Восстановление церковных празднований местночтимых святых, начавшееся с кон. XVIII в., в царствование Николая II стало осуществляться значительно быстрее. В 1897 г. по указу Святейшего Синода было восстановлено местное празднование сщмч. Исидору, пресв. Юрьевскому, и пострадавшим с ним 72 мученикам. В «Житиях святых на русском языке», изданных московской Синодальной типографией (1903–1916), были помещены жития преподобных Авраамия и Василия Мирожских, Афанасия Высоцкого, Иоанна, затворника Псковского, Сергия Малопинежского. В сборнике «Молитвы Господу Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим, чтомыя на молебнах и иных последованиях», изданном по благословению Святейшего Синода (Пг., 1915), появились молитвы преподобным Герасиму Болдинскому, Гурию Шалочскому, Симону Юрьевецкому. Официальный «Православный календарь», издававшийся при Святейшем Синоде, включил в нач. ХХ в. имена свт. Симеона Тверского, преподобных Савватия и Евфросина, Саввы и Варсонофия Тверских, Вассы Псково-Печерской, прав. Василия Мангазейского, прп. Герасима Болдинского, свт. Серапиона Владимирского и др. ( Афанасий (Сахаров) , иером. О внесении в церковный месяцеслов всех русских памятей//БТ. 1998. Сб. 34. С. 357–358). В 1904 г. архиеп. Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин) освятил престол в честь Собора Тверских святых, составил службу и издал «Тверской патерик» (1908). Общий день празднования Собора Тверских святых тогда не утвердился, но в 1979 г. он был установлен в неделю 1ю после 29 июня. Восстановление местного почитания святых лишь в редких случаях сопровождалось особым указом Святейшего Синода, а осуществлялось большей частью освящением престола в честь святого, распоряжением местного архиерея, внесением имени святого в месяцесловы или тексты богослужебных книг, изданных по благословению Святейшего Синода. Нет смысла утверждать, что вышеописанная практика должна быть признана за образец, но церковная жизнь избирала такие пути, вероятно, потому, что иные были слишком затруднены. Канонизация святых в синодальный период испытала, т. о., и глубокий упадок (XVIII в.), и возрождение (XIX в.), и подъем (кон. XIX – нач. ХХ в.), и высшее проявление – торжественное прославление прп. Серафима Саровского летом 1903 г., когда гроб с честными мощами угодника Божия несли вместе имп. Николай II, великие князья, архиереи в окружении многих тысяч людей, собравшихся со всей России.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Амвросий. Мелиоланский св., 300. Амвросий Оптинский 348, 376–383. Алимпий (Алиппий), 52, 53. Андрей Боголюбский,  25.          Андрей Заозерский (в иноч. Иосиф),  67, 132. Андрей юродивый,  241, 244. Анна Кашинская св. блаж. кн., 253–254. Антоний Великий св., 33. Антоний Конс-ский патр., 154–155. Антоний Печерский преп, 31–34, 36, 43, 48, 50–51, 190 181, 228, 409. Антоний Путилов, прп., 365. Антоний Сийский, 233. Антоний Римлянин, 60. Арсений Комельский прп., 127. Афанасий Великий св., 34, 76, 219, 286, 300. Афанасий Русин, 109. Афанасий Затворник, 48. Борис и Глеб страстотерпцы Свв., 14, 21, 80–81, 85–109, 119, 121, 136, 139, 150. Бернард Клервосский св., 410. Бонавентура св., 295. Бригитта св., 89. Бруно св., 413. «Васенька» юрод. 248. Василий блаж. юродивый, 243, 245–246, 250. Василий Великий св., 14, 55, 82, 186, 191,219, 286,300, 358. Варвара Великомученица, 22. Варлааам Хутынский, 60, 190, 214 Варсонофий Тверской, 78, 198. Василий Мангозенский, 26. Василий, муч. св., 52. Василько кн. муч. св., 69. Вассиан Патрикеев, 189, 195, 206–207, 362. Владимир Мономах , 67–69. Владимир равнап. св., 14, 23, 30, 64, 67, 139. Вячеслав муч. св., 22, 25.. Гавриил Слуцкий, 27. Гедеон Киевский м-т, 271. Геннадий св., 232. Георгий Венгр, слуга св. Бориса, 22. Геннадий Новгородский архиеп., 78, 160, 162, 176, 227. Герасим св., 115, 223, 225. Герентий Мсков. м-т., 169. Герман Каз-ский, 78. Гликерия, 251. Григорий богосл., 14, 182, 145. 219 286.  Григорий Синаит , 191, 362. Григорий муч, св., 52. Григорий Нисский , 295, 300. Григорий Палама , 152, 171, 361. Григорий Лелшемский прп., 135. Григорий Чудотворец , 47. Гурий Казанский, 78, 79, 290. Даниил митр., 207. Даниил Переяславский, св., 223. Димитрий Прилуцкий св., 135. Димитрий Ростовский , 54, 267, 302, Димитрий Солунский св., 14, 295. Димитрий Угличский, 26. Дионисий Глушицюий, 131, 133, 226. Дионисий Игумен, 131, 135. Дионисий Суздальский святит., 78. Евсевий Самосатский св., 300. Евстатий пленник, 52. Евдоким Праведн., 64. Евфалий св. 33, 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каз., 1889-1890. 11 вып.; Св. казанские чудотворцы св. Гурий, Варсонофий и Герман. Каз., 18902. Тихвинская ц. и церкви 2-го благочиния г. Казани. Каз., 1890; Житие св. Варсонофия, еп. Тверского, чудотворца Казанского. Каз., 1891; Житие св. Гурия, архиеп. Казанского и чудотворца. Каз., 1891; Обретение мощей св. святителей и чудотворцев Казанских Гурия и Варсонофия. Каз., 1891; Св. Афанасий Великий, архиеп. Александрийский, и его избр. творения. СПб., 1893; Св. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской, его жизнь и избр. творения. СПб., 1894; Преосв. Афанасий, архиеп. Астраханский: Биогр. очерк//Странник. 1896. 6/7. С. 318-340; 8. С. 568-593; 9. С. 99-119; 10. С. 314-337 (отд. отт.: [СПб.], 1896); Восп. о Св. Земле и Афоне. СПб., 1898; Объяснение литургии. Смоленск, 1898; Житие св. Германа, 2-го архиеп. Казанского и Свияжского чудотворца. Каз., 1900; Правосл. Восток в 1899 г.//Орловские ЕВ. 1900. 5. С. 128-136; Восп. о св. местах Египта и Италии. СПб., 1902; Азбука для вогул приуральских. М., 1903 (при участии П. И. Паутова, свящ. П. Мамина, В. Л. Феодоровского и вогула Н. Я. Бахтиарова); Поучения к уклоняющимся от св. таинств Покаяния и Причащения//Екатеринбургские ЕВ. Отд. неофиц. 1903. 1/2. С. 5-16; 3. С. 63-69; Прп. Серафим, Саровский Чудотворец//Там же. 5. С. 135-144; Прославление прп. Серафима, Саровского Чудотворца//Там же. 16. С. 471-477; Слово, сказанное в день прославления св. прп. Серафима, Саровского Чудотворца, 19 июля 1903 г.//Там же. С. 467-471; Экзегетико-крит. исслед. Послания св. ап. Павла к евреям. Каз., 1903; О св. виленских мучениках Антонине, Иоанне и Евстафии//Гродненские ЕВ. 1904. 17. С. 461-466 (отд. отт.: Гродна, 1904); Православие в отношении к смущениям военного времени//Там же. 45. С. 1292-1294; Толковый апостол. СПб., 1904. Ч. 2: Объяснение первых 7 посланий св. ап. Павла; 1905. Ч. 1: Объяснение книги Деяний св. апостолов и Соборных посланий; Ч. 3: Объяснение последних 7 посланий св. ап. Павла; Границы веротерпимости//Гродненские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/2565312.html

Раскольники, приемлющие австрийское священство, не особенно давно заявили, что обрели мощи свв. мучч. Дады, Гаведдая и Каздои; но эти мощи, по тщательном исследовании, оказались черкесскими трупами. 30. Свм. Григория арм. (335); мц. Рипсимии, Гаиании, п. Григория вологодск., Михаила, перв. митр. киевск., Михаила тверск. Октябрь 1. Покров Пресвятой Богородицы. Ап. Анании; мч. Домнина, примч. Михаила: преп.: Романа, Саввы вишерского. Ныне празднуемое событие ясно показывает почему общественная молитва в храме имеет великое значение: во время ее Сама Матерь Божия «с лики святых за ны молится Богу» и просит Его избавить нас от напастей и бед. Здесь же находится ясное свидетельство той истины, как важно для спасения нашего ходатайство Божией Матери и Святых, которых сектанты не хотят ни почитать, пи призывать в молитвах своих. Св. ап. Анания, не будучи священником, крестил ап. Павла, но потому, что получил на это власть от Бога (2 пр. свв. апп. Петра и Павла в Корм. л. 30). 2.      Свящ.-муч. Киприана; мц. Иустины; мч. Феоктиста; св. Андрея юрод.; благов, вел. кн. Анны кашинской; прп. Кассиана угличского; мч. Давида и Константина. 3.      Сещ.-м. Дионисия ареопагита ; муч. Рустика, Елевферия, прп. Иоанна хозевита, Исихия. 4.      Свм. Иерофея; мм. Петра, Давикта, Гаия, Фавста, Евсевия, Херимона; мц,.: Домнины, Виринеи (Вероники), Проскудии и Каллисфении; прп. Аммона и Павла; обр. мощ. свт. Гурия и Варсонофия; св. кн. Владимира новгородск.; св. Стефана. Свв. Гурий († 1503 Г.) и Варсонофий († 1576 г.), считали столь необыкновенным присутствовать за богослужением в храме Божием, что в старости, будучи не в состоянии ни ходить в храм, ни стоять на ногах, просили учеников своих свезти или снести в храм и там, сидя или лежа, слушали божественную службу. Пусть наши сектанты убедятся, как древнерусские предки наши, св. угодники Божии, почитали храм Божий и дорожили церковным богослужением! 5. Св.: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митр, московских; мц. Харитины, Мамельхфы, свм. Дионисия; п.: Дамиана, Иеремии, Матфея и Харитины; Григория (груз. ц.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Федор Федорович Ушаков: История в картинках В Кронштадте открыли памятник праведному Федору Ушакову Праведный непобедимый воин Федор Ушаков, победитель турок и французов, одержал 43 победы, стал основателем русской тактической школы в военно-морском искусстве, участвовал в строительстве Севастопольской морской базы и создании Республики Ионических островов. Канонизирован церковью за праведную христианскую жизнь и следование евангельским истинам. — Блгв. кн. Анны Кашинской (1368). Сергей Милов. Дважды святая княгиня Александр Моисеенков. Благоверная княгиня Анна Кашинская Имя Анна Дарья Рощеня. Имя Анна: единожды княгиня, но дважды святая  Муж и сыновья благоверной княгини были казнены в Орде, после чего княгиня Анна постриглась в монахини и стала настоятельницей Тверского женского монастыря, жила праведной христианской жизнью. В 1649 году Анна была причислена к лику святых, но в 1677г., из-за особенно почитавших её раскольников, патриарх Иоаким лишил княгиню статуса святости. Народное почитание княгини сохранилось и в 1908 г. император Николай II дал согласие на повторную канонизацию. — Прп. Кассиана Угличского (1504). Углич сокровенный Происходил из императорского рода Комнинов, участвовал в обороне Константинополя от турок, прибыл в Россию с невестой Ивана III Софьей Палеолог. После, постригся в монахи и основал Угличский монастырь. Жития описывают множество чудес, которые произошли по молитвам преподобного Кассиана.   Православные праздники 16 октября — Сщмчч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского, Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96). Апостолы Апостолы Дионисий уверовал в Христа после проповеди Павла в Афинах. После Крещения Дионисий стал первым епископом Афинским, вместе с пресвитером Рустиком и диаконом Елевфением проповедовал в Риме, Испании и Германии. В Галлии Дионисий, Рустик и Елевферий приняли мученическую смерть за веру Христову. Предание называет Дионисия автором сочинений, называемых Ареопагитики.   Православные праздники 17 октября — Обретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского (1595). Собор Казанских святых.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

502 Варсонофий Великий, прп.; Иоанн Пророк, прп. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. Ответ 3. 520 Точно: «Когда погружаясь в воду, человек сокрывается, он, по-видимому, убегает жизни в воздухе, а убегать жизни, значит умирать; когда же опять под­нимается, стремится, по-видимому, к жизни в соприкосновении с воздухом и светом и тотчас получает её» (Семь слов о жизни во Христе, 2). 595 Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) – художник и архитектор, ма­стер живописи на исторические и фольклорные сюжеты. 599 Вавила Антиохийский (238–251) – епископ Антиохии (237–253), священномученик, пострадавший в гонения императора Деция. 601 Маккавеи – общее имя представителей Хасмонейской династии, вождей и правителей Иудеи с 167 по 37 гг. до н. э. Имя Маккавей первоначально было прозвищем Иуды, одного из сыновей Маттафии, возглавившего восстание против ига Селевкидов в 166–160 гг. до н. э. Позднее им стали обозначать всех членов его семьи и их сторонников. Маккавеи в христианской традиции стали символом несгибаемости и стремления соблюсти максимальную стро­гость в соблюдении заповедей. 608 Киприан (Цамблак; ок. 1330–1406) – митрополит Киевский, Ли­товский и всея Руси (1375–1406), святитель. Объединил в 1380–1382 и 1390–1415 гг. православные епархии территорий Великого княжества Литовского, Королевства Польского, Московского, Тверского княжеств и Новгородской республики, единственный из митрополитов Владимиро­Московской Руси XIV в., не подчинившийся власти Золотой Орды; писатель, редактор, переводчик и книгописец. 609 Нил Столобенский (кон. XV в. – 1554), преподобный. Основатель Нило-Столобенской (Ниловой) пустыни на островах на озере Селигер под Осташ­ковом. 610 Питирим († 1673) – с 1664 митрополит «Нова Града и Великих Лук»; патри­арх Московский и всея Руси (июль 1672 – апрель 1673). 613 Даниил (ок. 1492–1547) – митрополит Московский и всея Руси (1522–1539). Ученик Иосифа Волоцкого , после смерти, которого стал главой иосифлян. Составил свод русских летописей, был автором ряда богословских и назидательных сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

В нач. 1326 г. П. поставил в Москве избранного в Новгороде на архиепископскую кафедру свт. Моисея . Возможно, это была 1-я архиерейская хиротония в Москве. Тогда же в Москву было привезено тело убитого в Орде кн. Юрия Даниловича, к-рого отпевал П. с находящимися при нем иерархами - архиеп. св. Моисеем, епископами Тверским Варсонофием, Ростовским св. Прохором, Рязанским Григорием (ПСРЛ. Т. 25. С. 167; Присёлков М. Д. Троицкая летопись. СПб., 20022. С. 357; НПЛ. С. 340). Святитель побудил московского кн. Иоанна Даниловича (1325-1340) построить в Москве каменный собор в честь Успения Пресв. Богородицы (т. е. с тем же освящением, что и кафедральный собор во Владимире-на-Клязьме). П. участвовал в закладке собора 4 авг. 1326 г. и, имея желание быть в нем погребенным, приготовил в нем для себя своими руками гробницу в стене, у жертвенника ( Присёлков. Троицкая летопись. С. 358; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. С. 42; Т. 25. С. 167-168). Очевидно, тогда же было положено начало митрополичьему двору на территории, выделенной в Московском Кремле святителю Иоанном Калитой. В Житии прп. Пафнутия Боровского говорится о видении, бывшем московскому кн. Иоанну Калите. Он видел большую гору, снег на к-рой быстро растаял. Князь сообщил об этом П., к-рый сказал, что тающий снег - это он и что он скоро умрет, а гора - это князь, к-рому еще следует расти (Жития святых в древнерус. письменности: Тексты. Исслед. Мат-лы. М., 2002. Вып. 1. С. 128-129). В Волоколамском патерике (1-я пол. XVI в.) содержится рассказ прп. Иосифа (Санина) Волоцкого: во время молитвы святителя «о некоих делех земских» в московском Успенском соборе («еже сам созда») он получил сообщение от своего келейника, по прозвищу Целада, о том, что в его казне имеется 3 р.; П. тут же повелел раздать эти деньги нищим, и молитва его была услышана Богом (Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик; Волоколамский патерик. М., 1999. С. 100). Впрочем, следует отметить, что при жизни святителя Успенский собор еще не был освящен и степень букв. достоверности предания остается неизвестной.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

 Соборы Западной Церкви в городах Arles и Braga 452 и 563 гг. объявили самоубийство преступлением и беснованием (furor diabolicus). Фома Аквинский (+1274), а вслед за ним и вся последующая традиция нравственного богословия аргументировали этот тезис тем, что Властелином жизни и смерти является Бог, и потому человек не вправе сам распоряжаться своей жизнью. Жизнь – это дар, и человек должен со всей ответственностью провести её от рождения до смерти. Из этого правила исключения составляют только случаи самопожертвования ради спасения чьей-то жизни и свободы, связанные с риском потери жизни (Holderegger Adrian. Selbsttoetung (Suizid). Neues Lexikon der christlichen Moral, herausgegeben von Hans Rotter und Guenter Wirt. Wien: Tyrolia-Verlag, 1990. S. 676). Ср.: Книга правил святых апостол, святых соборов Вселенских, и поместных и святых отец с пояснительными примечаниями, составленными протопресвитером Георгием Граббе. Части 2 и 3. Вопрос 14-й и ответ на него Тимофея, епископа Александрийского. Монреаль: изд. Братства прп. Иова Почаевского, 1974. С. 255.//Об отношении святых к психически больным самоубийцам см.: Житие святаго отца нашего Парфения, епископа Лапсакийского. Жития святых. Книга шестая. Февраль. М., 1905. С. 128. О мужественном перенесении всех жизненных обстоятельств: Житие преподобного отца нашего Макария Египетского. Жития святых. Книга пятая. Яянварь. М., 1904. 598-601.//Житие преподобного отца нашего Ефрема Сирина. Жития святых. Книга пятая. Январь. М., 1904. С. 890-891.//Житие святых Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверскаго. Жития святых. Книга вторая. Октябрь. М., 1904. С. 75 – 76 . Об оправдании самоубийцами своего поступка см.: Дьяченко Г., прот. Чем самоубийцы оправдывают свое покушение на жизнь, а посторонние – совершенное самоубийство. Помощник и Покровитель. Христианские утешения несчастным и скорбящим. Часть первая. М.: Изд. Свято-Успенского Псково- Печерского монастыря, 1993. С. 322- 325. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. С. 100.//О вине окружающих в акте самоубийства см.: Житие преподобного отца нашего Пахомия Великого. Жития святых. Книга девятая. Май. М., 1908. С. 497.

http://bogoslov.ru/article/2698699

В житии св. Тарасия рассказывается, что Павел, патр. Константинопольский, поставленный еретиками иконоборцами и сам иконоборец, сознав свой грех , отъиде в монастырь св. Флора и принят был в монастырь на покаяние. Этим примером раскольники беглопопопцы и приемлющие австрийское священство пытаются оправдать принятие «беглых попов» в их общество, но напрасно: – Павел, оставив ересь, оставил и патриаршество, принял схиму и наложил на себя подвиг безмолвия; значит, в монастыре его приняли не как патриарха, а как простого монаха. 26. Пр. Порфирия, еп. газского; мч. Севастиана, Иоанна, п. Севастиана пошехонск. 27. П. Прокопия декаполита исповедн., Фалалея, Тита печерского. 28. П. Василия, Марины, Киры, Домники, свм. Протерея, патр. александр., м. Нестора, еп. магиддийск., Николая юродивого, псковск. 29. Прп. Кассиана римлянина, Иоанна, нареч. Варсонофием, мч. Феоктириста. Март 1.      Пмц. Евдокии; м. Нестора, Триеимия, мц. Антонины, п. Домнины, м. Маркелла и Антония; п. Мартирия зеленецкого. 2.      Свм. Феодота, еп. кирипейск.; п.: Агафона, Арсения, еп. тверск. (1409 г.), п. Саввы (1467 в.), Варсонофия (1459 г.), Савватия и Евфросина тверских; мч. Троадия, мц. Евфалии девы, 440 муч., в Италии убиенных лонгобардами. 3.      М. Евтропия, Клеоника, Василиска; св. Зинона, Зоила; п. Пиамы девы; ик. Б. М. Волоколамской. 4.      Пр. Герасима, иже на Иордане; м. Павла и сестры его Иулиании и с ними: Квадрата, Акакия, Стратоника; св. Григория, еп. Константии, града кипрского; пер. мощ. Вячеслава кн. чешск. (932 г.); п. Иакова постника, св. Даниила благовер. кн. московского (1303); блаж. кн. Василия ростовск., иже и Василько (1238); п. Герасима волог.; Иоасафа снетногорск. и Василия. 5. М. Конона исавр. и Конона градаря (251); п. Исихия постники (790), Марка постника египетского (400); м.: Евлогия палестинского, Евлампия и Онисия; мц. Ироиды; пер. мощ. св. благовер. кн. Феодора смоленского и ярославского и чад его Давида и Константина (1463) (от мест погребения их в соборную церковь Спасо-Преображенского Ярославского монастыря); п. Адриана пошех.; ик. Б. М. «Воспитание».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

В марте 1311 г. П. вместе с Тверским еп. Андреем хиротонисал в Твери 2 епископов - Харлампия на неизвестную кафедру и свт. Прохора, архим. Спасо-Ярославского мон-ря, на Ростовскую епископию (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 36). Эти деяния, несомненно, произошли уже после Переяславского Собора, в конце которого П. и еп. Андрей примирились («святыи же митрополит Петр ничто же не сотвори ему зла, но рече: «Мир ти чадо, не ты бо се сотвори, но дьявол»» - Клосс. Т. 2. С. 29). О нек-ром потеплении отношений между вел. князем и митрополитом после Переяславского Собора свидетельствует тот факт, что в 1313 г. вел. кн. Михаил Ярославич и П. вместе ходили в Орду к ставшему тогда ханом племяннику Тохты Узбеку ( Присёлков. Троицкая летопись. С. 354; ПСРЛ. Т. 25. С. 160), незадолго до того официально принявшему ислам. Известный в наст. время текст ярлыка П. хана Узбека (СГГД. Ч. 2. 7. С. 6-10), дающий Русской Церкви большие привилегии, оценивается исследователями как фальсификат, связанный с составлением пространного собрания ханских ярлыков рус. митрополитам в 40-х гг. XVI в. (ПРП. Вып. 3. С. 464). Вероятно, есть связь между визитом митрополита в Орду, лишением П. сана Сарайского еп. Исмаила зимой 1313/14 г. и поставлением на кафедру еп. Варсонофия (не исключено, что в 1316 он был переведен на Тверскую кафедру вместо ушедшего с нее в мон-рь Андрея - см. Варсонофий , еп. Тверской). В несохранившейся грамоте П., находившейся в архиве Рязанского архиерейского дома (о ее содержании известно по грамоте митр. всея Руси свт. Феогноста - РФА. 2008. 94. С. 302), говорилось, что П. разрешил давний территориальный спор о степной местности Червлёный Яр между реками Дон, Воронеж, Хопёр и Вел. Ворона (ныне Ворона) между Сарайской и Рязанской епархиями в пользу последней. В Житии П. фигурирует некий еретик, к-рого святой победил на диспуте. В первоначальной редакции Жития говорится: «И Сеита еретика препре, приехавшу на прю, и прокля и» ( Клосс. 2001. С. 29). Во 2-й редакции о диспуте повествуется чуть более пространно: «...в тожде время и Сеит еретик явися, туждаа Церкви Христовы и православныя веры мудрьствуа, его же святыи препре, и не покоряющася того, проклятию предася, иже и погыбе» (Там же. С. 42; ср.: ПСРЛ. Т. 10. С. 192). О еретике и его взглядах почти ничего не известно. Как заметил уже Е. Е. Голубинский, Сеит - это не обязательно имя собственное, а обозначение мусульм. духовного лица ( Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 130; ср., однако: Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 417). В таком случае можно предположить, что диспут состоялся во время посещения святителем Сарайской епископии в 1313 г. (о постоянных разъездах П. по епархиям в Житии говорится непосредственно перед сообщением о еретике и после этого сообщения).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010