Он также сообщил, что для реализации проекта была создана платформа — среда, в которой можно работать с разным количеством древних текстов в режиме оригинального варианта (греческого, латинского) и переводов. На ней в данный момент представлены Требник, Ветхий и Новый Завет, в дальнейшем планируется добавлять новые тексты — например, жития святых. Второй аспект работы состоял в оцифровке церковнославянского словаря протоиерея Григория Дьяченко . Каждому слову дается определение, морфология, примеры, в каких из корпуса представленных текстов это слово встречается. Третий аспект — размеченные чины — это небольшой корпус, который планируется пополнять. Можно выбирать чины, с которыми пользователь хочет работать, каждое слово приведено в соответствие с переводом. Представлено три текста — Евхологий (Венецианское издание 1891 года), славянский Требник 1906 года и перевод Требника, сделанный иереем Василием Адаменко. Еще один раздел — чины Требника. Это уникальный курс, созданный ведущим литургистом нашего времени Александром Андреевым на основе научного подхода. Благодаря использованию технологии «Юникод» можно копировать шрифты в текстовые документы, и они сохранятся в том же виде». Аспирант Тюбингенского университета (Германия) Даниил Плешак, занимавшийся оцифровкой и разметкой чинов Требника, рассказал о возникшей перед ним дилемме, как сводить тексты и что считать эквивалентами. «Славянский текст очень буквальный и переводит даже артикли. Из-за буквальности перевода славянского зачастую отцу Василию приходилось додумывать некие смыслы, которые он потом воплощал в тексте, что очень сильно отдаляет его от греческого текста», — отметил Даниил. Он признался, что был поражен связью литургического греческого текста и поэзии. Литургическое влияние на поэзию недооценивается. Программист Александр Кондратьев, создавший платформу для сайта проекта, рассказал о разделе «Лексикон» и принципе работы с ним: «Он интересен тем, что мы можем набрать любую словоформу, даже русским текстом, и программа нас поймет. В автоматическом режиме нам покажут значение слова, для каждой словоформы указаны леммы. Благодаря разметке чинов видно, как славянское слово в какой-то словоформе представлено греческими словами и в каком количестве».

http://azbyka.ru/news/v-sankt-peterburge...

3.  Распространение информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, осуществляемое посредством издания, рекламы и распространения книги «Лето в пионерском галстуке», грубейшим образом нарушает законодательство Российской Федерации, имеет признаки составов административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.21 «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также уголовно наказуемых деяний, предусмотренных статьёй 135 «Развратные действия», статьёй 242.1 «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних» Уголовного кодекса Российской Федерации. 4. Кроме того, в книге «Лето в пионерском галстуке» выявлена информация, распространение которой обладает признаками состава преступления, предусмотренного статьёй 354.1 «Реабилитация нацизма» Уголовного кодекса Российской Федерации, а также информация, распространение которой нарушает запрет, установленный пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 21.07.2022 Понкин Игорь Владиславович , доктор юридических наук, профессор Слободчиков Виктор Иванович , доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Елизаров Василий Георгиевич , кандидат юридических наук   Первая публикация     Сильванова   К., Малисова   Е. Лето в пионерском галстуке. – М.: Popcorn Books, 2021. – 544 с.  Референтные методы подробно описаны в изданиях: Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. Изд. 3-е, дополн. и перераб./Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». – М.: Буки Веди, 2022. – 754 с. ; Понкин И.В., Слободчиков В.И., Абраменкова В.В., Троицкий В.Ю., Кондратьев Ф.В., Евдокимов А.Ю., Никольский Е.В. Защита человеческого достоинства верующих: Экспертизы и материалы по делам об оскорблении религиозных чувств и унижении человеческого достоинства верующих христиан/Сост.: И.В. Понкин/Институт государственно-конфессиональных отношений и права.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/22/...

Так, некоторые из них заявляют, что аграрная реформа 1906-1911 гг. будто бы потерпела крах, поскольку частной собственностью на землю обзавелось всего-то 2,5-3,0 млн. крестьянских хозяйств. И это в стране со ста миллионами аграрного населения! Но вот ведь парадокс: оказывается, что 2,5 или 3,0 млн. крестьянских хозяйств - это не мало, а много. Если вспомнить, что индекс семейности составлял в начале ХХ в. в России 14-16 человек, а семьи были многочисленными (не то, что сейчас), то, умножив эти цифры, мы получим совершенно другой результат: от 30 до 50 млн. чел, т.е. половину аграрного населения. И это всего за четыре года реформы! Прав был лидер российских большевиков В.И. Ленин , когда писал: " Еще пять лет, и социалистическая революция в России станет просто невозможной " . И прав был немецкий кайзер Вильгельм, когда, выслушав доклад комиссии, отправленной им для изучения ситуации в России, он заявил " Если так пойдет дело и дальше, Россия в скором времени окажется для нас недосягаемой " . К сожалению, борьба почвенничества и западничества породила такую характерную особенность российских реформ, как их обратимость. Реформы в России часто оказывались непоследовательными и незавершенными, противоречивыми и поверхностными именно в силу исторического противостояния почвенничества и западничества, в силу этой исторической болезни нашего самосознания. А отсюда четвертый фактор, оказывавший влияние на поступательный характер реформ - ошибки самих реформаторов, их просчеты в осуществлении реформ. Как говорил не так давно В.С.Черномырдин, автор известной аферы с ГКО, перед которой меркнут любые пирамиды типа МММ или Селенга, " хотели как лучше, а получилось как всегда " . Высшая российская бюрократия хорошо умела и постоянно выхолащивала даже правильные замыслы многих российских реформаторов, чего же говорить о замыслах ошибочных! Если кто-то из реформаторов продолжал отстаивать свои идеалы, российская бюрократия с ним быстро расправлялась. И это было не только в дореволюционный период нашей истории, но и в после 1917 г. Вспомним о расстрелянных в конце 30-х годов крупнейших экономистах: о Николае Дмитриевиче Кондратьеве, основоположнике генетического подхода в планировании; об авторе теории трудовых семейных крестьянских хозяйств Александре Васильевиче Чаянове. Вспомним о Нобелевском лауреате по экономике Василии Леонтьеве и одном из создателей социологии и культурологии Питириме Сорокине - русских ученых. Не по своей вине они оказались за пределами своей Родины. Вспомним о Н.А.Вознесенском, крупном экономисте и руководителе правительства в годы Великой Отечественной войны, расстрелянном вскоре после ее окончания. Вспомним о Н.Худенко, разработчике идеи бригадного подряда, которого советская бюрократия уже в 60-е гг. ХХ в. сгноила в тюрьме.

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/07/...

В защиту от крымских татар московский царь поставил стражу сперва вблизи Москвы, потом отодвигал ее глубже и глубже к степям крымским; линии городков поставлены были наконец вблизи украинских степей. Смелые наездники, привычные бойцы с хищными татарами, совершенно необходимы были для поселения в степях Украйны. Таковы и были малороссийские козаки, или днепровские черкасы. Как же царю русскому было не радоваться таким новым подданным? В 1589 г. видим нововыезжих черкасов в Путивльском уезде, как ближайшем к Малой России и защищенном сторожевою линиею московскою. Отписка Путивльского воеводы Григория Борисова 1589 г. к царю: «Да его, Василья Ондреева, посылали мы, холопи твои, из Путивля на твою государеву службу с Путивльскими нововыезжими Черкасы за воры и за Черкасы... посылали на поле, на Псел, и к устью Айдара – Атамана Агея Мартынова с товарищи с Путивльскими Черкасы... И бил челом тебе Государю тот Черкашенник Василий Ондреев о твоем государевом жалованье и о верстанье». Первые военные горожане Воронежа, основанного в 1586 г., были также черкасы. По введении унии немедленно последовали переселения черкасов сперва семьями, потом целыми массами семей. Перечислим главные из них: а) В 1617 г. до 10 000 козаков оставили Польскую Украйну и отошли к Донцу, но иные из них потом опять возвратились на луга днепровские; б) В 1638 г. явился к московскому царю Яков Остряница в сопровождении своей дружины; страдальцы унии построили Чугуев, и хотя значительная часть их удалилась опять на прежние свои места, но вскоре явились иные массы, одна за другою. в) В начале царствования царя Алексея Михайловича, около 1645–1647 гг., до 1247 семей, оставив Поднепровье, поселились по берегам р. Ахтырки, Харькова и Донца. В этом числе были дворянские фамилии Захаржевских, Кондратьевых, Лесевицких. Переселение продолжалось до 1648 г. г) В 1650–1651 гг. было второе переселение козаков при царе Алексее. В нем насчитывали больше 500 одних бессемейных козаков. И в 1654 г. в Слободской Украйне уже считали более 80 000

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кроме того, Сергий пел в церковном хоре и нес послушание сторожа. Впоследствии он был избран председателем церковного совета храма. Как и многие из братии перед закрытием обители, поддерживал духовную связь с последним наместником Лавры, архимандритом Кронидом (Любимовым), который с 1929 года проживал неподалеку от Кокуевского кладбища. 21 октября 1935 года послушник Сергий вместе с духовенством храма Всех святых — архимандритом Маврикием (Полетаевым) и игуменом Максимилианом (Марченко), а также старостой храма Василием Кондратьевым был арестован Загорским райотделом НКВД и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На первом допросе следователь расспрашивал о знакомых, с которыми послушник Сергий поддерживает связь. - Скажите, какие беседы на квартире проводил игумен Марченко? – спросил следователь. - Игумен Максимилиан часто на квартире проводил беседы на религиозно-духовные темы… - Следствие располагает данными о том, что вы среди окружающих вас лиц проводили антисоветскую агитацию, распространяя провокационные слухи о войне и якобы скорой гибели советской власти. Что вы можете сказать по этому вопросу? – спросил следователь на следующем допросе. - О войне и гибели советской власти я ничего никому не говорил. В отношении религиозных вопросов я говорил, что советская власть ведет борьбу с религией, закрывает церкви, ни за что высылая духовенство, не давая им возможности жить… Священников сейчас всячески притесняют, лишая права голоса, а раньше им жилось гораздо лучше. - С какой целью вы распространяли ложные слухи об «исцелительности» могилы старца Алексия? - Я этого не говорил. - Как вы реагировали на закрытие церквей? - Советская власть закрывает церкви без согласия верующих и делает это неправильно, а также ни за что высылает духовенство, лишая его нормальной жизни. - В чем вы выражали недовольство советской властью окружающим вам лицам? - Я советской властью недоволен тем, что она насильно без согласия верующих закрывает церкви, ни за что высылает духовенство и верующих.

http://pravicon.com/info-3993

«Мы челобитной писать не умеем», – отвечали стрельцы. «Челобитная будет написана», – уверяет Шакловитый. Челобитная будет написана, но кому ее подать? Царям? О старшем никто не думал, все дело было в младшем. «Послушает ли нас царь Петр Алексеевич?» – спрашивают стрельцы. «Если не послушает, ступайте в Верх, задержите боярина Льва Кирилловича и кравчего Бориса Алексеевича: тогда примет челобитье». «А патриарх и бояре?» – опять спрашивают стрельцы. «Патриарха можно переменить, а бояре – отпадшее, зяблое дерево; разве постоит до поры до времени один князь Василий Васильевич Голицын». Так вот в чем дело! Чтоб исполнить желание царевны и Шакловитого, надобно пойти в Верх бунтом, задержать двоих самых близких к царю людей, сменить патриарха! Прежде стрельцы были постепенно приготовляемы к бунту раздражением и разнуздыванием, да и тут масса была поднята известием, что Нарышкины задушили царевича; а теперь велят бунтовать, чтоб достигнуть небывалого, странного дела, и это после того, как употреблены были все средства, чтоб охладить стрельцов к бунту, заставить их бояться его. Начальным людям дали по пяти рублей с наказом, чтоб поговорили с товарищами в полках. Но в полках предложение было принято также холодно, и Софья поспешила сама отказаться от него. Надобно было по крайней мере разогреть преданность стрельцов, упрочить себе их защиту на всякий случай, выставить им опасность, которой подвергается Софья. Правительница призвала к себе ночью несколько стрельцов и начала им натолковывать, что царица Наталья с братьями и Борисом Голицыным поднимает бунт, и патриарх против нее, Софьи, чем бы мирить, только мутит. Шакловитый, как будто обращаясь с советом к царевне, давал знать стрельцам, какие средства должно употребить, чтоб успокоить Софью: «Отчего бы князя Бориса и Льва Нарышкина не принять? Да и царицу можно бы принять. Известно тебе, государыня, каков ее род и как в Смоленске в лаптях ходила». Софья отвечала на это: «Жаль мне их, и без того их Бог убил». Стрельцы отвечали очень неопределенными словами: «Воля твоя, государыня, что изволишь, то и делай». Неопределенными словами отвечали стрельцы на неопределенные требования, неопределенные жалобы. Какой бунт поднимает царица? Понятно, что Шакловитый мог найти из стрельцов только пять человек, готовых на все; эти пятеро были: Петров, Стрижов, Кондратьев, Чермный и Гладкий, которых интересы были тесно связаны с интересами Софьи. Шакловитый говорил Чермному: «Хотят нас перевесть, а мутит всем царица; меня хотят высадить из приказу, а вас, которые ко мне в дом вхожи, разослать всех по городам». И вот Чермный, чтоб избыть беды, начинает толковать товарищам: «Как быть? Хотя и всех побить, а корня не выведешь; надобно уходить старую царицу, медведицу». Ему возражали, что за мать вступится царь Петр; Чермный не останавливался: «Чего и ему спускать? за чем стало?» Гладкий толковал: «У царя Ивана Алексеевича двери завалили дровами и поленьем и царский венец изломали, а кому ломать только с ту сторону».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Начало Христианства на Руси Предки наши, славяне, были язычниками и поклонялись идолам; они приносили идолам в жертву не только животных, но даже и людей по жребию. Но так как великий князь Киевский Владимир был человек весьма мудрый, то он вскоре понял, что идолы, сделанные руками человеческими, не могут быть настоящими богами и пожелал переменить свою веру. Для этого он послал в разные государства старцев Киевских, мудрых и опытных людей, посмотреть, как кто совершает свое богослужение. Через несколько времени возвратились посланные, которые побывали у магометан, у евреев, у католиков, а также и в Греции у православных христиан и одобрили греческую веру. Тогда, по совету бояр и старцев, Владимир решил принять греческую, т. е. православную христианскую веру. Но просить об этом греков он считал для себя унизительным и решил лучше завоевать Грецию и тогда уже креститься. Для этого в 988 году Владимир пошел с войском на Греческий город Херсон. Херсонцы заперлись в городе и крепко оборонялись. Владимир послал сказать им: «если не сдадитесь, то три года простою здесь»; но они не послушались. Тогда Владимир, устроив свое войско, велел делать насыпи вокруг города; но херсонцы, подкопав городскую стену, уносили насыпаемую землю к себе в город. В это время один Херсонский житель, именем Анастас, пустил стрелу в стан русский, а на стреле было написано: «на восток от тебя колодезь; из него вода по трубе идет в город: откопай колодезь и перейми воду». Владимир тотчас велел копать и, точно воду переняли у граждан; тогда греки изнемогли от жажды и сдались. Владимир пошёл в город с дружиною и послал к греческим императорам, Василию и Константину, с такими словами: «вот я взял ваш славный город; слышу, что у вас сестра девица; если вы не отдадите ее за меня, то и столице вашей будет от меня тоже, что и Херсону». Оба царя, услыхав это; сильно огорчились и отвечали: «неприлично христианам выдавать своих сестер за неверных; если крестишься, то и сестру нашу получишь, а вместе с нею царство небесное и с нами будешь единоверный; если же не хочешь креститься, то мы не можем выдать за тебя сестру». Владимир отвечал послам: «скажите царям, что я готов креститься потому что прежде испытал ваш закон и мне нравится ваша вера и богослужение». Цари, услышав это, обрадовались и послали сестру свою, именем Анну, которую насилу уговорили идти: она села на корабль, простилась с родными и с плачем поплыла через море.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Ср. в Коломенском уезде село Толочаново Толочинский Федор, литвин, помещик, 1578 г., Арзамас Толпыга Иван Иванович Апраксин [см. Апраксины-Вердеревские], начало XVI в.; Толпыгин Михаил, подьячий, 1616 г., Москва Толпыга – неуклюжий, грубый человек, болван Толстая Голова Иван – по генеалогическому пасквилю, незаконный сын кн. Юрия Михайловича Тарусского, XVI в., родоначальник князей Волконских Толстая Ногавица см. Ногавица Толстик, Толстиков : Гаврило Толстик, крестьянин, 1564 г., Олонец; Петр Толстиков, холоп боярина Тучка Морозова, 1481 г.; Урывок [см. Урывок] Григорьевич Толстиков, 1568 г., Ярославль [см. Рогуля] Толстой, Толстого, Толстые – очень распространено; Иван Григорьевич Толстого, начало XVI в., Новгород; Михаил Васильевич Толстой-Годунов [см. Годун], середина XVI в.; Федор Федорович Толстой, немчин, 1608 г., Нижний Новгород Толстопят , крестьянин, 1545 г., Новгород; Толстопятый Сергей, крестьянин, 1627 г., Белев Толстоух , крестьянин, 1495 г., Новгород Толстошеин Федор, помещик, 1614 г., Углич Толстошея Афанасий, крестьянин, 1596 г., Арзамас Толстые Пальцы , крестьянин, 1540 г., Новгород Толтунов Федор Феофанов, солевар, середина XV в., Соль Галицкая Толутины Захарий и Гаврило Борисовичи, 1540 г., Тверь Толыга, Толыгин : Иван Ильич Толыга Апраксин [см. Апраксины-Вердеревские], начало XVI в.; Федор Кондратьевич Толыгин, 1590 г., Рязань; Игнат Афанасье вич, вторая половина XV в., Муром Толыза Игнатий Афанасьевич, вторая половина XV в.; от него – Толызины [см. Зубарь, Пестрик, Чешиха] Толыза – толстая комлевая дубина Томанец , крестьянин, 1501 г., Ростов Томило – очень распространено повсеместно [см. Багряный, Бехтерев, Блажонков, Дрягиль, Клеона, Луговской, Люшин, Пригонский, Старухин, Тарабука] Томин Григорий Григорьевич, 1590 г., Ряжск; Степан Григорьевич, 1597 г., Рязань Тонкачев Василий Истомин [см. Истома], помещик, 1597 г., Рязань Тонкий, Тонкого : Петр Федорович Черленого-Заболоцкий [см. Черленый, Заболоцкий], 1495 г.; Тонкого Власий Афанасьевич, 1556 г., Кашира

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

По времени отец Диомид все-таки возвратился в скит, где и дожил свой век. В скитской летописи написано: " В воскресенье утром 1 мая 1849 года в шестом часу скончался болящий старец отец Диомид (Кондратьев) на 69-м году от роду " . Слово " болящий " показывает, что отцу Диомиду пришлось немалое время в жизни поболеть, что люди жизни духовной считают милостью Божией, ниспосылаемою людям к очищению от грехов. И во время болезни, без сомнения, отец Диомид приготовлен был к исходу из сей жизни всеми потребными для сего Святыми Таинствами, как обыкновенно принято в Оптиной пустыни. Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, схимонаха Диомида, во Царствии Твоем! Монах Досифей (†22 декабря 1828/4 января 1829) Родом из однодворцев Драгунской слободы города Карачева Орловской губернии. Первоначально жил в Площанской пустыни, где и пострижен в монашество, потом 40 лет проходил пустынное подвижническое житие в рославльских лесах Смоленской губернии со старцами Варнавою, Никитою, Иаковом, Василиском, Зосимою, Андрианом, Афанасием, Арсением и другими. Здесь же жил и послушник Тимофей, вскоре затем настоятель Оптиной пустыни отец Моисей. Отец Досифей прибыл в Оптину пустынь в октябре 1827 года и с радостью и честью принят был отцом Моисеем, как старец своим учеником, и помещен на жительство в скиту. Отличительными свойствами сего старца были особенная простота и младенческое незлобие. За несколько времени до кончины старца сего был достойный внимания и памяти случай. Супруга крапивенского помещика Тульской губернии А. С. Воейкова, женщина еще молодых лет, была в сильной горячке. Все пособия врачей оказались недействительными. Испуганный супруг и родственники, отчаявшись в выздоровлении больной, могли только ожидать скорой ее кончины. Вдруг она, как казалось им, поговоривши с кем-то тихо, встала с постели и спросила: " Где же монах, который сейчас приходил ко мне? " . Когда же уверили ее с клятвой, что никто не приходил и они никого не видели, в ту минуту больная почувствовала облегчение от болезни и сказала, что приходивший говорил ей следующее: " Что ты лежишь? Вставай и приезжай в Оптину пустынь служить молебен, а я на твое место лягу — так Бог велел " . В несколько дней после этого больная выздоровела совершенно и, как только позволили ей силы, поехала с мужем в Оптину пустынь воздать благодарение Господу Богу за выздоровление. По приезде же, выйдя из экипажа, они пошли по тропинке, ведущей к скиту. На этот раз вся братия, как монастырские, так и скитские, были на общем послушании — убирали покос. Оставался в скиту один только старец Досифей. Прохаживаясь за вратами по лесу, он встретился с приезжими, с простодушным приветствием ввел их в скит и показывал им внутреннее его расположение. Встреча с отцом Досифеем поразила бывшую больную. Она смотрела на старца с благоговейной радостью и, едва скрывая это чувство, тихо сказала своему мужу: " Этот монах видом и простотою беседы разительно походит на являвшегося мне в болезни " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

Священник рассказал о том, что для реализации проекта была создана платформа-среда, в которой можно работать с разным количеством древних текстов в режиме оригинального варианта (греческого, латинского) и переводов. На платформе в настоящее время представлены Требник, Ветхий и Новый Заветы, в дальнейшем планируется добавлять новые тексты — например, жития святых. Второй аспект работы состоял в оцифровке церковнославянского словаря протоиерея Григория Дьяченко. Каждому слову давалось определение, определялась морфология, приводились примеры, где в корпусе представленных текстов встречается это слово. Третий аспект — размеченные чины — это небольшой корпус, который планируется пополнять. Можно выбирать чины, с которыми пользователь хочет работать, каждое слово приведено в соответствие с переводом. Представлено три текста: Евхологий (Венецианское издание 1891 года), славянский Требник 1906 года и перевод Требника, сделанный иереем Василием Адаменко. Еще один раздел — чины Требника. Это уникальный курс, созданный ведущим современным литургистом Александром Андреевым. Благодаря использованию технологии «Юникод» можно копировать шрифты в текстовые документы, и они сохранятся в том же виде. Аспирант Тюбингенского университета (Германия) Даниил Плешак, занимавшийся оцифровкой и разметкой чинов Требника, рассказал о возникшей перед ним дилемме, как сводить тексты и что считать эквивалентами. «Славянский текст очень буквальный и переводит даже артикли. Из-за буквальности перевода славянского зачастую отцу Василию приходилось додумывать некие смыслы, которые он потом воплощал в тексте, что очень сильно отдаляет его от греческого текста», — отметил Даниил Плешак. Он признался, что был поражен связью литургического греческого текста и поэзии, по его мнению, литургическое влияние на поэзию недооценивается. Программист Александр Кондратьев, создавший платформу для сайта проекта, рассказал о разделе «Лексикон» и принципе работы с ним: «Он интересен тем, что мы можем набрать любую словоформу, даже русским текстом, и программа нас поймет. В автоматическом режиме нам покажут значение слова, для каждой словоформы указаны леммы. Благодаря разметке чинов видно, как славянское слово в какой-то словоформе представлено греческими словами и в каком количестве».

http://patriarchia.ru/db/text/5900713.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010