Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОВЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской епархии (см. Луцкая и Волынская епархия ), существовало с 9 дек. 1941 по авг. 1942 г., названо по г. Ковелю (ныне Волынской обл., Украина). По решению священноначалия РПЦ от 28 окт. 1940 г. в Ковель из Камня-Каширского была перенесена резиденция Антония (Марценко) , еп. Камень-Каширского, 1-го викария Волынско-Луцкой епархии (титул архиерея был сохранен). Еп. Антоний переехал в Ковель в кон. 1940 г. 28 марта следующего года он был возведен в сан архиепископа, возглавляемое им Камень-Каширское викариатство Волынско-Луцкой епархии получило статус полусамостоятельного, архиерей подчинялся экзарху зап. областей Украины и Белоруссии Волынско-Луцкому митр. Николаю (Ярушевичу) . Архиеп. Антоний управлял приходами Ковеля и прилегающих районов Волынского Полесья. После оккупации Волыни нем. войсками здесь распространился автокефалистский раскол. Сторонников укр. автокефалии в Ковельском окр. в дек. 1941 г. возглавили приходские священники Иоанн Губа и Владимир Вишневский, организовавшие «Ковельскую украинскую церковную раду». Впосл. они вошли в созданную еп. Поликарпом (Сикорским) при поддержке Варшавского митр. Дионисия (Валединского) раскольническую Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ), учрежденную на соборе духовенства в Пинске в февр. 1942 г. Представители укр. националистически настроенного духовенства, которое выступало за переход в юрисдикцию Поликарпа (Сикорского) и Дионисия (Валединского), сначала объединились вокруг Камень-Каширского еп. Антония (Марценко), объявившего себя в авг. 1941 г. по согласованию с Поликарпом (Сикорским) самостоятельным архиепископом Камень-Каширским и Полесским. Антоний попытался распространить свою юрисдикцию также на Ковель, но в главном храме города - Воскресенском соборе местное духовенство во главе с архим. Иоанном (Лавриненко) его не приняло, епископ уехал из Ковеля в Камень-Каширский, где жил при Ильинском соборе. Антоний признал самочинное провозглашение Поликарпом (Сикорским) себя в авг. 1941 г. «архиепископом Луцким и Ковельским», уступив ему приходы Ковеля. Вскоре еп. Антоний отказался от поддержки Поликарпа и 18 авг. 1941 г. принял участие в совещании православных епископов в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавре , на котором было решено сохранять связь с Московским Патриархатом и передать временное исполнение обязанностей экзарха Украины Волынскому и Житомирскому митр. Алексию (Громадскому) .

http://pravenc.ru/text/1841606.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЮБЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО В 1875-1905 гг. в составе Варшавской епархии РПЦ, в 1923-1940 гг. в составе Варшавско-Холмской митрополии, в 1940-1944 гг. в составе Холмско-Подляшской епархии Польской автокефальной православной Церкви (ПАПЦ) (см. в ст. Холмская епархия ), в 60-80-х гг. XX в. в составе Варшавско-Бельской епархии ПАПЦ. 1874-1905 гг. В 1874-1875 гг. шло постепенное воссоединение с правосл. Церковью униатов исторических областей Холмщины (Холмской Руси) и Подляшья (Забужной Руси). Этому немало способствовал переезд на Холмщину большого числа униат. священников из Галиции. В свою очередь значительная часть протестующих против сближения с Православием клириков переехала из Холмско-Подляшской Руси в Австро-Венгрию; с 1866 г. в Седлецкой губ. практиковались адм. высылки «упорствующего» духовенства и замена его на прорусски ориентированных священников из Галиции. В Седлецкой губ. волнения среди противников сближения с Православием были наиболее массовыми, в 1874-1875 гг. они охватили 26 приходов. Наиболее масштабное выступление имело место 24 янв. 1874 г. в с. Пратулин Бельского у., где 13 прихожан были убиты в столкновении с солдатами (в 1996 канонизированы папой Римским Иоанном Павлом II как Собор мучеников Пратулинских). Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в г. Бела (ныне Бяла-Подляска, Польша). 1747-1759 гг. Фотография. 2011 г. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в г. Бела (ныне Бяла-Подляска, Польша). 1747-1759 гг. Фотография. 2011 г. Первое значительное воссоединение с Православием большой группы униат. духовенства и прихожан произошло в дек. 1874 г. в Рождество-Богородичном соборе в г. Бела Седлецкой губ. (ныне Бяла-Подляска, Польша). Летом 1874 г. клирики собора объявили о своем нежелании подчиняться папе и об отказе признавать святым Иосафата Кунцевича , останки к-рого они тогда же захоронили в подвальном помещении бельского собора. С осуждением писал о папстве в «Холмском греко-униатском месяцеслове» старший преподаватель униат.

http://pravenc.ru/text/2561044.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМЕНЬ-КАШИРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Полесской и Пинской епархии Польской Церкви (1930-1940), Волынской и Луцкой епархии РПЦ (1940-1941), Волынской и Кременецкой епархии автономной УПЦ (1941-1942). К.-К. в. было образовано решением Синода Польской автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ) 31 мая 1930 г. для урегулирования канонического статуса пребывавшего на покое в милецком во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (в с. Мильцы совр. Волынской обл., Украина) бывш. Люблинского еп. Антония (Марценко) . Будучи викарием Варшавской епархии и ректором Волынской ДС, еп. Антоний 27 нояб. 1926 г. ушел в отставку из-за несогласия с навязываемой властями полонизацией духовной школы (согласно офиц. версии, епископ отбыл на лечение «в связи с ухудшением состояния психического здоровья»). Под нажимом министра исповеданий Варшавский и всея Польши митр. Дионисий (Валединский) 28 февр. 1928 г. почислил еп. Антония на покой в Милецкий мон-рь в Ковельском повете Волынского воеводства. Решением Синода ПАПЦ от 2 нояб. 1927 г. Камень-Каширский повет был передан из Волынской епархии в Пинско-Полесскую епархию, к-рую тогда возглавлял архиеп. Александр (Иноземцев) . Тем же решением в Полесскую епархию был передан Милецкий мон-рь в Ковельском повете, находившийся на рубеже с Камень-Каширским поветом Полесского воеводства. 30 мая 1928 г. архиеп. Александр назначил Антония наместником Милецкого мон-ря. Конфликты в обители, спровоцированные еп. Антонием, а также его попытки применять епископскую власть в округе привели к освобождению его от управления мон-рем 24 мая 1929 г. В нач. 1930 г. еп. Антоний обратился к архиеп. Александру с покаянным письмом, в к-ром обещал полное повиновение. В ответном письме архиеп. Александр выразил желание иметь его своим викарным епископом с точно обозначенными правами и обязанностями. Решением Синода ПАПЦ от 31 мая 1930 г. в составе Полесской епархии было учреждено К.-К. в. во главе с еп.

http://pravenc.ru/text/1470107.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО Существовало в 1922-1923, 1932-1940 гг. в составе Волынской и Кременецкой епархии Польской Православной Церкви (см. в ст. Кременецкая епархия ), в 1942-1943 гг. в составе Волынской и Житомирской митрополии автономной Украинской Православной Церкви (УПЦ). 3 сент. 1922 г. во епископа Луцкого, викария Волынско-Кременецкой епархии, был хиротонисан архим. Алексий (Громадский) . Предполагалось, что позднее в Луцке будет создана самостоятельная кафедра.Поставление еп. Алексия было определено стремлением Варшавского митр. Георгия (Ярошевского) упростить передачу католикам (ревиндикацию) правосл. Троицкого кафедрального собора в Луцке, обустроенного в здании костела бернардинцев. Ревиндикация осуществлялась по требованию властей и наталкивалась на сопротивление правосл. населения, как общественных деятелей из укр. и рус. орг-ций, так и простых верующих; во главе протестовавших был настоятель собора и благочинный Луцкого округа прот. Прокл Бычковский. 31 марта 1922 г. совет прихода под рук. прот. Прокла и старосты Г. Скорохода обратился к волынскому воеводе М. Мицкевичу с просьбой оставить собор за правосл. общиной. 9 нояб. того же года Министерство вероисповеданий и просвещения Польши распорядилось передать собор Римско-католической Церкви. 18 нояб. воевода Мицкевич подписал постановление о ревиндикации собора и поставил об этом в известность Волынского и Кременецкого архиеп. Дионисия (Валединского) , 23 нояб. с воеводой встретился Луцкий еп. Алексий. Воевода пообещал, что после ревиндикации земельные владения собора останутся за правосл. общиной, которой будет передана бывш. бригадная Александро-Невская ц. (использовавшаяся с 1918 как военный костел), на обустройство в ней нового собора власти выделят неск. млн злотых. Также воевода пообещал зарегистрировать устав Луцкого братства и предоставить часть братского дома при Крестовоздвиженской ц. под резиденцию еп. Алексия. Мицкевич сказал, что уже получено согласие митр. Георгия (Ярошевского) и архиеп. Дионисия на передачу собора католикам. В тот же день, 23 нояб. 1922 г., по инициативе прот. П. Бычковского состоялось совещание прихожан Луцкого собора, в котором участвовали укр. депутаты сената от Волыни: Е. Левчановская, Ф. Приступа и А. Пащук. Еп. Алексий отказался прийти. Совещание в специальной резолюции от имени правосл. общественности Луцка потребовало от властей остановить передачу собора католикам (ГА Тернопольской обл. Ф. 148. Оп. 2. Д. 548). Ревиндикация была перенесена на 20 апр. 1923 г.

http://pravenc.ru/text/2110936.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРШАВСКО-БЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ [польск. Diecezja Warszawsko-Bielska] Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ). Впервые правосл. епископская кафедра на правах вик-ства была учреждена в Варшаве в 1834 г. (см. Варшавское викариатство ); в 1840 г. образована Варшавско-Новогеоргиевская епархия (см. Варшавская епархия ). В межвоенной Польше (1918-1939) Варшава продолжала оставаться центром самой обширной епархии - Варшавско-Холмской, территория к-рой простиралась от Балтийского м. до предгорий Карпат; в период нем. оккупации (1939-1944) площадь епархии уменьшилась, и до кон. 1940 г. она называлась сначала Варшавской, затем Варшавско-Радомской. Варшавско-Бельская Епархия Варшавско-Бельская Епархия После получения 22 июня 1948 г. правосл. Церковью в Польше канонически законной автокефалии на ее территории были образованы 3 епархии: Варшавская (с 12 нояб. 1948 Варшавско-Бельская), Белостокско-Гданьская и Лодзинско-Вроцлавская (см. ст. Лодзинско-Познанская епархия . В 1951 г. Собор епископов утвердил новую адм. структуру Церкви, включавшую уже 4 епархии, в т. ч. В.-Б. е. в границах Варшавского, Люблинского воеводств и Бельско-Подлясского повята Белостокского воеводства. Епархиальная кафедра находится в Варшаве. Собор равноап. Марии Магдалины с подземной ц. Страстей Христовых был построен в 60-х гг. XIX в. в варшавском р-не Прага; также на кладбище в р-не Воля имеется приходская ц. прп. Иоанна Лествичника с подземной ц. прп. Иеронима Стридонского и Илии пророка и неск. часовен. Правящими архиереями епархии почти неизменно являлись предстоятели ПАПЦ; 31 мая 1998 г. им стал Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк) . У митрополита 2 викария: еп. Гайновский Мирон (Ходаковский) и еп. Бельский Григорий (Харкевич). В епархии 6 благочиний: Варшавское (6 приходов), Бельско-Подлясское (15 приходов), Хайнувское (Гайновское) (13 приходов), Клещельское (11 приходов), Наревское (6 приходов), Семятычское (14 приходов).

http://pravenc.ru/text/150463.html

(По поводу книги под заглавием: „Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования Императора Александра III“. С.-П.-Б. 1901 г.) 1 Недавно напечатана и издана по распоряжению Обер-Прокурора Св. Синода книга под заглавием: „Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования Императора Александра III ”. Содержание книги вполне соответствует её заглавию. Она содержит в себе всестороннее и полное обозрение деятельности церковного ведомства, жизни русской православной церкви за время царствования Императора Александра III. Здесь описаны: чрезвычайные события в государстве (кончина Императора Александра II, коронация Императора Александра III, чудесное спасение жизни Императора Александра III, бывшее 17 октября 1888 года), перемены в составе высшего духовенства, учреждение новых епархий и викариатств, распоряжения об управлении и положении духовенства, вновь устроенные церкви, юбилейные торжества в память исторических лиц и событий, состав и перемены в центральном управлении, состав и перемены в местных учреждениях ведомства православного исповедания, перемены в служебном положении отдельных должностных лиц, меры к улучшению делопроизводства и личного состава в местных учреждениях, открытие самостоятельных приходов и причтов, распоряжения о монастырях и общинах иноческих и знаменательные события в жизни монастырей, заботы об утверждении православной веры и благочестия в Холмско-Варшавской епархии, в западных губерниях России, в Прибалтийском крае, на Кавказе и на отдаленном севере России, миссионерская деятельность в Поволжском крае и в Сибири, миссионерская деятельность по отношению к раскольникам и сектантам и меры борьбы с расколом и сектантством, Церковные православные братства, заграничные церкви и духовные миссии, меры к обеспечению духовенства частные и общие, восстановление церковных памятников древности, важнейшие распоряжения и постановления ведомству православного исповедания за время царствования Императора Александра III, состояние духовно-учебных заведений и церковных школ, наконец, состояние духовной цензуры и перемены в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/im...

ред. Н.Ф. Дубровин Книга 2 → Содержание Введение Часть первая. Главное управление Православной церкви Отделение I. Святейший синод и состав его в царствование Императора Николая I-ro Отделение II а) Московская синодальная контора б) Грузино-имеретинская синодальная контора Отделение III. Белорусско-литовская духовная коллегия Отделение IV. Контроль духовных дел. Управления хозяйственное и духовно-учебное Отделение V. Делопроизводство или канцелярии при главном духовном управлении Отделение VI. Следствия преобразований, произведенных при Императоре Николае I-м в главном духовном управлении Отделение VII. Постройка нового здания и открытие в нем св. синода Часть вторая. Местное управление Отделение I. Число епархий в последний год царствования Александра I. Умножение епархий и викариатств в последующее царствование. Общий взгляд на причины этого явления Отделение II. Подробное описание открытия каждой епархии и викариатства в хронологическом порядке 1) Олонецкая епархия 2) Саратовская епархия 3) Новочеркасская епархия 4) Симбирская епархия 5) Полоцкая епархия 6) Пермское викариатство в Екатеринбурге 7) Варшавское викариатство, обращенное впоследствии в самостоятельную епархию 8) Томская епархия 9) Викариатство тверское 10) Викариатство каменец-подольское 11) Викариатство рижское, обращенное потом в самостоятельную епархию 12) Херсонская епархия 13) Волынское викариатство в городе Остроге 14) Камчатская епархия 15) Воронежское викариатство 16) Кавказская епархия 18) Саратовское викариатство в г. Волгске 17) Епархии имеретинская и гурийская 19) Самарская епархия 20) Абхазская епархия 21) Казанское викариатство 22) Херсонское викариатство Отделение III. О западных епархиях Особенное положение о западных епархиях Новое разграничение некоторых епархий Западного края Штаты западных кафедр Смены архиереев в западных епархиях по особенным причинам Отделение IV. Присоединение Якутской области к камчатской епархии Отделение V. Повышение и понижение некоторых епархий в степенях Отделение VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Варшавская Основана 22.04.1834. Житомирское (Волынское) викариатство. Самостоятельная с 05.10.1840. Архиепископия. 01 .05.1875–16.06.1905 объединена с Холмской епархией. 12(25)09.1921, в связи с образованием Польского государства, вышел указ Патриарха Св. Тихона об автономии Польской церкви и «Положение об управлении Православной церковью в Польше». Введено не было, вместо него с 30.01.1922 по 1938 г. действовали «Временные правила», введенные правительством Польши. По этой причине русскому религиозному меньшинству в Польше Патриархом Московским даруются права широкой поместной автономии. Однако в 1924 г. при антиканоническом содействии Константинопольской Патриархии была провозглашена самочинная и непризнанная автокефалия «Православной Русской Церкви» в Польском государстве. С 1948 г., по даровании Московской Патриархией просимой автокефалии, Польская Православная Церковь становится самостоятельной Поместной Церковью , предстоятель которой имеет титул митрополита Варшавского и всея Польши. Именовалась: Варшавская и Новогеоргиевская; с 1.05.1875 – Холмско-Варшавская (Холмская и Варшавская); с 16.06.1905 – Варшавская и Привисленская. Викарная кафедра: Новогеоргиевская. 08.07.1834 17.01.1843 17.01.1843 04.11.1848 06.11.1848 01.07.1860 17.07.1860 16.11.1875 16.11.1875 17.11.1891 14.12.1891 21.02.1898 27.02.1898 02.11.1905 09.12.1905 05.04.1908 05.04.1908 20.12.1915 20.03.1917 04(17)09.1918 28.09(11.10)1921 30.01(12.02)1922 30.01(12.02)1922 21.01(03.02)1923 14(27)02.1923 04(17)09.1925 09(22)06.1948 561 Архиепископ с даты назначения. По свящ. С. Петровскому (Петровский C., свящ. Семь херсонских архиепископов. Биографии. Одесса, 1894) – вторая дата иная: 16.02.1875. 567 Епископ Дмитровский (б. Новогеоргиевский, викарный Варшавской еп.). Номинально, т. κ., в связи с русско-германской войной находился в Москве, где и был назначен на Дмитровскую викарную кафедру и – по отстранении от управления Московской епархией митрополита Св. Макария (Невского) – временно управлял епархией. Далее был первым «Патриаршим Наместником» и первым на восстановленной древней Крутицкой кафедре).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житомирская Основана 12.04.1795 (по ААО. Т. 1. С. 27 – в 1796 г.) как викариатство огромной Минской епархии на частях территорий древних Православных русских епархий, в свое время уклонившихся в унию: Луцкой, Владимиро-Волынской и Туровской. Минская епархия, охватившая (после третьего раздела Польши) весь западный край России, насчитывала тогда в своих пределах до двух с половиною тысяч приходов. Вскоре из нее выделились Каменец-Подольская епархия (1795 г.) и Житомирское (Волынское) викариатство. Самостоятельная с 04.08 (по др. 16.10) 1799. Архиепископия с 15.05.1892. Первоначально кафедра находилась в различных местах епархии: одно время – в г. Остроге, с 1825 г. – в мест. Аннополь Острожского уезда (во дворце кн. Яблоновского), затем – в Почаевской Лавре, с 01.10.1840 – в Житомире. Указом 17.01.1848 епархия «...как бы потеряла свою самостоятельность, так как Волынскому Преосвященному повелено быть архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским, управляющим Волынским и Новогеоргиевским, управляющим Волынской епархией. Такое положение продолжалось до 1860 г., когда 17 июля Варшавская архиерейская кафедра была отделена от Волынской» (ПБЭ. Т. 3. С. 770–771). Именовалась: Житомирская; с 16.10.1799 – Волынская и Житомирская; Житомирская и Овручская; с 09(22)06.1993 – Житомирская и Новоград-Волынская. Викарные кафедры: Варшавская, Острожская, Владимиро-Волынская, Кременецкая, Коростеньская, Полонская, Радомысльская, Овручская, Новоград-Волынская, Камень-Каширская, Луцкая, Бердичевская, Ковельская. 03.06.1795 29.12.1805 02.02.1806 06.07.1813 Даниил Натток-Михайловский Мирдамский 14.09.1813 24.11.1828 01.12.1828 01.02.1832 Амвросий Морев 10.02.1832 28.01.1840 28.01.1840 17.01.1843 17.01.1843 04.11.1848 06.11.1848 01.07.1860 29.08.1860 17.06.1866 17.06.1866 04.03.1876 26.04.1876 20.02.1882 Димитрий Муретов 06.03.1882 16.04.1885 Тихон Покровский 04.05.1885 25.11.1889 Палладий Ганкевич 25.11.1889 13.04.1902 Модест Стрельбицкий 27.04.1902 14.05.1914 Антоний II Храповицкий 14.05.1914

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОГЕОРГИЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Варшавско-Привислинской епархии (см. Варшавская епархия ), существовало в 1912-1917 гг. Названо по Новогеоргиевской крепости (ныне Модлин, Польша) - фортификационному центру в Варшавской губ., в 2 верстах от к-рого, в дер. Гура, находилась загородная резиденция Варшавских епископов с храмом Успения Пресв. Богородицы. В обязанность Новогеоргиевских викариев, в частности, входило управление данной резиденцией и ее имениями (Варшавский епарх. листок. 1915. 15. С. 187). В Новогеоргиевской крепости действовал большой военный Георгиевский собор, находившийся в ведении военного духовенства, вне епархиальной юрисдикции; к собору были приписаны еще 3 храма в крепости. Создание Н. в. стало возможным после того, как в 1912 г. был освящен Александра Невского собор в Варшаве , ставший кафедрой для Варшавского архиеп. Николая (Зиорова). Варшавский Свято-Троицкий собор стал кафедральным для Новогеоргиевского епископа; при соборе действовало Варшавское Троицкое миссионерское братство. По ходатайству архиеп. Николая Высочайшим указом от 5 дек. 1912 г. в качестве кандидата на Новогеоргиевскую кафедру был утвержден настоятель Троицкого собора прот. Павел Каллистов, после пострига в монашество с именем Иоасаф хиротонисанный 9 дек. во епископа в С.-Петербурге. 20 дек. 1912 г. еп. Иоасаф (Каллистов) вернулся в Варшаву. В связи с приближением линии фронта Варшавский архиеп. Николай 27 июня 1915 г. переехал в Петроград на Преображенское подворье. 5 июля 1915 г. Варшаву покинули еп. Иоасаф, были эвакуированы консистория и духовные учебные заведения. Предписывалось эвакуировать также 35 одноклассных церковных школ и второклассную жен. школу с педагогическими курсами, действовавшую при единственной обители епархии - Теолинском Преображенском женском мон-ре в фольварке Юзефатово Августовского у. Сувалкской губ. (обитель переведена в Красногорский (Золотоношский) в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь (в то время мужской, ныне женский)). Все организационно-финансовые вопросы, связанные с переездом епархиальных учреждений и поддержкой в эвакуации епархиального духовенства, решал еп. Иоасаф. Он поселился в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре в Москве, там же в 1915 г. разместилось Варшавское епархиальное попечительство о бедных на время военных действий, имевшее отд-ния в Москве и Петрограде. Попечительство, которое возглавили еп. Иоасаф и свящ. Василий Мысына, отвечало за распределение пожертвований среди всех эвакуированных в Россию представителей Варшавской епархии. При Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре в 1915 г. разместились Варшавская консистория, правление Варшавского ДУ, а также Варшавский епархиальный училищный совет. В Москву также эвакуировали редакцию «Варшавского епархиального листка».

http://pravenc.ru/text/2577807.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010