был переведен в Кременец, прихожане, запуганные властями, отдали римо-католикам братский Кирилло-Мефодиевский храм. В 1929 г. братство было упразднено. В 1906-1922 гг. в Остроге существовало еще одно правосл. братство - во имя князей Острожских, главой к-рого был свящ. Иоанн Балевич, настоятель Кирилло-Мефодиевской братской ц. В 1922 г. власти конфисковали музей братства при Острожском замке и отказались перерегистрировать устав мирянского союза. К 1923 г. свящ. Венедикт Туркевич зарегистрировал в Остроге новое Кирилло-Мефодиевское братство с «братским приходом», через неск. лет община была упразднена. В 1909 г. при Богоявленском соборе Острога было основано братство св. Феодора Острожского, главой к-рого вплоть до упразднения братства в 1919 г. являлся настоятель собора прот. Николай Кроткевич. В 1922 г. Никольский собор в Дубно был обращен в костел, упразднено Дубенское Никольское братство, основанное в 1871 г. В апр. 1921 г. польск. власти ответили отказом на просьбу братства о разрешении на хиротонию архим. Смарагда (Латышенкова) во епископа Дубенского, викария Волынской епархии (Там же. Ф. 348. Оп. 1. Д. 24. Л. 21). 17 июля 1924 г. архим. Тихон был уволен с должности наместника Жировицкого мон-ря, 23 июля запрещен в священнослужении Гродненским еп. Алексием (Громадским) , уехал в Дерманский мон-рь, но служил также и в Здолбунове, где Почаево-Богородичный храм уже находился в подчинении Почаевской лавре, но здание Здолбуновского подворья с домовым Никольским храмом оставалось в распоряжении Здолбуновского братства. Архим. Тихон призывал к сопротивлению календарной реформе, благодаря чему на Волыни удалось не допустить перевода богослужения на новый стиль. С 1 июля 1923 по 20 сент. 1924 г. настоятелем Дерманского мон-ря являлся викарий Варшавской митрополии Люблинский еп. Антоний (Марценко) , который фактически окормлял бывш. Острожскую кафедру. Власти упрекали епископа в том, что он препятствовал закрытию Дерманского ДУ (бывш. церковно-учительской семинарии). Заподозренный митр. |
Антонием (Марценко). Викарию было запрещено совершать богослужения за пределами Милецкого монастыря, а также входить в переписку со священниками и благочинными Камень-Каширского повета. По решению Синода ПАПЦ от 17 нояб. 1930 г. имя еп. Антония возносилось в храмах г. Камень-Каширский (ныне Волынской обл.), где архиерей получил право священнодействовать, его кафедрой стал городской Ильинский собор. В документах за 1931 г. еп. Антоний упоминается как настоятель Милецкого монастыря, наместником к-рого тогда был игумен Иосиф (Забарчий); братия насчитывала 14 чел. (ГА Волынской обл. Ф. 46. Оп. 6. Д. 459. Л. 51-69). Обязанностью викария Полесской епархии был надзор за преподаванием Закона Божия в школах в Камень-Каширском повете Полесского воеводства. Ассимиляционная политика властей Полесского воеводства приводила к постоянным перемещениям духовенства на приходах. Один из ближайших соратников еп. Антония - настоятель Ильинского собора прот. Андрей Пинькевич, в нач. апр. 1934 г. по требованию полесского воеводы был уволен, его заменил ставленник властей прот. Иоанн Бекиш. В нач. 1934 г. Камень-Каширский епископ выступил одним из претендентов на Волынскую кафедру после решения Варшавского митр. Дионисия отказаться от временного управления Волынской епархией. После перевода на Волынь архиеп. Алексия (Громадского) и освобождения Гродненской кафедры по решению Синода ПАПЦ еп. Антоний с 29 марта 1934 по 5 дек. 1936 г., живя в Гродно, управлял Гродненско-Новогрудской епархией (см. Гродненская и Волковысская епархия ) с сохранением титула «епископ Камень-Каширский». В нач. 1937 г. еп. Антоний вернулся в Камень-Каширский, 3 марта того же года Синод Польской Церкви лишил Антония кафедры и почислил на покой с назначением ему местопребывания в Милецком мон-ре, где епископ краткое время числился настоятелем. В 1938 г. при неясных обстоятельствах архиерей был восстановлен на Камень-Каширской кафедре. После вхождения западноукр. земель в СССР еп. Антоний 25 июня 1940 г. был воссоединен с РПЦ Волынским и Луцким архиеп. |
В 1920-1921 гг. продолжался конфликт между еп. Дионисием и архим. Смарагдом (Латышенко) , ректором возвращенной из Москвы Холмской ДС, которая разместилась в кременецком Богоявленском муж. мон-ре. В апр. 1920 г. архим. Смарагд отказался объединить Холмскую ДС с организуемой в Кременце Волынской епархиальной семинарией и заявил, что считает своим архиереем Белостокского и Холмского еп. Владимира (Тихоницкого) (ГА Волынской обл. Ф. 46. Оп. 1. Д. 7. Л. 3-5). Еп. Дионисий пожаловался властям, и волынский воевода 20 июня 1920 г. предупредил архим. Смарагда о том, что будет выдворять из Волынского воеводства всех священников, к-рые не признают еп. Дионисия. С аналогичными требованиями выступил и министр вероисповеданий и образования Польши С. Стемповский. В сент. 1920 г. начала работу Кременецкая семинария, куда перешло большинство преподавателей Холмской ДС, включая прот. Александра Громадского, ставшего ректором нового учебного заведения. 28 февр. 1921 г. еп. Фаддей (Успенский) подал Синоду и Собору укр. епископов прошение о создании Дубенского вик-ства Волынской епархии и о поставлении викарием архим. Смарагда. (Смарагда поддерживали русские на Волыни, в авг.-сент. 1921 обратившиеся в Варшавский синод с просьбой рукоположить Смарагда во епископа Дубенского; в Дубно и Ровно в то время были большие рус. общины, действовали рус. гимназии.) Этим планам противостоял еп. Дионисий, обвинивший Смарагда в антипольск. деятельности. Кременецкий епископ требовал от местных властей депортации Холмской ДС за пределы Волыни. В мае 1921 г. архим. Смарагд находился уже в Люблинском воеводстве. В июне 1921 г. последовало решение властей об упразднении Холмской ДС, депортированной ранее из Кременца, тогда же департамент православных исповеданий при Министерстве вероисповеданий и образования Польши признал за еп. Дионисием полномочия по руководству Кременецкой семинарией, легализованной в февр. 1921 г. В 1919-1920 гг. К. в. имело полусамостоятельный статус, в этот период при еп. Дионисии существовала Кременецкая консистория. |
Ипатий Поцей 1593–1595 Иосиф, князь Курцевич 1621–1625 Епископы Волынские и Житомирские (в Остроге): Варлаам Шищацкий 1799–1805 Даниил Натток-Михайловский Мирдамский 1806–1813 Стефан Романовский 1813–1828 Амфросий Морев 1828–1832 Иннокентий Сельнокринов-Коровин 1832–1840 с 1833 архиепископ В Житомире: Никанор Клементьевский 1840–1843 с 1843 по 1860 епархией управляли архиепископы Варшавские Антоний Павлинский 1860–1866 с 1862 архиепископ Агафангел Соловьев 1866–1876 с 1868 архиепископ Димитрий Муретов , архиеп. 1876–1882 Тихон Покровский, архиеп. 1882–1885 Палладий Ганкевич, архиеп. 1885–1889 Модест Стрельбицкий 1889 с 1892 архиепископ Владимиро-Волынское викариатство Учреждено в 1891. Епископы (в Житомире): Паисий Виноградов 1891 с 28 июня 1894 года первый викарий Волынской епархии Вологодская. 22 Кафедра в Вологде. 23 Епископы Вологодские и Великопермские. Иоасаф I 1558–1570 Макарий 1571–1575 Варлаам I 1576–1584 Антоний, святой 1585–1587 Архиепископы Вологодские и Великопермские: Иона Думин 1588–1603 Иоасаф II 1603–1609 Сильверст, управ. еп. 1611–1613 Нектарий 1613–1616 Макарий 1617–1619 Корнилий 1620–1625 Нектарий, вторично 1625–1626 Варлаам II 1626–1645 Маркелл 1645–1663 Архиепископы Вологодские и Белозерские: 24 Симон 1664–1684 Гавриил Кичигин 1684–1707 Иосиф 1708–1716 Епископы Вологодские и Белозерские: Павел Васильев 1716–1725 Афанасий Науссиус Кондоиди 1726–1735 Амвросий Юшкевич 1736–1740 Пимен Савелов 1740–1753 Серапион Лятошевич 1753–1761 Иосиф Золотов 1761–1774 Ириней Братановский 1775–1796 Епископы Вологодские и Великоустюжские: Арсений Тодорский 1796–1802 Антоний Знаменский 1802–1803 Феофилакт Слонецкий 1803–1808 Евгений Болоховитинов 1808–1813 Онисифор Боровик 1814–1827 Моисей Богданов-Платонов (Антипов) 1827–1828 Стефан Романовский 1828–1841 Иннокентий Борисов 1841–1842 Иринарх Попов 1842–1844 Евлампий Пятницкий 1844–1852 Феогност Лебедев 1852–1856 Христофор Еммауский 1856–1866 Павел Доброхотов 1866–1869 Палладий Раев 1869–1873 Феодосий Шаповаленко 1873–1883 |
Как добрый пастырь, сказано было далее в инструкции викарию, ищет уклонившуюся овцу и вне двора овчего, так и он должен не только в церкви возвышать глас, призывающий к спасению, но и вне оной, при всяком благоприятном случае, простирать апостольскую мрежу простой, кроткой, назидательной беседы. Как дело обращения раскольников требует от викария особенной заботливости и деятельности, а от епархиального архиерея особенного внимания, то викарий должен по делам раскольническим быть в непрерывном секретном сношении с епархиальным архиереем, получая от него руководство и направление в своих занятиях, неукоснительно доставляя ему все потребные сведения». 303 Материальные средства пермского викария мало соответствовали его сану и возложенным на него трудам. Он почти не имел сенокосной и пашенной земли, потому что 11 отмежеванных ему десятин, по болотистой почве, были неудобны ни для сенокоса, ни для хлебопашества. Викарий жаловался синоду на крайнюю нужду, которую он терпит в этом отношении и вследствие того в 1837 году ему отвели казенных дач квадратную версту или 104 десятины и 400 сажен. 304 7) Варшавское викариатство, обращенное впоследствии в самостоятельную епархию На другой год по учреждении пермского викариатства явилось еще новое в Варшаве. В биографии с.-петербургского митрополита Антония уже был представлен очерк состояния православной церкви в Царстве Польском до Императора Николая I-ro. Здесь к этому очерку считаем нелишним прибавить, что во всем Царстве в 1828 году было только пять православных церквей, именно по одной в Люблине, в Варшаве, в Калише, в Петрокове и в Опатове и, сверх того, два православных монастыря: Дрогичинский и Яблочинский. Все приходские церкви были выстроены или греческими выходцами из Турции, или венграми и содержались процентами с завещанных в их пользу сумм и рентою с разных поземельных угодий; но состояние как причта, так и церквей, по большей части, было очень неудовлетворительно. При одних находился священник, но не имелось причетников, а при других не было ни священника, ни причта; сами храмы, по большей части, нуждались в необходимых принадлежностях. |
Из числа сих епархий при Императоре Николае было вновь образовано 14, именно 6 архиепископий: херсонская, литовская, варшавская, рижская, олонецкая, донская, и 8 епископий: полоцкая, томская, саратовская, симбирская, кавказская, камчатская, самарская и абхазская. Но кроме значительного увеличения числа самостоятельных епархий, в то царствование было образовано еще 7 новых викариатств, 459 так что в последний год царствования Николая I их уже считалось 12: киевское, новгородское, московское, с.-петербургское, грузинское, казанское, херсонское, подольское, два литовских, пермское и волынское. Отделение VIII. Хронологический перечень епархиальных и викарных архиереев всех епархий Этот перечень расположен по старшинству и по степеням епархий. 1) Киевская епархия 1) Евгений, с 1822 г., из псковских архиепископов, умер в 1837 г. от апоплексического удара: 2) Филарет, с 1837 г. по 1855 год, из ярославских архиепископов. 2) Новгородская и с.-петербургская 1) Серафим, с 1821 года, из московских митрополитов, умер в 1842 году; 2) Антоний, с 1842 г., из варшавских архиепископов, умер в 1848 г.; 3) Никанор, с 1848 по 1855 год, также из варшавских архиепископов. 3) Московская 1) Филарет, с 1821 по 1855 год, переведен из ярославских архиепископов тем же саном и в день коронации Императора Николая I пожалован митрополитом. 4) Казанская 1) Амвросий, с 1815 года по 1826, из тульских епископов, перемещен в Тверь: 2) Иона, с 1826 года, из тверских архиепископов; умер в 1828 году; 3) Филарет, с 1828 по 1836 год, из рязанских архиепископов, переведен в Ярославль; 4) Владимир, с 1836 года, из черниговских архиепископов; уволен в 1848 году, по прошению, на покой в свияжский монастырь; 5) Григорий, из тверских архиепископов, с 1848 по 1855 год. 5) Астраханская 1) Павел, с 1825 года, из слободско-украинских епископов; умер в 1832 году; 2) Виталий, оттуда же, управлял с 1832 по 1841 год своей кончины: 3) Стефан, из вологодских епископов, правил епархией не более 6 месяцев; умер в 1841 г.; 4) Смарагд, с 1841 по 1844 год, из харьковских епископов; переведен, по прошению, в Орел; 5) Евгений, из экзархов Грузии, с 1844 по 1855 год. |
Пребывание викарию назначено в Варшаве, как средоточии нашего правительства в Царстве Польском. « Церковь наша, по словам обер-прокурора Нечаева, получит от того новое подобающее ей уважение, не уступая более ни в чем первенства католической и униатской церквам, имеющих там своих архиереев. Викарию, в Варшаве проживающему, удобнее войти в сношение с тамошним униатским епископом и, может быть, удастся ему подвигнуть его к подражанию тем мерам сближения с нашею церковью, которые приемлются ныне всеми единоверными ему архиереями в Литве и Белоруссии». 308 По мысли того же Нечаева, указ об учреждении варшавского викариатства был подписан Государем 22-го апреля 1834 г., в день Светлого Христова Воскресения, в который тогда праздновала Россия и исполнение совершеннолетия Наследника престола. 309 На новое викариатство представлены были синодом следующие три кандидата: первым ректор подольской семинарии Гедеон, вторым наместник Почаевской Лавры Антоний и третьим ректор киевской семинарии Иустин. Государь избрал Антония, по особенной рекомендации обер-прокурора, представлявшего его человеком надежнейшим по своим правилам и способнейшим по основательному уму и образованию. «Как уроженец волынской епархии, далее продолжал Нечаев, где он до поступления в монашество был протоиереем, он имеет еще то важное преимущество, что ему хорошо известны и язык, и дух жителей тамошнего края. Преосвященный волынский, под начальством коего будет он состоять викарием в Варшаве, отзывается о сем достойном сановнике с искреннею похвалою, а таковое распоряжение, со своей стороны, может служить важным ручательством за необходимое для успеха единомыслие в будущем образе их действования». 310 Действительно, отзыв Иннокентия об Антонии был самым лестным для него панегириком. Вот его слова: «Сей священнослужитель (сколько я сам лично мог узнать его и удостовериться об нем из собранных сведений) и по летам своим, и по здравому и проницательному уму своему, и по довольным познаниям в науках, и по весьма хорошей способности в проповедании слова Божия, и по строгим правилам нравственности, и по отлично благоразумному и доброму своему поведению, и по опытности в делах епархиального управления, и по особенному знанию местных обстоятельств, а наипаче хитростей и козней папежского духовенства противу православной церкви, и по своей преданности престолу и отечеству, без всякого сомнения, будет самым благонадежнейшим наместником Почаевской лавры (отзыв сделан был по случаю представления Антония в наместники лавры Почаевской) и верным помощником епархиального архиерея волынского не только по лавре, но и по управлению епархией». |
340 Далее Бибиков указывал на вред от несовместного пребывания гражданского и духовного начальств, обнаруживающийся разрозненностью их действий, отсутствием единодушия и энергии, умножением недоразумений и часто неудовольствий, чем всем искусно пользуются поляки и католическое духовенство. Вместе с этим, он первый высказал мысль об учреждении волынского викариатства, как бы отвечая на возражение синода, утверждавшего, что пребывание волынского архиерея в Почаеве необходимо для надзора за семинарией, находящеюся близ Почаева, в г. Кременце. «Для наблюдения за Почаевской лаврой – писал Бибиков – и кременецкими семинариями может быть назначен в Почаеве викарный епископ, который и будет ближайшим их начальником, в губернский же город я просил бы перевести только архиепископа, с консисторией и штатом». Все предположения Бибикова были вполне одобрены и 1-го октября 1840 года Государь утвердил перемещение в Житомир православного епископа из Почаева и католического из Луцка, выразив при этом Бибикову, что ему «было бы весьма приятно, чтобы православный архиепископ был переведен в Житомир прежде епископа католического, дабы католики не могли думать, что они прежде исполнили Высочайшую волю». 341 Вместе с этим перемещением Волынской кафедры, было образовано волынское викариатство, учреждение которого признавалось необходимым: 1) для облегчения занятий епархиального преосвященного, потому что волынская епархия, по своей обширности, по различию вероисповедания её жителей и, в особенности, по преобладающему там духу латинства, представляет немаловажные затруднения к развитию православия и требует по сему случаю особенного внимания и особенной деятельности; 2) для поддержания благосостояния знаменитой Почаевской обители, возведенной на степень лавры, и 3) для усиления надзора за обширной волынской семинарией. Волынский викарий получил наименование острожского, местом пребывания его назначена Почаевская лавра, жалования ему положено 285 р. 90 коп. сер. и столько же на стол. При викарии не определено ни кафедрального собора, ни особых священнослужителей, но предоставлено ему совершать богослужение с лаврской братией, и для того к штатному числу монашествующих прибавлены два иподиакона; певческий же хор учрежден при волынском викарии в тех же размерах, в каких существовал при тверском викариатстве, которое теперь закрывалось, с переводом его и штатного положения на вновь утвержденное острожское и с преобразованием варшавской викарной кафедры в самостоятельную. |
В том же 1875 году отец Маркелл был рукоположен в сан епископа Люблинского, викария Варшавской епархии. Скончался он в 1903 году в сане архиепископа и членом Синода. После воссоединения холмских униатов уния оставалась лишь в отторженной от России Австро-Венгрией Галиции и Прикарпатской Руси. В 1830-х годах стремление к Православию пробудилось среди порабощенных немецкими баронами эстонцев и латышей, принадлежавших к лютеранскому вероисповеданию. В своих скорбях крестьяне Прибалтийского края издавна искали утешения вне лютеранства, которое слишком грубо проявляло себя как религия господствующего немецкого элемента. Латыши и эстонцы ходили на богомолье в православный Псково-Печерский монастырь. В 1836 году в Риге было учреждено викариатство Псковской епархии. Викарием назначили преосвященного Иринарха (Попова). При нем, а особенно при его преемнике епископе Филарете (Гумилевском) , в Ригу к архиерею приезжали тысячи крестьян с заявлением о желании присоединиться к Православной Церкви. В 40-х годах более 100 тысяч латышей и эстонцев обратились в Православие. В Риге было устроено православное Духовное училище, которое сразу же переполнилось местными уроженцами. Латыши и эстонцы, оставшиеся в лютеранстве, любили молиться в православных храмах, многие из них крестили детей у православных священников. Епископ Филарет открывал новые приходы, устраивал школы с преподаванием на местных языках, защищал новообращенных эстонцев и латышей от их помещиков-лютеран. Бароны были крайне встревожены, опасаясь, что укрепление Православия в этом крае подорвет их господство. Опираясь на поддержку высших правительственных чиновников Бенкендорфа, Остен-Сакена, Дубельта, они оказывали противодействие усилиям епископа Филарета и движению самих эстонцев и латышей к Православию. Немецкая партия при императорском дворе, сломив сопротивление графа Протасова, добилась от Синода распоряжения о том, чтобы при принятии лютеран в Православие соблюдалась «сугубая осторожность и постепенность». Происходили события, казалось бы, невозможные в православном государстве: немецкая полиция в Риге оружием разгоняла людей от архиерейского дома, за одну попытку приблизиться к этому дому их избивали плетьми и бросали в тюрьмы. В 1845 году остзейские бароны исходатайствовали распоряжение об обязательном шестимесячном сроке между подачей заявления о переходе в Православие и самим присоединением. И в течение этого срока пожелавшие присоединиться подвергались жестоким издевательствам от своих озлобленных помещиков и пасторов. |
Хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии (30.5.1904). Епископ Елисаветградский, викарий Херсонской епархии (18.7.1905) и одновременно ректор Казанской Духовной Академии, доктор церковной истории (март 1910). Епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии (27.8.1905); Саратовский и Царицынский (17.1.1912). Архиепископ Владимирский и Суздальский (30.7.1914). Весной 1917 г. съездом духовенства снят с епархии «за деспотическое» управление и дерзкое обращение с духовенством. За попытку захватить церковную власть на Украине и объявить автокефалию запрещён в служении (1918). Скончался, примирившись с Церковью. Отпет в Новосибирске. 317 Архиепископ Казанский и Свияжский Никанор (Каменский , 1848–1910) – окончил Казанскую Духовную Академию. Хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии (1891). Епископ Смоленский и Дорогобужский (1896); Орловский и Севский (1899); Екатеринбургский и Ирбитский (1902); Гродненский и Брестский (1903). Архиепископ Варшавский и Привислинский (1905); Казанский и Свияжский (1908). Автор трудов: «Изображение Мессии в Псалтири», «Экзегетико-критическое исследование мессианских псалмов с кратким очерком учения о Мессии до пророка Давида», «Объяснение послания Апостола Павла» и др. 318 Архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин , 1839–17.3.1908) – образование получил в Воронежской Духовной Семинарии и Санкт-Петербургской Духовной Академии (1865). Ректор Тамбовской Духовной Семинарии (1872). Пострижен в монашество и возведён в сан архимандрита (1877). Ректор Воронежской Духовной семинарии (1881). Хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии (4.1.1887). Епископ Балтский, викарий Подольской епархии (28.10.1887); Подольский и Брацлавский (13.12.1890); Тверской и Кашинский (2.11.1896; с 6.5.1898 – архиепископ). Архиепископ Казанский и Свияжский (26.3.1905). В 1907 г., в годы правления Владыки, в епархии было учреждено третье викариатство для епархиального миссионера, которым стал епископ Андрей (Ухтомский). Будучи замечательным учёным в области церковной истории и археологии, архиепископ Димитрий оставил после себя множество научных трудов. 321 Митрополит Японский Сергий (Тихомиров , 1871–11.8.1945) – уроженец Новогородской губернии. Учился в Санкт-Петербургской Духовной Академии (1892–1896). Пострижен в монахи (1895), рукоположен во иеромонаха. Инспектор Санкт-Петербургской Духовной Семинарии (1896), архимандрит (1899). Ректор Санкт-Петербургских Духовных Семинарии и Академии (1905). Хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии (6.11.1905). Епископ Киотоский и помощник начальника Русской Духовной миссии в Японии (21.3.1908). Епископ Японский и начальник Русской Духовной миссии в Японии (19.5.1912). Архиепископ (1921). Митрополит (1931). На покое (4.9.1940). |
| |