был переведен в Кременец, прихожане, запуганные властями, отдали римо-католикам братский Кирилло-Мефодиевский храм. В 1929 г. братство было упразднено. В 1906-1922 гг. в Остроге существовало еще одно правосл. братство - во имя князей Острожских, главой к-рого был свящ. Иоанн Балевич, настоятель Кирилло-Мефодиевской братской ц. В 1922 г. власти конфисковали музей братства при Острожском замке и отказались перерегистрировать устав мирянского союза. К 1923 г. свящ. Венедикт Туркевич зарегистрировал в Остроге новое Кирилло-Мефодиевское братство с «братским приходом», через неск. лет община была упразднена. В 1909 г. при Богоявленском соборе Острога было основано братство св. Феодора Острожского, главой к-рого вплоть до упразднения братства в 1919 г. являлся настоятель собора прот. Николай Кроткевич. В 1922 г. Никольский собор в Дубно был обращен в костел, упразднено Дубенское Никольское братство, основанное в 1871 г. В апр. 1921 г. польск. власти ответили отказом на просьбу братства о разрешении на хиротонию архим. Смарагда (Латышенкова) во епископа Дубенского, викария Волынской епархии (Там же. Ф. 348. Оп. 1. Д. 24. Л. 21). 17 июля 1924 г. архим. Тихон был уволен с должности наместника Жировицкого мон-ря, 23 июля запрещен в священнослужении Гродненским еп. Алексием (Громадским) , уехал в Дерманский мон-рь, но служил также и в Здолбунове, где Почаево-Богородичный храм уже находился в подчинении Почаевской лавре, но здание Здолбуновского подворья с домовым Никольским храмом оставалось в распоряжении Здолбуновского братства. Архим. Тихон призывал к сопротивлению календарной реформе, благодаря чему на Волыни удалось не допустить перевода богослужения на новый стиль. С 1 июля 1923 по 20 сент. 1924 г. настоятелем Дерманского мон-ря являлся викарий Варшавской митрополии Люблинский еп. Антоний (Марценко) , который фактически окормлял бывш. Острожскую кафедру. Власти упрекали епископа в том, что он препятствовал закрытию Дерманского ДУ (бывш. церковно-учительской семинарии). Заподозренный митр.

http://pravenc.ru/text/2581685.html

Антонием (Марценко). Викарию было запрещено совершать богослужения за пределами Милецкого монастыря, а также входить в переписку со священниками и благочинными Камень-Каширского повета. По решению Синода ПАПЦ от 17 нояб. 1930 г. имя еп. Антония возносилось в храмах г. Камень-Каширский (ныне Волынской обл.), где архиерей получил право священнодействовать, его кафедрой стал городской Ильинский собор. В документах за 1931 г. еп. Антоний упоминается как настоятель Милецкого монастыря, наместником к-рого тогда был игумен Иосиф (Забарчий); братия насчитывала 14 чел. (ГА Волынской обл. Ф. 46. Оп. 6. Д. 459. Л. 51-69). Обязанностью викария Полесской епархии был надзор за преподаванием Закона Божия в школах в Камень-Каширском повете Полесского воеводства. Ассимиляционная политика властей Полесского воеводства приводила к постоянным перемещениям духовенства на приходах. Один из ближайших соратников еп. Антония - настоятель Ильинского собора прот. Андрей Пинькевич, в нач. апр. 1934 г. по требованию полесского воеводы был уволен, его заменил ставленник властей прот. Иоанн Бекиш. В нач. 1934 г. Камень-Каширский епископ выступил одним из претендентов на Волынскую кафедру после решения Варшавского митр. Дионисия отказаться от временного управления Волынской епархией. После перевода на Волынь архиеп. Алексия (Громадского) и освобождения Гродненской кафедры по решению Синода ПАПЦ еп. Антоний с 29 марта 1934 по 5 дек. 1936 г., живя в Гродно, управлял Гродненско-Новогрудской епархией (см. Гродненская и Волковысская епархия ) с сохранением титула «епископ Камень-Каширский». В нач. 1937 г. еп. Антоний вернулся в Камень-Каширский, 3 марта того же года Синод Польской Церкви лишил Антония кафедры и почислил на покой с назначением ему местопребывания в Милецком мон-ре, где епископ краткое время числился настоятелем. В 1938 г. при неясных обстоятельствах архиерей был восстановлен на Камень-Каширской кафедре. После вхождения западноукр. земель в СССР еп. Антоний 25 июня 1940 г. был воссоединен с РПЦ Волынским и Луцким архиеп.

http://pravenc.ru/text/1470107.html

В 1920-1921 гг. продолжался конфликт между еп. Дионисием и архим. Смарагдом (Латышенко) , ректором возвращенной из Москвы Холмской ДС, которая разместилась в кременецком Богоявленском муж. мон-ре. В апр. 1920 г. архим. Смарагд отказался объединить Холмскую ДС с организуемой в Кременце Волынской епархиальной семинарией и заявил, что считает своим архиереем Белостокского и Холмского еп. Владимира (Тихоницкого) (ГА Волынской обл. Ф. 46. Оп. 1. Д. 7. Л. 3-5). Еп. Дионисий пожаловался властям, и волынский воевода 20 июня 1920 г. предупредил архим. Смарагда о том, что будет выдворять из Волынского воеводства всех священников, к-рые не признают еп. Дионисия. С аналогичными требованиями выступил и министр вероисповеданий и образования Польши С. Стемповский. В сент. 1920 г. начала работу Кременецкая семинария, куда перешло большинство преподавателей Холмской ДС, включая прот. Александра Громадского, ставшего ректором нового учебного заведения. 28 февр. 1921 г. еп. Фаддей (Успенский) подал Синоду и Собору укр. епископов прошение о создании Дубенского вик-ства Волынской епархии и о поставлении викарием архим. Смарагда. (Смарагда поддерживали русские на Волыни, в авг.-сент. 1921 обратившиеся в Варшавский синод с просьбой рукоположить Смарагда во епископа Дубенского; в Дубно и Ровно в то время были большие рус. общины, действовали рус. гимназии.) Этим планам противостоял еп. Дионисий, обвинивший Смарагда в антипольск. деятельности. Кременецкий епископ требовал от местных властей депортации Холмской ДС за пределы Волыни. В мае 1921 г. архим. Смарагд находился уже в Люблинском воеводстве. В июне 1921 г. последовало решение властей об упразднении Холмской ДС, депортированной ранее из Кременца, тогда же департамент православных исповеданий при Министерстве вероисповеданий и образования Польши признал за еп. Дионисием полномочия по руководству Кременецкой семинарией, легализованной в февр. 1921 г. В 1919-1920 гг. К. в. имело полусамостоятельный статус, в этот период при еп. Дионисии существовала Кременецкая консистория.

http://pravenc.ru/text/2459003.html

Ипатий Поцей 1593–1595 Иосиф, князь Курцевич 1621–1625 Епископы Волынские и Житомирские (в Остроге): Варлаам Шищацкий 1799–1805 Даниил Натток-Михайловский Мирдамский 1806–1813 Стефан Романовский 1813–1828 Амфросий Морев 1828–1832 Иннокентий Сельнокринов-Коровин 1832–1840 с 1833 архиепископ В Житомире: Никанор Клементьевский 1840–1843 с 1843 по 1860 епархией управляли архиепископы Варшавские Антоний Павлинский 1860–1866 с 1862 архиепископ Агафангел Соловьев 1866–1876 с 1868 архиепископ Димитрий Муретов , архиеп. 1876–1882 Тихон Покровский, архиеп. 1882–1885 Палладий Ганкевич, архиеп. 1885–1889 Модест Стрельбицкий 1889 с 1892 архиепископ Владимиро-Волынское викариатство Учреждено в 1891. Епископы (в Житомире): Паисий Виноградов 1891 с 28 июня 1894 года первый викарий Волынской епархии Вологодская. 22 Кафедра в Вологде. 23 Епископы Вологодские и Великопермские. Иоасаф I 1558–1570 Макарий 1571–1575 Варлаам I 1576–1584 Антоний, святой 1585–1587 Архиепископы Вологодские и Великопермские: Иона Думин 1588–1603 Иоасаф II 1603–1609 Сильверст, управ. еп. 1611–1613 Нектарий 1613–1616 Макарий 1617–1619 Корнилий 1620–1625 Нектарий, вторично 1625–1626 Варлаам II 1626–1645 Маркелл 1645–1663 Архиепископы Вологодские и Белозерские: 24 Симон 1664–1684 Гавриил Кичигин 1684–1707 Иосиф 1708–1716 Епископы Вологодские и Белозерские: Павел Васильев 1716–1725 Афанасий Науссиус Кондоиди 1726–1735 Амвросий Юшкевич 1736–1740 Пимен Савелов 1740–1753 Серапион Лятошевич 1753–1761 Иосиф Золотов 1761–1774 Ириней Братановский 1775–1796 Епископы Вологодские и Великоустюжские: Арсений Тодорский 1796–1802 Антоний Знаменский 1802–1803 Феофилакт Слонецкий 1803–1808 Евгений Болоховитинов 1808–1813 Онисифор Боровик 1814–1827 Моисей Богданов-Платонов (Антипов) 1827–1828 Стефан Романовский 1828–1841 Иннокентий Борисов 1841–1842 Иринарх Попов 1842–1844 Евлампий Пятницкий 1844–1852 Феогност Лебедев 1852–1856 Христофор Еммауский 1856–1866 Павел Доброхотов 1866–1869 Палладий Раев 1869–1873 Феодосий Шаповаленко 1873–1883

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как добрый пастырь, сказано было далее в инструкции викарию, ищет уклонившуюся овцу и вне двора овчего, так и он должен не только в церкви возвышать глас, призывающий к спасению, но и вне оной, при всяком благоприятном случае, простирать апостольскую мрежу простой, кроткой, назидательной беседы. Как дело обращения раскольников требует от викария особенной заботливости и деятельности, а от епархиального архиерея особенного внимания, то викарий должен по делам раскольническим быть в непрерывном секретном сношении с епархиальным архиереем, получая от него руководство и направление в своих занятиях, неукоснительно доставляя ему все потребные сведения». 303 Материальные средства пермского викария мало соответствовали его сану и возложенным на него трудам. Он почти не имел сенокосной и пашенной земли, потому что 11 отмежеванных ему десятин, по болотистой почве, были неудобны ни для сенокоса, ни для хлебопашества. Викарий жаловался синоду на крайнюю нужду, которую он терпит в этом отношении и вследствие того в 1837 году ему отвели казенных дач квадратную версту или 104 десятины и 400 сажен. 304 7) Варшавское викариатство, обращенное впоследствии в самостоятельную епархию На другой год по учреждении пермского викариатства явилось еще новое в Варшаве. В биографии с.-петербургского митрополита Антония уже был представлен очерк состояния православной церкви в Царстве Польском до Императора Николая I-ro. Здесь к этому очерку считаем нелишним прибавить, что во всем Царстве в 1828 году было только пять православных церквей, именно по одной в Люблине, в Варшаве, в Калише, в Петрокове и в Опатове и, сверх того, два православных монастыря: Дрогичинский и Яблочинский. Все приходские церкви были выстроены или греческими выходцами из Турции, или венграми и содержались процентами с завещанных в их пользу сумм и рентою с разных поземельных угодий; но состояние как причта, так и церквей, по большей части, было очень неудовлетворительно. При одних находился священник, но не имелось причетников, а при других не было ни священника, ни причта; сами храмы, по большей части, нуждались в необходимых принадлежностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из числа сих епархий при Императоре Николае было вновь образовано 14, именно 6 архиепископий: херсонская, литовская, варшавская, рижская, олонецкая, донская, и 8 епископий: полоцкая, томская, саратовская, симбирская, кавказская, камчатская, самарская и абхазская. Но кроме значительного увеличения числа самостоятельных епархий, в то царствование было образовано еще 7 новых викариатств, 459 так что в последний год царствования Николая I их уже считалось 12: киевское, новгородское, московское, с.-петербургское, грузинское, казанское, херсонское, подольское, два литовских, пермское и волынское. Отделение VIII. Хронологический перечень епархиальных и викарных архиереев всех епархий Этот перечень расположен по старшинству и по степеням епархий. 1) Киевская епархия 1) Евгений, с 1822 г., из псковских архиепископов, умер в 1837 г. от апоплексического удара: 2) Филарет, с 1837 г. по 1855 год, из ярославских архиепископов. 2) Новгородская и с.-петербургская 1) Серафим, с 1821 года, из московских митрополитов, умер в 1842 году; 2) Антоний, с 1842 г., из варшавских архиепископов, умер в 1848 г.; 3) Никанор, с 1848 по 1855 год, также из варшавских архиепископов. 3) Московская 1) Филарет, с 1821 по 1855 год, переведен из ярославских архиепископов тем же саном и в день коронации Императора Николая I пожалован митрополитом. 4) Казанская 1) Амвросий, с 1815 года по 1826, из тульских епископов, перемещен в Тверь: 2) Иона, с 1826 года, из тверских архиепископов; умер в 1828 году; 3) Филарет, с 1828 по 1836 год, из рязанских архиепископов, переведен в Ярославль; 4) Владимир, с 1836 года, из черниговских архиепископов; уволен в 1848 году, по прошению, на покой в свияжский монастырь; 5) Григорий, из тверских архиепископов, с 1848 по 1855 год. 5) Астраханская 1) Павел, с 1825 года, из слободско-украинских епископов; умер в 1832 году; 2) Виталий, оттуда же, управлял с 1832 по 1841 год своей кончины: 3) Стефан, из вологодских епископов, правил епархией не более 6 месяцев; умер в 1841 г.; 4) Смарагд, с 1841 по 1844 год, из харьковских епископов; переведен, по прошению, в Орел; 5) Евгений, из экзархов Грузии, с 1844 по 1855 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пребывание викарию назначено в Варшаве, как средоточии нашего правительства в Царстве Польском. « Церковь наша, по словам обер-прокурора Нечаева, получит от того новое подобающее ей уважение, не уступая более ни в чем первенства католической и униатской церквам, имеющих там своих архиереев. Викарию, в Варшаве проживающему, удобнее войти в сношение с тамошним униатским епископом и, может быть, удастся ему подвигнуть его к подражанию тем мерам сближения с нашею церковью, которые приемлются ныне всеми единоверными ему архиереями в Литве и Белоруссии». 308 По мысли того же Нечаева, указ об учреждении варшавского викариатства был подписан Государем 22-го апреля 1834 г., в день Светлого Христова Воскресения, в который тогда праздновала Россия и исполнение совершеннолетия Наследника престола. 309 На новое викариатство представлены были синодом следующие три кандидата: первым ректор подольской семинарии Гедеон, вторым наместник Почаевской Лавры Антоний и третьим ректор киевской семинарии Иустин. Государь избрал Антония, по особенной рекомендации обер-прокурора, представлявшего его человеком надежнейшим по своим правилам и способнейшим по основательному уму и образованию. «Как уроженец волынской епархии, далее продолжал Нечаев, где он до поступления в монашество был протоиереем, он имеет еще то важное преимущество, что ему хорошо известны и язык, и дух жителей тамошнего края. Преосвященный волынский, под начальством коего будет он состоять викарием в Варшаве, отзывается о сем достойном сановнике с искреннею похвалою, а таковое распоряжение, со своей стороны, может служить важным ручательством за необходимое для успеха единомыслие в будущем образе их действования». 310 Действительно, отзыв Иннокентия об Антонии был самым лестным для него панегириком. Вот его слова: «Сей священнослужитель (сколько я сам лично мог узнать его и удостовериться об нем из собранных сведений) и по летам своим, и по здравому и проницательному уму своему, и по довольным познаниям в науках, и по весьма хорошей способности в проповедании слова Божия, и по строгим правилам нравственности, и по отлично благоразумному и доброму своему поведению, и по опытности в делах епархиального управления, и по особенному знанию местных обстоятельств, а наипаче хитростей и козней папежского духовенства противу православной церкви, и по своей преданности престолу и отечеству, без всякого сомнения, будет самым благонадежнейшим наместником Почаевской лавры (отзыв сделан был по случаю представления Антония в наместники лавры Почаевской) и верным помощником епархиального архиерея волынского не только по лавре, но и по управлению епархией».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

340 Далее Бибиков указывал на вред от несовместного пребывания гражданского и духовного начальств, обнаруживающийся разрозненностью их действий, отсутствием единодушия и энергии, умножением недоразумений и часто неудовольствий, чем всем искусно пользуются поляки и католическое духовенство. Вместе с этим, он первый высказал мысль об учреждении волынского викариатства, как бы отвечая на возражение синода, утверждавшего, что пребывание волынского архиерея в Почаеве необходимо для надзора за семинарией, находящеюся близ Почаева, в г. Кременце. «Для наблюдения за Почаевской лаврой – писал Бибиков – и кременецкими семинариями может быть назначен в Почаеве викарный епископ, который и будет ближайшим их начальником, в губернский же город я просил бы перевести только архиепископа, с консисторией и штатом». Все предположения Бибикова были вполне одобрены и 1-го октября 1840 года Государь утвердил перемещение в Житомир православного епископа из Почаева и католического из Луцка, выразив при этом Бибикову, что ему «было бы весьма приятно, чтобы православный архиепископ был переведен в Житомир прежде епископа католического, дабы католики не могли думать, что они прежде исполнили Высочайшую волю». 341 Вместе с этим перемещением Волынской кафедры, было образовано волынское викариатство, учреждение которого признавалось необходимым: 1) для облегчения занятий епархиального преосвященного, потому что волынская епархия, по своей обширности, по различию вероисповедания её жителей и, в особенности, по преобладающему там духу латинства, представляет немаловажные затруднения к развитию православия и требует по сему случаю особенного внимания и особенной деятельности; 2) для поддержания благосостояния знаменитой Почаевской обители, возведенной на степень лавры, и 3) для усиления надзора за обширной волынской семинарией. Волынский викарий получил наименование острожского, местом пребывания его назначена Почаевская лавра, жалования ему положено 285 р. 90 коп. сер. и столько же на стол. При викарии не определено ни кафедрального собора, ни особых священнослужителей, но предоставлено ему совершать богослужение с лаврской братией, и для того к штатному числу монашествующих прибавлены два иподиакона; певческий же хор учрежден при волынском викарии в тех же размерах, в каких существовал при тверском викариатстве, которое теперь закрывалось, с переводом его и штатного положения на вновь утвержденное острожское и с преобразованием варшавской викарной кафедры в самостоятельную.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В том же 1875 году отец Маркелл был рукоположен в сан епископа Люблинского, викария Варшавской епархии. Скончался он в 1903 году в сане архиепископа и членом Синода. После воссоединения холмских униатов уния оставалась лишь в отторженной от России Австро-Венгрией Галиции и Прикарпатской Руси. В 1830-х годах стремление к Православию пробудилось среди порабощенных немецкими баронами эстонцев и латышей, принадлежавших к лютеранскому вероисповеданию. В своих скорбях крестьяне Прибалтийского края издавна искали утешения вне лютеранства, которое слишком грубо проявляло себя как религия господствующего немецкого элемента. Латыши и эстонцы ходили на богомолье в православный Псково-Печерский монастырь. В 1836 году в Риге было учреждено викариатство Псковской епархии. Викарием назначили преосвященного Иринарха (Попова). При нем, а особенно при его преемнике епископе Филарете (Гумилевском) , в Ригу к архиерею приезжали тысячи крестьян с заявлением о желании присоединиться к Православной Церкви. В 40-х годах более 100 тысяч латышей и эстонцев обратились в Православие. В Риге было устроено православное Духовное училище, которое сразу же переполнилось местными уроженцами. Латыши и эстонцы, оставшиеся в лютеранстве, любили молиться в православных храмах, многие из них крестили детей у православных священников. Епископ Филарет открывал новые приходы, устраивал школы с преподаванием на местных языках, защищал новообращенных эстонцев и латышей от их помещиков-лютеран. Бароны были крайне встревожены, опасаясь, что укрепление Православия в этом крае подорвет их господство. Опираясь на поддержку высших правительственных чиновников Бенкендорфа, Остен-Сакена, Дубельта, они оказывали противодействие усилиям епископа Филарета и движению самих эстонцев и латышей к Православию. Немецкая партия при императорском дворе, сломив сопротивление графа Протасова, добилась от Синода распоряжения о том, чтобы при принятии лютеран в Православие соблюдалась «сугубая осторожность и постепенность». Происходили события, казалось бы, невозможные в православном государстве: немецкая полиция в Риге оружием разгоняла людей от архиерейского дома, за одну попытку приблизиться к этому дому их избивали плетьми и бросали в тюрьмы. В 1845 году остзейские бароны исходатайствовали распоряжение об обязательном шестимесячном сроке между подачей заявления о переходе в Православие и самим присоединением. И в течение этого срока пожелавшие присоединиться подвергались жестоким издевательствам от своих озлобленных помещиков и пасторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии (30.5.1904). Епископ Елисаветградский, викарий Херсонской епархии (18.7.1905) и одновременно ректор Казанской Духовной Академии, доктор церковной истории (март 1910). Епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии (27.8.1905); Саратовский и Царицынский (17.1.1912). Архиепископ Владимирский и Суздальский (30.7.1914). Весной 1917 г. съездом духовенства снят с епархии «за деспотическое» управление и дерзкое обращение с духовенством. За попытку захватить церковную власть на Украине и объявить автокефалию запрещён в служении (1918). Скончался, примирившись с Церковью. Отпет в Новосибирске. 317        Архиепископ Казанский и Свияжский Никанор (Каменский , 1848–1910) – окончил Казанскую Духовную Академию. Хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии (1891). Епископ Смоленский и Дорогобужский (1896); Орловский и Севский (1899); Екатеринбургский и Ирбитский (1902); Гродненский и Брестский (1903). Архиепископ Варшавский и Привислинский (1905); Казанский и Свияжский (1908). Автор трудов: «Изображение Мессии в Псалтири», «Экзегетико-критическое исследование мессианских псалмов с кратким очерком учения о Мессии до пророка Давида», «Объяснение послания Апостола Павла» и др. 318        Архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин , 1839–17.3.1908) – образование получил в Воронежской Духовной Семинарии и Санкт-Петербургской Духовной Академии (1865). Ректор Тамбовской Духовной Семинарии (1872). Пострижен в монашество и возведён в сан архимандрита (1877). Ректор Воронежской Духовной семинарии (1881). Хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии (4.1.1887). Епископ Балтский, викарий Подольской епархии (28.10.1887); Подольский и Брацлавский (13.12.1890); Тверской и Кашинский (2.11.1896; с 6.5.1898 – архиепископ). Архиепископ Казанский и Свияжский (26.3.1905). В 1907 г., в годы правления Владыки, в епархии было учреждено третье викариатство для епархиального миссионера, которым стал епископ Андрей (Ухтомский). Будучи замечательным учёным в области церковной истории и археологии, архиепископ Димитрий оставил после себя множество научных трудов. 321        Митрополит Японский Сергий (Тихомиров , 1871–11.8.1945) – уроженец Новогородской губернии. Учился в Санкт-Петербургской Духовной Академии (1892–1896). Пострижен в монахи (1895), рукоположен во иеромонаха. Инспектор Санкт-Петербургской Духовной Семинарии (1896), архимандрит (1899). Ректор Санкт-Петербургских Духовных Семинарии и Академии (1905). Хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии (6.11.1905). Епископ Киотоский и помощник начальника Русской Духовной миссии в Японии (21.3.1908). Епископ Японский и начальник Русской Духовной миссии в Японии (19.5.1912). Архиепископ (1921). Митрополит (1931). На покое (4.9.1940).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010