Принимая это во внимание, Озерецковский ходатайствовал о производстве, в начале каждого года, на пенсион полковому и флотскому духовенству столько же, сколько производилось тогда на пенсионы монастырским настоятелям и настоятельницам. Выдача пенсиона армейским священникам, прослужившим беспорочно более 20 лет в армии, должна простираться до 100 руб. в год каждому, не исключая и тех, которые не выслужили означенного срока, но ревностно и отлично проходили свою службу и имели при себе большое семейство. Сумму, могущую остаться за выдачей, полагаемой на пенсионы священникам и вдовам, Озерецковский просил разрешения передавать в государственный банк с тем, чтоб проценты с оной употреблялись на разные расходы в пользу армейского духовенства. Доклад Озерецковского был Высочайше утвержден 28 февраля 1801 года. Кроме пенсиона престарелым священнослужителям и их семействам, в начале шестидесятых годов, устроена богадельня для духовных лиц гвардейского ведомства, уволенных от службы по болезни, или преклонным летам, а равно для вдов и сирот их. По инициативе и ходатайству главного священника, протопресвитера В. Б. Бажанова, в 1850 г. Высочайше разрешено привести в исполнение проект устройства богадельни для помещения 27 семейств священно и церковнослужителей гвардейского ведомства. На устройство означенной богадельни дозволено взять единовременно от каждой церкви, состоящей в ведомстве главного штаба, седьмую часть всего церковного капитала, состоявшего в наличности, вместе с причитающимися на него процентами, к 1-му января 1850 г., а потом собирать ежегодно от каждой церкви по 3 процента со всего капитала до тех пор, пока составится достаточная сумма для построения дома по Высочайше утвержденному плану 66 . Такое капитальное учреждение, какова богадельня, получившая свое начало, благодаря исключительно энергии и заботливости главного священника гвардии и гренадер, тем больше заслуживает внимания, что содержится без всякой правительственной субсидии. Не менее деятельное участие относительно материального обеспечения своих подчиненных главные священники принимали в ходе и обсуждении вопроса о присоединении духовенства к военной эмеритуре. При решении его канцелярия военного министерства нашла необходимым получить от главных священников следующие сведения: сколько духовных лиц занимает в настоящее время штатные должности по военному ведомству, какое они получают содержание, каких лет от роду поступили на духовную службу, сколько из них воспользовались в течение последних лет пенсиями из государственного казначейства, сколько между ними вдовых и как велики семейства. По получении сведений по этому предмету от главных священников, военный министр изволил приказать для рассмотрения вопроса о присоединение к военной эмеритуре православного духовенства нашей армии, назначить особую комиссию 67 , председательство в которой поручил члену военного совета, заведывающему эмеритальной кассой, генералу от артиллерии, Резвому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материальное положение военного духовенства в течение весьма долгого времени было крайне не обеспечено. Жалование выдавалось ничтожное, постоянные передвижения с полком были разорительными, пенсионные оклады скудными. Были случаи, когда военный священник, украшенный за мужество крестами русскими и иностранными в Венгерскую кампанию, по возвращении в Россию, чтобы содержать семью, состоявшую из жены и троих детей, работал вместе с денщиком поденно при перевозке земли и камней для постройки крепости в западном крае и таким тяжелым трудом в течение дня приобретал сорок копеек в дополнение к получаемому содержанию от казны. До освобождения крестьян обычной формой помощи военным священникам были единовременные пособия по подписке среди офицеров-однополчан. Материальная нужда вместе с неопределенностью служебных прав ложилась тяжелым гнетом на военного пастыря, полагая постоянные преграды свободному и беспрепятственному служению высокому долгу пастырства. Представители военно-духовной власти заботились как о материальном обеспечении военного духовенства и облегчении участи его вдов и сирот, так и о возвышении образовательного ценза для кандидатов на должности полковых священников. Меры к возвышению материального и служебного положения военного духовенства в связи с деятельностию высших представителей военно-духовного управления Обер-священник армии и флотов П.Я. Озерецковский Первый обер-священник армии и флотов, член Святейшего Синода протоиерей Павел Яковлевич Озерецковский (1800–1807 гг.) много сделал для улучшения положения подчиненного ему духовенства. Будучи протоиереем церкви Академии наук, он стал лично известным Императору Павлу, когда представлялся ему в звании полевого обер-священника, и неизменно пользовался Его благосклонностию для блага порученного ему общественного дела. Учреждение 1 июня 1800 г. обер-священником Озерецковским армейской семинарии для детей военных свнщенно- и церковнослужителей и, после ее упразднения, дарование права воспитывать всех сыновей их в духовно-учебных заведениях на казенный счет составляет его великую заслугу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

По учреждению 17 января 1812 года для управления действующей армией, в состав чинов главного штаба армии положен полевой обер-священник; он имел «начальство над всеми полковыми священниками армии», наблюдая за их поведением и исполнением служебных обязанностей. Вследствие своей зависимости от обер-священника армии и флота, полевой обер-священник, при отношениях к дежурному генералу «по делам его ведомства, с исполнительною частью соединенным, в случае важного, или экстраординарного распоряжения», обязан был делать донесения обер-священнику армии и флота. В военное время ведомству полевого обер-священника подчинялось духовенство постоянных и временных госпиталей, находившихся в губерниях и областях, объявленных на военном положении. Благочинные и священнослужители флота, соединенного с армией под управлением одного Главнокомандующего, а также духовенство крепостных и других военных церквей тех мест, где находилась главная квартира при движении армии, временно поступали в введение полевого обер-священника. Полевые обер-священники обыкновенно назначались Св. Синодом из кандидатов, представленных обер-священниками армии и флотов, по сношении с главно командующим армии. Иногда назначение совершалось по ВЫСОЧАЙШЕМУ поведению ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, вследствие представления главнокомандующего. Увольнение от службы зависело, по представлению обер-священника армии и флота, от Св. Синода. Армейские, гвардейские и флотские благочинные Армейские (дивизионные), гвардейские и флотские благочинные служат ближайшими помощниками Протопресвитера, будучи посредствующим органом в сношениях между высшей военно-духовной властью и подчиненным ей духовенством. На них лежит обязанность ближайшего наблюдения за подведомыми их церквями и духовенством. Всеподданнейшим докладом 14 декабря 1800 года протоиерей Озерецковский исходатайствовал у ИМПЕРАТОРА ПАВЛА ВЫСОЧАЙШЕЕ повеление о награждении избранных благочинных крестами и о прибавке к получаемому ими жалованию по 50 руб. Прибавка 50 руб. к получаемому благочинным по должности священника жалованию служила возмещением расходов на поездки по обзору полковых церквей. Звание полевого главного священника

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И на оном докладе Собственною Его Императорского Величества рукою написано тако: «быть по сему». Святейший Правительствующей Синод приказали: о должном по сему Высочайшему Его Императорского Величества указу исполнении и Московскую Святейшего Синода контору, во все епархии к Преосвященным Архиереям, также армии и флота обер-священнику, Синодальному Члену, протоирею и кавалеру Павлу Озерецковскому, послать указы, предписав при том, чтобы они, Преосвященные, по пастырскому своему долгу, снабдили приходских священников потребными наставленьями, дабы оные старались прихожан своих располагать к точному и непременному исполнению вышеизображенных христианских обязанностей, внушая им, что Всемилостивейшее освобождение их от денежных за небытие у исповеди и Святого Причастия штрафов последовало не к послаблению нерадящих о сем священном долге, но дабы, исправляя таковых уклоняющихся от оного, яко за духовное прегрешение, духовными же и наказаниями, привести в вящщее восчуветвование своего прегрешения и к истинному о том раскаянью. А как некоторые не от нерадения, но от стечения различных обстоятельств, как-то: по болезням, или по отлучкам от домов своих во время святых постов, а особливо во святую четыредесятницу, могут иногда упустить исполнение сего христианского и необходимо нужного для спасения душевного долга, предполагая, будто в другое время, кроме постов, исправить оного не можно, а другие, почитая сами недостойными себя причащения Св. Таин, не объявляя причин, препятствующих к тому, духовным своим отцам, отдаляются от сего, то таковых вразумлять, что истинное покаяние Всемилостивый Бог приемлет всегда, следовательно и кроме постов могут они всегда во всякое время исповедоваться, а по удостоению духовников своих приобщаться Святых Таин; в болезнях же находящимся наипаче советовать исполнение сего, яко душевного врачевства, не отлагать до другого времени, и когда ими оное исправлено будет, то таковых показывать уже бывшими у исповеди и Святого Причастия, наблюдая при том, чтобы всяк, хотя единожды в год, непременно сие исполнял, в отсылке же в губернские правления об одних неисповедавшихся именных списков, а в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Военным пастырям были назначены регулярные оплата и пенсия, а для обучения их сыновей открылась армейская семинария, поступать в которую имели право только дети военных священнослужителей. После окончания семинарии, идя по стопам своих отцов, они определялись на служение по Военному и Морскому ведомствам 401 . Протоиерей Павел Озерецковский был назначен членом Святейшего Синода, ему было предоставлено право напрямую обращаться к епархиальным архиереям по вопросам кадровой политики. Также он имел право личного доклада у императора. Фактом выделения управления военного духовенства в самостоятельную структуру обер-священник имел двойное подчинение: по духовным делам он подчинялся Святейшему Синоду, по всем остальным вопросам – военному и морскому начальствам. Подобное положение предоставляло ему возможность проводить необходимую линию политики и отстаивать интересы своего ведомства. Численный состав священнослужителей в русской армии назначался штатами, которые подлежали утверждению Военным ведомством. Так, в 1800 году при полковых частях приблизительно служило около 140 священнослужителей 402 . Материальное обеспечение военного духовенства осуществлялось за счёт специального сбора с приходов – так называемых подможных денег и складывалось из трёх частей: жалованье, квартирные деньги и столовые деньги. Император Павел I значительно поднял денежное содержание всего православного духовенства, особенно военного, положив твёрдую тенденцию к постоянному увеличению денежных выплат. Военное духовенство в XIX веке Почти сразу после смерти императора Павла I была ликвидирована армейская семинария. С этого момента начались многократные попытки Святейшего Синода вернуть в своё полное ведение управление военным духовенством и получить максимальный контроль над ним. Данное направление устойчиво сохранялось на протяжении всего XIX века. Со временем Ведомство обер-священника армии и флота постепенно стало дробиться на отдельные части. В 1815 году было образовано отдельное управление обер-священника Главного штаба и войск гвардии. Спустя некоторое время оно включило в свой состав и гренадерские полки. В 1840 году на Кавказе по причине удалённости района была введена новая должность обер-священника отдельного Кавказского корпуса. В его подчинение вошли также церкви кавказских казачьих войск.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По этому случаю Платон писал к ректору и префекту семинарии между прочим: «как мне известно, что его сиятельство, имея лучшее о нашей семинарии против других мнение, требует тех учеников более, нежели из других училищ, почему и надлежит оных вам отобрать из трех школ (философии, риторики и высшего класса), в назначенные лета, как во учении, так наипаче в поведении и нравах лучших, не исключая из того числа и таких, кои будут хотя и в подушный оклад положенные, но того достойные, ибо оные чрез то могут иметь надежду получить свободу. И дабы оные ученики к тому имели, в сходство указа, самохотное желание, в том их стараться уверять, что они берутся в знатное место и для таких же и других полезных наук, и чрез то могут иметь лучшее благополучие. А как из тех выбранных вами учеников десяти человек, может не окажутся ли такие, кои для меня будут сумнительны, то ко избраню оных представить вам собору (Учрежденному) и выслать ко мне 15 человек, а при том не забыть того, чтоб оные ученики были одеты нехудо, то есть не были б в лаптях, или в раздранной какой ветхой одежде, дабы чрез то не навесть семинарии какого нарекания». Избраны и посланы в Петербург студенты: богословия Сергей Мошков (сын монастырского солдата), философии: Николай Тарунин (сын писца лаврского), Николай Озерецковский (села Озерецкого священников сын), Прохор Липнягов (села Фрянова пономарев сын), Андрей Низяев (пешого служки сын); ученики риторики: Иван Лемновский (села Лемны пономарев сын), Сергей Подобедов (села Стогова, священников сын, брат Амвросия Подобедова) , Иоаким Соловьев (села Суходола священпиков сын), Андрей Лебедев (сын портного); синтаксии: Сергей Жуков (лаврского служителя сын). Кроме сих изъявили желание поступить в академию студенты богословия Никита Соколов и Иван Харламов. Последний писал на имя Платона убедительное прошение не отказать ему в его желании учиться в академии, но Платон, дозволив отправиться в Петербург Никите Соколову, о – Харламове написал: «Харламова оставить при семинарии и при том его обнадежить, что он в рассуждении его трудов без награждения оставлен не будет 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В силу приведённого выше повеления, протоиереем П. Озерецковским были избраны и назначены благочинные для 14 инспекций, а именно: Санкт-Петербургской (представители которой должны были иметь надзор и над священнослужителями полков лейб-гвардии); Московской; Лифляндской; Смоленской; Литовской; Брестской; Украинской; Днестровской; Крымской; Харьковской; Кавказской; Оренбургской и Сибирской. 14 декабря 1800 года обер-священник армии и флота доложил царю и получил разрешение у Павла I о награждении избранных благочинных крестами и о прибавке к получаемому им жалованью по 50 рублей. Прибавка в 50 рублей к получаемому благочинными по штатной должности священника денежному содержанию служила своего рода возмещением расходов на поездки по обзору полковых церквей. В дальнейшем эта сумма с пересчётом на серебро (14 рублей 25 копеек) стала выдаваться армейским благочинным с целью компенсации канцелярских расходов. В случае сосредоточения большого числа военных клириков в одной местности обыкновенного благочиннического надзора за проявлением единства действий и взаимоотношений в их среде оказывалось недостаточным. По этой причине периодически, когда требовали обстоятельства, учреждались должности старших и корпусных благочинных. Подняв престиж военного духовенства, приступив к организации системы подготовки кадров для замещения пастырских вакансий в армии и на флоте, добившись для себя исключительного права без доклада Святейшему Синоду сноситься с епархиальными архиереями по принципиальным вопросам кадровой политики своего правления, обставив военно-духовное ведомство небывалыми ранее преимуществами, обер-священник П. Я. Озерецковский не только изолировал военное духовенство от епархиального, но и явно возвысил первое над последним. Он также добился для военного духовенства регулярного жалованья с начислением пенсии после 20 лет службы. Жалованье военных пастырей было невысоким, так священники пехотных полков, по штату 1802 года, получали 140 рублей в год; священники конных полков, по штату 1803 года – 90 рублей. Кроме того, в случае болезни или разорения имущества неприятелем, военные священники имели право на единовременное денежное пособие в размере от 100 до 500 рублей. Стали получать пособие и вдовы военных пастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

511/2 коп., которые в прошлом году были выданы из Св. Синода на отправку в полки и во флот священнослужителей. Сверх сего Св. Синод предписал, чтобы подобные отчеты и впредь были представляемы «неопустительно», по прошествии каждого года, при рапортах. Кроме того, Св. Синод потребовал прислать послужные списки о всех состоящих в полках протопопах и священниках, а также и ведомости об обучающихся в армейской семинарии воспитанниках «с показанием сколько их в оную из которой епархии поступило и сколько куда выбыло и почему» 81 . Предписывая обо всем этом Озерецковскому, Св. Синод видимо возвращал все части управления военным духовенством к своему непосредственному, высшему заведыванию и наблюдению, отменяя теме все свои прежние распоряжения, которые были сделаны по поводу первых Высочайших указов и повелении о должности обер–священника. Применение новых Высочайших указов не только поставило власть обер–священника по всем частям подведомого ему управления, в зависимое и подчиненное положение по отношение к Св. Синоду, но и сократило её права в подлежащем ей круге деятельности. С применением сих указов снова восстановлен был тот порядок назначения, увольнения, а равно и награждения священнослужителей военного духовенства, который имел место до учреждения особого управления этим духовенством в лице обер–священника армии и флотов. А именно: искавшие поступления в военное ведомство кандидаты священства заявляли о своём намерении и желании епархиальному начальству, которое с своею рекомендацией представляло их на утверждение Св. Синода. Впрочем и сам Св. Синод, получив просьбы от военных коллегий о назначении священнослужителей, предписывал епархиальным начальствам отправлять достойных священнослужителей на полковые священнические места. Подобным же образом совершалось и назначение во флот: Св. Синод, по требованию адмиралтейств коллегии о присылке во флот нужного числа иеромонахов, предписывал епархиальным архиереям, по большей части с.-петербургскому, псковскому и тверскому, набрать в подведомых им монастырях потребное число иеромонахов и отправить в адмиралтейств коллегию для размещения на кораблях флота по назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Члены Св. Синода, доселе с удивлением смотревшие на возрастающую, в двойной прогрессии, власть Озерецковского по управлению вверенным духовенством, не замедлили, после смерти Павла I, принять меры к ограничению этой власти и поставить обер-священника в те пределы, в каких он стоял до царствования Павла Петровича. На беду, – незадолго до смерти Императора, Озерецковский возбудил неудовольствие своего дяди – митрополита Амвросия, который господствовал тогда в Св. Синоде. Наступила реакция против обособления и увековечения прав по управлению армейским духовенством в лице обер-священника. По вступлении на престол Александра I, Озерецковский хотел было держаться прежней системы по управлению армейским духовенством. Он приготовил уже доклад о прибавке «сколько-нибудь» жалованья полковому духовенству и решился представить его, по старой привычке, на Высочайшее утверждение. Генерал-адъютант Его Величества Ливен сообщил Озерецковскому, что Император указать соизволил «просьбу его по неимению сумм, откуда сию прибавку сделать, оставить» 30 . Митрополит Амвросий мог не заметить, что Озерецковский, со смерти Павла I, потерял свою прежнюю силу и, как первоприсутствующий, уговорил остальных членов составить протокол 31 , в котором изложено, что Озерецковский, для блага Церкви и отечества, должен быть удален из Св. Синода, как бесполезный член. Гордый, высокопоставленный, не встречавший доселе препятствий для удовлетворения прихотливого самолюбия, Озерецковский был так поражен этим известием, что тотчас же умер от паралича. Эго было 12 мая 1807 г. Но пред сим еще Озерецковский, потрясен был тем, что на место умершего Петровича 32 назначили Сергея Феодоровича Феодорова, а потом – предположением упразднить армейскую семинарию, ректором которой сделан был надворный советник Лубкин, впоследствии профессор казанского университета. В 1801 г. Св. Синод нашел, что определение в полки и флот священников, «происходя мимо его, часто; неравным и неудобным по епархиям разделением, вводить некоторый из них, а особливо с.-петербургскую, в отяготительный распоряжения».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Коломне П. Я. Озерецковский вскоре был рукоположен в священники и определён присутствующим в Коломенской консистории. В этой должности он и состоял до 1795 года. В 1795 году возводится в сан протоиерея и назначается настоятелем Троицкого собора города Серпухова. Вскоре открывается вакансия священника при церкви св. митрополита Петра в Академии Наук и при содействии своего старшего брата – Николая Яковлевича, тогда уже академика, был определён к этой церкви 16 января 1797 года, а через 2 месяца и присутствующим Санкт-Петербургской Духовной Консистории. Энергия и предприимчивость – его отличительные черты и достоинство. В апреле 1797 года (в 29 лет) церковное и военное начальства доверяют ему пост обер-полевого священника в армии генерал-фельдмаршала князя Н. В. Репнина. Вскоре «в знак уважения усердного и ревностного исправления» возложенного на него священного сана, П. Я. Озерецковский награждается орденом Св. Анны 2-й степени и палицею. В июле 1797 года, после реформирования армии Репнина, он назначается присутствующим в Святейшем Синоде. Не менее важным обстоятельством выбора как минимум из шести претендентов кандидатуры П. Я. Озерецковского было, как мы уже отмечали, и личное благоволение к нему императора Павла. Кроме того, молодой протоиерей доводился родным племянником Амвросию, митрополиту Новгородскому и Петербургскому. Таким образом, состоялось отделение в управлении военного духовенства от епархиального, постепенно слагавшееся под влиянием условий военно-походной жизни. Это было время организационного оформления и становления правления военного духовенства. П. Я. Озерецковский дал этому духовенству прочную организацию и довольно значительную самостоятельность даже в ущерб престижу Св. Синода. Вновь назначенный обер-священник армии и флота, отличавшийся умом и тактом, активно начал составлять проекты по реформированию военно-духовного ведомства. Используя в интересах дела хорошие отношения с императором, П. Я. Озерецковский в вопросах управления подведомственным духовенством добился для себя исключительного положения: он получил право ходатайствовать непосредственно перед Павлом I о награждении полковых и флотских священнослужителей за их честное поведение и ревностную службу, а также представлять свои доклады и проекты непосредственно государю, минуя Святейший Синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010