Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЖЕДМИТРИЙ I (Юрий Богданович Отрепьев, в монашестве Григорий; рубеж 70-х и 80-х гг. XVI в. (?) - 17.05.1606, Москва), претендент на рус. трон, выдававший себя за царевича Димитрия Иоанновича , младшего сына царя Иоанна IV Васильевича (см. также ст. Смутное время ). Сын боярский из Галицкого у. Ю. Б. Отрепьев в молодости служил при дворах Михаила Никитича Романова и его родственника кн. Бориса Камбулатовича Черкасского, после опалы Романовых и Черкасских осенью 1600 г. и роспуска их дворов постригся в монашество, приняв имя Григорий. Эти особенности его биографии давали основание предполагать, что он объявил себя царевичем Димитрием, действуя по поручению бояр, враждебных царю Борису Феодоровичу Годунову , но данные, к-рые позволили бы подкрепить эту т. зр., отсутствуют. Спустя нек-рое время благодаря помощи своего деда Елеазара (Замятни-Отрепьева), мон. московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря , Григорий (Отрепьев) смог поселиться в этой обители. Отрепьев стал известен патриарху св. Иову , к-рый брал его к себе для переписки книг, от патриарха он получил рукоположение во диакона. В разных повестях о жизни Л., появившихся после его смерти, говорится, что уже в Чудовом мон-ре он заявлял старцам, «яко царь буду на Москве» (ПСРЛ. Т. 14. С. 59). Сохранились упоминания, что царь Борис Годунов предложил отправить его «под начал» в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь . Возможно, это заставило Отрепьева оставить Чудов мон-рь и бежать из Москвы. Лжедмитрий I. Гравюра Луки Кимиана. 1607 г. Лжедмитрий I. Гравюра Луки Кимиана. 1607 г. Главным источником о позднейших событиях является «Извет» спутника Л. в последовавшем путешествии старца Варлаама (Яцкого), который был записан во время расследования при Василии Иоанновиче Шуйском . Во время царившего в то время в России голода монахи часто отправлялись за сбором милостыни в более благополучные юж. края. Отрепьев и 2 его спутника - Мисаил (Повадин) и Варлаам (Яцкий) - в нач. 1602 г. отправились в Новгород-Северский, откуда они перебрались в Речь Посполиту. По словам Варлаама, они жили 3 недели в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ), затем переехали во владения кн. Константина Константиновича Острожского на Волыни, некоторое время находились в Дерманском монастыре (см. Св. Троицы монастырь ). Сохранился экземпляр «Книги о постничестве» свт. Василия Великого, изданный в острожской типографии в 1594 г., с надписью о том, что 10 авг. 1602 г. эту книгу кн. Константин Острожский дал «Григорию с братею с Варлаамом да с Мисаилом» (находится в б-ке РГАДА).

http://pravenc.ru/text/2463625.html

И царевич вздел венец на главу, и наряд доброй златой, и меч с каменем, и шелом с каменьми дорогими, и взял юнош с собою сто человек, и сел на агельского коня, аки ангел, и поехал с юношами своими борзо к Царюграду. А мать его за ворота провожает, а сам за городом с матерью прощается; и положила на перси его чепь златую с каменьми, и привешен крест поклонной с мощами, и благославила ехать днем и нощию. И как приехал ко граду, стал с юноши своими думать ко царю прямо ли ехать, или весть подать. И поехаши на царев двор прямо на пречудных своих конях. Приход царя Констентина к царю Салтану на дворец:приехал, слез с коня и стал на рундуке подперши, и узрил Христа своего на коле глава его Божия. Стал плакать «О, Господи, Боже мой! Что мне воздать царю за твой святый образ? Хотя я сам пропаду, а за тебя, Христа своего, стану!». И поехал со царева двора с юноши своими, и спрашивает у людей и дает ребятам по золотому «Где сидят послы константиновски? Аз хощу им милостыню подать!» И ребята указали. И царевич приехал ко темнице, а сторожей всех побил смертию, а сам рекл «О, верные мои, здравствуйте! Аз к вам пришел на взыскание Господа своего, и ваше, послов добрых!». Трудные 1125 и по голосу царя не познали и рече «Кто ты таков, нам глаголешь?». И рече «Младый царь аз ваш, Констентин Васильевич!». И тому оне ради. И царь их выпустил, и оне падоша на землю царю со слезами, и царь им даде по коню доброму, и поехаша с послами и с юношами в двор царев. Сами с коней слезли, и взяли с кола главу Христову и положили в ковчег златый и с крестом, с честию, а сами пошли в палату цареву. И у царя много народу. И рече ему царь «Кто ты таков? Вшел без докладу, а шелому своего с главы не снимаешь!». И рек царь Констентин: «Аз пришел к вам, басурманам, хощу аз вас всех погубити за своего Господа Бога и за послов своих!». И царь Салтан завопил гласом «Есть ли у меня воины многия? Прикажите пилатом смертию всех казнити!». И рек царь Констентин «Велик есть Христос наш! Не выдаст нас неверным!». И выняв меч свой, и пресек пашей всех, и сильных богатырей, и от крови их палата кровию натекшу. А царь и царица падоша пред Констентином. И рече ему царь «О, государю царю! Аз согрешил пред вашим Господом Богом!». И рече ему царь «Проси ты, царь, у своего бога, идола Ирахлия и Бохмета, те вас спасут от руки моея, а мой Христос отмстит против своей главы – твою главу сняти!».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таковы были основные пункты докончания Василия II с Василием Ярославичем, составленного осенью 1432 г. Как увидим дальше, действительность далеко не всегда соответствовала благим намерениям князей и торжественным заверениям договоров, заключавшихся ими. Нарушение их было делом обычным. Подчас все решало реальное соотношение сил, а не устаревшее право. Вероятно, осенью 1432 или в начале 1433 г. Василий II вместе с Иваном и Михаилом Андреевичами и Василием Ярославичем заключили союзническое докончание с рязанским великим князем Иваном Федоровичем. Договор с Рязанью, возможно, предусматривал взаимную поддержку в борьбе с Кичи-Ахметом, врагом покровителя Василия II Улу-Мухаммеда. Старалось правительство Василия II добиться поддержки и влиятельных сил внутри великого княжества. Так, 26 сентября 1432 г. Василий II выдал жалованную грамоту Троицкому монастырю на суд великокняжеского пристава в селах Присеки и Вилгощь в Бежецком Верхе, находившемся в «сместном» владении великого князя и Новгорода. 8 февраля 1433 г. состоялась свадьба Василия II с Марией Ярославной. В Москву на торжества по этому случаю прибыли и два старших сына князя Юрия Дмитриевича — Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Сам князь Юрий и его младший сын, Дмитрий Красный, отсутствовали. Во время празднества разыгрался скандал, который стал прелюдией к новой вспышке открытого столкновения между галицкими князьями и Василием Васильевичем. По одним летописным рассказам, Захарий Иванович Кошкин, а по другим — Петр Константинович Добрынский узнал на князе Василии Косом золотой пояс («на чепех с камением»), принадлежащий великокняжеской семье. Его якобы получил в приданое Дмитрий Донской от великого князя нижегородского Дмитрия Константиновича. Этот-де пояс подменил на свадьбе Дмитрия Ивановича тысяцкий Василий (из рода Протасьевичей): он взял себе предназначенный великому князю Дмитрию пояс, а ему дал меньший. Тысяцкий Василий передал пояс своему сыну Микуле, которого женили на другой дочери князя Дмитрия Константиновича. В свою очередь Микула якобы дал злополучный пояс в приданое И. Д. Всеволожскому, когда выдавал за него свою дочь; на самом же деле Микула погиб в 1380 г., когда Всеволожскому было вряд ли более 10 лет. По смерти князя Андрея Владимировича Радонежского и возвращении из Орды в 1432 г. Всеволожский обручил свою внучку (дочь князя Андрея) с Василием Косым и дал ему пресловутый пояс.

http://sedmitza.ru/lib/text/438778/

Барон Сигизмунд фон Герберштейн Записки о Московитских делах, перевод А. И. Малеина, СПБ., 1908г., стр. 56]. 895  Одно имя давалось перед крещением, как это положено (и называлось молитвенным, – 4 Новгородская летопись под 1342г.), другое имя, вероятно, – при самом крещении (при крещении, – Житие преподобного Сергия, лист 19); второе имя давалось, как кажется, не священником, а самими родителями, ибо о великих князьях Иване Васильевиче III и Василии Ивановиче летописные записи выражаются: родися у великого князя Василия (Васильевича) сын Тимофей, а нарекоша ему имя Иван... родися великому князю (Ивану Васильевичу) сын Гавриил, а нарекоша ему имя Василий Парийский (Известий Археологического Общества т. IV, стр. 529. Никоновская летопись V, 153 fin.; VI, 108; Карамзин к т. V, примечание 286 fin.). Одно имя как бы оставалось про самого его носившего, под другим он был известен в обществе (т. е. как бы одно имя про себя, другое обыденное); последним было не в собственном смысле церковное, дававшееся по чину, а дававшееся родителями (ибо о великом князе Василии Ивановиче говорится, что он по осмодневному обрезанию нарицался Гавриил Тимофеевич, – О сочетании второго брака творение Паисеино, – в Чтениях Общества Истории и Древностей 1847г. начало). Собственно церковное имя давалось того святого, на которого кто родился (Иван Васильевич III родился на ап. Тимофея, Василий Иванович на собор архангела Гавриила). – (Дмитрий Константинович суздальский в крещении Фома, – Никоновская летопись IV, 142; сын князя Владимира Андреевича Афанасий, прозванный Ярославом, – ibid., 157). 896  Говорим почти потому, что в Рязани во второй половине XIV века был князь Олег (великий князь Олег Иванович, занимавший престол с 1350 по 1402г.), (в крещении Иаков, – Никоновская летопись, IV, 306). 898  (Игумены восприемниками (Сергий, Никон, – Никоновская летопись IV, 299) вопреки канонам. Архиерейский чин крещения младенцев, – см. Известий Академии Наук, т. VI, стр. 315. По словам католика, 1514г., русские за неимением воды, крестят в яблочном соку, – Monimenta Turgenevii t.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Орловской: 108. Преподаватель семинарии Александр Иванович Георгиевский, (Кандидат богословия); 109. И.д. епархиального миссионера священник Лев Иванович Адамов, (Студент семинарии). Петербургской: Командированные обер-прокурором Св. Синода: 110. Чиновник особых поручений при обер-прокуроре Св. Синода Василий Михайлович Скворцов, (Кандидат богосл.); 111. Старший секретарь Св. Синода Петр Викторович Гурьев, (Магистр богословия). Епархиальным начальством: 112. Преподаватель семинарии Василий Аникитич Прозоров, (Кандидат богосл.); 113. Синодальный миссионер, протоиерей Ксенофонт Никифорович Крючков, (Обратившийся из раскола); 114. Священник Философ Николаевич Орнатский, (Кандидат богословия). По собств. желанию: 115. Священник Василий Васильевич Белогостицкий, (Кандидат богословия); 116. Миссионер Александр Александрович Зыбин, (Окончивший курс гимназии). Полоцкой: 117. Преподаватель семинарии Василии Константинович Тычинов, (Кандидат богословия). Епархиальные миссионеры: 118. Священник Игнатий Фомич Сченонович, (Оконч. семинарский курс); 119. Петр Мартынович Лепин, (Студент семинарии). По ообств. желанию: 120. Священник Василий Михайлович Ильин, (Из раскольников). Пензенской: 121. Преподаватель семинарии Константин Николаевич Корольков, (Кандидат богословия); 122. Епархиальный миссионер, священник Константин Ананиевич Попов, (из раскольников, домашнего образования); 123. Окружный миссионер, священник Симеон Васильевич Магнусов, (Студент семинарии). Полтавской: 124. Преподаватель семинарии Владимир Николаевич Терлецкий, (Кандидат богословия); 125. Наблюдатель церковно-приходских школ, священник Иустин Ольшевский, (Кандидат богословия), Пермской: 126. Енархиальный миссионер, протоиерей Стефан Александрович Луканин, (Студент семинарии); 127. Окружной миссионер, священник Феодор Дионисиевич, (Обратившийся из раскола). Подольской: 128. Преподаватель семинарии Сергей Павлович Киржацкий, (Кандидат богословия). Псковской: 129. Священник Георгий Петрович Лучебуль, (Из учительской семинарии); 130. Помощник епархиального миссионера, священник Симеон Иванович Попов, (Студент семинарии); 131. Священник Евгений Иванович Никольский, (Окончивший семинарский курс).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А пожаловал его боярством за то, что он окупил из полону государя своего дважды великого князя Дмитрия Константиновича, а в третие окупил великую княгиню Марфу. Да садитись боярину князю Петру Ивановичу Березопольскому, да садитись в лавке князю Дмитрию Федоровичу курмышскому. А к местной грамоте князь великий велел боярам своим и дьяку руки прикладывать, а местную грамоту писал великого князя дьяк Петр Давыдов сын Русин». Из этой грамоты мы видим, как в каждом княжестве сильнейшие князья примышляли себе волости, сводя их князей на степень слуг своих; здесь эти князья должны садиться ниже простых бояр, и в начале грамоты бояре вообще поставлены выше князей. Кроме завещания Димитрия Донского и из других известий мы знаем, что бояре по-прежнему были думцами князя, князь думал, советовался с ними о делах. Начиная с Симеона Гордого, бояре являются свидетелями в княжеских духовных грамотах. Рязанский великий князь Олег Иванович в одной своей жалованной грамоте говорит: «Посоветовавшись (сгадав) с отцом своим, владыкою Василием, и с своими боярами (следуют имена их), дал я» и проч., но мы должны заметить, что в грамотах московских князей мы этого выражения не находим. Видим бояр, которые пользуются особенною доверенностию некоторых князей и чрез это обнаруживают большое влияние на дела: таков был Семен Тонилиевич при князе Андрее Александровиче, бояре Федор Андреевич и сын его Иван Федорович Кошка при Василии Димитриевиче, Морозов при князе Юрии Димитриевиче; мы видели, как влияние, переданное стариком Кошкою молодому (относительно) сыну своему, возбудило негодование старших, отразившееся и в летописи. Разделение дружины на старшую и младшую сохраняется и в описываемое время, только с переменою некоторых названий. Старшая дружина по-прежнему носит название бояр, или боляр. Право бояр на свободный отъезд от одного князя к другому, от великого к удельному и наоборот, также от великого к великому же, от московского, например, к тверскому или рязанскому и наоборот, подтверждается во всех договорах княжеских.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В княжение Темного чаще, нежели прежде, встречаются имена служилых князей, бояр и воевод московских. Еще в княжение Василия Дмитриевича мы видели, как литовский выходец князь Юрий Патрикеевич оттеснил (заехал) некоторых бояр и занял первое место между ними. И в княжение Темного князь Юрий Патрикеевич водил в поход полки московские, но неудачно: он был разбит и взят в плен Косым и Шемякою; но после, под 1437 годом, мы видим его опять в Новгороде в качестве посла великокняжеского. Сын его Иван Юрьевич наследовал отцовское место: под духовною Темного он подписался прежде всех; этот Иван Юрьевич замечателен тем, что участвовал в покорении Вятки. Из князей Рюриковичей на службе московского князя виднее других являются князья Ряполовские и Палецкий, потомки Ивана Всеволодовича Стародубского, и Оболенские, потомки св. Михаила черниговского. Мы видели, какую важную услугу оказали Ряполовские семейству великого князя; из четверых братьев – Ивана, Семена, Димитрия и Андрея Лобана Ивановичей – Семен известен неудачным походом под Вятку, Димитрий – удачным, Андрей Лобан убит в сражении с татарами под Б елевом, двоюродный брат их князь Федор Давыдович Палецкий-Пестрый известен победою над татарами в 1428 году. Из шести сыновей князя Ивана Константиновича Оболенского трое внесли свои имена в летопись: Василий, Семен и Глеб; Василий разбил татар под Переяславлем Рязанским в 1444 году; Семен явился ревностным приверженцем Темного, по ослеплении которого бежал в Литву вместе с князем Василием Ярославичем; Глеб был убит Косым; сын Василия Ивановича Оболенского, князь Иван Васильевич Стрига, подобно отцу, известен победами: он отбил Шемяку от Костромы в 1449 году, потом разбил новгородцев под Русою. Из потомков св. Михаила черниговского упоминается также князь Федор Тарусский; по родословным, это должен быть один из князей Мезецких, упоминается и несколько других князей северного происхождения. Из старых московских знатных фамилий прежнее значение удерживает фамилия Кобылиных-Кошкиных, которой представителями в княжение Темного являются Андрей Федорович Голтяев, внук старого главного советника при Василии Дмитриевиче, Федора Кошки, чрез второго сына его, Федора Голтяя, и другой внук того же Федора Кошки через третьего его сына, Александра Беззубца, Константин Александрович Беззубцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

По-видимому, летопись отразила существование местного почитания А. Ю. Б. во Владимире при жизни князя и после его смерти. О существовании почитания свидетельствуют также слова Лаврентиевской летописи о ростовском кн. св. Василии (Васильке Константиновиче) , убиенном от татар в 1238 г., к-рого «причте Бог смерти Андрееве кровью мученичьскою». Особо чтил А. Ю. Б. царь Иоанн IV Васильевич Грозный . В ходе подготовки к Казанскому походу, в 1548-1552 гг., он неоднократно посещал Владимир и сделал распоряжение о ежегодном поминовении погребенных в Успенском соборе князей и иерархов; торжественные панихиды по А. Ю. Б. царским повелением было установлено служить 2 раза в год: в день его убиения и в день памяти ап. Андрея Первозванного (30 нояб.). В царствование Иоанна Грозного оформилась отразившаяся в «Степенной книге» концепция рус. истории, согласно к-рой А. Ю. Б. стоял у корня российского самодержавия, являясь основателем вел. княжества Владимирского - непосредственного предшественника Московского царства. В святцах память А. Ю. Б. прослеживается с XVII в. Под 3 авг. «убиение благовернаго великаго князя Андрея Боголюбскаго, иж в Володимере, от своих боляр, от Якима Кучковича с товарищи» отмечено в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.; в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.) память А. Ю. Б. значится под 2 окт. по случаю основания им Покровского мон-ря близ Боголюбова ( Сергий (Спасский). С. 195-196). Имя А. Ю. Б. внесено в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Мощи святого были обретены 15 окт. 1702 г. и положены в раке в Успенском соборе с сев. стороны. При обретении святые мощи были переоблачены, остатки древней одежды положены в ризнице собора, тогда же святому было установлено местное празднование в день памяти свт. Андрея Критского (4 июля). В нач. XVIII в. было составлено житие А. Ю. Б., хранившееся во владимирском Успенском соборе. В 1768 г. при освящении собора после ремонта сев. придел, к-рый до того был посвящен Благовещению Пресв.

http://pravenc.ru/text/115338.html

с текстом, восходящим к Троицкой летописи, указывают, что сын Дмитрия Московского вернулся в Москву 19 января 1388 (6795 мартовского) года 667 . 16 мая 1389 г., за три дня до смерти Дмитрия, у великого князя родился сын Константин, «и крести его князь Василеи, брать его стареишии, да Мария Васильева тысяцского» 668 . Очевидно, что старший сын Дмитрия в момент кончины отца находился при нем, никакой неясности по поводу его судьбы не было. 15 августа 1389 г. Василий был посажен Тохтамышевым послом Шихматом на великое княжение Владимирское 669 . Промежуток от 19 мая до 15 августа, может быть, и достаточен, чтобы совершить поездку за Яик и обратно. Но Тохтамыш летом 1389 г. был в Поволжье, и в это время уехать от него за Яик означало отправиться в противоположном от Руси направлении. Речь явно идет о ситуации конца 1388 – начала 1389 г., когда Тохтамыш находился в походе на Тимура и пребывал восточнее Яика. Если предположение о том, что под Василием Дмитриевичем, уехавшим от Тохтамыша за Яик, имеется в виду московский князь, наталкивается на неразрешимые хронологические противоречия, то при допущении, что речь идет о Василии Кирдяпе, все становится на свои места. Василий отправился в Орду одновременно со своим дядей, Борисом Константиновичем, чтобы попытаться воспрепятствовать его перетензиям. Увидев благосклонное отношение Тохтамыша к Борису, он предпочел уехать и вернуться на Русь 670 . Пока Борис Нижегородский находился в Орде, а Тохтамыш ходил против Тимура, скончался великий князь Дмитрий Иванович; это произошло 19 мая 1389 г. 671 . В завещании Дмитрия (написанном незадолго до смерти) в связи с темой московско-ордынских отношений привлекают внимание два пункта. Во-первых, Дмитрий, в отличие от отца и деда, передает своему старшему сыну Василию власть не только над Московским княжеством, но и над великим княжеством Владимирским: «А се благословляю сына своего, князя Василья, своею отчиною, вели ким княженьем» 672 . По мнению В.Д. Назарова, такой пункт не мог быть внесен без ведома Орды 673 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Москва. 14 августа 1883 г. 7 Достопочтеннейший Сергей Константинович! В Вифанской семинарии обучается воспитанник приятеля моего С. А. Рачинского, присланный им из деревни, мальчик Александр Васильев 1078 . По желанию Рачинского этого мальчика приютил у себя в келлии о. Сергий ( И. И. Соколов ) 1079 , но по правилам нужно особое разрешение для пребывания его в Лавре, ибо воспитанники должны жить в семинарии или у родных. Заботясь о мальчике, Рачинский просит меня походатайствовать о сем разрешении, а я прошу Вас попросить о сем, кого следует, буде дело возможное. Желаю сердечно, чтобы эти строки застали Вас в добром здоровье. Душевно уважающий и преданный К. Победоносцев. 5 окт. 1883 г. Петербург. Бумаги митрополита Филарета совсем уже готовы к печати. Будет на два больших тома – и поистине драгоценное сокровище. 8 Многоуважаемый Сергей Константинович! Спешу отвечать на почтеннейшее письмо Ваше от 7 ноября. В дневнике Горского место, относящееся до наставлений кн. Урусова о разговоре с Императрицей можно пустить в печать без затруднения. Что касается до другого места – о преосвященном Василии 1080 , то я полагал бы удобнее, «да не соблазнит неких», выпустить фразу о мясной трапезе. Именно – закончить словами: «каков, например, Василий» и поставить несколько точек 1081 . Здравствуйте! Душевно уважающий и преданный К. Победоносцев. 9 ноября 1884 г. Петербург. 9 Многоуважаемый Сергей Константинович! Возвращаю Вам листки – я не показывал их гр. Толстому 1082 , но и не показав, думаю, что лучше не печатать этих мест в дневнике Горского 1083 . Гр. Толстому наверное будет неприятно появление в печати отрывочных, и может быть, не совсем точно переданных заметок о разговоре с ним Горского. Душевно преданный К. Победоносцев. 1 дек. 1884 г. Петербург. 10 Обер-Прокурор Святейшего Синода. 7 февраля 1885 г. 544. Милостивый Государь, Сергей Константинович! Получив при письме от 20 минувшего января экземпляр отдельного оттиска «Дневника Горского А. В.», долгом поставляю принести Вашему Высокопреподобию искреннюю мою благодарность за доставление мне этого издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010