4 выпуска в год Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения (Духовный учено-литературный журнал). М. – Сергиев Посад, 1863–1917 Неопределенно С 1871 года – ежемесячно, с 1916 года – 4 раза в год. С 1872 года заглавие в без слова «Московском» Чтения в церковно-археологическом обществе при Киевской Духовной Академии. Киев 1883–1916 Неопределенно, всего 14 выпусков Являются оттисками из журнала «Труды Киевской Духовной Академии, 1901–1916 Чтения Варшавского общества религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Варшава, 1904. 1 выпуск Является оттиском из «Холмско-Варшавского епархиального вестника» за 1903 год Акты юридические. СПб., 1838 Акты исторические, собранные и изданные Археологической комиссией. Т. 1–5. СПб., 1841–1842. Акты Московского государства, изданные императорской академией наук. Т. 1–3, СПб., 1890–1901 Акты, собранные в библиотеках и архивах российской империи Археологической экспедицией Академии наук. Т. 1–4. СПб., 1836 Акты Московского государства, изданные императорской Академией наук, СПб., 1894–1901. Акты, относящиеся к истории южной и западной России. Т. 1–14. К., 1863, 1889 Акты, относящиеся к истории Западной России. Т. 1–5. Спб., 1946–1853 Акты и документы, относящиеся к истории Киевской духовной академии. К.., 1904–1907, 1911 Архив Юго-Западной России. К., 1864 Всеподданейший отчет Обер-Прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1836–1863, 1866–1914. СПб., 1906–1916 Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. Изд. На французском и русском языках. Париж, 1950–1975 Вестник Восточно-азиатского экзархата Московской Патриархии (Журнал на русском языке). Харбин (Китай), 1947 Вестник Православия. Журнал на русском и голландском языках. Изд. Православного викариатства Московской Патриархии в Голандии. 1851 Вестник Православного Экзархата Московской Патриархии в Чехословакии.. Журнал на русском языке. Прага, 1948–1951 Герберштейн С. Записки о московитских делах. СПб., 1908

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

311 . Антоний, пред отправлением в Варшаву, получил от синода особую инструкцию, в которой, между прочим, сказано было, что одною из самых главных обязанностей его должно быть примирение и соединение с православною церковью иноверцев, особенно униатов и католиков. Конечно, правительство наше учреждением варшавского викариатства явно обнаружило, к чему клонятся его намерения, явно показало, что оно, водружая знамя православия в центре католицизма, хочет отсюда распространить элементы православия и во все области Царства Польского. Словом, это викариатство было ударом, угрозою католицизму. Но чем открытее были действия правительства, тем осторожнее, благоразумнее и мягче долженствовали быть отношения Антония к полякам, и нельзя не сознаться, что он действовал в этом случае с удивительным тактом и умел заставить поляков хотя наружно не выказывать нерасположения к представителю русской церкви в их Царстве. Не прибегая к тем крутым мерам в деле обращения униатов и католиков, какими ознаменовал себя в Полоцке Смарагд, он исполнял данную ему от синода инструкцию с крайнею осторожностью. Хотя некоторые униаты и католики тотчас в первый год прибытия Антония в Варшаву приняли православие, но общее число обратившихся было незначительно. 312 Вообще следует заметить, что результаты от учреждения православной кафедры в Варшаве далеко не соответствовали ожиданиям правительства, чему очевидным доказательством может служить следующий факт: число православных в Царстве Польском в 1827 г. было 747 человек, а с того времени по 1855 г., то есть в течение 28 лет, оно, при существовании закона о так называемых смешанных браках, возросло всего только до 4318. 313 Причину такого медленного распространения православия в Царстве должно искать в том, что поляки, особенно же польское духовенство, тайно всеми мерами противодействует его успехам; закону о смешанных браках ксендзы противопоставляют анафему и вечную погибель не только в настоящем, но и в будущих поколениях, отклоняя, таким образом, браки с православными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что же касалось самых предметов – Нравственного и Пастырского Богословия, преподаваемых бакалавром Кириллом, они и сами по себе, как увидим очень скоро, занимали особенно и самого А. Антония, по крайней мере перед самым временем окончания его чередового служения в Петербурге. «Одним словом я преосв. Кирилл, – говорил покойный влад. Антоний, – не только возобновили в памяти, но и самых действиях наших прежние земляческие отношения. Как молодой монах и свободный распределять своим временем, кроме определённого для академических лекций, он частенько проводил у меня не только вечера, но даже и ночевал. От него-то я пользовался весьма многими сведениями, самыми откровенными с его стороны, и для меня весьма нужными и полезными на время пребывания в столице. Он же ввёл в знакомство со мною и товарища своего по академии, бывшего профессора тамошней семинарии о. Иеромонаха Леонтия (нынешнего высокопр. Архиепископа Холмского и Варшавского). И о. Леонтий, сказать по правде, сразу пришёлся мне особенно по душе; я тогда же возымел мысль переманить его на службу в Киев при первом удобном случае, на что он и сам соглашался. Вскоре это и сбылось, как только открылась вакансия инспекторская в Киевской Семинарии. Из инспекторов же Семинарии он перемещён был через недолгое время в Инспекторы Академии, чем я был особенно доволен, так как сам же и просил об этом влад. Филарета». Из таких и подобных рассказов очевидно было, что время пребывания преосв. Антония на чреде протекло для него, как говорится, в соединении приятного с полезным. Поставленный сразу в столь близкие искренние отношения со сказанными тремя лицами, преосв. Антоний, по его же словам, имел приятную честь войти в больший или меньший круг знакомства и с другими лицами и в академической и семинарской корпорациях. Кроме же личных знакомственных отношений, он хорошо также ознакомился с состоянием и порядками обоих этих учебных заведений, как столичных, и потому представлявших в себе нечто особенное, если и не образцовое. Этим всем он не мог не воспользоваться впоследствии в местах своего дальнейшего служения в Киевской Семинарии, а больше всего в Академии, в которую назначен был он Ректором скоро (через год) по возвращении с чреды. Потому-то верна заметка прежде упоминавшегося автора, где он говорит так: «Надобно сознаться, что молва о назначении А. Антония Ректором Академии, как показавшего себя в Семинарии строгим начальником, сначала несколько беспокоила студентов. Но беспокойство оказалось напрасным. Уже во время (последнее) ректорства в Семинарии приёмы воспитательно-административной деятельности А. Антония приняли несколько другой оттенок, а в Академии ещё более, благодаря конечно и новой среде и нажитой опытности 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

практически в каждой епархии РПЦ «Епархиальных ведомостей» 1 или их аналогов) превышает 95 % всего объема официальных изданий. В результате при анализе документов 68 епархий РПЦ, находившихся в 1917 г. на территории Российской империи и за ее пределами, не удалось выявить политическую позицию духовенства лишь нескольких из них – Алеутской (охватывавшей территорию Северо-Американских соединенных штатов), Варшавской, Финляндской и Холмской. Кроме того, мало сведений обнаружено по другим епархиям – Гродненской, Литовской и Минской, находившихся или на оккупированных немцами территориях, в районах боевых действий, или в прифронтовой полосе. В некоторых из названных епархий выход периодических изданий был прекращен. Так, весной 1917 г. не выходили «Гродненские» и «Литовские епархиальные ведомости», однако «Варшавский епархиальный листок» и «Холмская церковная жизнь» в это время издавались в Москве эвакуировавшимся из Польши духовенством. Выход «Карельских известий» (органа Финляндской епархии) 13 марта 1917г. был прекращен 2 по причине активизации в Финляндии сепаратистских движений, вызванных революцией в метрополии: местные общественные организации и политические партии стремились не только к расширению автономии своего края, но и к его независимости от России. 3 Систематизация основного массива документов сборника основана по проблемно-хронологическому принципу и с учетом церковной иерархичности, вследствие чего материалы, связанные с деятельностью высшего духовенства (епископата) РПЦ и материалы многочисленных съездов и собраний приходских клириков помещены в разных частях настоящего сборника. В первой части книги публикуются определения и воззвания ко всероссийской пастве Святейшего правительствующего синода, послания к пастве и проповеди архиереев – руководителей епархий и викариатств РПЦ, а также распоряжения подведомственным клирикам духовных консисторий (епархиальных управлений). По ним можно составить представление не только о политической позиции большинства членов высшей иерархии РПЦ, но и о характере общецерковной политики, проводимой синодом (высшим органом церковной власти) в первые 45 месяцев после начала Февральской революции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пришло наконец прошение об увольнении на покой от Ярославского. 30 Ноябр будет 60-летие его службы и тогда воспоследует увольнение с милостивым рескриптом 288 . Конечно, всё это ещё нами не подписано. Согласно Вашему желанию к Вам ректором назначен Витебский. Хотели к Вам в Епархию сплавить из Холмско-Варшавской свящ. Павловского 289 (он теперь в Бище помощником), но я сказал, чтобы обождали до Вашего приезда: едва ли Вы будете довольны таким приобретением. Елиев уже пострижен Экзархом в монашество и наречен Евфимием. В Введенье его посвящаю в Архимандриты, а в пятницу (28 Ноябр) предполагается его наречение. Потом пойдёт мой викарий О. Иннокентий. Вопрос о викариатстве Аляскинском прошел в среду 12 Ноября, – посему невзирая на наводнение я кое-как на извозчике добрался до Синода. После ездил на неделю в Торопец 290 . 26 Ноябр во дворце будет празднование. Ожидается (если уже не получено) утверждение о вызове в Синод, но кто – кроме Митрополитов – ещё неизвестно. Прошу Ваших св. молитв. Ваш нижайший и сыновне почитающий послушник Е. Тихон 19 Ноябр 1903 Спб. РГИА, ф. 796. оп. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 117–118об. Записка Митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 6 Декабря 1903 г. † Высокопреосвященнейший Владыко! Не пожелаете ли посетить завтра духовный концерт народного хора? У меня имеется два даровых билета, один из коих при сем прилагаю. Будете ли присутствовать на заседании Миссионерского Общества? С совершенным почтением и сыновнею преданностию имею честь быть Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Е. Тихон 6 Дк 1903 Спб РГИА, ф. 796. оп. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 119. 6 Зак. 3497 Письмо свящ. Петру Булгакову от 8 Декабря 1903 г. † Дорогой О. Петр Иванович! Простите, что до сих пор не собрался ответить на Ваше письмо: всё отвлекали текущие дела, которых и по Синоду и по Епархии немало. Я выхлопотал себе для Аляски викария и под этим условием возвращаюсь паки в землю, от неяже взят: просят ехать хотя на два годика. Перед новым годом уеду из России. А вдруг мы с Вами окажемся во враждебных отношениях?! До войны Америки с Россией дело, конечно, не дойдёт, но янки будут поджигать и поддерживать маленьких человеков – Ваших соседей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

здешняя Казанская епархия разделена в 1832 году на Казанскую и Симбирскую; – бывшая Оренбургская (по особенному громадному пространству) сначала (в 1850 г.) разделена была на Оренбургскую и Самарскую, а потом в 1858 году на Уфимскую и Оренбургскую; Херсонская – на Херсонскую и Таврическую; – Томская в 1861 г. – на Томскую и Енисейскую; – Варшавская – на Варшавскую и Волынскую. И я помню, как покойный Владыка (Филарет, Митрополит Киевский), по личному представлению коего разделена Казанская епархия, в бытность его здешним Архиепископом, вспоминая об этом, говорил: «мне хотели было дать в Казани Викария, но я не нашёл этого полезным и целесообразным. Иметь Викария, – говорил покойный Владыка, – почти тоже, в известном роде, для самостоятельного делового Архиерея, что если бы сидящий на козлах главный возница имел около себя подручное лицо (к тому же малоопытное), которому или навсегда отдал бы одну возжу, положим левую или, хотя по временам, отдавал бы от усталости или от лености и правую возжу... Понятно, как надежна была бы такая езда и для хозяина-седока и для самого экипажа». Так выражался высокопр. Филарет (Киевский), когда известно (ещё в 1856–1857 годах), было рассуждаемо в св. Синоде по вопросу о викариатствах вследствие записки, присутствовавшего тогда в св. Синоде, преосв. Иннокентия, бывшего тогда Архиеп. Камчатского (впоследствии Митроп. Московского). Вопрос этот не получил тогда хода и результат как не соответствовавший делу и цели... Филарет, Митроп. Московский, принял этот вопрос особенно не сочувственно 52 , и помню, писал об этом тогда же Владыке Филарету Киевскому». При таких рассуждениях преосв. Антония однажды приведена была ему такая мысль: «если бы допустить нынешнее размножение викариатств, то нельзя ли бы совместить в лице каждого Викария звание и должность Ректора Семинарии, подобно тому, как это было и бывает и теперь по отношению к Академиям»... А что же... – перебил он сразу эти слова. Да ты может быть, и не вычитал ли где-нибудь подобной мысли или же просто говоришь от себя? И затем сам тут же стал развивать эту мысль с совершенною сочувственностью и проектировать решение этого вопроса самым отчетливым образом, начиная с самого благотворного значения этого введения для Семинарии и оканчивая тем, что сами-де Викарии чувствовали и сознавали бы себя действительно состоящими у дел...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Одним из этих актов (от 2 августа) он возвысил викарного епископа Поликарпа (Сикорского) до статуса правящего архиерея в архиепископском сане. 11 августа 1941 г. он сообщил о создании 4 епархий: Житомирской, Кременецкой, Луцкой и Полесской, а также изложил принципы, на которых должна строиться деятельность Церкви на Украине. При этом Дионисий (Валединский) фактически озвучил положения, которые к этому времени уже снискали популярность среди сторонников автокефалии Украинской Церкви. Они сводились к следующим: 1) национальный характер Церкви, 2) ее автокефальность, 3) соборноправный строй, при котором миряне должны принимать участие в управлении Возможно, что именно действия, предпринятые митрополитом Дионисием, подтолкнули бывших приверженцев УАПЦ 1921 г. в Киеве к воссозданию Всеукраинской церковной православной рады (ВЦПР). Правда, сведения о том, как «автокефалисты» первой формации отнеслись к перспективе распространения юрисдикции Варшавского митрополита на всю Украину, противоречивы. Ряд авторов считают, что их реакция была Однако чаще встречается мнение, что в основном представители церковных рад относились к инициативам Дионисия Между тем очевидно, что на изменение отношения к митрополиту Дионисию со стороны западноукраинских церковных рад в дальнейшем заметно повлияли епископы Поликарп (Сикорский) и Александр (Иноземцев), возобновившие сношения с митрополитом Варшавским еще в июле 1941 г. Архиереи же, вошедшие в юрисдикцию Московского Патриархата в 1939–1941 гг., не откликнулись на призывы митрополита Дионисия. Последний особенно активно боролся за возвращение под свой омофор авторитетнейшего архиепископа Волынского и Кременецкого Алексия (Громадского), к которому неоднократно, но безрезультатно присылал своего представителя Ю. Мулика-Луцика. В частности, в ходе встречи с эмиссаром Варшавского митрополита, которая состоялась 3 августа, владыка Алексий сообщил, что не собирается возвращаться в Варшавскую юрисдикцию. 1 сентября в послании к духовенству Луцкого викариатства он открыто отверг церковную власть Варшавского митрополита на Украине, ссылаясь при этом на то обстоятельство, что митрополит Дионисий в 1939 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

В 1698 г. Патриархом Адрианом и царем Петром I Алексеевичем было разрешено Киевскому митр. Варлааму (Ясинскому) иметь своего «коадъютора» (как и «В.», наименование заимствовано у католич. Церкви, но в отличие от «В.» в РПЦ не прижилось) - помощника в епископском сане. Мотивировалось решение слабостью здоровья митр. Варлаама, однако предполагалось, что эта его привилегия перейдет и к его преемникам. В 1708 г. в Новгородской епархии была учреждена должность В. с титулом епископа Карельского и Ладожского. В синодальную эпоху институт В., главных помощников епархиального архиерея в епископском сане, укореняется в Русской Церкви. Уже при имп. Екатерине II Алексеевне Святейший Синод дозволил всем своим членам иметь В. В кон. XVIII в. викариатства стали открываться и в епархиях, где в этом была необходимость: при старейших архиереях-митрополитах и в особо крупных епархиях. Однако до сер. XIX в. викариатские кафедры существовали в немногих епархиях. Но в 1865 г. имп. указом было дозволено открывать викариатства во всех епархиях, где есть местные средства на их содержание без обременения синодальной, т. е. гос. казны. Во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. викариатства были учреждены в большинстве епархий. В. титуловались по одному из уездных городов епархии, но за редкими исключениями их резиденция находилась в епархиальном центре, а не в том городе, наименование к-рого они носили в своем титуле. Они не имели никакой церковно-адм. или судебной власти в этом городе, их связь с ним обычно ограничивалась лишь возношением их имени за богослужением в соборном храме города либо также и в др. его церквах. Согласно имп. указу от 13 апр. 1793 г., В. не имели ни своих кафедральных соборов, ни своих отдельных консисторий. Исключение составляли нек-рые викариатства, представлявшие собой выделенную часть епархии, находившуюся под полусамостоятельным управлением викарного епископа. В этом случае резиденция В. располагалась на территории его викариатства и при нем действовало духовное правление. Такой статус имело Люблинское викариатство в составе Варшавской епархии, пока эта епархия не была разделена на 2 самостоятельные: Варшавскую и Холмскую , в связи с чем Люблинское вик-ство было упразднено. В. Иркутской епархии епископ Читинский управлял приходами Забайкальской обл., имея резиденцию в своем кафедральном городе. В конце синодальной эпохи существовали и др. полусамостоятельные викариатства, в частности Камчатское, Бакинское.

http://pravenc.ru/text/158444.html

с 28.01.1840 по 17.01.1843 архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский Никанор (Клеметьевский) архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский с 17.01.1843 по 4.11.1848 одновременно управлял архиеп. Новгородский и Санкт-Петербургский Арсений II (Москвин) архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский с 6.11.1848 по 1.07.1860 одновременно управлял митр. Киевский и Галицкий Антоний (Павлинский) епископ, бывший еп. Нижегородский и Арзамасский с 29.08.1860 архиепископ с 8.04.1862 по 17.06.1866 архиеп. Владимирский и Суздальский Агафангел (Соловьев) епископ, бывший еп. Вятский и Слободской с 17.06.1866 архиепископ с 31.03.1868 †8.03.1876 Димитрий (Муретов) архиепископ, бывший архиеп. Ярославский и Ростовский с 26.04.1876 по 20.02.1882 архиеп. Херсонский и Одесский (повторно) Тихон (Покровский) архиепископ, бывший еп. Саратовский и Царицынский с 6.03.1882 †16.04.1885 Палладий (Ганкевич) архиепископ, бывший еп. Тамбовский и Шацкий с 12.02.1885 по 25.11.1889 на покое: † 13.01.1893 Модест (Стрельбицкий) епископ, бывший еп. Нижегородский и Арзамасский, с 25.11.1889 архиепископ с 15.05.1892 †13.04.1902 Викарии Волынской епархии Варшавский епископ Викариатство учреждено 22 апреля 1834 года Кафедра в Варшаве Антоний (Рафальский) епископ, рукоположен с 8.07.1834 по 5.10.1840 архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский Острожские епископы Викариатство учреждено 1 октября 1840 года Кафедра в Остроге а в 1873 году перенесена в Кременец Анатолий (Мартыновский) епископ, бывший еп. Екатеринбургский, викарий Пермской епархии с 10.06.1841 по 22.11.1844 еп. Могилевский и Мстиславский Иерофей (Лобачевский) епископ, рукоположен с 25.03.1845 †17.04.1871 Иустин (Охотин) епископ, рукоположен и Ахтырский с 5.08.1871 по 13.04.1879 еп. Харьковский Виталий (Гречулевич) епископ, рукоположен и Мстиславский с 13.05.1879 по 6.10.1882 еп. Могилевский Израиль (Никулицкий) епископ, бывший еп. Новомиргородский, викарий Херсонской епархии с 8.01.1883 по 25.10.1883 еп. Вологодский и Великоустюжский †23.04.1894 Александр (Закке-Заккис) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Варшавская Основана 22.04.1834. Житомирское (Волынское) викариатство. Самостоятельная с 05.10.1840. Архиепископия. 01 .05.1875–16.06.1905 объединена с Холмской епархией. 12(25)09.1921, в связи с образованием Польского государства, вышел указ Патриарха Св. Тихона об автономии Польской церкви и «Положение об управлении Православной церковью в Польше». Введено не было, вместо него с 30.01.1922 по 1938 г. действовали «Временные правила», введенные правительством Польши. По этой причине русскому религиозному меньшинству в Польше Патриархом Московским даруются права широкой поместной автономии. Однако в 1924 г. при антиканоническом содействии Константинопольской Патриархии была провозглашена самочинная и непризнанная автокефалия «Православной Русской Церкви» в Польском государстве. С 1948 г., по даровании Московской Патриархией просимой автокефалии, Польская Православная Церковь становится самостоятельной Поместной Церковью , предстоятель которой имеет титул митрополита Варшавского и всея Польши. Именовалась: Варшавская и Новогеоргиевская; с 1.05.1875 – Холмско-Варшавская (Холмская и Варшавская); с 16.06.1905 – Варшавская и Привисленская. Викарная кафедра: Новогеоргиевская. 08.07.1834 17.01.1843 17.01.1843 04.11.1848 06.11.1848 01.07.1860 17.07.1860 16.11.1875 16.11.1875 17.11.1891 14.12.1891 21.02.1898 27.02.1898 02.11.1905 09.12.1905 05.04.1908 05.04.1908 20.12.1915 20.03.1917 04(17)09.1918 28.09(11.10)1921 30.01(12.02)1922 30.01(12.02)1922 21.01(03.02)1923 14(27)02.1923 04(17)09.1925 09(22)06.1948 561 Архиепископ с даты назначения. По свящ. С. Петровскому (Петровский C., свящ. Семь херсонских архиепископов. Биографии. Одесса, 1894) – вторая дата иная: 16.02.1875. 567 Епископ Дмитровский (б. Новогеоргиевский, викарный Варшавской еп.). Номинально, т. κ., в связи с русско-германской войной находился в Москве, где и был назначен на Дмитровскую викарную кафедру и – по отстранении от управления Московской епархией митрополита Св. Макария (Невского) – временно управлял епархией. Далее был первым «Патриаршим Наместником» и первым на восстановленной древней Крутицкой кафедре).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010