Однако, по сравнению с другими автономными республиками, здесь русификаторская политика была наиболее ярко выраженной. К 80-м годам само существование национальных языков стало проблематичным. Положение усугубляется тем, что мордовского народа в строгом смысле этого слова не существует. Под этим понятием в действительности объединены два народа — мокша и эрзя, имеющие свои собственные языки и культурные отличия. В Мордовии постоянно тлел конфликт не только между «мордвой» и русскими, но также между эрзей и мокшей. Религиозная политика коммунистического режима в Мордовии также была весьма жестокой, даже по советским стандартам. До 90-х гг. на всю республику насчитывалось всего 10 (в основном сельских) православных приходов, не имевших своего архиерея и входивших в Пензенскую епархию. Политика местной власти была настолько жестокой, что не допускались никакие проявления самостоятельной национальной религиозной жизни или сколько-нибудь заметной активности баптистов и иных протестантов или представителей сект. Программа «преодоления религии» была осуществлена в Мордовии с редким успехом. Не удивительно, что религиозное и национальное возрождение протекает в Мордовии медленнее и болезненнее, чем в других автономных республиках. Первыми пробудились православные. В 1990 г. была создана Мордовская епархия. Ее возглавляет епископ Варсонофий (Судаков), человек рассудительный, энергичный, настроенный к мокшанам и эрзянам благожелательно. Сам он русский, направлен Синодом. За первые три года его архиерейства число приходов выросло в 10 раз и достигло 115. Однако число верующих увеличилось незначительно, поскольку русские в большинстве своем потеряли связь с Церковью, а для мордвы православие остается чужой религией — богослужение ведется по-славянски. Епископ Варсонофий, ссылаясь на благословение патриарха, не препятствует переводу богослужения на местные языки, но результатов пока нет. Формально была создана комиссия по переводу Библии и богослужебных текстов. В нее входили: один священник эрзя, один священник мокша и два лингвиста из местного института языка и литературы.

http://religare.ru/2_7169.html

В 1931-1933 гг., до своего первого ареста, здесь служил священник Александр Петин, в монашестве Никон (1902-1956 гг.). В 1944 г. он стал епископом Ворошиловградским и Донецким, в 1948 г. – Одесским и Херсонским, в 1951 г. – архиепископом. В Одессе его до сих пор почитают как выдающегося архипастыря. В 1937 г., после ареста всех служителей храма во главе с архиепископом Сергием (Сердобовым), Успенский собор был закрыт. Последующие годы в нем размещался военный склад лыж. По многочисленным ходатайствам прихожан и благодаря приехавшему в Пензу епископу Михаилу (Постникову), которому удалось добиться возвращения церковного имущества, переданного после закрытия в Пензенский краеведческий музей. 6 апреля 1945 г. кладбищенский Успенский собор вновь открылся для верующих, и вскоре о. Михаилом туда была перенесена из Митрофановской церкви (не была закрыта в советское время) архиерейская кафедра. С 1950 по 1953 год в Успенском соборе, при настоятеле протоиерее Михаиле Лебедеве (1889-1979), выпускнике Петроградской духовной академии 1915 года, сооружены нынешние иконостасы. В 1970-х годах для совершения панихид под южным приделом устроена нижняя церковь во имя преподобного Серафима Саровского – в основном, для совершения заупокойных богослужений. В 1970-1975 гг. настоятелем собора был архимандрит Ювеналий (Тарасов), ныне схимитрополит Курский и Рыльский на покое; в 1988-1991 гг. – архимандрит Варсонофий (Судаков), ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Ключарем и священником собора в 1997-2001 гг. служил иеромонах Серафим (Домнин), (позже митрополит Пензенский и Нижнеломовский). С 1991 г. настоятель храма — митрофорный протоиерей Сергий Лоскутов, секретарь епархиального управления. 2 октября 1999 г. литургию в соборе совершил Святейший Патриарх Алексий II. В 1988 и 1990 гг. богослужения дважды возглавлял Высокопреосвященный Иоанн (Снычев), будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; 17 января 2010 г. – Высокопреосвященный Иларион (Алфеев), архиепископ (ныне митрополит) Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

http://sobory.ru/article/?object=18552

Когда мне исполнилось 18 лет, я поехала в Псково-Печерский монастырь к отцу Савве (Остапенко) (схиигумен Савва, старец Псково-Печерского монастыря, умер в 1980 году), который был нашим духовником, — хотела посоветоваться, как мне жить дальше. Я уже окончила медицинское училище, меня направляли в институт. Приезжаю в Печоры, а он приболел; думаю: ладно, потом приеду, когда он выздоровеет, а он не выздоровел — умер. Я очень скорбела, что не получила последнего благословения, и на могиле его плакала, просила: «Помогите мне, батюшка, как мне определиться в жизни?» Возвращалась из Печор с сестрой Надей, она была замужем за семинаристом, они жили в Загорске. Она предложила мне: «А ты не хочешь у нас в Загорске остаться? Все-таки здесь семинаристы. Замуж бы вышла. Попробуй устроиться работать в нашу поликлинику, если тебя возьмут — воля Божия, а если нет — поедешь домой». В поликлинике мне сказали: «Выходи на работу прямо завтра». Я познакомилась с семинаристом, а когда он предложил мне выйти за него замуж, пошла к духовной дочери отца Саввы, она тоже жила в Загорске. Мы с ней решили бросить жребий. Я своей рукой написала две записки: «Монастырь» — «Замуж». Мы помолились, и три раза выпал монастырь. Ну, я еще немножко сомневалась, ведь это жребий, и пошла к отцу Кириллу (Павлову). Тем более что и этот молодой человек мне предложил: «Пойдем к отцу Кириллу за благословением на брак». И мы с ним пошли к старцу; о жребии я ничего жениху не сказала. Сначала он зашел к отцу Кириллу, потом — я. Все ему рассказала: что не успела получить благословения духовника, что выпал три раза по жребию монастырь и что у меня нет такого сильного желания замуж идти. Отец Кирилл говорит: «Это правильно, жребий — это правильно. Твой путь — монастырь ». Правда, потом я еще пять лет жила в Сергиевом Посаде. Молодые люди пытались за мной ухаживать, но ничего не складывалось. И у меня всегда было такое чувство, что если пойду против благословения — мне жизни не будет. Но все тянула. И вот заболела — как медик, даже не могла понять, что это была за болезнь: покрылась какими-то волдырями и пятнами. В поликлинике мне дали бюллетень на неделю, а потом обещали в больницу определить. Больничный заканчивается, а у меня ничего не проходит. В понедельник — на прием к врачу. И на выходные я еду в Пюхтицу, окунаюсь в источник, в воскресенье приезжаю домой в Загорск, на следующий день иду к врачу, раздеваюсь — у меня на коже вообще ничего нет! Для меня это было явным знаком: все, оттягивать больше нельзя, нужно идти в монастырь. Мне в то время было 23 года. Будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков) дал мне рекомендацию, и я поехала с сестрой в Пюхтицы.

http://pravoslavie.ru/97602.html

Послание клиру и пастве Саранской епархии по случаю канонизации монаха Филарета (Кулакова), земли Ичалковской чудотворца.//Сар. ЕВ, 1999, 9, с. 9-13. Приветствие епископа Саранского и Мордовского Варсонофия при встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Рождество-Богородичном Санаксарском монастыре 3 августа 1993 г.//Сар. ЕВ, 1993, 10-11, с. 6-7. Приветствие участникам Сретенских чтений.//Сар. ЕВ, 1994, 2, с. 8. Приветствие участникам выставки «Живи, икона!» 9 апреля 1997 г.//Сар. ЕВ, 1997, 4-5, с. 11-13. Приветствие участникам конференции, посвященной памяти священника А.И. Масловского.  // Сар. ЕВ, 1998, 11-12, с. 6-9. Приветственное слово к участникам конференции «Преподобный Серафим и духовная жизнь народов Поволжья».//Сар. ЕВ, 1993, 10-11, с. 20-21. Привественное слово участникам IV Сретенских образовательных чтений.//Сар. ЕВ, 1999, 3, с. 7-10. Саранской епархии — 5 лет. Слово епископа Саранского и Мордовского Варсонофия на торжественном акте.//Сар. ЕВ, 1996, 2 (спецвып.), с. 1-4. Слово, произнесенное на вечере, посвященном 600-летию со дня блаженной кончины преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.//Сар. ЕВ, 1992, 7, с. 5-10. Слово на празднике «День Победы» 9 мая 1993 г.//Сар. ЕВ, 1993, 5, с. 6-7. Слово на III Сретенских образовательных чтениях 19 февраля 1998 г.//Сар. ЕВ, 1998, 3-4, с. 19-22. Слово по случаю 1-го выпуска Саранского духовного училища.//Сар. ЕВ, 1997, 7, с. 7-9. Слово на Кирилло-Мефодиевских чтениях «Пушкин и Православие».//Сар. ЕВ, 1999, 7, с. 26-32. В неделю святых жен мироносиц. Проповедь.//Сар. ЕВ, 1999, 4, с. 19-22. Второе посещение удела Божией Матери.//Сар. ЕВ, 1996, 11-12, с. 17-45. Выступление на Епархиальном совете 14 декабря 1999 г.//Сар. ЕВ, 2000, 2, с. 15-21. Домашняя молитва.//Сар. ЕВ, 2000, 2, с. 42-44. «Монастыри — это опора для людей»: Беседа с епископом Саранским и Мордовским Варсонофием, священноархимандритом Санаксарского монастыря./Интьервью Огудиной Н.//Сар. ЕВ, 1999, 8, с. 22-28.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197785...

Статьи и послания: Рождественское послание Преосвященного Варсонофия, епископа Саранского и Мордовского.//Саранские епархиальные ведомости (далее — Сар. ЕВ), 1992-2006. Пасхальное послание Преосвященного Варсонофия, епископа Саранского и Мордовского.//Сар. ЕВ, 1993-2006. Приветственный адрес Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.//Сар. ЕВ, 1999, 2, с. 3-7. Приветственное пасхальное послание Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.//Сар. ЕВ, 2000, 4, с. 16. Приветственный адрес Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II по случаю 10-летнего Патриаршего служения.//Сар. ЕВ, 2000, 6, с. 3. Приветственный адрес Высокопреосвященнейшему Серафиму, архиепископу Пензенскому и Кузнецкому.//Сар. ЕВ, 1999, 10, с. 3-5. Послание ректору Саранского православного духовного училища священнику Александру Пелину.//Сар. ЕВ, 1999, 10, с.9. Иисус Христос — наша жизнь и надежда. Слово на Кирилло-Мефодиевских чтениях 2000 г.//Сар. ЕВ, 2000, 7, с. 8-27. Доклад на Епархиальном собрании 8 ноября 1996 г.//Сар. ЕВ, 1996, 3-10, с. 6-15. Обращение к предпринимателям епископа Варсонофия, председателя Мордовского республиканского комитета российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса А.Е. Иутина и членов Епархиального совета.//Сар. ЕВ, 1993, 6, с. 5-7. Обращение ко всем верным чадам Православной Церкви Мордовии (о лжеучениях и сектах, распространяющихся по Мордовии).//Сар. ЕВ, 1995, 4, с. 13-17. Памяти архимандрита Модеста. Некролог. Слово епископа Варсонофия, сказанное на погребении архимандрита Модеста (Кожевникова), в схиме Михаила.//Сар. ЕВ, 1997, 3, с. 22-24. Письмо к председателю Государственного собрания Республики Мордовия Н.И. Меркушкину о возвращении епархии церковных зданий.//Сар. ЕВ, 1995, 1-2, с. 11-16. Послание по случаю 100-летия храма Казанской иконы Божией Матери, что в с. Маколово Чамзинского района Республики Мордовия.//Сар. ЕВ, 1997, 11-12, с. 3-5. Послание клиру и пастве Саранской епархии по случаю канонизации первого святого на мордовской земле — старца Феодора Санаксарского.//Сар. ЕВ, 1999, 8, с. 10-13.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197785...

С 22 марта 2011 г.  — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. С мая по октябрь 2011 г. временно управлял новообразованной Ардатовской епархией . Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. ( журнал 132 ) назначен главой новообразованной Мордовской митрополии . Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. ( журнал 103 ) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Иоанно-Богословского мужского монастыря с. Макаровка Октябрьского р-на г. Саранска Республики Мордовия. Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. ( журнал 8 ) назначен Преосвященным Санкт-Петербургским и Ладожским, главой Санкт-Петербургской митрополии , постоянным членом Священного Синода с временным сохранением должности управляющего делами Московской Патриархии. Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. ( журнал 4 ) освобожден от должности управляющего делами Московской Патриархии. Решением Священного Синода от 9 июля 2019 г. ( журнал 70 ) освобожден от обязанностей секретаря Межсоборного присутствия. Образование: 1979 г. — Московская духовная семинария. 1986 г. — Московская духовная академия. Кандидат богословия. Место работы: Санкт-Петербургская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Санкт-Петербургская епархия (Правящий архиерей)   Научные труды, публикации: Книги: Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Сочинения. — В 5 тт. Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Размышления о вере и жизни по Божественным заповедям. Сочинения. — Саранск, 1998. Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Спасительный путь возрождения Саранской епархии в конце ХХ века (послания, письма, доклады). — Саранск, 1999. Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский. Проповеди в четырех томах. — Саранск, 2004-2005. Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский. Беседы на Ветхий и Новый Завет в 4-х томах. — Саранск, 2005-2006. Модест (Кожевников), архимандрит. Митрополит Арсений (Стадницкий) и его проповедническое наследие. Крупицы от бесконечного./Сост. и пред. епископа Саранского и Мордовского Варсонофия. — Саранск, 1998.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197785...

3 декабря получил распространение видеоролик, на котором видно, как митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков) в Казанском соборе причащает верующих из одной лжицы (ложки для причастия), а священнослужители находятся в храме без масок и перчаток. Кадры вызвали критику, поскольку по предписанию Московского патриархата от 30 октября духовенство «при общении с прихожанами» обязано находиться в масках. Более того, еще в начале ноября митрополит Варсонофий потребовал, чтобы все посещающие богослужения были в индивидуальных средствах защиты. «Сейчас мы переживаем новый всплеск заболеваемости коронавирусной инфекцией, и каждого из нас в большей или меньшей степени коснулась эта беда. Забота о здоровье священнослужителей и мирян – основная наша задача в это непростое время», – подчеркнул архиерей. При этом власти Петербурга пока не считают РПЦ «злостной нарушительницей санитарно-эпидемиологических ограничений», 10 декабря сказал журналистам глава городского ситуационного центра по вопросам соблюдения стандартов безопасной деятельности Александр Ситов. Чиновник заметил, что «все разработанные стандарты безопасности учитываются, в том числе и в зоне общественных мероприятий, проводимых в церквах». Глава Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион (Алфеев) ранее пояснил, что «церковь не принимает собственных решений относительно противоэпидемических мер, а следует рекомендациям, которые дают санитарные власти в каждом конкретном месте и в конкретный период времени». «Когда весной была выпущена рекомендация в некоторых регионах, в том числе в Москве, закрыть храмы для прихожан, мы сделали это, на Страстной седмице и на Пасху мы служили при закрытых дверях, потому что таково было требование санитарных властей. Но при этом метрополитен продолжал работать, каждое утро и каждый вечер поезда метро наполнялись сотнями и тысячами людей, которые стояли вплотную друг к другу без соблюдения какой-либо социальной дистанции, и никаких масок тогда еще в обязательном порядке никто не носил», – заметил архиерей. По его мнению, противоэпидемические меры не должны быть односторонними – «их следует вводить и применять комплексно, равномерно; и если такие меры признаны необходимыми, они должны затрагивать все сегменты общества, включая и общественный транспорт».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 1987 г. возведен в сан архимандрита. В 1988 и 1990 гг. был участником Поместных Соборов Русской Православной Церкви. Это было время начала возрождения церковной жизни после семи десятилетий гонений. Храмы стали возвращаться Церкви, повсеместно прошли торжества по случаю юбилея 1000-летия Крещения Руси. После этого юбилея количество приходов и число верующих стало возрастать. Встал вопрос о выделении приходов Мордовии из состава Пензенской епархии и образовании самостоятельной Саранской и Мордовской кафедры, а также о кандидатуре архиерея на эту кафедру. Выбор Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода по рекомендации архиепископа Серафима пал на архимандрита Варсонофия. 8 февраля 1991 г. рукоположен в архиерейский сан семнадцатью епископами в г. Москве и 15 февраля прибыл в Саранск. В феврале 2001 г. возведен в сан архиепископа. Возглавляя различные паломнические группы, более десяти раз побывал в Святой земле, семь раз на Святой горе Афон, четыре раза в Египте, два раза в Италии, один раз на Кипре и т.д. Совершал многократно Божественные литургии на Голгофе и у Гроба Господня, в храме Рождества Христова в Вифлееме (Палестинская Автономия), в храме Преображения Господня на Святой горе Синай, в монастыре святой великомученицы Екатерины, в монастырях Афона — Пантелеимоновском, Зографском, Хилендарском и в лавре преподобного Афанасия, в древнем Киккском монастыре на Кипре, молился у мощей святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, в г. Бари. Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии. В 2009-2013 гг. — председатель Наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси. С 27 июля 2009 г. — секретарь Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода от 25 декабря 2009 г. ( журнал 142 ) утвержден в должности управляющего делами Московской Патриархии. Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением управляющим делами Московской Патриархии — постоянным членом Священного Синода —  возведен 1 февраля 2010 г. в сан митрополита .

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197785...

На день памяти Иоанна Богослова мы имели честь встречать митрополита Варсонофия на нашем дорогом Леушино. В приветственном слове я описал мужество владыки, решившегося послужить в еще невосстановленном храме, без должного благолепия, подобающего архиерейскому богослужению. Меня это подкупило – согласитесь, глава епархии и должен таким быть – служить не только в храмах, блещущих сусальным золотом, но и в таких, которым требуется помощь. Была еще одна причина решения владыки посетить Леушино – он очень почитает Апостола Иоанна Богослова, старается не пропускать дней его памяти и послужить в каком-нибудь храме, освященном в его честь. В Санкт-Петербурге церквей, посвященных Апостолу Иоанну, не так много: домовый храм при СПбДА, церковь на Волковском кладбище и Леушинское подворье. Времени на подготовку встречи митрополита было мало, но мы, работая буквально днем и ночью, обновили фасады, убрали ненужные стройматериалы, завершили реставрацию росписи. Что касается самой службы – в храме при отсутствии особого убранства особенно чувствовалась красота православного богослужения. Вспомнились послы князя Владимира, пленившиеся течением службы в византийском храме, что повлияло на выбор им Православной веры. Нашему приходскому хору мы попросили помочь хор Феодоровского Государева собора. Владыке сослужило четыре священника: протоиерей Андрей Щербан из строящегося храма Рождества Христова на 6-й Рождественской, ключарь Казанского собора протоиерей Андрей Герасимов, секретарь епархии протоиерей Сергий Куксевич, руководитель финансово-хозяйственного отдела епархии протоиерей Сергий Судаков. Владыка служит просто, проникновенно, духовно легко. Сочетание вдохновенной, благодатной службы, отсутствие иконостаса, пасхальный чин рождали ощущение Пасхи. Мы как будто вновь пережили пасхальное торжество. Храм был заполнен, на престол обычно приходит много людей, но тут молва о приезде владыки разошлась мгновенно. Это была историческая служба, ведь последний раз на Леушинском подворье литургия архиерейским чином служилась еще до революции. Таким образом, мы невольно отметили примерно столетие отсутствия архиерея в нашем храме. А до революции архиереи довольно часто бывали на подворье, и два престола в храме были освящены архиерейским чином. Раньше Леушинский монастырь относился к Новгородской епархии, и его петербургское подворье выполняло функцию архиерейского подворья новгородских владык. Здесь они останавливались, посещая северную столицу.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/24/vp...

Принятое на Поместном Соборе «Положение об управлении Русской Православной Церковью» определило порядок работы и состав Священного Синода. Синодальный год разделен на две сессии: летняя с марта по август и зимняя с сентября по февраль. Председателем Синода является Патриарх, постоянные члены — митрополиты Киевский, Минский и Крутицкий. Архиерейский Собор 1961 г. расширил состав Синода, включив в число постоянных членов Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя Отдела внешних церковных сношений, а Архиерейский Собор 2000 г. – добавил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского и митрополита Кишиневского и всея Молдовы. Пять временных членов Синода из числа епархиальных архиереев вызываются на полугодовую сессию поочередно, по старшинству архиерейской хиротонии — по одному от каждой из пяти групп, на которые поделены епархии. В настоящее время постоянными членами Священного Синода являются: Председатель: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев); митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан); митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров); митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Белоруссии Филарет (Вахромеев); митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков); митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир (Кантарян) ; митрополит Саранский и Мордовский, управляющий делами Московской патриархии Варсонофий (Судаков); митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Иларион (Алфеев); В качестве временных членов в зимней сессии 2010/2011 гг. принимают участие: митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец); митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион (Капрал); архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл (Хазов); епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин); епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил (Доровских); Участие постоянных и временных членов в заседаниях Священного Синода является их канонической обязанностью. Заседания созываются Патриархом Московским и всея Руси (либо местоблюстителем патриаршего престола) и, как правило, являются закрытыми.

http://pravmir.ru/svyashhennyj-sinod-spr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010