Нидерле Л. 1956. Славянские древности. М. Нидерман Μ. 1949. Историческая фонетика латинского языка. М. Никонов В. А. 1955. Рец. на кн.: М. С. Боднарский. Словарь географических названий. М., 1954//География в школе. 3. 1963. Поиски системы//Этимология. М. Орлов А. 1907. Происхождение названий русских и некоторых западноевропейских рек, городов, племен и местностей. Бельск. Основы финно-угорского языкознания//Прибалтийско-финские, саамские и мордовские языки. М., 1975. Откупщиков Ю. В. 1961. О происхождении названия озер Ильмень и Селигер//Межвузовская конференция по исторической лексикологии, лексикографии и языку писателя: Тезисы докладов. Л. 1967. Из истории индоевропейского словообразования. Л. 1971. Из истории балто-славянских лексических отношений//Baltistica. VII, 1. 1972. О принципах отбора лексических изоглосс//Baltistica. VIII, 1. 1975. О происхождении древнегреческих топонимов на -()εσσα/-οσσα//Проблемы античной культуры. Тбилиси. 1981. Балтизмы в русских диалектах и некоторые вопросы этногенеза балтов//Конференция «Проблемы этногенеза и этнической истории балтов»: Тезисы докладов. Вильнюс. 1983а. Балтийские и славянские прилагательные с -u- основой//Baltistica. XIX, 1. 1983б. Догреческие -ss-monohuмы и антропонимы (словообразовательный и этимологический анализ)//Славянское и балканское языкознание. М. 1983в. Палеобалканские элементы микенской фонетики//Concilium Eirene XVI: Proceedings of the 16th International Eirene Conference. Prague. Vol. 3. 1984a. Закон Лахмана в свете индоевропейских данных//ВЯ. 2. 19846. Фракийцы, фригийцы и карийцы в доисторической Элладе//Античная балканистика: Предварительные материалы к международному симпозиуму. М. 1987а. Латинская флексия -osio в G. S. е/о-основ//Philologia classica. Вып. III. Л. 1987б. Русское диал. кувиклы//Baltistica. XXIII, 1. 1988а. Догреческий субстрат. Л. 1988б. К вопросу об индоариях в Крыму и в Причерноморье//Проблемы античной культуры: Тезисы докладов Крымской научной конференции. Ч. I. Симферополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В Возн. Монастыре мы служили молебен и прикладывались к чудотворным мощам св. Иннокентия 157 . Никогда еще не припадал я к ним с такой верой и не просил столь пламенно его ходатайства пред Владыкою неба и земли. Простившись с о. арх. Варлаамом – ректором 158 и о. Ев., часов в 7 веч. я отправился в путь с детьми преосв. Иннокентия 159 . До села Биликтуя ехали мы благополучно, но в Биликтуе меня ждало огорчение 160 , от которого, впрочем, я вскоре освободился через терпение. 16-го июня виделся в с. Узком-Лугу 161 с родной, по батюшке, теткою Ириной Прокоп. И простился, одарив ее по силам. В Бельск 162 , мою родину, мы приехали часу в 9-м и провели там два дня не без утешения, я служил и был с другом души моей – теткой Екат. Прок. на могилах родных моих, переносясь моим духом в страну замогильную. Помолившись о них и о себе, после служения пел панихиду на могиле матушки и желал ей от души царства небесного... С плачем я оставил эту могилу, как святыню, воскресив при этом в моей душе образ незабвенной и ее самоотвержение при моем воспитании. С батюшкой, пожелавшим меня проводить, я разлучился среди дубравы, с замиравшим почти от горести сердцем. Пять-шесть раз он обнимал меня, пять-шесть раз отходил и опять подходил ко мне со слезами. Наконец мы расстались надолго, навечно. На пути до Черемховской станции 163 то собеседовали мы с братом Хар. 164 , то плакали. В Черемховской мы пробыли у сестры Т. И. 165 часов до 3-х и расстались. Укорачиваю факты: всего не опишешь. А сколько дум промелькнуло в голове моей и сколько чувств волновалось в моем сердце – одно другого резче, одно другого печальнее!.. Путь с Черемховской до Кутулика 166 – цепь ландшафтов. В Кутулике, во время перепряжки лошадей, прибежал ко мне тамошний церковник, живший у меня келейным до женитьбы моей, и сильно тронул меня своей ласковой грустью и худо скрываемой горестью о разлуке со мной. И дал я при этом слово себе: любить моих слуг и впредь, как братьев. Из Кутулика на половине пути к Замире степи скрываются, виднеется только лес, растущий на хребте горном, окаймляющий дорогу; по обеим сторонам крутые склоны, за которыми виднеют темные пади 167 ; наконец, спустившись с горы, едешь верст до 5 степью и въезжаешь в селение Заларю 168 , расположенное на болотистой почве, где притон паутов и комаров с мошками; окрестности Залары, заселенной с первых годов 18 столетия (судя по постройке церкви во дни 2 Епископа Иркутского Иннокентия), довольно живописны, особенно утром, когда туман лентой расстилается над рекой Заларею, окаймляя горы окрестные белой волнующейся пеленой. О. Николаю, священнику, лишившемуся зрения 169 , оказал я тайно посильную помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Просим советское правительство взять белорусов Подляшье под свою защиту», очевидно, из Москвы поступил какой-то сигнал. 30 апреля 1946 года банда была разбита, но Бурый каким-то образом спасся. Он в открытую свободно передвигался по территории Польши. И только 17 ноября 1948 года его арестовали. На показательном суде в Белостоке 1 октября 1949 года он был приговорен к смертной казни. Приговор приведён в исполнение 30 декабря 1950 года. В 1995 году суд Варшавского военного округа отменил смертный приговор и реабилитировал военного преступника Ромуальда Райса. Официальной причиной подобного решения, как стало известно из решений суда, стало заявление о том, что он «боролся за независимость Польского государства», а приказы, в том числе и по уничтожению белорусского населения, выдавал в ситуации «состояния наивысшей необходимости, которая заставляла его принимать меры, не всегда этически однозначные». 11 марта 2019 года были опубликованы окончательные выводы Института национальной памяти Польши, направленные на реабилитацию Ромуальда Райса. Сотрудники института в его оправдание констатируют, что Райс имел возможность «сжечь не пять, а гораздо больше белорусских деревень в повяте Бельск-Подляшский». В итоге специалисты института провозгласили Райса невиновным, так как по закону «от 23 февраля 1991 года о признании недействительными решений, принятых в отношении лиц, репрессированных за деятельность в пользу независимого существования Польского государства, признание недействительным решения считается равнозначным оправданию». Только после этого последовала вялая реакция белорусского МИДа. В начале девяностых годов прошлого века РБ обрела полный сувернитет, и первой правительственная делегация во главе с С.С.Шушкевичем посетила Польшу и возложила венок в Варшаве на могилу Неизвестного польского солдата, топтавшего нашу землю с оружием в руках. В Варшаве находится большое мемориальное кладбище советских воинов (среди них много белорусов), павших за освобождения Варшавы от коричневой чумы, которое белорусская делегация не посчитала необходимым посетить.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/04/dr...

Мне было важно и дорого, что я быстро почувствовал себя хозяином прихода. Не прошло и месяца со дня моего прибытия, как стал я выезжать к родителям и в Брест, и в Бельск, поручая о. Игнатию субботние и воскресные службы. Мой благочинный недостаточно продумал данный мне совет: не допускать о. Игнатия к служению. Он служил и сослужил, и не было ни возмущений, ни новых брожений. Естественно желание молодых супругов создать свой семейный очаг. С этой целью и приехала ко мне в Омеленец моя матушка, но не выдержала больше месяца и была вынуждена вернуться в Вельск к отцу. Стесненные квартирные условия, жизнь под одной крышей, фактически – в одной квартире с чужой и чуждой тебе семьей, постоянно вторгающейся в твою личную жизнь, все это трепало нервы. К тому же, моя добрая и терпеливая супруга целыми днями была в одиночестве: я уходил из дому ранним утром и возвращался вечером. Обрученный Церкви, я с раннего утра уходил к пастве – к работающим в поле, на сенокос, в деревни, по домам, навещая и знакомясь со стариками и детьми. В крестьянских хатах проводил я и ранние и вечерние часы, в беседах и в пении Богогласника. Что мог я сказать моей доброй супруге, слыша ее тихие жалобы на одиночество? Прости и пойми, приход – это моя семья, Богом мне данная! Верующий умный человек доброго сердца, она смирилась и уехала в родительский дом, где я часто ее навещал. Быстрому утверждению моего авторитета в Омеленце, возможно, помог Лука Николаевич Дзекуц-Малей, наставник секты баптистов из Брест-Литовска. Благочестивый православный христианин, как уроженец центральной России, Лука» Николаевич, обремененный большой семьей, нигде не мог получить самой скромной работы и был обречен на нищенское полуголодное существование. Чтобы получить уроженцу центральных областей России самую скромную работу в Польше, особенно в т. наз. «восточных кресах», нужно было изменить Православию и отказаться от русской национальности. Это было время, когда в поверженную Россию направлялся из Соединенных Штатов Америки легион сектантских проповедников для борьбы с Православной Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

В конце июля 1833 года, предчувствие о болезни и скорой смерти матери столь сильно овладело Георгием, что он стал тосковать по ней. Не имея более сил преодолеть это святое чувство любви к родителям, он пошел к владыке и объяснил ему свои чувства и желание видеть своих родителей. Добрый владыка отвечал: «так что же, с Богом поезжай, возьми с собой и Ивана». Георгий выехал из Иркутска 3–го числа августа 1833 года в 9 часов утра и на другой день в 7 часу приехал под мирный кров родителей своих в селение Бельск. В дневнике его 5–го августа читаем: «Мирный кров моего младенчества,–я опять под тобой; сердце мое опять пьет блаженство в виду предметов, окружавших его некогда и производивших на него первые впечатления. О, как они срослись с ним и освоились! Едва ли рука времени сотрет оные. И с каким наслаждением ненасытимо взоры мои теперь на них покоятся! Те же горы, ветвистыми соснами приосаненные, те же березы семенистые, при шелесте коих мирно покоилось мое невинностью цветущее сердце; тот же остров, омываемый струями Белы; тот же луг, на коем я, чуждый забот и печали, любовался бабочками и пас на душистой богородской травке Божьих коровок; те же старцы–камни, мохом обросшие и смотрящиеся в стекловидной поверхности реки, их опьяняющей, – словом, все тоже. Но сколько перемен печальных в моем сердце! Сколько раз бури страстей опустошали это невинное сердце! Сколько раз оно опять возвращалось на путь добродетели! Как рад я, что исторгшись из златой клетки порока, дышу теперь свободой сынов Божьих и духом ношусь там, где Отец и Бог мой! Как сладко проливать эти слезы горячие из сердца в дань Творцу! О, если бы всегда они так лились, текли неоскудно! Я с ними излил бы сердце мое в руки Божии и остался бы с Ним и в Нем во веки. По приезде в дом родительский встретил нас батюшка, и я до глубины души был тронут болезненным состоянием моей доброй матушки. Я обрел несказанный покой в оказании должных услуг болящей и со слезами благословляющей меня матери. Блаженны дети, думал я про себя тогда, которые облегчают состраданием скорбь родителей: каждая слеза сих последних послужить к оплодотворению таящихся в семени надежд детей; каждый вздох их низведет благословение неба на юные сердца. Никакой долг, никакая земная обязанность не может сравниться с священною обязанностью покоить старость родителей. Нежное попечение о них детей делает их болезнь нечувствительною и облегчает переход даже в самую вечность».

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Предлагаю консистории предписать о надлежащем объявлении и строгом исполнении сих правил по всем монастырям Литовкой епархии. 48. Список с предложения в Литовскую консисторию, от 28 апреля 1846 года за 1129, о предположенном посещении его высокопреосвященством большей части епархии В наступающем июне месяце положил я посетить некоторую часть епархии и при сем случае служить в каждом благочинии, – именно: 1) в Дзикушской церкви второго числа; 2) в Скидельской церкви четвёртого числа; 3) в Гродненской соборной церкви пятого числа; 4) в церкви Гродненского женского монастыря шестого числа; 5) в церкви Супрасльского монастыря девятого числа; 6) в Белостоке десятого числа; 7) в Бельской соборной церкви двенадцатого числа; 8) в Клещелях тринадцатого числа; 9) в Высоком-Литовском четырнадцатого числа; 10) в Каменецкой церкви шестнадцатого числа; 11) в Бресте Литовском семнадцатого числа; 12) в Мокранской церкви Влодавского благочиния девятнадцатого числа; 13) в Дывинской церкви двадцатого; 14) в Кобринской училищной церкви двадцать третьего числа; 15) в Пружанской церкви двадцать четвёртого числа; 16) в Шерешевской церкви двадцать пятого числа; 17) в церкви Селецкой двадцать девятого числа; 18) в церкви Ружанской тридцатого числа июня и 19) в Жировицкой церкви первого числа июля месяца. Предлагаю консистории дать о сем знать всем благочинным и настоятелям монастырей в означенных выше местах, предписав первым из них, чтобы каждый накануне назначенного мною для служения дня созвал всех подведомственных ему священников, диаконов и штатных причётников: Лидского благочиния в Дзикушки, Скидельского в Скидель, Гродненского в Гродно, Сокольского в Супрасль, Белостокского в Белосток, Бельского в Бельск, Дрогичинского в Клещели, Высоколитовского в Высоколитовск, Каменецкого в Каменец, Брестского в Брест, Влодавского в Мокраны, Полеского в Дывин, Кобринского в Кобрин, Пружанского в Пружаны, Селецкого в Сельцы, Коссовского в Ружану и Слонимского в Жировицы. С тем вместе консистория вменит в обязанность тем же благочинным: 1) сообразиться заблаговременно о тех священнослужителях и причётниках, которые могут быть употреблены для архиерейского служения, и наставить их по сему предмету посредством духовных, которые знают таковое служение; 2) снестись с местными земскими исправниками как насчёт помещения для меня и всей моей свиты, так и о заготовлении лошадей для беспрепятственных в назначенное время переездов; 3) сообразиться с теми ж исправниками, чтобы окрестный народ не был препятствуем присутствовать в назначенный день на архиерейском служении, толь для него редком и спасительном.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Бельск-Подляски. Церковь Воскресения Христова. Cerkiew Zmartwychwstania Panskiego Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Православный приход Воскресения Христова является одним из старейших приходов города Бельск-Подляского. Церковь стала свидетелем многих важных, радостных, но трагических для прихода событий. Самые старые упоминания о Воскресенской церкви относятся к XIV веку, но первое документальное упоминание появляется только в 1560 году, когда Церковь получает 2 земельных участка от дарования королю Сигизмунду Августу. Интересна история расположения здания церкви. Сегодня храм находится на ул. Траугутта, 3, уже третий по счету. Во-первых, это были окрестности села Левки, во-вторых, улица Дубичи, где до сих пор находится часовня Святого вмч. Георгия. История прихода в ХХ веке привела к переносу здания церкви на улицу Траугутта. Старый деревянный объект был облицован кирпичной облицовкой и оштукатурен. К обновленному храму была пристроена величественная колокольня. Таким образом, храм приобрел свою нынешнюю форму и облик. Объект в целости и сохранности пережил тяжелые времена двух Мировых войн. В 1913 году строительство колокольни было завершено, а освящение церкви состоялось через год. К сожалению, естественное течение времени (более ста лет существования деревянной церкви, облицованной кирпичом) вызвало неизбежные процессы коррозии древесины. Исследования и техническая экспертиза показали, что прихожане упоминали в течение многих лет, плохое техническое состояние объекта. Здание сегодня нуждается в капитальном ремонте. Кирпичная колокольня находится в лучшем техническом состоянии, но, тем не менее, требует ремонта штукатурки, выполнения гидроизоляции и ремонта крыши (это было сделано в декабре 2012 года). За свою долгую историю священническое служение выполняли многие выдающиеся священнослужители: ксендз Николай Туровский, ксендз Николай Рудечко, ксендз Матеуш Петельский, ксендз Владимир Сидорович, ксендз Леонтий Алексюк, ксендз Константин Байко, ксендз Теодор Токаревский и ксендз Ежи Токаревский. Все они были пасторами в трудные годы двух мировых войн и связанных с ними больших социально-политических преобразований, всегда выполняя свое пастырское служение с непоколебимой верой и благочестием. В 1960 году церковь Воскресения Христова была возведена в достоинство собора, а первым ее епископом стал Е. Е. Василий-епископ Бельский, впоследствии Митрополит Варшавский и всей Польши.

http://sobory.ru/article/?object=61691

Церковь расположена на кладбище, окруженном металлическим забором, у дороги Вышки-Бельск-Подляски. Сакральное народное строительство. Здание церкви, состоящее из кубовидного нефового корпуса, покрытого трехскатной крышей, пристроенной к нему от захолустной трехэтажной колокольни и предшествующего ей низкого вестибюля. Каждый из кусков здания увенчан луковичным куполом. Деревянный (корпус в срубной конструкции, верхний ярус колокольни - каркасный), обшитый изнутри и снаружи, стены скреплены лисичками. Фасады нефового корпуса и колокольни опалены вертикально в нижней части, отделенной карнизом, а в верхней-горизонтально. Горизонтальная опалубка также была покрыта стенами вестибюля. Окна прямоугольные, мелкие, на осях более длинных фасадов со скошенными верхними углами, на востоке. на стене алтаря два небольших окна. Боковой вход на возвышении алтаря. Интерьер однопространственный, перекрытый плоским потолком, поднятым над иконостасом. Алтарь, разделенный стенами около двухметровой высоты на алтарную часть и две боковые, трапециевидные в плане, ризницы. На первом этаже колокольни крыльцо, на втором ярусе музыкальный хор, открытый для нефа прямоугольным просветом, защищенным балюстрадой, на третьем ярусе место для колоколов. Окна в нефе с украшенными вырезанными в зубки подокенниками и надокенниками в виде наличевателей. Оборудование: деревянный двухрядный иконостас с первой половины XVIII века (барокко), преобразованный во второй половине XIX века, по мнению некоторых авторов, перенесен в 70-е гг. XIX века из трапезной церкви при мужском православном монастыре в Бельско-Подляском. Памятник доступен снаружи. Открыт во время богослужений. Библиография: Фионик Д. " О церкви в Августове и Стрыках " , Православное обозрение, 2010, 3 " Устав приходская церковь святого апостола Иоанна Богослова Августова " , п. Рыжевский Г., Кулак А., Горская И., Котинская Стеткевич Я., 2009. Архив Воеводского управления по охране памятников в Белостоке и архив Национального Института Наследия в Варшаве. Земля Яхуштово, Коллективный труд, Августово, 2005 г. Марошек Ю. Католики-униаты в Бельске-Подляском в 1596-1839 гг., [в:] Романюк З. (ред.), Бельск-Подляски. Исследования и материалы по истории города, Бельск-Подляски 1999, стр. 31-82. Матус И. " Конец союза и процесс реституции православия в Белостокской области в 30-х гг. XIX века " . - Белосток, 2013 г. Сосна Г. Троц-Сосна А. " Церковная земельная собственность на Белостоке в XV-XX веках " . - Белосток, 2004 г.

http://sobory.ru/article/?object=42137

Бельск. Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь Карта и ближайшие объекты Возникла церковь где-то в 1691 году. 29 января 1786 года произошел пожар, в результате которого первая деревянная церковь сгорела. А до нас, к сожалению, не дошло даже её описание. Имена зодчих и мастеров новой церкви тоже не сохранились. В 1788 году они уже отстроили новую церковь, но на этот раз её сложили из местного кирпича. А кирпич местный славился своей особой крепостью, ведь делали его из бельской глины с добавлением яичных желтков. В 1861 году на месте святого престола сгоревшей деревянной церкви балаганский купец Георгий Козлов сложил каменный памятник. Сретенская Бельская церковь была весьма популярным местом у жителей Бельска и всех окрестных заимок. Была здесь и богадельня и постройки где жили монахи, и их хозяйственные сооружения и администрация. Здесь оставались ночевать все, кто приезжал в церковь издалека и не мог сразу домой уехать, были и те, у кого совсем дома не было – нищие и бродяги. Здесь же рядом с церковью было расположено старое церковное кладбище. Говорят, у колоколов Бельской церкви был особый неповторимый звон, который разносился по реке аж на 25 километров! На всех заимках было эти колокола слыхать. В 1936 году церковь прекратила свою работу. Уже в тридцатые годы церковный штат сильно сократили, строения и церковное кладбище осталось без надзора. Богадельню и сторожку разобрали и увезли в другую деревню, так же поступили и с церковно-приходской школой. Распоряжения «из центра» разрушить Бельский храм не было. Это была целиком и полностью инициатива, быстро обратившихся в новую религию комсомольцев-коммунистов села. Не они привели здание церкви в теперешний вид, «как после бомбежки», но их рукам принадлежит начало этой «грязной» работы, которая не останавливалась вплоть до 90-х годов прошлого столетия. Ломали церковь куча народа, как рассказывает бабушка все старики и бабки стояли и плакали. Представители новой власти и взрывали ее и пытались разломать кирками и топорами. С колоколами и крестом им пришлось больше всего повозиться. Большой колокол снять так и не смогли, пришлось распиливать его на кусочки с помощью автогена, а малый , обстреляли крест и колокола из пушки. Колокола кое-как сняли, а вот крест так и упирается своим обломком в небо. Как рассказывают старожилы, все кто участвовал в этом «деле» вскоре попали на фронт, и никто из тех, кто ломал церковь, назад с фронта не вернулись. Уже в военное и послевоенное время и произошло основное разрушение самого здания церкви. Кирпичи, листы железа, что покрывали ее купола, местные жители растащили по домам.

http://sobory.ru/article/?object=30065

Августово. Церковь Иоанна Богослова. Cerkiew witego Jana Teologa Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Иоанна Богослова Год постройки:Между 1870 и 1878. Адрес: Польша, Подляское воеводство, Бельский повят, сельская гмина Бельск-Подляски, с. Августово, д. 196 wie Augustowo 196, 17-100 Bielsk Podlaski, pow. Bielski, woj. Podlaskie, Polska Координаты: 52.776266, 23.112221 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь, сохранившаяся в почти оригинальной форме, представляет собой тип храма с компактным, неразделенным телом с нераскрытым пресвитерием характерным для Подлясья начала века. В интерьере находился барочный иконостас XVIII века, один из немногих сохранившихся в этот период на территории Подляского воеводства. Истоки существования церкви в Августове до конца не доказаны. В 1816 году игумен православного монастыря в Бельско-Подляском пожаловался на униатского настоятеля Бельского прихода Рождества Пресвятой Богородицы, который в селе Августово, населенном в значительной степени православным населением, построил униатскую церковь. Из этого документа следует, что она была создана между 1813 и 1814 годами. Она, безусловно, существовала в 30-х годах XIX века, когда в нем был установлен иконостас. Согласно русским публикациям и документам Белостокского Воеводского управления, августовская церковь была построена как православная в 70-х годах века из материала снесенной православной трапезной церкви из Бельска-Подляского и освященной в 1879 году. Строителем должен был быть житель Августова Юстин Онискевич или Буслович. Учитывая, однако, ее форму, идентичную церквям Южного Подлясья, возведенным в первой половине XIX века и планировка пресвитерии, в которой первоначально, вероятно, были выделены ризницы с колаторскими ложами, не встречающимися в архитектуре православных храмов, следует скорее датировать началом XIX века. В 1950-е годы к колокольне был пристроен вестибюль. В 1982 году храм стал независимым от православной парафии Рождества Пресвятой Богородицы в Бельско-Подляском и стала приходской церковью. Последний ремонт, состоящий из замены опалубки, кровли и оконных и дверных столярных изделий состоялась в 2014 году.

http://sobory.ru/article/?object=42137

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010