Особенно много указов Святейшего Синода приходится на царствование Николая I, они касались не только частных случаев, но также принципиальных вопросов церковного управления  . в) С XVIII в. в епархиях появляются викарии епископов  . Впрочем, первый викарий известен уже в 1685–1690 гг. в Новгородской епархии с титулом Корельского и Ладожского. С 1700 г. викарий, в качестве коадъютора Киевского митрополита, действует в Переяславле, а с 1707 г. — в Иркутске, который принадлежал к Тобольской епархии. Впоследствии викарии назначались от случая к случаю в различных епархиях. В 1865 г. Святейший Синод получил высочайшее разрешение открывать викариатства везде, где на это есть средства. К 1917 г. имелось уже 70 викариев. Ректорами духовных академий, в XIX в. по традиции, а с выходом Устава 1911 г. — в силу закона, назначались викарные архиереи, которые были титулярными епископами, т. е. не имели епархий  . Викарии находились в личном распоряжении епископа, которому и подчинялись. Последний давал им поручения по собственному усмотрению, так как никаких предписаний относительно компетенции викариев не было, в редких случаях обязанности викария оговаривались Святейшим Синодом при назначении  . Только в немногих епархиях викарии имели твердо установленные обязанности. Так, Велико–Устюжский викарий Вологодской епархии окормлял определенную часть епархии и имел самостоятельное духовное правление. Епископ Сарапульский в качестве викария Вятского епископа также управлял частью епархии, имея собственное духовное правление. В епархии Холмской и Варшавской (до учреждения в 1905 г. Люблинской епархии) в Холме имел резиденцию викарий Варшавского епископа с собственным духовным правлением. Таким образом, в трех епархиях вопреки каноническим правилам было по два самостоятельных епископа  . г) Епархия Святейшего Синода, так называемая Синодальная область, а также Киевская епархия в XVIII в. и Грузинский экзархат в XIX–XX вв. отличались некоторыми особенностями в управлении. Синодальная область возникла из Патриаршей области.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Некоторые определения Собора касались вопросов организационно-административного порядка и устройства церкви, финансово-хозяйственной деятельности. Среди них: о временном Высшем церковном управлении на Украине, об устройстве Варшавской епархии, о церковных округах, об учреждении новых епархий и викариатств, о монастырях и монашествующих, о привлечении женщин к церковному служению, о прославлении местных святых и восстановлении празднования Дня памяти Всех Святых Российских, о церковных сборах, имуществе, хозяйстве и т. д. В то время как на соборных заседаниях обсуждались и принимались решения о внутреннем устройстве церкви, за стенами Епархиального дома в Лиховом переулке шел процесс государственного обустройства новой страны – Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. В центральной и местной прессе был опубликован проект конституции, вынесенный на обсуждение Всероссийского съезда Советов. В проект была включена специальная статья о свободе совести. Она гласила: «В целях обеспечения за трудящимися свободы совести церковь отделяется от государства, религия объявляется делом совести каждого отдельного гражданина, на содержание церкви и ее служителей не отпускается средств из государственной казны. Право полной свободы религиозной пропаганды признается за всеми гражданами» 54 . При обсуждении этой статьи и в самой правящей партии, и среди делегатов съезда столкнулись различные точки зрения относительно содержания «свободы совести» и мер ее обеспечения. Некоторые, например нарком юстиции П. И. Стучка, утверждали, что предложенная редакция статьи есть слепое копирование программ европейских социал-демократических партий, не идущих в «религиозном вопросе» дальше провозглашения свободы совести в ее буржуазном понимании. А потому предлагалось исключить из проекта положение о религии как о «деле совести гражданина» и о «полной свободе религиозной пропаганды». «В самом деле, – рассуждал в связи с последними положениями нарком, – советским юристам придется призадуматься, как соединить некоторые статьи декрета об отделении церкви от государства с этой полной свободой религиозной пропаганды. Мне мерещится, что действительная свобода совести, как ее понимает Маркс, обеспечивается одной свободой антирелигиозной пропаганды, да и только» 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Вскоре Литовская Республика перестала существовать как самостоятельное гос-во. 3 авг. 1940 г. была образована Литовская ССР, вошедшая в СССР. 31 дек. 1940 г. скончался митр. Литовский и Виленский Елевферий. Указом митр. Сергия (Страгородского) 27 февр. 1941 г. управляющим Литовской епархией был назначен архиеп. Сергий (Воскресенский) с возведением его в сан митрополита. Архиеп. Феодосий (Феодосиев) был запрещен в служении. 24 февр. 1941 г. был образован Патриарший Экзархат Латвии и Эстонии, его главой назначен митр. Литовский и Виленский Сергий. Экзарх жил в Риге, Вильнюс являлся 2-й кафедрой Экзархата. Фактически с того времени Литовско-Виленская митрополия утратила статус митрополичьей области и стала частью Экзархата РПЦ, созданного для 3 советских республик Прибалтики (в 1944 Экзархат был разделен на епархии в границах Прибалтийских республик). С началом нем. оккупации архиеп. Феодосий и архим. Филипп (Морозов) организовали и зарегистрировали в Вильнюсе общину, оппозиционную по отношению к митр. Сергию (Воскресенскому). В кон. 1941 - нач. 1942 г. их община поддерживала контакты с Варшавским митр. Дионисием, к-рый предложил в дек. 1941 г. нем. властям проект создания автономных Церквей на Украине, в Белоруссии и Литве под его руководством как кириарха. Группа архиеп. Феодосия (Феодосиева) не нашла поддержки среди верующих, чему в немалой степени способствовали восстановление весной 1942 г. Ковенского викариатства Литовской епархии и назначение на него Даниила (Юзвьюка) . Архиеп. Феодосий скончался 20 нояб. 1943 г. (по др. данным, в кон. 1942). В оккупационный период Вильнюс сохранял значение важного церковного центра. В 1942-1944 гг. при вильнюсском Свято-Духовом монастыре действовали пастырско-богословские курсы, к-рые в 1944 г. окончили 44 чел. Ректором курсов был прот. Василий Виноградов, в марте 1944 г. его сменил прот. Иосиф Дзичковский. В Вильнюсе была учреждена «Внутренняя миссия Прибалтийского экзархата». Прозелитизм католической Церкви по отношению к православным на территории Л. и К. м. в 1918-1941 гг.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

1 марта император Николай 1 утвердил образование самостоятельной Рижской епархии и повелел открыть ее с 1 июля 1850 г. Этим же повелением учреждалась архиерейская кафедра в Риге, епископу ее присваивался титул Рижский и Митавский. Епархия была отнесена ко второму классу и заняла место в иерархии после Варшавской; Рижский епископ викарий Псковский Платон стал епархиальным архиереем. 21 апреля, в праздник Святой Пасхи, преосвященный Платон был возведен в сан архиепископа. 1 июля 1850 г. высокопреосвященный Платон, архиепископ Рижский и Митавский, торжественно открыл Рижскую самостоятельную епархию, и в тот же день было закрыто Лифляндское духовное правление. Вместо него учреждена по примеру других епархий духовная консистория. В установленных в 1850 г. границах Рижская епархия находилась до 1865 г., когда к ней от Петербургской митрополии отошла вся Эстляндская губерния (уезды северной территории нынешней Эстонии). Пределы Рижской епархии распространились почти на всю территорию Прибалтийского края: губернии Лифляндскую, Эстляндскую и Курляндскую. Епархия была разделена на десять благочинных округов, в которых находились 117 церквей и один кафедральный собор в Риге; 108 приходских храмов, в том числе 46 на территории эстонской части, 4 приписных, 2 монастырских и 2 домовых храма, при которых состояли 115 священников, 21 диакон и 226 псаломщиков (причетников). Рижская епархия находилась в трудном положении, и для укрепления Православия предстояло сделать немало. Духовная паства архиепископа Платона состояла преимущественно из людей бедных, малообразованных. Достаточно сказать, что и через десять лет после учреждения епархии среди православных эстонских и латышских крестьян насчитывалось лишь 8680 дворохозяев и в то же время 59 818 бобылей, т. е. самых бедных сельских жителей, не имевших никакого имущества и постоянной работы. Такая паства материально ничем не могла помочь в устройстве дел в епархии, наоборот, сама постоянно нуждалась в защите от притеснений помещиков-лютеран. Священников, знающих эстонский и латышский языки, у архиепископа Платона почти не было, в то же время у лютеранской Церкви были образованные, богатые и владеющие местными языками пасторы, к ее прихожанам относились все без исключения помещики, знатные горожане и подавляющее большинство губернских и местных чиновников, а также зажиточные крестьяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1801 г. Гавриил, по преклонной старости, уволен от управления епархией, а именным указом 19 дек. того же года, С.-Петербургскому архиепископу Амвросию велено быть и Новгородским. При Амвросии произошло второе разделение епархий. Указом 26 мар. 1818 г., преосвященный Амвросий был уволен в Новгород и митрополитом С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским назначен архиепископ Черниговский Михаил Десницкий . Разделение продолжалось всего три месяца, до смерти Амвросия: 25 июня митрополиту Михаилу повелено быть „купно и Новгородским“. Приемники Амвросия – Серафим и Антоний прямо уже назначались митрополитами с титулом: „Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, Свято-Троицкая Александро-Невская лавры священно-архимандрит“. При последнем произошло третье разделение епархий. По случаю тяжкой болезни митрополита Антония, 4 нояб. 1848 г., архиепископ Варшавский Никанор был назначен митрополитом Новгородским; ему же, на время болезни высокопреосвященного Антония, поручено управление С.-Петербургской епархией в тогдашних ее пределах. Разделение продолжалось всего 16 дней. По смерти Антония, митрополит Никанор соединил под своим управлением и С.-Петербургскую епархию. При митрополите Исидоре, по случаю присоединения в 1865 г. Эстляндской губернии к Рижской епархии, митрополичий титул „Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский“ сокращен пропуском слова „Эстляндский“, и, наконец, 18 окт. 1892 г. произошло четвертое разделение: епархия стала называться С.-Петербургской и Ладожской. 59 С 1859 г. существовало Выборгское викариатство С.-Петербургской еп., из которого в 1892 г. образована самостоятельная Финляндская еп. 60 С 1205–1223 г. Угрусская (с кафедрой в г. Угровске, ныне с. Угруске, Люблин. губ.); с 1840 г. Холмская (с кафедрой в г. Холме); с 1330 г. Холмская и Бельевая; с 1596–1620 и 1656–1875 г. отпадала в унию; с 1875 г. была Люблинским викариатством Холмско-Варшавской еп. С преобразованием ее в 1905 г. в самостоятельную в нее вошли Люблинская и Седлецкая губернии. 61 В 1240 г. кафедра перенесена в Брянск; в 1500 г. закрылась; в 1515 г. присоединена к еп. Смоленской; в 1648 г. восстановлена в Чернигове. С 1415–1419, 1458–1500 и 1648–1667 находилась в подчинении митр. Киево-Литовских; с 1667 г. подчинялась Московскому патриарху. Читать далее Источник: Настольная книга для священно-церковно-служителей : (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства)/С.В. Булгаков. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Киев : тип. Киево-Печерской Успенской лавры, 1913. – 23, 1772 с./Отдел историко-статистический. 1375-1772 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

в) С XVIII в. в епархиях появляются викарии Впрочем, первый викарий известен уже в 1685–1690 гг. в Новгородской епархии с титулом Корельского и Ладожского. С 1700 г. викарий, в качестве коадъютора Киевского митрополита, действует в Переяславле, а с 1707 г.— в Иркутске, который принадлежал к Тобольской епархии. Впоследствии викарии назначались от случая к случаю в различных епархиях. В 1865 г. Святейший Синод получил высочайшее разрешение открывать викариатства везде, где на это есть средства. К 1917 г. имелось уже 70 викариев. Ректорами духовных академий, в XIX в. по традиции, а с выходом Устава 1911 г.— в силу закона, назначались викарные архиереи, которые были титулярными епископами, т. е. не имели Викарии находились в личном распоряжении епископа, которому и подчинялись. Последний давал им поручения по собственному усмотрению, так как никаких предписаний относительно компетенции викариев не было, в редких случаях обязанности викария оговаривались Святейшим Синодом при Только в немногих епархиях викарии имели твердо установленные обязанности. Так, Велико-Устюжский викарий Вологодской епархии окормлял определенную часть епархии и имел самостоятельное духовное правление. Епископ Сарапульский в качестве викария Вятского епископа также управлял частью епархии, имея собственное духовное правление. В епархии Холмской и Варшавской (до учреждения в 1905 г. Люблинской епархии) в Холме имел резиденцию викарий Варшавского епископа с собственным духовным правлением. Таким образом, в трех епархиях вопреки каноническим правилам было по два самостоятельных г) Епархия Святейшего Синода, так называемая Синодальная область, а также Киевская епархия в XVIII в. и Грузинский экзархат в XIX–XX вв. отличались некоторыми особенностями в управлении. Синодальная область возникла из Патриаршей области. В 1701 г. патриарший дом и духовное управление населением области были переданы местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Стефану Яворскому, а прочие отрасли управления, прежде всего хозяйственные дела, оказались в ведении восстановленного Монастырского приказа.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

13/III-1927 г. согласно постановлению Св. Синода хиротонисан во еп. Кронштадтского и шестым вик. Ленинградской епархии. В 1926 г. – ректор Ленинградского богословского института. С августа 1927 г. – еп. Новгородский. В конце 1927 г. возведён в сан архиепископа. Присутствовал на заседаниях Пленума Св. Синода от 1/Х и 2/Х-1928 г. С 1929 г. – архиеп. Лодейнопольский, вик. Ленинградской епархии. 25/II-1931 г. было поручено управление приходами Тихвинского викариатства Новгородской епархии. С 1932 г. – временно управляющий Новгородской епархией. С 1933 г. – архиеп. Ялтинский. С января 1934 г. – на покое. С 1935 г. – архиеп. Рыбинский. 27/V-1936 г. назначен временно управляющим Ярославской митрополией. 5/VIII-1936 г. возведён в сан митрополита и назначен митр. Ярославским. С 27/VI-1938 г. Освобождён от управления Ярославской митрополией и уволен за штат. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1927. 5–6. С. 7; 1928. 10 (33), прот. 1, 3. С. 5, 7; 1931. 5–6. С. 14. ФАОС дело 159. Кат-АМ 269. Кат-ЯВ С. 106. Дополн. к Кат-ЕС. [Кат-ГУБ. С. 986.] [Левитин. С. 34, 57, 294, 295, 365, 463, 464, 522, 561.] Родился 26/VII-1877 г. В 1902 г. окончил Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия, затем Археологический институг. С 23/IХ-1902 г. – священник при церкви городского попечительства о народной трезвости, с 18/XI-1903 г. служил в церкви приюта П. Г. Ольденбургского, с 19/IV-1904 г. – в церкви Св. Иоанна Предтечи общества Распространения религиозно-нравственного просвещения. В 1910 г. – руководитель Иоанно-Предтеченского братства трезвости. 09/II-1915–1926 гг.–настоятель Спасо-Бочаринской церкви. С 01/VI-1917 г. – член Епархиального правления. В 1922–1923 гг. примкнул к обновленцам. С 1923 г. – член ЛЕУ. В 1923–1926 гг. – настоятель церкви Воскресения Христова (Варшавской). 13/III-I927 г. хиротонисан во епископа Кронштадтского. В 1925–1927 гг. – ректор Ленинградского Богословского института, магистр богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Еп. Антоний прилагал много усилий для строительства и ремонта правосл. храмов в Царстве Польском. В 1835 г. в ведение В. в. были переданы 3 временные церкви в Новогеоргиевской и Замостской крепостях и в Варшавской цитадели. В Варшавской цитадели 26 нояб. еп. Антоний освятил новопостроенный храм во имя св. кн. Александра Невского, 1 дек.- Петропавловский храм в здании бывш. Кадетского корпуса в Варшаве, 7 июня 1837 г.- новопостроенную Свято-Георгиевскую ц. в Новогеоргиевской крепости. 18 июля 1837 г. был освящен собор во имя Св. Троицы в Варшаве, перестроенный из бывш. костела мон-ря, к-рый принадлежал ордену пиаров (за изъятие зданий мон-ря российские власти выплатили пиарам денежную компенсацию); в монастырских помещениях разместился варшавский архиерейский дом, в к-ром 11 сент. была освящена Спасо-Преображенская крестовая ц. 10 окт. 1837 г. еп. Антоний освятил новый правосл. храм в г. Радоме, устроенный в здании бывш. бернардинского костела. 30 июля 1839 г. был освящен заново отстроенный в камне Преображенский храм в г. Дрогичине, 5 мая 1840 г.- Успенская ц. в г. Сувалки, 6 дек.- новый храм во имя св. Онуфрия Великого в Яблочинском мон-ре, где были заново отстроены также колокольня, ограда, келейные корпуса и др. здания. Были отремонтированы обе правосл. церкви в Люблине. В Вольском укреплении близ Варшавы (ныне р-н Варшавы - Воля) в 1834 г. открылось правосл. кладбище, на территории к-рого в бывш. костеле был устроен правосл. храм во имя Владимирской иконы Божией Матери, освященный еп. Антонием в 1841 г. В 1839 г. число правосл. храмов в Царстве Польском возросло до 12 (9 приходских и 3 приписных). Еще в 1833 г. кн. Паскевич составил записку с изложением программы устроения духовно-учебных заведений в Царстве Польском, в 1834 г. по распоряжению наместника края началось преподавание Закона Божия правосл. воспитанникам польск. гимназий и школ. В кон. 1838 г. в Яблочинском мон-ре открылось начальное уч-ще, предназначенное гл. обр. для детей униатов и имевшее миссионерские цели. 17 сент. 1840 г. начало работу Варшавское ДУ с 6-летним курсом обучения (состояло в ведении Волынской ДС и входило в округ Киевской ДА).

http://pravenc.ru/text/150465.html

Большинство приходов присоединенных к России земель составили одну епархию, получившую в 1793 году название Минской . Число православных стало увеличиваться особенно за счет возвращения униатов в лоно Матери-Церкви. В некоторых местах, например в тогдашней Брацлавской губернии, это возвращение проходило весьма быстро и спокойно. «За помощью Божией по Брацлавской губернии, — докладывал в январе 1796 года Святейшему Синоду местный епископ Иоанникий, — церкви все числом 1090 истекшего 1795 года декабря в последних числах к Православию присоединением окончены», т. е. в три или даже в два месяца, — поясняет это донесение М. Коялович, — присоединилось вновь к Православию более полумиллиона униатов. О затруднениях при воссоединении в Брацлавской губернии не было и речи» . В 1834 году в Варшаве уже было учреждено викариатство Волынской епархии, а в 1840 году самостоятельная епархия. Епископ Варшавский возводится в сан архиепископа Варшавского и Новогеоргиевского, а с 1875 года (с воссоединением холмских униатов) Холмско-Варшавского. Святейший Синод назначал на новую кафедру лучших архипастырей, как, например: Антония Рафальского (из Почаевских архимандритов, умер митрополитом Петербургским); Арсения Москвина (впоследствии был митрополитом Киевским); Иоанникия Горского, при котором в 1875 году воссоединились холмские униаты; Леонтия Лебединского, укрепившего Православие среди воссоединенных (умер митрополитом Московским, похоронен под Успенским собором Троице-Сергиевой Лавры); Иеронима Экземплярского. При последнем в 1905 году Холмская епархия была выделена в самостоятельную, первым архипастырем на ней был Евлогий Георгиевский, впоследствии ставший митрополитом Парижским (1946) и др. 4. Польская Православная Церковь в первой половине XX в.: стремление польского правительства оторвать епархии Польши от Москвы; объявление «автокефалии»; отношение к этому акту заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия, а также Православных Церквей Сербской и Болгарской; ревиндикация православных храмов; объединение православных перед опасностью наступления католицизма; полонизация Церкви; учреждение должности апокрисария Вселенского Патриарха при Варшавском Митрополите; движение «по возвращению православных к вере отцов»; преследование православных на Холмщине и на Подляшье; протест Собора православных епископов; декрет «Об отношении государства к Польской Православной Церкви»; кульминация полонизации Православной Церкви в последние годы перед Второй мировой войной

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

Дионисием в тайной поддержке действий архим. Тихона, еп. Антоний 20 сент. 1924 г. был переведен из Дерманского мон-ря в Вильну на должность ректора Виленской ДС. Новый наместник Дерманского мон-ря архим. Иона (Андрианов) под давлением польских властей принял ряд мер против архим. Тихона и против жившего в той же обители с 1923 г. на покое еп. Пантелеимона (Рожновского) . 15 окт. 1924 г. архим. Тихон был арестован в Дермани и выслан в Германию, с церковной оппозицией на Волыни было покончено. В связи с отказом митр. Дионисия от управления Волынско-Кременецкой епархией и преобразованием Кременецкого викариатства в самостоятельную епархию Кременецкий еп. Симон (Ивановский) 10 апр. 1932 г. получил назначение на О. в., в 1934 г. поселился в Дерманском Троицком монастыре. С лета 1938 по 15 апр. 1939 г. Симон являлся епископом Варшавским, викарием Варшавской митрополии, затем вернулся в Острог. В сент. 1939 г. Польское государство перестало существовать, Волынь была присоединена к СССР. 21 авг. 1940 г. еп. Симона вызвали в Москву, где после принесения покаяния он был принят в РПЦ, в качестве правящего епископа возглавил отделенную от Ровенско-Кременецкой епархии самостоятельную Острожскую и Сарненскую кафедру, 24 марта 1941 г. возведен в сан архиепископа. 26 июня 1941 г. Дермань была занята нем. войсками. Еп. Симон поселился при Богоявленском соборе в Остроге, настоятель к-рого прот. Михаил Рыхлицкий активно поддерживал Автономную УПЦ. С нач. 1942 г. еп. Симон проживал при Почаево-Богородичном соборе в г. Сарны, настоятель к-рого прот. Георгий Палий также сохранил верность канонической Церкви. В мае 1942 г. Симон начал управлять Черниговской епархией (см. Черниговская и Новгород-Северская епархия ), переехал в Чернигов (на Черниговскую кафедру назначен 9 дек. 1941). Дерманский мон-рь перешел в подчинение главе Автономной УПЦ, митр. Волынскому и Житомирскому Алексию (Громадскому). В сент. 1942 г. он назначил настоятелем обители архим. Мефодия (Сибиковского), к-рого предполагалось рукоположить на Острожскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2581685.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010