Блаженный Иоанн возвратился домой, однако сердце его уже охладело навсегда к непостоянным земным радостям и утехам. Согласно непоколебимому решению, созревшему в душе юноши еще в плену, он поехал в Москву, где в Спас­ском Андрониковом монастыре принял иноческое пострижение, дав Богу обеты девства, послушания и нестяжания. Три года плена заменили для него послушнический искус. Отрекаясь от мира, монах умирает для него, потому и нарекается ему новое имя. Смерть для мира есть рождение в ангельское служение. Новопостриженного инока нарекли Варсонофием. Строгой и богоугодной жизнью инок Варсонофий преуспевал в подвигах добродетели и молитвы. В Андронико­вом монастыре бывал наездами святитель Акакий, епископ Тверской (1522—1567), родной младший брат преподобного Иосифа Волоцкого и постриженик Иосифо-Волоколамского монастыря, архипастырь добрый и благочестивый, удос­тоен­ный от Бога дара прозорливости. Он неоднократно предсказывал преподоб­ному Варсонофию, бывшему еще в сане иеродиакона (как вспоминал впоследствии сам святитель Варсонофий), что именно он станет некогда преемником святи­теля Акакия на Тверской кафедре. О добродетельной и благочестивой жизни преподобного Варсонофия стало из­вест­но митрополиту Московскому Макарию, который возвел святого Варсоно­фия в сан игумена Николо-Пешношской Мефодиевой пустыни, основанной в 1361 году учеником прп. Сергия Радонежского преподобным Мефодием (память 14/27 июня) в 25 верстах от Дмитрова (на правом берегу реки Яхромы при владении в нее реки Пешноши в лесной глуши). В старину пустынь эта имено­валась «Никола на Песнуше». В 1553 г. в паломничестве (в благодарность за чудесное избавление от смерти) на пути в Кирилло-Белозерский монастырь Пешношскую обитель посетил царь Иоанн Грозный с семейством. Он обратил внимание на опытного нас­тавника иноческой жизни, побывавшего в плену и сведущего в татарском языке и нравах. Потому, когда в 1555 году в Казани открывали новую епархию, вместе со святителем Гурием, первым архиепископом Казанским, был направлен в Казань и святой Варсонофий из Пешношской обители в сане архимандрита для основания там монастыря. 26 мая 1555 года первосвятители Казани торжест­венно отправились в путь. Из Москвы по рекам Москве, Оке и Волге путь до Казани длился два месяца.

http://pravicon.com/info-1920

В 1-й четв. XVI в. в М. П. м. был возведен Никольский собор, что положило начало каменному строительству в обители ( Подъяпольская. 1999. С. 175-176). В конце авг. 1578 г. мимо М. П. м. проехало дат. посольство во главе с Якобом Ульфельдтом. Он утверждал, что его спутники «по дороге видели монастырь св. Николая, отлично построенный из камня наподобие крепости» ( Ульфельдт Я. Путешествие в Россию. М., 2002). Из грамоты митр. Московского свт. Феодосия (Бывальцева) следует, что в 1461-1464 гг. в М. П. м., власти к-рого состояли с ним в переписке, действовал общежительный устав (АИ. Т. 1. 276. С. 508). В кон. XV - 1-й пол. XVI в. М. П. м. считался обителью, братия к-рой была духовно близка к идеям прп. Иосифа Волоцкого . Настоятели М. П. м. тесным образом были связаны с московским Симоновым в честь Успения Пресвятой Богородицы и Саввиным Сторожевским в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-рями; игумены М. П. м. нередко занимали архиерейские кафедры. В нач. XVI в. настоятелем обители был игум. Вассиан II (Санин) , буд. архиепископ Ростовский, а затем постриженики Иосифова Волоколамского мон-ря: после июня 1511 г.- игум. Вассиан (Топорков) , с кон. 20-х гг. XVI в.- Гурий (Черлёного Заболоцкий ; до 16 марта 1539; буд. епископ Смоленский), Трифон (Ступишин; 1542-1544; буд. епископ Полоцкий) и св. Варсонофий (1543-1555; буд. епископ Тверской). 6 февр. 1539 г., во время настоятельства игум. Гурия, обитель получила от вел. кн. Иоанна IV ружную грамоту. В сер.- 2-й пол. XVI в. в связи с ослаблением влияния при царском дворе иосифлян понизился и статус М. П. м. Так, несмотря на льготную грамоту 1547 г., уже в 1548 г. царь Иоанн IV Васильевич обязал власти М. П. м. платить в государеву казну ямские деньги. 4 июня 1549 г. по новому царскому указу обитель лишилась права беспошлинной торговли в Дмитрове, Кимрах и Рогачёве (РИБ. Т. 32. 172. Стб. 295; Зимин. 1960. С. 333). В мае 1553 г. по пути в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь царь Иоанн IV Васильевич посетил М. П. м., беседовал с племянником прп. Иосифа Волоцкого бывш. Коломенским еп. Вассианом (Топорковым), находившимся здесь на покое. Согласно версии боярина кн. А. М. Курбского , этот иосифлянин убеждал царя: «...аще хощеши самодержец быти, не держи собе советника ни единаго мудреишаго собя, понеже сам еси всех лутчши» (РИБ. Т. 31. Стб. 212). Удовлетворенный ответом царь вскоре пожаловал властям М. П. м. на содержание крупное с. Суходол с 25 деревнями. 10 марта 1555 г. от старицкого кн. Владимира Андреевича мон-рь получил льготную грамоту на право беспошлинной покупки соли в с. Кимре ( Зимин. 1960. С. 417).

http://pravenc.ru/text/2563092.html

Акафисты и каноны. Почаев, 1875. Акафисты и каноны. Киев, 1877. Акафисты. Киев, 1878. Акафисты Пресвятой Троице, Божественным Страстям Христовым, Живо-носному Гробу и Воскресению Христову, Успению Пресвятой Богородицы, Покрову Пресвятой Богородицы, Божией Матери «Утоли моя печали», Архангелу Михаилу, свт. Христову Николаю, свт. Димитрию, свт. Митрофану, свт. Тихону, вмц. Варваре, прпп. Антонию и Феодосию Печерским , вмч. Георгию, Иисусу Сладчайшему и Пресвятой Богородице. Акафисты с каноны и прочие душеполезные моления. СПб., 1887. Акафисты с каноны и прочие душеполезные моления. Киев, 1857. Акафисты с каноны. Киев, 1888. Акафисты с каноны. Киев, 1896. Собрание акафистов: в 3 т. М., 1899. Т. 1: акафисты Пресвятой Троице, Иисусу Сладчайшему, Божественным Страстям, Живоносному Гробу и Воскресению Господню. Т. 2: акафисты Пресвятой Богородице: Успению, Покрову, «Утоли моя печали», «Троеручице», Толгской и «Неопалимой Купине». Т. 3: в 2 кн. Книга первая включает акафисты Архангелу Михаилу, свт. Николаю, св. Леонтию Ростовскому, св. Арсению Тверскому, св. Петру митрополиту, св. Гурию Казанскому, св. Варсонофию Казанскому, св. Димитрию Ростовскому , св. Митрофану Воронежскому , свв. Феодору и Иоанну Суздальским, вмч. Георгию, мч. Ав-раамию, вмц. Варваре. Книга вторая включает акафисты прпп. Антонию и Феодосию Печерским , прп. Сергию, прп. Кириллу Белоезерскому, прп. Ме-фодию Пешношскому, прп. Александру Свирскому , прп. Никите Столпнику, прп. Даниилу Переяславскому, прп. Ефрему Новоторжскому, прп. Ев-фимию Суздальскому, св. Алексию, человеку Божию, прав. Артемию Вер-кольскому, благоверному князю Александру Невскому, благоверным князю Петру и княгине Февронии, благоверным князьям Константину, Феодору и Михаилу Муромским. Все акафисты (числом 38), вошедшие в состав Собрания акафистов, изданы и отдельно каждый. Примечание: В числе печатных сборников акафистов нами указаны и униатские издания (почаевские, львовские и др.). Сделано это по следующим соображениям: во-первых, вследствие того что текст многих акафистов, встречающихся в рукописях и составленных ранее унии и бывших достоянием Южнорусской Православной Церкви, только перепечатывался в униатских типографиях; во-вторых, многие из напечатанных в униатских типографиях акафистов многократно представлялись в духовно-цензурные комитеты на рассмотрение с просьбой о напечатании их; в-третьих, некоторые из них после тщательного исправления и переработки были приняты в церковное употребление (акафисты, исправленные преосвященным Иннокентием).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Афанасий Череповецкий , прп. (местночтимый; 25 сентября/8 октября и 26 ноября/9 декабря) Афанасия Тавенская , прп. (9/22 октября) Афиноген Пидахфойский , Севастийский, еп., сщмч. (16/29 июля) Африкан Петрийский (Африканский), мч. (13/26 марта; 10/23 апреля) Аффоний Персидский , мч. (2/15 ноября) Ахила Печерский , прп., диакон, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (4/17 января; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Боголен Черноярский , отрок, прп. (24 июля/6 августа) Борис (в крещении Михаил), блгв. царь, равноап. (2/15 мая) Борис (в крещении Роман) страстотерпец, блгв. князь (2/15 мая; 24 июля/6 августа) Вавила Антиохийский , еп., сщмч. (4/17 сентября) Вакх Римлянин , мч. (7/20 октября) Варахиил , архангел (8/21 ноября) Варвара Алапаевская (Яковлева), инокиня, прмц. (5/18 июля; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Варвара Илиопольская , вмц. (4/17 декабря) Варлаам Антиохиец , Кесарийский, старец, мч. (19 ноября/2 декабря) Варлаам Индийский , иерей, пустынник (19 ноября/2 декабря) Варлаам Керетский , Архангельский, иеромонах (6/19 ноября; 15/28 января) Варлаам Печерский , прп., игумен (1-й), в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 19 ноября/2 декабря) Варлаам Пинежский , Важский, Шенкурский, прп. (19 июня/2 июля) Варлаам Хутынский , прп. (6/19 ноября; в 1-ю пятницу Петрова поста) Варнава (Иосия), ап. от 70-ти, еп. Медиоланский, Кипрский, сщмч. (4/17 января ап.]; 11/24 июня) Варнава Ветлужский , прп. (11/24 июня) Варсонофий , еп. Тверской (11/24 апреля; 4/17 октября) Варул Антиохийский , отрок, мч. (18 ноября/1 декабря) Варфоломей (Нафанаил), ап. из 12-ти, (22 апреля/5 мая; 11/24 июня; 30 июня/13 июля ап.]; 25 августа/7 сентября) Василид Критский , мч. (23 декабря/5 января) Василий Амасийский , еп., сщмч. (26 апреля/9 мая; 30 апреля/13 мая) Василий Анкирский , пресвитер, сщмч. (22 марта/4 апреля) Василий Великий , Кесарийский (Каппадокийский), архиеп., Вселенский учитель (1/14 января; 30 января/12 февраля свт.]) Василий Всеволодович Ярославский , блгв. князь (3/16 июля; 8/21 июня; 23 мая/5 июня [Ростов.])

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– «Писал ты ко мне, – пишет царь святителю, – что в городе Казани устрояешь монастырь («Зилантов»), и другие намереваешься строить. Доброе дело ты предпринимаешь: помоги тебе Бог за то… Блага речь ваша, чтобы старцам детей обучать и неверных в веру обращать. Учить же младенцев не только читать и писать, но читаемое право разумевать и да могут и иных научать и басурман. О Боже! Сколь счастлива была бы Русская земля, если бы все владыки старцы были, как преосвященный Макарий и ты». Труды св. Гурия не были бесплодными – инородцы (главным образом татары) в значительном числе обращались в христианство. 6311 «Все настоящее время, – говорил св. Гурий, – есть время трудов. Вознаграждение получается в жизни будущей. Небесные радости дарованы будут только тому, кто на земле подвизается, и для получения благ нетленных оставляет тленные. Должно подвизаться, несмотря ни на какие трудности и неудовольствия, «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас»» ( Рим.9:18 ). 6312 Схима – принятие великого ангельского образа, великой схимы, схимничества – есть совершеннейшее отчуждение от мира, вящее желание разрешиться от мира и со Христом быть. ( Фил. 1:23 ). (Схима – слово греческое, означает образ, вид, сан). 6315 Крым – полуостров в южной части Европейской России. Завоеван татарами в 1237, в 1783 покорен русскими. 6316 Андроников или иначе «Спасо-Андрониев» монастырь находится на берегу р. Яузы в Москве. Основан около 1360 г. иждивением св. митрополита Алексия и трудами прп. Андроника, ученика прп. Сергия. 6317 Песношский (или Пешношский) Николаевский-Мефодиев монастырь находится в 26 верстах от г. Дмитрова, Московской губернии, – при впадении речки Пешноши в р. Яхрому. Основан в 1301 г. учеником св. Сергия Радонежского прп. Мефодием, который и был здесь первым игуменом. – Игуменом Пешношской обители прп. Варсонофий назначен в 1544 г. 6318 Архимандритом в Казань Варсонофий был назначен в 1555 году, куда и отправился вместе со святителем Гурием. 6319 Тверским епископом св. Варсонофий был назначен в 1567 году; рукоположен митрополитом Московским Филиппом. 6320 В сан митрополита Казанского Гермоген был поставлен в 1589 году. В Казани он проявил большое усердие в деле обращения в православие местных инородцев. В 1606 году, при царе Василие Шуйском, Гермоген сделан Всероссийским патриархом. За свое противодействие полякам и мятежным боярам был подвергнут тяжелому заключению в Чудовом монастыре и там умер голодною смертью 17 февраля 1612 г. – В бытность свою митрополитом Казанским Гермоген составил подробное житие свв. Гурия и Варсонофия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В кон. XVI в. собор был полностью или частично расписан (Там же. С. 360; фрагмент фрески у входа в дьяконник с изображением прп. Онуфрия Великого в 1972 был снят, отреставрирован и передан в Тверскую областную картинную галерею). Собор вновь освящался после разорений Смутного времени 5 апр. 1610 г. и 15 марта 1613 г. Согласно Дозорной книге Тверского у. 1615 г., в соборе помимо главного престола существовали 2 придела: во имя прп. Онуфрия и вмц. Екатерины, а также («на палатех») в честь Рождества Иоанна Предтечи ( Веригин. 1913. С. 10). По всей видимости, во 2-й пол. XVIII в. (не позднее 1799) разобрали боковые главы ( Салимов. 2015. С. 360; до 80 см). К сер. 40-х гг. XIX в. в соборе прекратили существование все приделы ( Веригин. 1913. С. 21). Ремонт собора был проведен в 1846-1847 гг. по инициативе архиеп. Тверского Григория (Постникова): была осуществлена замена старого кирпичного пола на деревянный, устроены новые иконостас, солея, амвон, клиросы и проч. (Вознесенский Оршин монастырь. 2017. С. 38). В 1846 г. собор был вновь освящен. В 1847-1858 гг. помещение отапливалось «амосовской» печью, однако в 1858 г. она была разобрана из-за «неисправимых повреждений». В 1852 г. было принято решение о пристройке к собору с западной стороны теплого белокаменного трапезного храма с каменной колокольней, работа проводилась в 1854-1862 гг. Односветная, низкая, 2-столпная (столбы крещатые, сдвинуты к востоку), практически квадратная в плане трапезная была сложена в смешанной технике из кирпича с наружной облицовкой белым камнем. Восточная часть перекрыта крестовыми сводами, западная - коробовым сводом в направлении «север-юг». Столбы и расположенные против них на стенах широкие пилястры обработаны штукатурными филенками и карнизами. Нижняя часть стен под окнами также украшена крупными филенками. Фасады трапезной украшены по углам лопатками, под карнизами над окнами проходит пояс неглубоких арочек (аналогичный аркатурному поясу на барабане собора). Пристройка трапезной привела к уничтожению зап. портала собора. 21 сент. 1862 г. архиеп. Тверской Филофей (Успенский) освятил в трапезной 2 новых придела: северный - во имя свт. Варсонофия Тверского и свт. Димитрия Ростовского, южный - в честь Феодоровской иконы Божией Матери ( Веригин. 1913. С. 22).

http://pravenc.ru/text/2581593.html

В 1588 г. было установлено празднование 2 авг. св. Василию Блаженному († 1557), над гробницей к-рого по повелению царя Феодора Иоанновича был построен храм, ставший приделом Покровского собора. Были составлены Житие святого и канон ему. В 1591 г. совершилась канонизация к общерус. почитанию прп. Иосифа Волоцкого. И. дополнил службу святому и написал канон. 9 янв. 1592 г. Казанский митр. сщмч. Ермоген послал И. грамоту о дозволении праздновать память воинов-христиан, погибших в борьбе с татарами, и память христиан, замученных татарами за нежелание отказаться от своей веры,- Иоанна I , Петра и Стефана . Грамотой И. празднование памяти Казанских мучеников было установлено 24 янв., в день кончины мч. Иоанна. В 1592 г. в свияжский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь были перенесены мощи Казанского архиеп. св. Германа, скончавшегося в 1567 г. в Москве. 4 окт. 1595 г. в Казани были открыты мощи Казанского свт. Гурия , а также Тверского еп. Варсонофия , скончавшегося в 1576 г. на покое в казанском в честь Преображения Господня мон-ре. В 1595 г. было совершено перенесение останков Московского митр. св. Филиппа (Колычева) († 1569) из Твери в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь, что явилось началом его местного почитания. По благословению И. в 1595 г. Казанский митр. Ермоген свидетельствовал мощи угличского кн. Романа Владимировича († 1285). По благословению патриарха воевода С. Р. Олферьев и инок переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы монастыря Сергий написали 2 службы, стихиры и каноны святому. В 1596 г. была установлена соборная память Московских святителей Петра , Алексия и Ионы , подобно празднованию святителям Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоусту ; в честь нового праздника была составлена служба. В Никольском храме патриаршего с. Селятина устроили придел Московских чудотворцев, к-рый И. освятил 13 мая 1596 г. 19 нояб. 1601 г. святитель дал вкладом в придел Трех Московских чудотворцев Служебник ( Горский, Невоструев.

http://pravenc.ru/text/578144.html

2. Ковчег с 18 частицами мощей святых Угодников Божиих – Свт. Филиппа Митр. Московского; свт. Димитрия Ростовского; свт. Игнатия Ростовского; свт. Иннокентия Иркутского; свщмч. Фаддея Тверского; свщисп. Сергия Серебрянского; прп. Аврамия Ростовского; прп. Макария Калязинского; прп. Даниила Переславского; прпмч. Афонских Евфимия, Игнатия и Акакия; благ. кн. Александра Невского; благ. кн. Давида и Константина Ярославских; благ кн. Анны Кашинской; прав. воина Феодора Ушакова; блаж. Матроны Московской. 3. Ковчег с частицами мощей преподобных отцов и старцев Оптинских: Льва, Макария, Антония, Иллариона, Амвросия, Анатолия I, Исаакия I, Варсонофия , Анатолия II, Нектария. 4. Икона с частицей мощей святителя Иннокентия, митрополита Московского. 5. Точная Афонская копия чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница». Храмы [ править править код ] Благовещенский кафедральный собор (Биробиджан) [ править править код ] Благовещенский собор в Биробиджане В связи с образованием Биробиджанской епархии первый епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф начал строительство каменного кафедрального собора г. Биробиджана во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Приход кафедрального собора создан и зарегистрирован в 2003 г. Строительство собора было начато в апреле 2003 г. 27 апреля, в день Пасхи Христовой, к месту строительства храма был совершен крестный ход и отслужен молебен на начало строительства. 12 июля 2003 г., в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, когда был закончен нулевой цикл, на месте строительства был совершен «чин бываемый при основании церкве и водружении креста». В основание восточной стены собора положены св. мощи благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, и части гроба преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Федоровны. 20 сентября 2004 г. был совершен чин «на поставление крестов на верх крова новосозданныя церкве». В нижней части собора расположен храм во имя св. ап. Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалимского (освящен великим чином 28 августа 2005 г. епископом Биробиджанским и Кульдурским Иосифом). Внутреннее убранство Благовещенского собора в Биробиджане

http://azbyka.ru/palomnik/Паломничество_...

Память их празднуется 2 марта вместе со свт. Арсением и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых В 1397 г. св.  Савва Бороздин (память его 1 окт.) основал в Тверских пределах  Саввин монастырь, ныне село Саввина Когда же он удалился на Афон, монастырь свой он поручил старцу Варсонофию. Старец Варсонофий знал наизусть Священное Писание и так глубоко понимал его смысл, что даже митрополит Фотий (память его 2 июля) обращался к нему в недоуменных случаях за разъяснениями. На братию он налагал послушание переписывать Священное Писание. Но через 5 лет, в 1416 г., он удалился в пустыню, а монастырем стал управлять его родной брат старец Савва и управлял им 50 лет. Через 40 лет прп. Варсонофий, к великой радости всей братии, а особенно своего брата старца Сапвы, вернулся в монастырь и там скончался (ок.1459 г.). Во время моровой язвы, когда все священники умерли, прп. Савва остался один в живых, заботился о больных, напутствовал умирающих и хоронил их. Часто, не успев посетить всех, он посылал сказать умирающим, чтобы подождали его; и по благодати Божией они слушались, и ни один из них не умер без напутствия. Скончался прп. Савва ок. 1467 г.  Савватиев монастырь, ныне село Савватиево, был расположен в 15 верстах от Твери. В сельской церкви находилась икона основателя его  прп. Савватия (+ ок. 1434), а в окрестностях были найдены в пещере вериги его. Прпп. Корнилий Комельский и Иосиф Волоколамский  приходили к нему учиться иноческой жизни. Они застали в живых его ученика — прп. Евфросина (в миру князя Терепинского), который провел в иночестве 60 лет. Его особенно почитали князья и бояре.  Избегая славы человеческой, Евфросин удалился на Валаам, но и там не мог избегнуть ее и вернулся в свой монастырь. Он исцелил тверскую княжну Марию Борисовну, невесту, а впоследствии супругу вел. князя Иоанна III. Скончался прп. Евфросин ок. 1460 г. •  Саввин Сретенский монастырь был основан в 1397 г. прп. Саввой Вишерским (память его 1 окт.) в окрестностях Твери и получил название по имени основателя или по храму во имя прп. Саввы Освященного и по главному храму обители — Сретения Господня. Прп. Варсонофий был его настоятелем до удаления в пустыню и преставился по возвращении в обитель ок. 1459 г. Его брат прп. Савва принял по повелению прп. Варсонофия священный сан и был настоятелем монастыря более 50 лет; преставился он в 1467 г. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Велика была печаль стада Христова, глубоки были рыдания сердечные, теплы молитвы и искренни излияния преданности и благодарности доброму пастырю, который обитель свою, возросшую из малой хижины до благоустроенного монастыря с большими и благолепными храмами, оставлял в наследие инокам достаточно уже обеспеченной в ее ежедневных нуждах. «Благословен Господь Бог Израилев, — произнес Мартирий, — яко посети и сотвори избавление людем своим». Потом, приобщась Животворящих Христовых Таин, в духовном веселии произнес еще несколько слов во спасение, дал братии последнее благословение и изрек: «Мир всем православным», — и почил о Господе светлой кончиной праведника 1603 года, 1 марта. Трудолюбное тело преподобного погребено близ церкви Богоматери, построенной на пожертвование царя Симеона, в могиле, ископанной собственными его руками. В настоящее время мощи преподобного Мартирия покоятся под спудом в подвальном этаже церкви святого Иоанна Богослова. Март, 2 Варсонофий и Савва Тверские, преподобные Преподобные Варсонофий и Савва Тверские были игуменами Саввина Сретенского монастыря, основанного недалеко от Твери в 1397 г. Саввиным монастырь назывался по имени основателя или по храму во имя прп. Саввы Освященного, Сретенским же — по главному храму обители, храму Сретения Господня. Преподобный Варсонофий, старший брат блаженного Саввы, был поставлен настоятелем обители преподобным игуменом Саввой Вишерским (память 1/14 октября), который отправлялся в паломничество на Святую Землю. После пяти лет управления монастырем прп. Варсонофий удалился в пустыню, передав игуменство своему брату, преподобному Савве, и повелел ему принять священный сан, ибо был «чист он от чрева матери своей и достоин такой благодати». В уединении прп. Варсонофий прожил 40 лет и «во все эти годы, — свидетельствует прп. Иосиф Волоколамский, — другого дела не было у него, как молиться, петь и читать книги. Он брал книги у христолюбцев и по прочтении отдавал, потом брал в другом месте. У блаженного не было ничего, даже медной монеты, ибо любил он нищету и нестяжание. За строгое внимание к себе, безмолвие, молитвы и чтение святых книг он удостоился такой благодати, что помнил все Священное Писание наизусть и свободно передавал его всякому требующему. К нему приходили отовсюду многие иноки и мирские благородные люди, иные для пользы душевной, другие — требуя разъяснения какого-либо места Писания. Даже митрополит всея Руси Фотий по временам присылал к нему с просьбой дать объяснение непонятному изречению Священного Писания, о котором был у него с кем-либо спор».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010