В состав жюри XIX Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!» вошли: Герой Советского Союза и Герой России Артур Чилингаров; председатель Издательского совета РПЦ МП, Митрополит Калужский и Боровский Климент; председатель Союза писателей России Николай Иванов; актриса, лауреат Государственной премии СССР, Народная артистка РСФСР Людмила Зайцева; поэт, Народный артист России, лауреат Государственной премии России Михаил Ножкин; Народная артистка Башкирии, Заслуженная артистка России Татьяна Петрова; Заслуженная артистка России Екатерина Стриженова; художник-модельер Виктория Андреянова; Народный артист России Вадим Ананьев и Елена Ананьева; лауреат премии «Имперская культура», певица Татьяна Семушина, дочь легендарного полководца, Председатель правления «Фонда памяти полководцев Победы», профессор кафедры языкознания и литературы Наталья Конева; художники Дмитрий и Эльмира Петровы, мастера московской реалистической школы живописи, продолжатели традиций Валентина Сидорова и братьев Сергея и Алексея Ткачевых, преподаватели Суриковки и ВГИКа; Герой России, летчик-космонавт России Антон Шкаплеров; Герой России, генерал-лейтенанта авиации, летчик-испытатель, летчик-снайпер Николай Гаврилов; Герой России, заслуженный штурман-испытатель Владимир Шендрик; Герой России, заслуженный летчик-испытатель Игорь Вотинцев; капитан первого ранга, писатель-маринист Владимир Шигин; контр-адмирал Александр Дьяконов; кавалеры орденов Красной Звезды Валерий Мельников и Виктор Сивохин; главный редактор журнала «О Русская земля» Марина Ганичева; писатели, лауреаты Патриаршей литературной премии им. равноапостольных Кирилла и Мефодия Юрий Лощица и Валерий Хайрюзов; поэт, критик, литературовед Лариса Баранова-Гонченко; писатели, поэты Василий Попов, Валерий Савостьянов, Григорий Калюжный, Владимир Казмин; кинодокументалисты Анастасия и Валентин Борисовы; создатели Страховой компании «ТИТ» Игорь Чаус и Ирина Баканова; Заслуженный летчик России Юрий Ситник; главный научный сотрудник ИМЛИ РАН, профессор Виктор Гуминский; депутат ГД РФ Сергей Гаврилов; писатели Николай Гаврилов (Минск) и Сергей Котькало.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/06/po...

Документы. Часть I. Первые шаги большевиков по формированию политики в отношении Православной Российской Церкви. октябрь-декабрь 1917 г. Раздел I. Создание законодательной базы и реализация начальных мероприятий в отношении Православной Церкви. Реакция Церкви I.1. Письмо митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) в Священный Собор Православной Российской Церкви 139 о пожелании приходского совета храма Успения Пресвятой Богородицы с. Феофилова пустынь Петроградской губ. сохранить единение Церкви и государства 25 октября (7 ноября) 1917 г. В Священный Поместный Собор Православной Всероссийской Церкви Вениамина, Митрополита Петроградского и Гдовского рапорт Долгом своим поставляю почтительнейше представить при сем на благоусмотрение Священного Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви поступивший к Петроградскому епархиальному начальству приговор прихожан церкви села Феофиловой пустыни Лужского уезда 140 о неотделении Православной Церкви от Российского государства и об обеспечении православного духовенства жалованием из средств казны. Вашего Святейшества покорнейший послушник Вениамин, Митрополит Петроградский и Гдовский 141 6229 25 октября 1917 года. Помета: 9 ноября. Направляется в Отдел о правовом положении Церкви в государстве. А[рхиепископ] Арсений 142 . [Приложение. Заявление членов Феофилопустынского приходского совета в Петроградский епархиальный совет по поводу отделения Православной Церкви от государства. 8 сентября 1917 г.] Приговор 1917 года, сентября 8 дня, мы, нижеподписавшиеся члены Феофилопустынского совета, будучи на собрании при Пустынской церкви, имели суждение о церковных делах и о содержании духовенства и постановили покорнейше просить, чтобы Церковь от государства не отделялась и духовенство было бы обеспечено жалованием в необходимых размерах из сумм казны. Председатель совета:            Василии Николаев Члены: Иван Павлов, Тимофеи Савельев, Николаи Михайлов, Константин Егоров, Афанасий Степанов, Василий Гаврилов Делопроизводитель совета

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Показать то, чего уже нет 18.11.2019 667 Время на чтение 7 минут Утраченные храмы Саратова… Конечно, они были утрачены не сами по себе — их целенаправленно стирали с лица земли те, кому были нестерпимы запах ладана и колокольный звон. Восстановить все эти церкви в прежнем виде — нереально. Но можно узнать о том, где они стояли, как выглядели, что теперь на их месте, и сохранить это в памяти для будущих поколений. Есть в Саратове неравнодушные люди, которые не только собирают информацию о разрушенных храмах, но и рассказывают о них жителям города. Время от времени мы можем видеть на улицах волонтеров, которые стоят возле стендов с фотографиями старого Саратова, раздают листовки, отвечают на вопросы прохожих. О добровольческом проекте «Утраченные храмы Саратова» мы беседуем с руководителем епархиального молодежного отдела, настоятелем храма Страстей Господних г. Саратова священником Кириллом Петровичем. — Отец Кирилл, зачем был создан этот проект, какие цели Вы ставили перед собой? — Мы хотим донести до людей информацию, знакомую любому краеведу, но не известную большей части жителей. Мало кто знает о том, какие прекрасные церкви были в дореволюционном Саратове и сколько их было уничтожено. Зато у нас по сей день популяризируется имя Николая Гавриловича Чернышевского, многие помнят со школьной скамьи, что Саратов — один из первых городов в стране, который «принял революцию», горожане наслышаны о связи с Саратовской землей восстаний Степана Разина и Емельяна Пугачева, гордятся Василием Ивановичем Чапаевым. Такой перекос в восприятии нашей истории — наследие советского прошлого. Саратов пытались сделать образцовым советским городом. Это была систематическая работа, и закрытие храмов было важной его составляющей. — И ведь был период в истории нашего города, когда действующих храмов не было вообще… — Да, с конца 30-х годов, точнее сказать сложно. Но уже в 1942 году вновь открылся Троицкий собор, а в 1948-м — Духосошественский храм. Эти два храма и были действующими к началу 90-х годов. Тогда открылся храм в честь иконы Божией Матери «Утоли мои печали», была передана епархии Покровская церковь и начали восстанавливать Серафимовский храм — он был возвращен Церкви в ужасном состоянии, сохранность его первоначального облика была не более десяти процентов.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/18/pokaza...

И.В. Полянский 1.5. В Устиновском приходе На другой день (23 апреля) я с своим хозяином Василием Николаевичем на паре его лошадей приехал в село Устиново. 23-е апреля – престольный праздник в этом селе, и приход называется Георгиевским. Судя по этому, можно было ожидать большого стечения народу, – но народа было в церкви очень мало. Еще едучи в Устиново, я удивлялся не мало, что народ во многих домах, сидя под окошками, пьет чай. В церковь пришло человек 50 мужчин, женского пола до полутораста, – больше девушек. Об моем приезде священник предуведомил прихожан, т. е. собственно интересующихся делом. Перед обедней я побеседовал, – показывал книги старопечатные, и грамотеи сами читали указанные мною важные места в книгах. За обедней сказал проповедь о вечности церкви и о таинстве причащения. Собеседников интересных не было. Из местных обличителей раскола известен тамошний церковный староста Василий Гаврилов. У него есть книги, необходимые для вразумления заблуждающихся. Он читает из этих книг народу в промежутках между утренями и обеднями. После обеда священник проводил меня в деревню Губино, самую обильную староверами в Георгиевском приходе. Приехали в церковному старосте, тому самому Василию Гаврилову, о котором сейчас упомянуто. Он ходил приглашать местных влиятельных старообрядцев, Павла Федотова и Грушина, не желают ли они побеседовать с миссионером. Но они не пришли, извиняясь тем, что время праздничное, – не могут оставить своих гостей. Итак, беседы многолюдной и с участием начетчиков не могло состояться, потому что в редком доме не было гостей и редкий гость, и хозяин были трезвы. От старосты Василий Николаевич повел меня к своему родственнику Лаврентию Филиппову. В числе гостей был отставной солдат Нил Павлов. Он мне очень понравился, степенный мужик, – угощался одним чаем, вина не пил. Хозяин указал мне на него, как на сомневающегося. Из разговоров с ним я узнал, что он только года с два как отбился от церкви, но окончательно еще не пристал ни к одной из многочисленных «старых вер». Интересно, что Нил Павлов прежде был одним из самых ревностных посетителей храма Божия, и священника не чуждался, даже водил с ним дружбу, бывал у него гостем и его принимал у себя как гостя; но...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конференция представляет собой часть просветительского проекта Международного Фонда славянской письменности и культуры и его партнеров «Монументальная летопись России», целями которой являются: сохранение истории нашей многонациональной страны для современников и будущих поколений граждан Российской Федерации, в том числе, и на освобожденных территориях; патриотическое воспитание подрастающего поколения и противодействие переписыванию истории. Организаторы конференции: Высоко-Петровский монастырь, Общественный Международный фонд славянской письменности и культуры Конференция будет проходить в формате выступлений приглашенных экспертов Предварительный список выступающих: 1. Наместник Высоко-Петровского монастыря, епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев) 2. Гаврилов Сергей Анатольевич - Председатель комитета Госдумы РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, председатель межфракционной группы по защите христианских ценностей 3. Круговых Игорь Эрикович - Председатель Совета Московского регионального отделения Ассамблеи народов России, Заместитель председателя Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, кандидат исторических наук, академик РАЕН 4. Перевезенцев Сергей Вячеславович русский историк, писатель, публицист, доктор исторических наук, профессор факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, сопредседатель Правления Союза писателей России 5. Дворцов Василий Владимирович, заместитель председателя Правления, генеральный директор Союза писателей России 6. Болотин Леонид Евгеньевич - историк-источниковед, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело» 7. Моисеев Сергей Валерьевич - Председатель общественной организации «Русь Триединая» 8. Фролов Кирилл Александрович - заведующий отделом по взаимодействию с Русской Церковью Института стран СНГ, председатель Ассоциации православных экспертов 9. Молчанов Олег Иванович - Заслуженный художник России, скульптор. 10. Степанов Анатолий Дмитриевич - Главный редактор портала «Русская народная линия», член Союза писателей России, историк

http://ruskline.ru/anonsy/2023/10/26/v_m...

Красное-Сумароковых. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь в честь Св. Троицы с приделами Иоанна Предтечи и преподобного Сергия Карта и ближайшие объекты Восточнее села Спас, стоявшего слева от дороги из Нерехты в сторону Волгореченска, на горе видно село Красное - Сумароковых, отмеченное церковью Троицы. Своё название село получило за красоту местоположения и от фамилии последних владельцев - Сумароковых. Село расположено на левом холмистом берегу речки Сенкешки, окружённое с трёх сторон лугами. Село Красное в 1-ой пол. 17 века находилось в поместном владении Шокуровых и Лодыгиных, а часть села находилась в вотчине Михаила Евстафьевича Пушкина - предка поэта, отец которого в трагедии " Борис Годунов " выведен под именем боярина Афанасия. На " государевой земле " стояла тогда деревянная церковь Троицы клетского типа с приделами Сергия Радонежского и Благовещения. В 1665 г. поместье Михаила Фёдоровича Лодыгина перешло к князьям Фёдору и Григорию Хованским. В начале 18 в. село принадлежало Семёну Григорьевичу Шокурову, затем его жене Варваре Гавриловне. Позднее владельцами были Сумароковы, создавшие здесь усадьбу с регулярным парком и выстроившие каменную церковь. Предки старинного рода Сумароковых выехали когда-то из Швеции на службу к Вел. князю Василию Дмитриевичу. Из Костромской ветви Сумароковых значительный след в истории оставил секунд-майор Николай Степанович Сумароков (1727-1812). Он является первым историком и краеведом Костромского края. Им составлена рукопись " История о первоначалии и происшествиях города Костромы " , содержащая сведения с основания города и до 1778 года. Его сын Никита Сумароков основал в Костроме первую вольную типографию, служил в губернском правлении. Во 2-ой пол. 19 века Сумароковы подвизались на ниве просвещения; А.Ф.Сумарокова была начальницей Костромской женской Григоровской гимназии. В 19 веке несколькими деревнями у Красного владел Н.В.Философов, сын которого С.Н.Философов был известным художником-академиком. В настоящее время, к сожалению, мало что напоминает о некогда богатой процветающей в те времена усадьбе и их хозяевах. В большом и заросшем парке, окружённом рвом, с трудом читаются аллеи и остатки сооружений,беседок,зарос и пруд. От небольшого господского дома остался лишь фундамент на восточной оконечности парка. 

http://sobory.ru/article/?object=08332

Лекарево. Церковь Воздвижения Креста Господня. Церковь. Не действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня , Параскевы Иконийской , Власия Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1812 и 1830. Архитектор: С.Е. Дудин Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, Елабужский район, село Лекарево, улица Сельсоветская. д. 12. Координаты: 55.782591, 51.812312 Проезд: Со стороны Казани: по автодороге М-7 в сторону Набережных Челнов и Уфы. Через 32 км после моста через Вятку повернуть налево по указателю " Лекарево " . Со стороны Набережных Челнов и Елабуги: через 6 км в сторону Казани после крайней развязки на объездной дороге вокруг Елабуги (выезжая из Елабуги по О ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Со стороны Казани: по автодороге М-7 в сторону Набережных Челнов и Уфы. Через 32 км после моста через Вятку повернуть налево по указателю " Лекарево " . Со стороны Набережных Челнов и Елабуги: через 6 км в сторону Казани после крайней развязки на объездной дороге вокруг Елабуги (выезжая из Елабуги по Окружному шоссе - на перекрестке с М-7 прямо) повернуть направо. Через 1,5 км на перекрестке в селе Лекарево - направо. Церковь будет слева от дороги через 250 метров, после подъема в гору. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Трехпрестольный каменный храм построен в 1812-1830 гг., (приход открыт в 1708г.). В 1830г. освящены приделы во имя Святой Мученицы Параскевы и во имя Святого Мученика Власия. Главный престол освящен лишь в 1845 г. Автор проекта архитектор Ижевского завода Семен Емельянович Дудин. Крупный храм, выстроенный в традициях провинциального классицизма. В 20-е гг. подрядчиками были елабужские купцы братья Новиковы, отстраненные за недобросовестность, - с этим и была связана задержка в строительстве. Отделочные работы осуществлял крестьянин князя Урусова из Нижегородской губернии Семен Иванович Копорулин. Храм построен на средства Ижевского завода, к которому было приписано село, и прихожан. В 1770- 1798гг. в приходе служил священник Гавриил Семенов (1736-?), а в 1797-1836 гг.-его сын, священник Василий Гаврилович Лекарев (ум. 1836), выпускник Казанской духовной семинарии, сыгравший главную роль в строительстве нового храма.

http://sobory.ru/article/?object=12717

Лесное. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Погост Знаменский-Смердынский (Село Смердынь), ныне поселок Лесное, от Твери 180 верст, от Весьегонска 140 верст. Две церкви: 1) Церковь Знаменская, построена в 1835 году, каменная, престола три: Знамения Божией Матери, Святителя Николая и Великомученицы Евфимии. 2) на прежнем кладбище, деревянная церковь, возобновлена в 1870 году, престол один Святой Троицы. Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1879 года, исповедные с 1829 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Василий Алексеевич Аркадов 45-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1898 года, состоял заведующим церковно-приходской школы, членом благочинного совета и депутатом, награжден в 1886 году набедренником. Священник Николай Гаврилович Панов, окончил духовную семинарию, в служении с 1896 года, священником с 1899 года. Диакон Всеволод Александрович Лебедев 25-ти лет, в служении с 1896 года, диаконом с 1898 года. Псаломщик Николай Александрович Беззубиков 23-х лет, в должности с 1900 года. Псаломщик Феодор Воскресенский 34-х лет, в должности с 1899 года. Прихожан в селе Смердынях, в деревнях: Ошееве, Лыкошине, Угрюмовой-Горе, Сахине, Варвариной-Горе, Бобове, Спирове, Лукине, Кедрове, Высочке, Трубине, Стучеве, Поповке, Антушине, Городке, Свищеве, Мартышеве, Лопатихе, Пустой, Погребне - 486 дворов (1637 мужчин, 1906 женщин, в том числе раскольников 40 мужчин, 137 женщин). В 1914 году служили: Священник Григорий Плиткин 36-ти лет, окончил семинарию, на службе 12 лет, в Знаменском храме 7 лет. Штатный диакон Иоанн Дьяконов 35-ти лет, на службе 17 лет, в Знаменском храме 1 год. Псаломщик Лев Бойков 34-х лет, на службе 5 лет. Прихожан в деревнях: Ашеево, Угрюмова-Гора, Бобово, Сахино, Высочки, Трубно, Стучево, Поповка, Погребна, Городок, Антушино, Варварина-Гора, Спирово, Овчуха, Лукино, Кедрово, Свищево, Щедриха, Мартышево, Лопатиха, Пустая, Бабанова, Терехово - 1827 мужчин и 1994 женщины, раскольников 162 человека.

http://sobory.ru/article/?object=39618

М.И. Вострышев Василий Беллавин 19 января 1865 года в погосте 1 Клин Псковской губернии у священника Иоанна Тимофеева Беллавина и его жены Анны Гавриловой родился сын, которому суждено было стать одиннадцатым патриархом на Руси. Крещен младенец был в местной церкви Воскресения Христова, построенной в 1733 году «тщанием помещика Иоанна Данилова, сына Юренева», и наречен Василием – в честь святителя Василия Великого , вселенского отца и учителя христианской веры. В погосте Борки, что в десяти верстах от Клина, в церкви Живоначальной Троицы с давних времен служили дьячками предки Василия Беллавина: прапрапрадед Петр, прапрадед Осип, прадед Терентий, дед Тимофей. Они не раз отмечались начальством, судя по документам Духовной консистории, «за добродушие и усердие», «миролюбивую жизнь», «скромный характер», «домовитость», «добрую нравственность». Тимофей, сын Терентьев, первым в роду получил священнический сан и до конца своих дней служил в нескольких верстах от «родового гнезда» – в храме Успения Пресвятой Богородицы села Сопки. Фамилия Беллавины 2 – довольно распространенная в Псковской губернии, особенно в Торопецком уезде, и давалась людям исключительно духовного звания, многие носили даже одновременно две фамилии: Беллавины и Дьяконовы. Произошла она, по всей видимости, от клички «белый» – непорочный, безгрешный («Весь бо есть бел Господь наш, не имыи в себе никакой же скверны»). Священник Иоанн Беллавин исправно служил в погосте Клин с 1848 года, получив «благословение от архипастыря за рачительство», и в 1869 году был переведен в Спасо – Преображенский храм Торопца, города, чье прошлое уходит в темную даль, и лишь бесконечные набеги литовцев и поляков остались в летописях. Не брезговал и русский сосед пограбить тороватых торопчан: «Ходи Роман с новгородци к Торопцю и пожгоша домы их». Богаты были торопчане, их купцы торговали в Кенигсберге, Данциге, Лейпциге, Гамбурге, а сам город принадлежал к Ганзейскому союзу. К середине XIX века измельчала торговля, новые дороги прошли мимо Торопца, но, как и прежде, четырнадцать кожевенных заводиков продолжали поставлять российским и заморским купцам сафьян, красную и белую юфть, черные кожи. Небогатая, лесистая и болотистая торопецкая земля худо – бедно, но кормила жителей, возивших на полубарках в Ригу льняное семя, хлеб, смолу, деготь, щетину.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЕРИАН (Рудич Василий Несторович; 12.04.1889, с. Мизяковские Хутора Винницкого у. Подольской губ.- 27.02.1938, Ухтинско-Печорский ИТЛ), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии. Род. в крестьянской семье, рано лишился отца; старший брат В.- Каллиник служил священником в г. Брацлаве Подольской губ. По окончании ДУ в Тыврове В. Рудич поступил в Каменец-Подольскую ДС, окончив семинарию с отличием, в 1910 г. стал студентом МДА, к-рую окончил в 1916 г. со степенью канд. богословия. С 1 марта 1917 г. являлся профессорским стипендиатом, впосл. удостоен степени магистра богословия, до весны 1918 г. являлся доцентом МДА. Зимой 1917 г. пострижен в монашество с именем Валериан, 1 марта того же года рукоположен во иеромонаха. Участвовал в работе Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. С 15 авг. 1918 г. служил в Рашкове, в мае того же года назначен настоятелем Троицкого мон-ря в Каменце-Подольском, возведен в сан архимандрита. В кон. 1918 г., когда власть в городе неоднократно менялась, В. 6 раз подвергался кратковременному тюремному заключению. 7 июня 1921 г. В. был хиротонисан во епископа Проскуровского и Летичевского, викария Подольской епархии. Архиерею приходилось жить как в Проскурове (совр. Хмельницкий) (в здании по ул. Владимирской, где в 1921-1923 находилось ЕУ и архиерейский дом), так и в Каменце-Подольском. Особым попечением В. пользовался Головчинский в честь Преображения Господня жен. мон-рь неподалеку от Летичева, в к-ром В. нередко совершал монашеские постриги. Большое внимание епископ уделял окормлению молодежи, в проповедях не касался политики, старался в доступной форме раскрыть суть богослужения применительно к духовной жизни простого христианина. В. регулярно посещал дома прихожан, интересовался жизнью духовенства и клириков, помогал обездоленным и сиротам. Активно боролся с укр. автокефалистами, в связи с чем вместе с еп. Пименом (Пеговым) в 1920 г. подвергся аресту. 15 февр. 1922 г. автокефалисты при поддержке местных властей захватили церковь в с. Гавриловцы Каменецкого у. и совершили в ней богослужение на укр. языке. Возмущенные прихожане обратились к В. с просьбой о переосвящении храма, оскверненного раскольниками- «самосвятами» . Архиерей приехал в село 26 февр. 1922 г., освятил церковь и сказал проповедь о каноническом устройстве церковной жизни на Украине. В тот же день В. и сопровождавшее его духовенство были арестованы за антисоветскую пропаганду, освобождены 28 февр. 1922 г.

http://pravenc.ru/text/153967.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010