Духовные думали, что теперь-то наступит время проектов, реформ, новых мер, вообще блестящее будущее для церкви и духовенства. Эти ожидания отчасти возбуждены были строгими приговорами самого Иннокентия о членах синода, особенно о митрополите московском, который – говорил он – своею систематическою оппозицией светским лицам, преимущественно графу Протасову и даже самому Государю, более нанес вреда церкви, чем оказал ей пользы, и упорным защищением своих иерархических прав более отнял власти у синода, чем приобрел. «Временно надо уметь и уступить, прибавлял Иннокентий, чтобы лучше и вернее достигать цели». Но, говоря вообще, новый член не вполне оправдал надежды своих почитателей. Заботливость его устремлена была, по большей части, на предметы местные, касавшиеся его епархии, или лично его самого. Так, он выхлопотал себе перевод из Харькова в Одессу, устроил херсонское викариатство и испросил позволение учредить в тамошней епархии несколько крестных ходов и открыть несколько скитов. Из всего сделанного им во время его присутствования в синоде, самым замечательным был его проект о предоставлении права переходить в семинарии только детям одних священнослужителей, а из церковнослужительских лишь отличнейшим – проект, против которого восстали Филарет московский , частью Григорий казанский, Иоанникий оренбургский, Илиодор курский и другие. В Петербурге его поразил апоплексический удар, который, без искусной помощи врачей, мог быть смертельным. Его организм, жизнь сидячая и кабинетная, страсть заниматься учеными трудами почти в продолжение всей ночи, развили в нем ту болезнь, которая позже свела его в могилу. 24) Никанор, митрополит новгородский и с.-петербургский, вызван был для присутствования в синоде еще в 1842 г., в сане архиепископа волынского, но менее чем через год должен был оставить Петербург, по случаю назначения его, на место Антония, в архиепископа варшавского. Членом синода он был сделан в 1843 г., не присутствовав, впрочем, в нем до 1848 года, т. е. до возведения его на петербургскую митрополию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филарет (Дроздов) архиепископ, свт., бывший архиеп. Ярославский и Ростовский с 3.07.1821 митрополит с 22.08.1826 †19.11.1867 Леонид (Краснопевков) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии с 20.11.1867 по 25.05.1868 временно управлял Иннокентий (Вениаминов) митрополит, свт., бывший архиеп. Камчатский, Курильский и Алеутский с 5.01.1868 † 31.03.1879 Макарий (Булгаков) митрополит, бывший архиеп. Литовский и Виленский с 8.04.1879 † 9.06.1882 Иоанникий (Руднев) митрополит, бывший архиеп. Карталинский и Кахетинский с 27.06.1882 по 17.11.1891 митр. Киевский и Галицкий † 7.06.1900 Леонтий (Лебединский) митрополит, бывший архиеп. Холмский и Варшавский с 17.11.1891 † 1.08.1893 Сергий (Ляпидевский) митрополит, бывший архиеп. Херсонский и Одесский с 9.08.1893 † 11.02.1898 Викарии Московской епархии Севские и Брянские епископы С 29 мая 1764 года Кафедра в Севске Тихон (Якубовский) епископ, рукоположен с 8.08.1764 по 17.12.1767 еп. Воронежский и Елецкий Кирилл (Флоринский) епископ, рукоположен с 13.01.1768 по 26.04.1778 на покое; † 24.09.1795 Амвросий (Подобедов) епископ, рукоположен с 5.06.1778 по 25.04.1781 еп. Крутицкий и Можайский Дамаскин (Семенов-Руднев) епископ, рукоположен с 5.07.1782 по 22.09.1783 еп. Нижегородский и Алатырский Севский и Орловский епископ С 13 января 1784 года Феоктист (Мочульский) епископ, рукоположен с 7.01.1784 по 9.02.1787 еп. Курский и Белгородский С 6 мая 1788 года преобразована в самостоятельную Орловско- Севскую епархию. Дмитровские епископы Викариатство учреждено 17 мая 1788 года Серапион (Александровский) епископ, рукоположен с 11.06.1788 по 16.10.1799 еп. Калужский и Боровский Серафим (Глаголевский) епископ, рукоположен с 25.12.1799 по 29.01.1804 еп. Вятский и Слободской Августин (Виноградский) епископ, рукоположен с 6.02.1804 с 13.06.1811 управлял Московской епархией архиепископ с 30.08.1814 по 19.02.1818 архиеп. Московский Лаврентий (Бакшевский) и Коломенский епископ, рукоположен с 19.01.1819 по 26.10.1820 еп. Черниговский и Нежинский Афанасий (Телятьев) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

бывший епископ Астраханский и Енотаевский с 08.12.1877 по 23.05.1879 на покое; 06.11.1883 бывший епископ Архангельский и Холмогорский с 23.05.1879 по 07.06.1885 епископ Вятский и Слободской; 24.12.1894 бывший епископ Люблинский, викарий Холмской (Варшавской) епархии с 07.06.1885 по 25.11.1889 епископ Волынский и Житомирский; 13.04.1902 Владимир (Петров), епископ бывший епископ Ставропольский и Екатеринодарский с 25.11.1889 по 07.05.1892 архиепископ Казанский и Свияжский; 02.09.1897 Владимир (Никольский), епископ бывший епископ Пермский и Соликамский с 07.05.1892 29.12.1900 Викарии Нижегородской епархии Балахнинские епископы Викариатство учреждено 11 мая 1866 года Имена Сведения рукоположен с 17.07.1866 по 29.08.1867 епископ Орловский и Севский; 24.12.1894 Поликарп (Гонорский), епископ рукоположен с 14.01.1868 по 08.11.1886 на покое; 07.03.1891 рукоположен с 04.01.1887 по 28.10.1887 епископ Балтский, викарий Подольской епархии; 17.03.1908 Агафодор (Преображенский), епископ рукоположен с 28.02.1888 по 02.03.1891 епископ Сухумский; после 1919 Иаков (Пятницкий), епископ рукоположен с 28.04.1891 по 29.09.1892 епископ Уманский, викарий Киевской епархии; 1922 рукоположен с 25.10.1892 по 03.09.1893 епископ Курский и Белгородский; 12.04.1904 Новгородская Учреждена одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой до 997 года. Примерно с 1165 года – архиепископия Новгородская Кафедра в Новгороде Имена Сведения Иоаким (Корсунянин), епископ, свт. бывший епископ Константинопольский около 992 не рукоположен 1030/1031 около 1035 Лука (Жидята), епископ, свт. рукоположен с 1036 (1030, 1037) 15.10.1059 (1060) Стефан, епископ рукоположен 1068 (1069) (убит) Феодор, епископ рукоположен 1077 (1078) Герман, епископ, свт. рукоположен 1096 (1095) Никита, епископ, свт. рукоположен 31.01.1108 Иоанн (Попин или Попынин), епископ управлял епархией с 1108 (1110) по 1130 на покое; неизвестно Нифонт, епископ, свт. рукоположен архиепископ с 1130 (1129) по 1149 сослан в монастырь, освобождён князем Юрием Долгоруким; 08.04.1156

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В епархиальной жизни царствование ознаменовано открытием новых епархий: таврической и уфимской в 1859 году, енисейской в 1861 году, якутской в 1869 году, алеутской в 1870 году, туркестанской в 1871 году. Образование последних трёх епархий вызвано было главным образом расширением территории России через присоединение в 1858 году от Китая обширного приамурского края и завоевание Туркестана в 1865 году. Варшавская епархия, увеличенная воссоединившимися холмскими униатами, переименована в холмско-варшавскую в 1875 году. В 1873 году мингрельская епархия обращена в викариатство имеретинской. В 1865 году разрешено открывать викариатства повсюду, где найдутся для того местные средства. В 1867 году отменено деление епархий на классы и изданы новые штаты архиерейских домов 328 . По прежним штатам епархии разделялись на три класса: первые два – для архиепископов, третий – для епископов. К первому классу причислены были только три епархии: новгородско-петербургская, московская и киевская и почти всегда были заняты митрополитами. В 1855 году учреждены епархиальные ревизионные комитеты. В 1857 году исправлена инструкция благочинным. В 1858 году войсковые обер-священники переименованы в главных священников. В 1858 году разрешать строить церкви предоставлено епархиальным преосвященным, – прежде разрешение надо было испрашивать у синода. В 1865 году предоставлено епархиальным архиереям право пострижения, монашествующих без разрешения синода. В 1868 году некоторые изменения внесены в строй московской синодальной конторы. В 1869 году утверждены новые штаты духовных консисторий, почти втрое увеличивавшие отпускаемую на их содержание сумму 329 . В том же году обращены в государственную собственность бывшие уже с 1852 года в казённом управлении церковные имения в Грузии, в 1871 году – в Имеретии и Гурии, в 1880 году – в Мингрелии, причём обозначена в пользу прежнего владельца ежегодная выдача суммы, равной годичному арендному доходу в год перехода имений в казну. В 1870 году образован был особый комитет для выработки проекта судебной реформы в духовном ведомстве, в зависимости от только что произведённой общей реформы суда. Комитет в 1873 году представил проект реформы, приближавшей духовное судопроизводство к светскому, с обособлением судебной власти от административной. Но – реформа не осуществилась 330 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

После отъезда в 1944 г. из Хелма митр. Илариона и значительной части духовенства еп. Тимофей остался единственным правосл. архиереем на территории Польши. Его задачей стало урегулирование отношений с новыми властями. Первым шагом в этом направлении стал перенос церковного управления из Хелма в Люблин, где была создана в 1945 г. самостоятельная Люблинская епархия (см. Люблинская и Хелмская епархия ), существовавшая до июля 1946 г. Л. в. эпизодически замещалось в 60-80-х гг. XX в. Викариями Варшавской митрополии и епископами Люблинскими были: Никанор (Неслуховский; 21 февр. 1965 - 5 мая 1966), Алексий (Ярошук; 22 янв. 1970 - 23 июня 1971), Симон (Романчук; 26 нояб. 1979 - 18 авг. 1981), Адам (Дубец; 30 янв.- 29 сент. 1983). Архиереи жили, как правило, в Варшаве, работали в синодальных учреждениях ПАПЦ. В 1989 г. была воссоздана самостоятельная Люблинско-Хелмская епархия ПАПЦ. Ист.: Волинь i Холмщина 1938-1947 рр.: Польсько-украïнське протистояння та його biдлyhhя: Дocлiджehhя, документи, спогади. Льbib, 2003; Кров украïнська, кров польська: Tpareдiя Холмщини та Niдляшшя в роках 1938-1948 у спогадах. Торонто; Льbib, 2014. Лит.: Urban J. Wród unitów na Podlasiu: Pamitnik wycieczek misyjnych. Kraków, 1923; Маслов Л. Дерев " яhi церкви Холмщини та Niдляшшя. Kpakib, 1941; Крип " якевич I. Церкви Холмщини i Niдляшшя//Холмський народний православний календар на 1944 р. Холм, 1943. С. 45-49; он же. З icmopiï холмського собору//Холмська земля. 1943. 18; Stopniak F. Koció na Lubelszczynie i Podlasiu na przeomie XIX i XX w. Warsz., 1975; Kania J. Likwidacja cerkwi na Lubelszczynie w okresie midzywojennym//Chrzecijanin w wiecie. 1982. Roc. 14. N 6. S. 50-89; idem. Rozbiórki cerkwi na Lubelszczynie w roku 1938 a stanowisko biskupa Fulmana//Chrzecijaski wschód a kultura polska/Red. R. uny. Lublin, 1989. S. 31-54; Sziling J. Kocioy chrzecijaskie w polityce niemieckich wadz okupacyjnych w Generalnym gubernatorstwie (1939-1945). Toru, 1988. S. 67-93; Urban K. Koció prawosawny w Polsce, 1945-1970: Z zagadnie stabilizacji ycia kocielnego.

http://pravenc.ru/text/2561044.html

В епархиальной жизни царствование ознаменовано открытием новых епархий: таврической и уфимской в 1859 году, енисейской в 1861 году, якутской в 1869 году, алеутской в 1870 году, туркестанской в 1871 году. Образование последних трех епархий вызвано было главным образом расширением территории России чрез присоединение в 1858 году от Китая обширного приамурского края и завоевание Туркестана в 1865 году. Варшавская епархия, увеличенная воссоединявшимися холмскими униатами, переименована в холмско-варшавскую в 1875 году. В 1873 году мингрельская епархия обращена в викариатство имеретинской. В 1865 году разрешено открывать викариатства повсюду, где найдутся для того местные средства. В 1867 году отменено деление епархий на классы и изданы новые штаты архиерейских домов 151 . По прежним штатам епархии разделялась на три класса: первые два – для архиепископов, третий – для епископов. К первому классу причислены были только три епархии: новгородско-петербургская, московская и киевская и почти всегда были заняты митрополитами. В 1855 году учреждены епархиальные ревизионные комитеты. В 1857 году исправлена инструкция благочинным. В 1858 году войсковые обер-священники переименованы в главных священников. В 1858 году разрешение строить церкви предоставлено епархиальным преосвященным, – прежде разрешение надо было испрашивать у синода. В 1865 году предоставлено епархиальным архиереям право пострижения монашествующих без разрешения синода. В 1868 году некоторые изменения внесены в строй московской синодальной конторы. В 1869 году утверждены новые штаты духовных консисторий, почти втрое увеличивавшие отпускаемую на их содержание сумму 152 . В том же году обращены в государственную собственность бывшие уже с 1852 года в казенном управлении церковные имения в Грузии, в 1871 году – в Имеретии и Гурии, в 1880 году – в Мингрелии, причем обеспечена в пользу прежнего владельца ежегодная выдача суммы, равной годичному арендному доходу в год перехода имений в казну. В 1870 году образован был особый комитет для выработки проекта судебной реформы в духовном ведомстве, в зависимости от только что произведенной общей реформы суда. Комитет в 1873 году представил проект реформы, приближавший духовное судопроизводство к светскому, с обособлением судебной власти от административной. Но – реформа не осуществилась 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Донская Учреждена в 1829 году Новочеркасская и Георгиевская Кафедра в Новочеркасске Афанасий (Телятьев) епископ, бывший еп. Тамбовский и Шацкий с 5.04.1829 архиепископ с 11.01.1830 по 17.07.1842 переименован архиеп. Донской и Новочеркасский Донская и Новочеркасская С 17 июля 1842 года Афанасий (Телятьев) архиепископ, бывший еп. Новочеркасский и Георгиевский с 17.07.1842 по 17.10.1842 на покое; †7.05.1847 Игнатий (Семенов) архиепископ, бывший архиеп. Олонецкий и Петрозаводский с 17.10.1842 по 13.01.1847 архиеп. Воронежский и Задонский Иоанн (Доброзраков) архиепископ, бывший еп. Нижегородский и Арзамасский с 13.01.1847 по 6.03.1867 на покое; †23.06.1872 Платон (Городецкий) архиепископ, бывший архиеп. Рижский и Митавский с 9.03.1867 по 25.04.1877 архиеп. Херсонский и Одесский Александр (Добрынин) архиепископ, бывший архиеп. Минский и Бобруйский с 25.04.1877 по 23.05.1879 архиеп. Литовский и Виленский Митрофан (Вицинский) архиепископ, бывший архиеп. Оренбургский и Уральский с 23.05.1879 †19.11.1887 Макарий (Миролюбов) архиепископ, бывший еп. Вятский и Слободской с 5.12.1887 по 30.04.1894 на покое; †24.12.1894 Донат (Бабинский-Соколов), архиепископ, бывший архиеп. Литовский и Виленский с 30.04.1894 по 12.11.1894 на покое; †16.04.1896 Викарии Донской епархии Аксайские епископы Викариатство учреждено 25 мая 1871 года Никанор (Бровкович) епископ, рукоположен с 4.07.1871 по 25.12.1876 еп. Уфимский и Мензелинский Нестор (Метаниев) епископ, рукоположен с 17.04.1877 по 8.09.1880 еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии; †25.07.1910 Флавиан (Городецкий) епископ, рукоположен со 2.02.1885 по 29.06.1885 еп. Люблинский, викарий Варшавской (Холмской) епархии; †4.11.1915 Серафим (Жемчужников) епископ, рукоположен с 21.07.1885 по 30.09.1887 на покое; †4.12.1887 Августин (Гуляницкий) епископ, бывший еп. Аккерманский, викарий Кишиневской епархии с 30.09.1887 по 24.12.1888 еп. Костромской и Галичский Иоанн (Митропольский) епископ, бывший еп. Алеутский и Аляскинский с 12.08.1889 по 9.04.1910 еп. Уфимский и Мензелинский Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий и члены сопровождающей его делегации молились в московском храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке за Божественной литургией, которую совершил митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. По завершении богослужения, обратившись к Предстоятелю Албанской Православной Церкви со словами приветствия, митрополит Иларион преподнес Блаженнейшему Владыке русский перевод его книги, который готовится к публикации в России. Торжественное богослужение в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре возглавил Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва , которому сослужили: митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор ; архиепископ Бельский Григорий; наместник обители, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Савва ; епископ Люберецкий Серафим ; братия монастыря в священном сане и клирики Юго-Восточного московского викариатства. Епископ Воскресенский Савва приветствовал Предстоятеля Польской Православной Церкви от лица братии обители и прихожан, пожелав ему здравия, мира и долгоденствия. В воскресный день Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав совершил Божественную литургию в Никольском храме в Котельниках . За богослужением на подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии ему сослужили: митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий ; архиепископ Пражский и Чешских земель Михаил; настоятель подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве архимандрит Серафим (Шемятовский) ; настоятель подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах протоиерей Николай Лищенюк; клирики подворья. Диаконский чин возглавил член делегации Православной Церкви Чешских земель и Словакии архидиакон Максим (Дурила). В алтаре храма молился епископ Бронницкий Парамон . На богослужении присутствовали Апостольский нунций в Москве архиепископ Челестино Мильоре, Чрезвычайный и Полномочный посол Чешской Республики в России В. Ремек и Чрезвычайный и Полномочный посол Словацкой Республики в России П. Припутин, председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных организаций С.А. Гаврилов, президент Фонда единства православных народов В.А. Алексеев и др.

http://patriarchia.ru/db/text/5077696.ht...

   Архиепископ Александр (Иноземцев), находившийся на покое, и викарный епископ Луцкий Поликарп (Сикорский) объявили, что они никогда не входили в юрисдикцию Московской Патриархии, потому что в свое время не ездили в Москву по приглашению Патриархии. От поездок в Москву они действительно уклонились, но епископ Поликарп участвовал вместе с патриаршим экзархом митрополитом Николаем в архиерейской хиротонии, а епископ Пинский Александр в 1939 г. уволен был на покой Местоблюстителем патриаршего престола по его же прошению. Эти два иерарха обратились к митрополиту Дионисию (Валединскому) с просьбой возглавить Украинскую Церковь и получили согласие митрополита Дионисия. В октябре 1941 г. группа самосвятских священников и поддерживавших их мирян, как и в годы гражданской войны, образовала Церковную раду, которая направила в Варшаву просьбу прислать в Киев епископов. Митрополит Дионисий передал Церковной раде свое благословение. Единомышленная с липковцами рада образовалась и в Ровно, тоже получив благословение из Варшавы. Стало очевидным стремление митрополита Дионисия взять на себя возглавление всех Церквей на оккупированных территориях. Но установить регулярную связь между Варшавской кафедрой и церквами Украины было непросто из-за запрещений пересекать границы. Тогда митрополит Дионисий решил поставить викарного епископа Волынской епархии Поликарпа (Сикорского) епархиальным архиереем Луцким и Кременецким, освободив его от подчинения правящему архиерею Волынской епархии архиепископу Алексию (Громадскому). Несмотря на прежнюю свою приверженность украинофильским тенденциям, архиепископ Алексий на этот раз не желал отступать от канонов и не признал юрисдикции митрополита Дионисия за пределами той территории, на которую она распространялась до немецкой оккупации Украины. Несмотря на это, 24 декабря 1941 г. митрополит Дионисий назначил епископа Поликарпа администратором православной Церкви на Украине. По словам полтавского священника протоиерея Владимира Беневского, «Поликарп вопреки всем каноническим правилам получил от митрополита Дионисия полномочия на управление Украинской Церкови с неизвестным Церковью до сих пор титулом «администратора». В связи с этим архиепископ Волынский Алексий (Громадский) обратился с посланием к духовенству Луцкого викариатства, в котором говорилось: «Этот акт епископа Поликарпа противоречит церковным канонам и приведет к церковному разделению на Волыни. Ни митрополит Варшавский, ни викарный епископ Луцкий не могут ни представлять Волынскую Церковь, ни делить ее... Я твердо убежден, что духовенство Волынской епархии понимает остроту ответственности нашего времени и не допустит церковного раскола на Волыни... Высокопреосвященного Поликарпа ввиду его перехода в иную юрисдикцию следует считать утратившим канонические полномочия и в Луцком викариатстве».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В 1880 г. викарием Волынской епархии еп. Острожским Виталием (Гречулевичем) при К. м. в память о древнем Богоявленском братстве было учреждено Свято-Николаевское братство, духовно просвещавшее местных жителей. При непосредственном участии и надзоре преподавателей семинарии братчики проводили в соборном Николаевском храме и на приходах города внебогослужебные чтения и просветительские беседы, обучали паству всеобщему церковному пению (привлекался местный архиерейский хор), боролись с сектантством, занимались благотворительностью. В кон. 1888 г. председатель братского совета преподаватель Волынской ДС иером. Владимир основал в Николаевском храме б-ку и пожертвовал ок. 70 экз. книг духовного содержания из личной коллекции. По подписке б-ка получила «Троицкие листки». В 1890 г. в 2-этажном монастырском каменном доме К. м. разместилась братская церковноприходская школа. Настоятелями обители в кон. XIX - нач. ХХ в. были епископы Острожские: в 1883 г.- Израиль (Никулицкий), в 1883-1890 гг.- Александр (Закке-Заккис), в 1890-1894 гг.- Антоний (Флоренсов) , в 1894-1898 гг.- Мефодий (Никольский), в 1898-1902 гг.- Серафим (Мещеряков) . После образования Кременецкого викариатства обитель возглавляли епископы Кременецкие, имевшие здесь резиденцию. Среди них были преосвященные Паисий (Виноградов; 1902), Димитрий (Сперовский ; 1903-1904), Амвросий (Гудко ; 1904-1909), Никон (Бессонов ; 1909-1913), открывший школу псаломщиков, и Дионисий (Валединский ; 1913-1922; впосл. митрополит Варшавский и всея Польши). К 1892 г. в обители проживали настоятель епископ Острожский, 5 иеромонахов, иеродиакон, диакон, 25 послушников. Мон-рю принадлежали 2 дес. 43 кв. саж. усадебной земли, 30 дес.- пахотной и 10 дес. леса под кустарниками. Кроме жалованья, отпускаемого ежегодно в количестве 560 р. за заведование приходом, др. средств К. м. не имел и пользовался содержанием от Дерманского мон-ря. Подсобное хозяйство обители разместилось на хуторе Березина, расположенном на северо-западе от Кременца. Хозяйство состояло из 2 «стодол» и сарая, а также каменного дома для монахов и архиерейской дачи.

http://pravenc.ru/text/2459001.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010