Живописцы – Сергей Рожков 13 , Лазарь Иванов 14 , Василий Познанский 15 и живописного письма ученики Антошка Павлов 16 , Никита Иванов, Дмитрий Фирсов 17 и иконописного дела ученик Ивашка Масюков 18 «писали трое дверей деревянных с лица красками – аспидом красным да из алтаря и позади местных икон и деисусов, праздников, пророков и праотцов писали тем же зелёным аспидом». Кормовой иконописец из села Покровского Клим Макаров «написал царские двери, а на них Благовещение Пресвятой Богородицы, четыре евангелиста, около евангелистов травы по серебру, светы прописал и ризы пробелил красками; на сени написал образ Спаса Нерукотворного, по сторонам два ангела с рипидами, исподь у сени – по серебру травы разными красками» 19 . Кормовой иконописец Аникий Аникеев написал две иконы – страсти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, каждая икона вышиною 2 ¼ аршина, шириной 1½ аршина 20 . Иконописцы, писавшие иконостас, разделены были на несколько групп, из которых каждая исполняла иконы в один или два определённые яруса. Так, четырнадцать праздничных икон были написаны иконописцами Троице-Сергиева монастыря, последние были – первой статьи: Григорий Григорьев, Семён Кузьмин, Лука Афанасьев, Артемий Иванов и Степан Васильев, второй: Степан Нестеров, Симон Кондратьев, Фёдор Ефремов, Яков Яковлев, Михаил Моисеев. С троицкими же иконописцами работали – кормовой иконописец Исай Ананьин и тёрщик Федька Кириллов, который тёр краски на Потешном дворе. Следующие ярославские иконописцы писали местные и деисусные иконы: большей статьи: Василий Ананьин, Фёдор Карпов и Дмитрий Семёнов, средней: Андреян Иванов, Иван Карпов, Иван Гордеев, Михайло Андроников, Фёдор Игнатов, меньшей: Семён Иванов, Тимофей Федотов, Иван Анофриев, Ермола Фёдоров, Иван Семёнов, Карп Михайлов, Василий Фёдоров и при них красочный тёрщик – Федька Иванов. Местная же и пророческие иконы писали костромские иконописцы: большей статьи Сила Савин, средней: Василий Козьмин, Артемий Тимофеев, Григорий Григорьев, Марко Назарьев, меньшей: Флор Леонтьев, Филипп Андреянов (эти два иконописца по одним росписям отнесены к третьей статье, а по другим ко второй), Степан Матвеев, Никифор Григорьев, Андрей Андреев; с ними же работал и городовой костромской иконописец Марк Назарьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Александрово-Щапово (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Успения Пресвятой Богородицы — православный храм Никольского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в усадьбе Александрово (Щапово) в Москве. Храм построен в 1779 году на личные средства В. В. Грушецкого (1743 — 4.04.1813, Генерал-поручик, Действительный тайный советник, Сенатор). Содержание История [ править править код ] Первое упоминание о селе 1607 года. Александр, в честь которого было названо село, сын родоначальника Морозовых. После окончания в 1612 году Смутного времени боярин Василий Петрович Морозов закладывает в своей вотчине в честь победы над поляками новое село, где на высоком месте, над речкой Лубенкой ставит церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1627 году Морозов отдает Александрово в качестве приданного своей дочери Марии, вышедшей замуж за Андрея Васильевича Голицина. В 1646 году селом стал владеть сын Голицыных – Иван. В 1677 году село вновь переходит к Морозовым. В 1754 году Александровым владеют Иван Кондратьевич и Владимир Михайлович Грушевские. Сын последнего, Василий Владимирович, на месте деревянной церкви строит каменную, которая была освящена 14 августа 1779 года. Из старой церкви перенесли сосуды, книги, иконы. Интересно, что церковь была возведена в стиле классицизма, хотя и с четырехскатной шлемообразной купольной частью – формой, позаимствованной у бывшей деревянной церкви. Во время Отечественной войны 1812 года неподалеку от Александрова – в селе Ознобишино проходили бои. Перед началом боев французы совершили набег на Александрово и «ободрали» два серебряных оклада с древних книг Евангелия. В апреле 1815 года Александрово было продано бригадиру Ивану Степановичу Арсеньеву. Свидетелем купчей был дядя А.С.Пушкина, Василий Львович Пушкин. Вскоре село было отдано в приданое дочери Арсеньева, троюродной сестрой которого была Мария Михайловна Арсеньева – мать поэта М.Ю.Лермонтова. Впоследствии именно Евдокия Арсеньева пристроит к церкви Успения Пресвятой Богородицы придел святого мученика Иоанна Воина.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_П...

Послали Толстякову письмо и посылку – ноты 397 . 2 октября (четверг) Я по скрипке отказался, за что получил выговор от инспектора. 5 октября (воскресенье) Обедню служили в соборе: Владимир – митрополит Московский, Парфений – епископ Можайский, Трифон – Дмитровский, Никанор – Якутский, преосвященный Григорий. Управлял Василий Сергеевич. Пели хорошо 398 . Розов Евангелие кончил в до диез и чрезвычайно хорошо прочел оное. Николай Николаевич оставил весь класс без отпуска, ибо четверо из класса не ответили – Бачманов, Гребенщиков, Дельфонцев, Кондратьев – ив конце урока бросил стул по классу 399 . 6 октября (понедельник) Гребенщикова и Дельфонцева Иван Иванович 400 посадил за решетку 401 , ибо они ушли в лавку без спросу. Вечером Павлов дал мне много книг: 18 различных поэтов, два больших романа и в изящном переплете «Сказки» Гримм. 10 октября (пятница) Посетил Синодальное училище Победоносцев. Пели много хороших вещей, от которых он пришел в восхищение и много острил. Он сказал перед «Вечери Твоея тайныя»: «А теперь споем на закуску» 402 . 15 октября (среда) Умер М. А. Морозов, и Синодальный хор отпевал в полном составе. Служил высокопреосвященный митрополит Московский Владимир. Служили у Покрова, что на Арбате 403 . Вечером того же дня в училище были туманные картины о Серафиме Саровском 404 . Прошли не особенно успешно – многим мальчикам захотелось уйти. Были князь, Василий Сергеевич, Александр Дмитриевич, Николай Петрович , Николай Михайлович, Дмитрий Андреевич 405 . 19 октября (воскресенье) Был концерт Шора, Крейна и Эрлиха. Концерт прошел очень успешно. В состав программы входили произведения композиторов Гайдна, Моцарта и Гуммеля 406 . Мне очень понравилось, особенно Allegro Гуммеля. Василий Сергеевич спрашивал нас по сольфеджио в учительской. Мальчиков из регентского отделения водили в Исторический музей на лекцию Богословского «Биография Чайковского». 25 октября (суббота) Была обедня в Большом Вознесении памяти Чайковского. Пели мы, управлял В. С. Орлов, которого мы полчаса ждали 407 . Он было поехал домой, потому что его полиция не пускала в храм, переполненный народом. Но Иван Николаевич 408 , видя, что мы ждем его и не начинаем, пробрался сквозь толпу и воротил Василия Сергеевича. После этого мы начали петь обедню. Пели всё прекрасно, особенно Херувимскую. Народу было очень много, так еще никогда не было. За обедом был виноград, присланный нам от Гнусина, около фунта.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4 октября 1937 года были замучены и затем расстреляны архимандрит Маврикий (Полетаев), Василий Кондратьев и Владимир Правдолюбов за «контрреволюционную деятельность и распространение религиозного дурмана». 2 ноября 1937 года расстреляны священники: Иоанн Родионов, Зосима Пепенин, Иоанн Ганчев, Иоанн Речкин, Леонид Никольский, Николай Фигуров, Петр Кравец, Александр Орлов, диакон Михаил Исаев и Павел Бочаров «за антисоветскую настроенность и монархическую церковность». 12 ноября 1942 г. умер замученный трудом протодиакон Матфей Казарин. 14 ноября 1937 г. приговорены были к расстрелу: архиепископ Сергий (Зверев), священник Василий Адаменко, священник Василий Краснов, священник Григорий Шпак, священник Николай Романовский. Все они обвинены «врагами советской власти постоянно ведущими контрреволюционную и антисоветскую деятельность, которая заключалась в нелегальных молитвенных собраниях, устраиваемых в помещениях лагеря, имели связь с заграницей, люто ненавидели и не признавали Советскую власть». 17 ноября 1941 г. был расстрелян священник Исмаил «за принадлежность к контрреволюционной церковно-монархической группировке». 10 декабря 1937 года по решению тройки УНКВД КО был расстрелян священник Иоанн Глазков «за принадлежность к церковно-монархической организации и за антисоветскую деятельность». 11 января 1938 г. в лике мучениц Карагандинских просияли святые жены Агриппина Киселева, Анна Боровская, Анна Попова, Варвара Деревягина, Евдокия Назина, Евдокия Гусева, Ефросиния Денисова, Матрона Наволокина, Наталия Сундукова, Наталия Силуянова, Наталия Васильева. Все они приговорены были решением Карагандинского облсуда при Карлаге НКВД к расстрелу. Не устраивала советскую власть их вера в Бога и принадлежность к Церкви. 9 февраля 1940 года умер священник Павел, приговоренный к 8 годам заключения в ИТЛ за то, что «являлся активным участником контрреволюционной организации церковников, высказывал резкие повстанческие и террористические настроения против руководителей ВКП (б) и советского правительства».

http://pravoslavie.ru/2266.html

Дьяконы: Шутов Иоанн – ? Попов Кондрат Петрович – ? Иконников Иоанн Васильевич – 1826–1860. Сергиевский Алексей Фокиевич – 1890–1909. Попов Василий Андреевич – 1915–1918. Чевский А.И. – 1917. Дьячки: Иван Елизарьевич – (1645). Константин Трофимович Урудов – (1678). Василий Фомич – (1682). Петров Кондрат Васильевич – до 1794. Попов Иаков Петрович – 1795–1801. Воронцов Сергей – 1802–1809. Терентьевский Афанасий Ефимович – 1809–1835. Терентьевский Семен Афанасьевич – с 26.10.1842–1854. Воронцов Алексей – 1858–1860. Попов Василий Ильич – 1881. Пономари: Василий Аникиевич – 1645. Семен Михайлович Окишин – 1678. Попов Мина Кондратьевич – 1778–1787. Буклитов Иоанн Иродионович – 1788–1797. Савинов Иаков Федорович – 1798–1834. Воронцов Алексей Арефьевич – 1835–1855. Терентьевский Семен Афанасьевич – 1858–1860. Псаломщики: Попов Василий Ильич – с 10.06.1847 – по 9.10.1891. Терентьевский Семен Афанасьевич – 1854–1886, в 1892 – заштатный. Патрушев Александр Алексеевич – 1892–1898. Иконников Павел Аристархович – с 09.11.1900 до 10.12.1911. Безносиков Тимофей Александрович – 1912–1917. Можегов Александр Александрович –1918. Попов Александр –1918. Вероятно, каждому жителю нашего села было непросто проходить мимо остова старинного Стефановского храма. У многих возникала мысль о необходимости восстановления церкви. В 2009 году меценаты обратились к проектировщику Павлову Виктору Фёдоровичу с просьбой подготовить проект реконструкции Ношульской церкви. Архитектор взялся за эту нестандартную задачу, и 24 сентября 2009 заключили договор. Более года сложное, необычное дело не продвигалось. Но после поездки исполнителя по храмам Золотого кольца сдвинулось с мёртвой точки, и через несколько месяцев проект лёг на стол. Удивительно, но о старом храме серьёзно задумались и другие люди. Отец Иннокентий (Бенца) привёз бывшие в употреблении материалы и запланировал на лето 2010 года подготовить к службе старинный Стефановский храм. Речь о реконструкции не шла. Были намерения привести в порядок одно из помещений храма и там проводить богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=16410

Прошение полков к Царю в мае 1711 года: «в прошлой зиме на Украину Хана Крымского с ордою, от прельщения воров Запорожцев легкомысленные люди многие его охранением к измене не допущены. А что Хан Крымский и воры Запорожцы склонили к измене вора Пляку и с Новосергиевскими жителями, и собрали в тот город таких же изменников многое число и оный город утвердя охраняли, склоняя и прельщая к измене по Украйне наш народ, а паче держали для свободного и себе на Украйну прихода, от чего не только наши слободские полки, но и Гетманские не без страха были: то когда он, Генерал-Майор, из Киевской губернии к нам возвратился и команду принял, и по указу Сиятельнейшего Графа Федора Матвеевича, отложа страх, в самое ненастное время собравшись, с драгунскими и солдатским полками и с нами, рабами Твоими, ходил под тот город, и без кровопролития взяли и крепость разорили, и будучие при том крепости орда и Запорожцы разбиты, и оная Ханская и воров Запорожцев надежда сближения к Украинским городам истребилась». Прошение подписали Полковники: Сумской Иван Кондратьев и Ахтырский Максим Осипов, Изюмского полка Наказный Полковник Даниил Быстрицкий; Обозные – Сумской Кондрат Морков, Харьковский Василий Ковалевский, Ахтырский Павел Гаврилов; Полковые Судьи – Харьковский Семён Афанасьев (Кветка), Ахтырский Леонтий Степанович (Лесевицкий); полковые Писари и Сотники всех полков; между – первыми Сумской Иван Романов, Ахтырский Александр Лесевицкий; из Сотников между прочими города Харькова Сотники – Иван Чигиринский и Иван Капустянский, Липецкий Иван Черняк, Циркуновский Иван Барабашев, Люботинский Самуил Смородский, Лебединские Иван Татаринов и Василий Штепа, Белопольский Степан Куколь, Краснопольский Михаил Черторийский, Изюмские Эсаул Михаил Пестичь и Сотник Михаил Могилка, Богодуховский Фёдор Павлов, Змиевский Иван Двигубский, Колонтаевский Григорий Боярский, Рублевский Василий Кобеляцкий и пр. О Запорожцах см. Скальковского «Ист. Сечи» Ч. 2, стр. 21, 25 – 28. О Новосергиевске «Матер. Судиенка» Ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

ЖМП 8 август 2011 /  23 августа 2011 г. " Он был поистине народным старцем... " Памяти протоиерея Василия Швеца 10 марта окончил подвиг земной жизни один из старейших священнослужителей Русской Православной Церкви, заштатный клирик Псковской епархии протоирей Василий Швец. Отец Василий прожил 98 лет, его жизнь началась в дореволюционной России, детство пришлось на время Гражданской войны, в молодости он попал под раскулачивание, воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Почти полвека он жил светской жизнью, поздно откликнулся на Божие призвание, но Господь дал ему послужить долгие годы с огромной ревностью. Священный сан принял в 50 лет и 48 лет прослужил у престола, претерпев все тяготы хрущевских гонений. После 1990 года, выйдя за штат, много лет занимался миссионерской деятельностью как духовник паломнических групп в поездках к святыням православия по всему миру. Он родился 24 февраля (9 марта) 1913 года в селе Ставницы Летичевского района Хмельницкой области. Родители Василия Феодосий Кондратьевич и Агафья Никитична были крестьянами. В семье говорили на украинском языке.  Дед Василия, Кондратий Швец, был чтецом в церкви, очень благочестивый, имел большую духовную библиотеку. Дед по матери (Никита Шумило) 25 лет служил в армии, в 1812 году вошел с русской армией в Париж, 26 лет был старшиной волости, включавшей 22 села. Отец Василия, Феодосий Швец, был старостой храма, отличался силой и здоровьем, но умер сравнительно молодым — во время пожара надорвался, когда срывал ворота у горящего амбара. Отец больше занимался со старшим сыном, а младший, Василий, был любимцем матери, постоянно помогал ей в работах по огороду и в торговле на рынке. Однажды во время пожара его забыли в горящем доме. В последний момент отец вынес его на руках сквозь огонь. Агафья Никитична, мать Василия, была очень ревностной к молитве, к церкви, состояла в сестричестве при храме, пекла просфоры, катала свечи, убирала в храме, занималась благотворительностью по благословению священника. Первые три ребенка Агафьи Никитичны умерли в младенчестве. Каждый год она ходила пешком в Киев и дважды — в Почаев. Дома постоянно читала жития святых и другую духовную литературу. Во время раскулачивания Агафья Никитична убежала ночью через окно, переплыла Буг, прошла пешком около 100 км, села на поезд и уехала на Белое море, потом жила в Ленинграде.

http://e-vestnik.ru/obituaries/on_byl_po...

В соборе служили священники Михаил Малахов (с 1769), Иосиф Павлушков (в 1774), Никифор Кондратьев (с 1775), Иоаким Попов (с 1784), Лаврентий Новосёлов (с 1790), Илия Левитский (с 1796), Иаков Капустин (в 1800), Давид Родюков (с 1801), Григорий Лукин (с 1804), Алексий Самойлов (с 1810), Иаков Флоровский (с 1815), Василий Лукин (с 1833), Василий Евтифеев (в 1838), прот. Василий Касьянов (с 1839), свящ. Стефан Протопопов (с 1841), свящ. Иоанн Хнюнин (с 1853), прот. Павел Любомудров (с 1857), прот. Евфимий Григорьев (1919-1923). В 1829 г. на полученное от имп. Николая I пособие в Е. м. была возведена каменная ограда с неск. башнями. Во время городского пожара 1869 г. погибли 6 монахинь, постройки Е. м. сильно пострадали. Насельницы, лишенные всего имущества, разместились в сторожке при Верхнеподгорненской ц. близ г. Енисейска, затем в с. Казачинском (ок. 150 км от Енисейска), впоследствии переехали в Красноярск. В 1870 г. Енисейский и Красноярский еп. Павел (Попов) выступил с инициативой упразднения обители, но в том же году указом обер-прокурора Синода Е. м. был возобновлен. На средства членов Енисейского епархиального попечительства купцов И. И. Стахеева, И. Г. Пискунова, Т. И. Щёголевой, др. благотворителей, а также трудами игум. Афанасии (Потёмкиевой) мон-рь был отстроен, в 1871 г. заложили небольшой каменный храм в честь Иверской иконы Божией Матери, освященный 14 окт. 1872 г. С тех пор мон-рь стал именоваться Иверским (прежний монастырский храм Рождества Христова стал приходским; в 1916 в нем служили священник и псаломщик, приход насчитывал 262 мужчины и 294 женщины). В Иверской ц. служили священники Иоанн Пальмин (в 1872), Иоанн Троицкий (с 1873), Евгений Репьёв (с 1875), Илия Тыжнов (с 1880), Иоанн Вазингер (с 1919). В 1885 г. в Е. м. проживали 45 сестер (10 мантийных монахинь, 6 рясофорных и 4 указные послушницы, 25 насельниц «без определения»), а также епитимийца и 2 работника, в 1907 г.- ок. 55 сестер. В нач. XX в. мон-рь владел 518 дес. земли. При Е. м. существовала богадельня, с сер. XIX в.- школа для девочек, в 1865 г. открылось 3-классное уч-ще для девиц духовного звания, преобразованное в 1888 г. в церковноприходскую школу. Последним законоучителем школы был расстрелянный в 1937 г. духовник обители свящ. И. Вазингер.

http://pravenc.ru/text/189969.html

поиск:   разделы Главное Материалы Новости Мониторинг СМИ Документы Сюжеты Фотогалереи Персоналии Авторы Книги   рассылка  А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ч   Ш   Щ   Ю   Я  А      Протоиерей Павел Адельгейм Александр Минкин Александр Кондрашов Протоиерей Александр Салтыков Анатолий Алексеев Алексей Гладков Патриарх Aлekcuй II (1990-2008) Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) Радик Амиров Андрей Десницкий Андрей Рогозянский Василий Анисимов Лев Аннинский Антуан Аржаковский Владислав Ардзинба Протоиерей Михаил Ардов Аркадий Малер Архиепископ Берлинский и Германский Марк Арон Шемайер Бывший епископ Артемий Александр Архангельский Шейх Фарид Асадуллин Ферида Ацамба Б      Алексей Байдин Любовь Балакирева Алексей Беглов Станислав Белковский Анатолий Беляков Кирилл Бенедиктов Бирюкова Марина Борис Межуев Морис Боррманс Илья Бражников Архимандрит Филарет (Булеков) Николай Бурляев Сергей Бычков Священник Иоанн Бэр В      Валерий Зорькин Алексей Варламов Митрополит Варсонофий Станислав Варыханов Кирилл Василенко Василий Полковников Ольга Васильева Вахтанг Кипшидзе Дмитрий Великовский Вера Ущеко Александр Верховский Протоиерей Владимир Вигилянский Виктор Аксючиц Виктор Малухин Виктор Милитарёв Еременко Владимир Владимир Шевченко Владимир Шульгин Протоиерей Владимир Волгин Наталья Волкова Сергей Волобуев Г      Андрей Гайосинскас Светлана Галанинская Анна Гальперина Протоиерей Геннадий Фаст Юлия Глезарова свящ. Евгений Гнатенко Диакон Сергий Говорун Грилль Филипп Владимир Гурболиков Д      Священник Андрей Давыдов Джейн Эллис Орхан Джемаль Димитрий Савельев Дмитрий Бабич Александр Дугин Георгий Дудченко Е      Евгений Белжеларский Архиепископ Афанасий (Евтич) Елена Жосул Елена Кондратьева-Сальгеро Епископ Пантелеимон (Шатов) Ж      Роман Жолудь Александр Журавский Кирилл Журенков З      Андрей Зайцев Ясен Засурский Андрей Золотов Андрей Зубов Зюганов Геннадий И      Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Александр Игнатенко Игумен Виталий (Уткин)

http://religare.ru/1_8.html

Глава Кубанской митрополии освятил колокола для храма в центре «Патриот» Южного федерального округа 4 марта 2024 г. 18:09 Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Василий освятил колокола для звонницы храма мученика Иоанна Воина, строящегося на территории Военно-патриотического центра имени Героя России генерала армии Виктора Казанцева «Патриот» неподалеку от станицы Старомышастовской Краснодарского края. Святой Иоанн Воин считается покровителем военнослужащих. Правящему архиерею сослужил благочинный 14-го Динского районного округа протоиерей Иоанн Лапко. На молебне присутствовали губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, врио командующего Южного военного округа генерал-лейтенант Владимир Кочетков, председатель Законодательного собрания Краснодарского края Юрий Бурлачко, главный федеральный инспектор по Краснодарскому краю Евгений Гулиев, атаман Кубанского казачьего войска, заместитель губернатора Александр Власов и другие высокопоставленные лица. «Православная Церковь воспитывает человека для индивидуального подвига. Чем всегда отличалось наше воинство? Тем, что каждый готов выполнить свой личный путь жизни и отдать долг Родине. Сегодня мы идем по курсу, который связан с возрождением нашей веры, наших главных основ жизни и развития сильного государства. Благодарен руководству края и всем, кто участвовал в строительстве этого комплекса. В самом его центре стоит православный храм в честь Иоанна Воина. Это покровитель, который дает нам силы сберечь Отечество. Желаю, чтобы мы были достойными продолжателями наших отцов и дедов», — сказал митрополит Василий. Владыка вместе с гостями ознакомились с ходом строительных и отделочных работ в храме. На данный момент завершены все наружные работы, производится роспись стен. Заказан иконостас, престол, жертвенник, горнее место, иконы. Специалистам еще предстоит сделать пол, установить иконостас, провести акустическую систему и выполнить некоторые другие монтажные работы. Храм святого Иоанна Воина начал возводиться одновременно с военно-патриотическим центром воспитания молодежи на Кубани. Чин освящения закладного камня в основание храма совершил митрополит Воскресенский Григорий , когда возглавлял Кубанскую кафедру .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010