Закон, прошедший через законодательные палаты, был утвержден Государем 23 июня в день празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Епархия, возглавленная еп. Анастасием, ко времени учреждения её в 1205–1223 гг. кн. Даниилом Галицким, с названием Угрусская, имела кафедру в г. Угровске (потом с. Угруск, Люблинской губ.). С перенесением в 1240 г. кафедры в Холм, она стала именоваться, с 1330 г., Холмской и Бельской. Епархия с 1656 по 1675 гг. отпадала в унию. В 1875 г. она стала Люблинским викариатством Холмско-Варшавской епархии. Холмская епархия возстановлена была в 1905 г., когда, после издания закона о веротерпимости, необходимо было охранять православное население края от воинствующего латинства. Предместником владыки Анастасия был архиеп. Евлогий (Георгиевский), переведенный на Волынь, вместо архиепископа Антония (Храповицкого) , возглавившего харьковскую епархию. Вскоре по прибытии владыки Анастасия в Холм грозные тучи нависли над Европой. С началом войны Холмская губерния оказалась вблизи неприятельских границ. В Холме обосновалась ставка главнокомандующего юго-западным фронтом, ген.-адъютанта Н. И. Иванова . С ним, как и с начальником его штаба ген.-лейт. М. В. Алексеевым, установились у владыки близкия отношения. Им обоим, в особенности же набожному ген. Иванову, дорого было находить нравственную опору у всегда спокойного архипастыря-молитвенника, обладавшего к тому же большим государственным кругозором. С ним делился главнокомандующий радостью по поводу неожиданно скорого падения первоклассной австрийской крепости Перемышля, осажденной небольшими силами, под командой ген. Селиванова, как и огорчением, когда пришлось ее оставить. Епископ Анастасий посещал войска. В журнале «Финляндец» 22) командир л. гв. Финляндского полка, барон П. Клодт, описывает Холмскую операцию 1915 г. Эшелоны полка 18 июня стали прибывать в Холм и размещались по окрестным селам. Гвардейский корпус, командуемый ген. В. М. Безобразовым, сосредоточившийся в районе Холма и Люблина, входил в состав 3-й армии, во главе которой стоял ген.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Меньше чем через месяц немецкие танки уже находились на улицах Варшавы. Восточные области Польши были заняты Советским Союзом. Польша, таким образом, была разделена между СССР и Германией. На территории бывшей Польши, которая была оккупирована Германией, было создано так называемое Генерал–губернаторство, в котором существовали три епархии: Варшавская, Холмская и Краковская. Земли, занятые советскими войсками в 1939 – 1941 гг. вошли в состав Минской епархии. Здесь, как повсюду в СССР, Православная Церковь испытывала притеснения со стороны государства. Вывозили в советские лагеря не только католиков, военных, но и верных православной Церкви, а в месте и с ними духовенство. В духовной жизни наступило изменение во время германской оккупации. Оккупанты стремились к уничтожению коммунистической идеологии и в связи с этим разрешали открывать закрытые раньше храмы в пределах Белорусской Православной Церкви. Дело в том, что под влиянием немецких властей в 1941 г. на землях Белоруссии и Украины была основана автокефальная церковь, которую не признавал Московская Патриархия. Полную автокефалию Польская Православная Церковь получила после Второй мировой войны. Ее автокефалия была признана определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 июня 1948 г. Первым предстоятелем автокефальной Церкви был архиепископ Тимофей, с 1951-го по 1998 г. – митрополит Макарий. В 1949 г. были основаны три епархии: Варшавская, Белостоцко–Гданьская и Лодзинско-Вроцлавская. В связи с миграцией людей с востока в центр и запад Польши был осуществлен новый раздел епархий. К 1952 г. в Польской Православной Церкви было четыре епархии: Варшавско-Бельская, Белостоцко-Гданьская, Лодзинско-Познаньская и Вроцлавско-Щецинская. В 1983 г. была восстановлена Перемышльско-Новосондетская епархия, а в 1989 г. – Люблинско-Холмская. Под покровительством Польской Православной Церкви в каноническом и молитвенном общении находится Португальская Православная Церковь, которую возглавляет Высокопреосвященнейший Иоанн, Архиепископ Лиссабонский, Митрополит всея Португалии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Василию и настаивал на подчинении Белостокской епархии непосредственно Московскому патриарху. В письме патриарху Алексию I от 5 февр. 1946 г. Винцукевич указывал, что Белостокская епархия полностью разгромлена, почти все приходы перешли в ПАПЦ. В кон. февр. 1946 г. Винцукевич со своими сторонниками без согласования с Патриархией переехал в Брестскую обл., после чего большинство белорус. духовенства в Белостокском воеводстве под рук. префекта бельской гимназии свящ. Константина Байко признали власть Варшавского митр. Дионисия (Валединского). Переезд Винцукевича был вызван угрозой ареста клирика польск. властями. В нач. 1946 г. белостокский воевода С. Дыбовский писал, что Варшавская духовная консистория ПАПЦ требует привлечь прот. Н. Винцукевича к уголовной ответственности за самовольное присвоение церковной власти и учиненную смуту. В Польше остался соратник Винцукевича, заместитель управляющего делами Белостокской епархии прот. Василий Ивасенко, который 30 марта 1946 г. обратился к архиеп. Василию с просьбой взять под защиту оставшиеся в РПЦ приходы: Рождество-Богородичный в Бельск-Подляски, где настоятелем после отъезда Винцукевича стал Ивасенко, и храм в с. Грудек Белостокского окр., где служил свящ. Владимир Гарустович. К июню 1946 г. Ивасенко переехал в Брест, все приходы Белостокской епархии оказались в ПАПЦ. Чесноков в письме Карпову в апр. 1946 г. возложил ответственность за неудачу в «белостокском деле» на архиеп. Василия и на своего предшественника Лобанова: «Эта неудача была вызвана тем, что бывший уполномоченный и архиепископ доверили управление вновь созданной Белостокской епархией непроверенным и сомнительным людям, оказавшимся бывшими конфидентами немецких оккупантов» (ГАРФ. Ф. Р-6992. Оп. 1. Д. 105. Л. 70-71). В действительности же причина состояла в двурушничестве представителей местного духовенства, которые, присоединившись к РПЦ, тайно вели переговоры о возвращении в юрисдикцию Варшавской митрополии, желая остаться в Польше в условиях, когда в 1945-1946 гг.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

1930 – 23.09(06.10)1937 – в/у Амвросий Нагорский 5011 Херсонская и Одесская (см. Одесская) Хмельницкая Хмельницкая и Шепетовская. Основана в 1993 г. 09(22)06.1993 Холмогорская (см. Архангельская) Холмская Основана в 1137 г. (выделена из Владимиро-Волынской епархии). Местопребывание – в г. Угровск (Угровеск, Угореск, ныне село Угруск Люблинского округа Польши), затем в связи с монгольским нашествием перенесено в г. Холм 5013 . Именование – по г. Холм (Хельм, Польша). В составе Киево-Литовской митрополии – в 1356–1362, 1415–1419 гг.; в составе Галицкой митрополии – в 1371–1378 гг. В 1458 г. папа Каллист III, включив территорию Холмщины в число 9-ти епархий учрежденной им западно-русской униатской Киевской митрополии, вверяет ее митрополиту Григорию Униату (ученику печально известного митрополита Исидора), вводившему здесь унию до своей смерти (1473 г.). В 1596–1620 и с 1651 г. епархия отпадала в унию. Возобновлена в 1875 г. С этого времени состояла под управлением Холмско-Варшавского архиепископа, викарий которого (епископ Люблинский) пребывал в Холме. 16 .06.1905 – выделена из Холмско-Варшавской в самостоятельную епархию, в пределах Люблинской и Седлецкой губерний. После 1918 г., с присоединением Холмщины к новообразованному Польскому государству, Православная Холмская паства вновь испытала на себе насильственную полонизацию и насильственное внедрение унии. С 1922 по 1945 г. – в самочинной Польской автокефалии (см. Варшавская). Затем краткое время в составе Московского Патриархата вплоть до законного оформления автокефалии Польской Православной Церкви. Именовалась: с 1205 – 1223 гг. – Угрусская (Угровская); с 1240 г. – Холмская; с 01.1325 – Холмская (или Хельмская) и Бельзская; с 1620 г. – Холмская и Бельзская; с 01.05.1875 – Холмская и Варшавская; с 16.06.1905 – Холмская и Люблинская. Викарные кафедры: Люблинская, Бельская. после 1229 Иоанн II Иоанн III Каллист(1376) Нестор, кн. Ольгимунтович Сильвестр, кн. Кобринский (1392) Иоасаф II Дамиан(1473) Даниил(1481) Порфирий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В тот же день архиеп. Василий был назначен временно управляющим Литовской и Белостокской епархиями, однако предоставление ему митрополичьего сана и должности экзарха было признано преждевременным. По резолюции архиеп. Василия от 22 февр. 1945 г. было избрано Белостокское временное ЕУ, управляющим делами к-рого стал прот. Николай Винцукевич, настоятель Рождество-Богородичного собора в Бельск-Подляски и благочинный Бельского окр. В то же время на создание постоянного ЕУ и назначение отдельного епископа РПЦ для Польши патриарх не решился, рассчитывая на урегулирование спорных вопросов с Варшавской митрополией. Возможно, именно поэтому предложение Винцукевича и архиеп. Василия о хиротонии благочинного Хайнувского окр. прот. Иоанна Громотовича в викарного епископа для Белостокской епархии, высказанное в авг. 1945 г., не нашло одобрения у властей. 27 дек. 1945 г. митр. Крутицкий Николай (Ярушевич) доложил на заседании Синода о положении церковных дел в Польше и о желании некоторых православных приходов Белостокского воеводства и других регионов Польши находиться под непосредственным духовным окормлением Минского архиепископа. Синод постановил «для обследования положения церковных дел в Польше путем непосредственного сношения с митрополитом Дионисием и епископом Тимофеем» командировать в Варшаву и Белосток уполномоченных патриарха - протопресв. Николая Колчицкого и секретаря патриархии Л. Н. Парийского. По результатам поездки от к.-л. новых действий в Польше было решено воздержаться. Духовное училище в Слуцке. Фотография. Нач. XX в. Духовное училище в Слуцке. Фотография. Нач. XX в. Уполномоченный СД РПЦ по БССР сообщал, что архиеп. Василий пользуется авторитетом у руководителей Совнаркома БССР, председатель к-рого Пономаренко и его заместитель А. М. Левицкий неоднократно вызывали архиерея для консультаций. Архиеп. Василий в 1945 г. просил власти республики усилить борьбу с католичеством в условиях активизации католич. прозелитизма на западе республики после массового исхода белорус.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Одновременно встал вопрос о главе Церкви. Временно с 1948 до 1951 г. Церковь возглавлял архиепископ Белостоцкий и Бельский Тимофей (Шретер). После покаянного письма митрополита Дионисия Патриарху Московскому Алексию было восстановлено с ним каноническое общение и оставлен титул митрополита. Но, поскольку РПЦ не считала канонически правильным и возможным вмешиваться во внутренние дела Польской Церкви, в том числе и относительно избрания ее главы, митрополит Дионисий не был избран предстоятелем Церкви. Этот вопрос решился только в 1951 г., когда Архиерейский собор Польской Церкви обратился к Московскому Патриархату с просьбой позволить одному из русских архиереев, имеющему соответствующий духовный опыт и богословскую подготовку, возглавить Польскую Церковь . Таким архипастырем стал архиепископ Львовский Макарий (Оксиюк, 1951–1961). Его преемниками были митрополит Тимофей (Шретер, 1961–1962), временно управляющий Церковью архиепископ Георгий (Корянистов, 1962–1965), митрополит Стефан (Рудык, 1965–1969), митрополит Василий (Дорошкевич, 1970–1998). В 1949 г. были основаны три епархии: Варшавская, Белостоцко-Гданьская и Лодзинско-Вроцлавская. В связи с миграцией людей с востока в центр и запад Польши был осуществлен новый раздел епархий. К 1952 г. в Польской Православной Церкви было четыре епархии: Варшавско-Бельская, Белостоцко-Гданьская, Лодзинско-Познаньская и Вроцлавско-Щецинская. В 1983 г. была восстановлена Перемышльско-Новосондетская епархия, а в 1989 г. – Люблинско-Холмская. После Второй мировой войны в Польской народной республике церковно-государственные отношения строились по модели, принятой в Советском Союзе, но, во-первых, в более мягкой форме, а, во-вторых, в решении спорных вопросов предпочтение отдавалось Католической Церкви. В последние годы польское государство старается не только декларировать, но и претворять в жизнь положение о свободе вероисповедания. Современное отношение государства и Церкви определяется «Уставом об отношении государства к автокефальной Польской Православной Церкви», подписанным 4 июля 1991 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Турковицы; ныне Турковице Хрубешувского повята). Римско-католическая Церковь в крае, уступая православной по количеству храмов, доминировала по численности духовенства. В Люблинской губ. ей принадлежало 226 храмов и часовен, из них самостоятельных - 126, филиальных - 18, не приходских - 5, монастырских - 9, больничных и тюремных - 3, часовен - 65. В них служили 250 духовных лиц (Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1905. 43. С. 517). В Седлецкой губ. действовало более 180 правосл. церквей и часовен. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Холме (Хелме). 1735-1756 гг. Фотография. 1910 г. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Холме (Хелме). 1735-1756 гг. Фотография. 1910 г. Из-за усиления католич. агитации в крае 16 июня 1905 г. Холмско-Варшавская епархия была разделена на Холмско-Люблинскую, к-рую возглавил еп. Евлогий (Георгиевский), и Варшавско-Привислинскую во главе с еп. Иеронимом (Экземплярским) . Холмское духовное правление было упразднено, вместо него 31 июля учреждена Холмская духовная консистория. В состав Холмской епархии вошло 168 приходов в Люблинской губ. и 115 приходов в Седлецкой губ. Торжественное настолование еп. Евлогия в холмском соборе состоялось 8 сент. 1905 г., в день празднования Холмской иконы Божией Матери. В 1905-1915 гг. главной кафедрой епархии был Рождество-Богородичный собор в Холме, 2-м кафедральным храмом являлся Крестовоздвиженский собор в Люблине. Однако полонизация населения Холмщины и отпадение православных в католичество имели место и в дальнейшем; по официальным данным, в 1905-1907 гг. в епархии в католичество перешли 6590 бывших униатов, числившихся православными. 23 июня 1912 г. была упразднена Седлецкая губ. и образована Холмская губ. в составе Российской империи, что укрепило позиции Православия в регионе. В Холмскую губ. вошли Белгорайский, Холмский, Грубешовский, Томашовский, Замойский, Бельский, Константиновский уезды и части Красноставского и Любартовского уездов. При этом католич. часть упраздненной Седлецкой губ.

http://pravenc.ru/text/2561044.html

В 1921 г. определением Патриарха св. Тихона и Свящ. Синода на Варшавскую кафедру был назначен митр. сщмч. Серафим (Чичагов) , не допущенный польск. властями в страну. В сент. 1921 г. Патриаршим экзархом в Польше стал Минский архиеп. Георгий (Ярошевский) , в янв. следующего года в сане митрополита возведенный на Варшавскую кафедру. Вскоре под нажимом польск. властей митр. Георгий и ряд др. правосл. архиереев избрали курс на достижение правосл. Церковью Польши полной автокефалии. 23 мая 1924 г. свт. Тихон направил письмо митр. Дионисию (Валединскому) , занявшему Варшавскую кафедру после гибели митр. Георгия († 8 февр. 1923), с резким осуждением самочинного отделения Польской Церкви от Всероссийского Патриарха. В авг. 1924 г. польск. Синод обратился к Патриарху Тихону с просьбой о даровании автокефалии Польской Церкви, ответа от Святейшего Патриарха на это послание не последовало. Тогда митр. Дионисий послал письмо с такой же просьбой к К-польскому Патриарху Григорию VII , к-рый 13 нояб. 1924 г. подписал томос о даровании Польской Церкви автокефалии. 17 сент. следующего года томос был зачитан представителями К-польского Патриархата в храме св. Марии Магдалины в Варшаве, с того времени Варшавская митрополия продолжила свое существование в качестве первенствующей кафедры ПАПЦ (см. Варшавско-Бельская епархия ПАПЦ). Церковно-общественные организации С янв. 1856 г. в В. е. действовало попечительство о бедных духовного звания, в 1889 г. был создан Попечительский фонд для обеспечения заштатного духовенства, вдов и сирот из духовного сословия, в 1895 г. фонд получил новый устав, согласно к-рому в его состав вошли все священнослужители епархии. В 1890 г. Холмско-Варшавский архиеп. Леонтий учредил стипендию, к-рая выплачивалась вдовам и сиротам клириков. В 1903 г. в Варшаве открылось Об-во распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви. К нач. XX в. при приходах епархии действовали 243 б-ки. Церковь во имя свт. Николая Марликийского в Замостье. 1604 г. Литография. 1896 г. (РГБ)

http://pravenc.ru/text/150457.html

После Второй мировой войны автокефалия Польской православной церкви была признана определением Священного синода Русской православной церкви от 22 июня 1948 года. Предстоятелем стал архиепископ Тимофей (Шрёттер), с 1951 до 1961 года — митрополит Макарий. В 1949 году были основаны три епархии: Варшавская, Белостоцкая-Гданьская и Лодзинское-Вроцлавская. В связи с миграцией людей с востока в центр и на запад Польши был осуществлён новый раздел епархий. К 1952 году в Польской православной церкви было четыре епархии: Варшавско-Бельская, Белостоцко-Гданьская, Лодзинско-Познанская и Вроцлавско-Щецинская. В 1983 году была восстановлена Перемышльско-Новосонченская епархия, а в 1989 году — Люблинской-Холмская. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Мощи святых и чудотворные иконы в Польше находятся в храмах и монастырях Римо-Католической Церкви и Польской Православной Церкви. С. ГРАБАРКА (в Мельницкой пуще, недалеко от города Семятыче - польск. Siemiatycze): ЧЕНСТОХОВА. Католический монастырь Ясна-Гура: С. ГИДЛЕ (25 км. к северу от Ченстоховы). Католический храм Вознесения Девы Марии: КРАКОВ. Католический храм Св. Барбары: ВРОЦЛАВ. Католический храм Св. Войцеха: ГНЕЗНО (ок. 40 км. к северо-востоку от Познани). Католический кафедральный собор Вознесения Святой Девы Марии и Св. Адальберта. Мощи: БЕЛОСТОК. Православный Никольский собор . Мощи и икона: БЕЛЬСК-ПОДЛЯСКИ (ок. 40 км. к югу от Белостока). Православный храм Рождества Богородицы : СУПРАСЛЬ (Подляшское воеводство). Православный Супрасльский Благовещенский монастырь : ЛЮБЛИН. Православный Спасо-Преображенский собор : С. ЯБЛЕЧНА. Православный Свято-Онуфриевский Яблочинский монастырь (Люблинское воеводство, к юго-востоку от Бяла-Подляска, близ с. Яблечна): С. ЗДЫНЯ (Малопольское воеводство, 21 км. к югу от Горлице). Кладбище: Монастыри [ править править код ] Список всех монастырей Польши смотрите ЗДЕСЬ . Свято-Онуфриевский Яблочинский монастырь [ править править код ] Основан в конце XV века. В XVII веке построена большая церковь, колокольня и монашеские кельи. По преданию, заложению монастыря предшествовало чудесное появление образа иконы св. Онуфрия над рекой Западный Буг. Монахи Яблочинского монастыря не приняли Брестскую унию, за что были записаны в дизуниты (религиозные диссиденты) и претерпевали гонения. Ситуация изменилась после разделов Речи Посполитой и создания Царства Польского. Монастырь стал финансироваться российскими властями и проводить политику русификации и возвращения униатов в лоно православной церкви. Возложенная властями задача осложнялась недостаточным уровнем богословского образования и тем, что большинство монахов не были этническими русскими.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Поль...

Если сравнить список заграничных монастырей, принадлежавших Киевской митрополии-епархии, доставшихся на долю минского архиепископа, после выделения одиннадцати монастырей в Переяславскую епархию (см. стр. 682–683), со списком монастырей при архиепископе Иове, то окажется, что последний список много короче, в нем нет монастырей Жаботинского, Лебединского и Медведовских. Они вошли в состав Киевской епархии. В Минской епархии не осталось и тех монастырей, которые некогда одновременно числились в Киевской и в Могилевской епархиях. Вот список заграничных монастырей по ведомости 1768 года, принадлежавших к Киевской епархии, а затем перешедших в ведение минского епископа Виктора (Садковского), их более тринадцати: дятловский – Преображенский, виленский – Свято-Духов и приписные к нему, кронский – Свято-Троицкий, кейданский – Преображенский (мест. Кейданы, Ковенск. г., основ. 1652 г. княз. Янушем Радзивилом), сурдегский – Святодуховский (мест. Сурдеги, вилькомир. у., в 53 верст, к с.-в. от Вилькомира при р. Сурдеге), друйский – Благовещенский (зашт. г. Друя, дисненск. у. в 53 в. от Дисны при впадении р. Друйки в Дисну), минский – Петропавловский (осн. 1612 г.), грозовский – Иоанно-Богословский (мест. Грозово, слуцк. у.), евейский – Успенский (мест. Евье-Иевье, трокского у. вилен. г., в 20 вер. от Трока к с.-з.), женский минский Петропавловский, слуцкий – Троицкий и приписные к нему – слуцкий Преображенский, Заблудовский – Успенский, Старчицкий Успенский (с. Старчицы, слуцк. у. в 25 вер. от Слуцка к ю.-з.), грозовский – Николаевский, морочский – Успенский (с. Морочь – мозырск. у., в 124 в. к с.-з. от Мозыря при впадении р. Морочи в Случ) и женский слуцкий – Ильинский, брестский Симеоновский, яблочинский Онуфриевский (близ с. Яблочина, любл. губ. радзинск. у. в 200 верст, от Паршивы при р. Буге), бельский – Николаевский (г. Бельск, гродн. г.), пинский – Богоявленский дрогиченский – Троицкий (зашт. г. Дрогичин, гродн. губ., бельск. у. в 54 в. к ю.-з. от Бельска при р. Буге) и приписной к нему дрогиченский – Преображенский, медведовский – Николаевский (в 3 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010