8 июня 1990 г. Поместный Собор РПЦ постановил выделить из состава Пензенской епархии самостоятельную Саранскую епархию в границах Мордовской АССР. 29 янв. 1991 г. по решению Синода была образована Саранская и Мордовская епархия, 8 февр. во епископа Саранского и Мордовского был хиротонисан архим. Варсонофий (Судаков ; ныне митрополит С.-Петербургский и Ладожский). В течение 90-х гг. XX в. продолжалось возвращение верующим храмовых зданий и открытие церквей. Если в 1991 г. в границах Пензенской обл. действовали 44 церкви и 1 мон-рь, то в 2000 г. в регионе насчитывалось уже 166 приходов и 3 мон-ря (Наровчатский Троице-Сканов женский, пензенский Троицкий женский и Керенский Тихвинский мужской мон-ри). В 1998 г. епархии вернули архиерейский дом, восстановление к-рого полностью завершилось в 2016 г. Среди особо значимых восстановленных храмов - Покровский в Пензе (с 2001 имеет статус архиерейского собора) и Вознесенский в Кузнецке; в числе вновь построенных - Петропавловская ц. в Пензе и Христорождественская ц. в Земетчине. Число клириков епархии увеличилось с 57 чел. в 1991 г. до 147 чел. к 1 янв. 1999 г. В 1998 г. в ходе раскопок на месте взорванного в 1934 г. пензенского Спасского собора были обнаружены и перезахоронены останки 5 дореволюционных епископов: Афанасия (Корчанова (Корчана)), свт. Иннокентия (Смирнова), Амвросия (Морева), Григория (Медиоланского) и Антония (Николаевского). В 1999 г. торжества в честь 200-летия Пензенской епархии возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) . После кончины 3 июля 2000 г. архиеп. Серафима (Тихонова) до 28 дек. того же года епархией временно управлял Саранский еп. Варсонофий (Судаков). В этот период на юбилейном Архиерейском Соборе 14 авг. 2000 г. были прославлены еп. свт. Иннокентий (Смирнов), священномученики еп. Феодор (Смирнов), свящ. Василий Смирнов и свящ. Гавриил Архангельский. В сент. 2000 г. открыто Пензенское ДУ. По определению Синода от 27 дек. того же года в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включено имя свящ. священноисп. Иоанна Калинина.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

В заключение своего доклада Патриарх Кирилл предложил всем желающим высказаться по поднятым им вопросам. Затем митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) представил участникам Собора документы «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах», «Общественная деятельность православных христиан» и «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». После обсуждения Архиерейский Собор принял представленные документы. 3 февраля в первой половине дня участники Архиерейского Собора рассмотрели и приняли Заявление о жизни и проблемах коренных малочисленных народов. Далее в Большом Кремлевском дворце состоялась встреча президента России Д. А. Медведева с иерархами, участвующими в Архиерейском Соборе. В ходе встречи президент вручил Святейшему Патриарху Кириллу орден св. Александра Невского. Во второй половине дня митр. Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков) огласил поправки к Уставу РПЦ в связи с административной и юридической реформой, предпринятой Патриархом Кириллом и Свящ. Синодом в 2009–2010 гг. Также мит. Варсонофий ознакомил присутствующих с «Временным положением о материальной и социальной поддержке священнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей». Собор обсудил данный проект и поправки к Уставу, после чего высказанные предложения были направлены в редакционную комиссию Собора Архиеп. Берлинско-Германский и Великобританский РПЦЗ Марк (Арндт) представил участникам заседания проект документа «О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве», подготовленный Межсоборным присутствием. После обсуждения Собор принял документ. 4 февраля, завершающий день Собора, открылся выступлением митр. Киевского Владимира (Сабодана) . Он отметил, что в 2010 г. исполнилось 20 лет подписания Святейшим Патриархом Алексием II Благословенной грамоты (Томоса) от 27 окт. 1990 г. о даровании Украинской Православной Церкви самостоятельности и независимости в ее управлении. Митр. Владимир подчеркнул, что это событие знаменовало восстановление исконной традиции канонического бытия Церкви Киевской Руси.

http://pravenc.ru/text/2069582.html

14 мая 2016 г. - в день празднования в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» - Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе КБМ совершил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр (А.Г. Могилёв), посещавший по приглашению митрополита КиТ Феофана (И.А. Ашуркова) г. Казань. На богослужении, в числе прочих, присутствовали: заместитель губернатора Костромской области А.В. Соколов, депутат ГС РТ И.Ш. Фардиев и депутат Костромской областной Думы Ф.Ф. За литургией была также вознесена молитва о мире и преодолении междоусобной брани на Украине . В проходившем 14 мая 2017 г. в Крестовоздвиженском соборе КБМ богослужении принял участие клирик Русской Православной Церкви Заграницей - ключарь собора во имя иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» в г. Нью-Йорке (США) протоиерей Андрей Соммер, сопровождавший ковчег с десницей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. На память о посещении г. Казани правящий архиерей благословил священника Казанской иконой Божией Матери и подарил ему книгу, посвящённую истории чудотворного образа. Протоиерей Андрей Соммер, в свою очередь, вручил митрополиту КиТ Феофану (И.А. Ашуркову) икону преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары с частицей святых 20 мая 2017 г. в Крестовоздвиженском соборе КБМ прошло соборное архиерейское богослужение. Всенощное бдение возглавили управляющий делами Московской Патриархии (МП) митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (А.В. Судаков), митрополит КиТ Феофан (И.А. Ашурков) и председатель Учебного комитета РПЦ, ректор Московской духовной академии (МДА) и семинарии, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, архиепископ Верейский Евгений (В.Г. Решетников). Архипастырям сослужили заместитель управляющего делами МП архимандрит Савва (С.А. Тутунов), наместник КБМ игумен Марк (М.И. Виленский), настоятель Свято-Введенского Кизического мужского монастыря г. Казани игумен Пимен (С.А. Ивентьев), настоятель храма преподобного Серафима Саровского г. Набережные Челны протоиерей М.М. Гречко и насельники КБМ.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Александра Свирского. В 2004 г. в тихвинский Успенский Богородицкий мон-рь была возвращена из США главная святыня Л. о.- чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Ленинградскую (с 25 сент. 1991 С.-Петербургская) и Ладожскую епархию в 1990-1995 гг. возглавлял митр. Иоанн (Снычёв) , в 1995-2013 гг.- митр. Владимир (Котляров) , с 2014 г.- митр. Варсонофий (Судаков) . В 2004 г. в С.-Петербургской епархии действовали 333 зарегистрированные организации РПЦ (165 в С.-Петербурге и 168 в Л. о.), в т. ч. 300 приходов (143 в С.-Петербурге и 157 в Л. о.), 11 мон-рей и 14 монастырских подворий, 2 скита. Кроме церквей, зарегистрированных как самостоятельные религ. общины, действовали также храмы, не имевшие зарегистрированных уставов: 124 приписных и домовых храма в С.-Петербурге (55 церквей и 69 часовен) и 120 приписных и домовых храмов в Л. о. (54 церкви и 66 часовен). В нач. 2009 г. в епархии действовали 524 приходских и приписных храма и 198 часовен (в т. ч. в С.-Петербурге 247 храмов и 99 часовен), 14 мон-рей, 5 скитов и 19 монастырских подворий. Решением Синода от 12 марта 2013 г. от С.-Петербургской епархии были отделены 3 новые кафедры: Выборгская и Приозёрская (Всеволожский, Выборгский и Приозёрский районы Л. о.), Гатчинская и Лужская (Волосовский, Гатчинский, Кингисеппский, Ломоносовский, Лужский, Сланцевский и Тосненский районы Л. о.), Тихвинская и Лодейнопольская (Бокситогорский, Волховский, Киришский, Кировский, Лодейнопольский, Подпорожский, Тихвинский районы Л. о.). В С.-Петербургской и Ладожской епархии осталась территория С.-Петербурга (границы епархии не полностью совпадают с границами города). Одновременно в пределах С.-Петербурга и Л. о. была образована С.-Петербургская митрополия. В апр. 2015 г. на территории Л. о. действовали 272 прихода, 11 мон-рей (7 мужских и 4 женских) (офиц. регистрацию имеют 238 религиозных орг-ций), служили 320 священников, 68 диаконов. В. Г. Пидгайко Старообрядцы Старообрядческая ц. Знамения Пресв. Богородицы в С.-Петербурге. 1906–1907 гг.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

Лит.: [Муравьев А. Н. ] Новый русский скит св. ап. Андрея Первозванного на Афоне. СПб., 1852; [он же. ] Общежительный русский скит св. ап. Андрея Первозванного на Афоне. Од., 1866, 18692; Серай: Новый Русский скит св. ап. Андрея Первозванного на Афоне. СПб., 1858; Порфирий (Успенский), еп. Второе путешествие по св. горе Афонской... в годы 1858, 1859 и 1861, и описание скитов Афонских//Восток христианский: Афон. М., 1880. С. 437-464; Происхождение и основание общежительного скита во имя св. ап. Андрея Первозванного и прп. Антония Великого на Св. Горе Афонской. Од., 1885; Одесское и Константинопольское подворья Русского Свято-Андреевского на Афоне скита и краткая история означенного скита. Од., 1886; Записки о жизни и подвигах в Бозе почивших основателей Русского Св.-Андреевского общежительного скита на Св. Горе Афонской иеросхимонахов Виссариона и Варсонофия и священноархим. Феодорита, их сотрудника и второго настоятеля скита, и некоторых других их сподвижников и собеседников: С прил. крат. сведений о нынешнем настоятеле скита иеросхим. Феоклите. Од., 1889; Краткий ист. очерк Русского на Афоне Св.-Андреевского общежительного скита: С прил. повествования о чудесах от принадлежащей сему скиту иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение». Од., 1890, 19126; Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. СПб., 1895. С. 256-268; Никанор (Каменский), еп. Воспоминания о Св. земле и Афоне. СПб., 1898. С. 52-53; Каталог книгам Русского Андреевского общежительного скита на Св. Горе Афонской. Од., 1898; Лопухин А. П. История христианской Церкви в XIX в. СПб., 1901. Т. 11. С. 140-142; Летопись Русского Св.-Андреевского скита на Афоне (1841-1863). СПб., 1911. Т. 1; Альбом видов Русского Св.-Андреевского скита на Афоне: (Виды обителей, церквей, подворий и проч.). Од., 1914; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 602-606; Козлов В. Святая гора Афон и судьбы ее рус. обитателей//Дипломатический ежегодник, М., 1992. С. 227-248; Варсонофий [Судаков], еп. Афон в жизни Русской Православной Церкви в XIX - нач. XX в. Саранск, 1995. С. 108-128; [Мат-лы по имяславию]//Начала, 1995. М., 1996. 1/4. С. 7-200; Κκορης Δ. Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθναι, 1997. Σ. 398; С. 707-709; Августин (Никитин), архим. Афон и Русская Православная Церковь//БТ. 1997. Сб. 33. С. 103-106; Кадас С. Св. Гора Афон: Мон-ри и их сокровища. Афины, 1998. С. 48; Κοκκνης Σ. Τ μοναστρια τς Ελλδος. Αθναι, 1999. Σ. 67; Горбунов Д. А. Краткая история имяславских споров в России нач. ХХ в.//Церковь и время. 2000. 3 (12). С. 179-220.

http://pravenc.ru/text/115350.html

На восстановление Никольской трапезной церкви в 2010 - 2016 гг. было привлечено свыше 180 миллионов рублей (из которых около 150 миллионов составило бюджетное финансирование и более 30 миллионов - средства инвесторов). Во время своего пребывания в Богородице-Успенском мужском монастыре Предстоятель РПЦ также побеседовал с его настоятелем игуменом Силуаном (Г.Д. Хохиашвили) и монастырской братией, призвав, по сообщению патриаршей пресс-службы, насельников обители «к строгому следованию монашескому уставу, исполнению молитвенного правила, смирению и послушанию», и выразив надежду на то, «что и паломники, посещая монастырь, будут обретать подлинный опыт жизни в святоотеческом духе».(25) Вслед за этим Патриарх Московский и всея Руси Кирилл проследовал в собор во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», построенный в 1896 - 1906 гг. в неовизантийском («русско-византийском») стиле по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского и входивший в комплекс Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря (ныне - подворье Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря). На его возрождение в 2010 - 2016 гг. было привлечено более 360 миллионов рублей (из которых более 223 миллионов составило бюджетное финансирование и более 137 миллионов - средства инвесторов). Поклонившись раке с мощами святых, Предстоятель РПЦ возглавил в храме утреню всенощного бдения, в силу состава участников богослужения носившую особенно торжественный характер. Патриарху сослужили: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (А.В. Судаков), митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (И.А. Ашурков), митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (В.В. Кедров), митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон (Н.Н. Васюков), митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (В.Т. Данилов), архиепископ Берлинский и Германский, временный управляющий Великобританской и Ирландской епархией Марк (М. Арндт), архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (И.И. Тимофеев), руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, епископ Солнечногорский Сергий (Н.Н. Чашин), епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий (Д.А. Зайцев), епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен (В.И. Щипелев), настоятель Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря игумен Силуан (Г.Д. Хохиашвили), настоятель Свято-Введенского Кизического мужского монастыря г. Казани игумен Пимен (С.А. Ивентьев), секретарь Казанской епархии, настоятель храма Рождества Христова г. Казани, протоиерей В.М. Самойленко, настоятель домового храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова, протоиерей В.Н. Вигилянский, секретарь ОВЦС Московского Патриархата по межрелигиозным отношениям, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России, иерей Д.В. Сафонов и др.(26) Богослужебные песнопения исполнил сводный архиерейский хор Татарстанской митрополии РПЦ под управлением регента Д.А. Рогова.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/13/...

Открытие памятника (бюста) выдающемуся русскому поэту и государственному деятелю Г.Р. Державину Визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и сопровождавшей его делегации в Татарстан продолжался два дня - 20 - 21 июля 2016 г. и был крайне насыщен событиями. 20 июля - в 11.35 - самолёт с Предстоятелем РПЦ прибыл спецрейсом из г. Москвы в Международный аэропорт «Казань», где его встретили Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) М.В. Бабич, Президент РТ Р.Н. Минниханов, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (И.А. Ашурков), епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий (Д.А. Зайцев), епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен (В.И. Щипелев) и Мэр города Казани И.Р. Метшин, представители местного духовенства и государственных структур. В составе официальной делегации Московской Патриархии, помимо самого Предстоятеля РПЦ, в столицу Татарстана прибыли управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (А.В. Судаков), руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, епископ Солнечногорский Сергий (Н.Н. Чашин), руководитель Службы протокола Святейшего Патриарха протоиерей А.Ю. Милкин и руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси иерей А.А. Волков. Отвечая на вопросы представителей СМИ, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в частности, отметил: «Я очень давно хотел посетить Татарстан, потому что Казань и Татарстан играют совершенно особую роль в жизни и судьбе нашего Отечества. Сегодня Татарстан - это одно из самых развитых в экономическом и социальном плане мест России, и здесь особенностью является то, что на земле Татарстана живут как православные люди, так и мусульмане, - и те, и другие представляют из себя очень большую общину. Взаимодействие между этими общинами здесь в Татарстане, несомненно, имеет свою проекцию на всю страну. Вот почему я глубоко убеждён в том, что от того, как складывается жизнь в Татарстане, от того, как развиваются межнациональные и межрелигиозные отношения здесь, на этой земле, во многом будет зависеть мир и благополучие в нашем Отечестве».(19)

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/13/...

По завершении богослужения митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (А.В. Судаков) и наместник КБМ игумен Марк (М.И. Виленский) поздравили Главу ТМ РПЦ с семидесятилетием. При этом митрополиту КиТ Феофану (И.А. Ашуркову) от лица монашествующих была поднесена икона «Тайная вечеря». В тот же день прибывшие на юбилейные торжества архипастыри, в сопровождении митрополита КиТ Феофана (И.А. Ашуркова), посетили место воссоздания собора Казанской иконы Божией Торжественное всенощное бдение 3 ноября 2017 г. - в канун празднования чудотворной Казанской иконе Божией Матери, совместно с Главой ТМ РПЦ, возглавил епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава (В.А. 16 декабря 2017 г. всенощное бдение и 17 декабря - Божественную литургию (в Неделю 28-ю по Пятидесятнице) в Крестовоздвиженском соборе КБМ возглавил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор (Р.В. Тупикин), прибывший в г. Казань по приглашению митрополита КиТ Феофана (И.А. В своём приветствии, произнесённом в ходе всенощного бдения в КБМ 20 июля 2018 г. - в канун празднования чудотворной Казанской иконе Божией Матери, на котором ему, помимо прочих, сослужили епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий (Д.А. Зайцев), епископ Краснослободский и Темниковский Климент (В.Т. Родайкин) и епископ Волжский и Сернурский Феофан (А.Ю. Данченков), Глава ТМ РПЦ коснулся темы нахождения явленной (первоявленной) Казанской иконы Божией Матери. «Что же стало с первоявленной иконой? Сгорела она или нет? Верю, что она где-то есть, и настанет время, когда она войдёт в тот собор, который построен на месте её явления», - заявил митрополит КиТ Феофан (И.А. 22 августа 2017 г. КБМ и место возведения собора Казанской иконы Божией Матери в сопровождении председателя Попечительского Совета РФВПиК РТ, Государственного Советника РТ М.Ш. Шаймиева посетила Генеральный директор ЮНЕСКО И.Г. Бокова, находившаяся в Татарстане с рабочим визитом. Высоких гостей приветствовал священноархимандрит обители митрополит КиТ Феофан (И.А. Ашурков). Во встрече также приняли участие Посол по особым поручениям Министерства иностранных дел РФ Э.В. Митрофанова, ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Г.Э. Орджоникидзе, заместитель Председателя ГС РТ Т.П. Ларионова, Министр культуры РТ А.М. Сибагатуллин и др.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Предстоятелю РПЦ сослужили: Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (И.А. Капрал), управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (А.В. Судаков), временный управляющий Великобританской и Ирландской епархией Марк (М. Арндт), митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (И.А. Ашурков), митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (В.В. Кедров), митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон (Н.Н. Васюков), митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (В.Т. Данилов), архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (И.И. Тимофеев), руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, епископ Солнечногорский Сергий (Н.Н. Чашин), епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий (Д.А. Зайцев), епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен (В.И. Щипелев), настоятель Иоанно-Предтеченского монастыря г. Казани архимандрит Нектарий (О.А. Дёмин), первый проректор КазПДС, игумен Евфимий (Д.А. Моисеев), секретарь Казанской епархии, настоятель храма Рождества Христова г. Казани, протоиерей В.М. Самойленко, настоятель домового храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова, протоиерей В.Н. Вигилянский, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России, иерей Д.В. Сафонов, настоятель Оптинского подворья в г. Москве архимандрит Мелхиседек (П.Д. Артюхин) и представители местного духовенства. На Божественной литургии присутствовали многие представители федеральных и республиканских органов власти, культуры, науки и широкой общественности. Богослужебные песнопения исполнил сводный архиерейский хор Татарстанской митрополии РПЦ под управлением регента Д.А. Рогова. После сугубой ектении Предстоятель РПЦ вознёс молитву о мире на Украине . По запричастном стихе Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек» (художественный руководитель - Э.В. Кашапова) исполнил духовные песнопения на кряшенском (церковно-кряшенском) языке в обработке С.В. Смоленского и Г.М. Макарова.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/13/...

Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков) совершил чин прославления 1-го Пензенского святого. Ежегодно в день памяти И. в Пензе совершаются торжественные богослужения с чтением акафиста святителю. Имя И. присвоено открытой 23 окт. 1998 г. Пензенской правосл. гимназии. 22 окт. 2008 г. устроена гимназическая ц. во имя И. Соименный ей храм расположен в переданном епархии архиерейском доме, где в свое время пребывал И. и где находится резиденция Пензенского архиерея. Первое богослужение в нем состоялось 21 мая 2001 г., а 2 дек. 2006 г. архиеп. Пензенский и Кузнецкий Филарет (Карагодин) освятил этот храм во имя И. Соч.: Слово в день восшествия на российский престол его величества имп. Александра Павловича, самодержца всероссийского. СПб., 1814; Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в., в пользу духовного юношества: В 2 т. СПб., 1817 [-1818], 18578; Сочинения преосв. Иннокентия, еп. Пензенского и Саратовского, собранные вскоре после его смерти: В 2 ч. СПб., 1821; Соч.: В 3 ч. СПб., 1845-1847; Божественное правоведение, или Богословие деятельное, имеющее предметом обязанности правосл. христианина. СПб., 1848; Слово в понедельник Светлой недели, говоренное в Троицком соборе 2 апр. 1810 г. [СПб., 1863]; Рассуждение о злых предприятиях Западной церкви или, точнее, папизма//Странник. 1868. Июль. С. 1-12; Мысли при кресте//Там же. С. 139-141; Наставление чрез свечку. [СПб., 1870]; Письма к кнг. С. С. Мещерской, 1817-1819 гг.//ЧОИДР. 1874. Кн. 4. С. 1-77 (переизд.: М., 1875); Деятельное богословие. М., 2003; Нек-рые письма//Свт. Иннокентий, еп. Пензенский и Саратовский/Сост.: С. В. Зелёв, В. П. Зелёв. Пенза, 2006. С. 140-166. Лит.: Алявдин В. Жизнеописание преосв. Иннокентия (Смирнова), еп. Пензенского. СПб., 1821; он же. Краткое описание жизни преосв. Иннокентия, еп. Пензенского и Саратовского//Сочинения Преосв. Иннокентия, еп. Пензенского и Саратовского, собранные вскоре после его смерти. СПб., 1821; Жизнеописание преосв. Иннокентия, еп. Пензенского и Саратовского//Сочинения Иннокентия, еп.

http://pravenc.ru/text/389623.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010