Жажда духовных подвигов вынудила, наконец, Иоанна к тому, что он тайно оставил свои родные пределы и тайно от родителей ушел в Тверскую область к одному знаменитому подвижнику старцу Варсонофию Неумою. Этот инок жил в Саввином монастыре, в Твери. Когда Иоанн поведал ему о своем неудержимом стремлении к иночеству, преподобный отослал его к Воровскому подвижнику Св. Пафнутию. Последний, убедившись из разговора с Иоанном в его искреннем желании посвятить себя всецело на служение Господу, оставил его в обители. В 1460 году, 13 февраля, совершилось пострижение Иоанна в монашеский чин, и он получил имя Иосифа. Перед своей смертью Св. Пафнутий назначил Иосифа своим преемником по игуменству. Ставши настоятелем, преподобный задумал устроить в своем монастыре общежительную жизнь для иноков, но, встретив несогласие братии в этом своем предприятии, он, взяв с собой старца Герасима, тайно от иноков ушел из своей обители. Целью своего странствия он поставил изучить обычаи монашеской жизни в обителях и воспользоваться полезным для себя для проведения этих обычаев и в жизнь своего монастыря. Сначала они посетили Кирилло-Белозерскую обитель, где общежительная жизнь иноков восхитила Иосифа. Затем Иосиф и Герасим побывали в монастыре прп. Саввы, откуда путешественники вернулись домой. Встретив здесь снова противоречие задуманным намерениям относительно введения общежительного иноческого устава, Иосиф воодушевился сильным желанием устроить свою обитель. Со своими единомышленниками преподобный пришел в свой родной город Волок-Ламский в 1479 году и здесь испросил у князя Бориса Васильевича Волоцкого позволение создать обитель для иноков. Князь радостно встретил уважаемого отшельника и не только выразил свое согласие на прошение Иосифа, но и обещал ему свое участие в устроении храма Богоматери в новой обители. Похвалив намерение благочестивого подвижника, князь послал предварительно опытного своего ловчего изыскать более удобное и соответствующее место для пустынножительства иноков. Ловчий немедленно отправился в княжий лес, по направлению к северо-востоку от Волоцка, в хорошо уже знакомую ему окрестность.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Отражением учительной стороны святительского служения русских епископов являются памятники древнерусской литературы – «слова» и проповеди святых епископов: Кирилла Туровского и Луки (Жидяты) Новгородского. Но ярче всего учительное призвание древнерусского епископа выражалось в христианской проповеди язычникам. К благовестникам принадлежат многие основатели русских кафедр: Новгорода, Ростова, Перми, Казани. Новгородцы чтут своего крестителя в корсунянине (греке) Иоакиме , сокрушителе Перуна и строителе первых деревянных храмов. Ростовцы в поздних житиях повествуют о борьбе с язычеством своих древних, хотя и не самых первых, епископов: свт. Леонтия и свт. Исаи и (конец XI в.). Святитель Стефан Пермский (†1396) был просветителем зырян. Вологодская церковь , преемница Пермской, чтит первых трех его преемников, как и он, просветителей края: Герасима, Питирима и Иону , погребенных в селе Усть-Выми, в бывшей своей кафедральной церкви. После завоевания Казани в ней была учреждена в 1555 г. новая епархия, кафедру которой получил свт. Гурий . В помощь ему был придан целый штат монахов – миссионеров, среди которых выделялись будущие святители: Герман Казанский и Варсонофий Тверской. В новейшее время среди русских святых иерархов миссионерское служение несли свтт. Иннокентий Иркутский, Иоанн и Павел Тобольские, Иннокентий Вениаминов , Николай Японский . XVIII–XIX века оставили Церкви и замечательные образцы письменного и устного учительного служения святителей. Достаточно вспомнить таких крупнейших церковных писателей – архиереев, как свт. Тихон Задонский , свт. Филарет Московский , свт. Игнатий Брянчанинов , свт. Феофан Затворник . Яркие примеры общественно-политического служения и исповедничества святителей, отмеченные Пахомием Логофетом в подвигах новгородских владык, видим в житиях Московских святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена и Тихона, а также свт. Германа Казанского . Почитание митрополита Петра , первого из русских митрополитов, установилось непосредственно по его кончине (21 дек. 1326 г.). Уже при погребении его начали совершаться чудеса. О пастырском служении Петра, к сожалению, мы знаем немного. Это немногое говорит о его учительности, о его путешествиях и попечении о пастве, «ослабевшей из-за поганых иноверцев» (татар). Его национальное значение связано с предпочтением Москвы – еще не в качестве митрополии, а лишь места своего погребения. Молодая Москва тогда «честна лишь кротостию», а не славой, хотя ее князю Ивану Даниловичу удалось перетянуть из Твери великое княжение. Святитель Петр начал строение Успенского собора, завещав князю его окончание. Связанное с этим строительством предсказание о будущем величии Москвы читаем лишь в позднейшем житии, составленном митр. Киприаном (ок. 1400), но мысль его совершенно в духе святителя Петра, в котором потомки недаром видят основоположника Московской державы. После прп. Сергия, митр. Петр, быть может, был самым чтимым из московских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слова постнические прп. Исаака Сирина. 1-я четв. XIV в. (РГБ. Ф. 173/I. 151.2. Л. 1) Слова постнические прп. Исаака Сирина. 1-я четв. XIV в. (РГБ. Ф. 173/I. 151.2. Л. 1) Известны имена рус. книгописцев, трудившихся в то время на А. над перепиской книг для Руси (прежде всего аскетического содержания, из числа переводов, выполненных южнослав. книжниками в кон. XIII - 1-й пол. XV в.). Ок. 1397 г. на А. существовала небольшая рус. колония (монахи Герман, Каллиник, Кассиан и др.), по крайней мере нек-рые из иноков занимались книгописанием (этим годом, вероятно, датируется «Книга о постничестве» свт. Василия Великого - ГИМ. Увар. 506-1 ° ). Примерно в то же время безвестный рус. монах приписал к серб. рукописи 1-й четв. XIV в. «Слов постнических» прп. Исаака Сирина 1-й редакции перевода маргиналии, дополняющие ее текст до более пространной 2-й редакции (РГБ. MДA.I. 151. 2). В 1-й трети XV в. в Вел. Лавре трудились книжники с прозвищем Русин: Авраамий, к-рый переписал в 1432 г. сборник житий, принесенный в 1437 г. в тверской Саввин мон-рь (РГБ. Егор. 543), и Афанасий (возможно, вложил в Лавру прп. Афанасия плащаницу рус. работы, датируемую ранним XV в.). В 20-х гг. XV в. в Ватопеде и в мон-ре Св. Павла переписывал книги и заказывал переводы (сербу Иакову Доброписцу) рус. инок Евсевий-Ефрем , к-рому помогал старец Митрофан. Скорее всего также на А. в 1417 или 1418 г. рус. иноками Варсонофием и Мартином был переписан большой сборник (ГИМ. Син. 213), включающий в себя Азбучно-Иерусалимский патерик. С сер. XV в. число известий о рус. иноках на А. существенно уменьшается. Вероятно, это вызвано, с одной стороны, напряженными отношениями между Русской Церковью и К-польским Патриархатом вследствие принятия первой решения об автокефалии, с др.- падением К-поля в 1453 г. (А. находился под властью турок с нач. XV в.). Несомненно, к устным рассказам одного из рус. святогорцев восходит повесть о свт. Савве Сербском в т. н. Сказании о Болгарской и Сербской Патриархиях, созданном, вероятно, в 60-х гг. XV в. ( Белякова Е. В. Обоснование автокефалии в русских Кормчих//Церковь в истории России. М., 2000. Сб. 4. С. 141-143). Приблизительно в 70-х гг. XV в. на Св. Горе побывал «великий старец» Митрофан (Бывальцев) (судя по фамильному прозвищу, родственник митр. Феодосия ), проживший там, согласно известию «Духовной грамоты» прп. Иосифа Волоцкого, 9 лет (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 558-559). Вероятно, в 80-х гг. XV в. на А. жил прп. Нил Сорский .

http://pravenc.ru/text/Афон.html

< >< back 10) > < >< back 11) > < >< back 12) > < >< back 13) > < >< back 14) > < >< back 15) > < >< back 16) > < >< back 17) > < >< back 18) > < >< back 19) > < >< back 20) > < >< back 21) > < >< back 22) > < >< back 23) > < >< back 24) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 4) > < >< back 5) > < >< back 6) > < >< back 7) > < >< back 8) > < >< back 9) > < >< back 10) > < >< back 11) > < >< back 12) > < >< back 13) > < >< back 14) > < >< back 15) > < >< back 16) > < >< back 17) > < >< back 18) > < >< back 19) > < >< back 20) > < >< back 21) > Житие святых Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского находился в 54 верстах от Москвы по направлению к Ростову и в 10 верстах от нынешней Троицкой лавры, по направлению к Москве. монастырь находится в 18 верстах от Волоколамска. Основан прп. Иосифом Волоколамским в 1479 г.; от него монастырь и получил свое название Иосифовский. Селижаров монастырь — на реке Селижаровке, в 44 верстах от г. Осташкова, Тверской епархии; основан в XV веке. покорена русскими в 1552 году. митрополит Всероссийский (1542–1564 г.) — занимает видное место в истории русской церкви и литературы. При нем был знаменитый Стоглавый собор (1551 г.); при нем открыта была первая типография для печатания священных книг; по его желанию и при его непосредственном участии составлены так называемые «Великие Минеи-Четии». св. Гурия происходило 7 февраля 1555 года. помощь святителю Гурию назначены были, по его указанию, два достойные священноинока: Герман, бывший архимандрит Старицкого монастыря (Тверской епархии), живший на покое в Иосифовском монастыре, и Варсонофий, игумен Песношский. самых первых порах управления Казанской епархией св. Гурий озаботился устройством монастырей в Казанском крае с миссионерскими целями. Он хотел, чтобы будущие иноки Казанских монастырей всё время употребляли на проповедь слова Божия среди неверных и занимались обучением малолетних детей. В этих видах св. Гурию казалось необходимым обеспечить монастыри имениями («вотчинами»); свои намерения он выразил в письме к царю, — письме, содержание которого известно из ответа на него Иоанна Грозного. — «Писал ты ко мне, — пишет царь святителю, — что в городе Казани устрояешь монастырь («Зилантов»), и другие намереваешься строить. Доброе дело ты предпринимаешь: помоги тебе Бог за то… Блага речь ваша, чтобы старцам детей обучать и неверных в веру обращать. Учить же младенцев не только читать и писать, но читаемое право разумевать и да могут и иных научать и басурман. О Боже! Сколь счастлива была бы Русская земля, если бы все владыки старцы были, как преосвященный Макарий и ты». Труды св. Гурия не были бесплодными — инородцы (главным образом татары) в значительном числе обращались в христианство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

791 У Епископа Порфирия в описании Афона упоминается, что он видел в библиотеке монастыря Русика Псалтирь 13 века с акафистом Сладчайшему Иисусу. Еще он нашел в Дохиарском монастыре древний акафист Архангелам, и в келье Кавсокалива не древний акафист Великомуч. Варваре. Очевидно, греки забыли о них. 794 Стрельбицкий, еп. Волынский † 14 апреля 1902 г. Некролог: Церк. Вед. 1902 г. 17; Церк. Вестн. 1902 г. 18. 798 Замечательно, что от Московского Епархиального Начальства не было никакого приветствия, хотя в заседании и присутствовали оба викария; митрополит же оставался в Петербурге. 804 Издана под названием: Иллюстрирован. полная популярная библейск. Энциклопедия, в четырех выпусках. Москва, 1891. 810 Симеон Покровский инспектор Тверск. Сем. с 1884–1890 г. С 1890 г. – рект. Волынской сем. Ныне (с 1896 г.) епископом Екатеринославским. 813 слове: ξαδλφη напеч. основательное исследование бывшего профессора Московской духовной академии А. Ф. Лаврова (впоследствии Алексия, архиепископа Литовского,) – в Приб. к твор. Св. Отц. 1891 г. кн. 1, стр. 238–269. –Примечание автора Хроники. 816 Елизавете Степановне, начальнице Александро-Мариинского дома призрения в Сергиев. Посаде † в 1905 г. 821 Евангелие в 8-ю д. л., с изображениями Евавгелистов, в бархатном голубом переплете. На верхней доске Евангелия написаны красками Волхвы и звезда. 827 Здесь идет речь о преосвященном Феофане (Говорове) преемнике Макария по ректорству в СПб. академии и по Тамбовской епархии. 828 Брат Макария, протоиерей Казанского в Петербурге собора, Булгаков женат был на сестре Кирилла. Примечание автора Хроники. 831 Филиппов, Государств. контролер; † 29 ноября 1899 г. По словам Субботина Филиппов много зла сделал церкви православной и много услуг оказал расколу. (См. Вера и Церковь 1903 г., т. II, 7, стр. 283 прим. 1). 836 Прот. Петр А. Соколов служил в Тверск. семинарии до 1893 г.; с 23 мая 1893 г. – настоятель Тверск. Спасо-Преображ. собора. 860 докторе Русселе вот что пишет корреспондент «Нового Времени» 5159), от 11 июля:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

3) По вниманию к достоинству устных и письменных ответов, данных остальными лицами, державшими поверочные испытания, ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении принять в число студентов I курса Академии: 1) Смоленского Алексея (студента Виф. сем.) Виноградова Николая (Яросл. с.) Соколова Михаила (Моск. с.) Орлова Василия (Рязан. с.) 5) Козырева Сергея (Тверск. с.) Голобородько Михаила (Полт. с.) Вознесенского Александра (Моск. с.) Синева Николая (Тверск. с.) Глаголева Николая (Тульск. с.) , 10) Лилеева Константина (Яросл. с.) Беляева Тихона (Моск. с.) Соболева Василия (Моск. с.) Тихомирова Константина (Орлов. с.) Ильинского Николая (Влад, с.) 15) Богоявленского Николая (Вифан. с.) Лебедева Александра (Орлов. с.) Наргачевского Алексея (Иркут. с.) Введенского Пантелеймона (Вифан. с.) Пятикрестовского Сергея (Моск. с.) 20) Василевского Ивана (Моск. с.) Мещерского Константина (Моск. с.) Тихомирова Александра (Костр. с.) Скворцова Константина (Моск. с.) Дьякова Святослава (Волын. с.) 25) Зыкова Вячеслава (Яросл. с.) Величкина Алексея (Моск. с.) Кузнецова Павла (Витеб. с.) Четыркина Ивана (Тавр. с.) Лобанова Василия (Моск. с.) 30) Ярошевича Евгения (Подол. с.) Соколова Михаила (Вифан. с.) Иеромонаха Иоанна (Маргиева) (Тифлис. с.) —298— Устинова Павла (Влад. с.) Руберовского Михаила (Влад. с.) 35) Нечаева Тихона (Тульск. с.) Доброва Георгия (Вифан. с.) Постникова Сергея (Тверск. с.) и 38) Левковского Александра (Волын. с.), – с предоставлением студентам, значащимся под 1–9, казенных стипендий. 4) Студенту Якутской духовной семинарии Онисиму Шалаеву отказать в приеме по недостаточной подготовленности его к слушанию академических лекций. 5) Всех студентов, принятых в состав I курса, поместить в зданиях Академии, за исключением Богоявленского Николая, родители которого имеют постоянное жительство в Сергиевом Посаде. 6) По утверждении журнала настоящего собрания Его Высокопреосвященством, представить Святейшему Синоду сведения о составе нового академического курса с приложением: а) списка студентов духовных семинарий и других лиц, державших поверочные испытания для поступления в Академию, с обозначением достоинства их устных и письменных ответов, и б) копий донесений экзаменационных комиссий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—217— ческого общежития, на частных квартирах, – ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении принять в состав I курса, сверх нормы, еще одиннадцать воспитанников духовных семинарий: Зедгенизева Василия, волонтера из Якутской сем., Ионина Александра, волонтера из Московской сем., Канделаки Мелхиседека, волонтера из Тифлисской сем., Сперанского Василия, волонтера из Московской сем., 55) Лисняка Дионисия, присланного из Волынской сем., Яснева Петра, волонтера из Владимирской сем., Миртова Владимира, волонтера из Московской сем., Глинского Ивана, волонтера из Могилевской сем., Рождественского Сергея, волонтера из Московской сем., 60) Фортинского Владимира, волонтера из Рязанской сем., и 61) Есипова Ивана, присланного из Иркутской сем. 3) Остальных 18 студентов духовных семинарий, державших конкурсные испытания: Веселовского Александра (вол. Вифанск. с.), свящ. Родионова Иоанна (волонт. Курск. с.), Шилова Евгения (вол. Арханг. с.), Семенова Андрея (волонт. Костр. с.), Барцевича Николая (вол. Могил. с.), Розанельского Петра (волонт. Тверск. с.), Левкоева Владимира (волонт. Владимирск. с.), Неклюдова Анатолия (вол. Волог. с.), Ивановского Дмитрия (волонт. Костр. с.), Лобанова Василия (вол. Москов. с.), Величкина Алексея (вол. Москов. с.), Боголепова Павла (вол. Вифанск. с.), свящ. Донецкого Петра (вол. Астрах. сем.), Городецкого Михаила (волонт. Москов. с.), Франтова Аркадия (волонт. Тверск. с.), Кузнецова Павла (волонт. Витебск. с.), иеромонаха Серафима (Страхова; вол. Тульск. с.), и Орлова Петра (волонт. Тверск. с.) – объявить непринятыми в Академию и выдать им на руки документы под собственноручные расписки. 4) Из принятых в Академию – значащихся под 1–31 (за исключением означенного под 7 студента Андреева Федора, отказавшегося от казенного содержания) зачислить на казенные стипендии, с выдачею таковых семейным священнослужителям, пожелавшим поместиться на частных квартирах, – на основании указа Святейшего Синода от 20 ноября 1906 года за 12983, – на руки помесячно, а остальным предоставить содержаться на свои средства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Андреаш (Тверск. Сб. прибавляет: с своими), видевше князя Александра. удивишася мужеству и възрасту его и реша: по истинне, прошед всю землю (Тв. Сб.: избравнными языкы) и не видех таковаго в царех царя, ни в князех князя, якоже сей. Слова короля: попленю землю его и приведу и в работу (Тв. Сб.: а самого князя Александра в работу приведу) – ср. в Coф. I и Воскр. летописях: люди Словеньския к себе в работу створити. Выражение Coф. I и Воскр. о короле, собирающемся захватить Ладогу и Новгород, сохранилось и здесь с прибавлением новой черты: и всю землю Словеньскую. Вм. разгореся сердцем – р. духом, как в Тверск. Сб. поправлено на поле. Александр много молился Богу – «Богу» и в Рост. Римляне называются безбожными. Опущено выражение «в мале дружине». Обозначение числа: июля в 15, ср. Рост. и Новг. I. Выражение о Пелгуе: бе некто от воевод его. Слова Бориса: вели грести вборзе, поможеве ( Ерм . – Львовск.: погребем борзо, поможем) – как в второй ред. Новг. I младш. извода. Из рассказа о первом герое: гна за ним по доске... уби воеводу их Спиридона и бискупа два. Вм. «мужествовав крепко» о третьем герое говорится: много мужество показа. Четвертый «изби три корабли», шестой «много бися пешь». «Язвени бяху без числа и тако тоа нощи с срамом останок их побегоша», ср. Рост. Узнав о взятии Пскова, Александр «велми оскорбе не поведав ( Ерм . – Львовск. не помедлив) не мало поем с собою Андрея», как сокращенно передается соответствующее место из Coф. I – Воскр. Немцы «в то время съвъкупиша силу велику и яко видеша стражие Александрови силу их ужасошася 83 множества их». Князь «ста против (Тв. Сб.: посреди) их исполчився» и помолился в церкви св. Троицы, ср. Рост. В описании чуда об Ангельской помощи обращает на себя внимание любопытная черта: здесь с буквальной точностью повторяется выражение Паремии, откуда, как мы видели, взята вся формула боя: мнози же видеша вернии полки Божиа, помагающи Александру. Немцев обратили в бегство, «биющи по озеру», причем «мнози их истопоша на озере» – ср. инии на езере истопоша в Рост. Александр возвратился «с победою и со множеством полона и с великою корыстию». Литва «начаша блюстися и трепетати имени его». Когда Александр получил приглашение Батыя: пришед поклони ми ся и узриши... он перед отъездом «благословися у епископа Кирила», ср. Рост. Наконец, последним общим чтением является: Он же по пленении Неврюев церкви въздвигну и люди собра.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

359 Описание подробностей этого события и некролог усопшего протоиерея помещены в Тверск. Еп. Вед. за 1880 г. 17, стр. 318. 365 Протоиерей церкви Зачатия св. Анны, т. наз. в углу, Председатель Общества Любителей Дух. Просвещения, † 19 янв. 1902 г., ср. т. V Хроники, стр. 116. прим. 2. 377 Николай Феодорович, впоследствии священник Тверск. Богородице-Рожд. церкви, †9 март. 1890 г., см. Твер. Еп. Вед. 1890 г. 12. 385 Мнения духовных консисторий относительно проекта преобразования духовно-судебной части, том I. СПб. 1874. 386 Мнения Преосвяшенных епархиальных архиереев относительно проекта преобразования духовно-судебной части, том 2. СПб.1878. 402 Вышеозначенная рукопись хранится у наследника архива Преосв. Саввы, священника Г. Ф. Виноградова. 403 Об этом предмете сносился я с Обер-Прокурором Св. Синода от 2-го декабря за 871. Примечание автора Хроники. 404 Академией Наук присуждена была Уваровская премия в 500 р. за труд С.К. Смирнова, История Моск. Д. Академии до ее преобразования. М. 1879. 410 Краснопевков, † архиепископом Ярославским до 1838 г. – поступления в СПб. Д. Академию – был лейтенантом флота. 412 В месяцеслове Вершинского, под 12 ч. октября (стр. 163), о св. Мартине – Епископе сказано, что он сначала воеводствовал и поражал врагов, впоследствии облекся в черные ризы и был поставлен епископом, по открытию Б., в г. Константин, в Галилее (ср. пролог под тем же числом). Примечание автора Хроники. 417 Месяцослов Православной Кафолической церкви, с приложением полного индиктиона, тридцати пяти таблиц чтения из Евангелия и Апостола на каждую неделю года и алфавитного указателя имен святых, упоминаемых в Месяцеслове. Составил Ив. Косолапов. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Симбирск. Издание Н. Г. Анучина. 1880. 426 Разумется Христиане Ретивцев, еп. Нижегородский, автор книги: «Религии древнего мира в их отношении к христианству», т. I изд. в 1873 г., II т. – в 1875 г.. III т. – в 1878 г. 432 См. в Сборнике проповедей за время служения с 1873–1882 г. Москва 1883 г., стр. 239–250. («Речь произнесенная 14 ноября 1880 г., при освящении храма в приюте для воспитания детей лиц, ссылаемых в Сибирь»).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Но и более исправный, и более полный текст ея сохранился в Ипатск. и Хлебник. списках «Повести». Текст ея в «житии и в согласной с ним Тверской летописи имеет уже пропуск («а друзии» – до «Дивное). Лаврентьевский текст представляет собою дальнейшее ея сокращение (пропущено: «аще бо преже в невежьстве»). Новгородская первая лето­пись дает сокращение той версии, какую имеют «житие» и Тверская летопись. Что более первоначальный, а никак не распространенный вид отрывка сохранили списки Ипатский и Хлебниковой, – это не требует длинных доказа­тельств: достаточно указать на непонятную фразу в житии, Тверск., и Новг. I: «мнози бо праведнии творяще по правде живуще погыбають» (Новг. I, 76; «житие» стр. 267. по изд. 2 Истор. Русск. Церкви, митр. Макария, II; Тверск. 122). В Ипатской: «мнози бо праведней творяще и по правда живуще (и) в смерти совращаются праваго пути и погыбают» и т. а. – Кроме того общая мысль в отрывке по Ипатскому и Хлебниковскому спискам вполне выдержана. Приравнивая Владимира Константину великому за крещеше народа, автор указываете что если русский князь прежде «на скверненную похоть желал», то после же «прилежа покаянью», чрез которое и чрез милостыни он «разсыпа грехи». Заслуга и все добрыя дела князя заставляют изум­ляться автора, почему в его время христиане «не воздают почестья противу она взданью». Он полагает, что если бы возносились молитвы в день преставленя князя, то Бог прославил бы Владимира, за котораго следует, молиться, так как чрез него Бога «познахом». Но если текст Хлебниковско-Ипатский есть древнейший и первоначальный для разсматриваемаго места и если при­помнить как пользовался летописец «словом о крещении Владимира», разбившии это слово под разные годы и раз­единивши его части известием из других источников, то нельзя не придти к мысли, что разсматриваемый отрывок, содержащий заключительную похвалу Владимиру, должен стоять в связи с другими известиями, внесенными легописцем в разсказ о Владимире. Действительно в отдельных Известиях за 980, 983, 988 и 986 годы есть несколько общих черт с разсматриваемым отрывком 1015 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010