаемое иезуитами в Овручском замке (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 397). Церковь эта приписана к предшествующему соборному приходу г. Овруча. 305. Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Построена около 1730 года бывшими в г. Овруче базилианами. Каменная, в стенах крепка, крыта гонтом, уже обветшавшим; потолок и пол деревянные. Колокольня – под одною крышею с церковью. Утварью и ризницею церковь посредственна. Копии метрич. книг хранятся с 1846 г., a испов. ведомости с 1842 г. Опись церк. имущества имеется от 1846 г. и 1886 г. Церковь эта приходом очень древня. При ней некогда существовал мужской православный Заручаевский Пречистенский или – иначе – Успенский монастырь, основанный ещё в 15 веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Культурно-исторические скрепы Русского м ра Двумя главными скрепами, удерживающими единство многонационального, поликонфессионального и поликультурного Русского были, есть и будут великий, могучий, живой великорусский язык и объединяющая история совместных прошлых и будущих побед и достижений. Русский язык — первая скрепа, удерживающая единство Русского На его пространстве по сей день звучат как минимум 130 разных живых языков. На них объясняются в любви, на них пишут стихи, их поют в народных песнях, на них звучат народные эпосы. Но… Без объединяющего народы и культуры русского языка никто бы не знал в мире ни Павла Загребельного, ни Расула Гамзатова, ни Якуба Коласа, ни Давида Гурамишвили. Но при этом наша империя во все времена (Киево-Новгородская Русь, Московское царство, Российская империя Романовых, Советская империя), выстроенная на принципе «нельзя жить хорошо, если рядом кому-то плохо», бережно сохраняла культуру и языки всех, даже самых хрупких и небольших ветвей-народов. Вспомним, что в СССР бережно сохранялись языки всех, даже самых малых народов. Специальные институты занимались созданием и изданием букварей и азбук на языках всех народов советской страны (рис. 4). Рис. 4. Буквари и азбуки народов СССР В обязательном школьном курсе литературы (в 8-м классе) независимо от места расположения школы (от Бреста до Анадыря и от Архангельска до Душанбе) из 24 изучаемых советских писателей девять представляли национальные литературы СССР. Советский выпускник восьмилетней школы (а долго именно восьмилетнее образование было обязательным) знал, кто такие Чингиз Айтматов, Василь Быков, Олесь Гончар, Савва Дангулов, Нодар Думбадзе, Рустам Ибрагимбеков, Юхан Смуул. При этом он также имел представление о творчестве Шекспира, Байрона и Мольера. В программе внеклассного чтения советские школьники знакомились с «Манасом», «Калевалой», «Давидом Сасунским», они знали имена Хайяма и Рудаки, Фирдоуси и Руставели, Шолом-Алейхема и Райниса. Слово «русский» всегда воспринималось как прилагательное (в отличие от названий представителей других национальностей, выраженных существительными). Поэтому мы говорим, что русскую культуру создавали и создают русский грузин Георгий Данелия, русский еврей Исаак Левитан, русский армянин Иван Айвазовский, русская абхазка Хибла Герзмава, русский украинец Владимир Бортко, русский азербайджанец Фазиль Ирзабеков. Эти лучи национальной культуры и образуют солнце единой культуры Русского

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/04/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010